На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 685 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересный материал.Этот день в авиац...
  • 65alekseysramblerru Леонтьев
    ДА И НЕ ИЛ-85 ЭТО ВОВСЕ!Этот день в авиац...
  • Сергей Гольтяпин
    Спасибо, Семен! Все более-менее, насколько возможно... Самое грустное в таких статьях - что там можно было бы со мног...Разложение инжене...

Этот день в авиации. 19 декабря

Этот день в авиации. 19 декабря

Этот день в авиации. 19 декабря

1908 - В 12 милях от Парижа открыт первый в мире аэродром Port-Aviation.

Этот день в авиации. 19 декабря

1915 - Впервые поднялся в воздух «Анатра» тип «Д» (В дальнейшем это название трансформировалось в «Анаде», иногда самолёт называли также «Анатра-Д», «Анатра-Декан» или просто «Декан»). Полёт завершился благополучно, но лётчик-испытатель Робино (по другим даным - Робинэ) отметил слабую управляемость машины, а также недостаточную продольную и поперечную устойчивость.

Для решения этих проблем был увеличен с 4 до 8 град, угол стреловидности крыльев и с 3,5 до 6 град. - угол их установки. Всю бипланную коробку сдвинули назад на 200 мм, а сиденья лётчика и наблюдателя - перенесли вперед на 50 и 150 мм. Кроме того, площадь хвостового оперения нарастили почти на 50%, а площадь элеронов - на 20%. Надо заметить, что все эти доработки производились не сразу, а постепенно, пока в ходе очередного полёта устойчивость и управляемость машины не вошли в норму.

Этот день в авиации. 19 декабря

1927 - В Германии началось строительство летающей лодки Dо-Х. Предназначалась для эксплуатации на дальних пассажирских авиалиниях. Первый полёт состоялся в 1929 году. 20 октября в ходе 40-минутного демонстрационного полёта этот самолёт взлетел с Боденского озера с 169 пассажирами на борту. Этот рекорд остался непревзойдённым в первой половине XX века. Из-за невысоких лётных характеристик самолёт на линии не вышел — лишь совершил в 1930–1932 гг. несколько демонстрационных полётов в Африку, Северную и Южную Америку.

Harold Frederick Pitcairn portrait in 1930 with the Collier Trophy.jpg
1928 - Гарольд Питкэрн поднимает в воздух свой первый автожир.

Этот день в авиации. 19 декабря

1928 - Родился Николай Александрович Дондуков — советский авиационный инженер и государственный деятель, конструктор авиационных и ракетных двигателей, кандидат технических наук.

С 1952 г. работал в ОКБ Н.Д. Кузнецова. Автор идеи конвертации авиадвигателей в газоперекачивающие станции. В 1964 г. создал Куйбышевское КБ машиностроения. В 1974-1983 гг. был зам. министра авиационной промышленности СССР. Руководил разработкой двигателей НК-12СТ, НК-22, НК-31, НК-39, НК-144А.

30 января 1983 г. Николая Александровича Дондукова не стало. Государство высоко оценило его заслуги: Государственная премия СССР, ордена Ленина, Трудового Красного Знамения, Октябрьской Революции.

Этот день в авиации. 19 декабря
1936
 - Первый полёт пикирующего бомбардировщика Savoia-Marchetti S.M.85. Это был одноместный двухмоторный моноплан с убираемым шасси и полностью закрытой кабиной пилота. Фюзеляж самолёта проектировался таким образом, чтобы максимально снизить лобовое сопротивление и одновременно дать пилоту наилучший обзор. В результате форма фюзеляжа напоминала банан, а кабину пилота сдвинули почти к самому носу и сделали застекленный вырез в полу. Крыло имело три лонжерона, его конструкция была деревянной с полотняной обшивкой. В боевых действиях был заменён пикирующим бомбардировщиком Ju.87.

Этот день в авиации. 19 декабря
1936
 - Лётчица Мари Басти на самолёте С.635 "Джин Мермоз" успешно завершила перелёт Париж-Дакар. (Стартовала 12 декабря)

Этот день в авиации. 19 декабря

1937 - Заключено соглашение о воздушном сообщении между СССР и Швецией.

Этот день в авиации. 19 декабря
1939
 - Первый полёт французского прототипа учебного самолёта и корректировщика артогня Levasseur PL-400. Опытный самолёт сожжён в июне 1940 года, чтобы избежать захвата немецкими войсками.

Этот день в авиации. 19 декабря

1942 - Родился Николай Тимофеевич Антошкин — советский и российский военный и политический деятель. Генерал-полковник авиации (1994), военный лётчик 1-го класса, Заслуженный военный лётчик Российской Федерации (1993). Ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС, Герой Советского Союза (1986).

В 80-х годах был начальником штаба и первым заместителем командующего ВВС Киевского ВО. Звание Героя присвоено за участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. За период прохождения воинской службы летал более чем на 40 типах летательных аппаратов (самолётов и вертолётов). С ноября 1989 года по ноябрь 1993 года — командующий ВВС Московского военного округа, генерал-лейтенант авиации (25.04.1990). В декабре 1993 — марте 1997 — командующий фронтовой авиацией ВВС России. 10 июня 1994 года присвоено воинское звание генерал-полковника. В ноябре 1997 назначен на должность заместителя главнокомандующего ВВС России по боевой подготовке — начальника Управления боевой подготовки ВВС. В ноябре 1998 году досрочно уволился в запас.

Скончался 17 января 2021 года в больнице. Похоронен 20 января на Федеральном военном мемориальном кладбище...

Этот день в авиации. 19 декабря
1942
 - Первый полёт истребителя Piaggio P.119, Николо Лана. У этого самолёта радиальный двигатель Piaggio P.XXII мощностью 1700 л.с. был установлен в середине фюзеляжа, требовавший хорошего охлаждения. Истребитель, вопреки ожиданиям, не смог показать расчётных данных. В полёте сильно перегревался мотор, а аэродинамический момент выходящего из жалюзи потока горячего воздуха отрицательно сказывался на управляемости. Самолёт норовил скабрировать (перевернуться через спину), что было в корне недопустимо. Из положительных характеристик отметили высокую скорость, доходившую до 640 км/ч. Однако держать такой темп Р.119 не мог долго и к тому же прототип был вооружён всего двумя пулемётами.

Этот день в авиации. 19 декабря

1944 - Первый полёт истребителя Як-3 с мотором ВК-108, лётчик-испытатель Виктор Леонидович Расторгуев, ведущий инженер по испытаниям А.H.Кануков, механик Ф.3.Сбитнев. Всего было произведено пять полётов общей продолжительностью 1 ч 17 мин.

Опытный двигатель ВК-108 имел очень напряженный тепловой режим (высокую теплоотдачу). Hапример, в полёте 21 декабря температура масла на "площадке" достигала предельно допустимой величины 110 град. Из-за недоведённости двигателя (тряска, дымление, частые выходы из строя) заводские испытания сопровождались большими задержками. После полёта 21 декабря они были прерваны для замены двигателя, а 8 марта 1945 г. после первого же полёта с новым двигателем прекращены вследствие неудовлетворительной работы двигателя.

File:AF-2S VS-25 NMNA.jpg

1945 - Первый полет палубного противолодочного самолёта Grumman AF Guardian. В целом это была американская палубная противолодочная система, состоявшая из двух однотипных самолётов: AF-2W, который был оснащён радаром APS-20 для обнаружения подводных лодок, и носителя противолодочного оружия AF-2S.

1947 - Постановлением СМ СССР ГУ ГВФ подчинено МО СССР.

Этот день в авиации. 19 декабря

1954 - Первый полёт самолёта Convair YF-102A с ТРД Pratt & Whitney J57-P-23.

YC134_Pantobase.jpg

1956 - Первый полёт транспортного самолёта YС-134 Pantobase (базирующийся везде) конструкции Михаила Михайловича Струкова. Струков предложил создать машину с четырьмя ТВД, системами УПС и "Пантобейз". Но заказчики подписали контракт на постройку прототипа с двумя более мощными поршневыми двигателями. Проведя цикл фундаментальных исследований в лабораториях NASA, "Струков Эркрафт" переделала один серийный С-123В, получивший обозначение YC-134 (MS-18). На самолёте было изменено хвостовое оперение путём установки на концах стабилизатора вертикальных шайб с рулями, применено новое утолщённое крыло, позволившее разместить более эффективную систему УПС и дополнительные топливные баки. В корневой части крыла установили два турбокомпрессора мощностью по 400 л.с. Система "Пантобейз" пока отсутствовала. Самолёт впервые поднялся в воздух 19 декабря 1956 г. На испытаниях были получены хорошие ЛТХ, и военные заказали ещё две машины. На них установили модернизированную систему УПС с одним более мощным компрессором и "Пантобейз". YC-134 продемонстрировал следующие ВПХ: разбег по земле - 244 м, по снегу и воде - 458 м; пробег по земле - 320 м, по снегу - 305 м, по воде - 228 м. В начале 1958 г. все три YC-134 были переданы ВВС. Концепция "Pantobase" (базирующийся везде) подразумевала, чтобы самолёт имел герметизированный фюзеляж, нижней части которого была придана форма, напоминающая днище лодки, обычное шасси, две убираемые водно-снеговые лыжи, два подкрыльевых поплавка и мог бы эксплуатироваться практически с любой поверхности: земли, воды, льда, снега и песка.

Этот день в авиации. 19 декабря

1957 - Открылось движение на первой пассажирской трансатлантической авиалинии Лондон — Нью-Йорк с использованием турбовинтовых лайнеров «Британия 312» фирмы «Бристоль».

Этот день в авиации. 19 декабря

1957 - В Лондоне заключено Соглашение между Правительством СССР и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о воздушном сообщении.

Космический корабль Меркурий в НАСА в Эймсе.JPG

1960 - В США с космодрома Cape Canaveral с помощью ракеты-носителя "Редстоун" (Redsone) был осуществлён запуск по суборбитальной траектории КК "Меркурий" (Mercury) №2А. Корабль №2, после ноябрьской неудачи был отремонтирован и повторно использовался. Максимальная высота подъёма КК составила 210,3 км. Невесомость в полёте продолжалась 5 минут 30 секунд. КК приводнился в 377,8 км от старта. Задачи полёта были выполнены.  Пуск произведён в рамках программы Mercury по подготовке пилотируемого полёта в космос.

Этот день в авиации. 19 декабря

1970 - На вертолёте S-67 установлен абсолютный рекорд скорости вертолётов — 355,5 км/ч. Этот рекорд продержался до 1978 г., когда он был побит вертолетом А-10 (доработанный Ми-24) ОКБ Миля.

Этот день в авиации. 19 декабря

1970 - Катастрофа Ан-22 "Антей" (СССР-09305), а/д Панагарх в Индии, Министерство обороны СССР, ВВС, 81 втап (Иваново).

Через 43 минуты после взлёта на высоте 6 250 м произошёл отрыв части лопасти переднего винта №2 (усталостный излом). И передний и задний винты разрушились. Обломки повредили фюзеляж, крыло, двигатель №1, перебили тросовую проводку управления двигателями и повредили электросистему. Возник пожар на крыле. Авииагоризонт, указатель скорости и средства связи отказали. Все четыре мотора заглохли. Один из них, №3, затем удалось запустить, но он не управлялся РУДом. Вскоре он загорелся и на высоте 1 000 м на предпосадочной прямой был выключен. Самолёт перешёл в резкое снижение. Заход на посадку был продолжен с использованием аварийных аккумуляторов, которые быстро разрядились. Имея скорость на 150 км/ч больше нормы, Ан-22 пролетел на высоте около метра почти всю ВПП длиной 2 200 м с убранными шасси и закрылками и упавшим давлением в гидросистеме. При выравнивании самолёт накренился на правое крыло и задел им землю. Ан-22 разрушился и сгорел при движении по неровному грунту. Перевозил грузы для пострадавших от наводнения в Индии. Погибли все : экипаж - 11, пассажиры - 6.

