На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр
    Стерилизовали нас крепко. Но с инфляцией, зато, мы покончим. А что надо - купим.«Аэробусы» крепко...
  • Юрий Слитинский
    Появятся? а кадры откуда возьмут? а вражеские диверсанты из Айрбаса ведь не спят, всё, что творится в авиапроме хорош...«Аэробусы» крепко...
  • Ирина Белова
    Аффтар, посыпь голову пеплом и иди покупай телегу - с таким настроем тебе на самолетах не летать, похоронщик-пустозво...«Аэробусы» крепко...

Американцы нашли замену двигателю РД-180

Последний «космический» козырь России бит: Американцы нашли замену двигателю РД-180
Фото: AP/TASS

В течение почти двадцати лет Соединенные Штаты полагались на российский двигатель РД-180 для запуска космических ракет национальной безопасности, но сейчас пришло время положить этому конец. Об этом сообщило американское издание Space News,

В то же время Конгресс США осторожничает, опасаясь перебоев в космической программе, хотя и предписывает НАСА и национальным ВВС прекратить к 31 декабрю 2022 года запуск американских военных спутников на ракетах, использующих российский двигатель.

С одной стороны, ракета Atlas 5, собираемая компанией United Launch Alliance (ULA), совместным предприятием Lockheed Martin и Boeing, получила репутацию рабочей лошадки, которая еще ни разу не подводила, с другой — США опасаются ответных мер Москвы по запрету поставок РД-180. В любом разговоре или публикации о будущей программе космических пусков американцы всегда вспоминают об опасной зависимости.

Сегодня в США к решению задачи по замене двигателя РД-180 подключены четыре компании: ULA, Northrop Grumman, и два относительно новых игрока — SpaceX Илона Маска и Blue Origin Джеффа Безоса. Две из них получат контракты с государством на 25 запусков по цене от $ 100 млн. до $ 150 млн. за миссию. Проигравшие окажутся в тяжелейшем положении и, возможно, уйдут с рынка. Таким образом, Конгресс США стимулирует достаточно жесткую конкуренцию.

Все зависит от того, кто предложит наиболее эффективное решение. Тодд Харрисон, директор проекта аэрокосмической безопасности в Центре стратегических и международных исследований, комментируя стоящие перед «четверкой» задачи отметил: «До недавнего времени никто в США не мог разработать камеру, которая могла бы выдерживать такое высокое давление, как РД-180. Русские делают невероятно хороший ракетный двигатель».

По его словам, Пентагон был очень доволен продукцией «Энергомаша», поскольку космическая программа работала как часы, благодаря именно движку РД-180. С 2006 по 2013 год ULA имела фиксированные контракты с американскими военными на общую сумму около $ 1 млрд. в год, независимо от того, сколько ракет она запустила.

Илон Маск после нескольких неудачных запусков своей первой ракеты произвел успешный пуск в 2008 году. Сразу же компания выиграла контракт на коммерческие грузовые перевозки с НАСА. В течение следующих нескольких лет Маск начал разработку Falcon 9, гораздо более мощного носителя, который, по его мнению, может соперничать с Atlas 5. То, с какой легкостью компания Маска SpaceX получила первые заказы, говорит, что зависимость США от РФ в области космических двигателей не нравилась Вашингтону задолго до Крымской весны.

Безусловно, SpaceX попытается «протащить» ракету Falcon 9 в новое соглашение с НАСА и ВВС США, тем не менее, шансы Маска невелики, поскольку носитель столкнулся с проблемами сертификации. Антироссийская риторика Илона направлена только на то, чтобы поднять свой авторитет среди тамошних профессионалов.

Уже не секрет, что фаворитом во внутриамериканской космической гонке является ракета Vulcan Centaur с двигателем BE-4 компании Blue Origin. Её гендиректор Тори Бруно уже поспешил поздравить себя и свою фирму с победой.

