На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 687 подписчиков

Свежие комментарии

Этот день в авиации. 17 января

Этот день в авиации. 17 января

Этот день в авиации. 17 января
 
1847 - Родился «отец русской авиации» Николай Егорович Жуковский — русский учёный-механик, основоположник гидро- и аэродинамики. Картина Т. Е. Иванова «Начало» с изображением Н. Е. Жуковского со своими учениками (слева направо) — Б. С. Стечкин, А. А. Архангельский, А. Н. Туполев, Н. Е. Жуковский, Б. Н. Юрьев, Н. Р. Лобанов, Б. И. Россинский на Ходынском поле в 1911 году при испытании самолёта ИТУ Заслуженный профессор Московского университета (1911), почётный член Московского университета (1916), заслуженный профессор Императорского Московского технического училища (с 1918 г. — Московского высшего технического училища); член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду математических наук (1894).

В 1902 году под его руководством при механическом кабинете Московского университета была сооружена одна из первых в мире аэродинамических труб, а в 1904 г. в поселке Кучино, под Москвой, создан первый в Европе аэродинамический институт. В декабре 1918 года по предложению Жуковского Советским правительством был учрежден Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), первым руководителем которого он стал. Одновременно были основаны теоретические курсы для военных лётчиков, преобразованные затем в Московский авиационный техникум. На его базе в 1920 году был создан Институт инженеров Красного воздушного флота, с мая 1922 года ставший Военно-воздушной инженерной академией им. Жуковского. Николай Егорович Жуковский умер 17 марта 1921 года. Он тяжело хворал, но продолжал работать почти до дня смерти.Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве...

Этот день в авиации. 17 января
1886 - В Максбурге, штат Айова (США) родился пионер американской авиации Гленн Лютер Мартин. В 1912 году он основал авиастроительную компанию, которая в результате нескольких слияний объединилась в то, что сегодня известно как Lockheed Martin. Умер 5 декабря 1955 года.

Этот день в авиации. 17 января

1902 - По некоторым сведениям, в США Г.Уайтхед (Gustave Albin Whitehead) на летающей лодке №22 совершил управляемый полёт по замкнутому круговому маршруту, пролетев 11 км и выполнив посадку на воду. Сам Уайтхед заявил, что полёты проходили над заливом Лонг-Айленд-Саунд (Нью-Йорк). Он сказал, что расстояние первого полёта составляло около двух миль (3,2 км), а второго - семь миль (11 км) по кругу на высоте до 200 футов (61 м). Этот самолёт был оснащён двигателем мощностью 30 л.с., передававшем вращение на два винта.

Этот день в авиации. 17 января

1903 - Родился Григорий Иванович Бакшаев — советский авиаконструктор. Всю свою жизнь посвятил проектированию самолёта с крылом изменяемой в полёте площади. В 30-х годах возглавлял конструкторский отдел завода № 387, с августа 1941 г. — главный конструктор завода. Разработал самолёты ЛК, ЛИГ-8, РК (ЛИГ-7), РК-И (РК-2), модификации У-2. После войны разрабатывал самолёты-мишени. В 1950—1951 гг. работал в ОКБ Сергея Павловича Королёва. В 1957—1960 гг. был начальником Казанского филиала ОКБ М. Л. Миля, занимался разработкой модификаций вертолета Ми-4. Интерес к крылу изменяемой в полёте формы возродился в конце 1960-х годов, когда Бакшаева уже не было в живых. Идея была другой — изменение стреловидности крыла, но задача осталась той же — улучшение взлётно-посадочных характеристик скоростных самолётов. Скончался 27 октября 1960 года...

Этот день в авиации. 17 января

1906 - Первый и последний полёт дирижабля Ф. Цеппелина LZ-2 над озером Констанц.

Этот день в авиации. 17 января

1915 - Родился Николай Владимирович Адамович-Иодко — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1961), кандидат технических наук (1956).

ju_j1-j4.jpg

1917 - Первая пробежка (подлёт) первого в мире серийного цельнометаллического самолёта Junkers J.1 (J 4), пилот Arved von Schmidt. Юнкерс J 4, представлявший собой цельнометаллический свободнонесущий полутораплан, совершил первый испытательный полёт. Он был оснащён рядным двигателем Бенц Bz.IV (200 л. с). Передняя часть фюзеляжа, включая кабину, представляла собой бронекоробку, склепанную из 5-6-миллиметровых стальных листов. Каркас задней части фюзеляжа и крыльев составляли ферменные конструкции из дюралевых труб. Обшивка крыльев и оперения - гофрированный дюраль, а задней части фюзеляжа - полотно. Несмотря на все усилия, вес самолёта все-таки был слишком большим - он достигал 2140 кг. Кроме того, машина обладала низкой манёвренностью и скороподъёмностью, а также плохими взлётно-посадочными характеристиками. Вооружение состояло из двух или трёх 7,92-мм пулемётов "Парабеллум". Курсовой пулемёт устанавливался на капоте двигателя, а один или два турельных - в кабине стрелка-наблюдателя. Первоначально планировалось разместить в кабине стрелка и неподвижную стрелковую установку, предназначенную для стрельбы вниз под углом. Но от этой идеи пришлось отказаться, так как войсковые испытания показали, что из-за невозможности вести прицельный огонь её эффективность была крайне низкой. В начале марта 1918 г. самолёты Юнкерс J 4 стали поступать на западный фронт.

Этот день в авиации. 17 января

Этот день в авиации. 17 января

1917 - Родился Николай Сергеевич Лацков — советский военный лётчик (на фронтах Великой Отечественной войны с марта 1943 года), лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (26 октября 1944 года).

Этот день в авиации. 17 января

1921 - Принят первый советский законодательный акт о воздушном транспорте: декрет «О воздушных передвижениях в воздушном пространстве над территорией РСФСР и над её территориальными водами».

Этот день в авиации. 17 января

1923 - Родился Александр Леопольдович Горелик — советский и российский учёный и военный, доктор технических наук (1965), профессор (1967), Почетный академик Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского (1993), действительный член Международной академии информатизации, полковник в отставке. Участник Великой Отечественной войны и Парада Победы. Лауреат Государственной премии СССР (1979, за создание комплекса «Звезда» для распознавания космических объектов). Заслуженный деятель науки РФ(2004), Заслуженный работник промышленности вооружений. Автор более 100 печатных работ, в числе которых 10 монографий. Под научным руководством А. Л. Горелика было защищено 20 кандидатских и 5 докторских диссертаций.

Этот день в авиации. 17 января
Этот день в авиации. 17 января

1936 - Родился Николай Алексеевич Алфёров — Заслуженный штурман-испытатель CCCР (28.08.1974), капитан.

Этот день в авиации. 17 января

1941 - Первые части авиации ВМФ: 1-й минно-торпедный авиаполк, 2-й смешанный авиаполк Северного флота, 1-й, 3-й и 4-й истребительные авиаполки преобразованы в гвардейские.

Этот день в авиации. 17 января

1941 - Завершено формирование Главного управления ПВО СССР согласно штату № 1/110, введённому в действие 2 января 1941 г. В его составе впервые образованы Штаб ПВО, Управление боевой подготовки, другие структурные подразделения. Первым начальником Штаба ПВО стал генерал-майор Николай Никифорович Нагорный, начальником Управления боевой подготовки — полковник Семён Ильич Макеев.

Этот день в авиации. 17 января

1961 - Начало испытаний ОКБ и ЛИИ двух самолётов Як-32 в тренировочном ("32") и пилотажно-спортивном ("60") вариантах, лётчик-испытатель Владимир Павлович Смирнов.

Этот день в авиации. 17 января

1961 - Катастрофа Ли-2 (СССР-84694), Сталинградская область, Дубовский район, близ села Первое Мая, в 85 км от а/п Гумрак, Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ, 231 ОАО. Экипаж 231 ОАО выполнял ночной полет на вертикальное зондирование атмосферы. Взлет с а/д Гумрак произведен в 04:48 мск. Фактическая погода с 04:45 до 06:00 была следующей: облачность 10 баллов, слоисто-дождевая, разорвано-дождевая высотой 200-300 м. Видимость 2-4 км. Снег. Ветер 250-270° 7-10 м/с у земли и 60-80 км/ч на высотах. Экипаж после взлета и набора высоты дважды передавал данные зондирования до высоты 4 500 м. Первый раз он передал: нижний край облачности 230 м, верхний край нижнего слоя 1 000 м, умеренное обледенение. Второй раз – нижний край второго слоя 1 600 м, верхний край 2 280 м, нижний край третьего слоя 3 300 м, верхний край 4 000 м, в облаках умеренное обледенение, в зените ясно. Больше экипаж на связь не выходил и на дальнейшие вызовы не отвечал. Полностью разрушенный самолет был обнаружен на заснеженном поле в 85 км северо-северо-восточнее а/п Гумрак. Самолет упал на равнинной местности в 05:38, столкнувшись с землей носовой частью фюзеляжа. Двигатели углубились в почву на 1,5 м. Командир корабля, не имея опыта и навыков пилотирования самолёта на больших высотах и малых скоростях, на высоте 5 200 м допустил потерю скорости и сваливание. Неуправляемый самолёт на высоте 4 000 м оказался в облаках. При сваливании командир корабля мог допустить растерянность и, находясь в облачности, не сумел определить пространственное положение самолёта, в результате чего в создавшихся условиях с пилотированием не справился. Неуправляемый самолёт, продолжая беспорядочное снижение, столкнулся с землей практически вертикально, с МК=320° между селом Первое Мая и шоссе Волгоград-Камышин. Погиб экипаж 5 человек.

Этот день в авиации. 17 января

1962 - На Базе ВВС США "Ванденберг" (штат Калифорния, США) состоялся очередной второй испытательный полёт ракетного смолёта "Х-15" №3. Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Нейл Олден Армстронг (Neil Alden Armstrong). В полёте достигнута максимальная скорость 6058 километров в час при максимальной высоте подъёма 40690 метров.

Этот день в авиации. 17 января

1963 - Первый полёт многоцелевого транспортного самолёта Short S.C.7 Skyvan (компания Shorts, Великобритания).

Этот день в авиации. 17 января

1963 - Четырнадцатый полёт американского ракетного самолёта Х-15 №3. Самолет пилотировал пилот Джозеф Альберт Уокер (англ. Joseph Albert «Joe» Walker). В полёте достигнута максимальная скорость 5917 километров в час при максимальной высоте подъёма 82810 метров.

Этот день в авиации. 17 января

1964 - Катастрофа самолёта Ту-16, КК к-н Когинов В.Н. Взлёт при выходе на маршрут производился с максимальным взлётным весом с грунтовой полосы. На разбеге КК, желая быстрее оторваться от полосы, создал большой взлётный угол. Отрыв произошёл с хвостовой пяты и с левым креном. Самолёт задел за грунт левой плоскостью, перевернулся и сгорел. Экипаж, 6 человек, погиб.

Этот день в авиации. 17 января

1966 - У берегов Испании американский самолёт «потерял» четыре водородные бомбы. Стратегический бомбардировщик B-52G с термоядерным оружием на борту столкнулся с танкером KC-135 во время дозаправки в полёте. В результате катастрофы погибли 7 человек и были потеряны четыре термоядерные бомбы. Три из них приземлились на суше и были найдены сразу, четвёртая, упавшая в море — лишь после двухмесячных поисков. Две бомбы, упавшие неподалеку от Паломареса, разрушились, вызвав радиационное заражение местности. Катастрофа привела к серьёзному дипломатическому кризису и к прекращению полётов американских бомбардировщиков с ядерным оружием над Европой и Средиземноморьем, однако окончательно такие полёты были прекращены только через два года, после ещё одной подобной катастрофы — над базой Туле в Гренландии.

Этот день в авиации. 17 января

1966 - Первый переход от вертикального взлёта к горизонтальному полёту экспериментального самолёта с ВВП CL-84 Dynavert.

Этот день в авиации. 17 января

1966 - Первый китайский многоцелевой истребитель J-7 (компания Chengdu, Китай) - копия МиГ-21Ф-13, оторвался от взлётной полосы.

Этот день в авиации. 17 января

1969 - Был принят на вооружение авиации ВМФ и получил наименование Ил-38 (в НАТО обозначение: MAY), самолёт ПЛО Ил-38 с поисково-прицельной системой "Беркут". Серийное производство велось на московском авиационном заводе “Знамя труда”.

Этот день в авиации. 17 января
1970 - Состоялся первый полёт бомбардировщика Т-6-2И — первого прототипа Су-24 с крылом изменяемой стреловидности, лётчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин. Разработка бомбардировщика с крылом изменяемой геометрии велась в КБ с 1966 г. вначале под тем же шифром Т-6, а в дальнейшем — Т-6-2И (2-й экземпляр Т-6 с изменяемой стреловидностью крыла). На первом этапе проектирования и эта машина рассматривалась с комбинированной силовой установкой. Вскоре, однако, от подъёмных двигателей отказались. В освободившемся внутрифюзеляжном объеме вначале планировалось организовать отсек вооружения, но эта идея развития не получила, т.к. внутренняя подвеска существенно ограничивает ассортимент применяемого оружия. Окончательно было решено вооружение размещать только на внешних подвесках, а в фюзеляже установить дополнительные топливные баки. Применение крыла изменяемой стреловидности обеспечило самолёту хорошие характеристики в широком диапазоне высот и скоростей полёта. В качестве базовых были определены углы стреловидности крыла в 16, 35, 45 и 69, как оптимальные, соответственно, для взлёта и посадки, крейсерского полёта, режимов маневрирования и полётов на больших скоростях. Испытания Т-6-2И продолжались 6 лет, но решение о запуске нового бомбардировщика в серию под индексом Су-24 было принято на первом году испытаний, когда стали очевидными его преимущества перед Т-6-1. В конце 1970 г. взлетел третий опытный прототип Т-6-3И, а летом 1971 г. — Т-6-4И. Всего изготовлено 540 машин.
Этот день в авиации. 17 января

1979 - Мировой рекорд скороподъёмности на Як-50 — 3000 м за 4 мин 21,4 сек. (Светлана Евгеньевна Савицкая).

Этот день в авиации. 17 января

1983 - Михаил Петрович Симонов назначен Генеральным конструктором ОКБ им. Павла Осиповича Сухого.

Этот день в авиации. 17 января

1987 - Первый полёт самолёта носителя противоспутниковой ракеты МиГ-31Д, ОКБ им. Артёма Ивановича Микояна. Экипаж в составе лётчика-испытателя Авиарда Гавриловича Фастовца и штурмана-испытателя Леонида Степановича Попова. Прототипы не имели РЛС (вместо нее была 200-килограммовый массовый эквивалент), радиопрозрачный носовой обтекатель заменили на цельнометаллический, ниши узлов АКУ для УР Р-33 зашили, установив центральный выдвижной пилон для "изделия". Оснастили наплывами как на МиГ-31М и большими треугольными плоскостями на концах крыла ("ластами"), подобными тем, что стояли на прототипе МиГ-25П. "Ласты" служили для увеличения устойчивости в полёте при подвеске на внешнем пилоне большой ракеты.

Этот день в авиации. 17 января

1991 - В 03.00 по багдадскому времени началась операция «Буря в пустыне». 

Этот день в авиации. 17 января

2002 - Американский межпланетный зонд "Galileo" (запуск 18.10.1989г) совершил самый близкий пролёт близ одного из галилеевых спутников Ио - всего 102 км. Это минимальная дистанция, на которую "Galileo" когда-либо приближался не только к Ио, но и к любому другому спутнику Юпитера. Это было последнее рандеву зонда и Ио.