7 января 1971 года комиссия Министерства авиационной промышленности СССР вынесла заключение, согласно которому причиной катастрофы стал усталостный излом лопасти переднего воздушного винта второй силовой установки[5]. По результатам расследования скорректировали технологический процесс изготовления винтов, ужесточили выходной контроль и ввели периодическую проверку представителями завода лопастей в эксплуатации. После этого за всё время эксплуатации воздушных винтов АВ-90 их разрушений во время полётов не происходило. Также в 1973 году на самолётах Ан-22 начала применяться новая разнесённая проводка тросов управления двигателями. Для определения характеристик снижения, устойчивости и управляемости самолётов Ан-22 при посадке с тремя и четырьмя отказавшими двигателями, были выполнены 25 полётов на CCCP-56391 (в настоящее время — UR-64460). По результатам этих полётов были внесены соответствующие изменения в инструкцию экипажу. В феврале 1971 года полёты «Антеев» были возобновлены...

Этот день в авиации. 19 декабря

1972 - На Землю вернулся экипаж последней лунной миссии Аполлон-17 - Юджин Сернан, Рон Эванс и Харрисон Шмитт.

Этот день в авиации. 19 декабря

1978 - Впервые оторвался от земли летательный аппарат, приводящийся в действие солнечной энергией (Solar One, Великобритания).

Этот день в авиации. 19 декабря

1978 - Катастрофа Ан-24Б (CCCP-46299), а/п Самарканд, Узбекское УГА, Самаркандский ОАО.

Экипаж выполнял тренировочный полёт, в ходе которого планировался заход на посадку с выключением одного двигателя для тренировки навыков полёта с одним работающим двигателем. Правый двигатель был выключен, а воздушный винт зафлюгирован. При заходе на посадку на одном двигателе самолёт прошёл БПРМ на 15 м ниже глиссады. КВС принял решение об уходе на второй круг. Вывод рабочего двигателя на взлётный режим осуществляли замедленно, вероятно, из опасения вызвать большой разворачивающий момент, т.к. из-за направления вращения винтов асимметрия тяги при резкой даче режима наиболее ощутима при выключенном правом двигателе. После уборки шасси и закрылков самолёт потерял скорость и с креном упал на землю. Всего погибших-5.

Этот день в авиации. 19 декабря

1978 - В декабре в г.Таганроге состоялся первый полёт самолёта ДРЛО А-50, созданного ТАНТК им.Г.М.Бериева на базе Ил-76,лётчик-испытатель Владимир Павлович Демьяновский. В программе лётных испытаний задействовали до 10 прототипов А-50. Поступление самолёта в части авиации войск ПВО страны началось в 1984 году (в том же году был снят с вооружения самолёт ДРЛО Ту-126), а в 1985 году АКРЛДН А-50 был официально принят на вооружение. Серийное производство самолёта освоено на Ташкентском авиационно-производственном объединении им. В.П.Чкалова. Дооснащение А-50 радиолокационным комплексом производится на Таганрогском машиностроительном заводе им. Георгия Димитрова. Комплекс А-50 предназначен для обнаружения и опознавания воздушных объектов (в том числе и малоразмерных крылатых ракет типа ALCM и «Томагавк»), определения их координат и параметров движения, выдачи информации на наземные командные пункты, наведения истребителей, а также вывода самолётов фронтовой авиации в район наземных целей. Возможно использование А-50 и для обнаружения морских целей. При дежурстве в воздухе самолёт обычно крутит на высоте около 10000 м. «восьмерки» с радиусом около 100 км. между центрами половинок «восьмерки».

Этот день в авиации. 19 декабря

1982 - Состоялся первый полёт боевого вертолёта Ми-28, лётчик-испытатель Гурген Рубенович Карапетян. Ми-28 — первый советский вертолёт огневой поддержки с продольной компоновкой двухместной пилотской кабины. Машина оснащена двигателями ТВЗ-117. Вертолёт предназначен для уничтожения воздушных и наземных целей, ночной атаки и огневой поддержки пехоты.