Если BE-4 и впрямь способна выдавить РД-180 и РД-181 (используется на ракете Antares компании Northrop Grumman), то «Энергомаш» потеряет до половины годовой выручки, что, безусловно, поставит лидера российской космической отрасли в число дотируемых бюджетом предприятий.

В то же время, по американским источникам, НАСА и ВВС США, выбрав BE-4, будут переплачивать больше, чем вдвое по сравнению с силовой установкой «Энергомаша». К тому же само детище Blue Origin по техническим характеристикам существенно проигрывает РД-180, в частности, давление в камере в 2 раза меньше (132 атм против 253,3 атм), а тяга существенно слабее (249.52 тс против 390,2 тс). На ракету Vulcan Centaur будут ставить два движка, надежность которых не подтверждена практикой. Об этом чуть позже.

Любопытно: а как все это согласуется с реальной конкуренцией? Помнится, когда закрывали программу самолетов Ту-154, и заодно все наше гражданское самолетостроение, российские либералы из «гнезда Гайдара» на каждом углу кричали, что наш самолет не имеет перспектив, так как потребляет больше горючего. Только вряд ли сегодня «рыночник» Анатолий Чубайс поедет в США доказывать заокеанским законодателям, что только «невидимая рука рынка» должна решить, чей двигатель лучше: РД-180 или BE-4.

Но эмоции в сторону. В Вашингтоне на фоне «победы BE-4» началась словесная война между председателем Комитета по вооруженным силам Палаты представителей Адамом Смитом и Военно-воздушными силами в лице министра Уилсон Хизер. Она торопит с контрактом, согласно которому ВВС в период с 2022 по 2026 финансовый год купят примерно 25 пусков, заплатив около миллиарда в год. При этом победитель получит 60% миссий, а «серебряный призер» — 40%.

Предметом яростного спора является положение об использовании резервного космического транспорта, если разработанные новые ракеты двух выбранных поставщиков не оправдают надежд американских ястребов. Горячая женщина-генерал Хизер требует навсегда отказаться от РД-180, но более осторожный Смит, который заявил, что «знает больше, чем некоторые» предложил оставить Atlas 5 в качестве запасного игрока. Кстати, уже сделана поправка, что «если контракты будут заключены до 31 декабря 2022, то полеты Atlas 5 могут быть разрешены в 2023—2024 годах.

Источник в НАСА пояснил изданию Foreign Policy, что компании SpaceX и Blue Origin рассматривают это положение как «аварийный люк, который выводит ULA из любого риска» и дает компании значительное преимущество перед остальными конкурентами на внутреннем рынке. Илон Маск и Джефф Безос уже назвали данную позицию властей «подлой», так как Соединенные Штаты, раструбив всему миру, что сделают аналог РД-180, по-прежнему будут использовать русский двигатель, как палочку-выручалочку.

Как бы ни развивались события в США вокруг нашего движка РД-180, американцы дают нашим властям и «западникам» хороший урок: даже если свои продукты уступают по характеристикам импортным аналогам, они намного лучше, хотя бы, потому что являются отечественными. Тем, кто с пеной у рта хвалит все «забугорное», следует поучиться у «коллег из США» тому, как надо защищать национальный рынок и местных производителей.

На вопрос, состоялось ли импортозамещение в Соединенных Штатах продукции «Энергомаша», можно смело ответить: состоялось. Но выиграла ли Россия, продавая своему прямому противнику высокотехнологический двигатель? Безусловно, нет. Американцы получили почти 8 лет, начиная с августа 2014 года до конца 2022 года, чтобы создать BE-4. И все это время развивали свою военную космическую программу, направленную, к слову, против нас.

Если бы Москва ввела ответные санкции и запретила бы поставки РД-180, даже ценой субсидирования отечественного двигателестроителя, то за океаном начались бы спешка, нервозность и даже истерика, что, безусловно, привело бы к катастрофам и отрицательно сказалось бы программах НАСА и ВВС США. Ведь даже сейчас заокеанские конгрессмены оставили «запасной люк», явно не уверенные в качестве своих силовых установок.

Александр Ситников

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх