Ан-26Б-100 (RA-26085) Камчатского авиационного предприятия. Фото: Игорь Двуреков
Почему самолет считают морально устаревшим, но продолжают использовать
На месте крушения самолета Ан-26 на Камчатке нашли тела девятерых погибших. Об этом сообщает ТАСС, ссылаясь на экстренные службы. В регионе объявлен трехдневный траур. Самолет Ан-26 выполнял рейс из Петропавловска-Камчатского в поселок Палана, на борту находились 28 человек. Крупные обломки судна обнаружили в воде. Предположительно, он рухнул туда после столкновения со скалами. В авиакомпании заявили, что разбившийся самолет совершал штатную посадку, докладов об уходе на второй круг или аварийной ситуации не было.
Как заявил глава Камчатского края Владимир Солодов, шансов найти пассажиров живыми, практически нет. К месту крушения пассажирского самолета направлены два вертолета, также в прибрежной зоне у поселка Палана работает водолазная служба. Как подчеркнул шеф-редактор информационного агентства «Кам24» Роман Придачин, сложностей спасателям добавляют сильный ветер и волны.
Роман Придачин:
Обломки самолета обнаружили довольно поздно уже, смеркалось. Тем более, на северо-западном побережье полуострова была плохая погода, низкая облачность. Спасатели только утром 7 июля смогли добраться до района крушения. По сообщениям краевого управления МЧС, привлекают технику. Туда пробираются и вездеходы.
Фото: МЧС России по Камчатскому краю
Краевые власти заявляли о том, что надо будет вывозить обломки, поэтому планируется привлечь какие-то суда, которые смогут подойти по возможности ближе к берегу, куда будут загружать останки самолета. Тела начали доставать уже из воды. Многие из них может унести в открытое море из-за приливов и отливов. Руководство региона пытается решить эту проблему с помощью специализированных судов.
Возникали вопросы о том, стоит ли, вообще, приостановить полеты Ан-26, по крайней мере тех, что имеются на балансе в авиапарке Камчатского авиационного предприятия, чей самолет разбился. И власти, и в авиакомпании говорят, что полеты приостанавливать не будут, машины продолжат летать. Правительство края опубликовало хронологию происшествия. В частности говорили, что связь пропала в самом конце, уже недалеко от аэропорта, примерно в 10 км от него. В авиакомпании прокомментировали, и в правительстве Камчатского края рассказали о том, какие будут положены выплаты родным погибших. По 500 тыс. руб. от краевых властей, а также страховки по авиационным происшествиям составят по 3-3,5 млн руб.
Ан-26, потерпевший крушение на Камчатке, имел солидный послужной список. С 1994 года он находился в лизинге у ООН, затем у авиакомпании Air Mali. С 2008 года хранился в ангаре на Украине и только с 2013 года, после капитального ремонта, перешел компании «Камчатское авиапредприятие». За последние годы произошло несколько крупных инцидентов с Ан-26, один из последних, в сентябре 2020 года. Самолет потерпел крушение в Харьковской области на Украине. На борту находилось 27 курсантов университета Воздушных сил. 26 из них погибли.
Что известно о разбившемся Ан-26
И, по словам кандидата технических наук Вадима Лукашевича, эти самолеты морально устарели: «Это военно-транспортный самолет, предназначенный для грузовых перевозок. Потом он был дооборудован для перевозки пассажиров.
Самолеты Ан-24, и, особенно Ан-26, находятся на грани списания по возрасту, и нам срочно нужны адекватные альтернативы на замену.
Я летал на Ан-26 дважды, это было на Кубе, тоже над морем. В полете я, что называется, сидел и отсчитывал минуты, понимая, если сейчас что-то случится — никаких шансов».
Тем не менее, в авиапарке компании «Камчатское авиапредприятие» числится пять самолетов Ан-26, три ЯК-40, и один Ан-28, а также несколько вертолетов. И это типичная ситуация когда региональные перевозчики используют устаревшую технику, отмечает директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак: «Региональные авиакомпании — маломощные, у них, как правило, не хватает финансовых ресурсов для того, чтобы шиковать и добывать себе качественную технику. Поэтому они часто используют самолеты, которые уже прошли длительный путь. Для того, чтобы привести их в образцовое состояние, часто не хватает денег.
После инцидента с крушением самолета на Камчатке, в СМИ появились сообщения, со ссылкой на данные СПАРК, что Ространснадзор находил несколько нарушений у авиаперевозчика. В частности, компания не организовала сдачу экзамена по выполнению полетов в аварийных ситуациях среди 40-ка с лишним членов экипажа. Тем не менее, все они получили разрешение на полеты. Подготовка персонала, к слову, также существенная статья расходов для региональных перевозчиков, продолжает Борис Рыбак. По его мнению, из-за этого общая стоимость обновления авиапарка может оказаться неподъемной: «Эти перевозки крайне низкорентабельные, даже с учетом субсидий на некоторых маршрутах. Рентабельность эксплуатации на региональных маршрутах — минус 5%, там жирку не накопишь. Компании, как правило, эксплуатируют от двух до шести воздушных судов. Для того, чтобы им обновить парк, нужно от $1 млн до $10 млн на воздушное судно. Имеется в виду также и переподготовка персонала, подготовка технического обслуживания».
Однако даже если бы у компании были бы средства на обновление авиапарка, то возникла бы другая проблема — заменить старую технику нечем. Предполагается, что альтернативой, например Ан-24 может стать самолет Ил-114 300. Но на рынке он появится в лучшем случае в 2024 году. Впрочем, на той же Камчатке, и не только, может возникнуть еще одна трудность, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев: «Аэродромы, которые есть на Камчатке - с грунтовым покрытием. Это объективно не дает возможности заменить самолет Ан-26-100 и Як-40 на более современные аналоги. Существуют планы по модернизации аэродромной инфраструктуры за счет федерального бюджета, но в связи с дефицитом финансирования обеспечить строительство искусственных взлетно-посадочных полос в каждой точке не представляется возможным».
Выхода из этой ситуации собеседники “Ъ FM” не видят. При этом в правительстве признают, что региональным перевозчикам приходится выжимать последние силы из устаревшей техники. Но как решить эту проблему, по поручению премьера Михаила Мишустина, предстоит думать Минпромторгу.
Владислав Викторов
Свежие комментарии