Этот день в авиации. 17 января

2011 - Китай провел успешное испытание своего первого орбитального беспилотного аппарата, который способен находиться в космосе в течение 270 дней в году и решать различные оборонные задачи, включая уничтожение спутников связи. Новейший космический самолет-робот призван бросить вызов орбитальному беспилотному аппарату X-37B США, который совершил свою первую миссию в прошлом году. Орбитальный беспилотный аппарат создан в центре авиакосмической промышленности КНР, находящемся в городе Сиань.

Этот день в авиации. 17 января

2021 - В 18:38 UTC самолёт-носитель Boeing-747-400 ‘Cosmic Girl’ взлетел с полосы RW12/30 аэродрома Мохаве (шт. Калифорния, США). Спустя 1 час и 1 минуту после старта, когда “воздушный космодром” находился над водами Тихого океана неподалёку от западного побережья США, был произведён сброс ракеты "LauncherOne". Еще через 5 секунд была включена двигательная установка ракеты. Это второй испытательный запуск ракеты-носителя “воздушного базирования” "LauncherOne" компании Virgin Orbit.
    На околоземную орбиту доставлены 12 небольших спутников по программе ELaNa XX:
– Спутник Капитолийского технологического университета "CACTUS-1" (Coordinated Applied Capitol Technology University Satellite-1). Предназначен для демонстрации перспективных технологий. Масса – 2,8 кг.
– Спутник "ExoCube-2" (СР-12). Создан университетским сообществом Cal Poly Picosatellite Project (PolySat) и Лабораторией реактивного движения NASA. Предназначен для изучения атмосферы. Масса – 3,2 кг.
– Спутник Мичиганского университета "MiTEE" (Miniature Tether Electrodynamics Experiment). Предназначен для экспериментов в области термодинамики. Масса – 3,4 кг.
– Спутник консорциума Colorado Space Grant Consortium (CoSGC) " PolarCube". Предназначен для изучения полярных зон земной атмосферы. Масса – 3,9 кг.
– Спутник Университета Центральной Флориды "Q-PACE" [другое название Cu-PACE (CubeSat Particle Aggregation and Collision Experiment)]. Предназначен для экспериментов в условиях микрогравитации. Масса – 2,76 кг.
– Спутник Университета Сан-Хосе, Университета Айдахо и Исследовательского центра NASA имени Эймса "TechEdSat-7" (Technical and Educational Satellite-7). Предназначен для демонстрации перспективных технологий. Также будет использоваться в образовательных целях. Масса – 2,5 кг.
– Спутник Университета Луизианы в Лаффайете "CAPE-3" (Cajun Advanced Picosat Experiment-3) предназначен для экспериментов в области связи. Масса – 1,3 кг.
– Спутник "RadExSat-2" [другие названия Fox-1E. Evolution] создан радиолюбителями в содружестве со специалистами Университета Вандербильта. Масса – 1,3 кг.
– Два спутник "PICS-1,2" (Passive Inspection CubeSat-1,2) созданы в Молодёжном университете Брихэм в Прово (шт. Юта, США). Предназначены для демонстрации перспективных технологий. Масса аппаратов по 1,35 кг.
– Два спутника "Prometheus 2.8" и "Prometheus 2.11".

Virgin Orbit запустила ракету в космос с самолета. Но зачем? Это первый успешный запуск ракеты с самолета для Virgin Orbit. Фото.

2021 - После нескольких неудачных попыток запустить ракету в космос с самолета компания Virgin Orbit не сдалась и в этот день все же смогла не только осуществить запуск ракеты LauncherOne с самолета Boeing-747-400 ‘Cosmic Girl’, но и вывести с ее помощью на орбиту Земли 10 небольших спутников для исследования космоса — кубсатов. Спутники были предоставлены миссией NASA Launch Service Program специально для этой ракеты. Таким образом Virgin Orbit стала одной из немногих в мире, кто осуществил запуск ракеты в космос таким на первый взгляд необычным образом. Это первый успешный запуск ракеты с самолета для Virgin Orbit. Аэродром Мохаве (шт. Калифорния, США).

Картина дня

наверх