В 1942 году начался совместный проект ВМС США, авиапроизводителя Lockheed и перевозчика Pan Am. Шла Вторая мировая война и ставилась задача создать большой транспортный самолёт, способный заменить летающие лодки, массово использующиеся флотом. Кроме того, Pan Am рассчитывала, что по окончанию войны транспортник будет легко переоборудован во вместительный пассажирский лайнер. Первоначально проект получил обозначение Lockheed Model 89, но с лёгкой руки президента компании Lockheed Роберта Гросса получил название, под которым и вошёл в историю — Lockheed R6V Constitution.
Технические требования к новому самолёту впечатляли. Четырёхмоторный R6V Constitution должен был перевозить до 7,9 тонны груза на расстояние 8000 километров со скоростью не менее 400 км/ч на высоте 7600 метров. Это должна была быть действительно большая машина. Если среди летающих лодок первенство по размерам удерживала гигантская Martin JRM Mars, то наш герой стал бы самым большим сухопутным самолётом в составе ВМС США.
Lockheed R6V Constitution. Проекции. Фото: airwar.ru
Интересной особенностью проекта стала двухпалубная конструкция. При этом R6V сразу проектировался как двухпалубник, а не представлял собой «расширенную» версию обычного самолёта. Примером такого «расширения» может служить Boeing C-97 Stratofreighter, который представлял собой «бутерброд» из фюзеляжа Boeing B-29/B-50 Superfortress и дополнительного фюзеляжа большего диаметра.
Схема двухпалубной компоновки Lockheed R6V Constitution в пассажирском варианте. Фото: книга "Lockheed XR6O-1 Constitution Development Story"
В 1943 году был подписан контракт на постройку двух опытных экземпляров и работа над проектом началась. Из-за размеров будущего самолёта Lockheed пришлось для финальной сборки построить новый ангар площадью 16000 квадратных метров.
Конструктивно R6V Constitution представлял собой классический низкоплан. В разрезе двухпалубный фюзеляж имел конструкцию "double bubble" («два пузырька») или "figure eight" («восьмёрка»). На крыле размахом 57,6 метра было установлено 4 двигателя Pratt & Whitney R-4360. Дальность полёта 8670 километров со скоростью 418 км/ч на высоте 7600 метров. В стандартной комплектации лайнер мог взять на борт 168 пассажиров, в комплектации с максимальной комфортностью - 52 пассажира.
Lockheed R6V Constitution на аэродроме. Фото: aviationsmilitaires.net
Lockheed R6V Constitution взлетает. Фото: U.S. Navy National Museum of Naval Aviation
Первый из заказанных самолётов был готов к лету 1946 года. А 9 ноября 1946 года на авиабазе Мурок новенький Constitution впервые поднялся в воздух под управлением лётчиков-испытателей Джо Тоула и Тони ЛеВьера. Началась программа лётных испытаний. Все результаты тщательно фиксировались. Т.к. на то время не существовало системы электронной записи показаний приборов, то лётчики летали с кинокамерой, установленной над приборной панелью. Второй борт совершил первый полёт 9 июня 1948 года.
Lockheed R6V Constitution в полёте. Фото: U.S. Navy National Museum of Naval Aviation
Lockheed R6V Constitution в полёте. Фото: U.S. Navy National Museum of Naval Aviation
Испытательные полёты показали ахиллесову пяту воздушного гиганта — слабые двигатели. Изначально конструкторы планировали оснастить R6V турбовинтовыми двигателями Wright Typhoon мощностью 5000 лошадиных сил. Но их разработка был свёрнута и пришлось ставить то, что было в наличии — уже упомянутые выше Pratt & Whitney R-4360 мощностью 3000 лошадиных сил. Этого явно было недостаточно для такого большого самолёта. Была предпринята попытка исправить ситуацию, установив 3500-сильные Pratt & Whitney R-4360-22-W, но результата это не дало.
Чтобы помочь лайнеру взлетать, была сконструирована и использована система реактивных ускорителей. 6 ракет перед взлётом устанавливались на крыльях. Это позволило сократить длину разбега при взлёте на 24%. Но всё ещё не решало проблему основных двигателей, которые к тому же перегревались в полёте. Для улучшения охлаждения приходилось открывать створки капотов, что отрицательно сказывалось на расходе топлива и дальности полёта.
Lockheed R6V Constitution взлетает с ускорителями. Фото: USAAF / USN Library
Эксплуатационные проблемы Constitution и послевоенное сокращение объёма пассажирских перевозок привели к закрытию проекта. Pan Am отказалась от летающего гиганта в пользу более экономичных Boeing 377 Stratocruiser. В 1949 году оба построенных экземпляра Constitution полностью перешли на баланс ВМС США. Один из них успеет полетать по маршруту Калифорния — Гавайи. Второй будет выполнять регулярные рейсы Сан-Франциско — Вашингтон и участвовать в рекламе набора на службу в ВМС под лозунгом "Your Navy — Air And Sea".
Конец проекта был печальным. Для ВМС США эксплуатация Lockheed R6V Constitution была слишком дорогой. Желающих взять лайнеры в лизинг не нашлось и в 1955 году оба самолёта были поставлены на хранение. А спустя какое-то время и вовсе были проданы за смешные 97 785 долларов. «Отличная» сделка, ведь разработка и постройка обошлась в 27 миллионов долларов!
После продажи первенец R6V был установлен в Лас-Вегасе в качестве рекламного биллборда компании Alamo Airways. Позже его выкупил Говард Хьюз и порезал на металл. Второй борт прожил дольше. Самолёт разместили на хранении в аэропорту Опа-Лока с перспективой превратить в музей-ресторан. Увы, эти планы не сбылись и в 1978 году его постигла участь старшего брата.
Lockheed R6V Constitution в роли рекламного биллборда компании Alamo Airways. Фото: Golet Air & Space Museum
Lockheed R6V Constitution откровенно не повезло. Хороший с точки зрения аэродинамики самолёт оказался никому не нужным великаном со «слабыми мускулами». Если бы не послевоенная жёсткая экономия, то у лайнера был бы шанс дождаться хороших двигателей и пойти в серийное производство. Но увы — Constitution в зале славы авиационной истории стоит рядом с таким же неудачником Bristol Brabazon.
Свежие комментарии