Сегодня еще и годовщина первого полета с воды уникального советского гидросамолета А-40 "Альбатрос". Мало того что это самый большой самолет-амфибия в мире, так эта амфибия еще и с реактивным двигателем. Самолет-автор более чем 140 мировых рекордов.
8 декабря 1986 г. А-40 совершил первый полет с суши.
Притом полет этот не планировался и стал непреднамеренным.
Каким образом это вышло?
8 декабря по плану летно-конструкторских испытаний намечались только пробежки до предвзлетных скоростей с отрывом передней стойки шасси от взлетной полосы.
В первой половине дня программу испытаний в основном выполнили, осталось проверить эффективность руля высоты. ВПП заводского аэродрома с одной стороны упирается в берег Таганрогского залива. Пробежки проводились в направлении от залива, однако к полудню ветер изменил свое направление и самолет отбуксировали в противоположный конец полосы.
Во время пробежки в сторону залива, самолет оторвался от полосы, места, для приземления и торможения уже не хватило... и летчику-испытателю первого класса Лахмостову, сидевшему за штурвалом ничего не оставалось как взлетать.
Сделав первый заход на посадку Лахмостов оценил управляемость самолета и ушел на второй круг, а затем благополучно посадил самолет.
Вот как описывает то, что произошло сам Е.А. Лахмостов: "На второй пробежке при взятом на себя штурвале и скорости 160-170 км/ч, самолет энергично поднял нос. Уборка РУД и отдача штурвала от себя согласно задания, совпала с отделением самолета от ВПП и набором высоты 7-9 метров. При убранном РУД самолет летел уже на скорости 200-210 км/ч без привычной для меня тенденции к снижению. Из-за сомнения в безопасности прекращения взлета (по остатку длины ВПП) принял решение продолжить взлет, выполнил два круга в течение 17 минут и произвел посадку".
В новейшей истории отечественной авиации непреднамеренно поднялись в воздух прототип Су-7 - С-1 и первый опытный высотный разведчик М-17. Летчик-испытатель А.Г. Кочетков 7 сентября 1955 г. сумел посадить С-1, и был награжден за это орденом Красной звезды, а летчик-испытатель К.В. Чернобровкин на М-17 разбился 24 декабря 1978 г. Е.А. Лахмостов на А-40 стал третьим летчиком, попавшим в такую ситуацию...
К сожалению "высокое начальство" не оценило поступок летчика-испытателя А-40 и счастливо завершившийся полет породил долгие разбирательства в Министерстве авиационной промышленности. В итоге Лахмостова - "ушли" на пенсию.
С воды самолет первый раз взлетел почти через год - 4 ноября 1987 г.
Небольшой фильм об этом уникальном самолете:
P.S.
Кстати, причиной непреднамеренного взлета А-40 стало стечение целого ряда обстоятельств, в числе которых оказались неучтенные экипажем хорошие разгонные характеристики самолета (аэродинамическое качество самолета оказалось небывало высоким для гидросамолетов - 17 - на уровне классических "сухопутных" собратьев) и то, что из-за верхнего расположения двигателей машина при уборке РУД поднимает нос...
Свежие комментарии