Этот день в авиации. 19 декабря
1984
 - Запуск беспилотного аппарата «Бор-4» (№ 406), представляющего собой копию орбитального самолёта системы «Спираль». Участники: НПО «Молния», ТМЗ, ЛИИ им. М.М.Громова и др.

Этот день в авиации. 19 декабря

1985 - Экипаж самолёта Ан-24 Аэрофлота (Якутский объединенный авиаотряд), CCCP-47845, выполнял рейс по маршруту Тахтамыгда – Чита (СССР). Второй пилот, вооруженный топориком, потребовал, чтобы капитан взял курс в Китай. Капитан не стал рисковать жизнями пассажиров и выполнил указание, однако смог незаметно известить диспетчерскую службу о том, что борт угнан. На территории Китая из-за недостатка топлива самолёт приземлился на рисовом поле. Второй пилот был задержан китайскими военными, через три дня все пассажиры и члены экипажа благополучно вернулись в СССР на другом самолёте. Ан-24 вернулся в СССР в январе следующего года. Второй пилот был осуждён в Китае на 8 лет, однако через 3 года был отпущен и передан советским властям. В СССР он был осуждён ещё на 5 лет.

Этот день в авиации. 19 декабря

1989 - Первый полёт самолёта общего назначения P.Z.L.105 Flamingo. Эта, радикально измененная конструкция, первоначально обозначенная как Wilga 88, стала называться PZL-105 Flamingo.

Этот день в авиации. 19 декабря

1995 - ТАКР «Адмирал Кузнецов» с самолётами Су-33 и Су-25УТГ на борту вышел в поход в Средиземное море.

Этот день в авиации. 19 декабря

1997 - Лётчик-испытатель Юрий Михайлович Ващук совершил первый полёт первого самолёта Су-29AR (для ВВС Аргентины).

Этот день в авиации. 19 декабря

2016 - Авария Ил-18В в районе Тикси.Военно-транспортный самолёт Ил-18 RF-91821 выполнял перевозку военнослужащих (офицеров и прапорщиков) вертолётных частей для ротации. После дозаправки на а/д Канск самолёт вылетел на а/д Тикси. При заходе на посадку в условиях полярной ночи над заснеженной безориентирной местностью, в результате преждевременного снижения ниже безопасной высоты самолёт ударился о вершину сопки высотой 392 м. Удар произошел нижней частью фюзеляжа и мотогондолами двигателей. После удара самолёт отделился, через 1250 м произошло второе касание земной поверхности с дальнейшим движением самолёта по покрытому глубоким снегом склону сопки до полной остановки. При движении по склону произошло частичное разрушение самолёта (консоли крыла разрушены, фюзеляж частично разломился в двух местах). Все члены экипажа и пассажиры получили ранения различной тяжести. Авария произошла в 31 км от КТА а/д Тикси. 29 января 2017 г. в госпитале скончался получивший тяжёлые ранения пассажир - подполковник ВС РФ (в связи с истечением 30 дней с момента АП в статистике не указывается, как погибший). Руководитель полётов а/д Тикси, в нарушение правил полётов, дал указание экипажу воздушного судна Ил-18 на снижение ниже установленной безопасной высоты полётов.

Этот день в авиации. 19 декабря

2017 - Перспективный конвертоплан Bell V-280 Valor совершил первый полёт. Машину разработали для участия в тендере по программе FVL (Future Vertical Lift), в рамках которой создаются новые военные вертолёты для вооружённых сил США. FVL предусматривает создание пяти типов летательных аппаратов вертикального взлёта, которые должны заменить вертолёты Sikorsky UH-60 Black Hawk, AH-64 Apache и CH-47 Chinook. Планируется, что все будущие машины оснастят схожей электроникой, датчиками, двигателями и вооружением. V-280 Valor представили Армии США в 2014 году. Особое внимание уделили снижению стоимости V-280 за счёт уменьшения массы и повышения надёжности аппарата. В частности, конструкторы отказались от использования системы автоматического складывания крыла. Конвертоплан сможет летать на крейсерской скорости в 518,6 километра в час, боевой радиус машины достигает 1481 километр при перегоночной дальности до 3,9 тысячи километров.

Картина дня

наверх