На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 685 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересный материал.Этот день в авиац...
  • 65alekseysramblerru Леонтьев
    ДА И НЕ ИЛ-85 ЭТО ВОВСЕ!Этот день в авиац...
  • Сергей Гольтяпин
    Спасибо, Семен! Все более-менее, насколько возможно... Самое грустное в таких статьях - что там можно было бы со мног...Разложение инжене...

Этот день в авиации. 15 апреля

undefined

1452 - Родился итальянский ученый Леонардо да Винчи.

Его интересовали проблемы полёта. В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений, он проводил и опыты, но они все были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат.

Он говорил: «Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать — и крылья будут!».
Сначала Леонардо разрабатывал проблему полёта при помощи крыльев, приводимых в движение мышечной силой человека: идея простейшего аппарата Дедала и Икара.

Но затем он дошёл до мысли о постройке такого аппарата, к которому человек не должен быть прикреплён, а должен сохранять полную свободу, чтобы управлять им; приводить же себя в движение аппарат должен своей собственной силой. Это в сущности идея аэроплана.
Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки. На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног; а когда он в полёте, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху… так надо взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами…». Что касается приземления, он писал: «Эти крючки(вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает, и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках».


1784
- В 14 часов инженер Ричард Кросби и 10-летний мальчик-барабанщик взлетают на воздушном шаре с площади в Наване близ Дублина (Ирландия), совершают двухчасовой полет и приземляются в Рэтоуте. Во время полета с борта аэростата звучит музыка, поскольку мальчик около часа выбивает на барабане дробь, чтобы указать местонахождение аэростата собравшейся толпе зрителей. Это - первый в Великобритании и Ирландии пилотируемый полет на воздушном шаре.

undefined
1875
- Рекордный высотный полет (8 600 м) на аэростате «Зенит», Т.Сивель, Ж.Кроче-Спинелли (погибли) и Г.Тиссандье, Франция.

1877 - Итальянский изобретатель Энрико Форланини продемонстрировал в Милане модель вертолёта с паровым двигателем. Аппарат имел два соосных несущих винта. Нижний был неподвижно закреплён на корпусе, верхний — на валу двигателя. Во время полёта весь аппарат вращался в сторону, противоположную направлению вращения верхнего винта, однако с меньшей, чем у последнего, угловой скоростью. Форланини надеялся, что нижний винт полностью затормозит вращение геликоптера, и счёл его вращение недостатком. Модель поднималась в воздух на высоту до 13 метров, продолжительность полётов составляла до 20 сек.

undefined
1887
- Киевский архитектор Федор Гешвенд представил в Киеве проект биплана-бесхвостки с паровым реактивным двигателем под названием «Паролет». Эта конструкция имела крылья в виде элипса и конусоподобный нос.

undefined
1889
- Родился ученый и конструктор Г.А. Озеров.

Окончил МВТУ в 1921 году. Профессор, доктор технических наук, зам. Генерального конструктора.С 1921 года работает в ЦАГИ ведущим инженером, членом коллегии, директором и заместителем директора по научной части. Являясь руководителем отдела прочности ЦАГИ, Г.А.Озеров проводит ряд фундаментальных исследований в области прочности авиационных конструкций. Г.А Озеров внес значительный вклад в дело создания экспериментальной базы ЦАГИ. Участвовал в подготовке рекордных перелетов АНТ-25. После ареста органами НКВД работает в ОТБ НКВД, где с 1939 года занимает должность начальника конструкторской бригады прочности, занимается самолетами «100» (прототип Пе-2), «102» (ДВБ-102) и «103» (прототип Ту-2). В военные годы в ОКБ А.Н.Туполева был ведущим инженером по прочности самолета Ту-2 и его модификациям. В послевоенный период под его руководством проводились экспериментальные работы по прочности самолета Ту-4. Г.А.Озеров участвовал в создании практически всех боевых послевоенных реактивных и пассажирских самолетов. В ОКБ в качестве ведущего конструктора он осуществлял техническое руководство комплексной научно-исследовательской работой по созданию первого в СССР самолета-лаборатории, оснащенного ядерной силовой установкой. А.Г.Озеров много сделал для развития научно-технической базы ОКБ, принимал участие в создании вычислительного центра ОКБ.

d42f5b81217c.jpg
1896
 - Родился Герхард Физелер (Gerhard Fieseler) немецкий лётчик-ас первой мировой войны, авиаконструктор и предприниматель 30-х годов. В 1930 г. Физелер приобрел планерную фирму «Зегель флюгцойгбау Кассель», которая с 1932 г. стала называться «Физелер флюгцойгбау». Вскоре фирма построила свой первый самолет-биплан F-2, на котором Физелер в 1934 г. выиграл чемпионат мира по воздушному пилотажу. К 1935 г. фирма «Физелер» включилась в государственную программу строительства военной авиации и приступила к лицензионному выпуску самолетов других фирм. Первыми лицензионными самолетами стали Хейнкели He 46, He 51 и He 72. В апреле 1939 г. фирма получила новое название «Герхард Физелер верке ГмбХ» («Gerhard Fieseler Werke G.m.b.H.»). Основную ее продукцию составляли самолеты Fi 156, Bf 109 и Fw 190, а также крылатая ракета Fi 103. После окончания Второй мировой войны, отсидев непродолжительный срок, Физелер вернулся к предпринимательству, выпускал автомобильные комплектующие. Умер 1 сентября 1987 года.

1904 - Зарождение РЭБ ( радиоэлектронной борьбы). При обороне Порт-Артура впервые применены радиопомехи — подавлена радиосвязь корректировщиков артогня. День специалиста РЭБ в ВС РФ


1909
- Родился Георгий Николаевич Пашков, организатор оборонной промышленности, зам. председателя Спецкомитета по реактивной технике при Совете Министров СССР (с 1955), заместитель председателя ВПК (1957-1975), доктор технических наук, профессор, Герой Социалистического Труда.

В годы Великой Отечественной войны Пашков участвовал в организации эвакуации предприятий танковой промышленности в Нижний Тагил, Сормово и Челябинск. В январе 1945 года по личному поручению Сталина встречался с разведчиком Кимом Филби для передачи ему задания установить причину гибели в Германии американских лётчиков, одним из которых был Джозеф Кеннеди. После окончания войны Пашков и Дмитрий Устинов руководили вывозом оборудования ракетных предприятий Германии в СССР. Также Пашков вновь встретился с Филби и передал ему задание снять фотокопии с архивов Вернера фон Брауна.

В 1950 году Пашков был назначен помощником Лаврентия Берии по ракетно-ядерной тематике. На этой должности он участвовал в организации взрыва водородной бомбы и запуске ракеты с ядерной боеголовкой. С 1955 года он занимал должность заместителя председателя Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР. В его непосредственные обязанности входило курирование Министерств общего, среднего и электронного машиностроения. Он участвовал в планировании строительства ракетных и управляющих комплексов, подготовке к запуску первого искусственного спутника земли и полёту Юрия Гагарина.
Работал научным консультантом НИИ электронного машиностроения, был профессором Московского авиационного института и Зеленоградского института электроники.

Скончался 20 февраля 1993 года.


1921
- Родился летчик-испытатель и космонавт Г.Т.Береговой.

В 1938 году окончил Енакиевский аэроклуб и был призван в Красную армию. В 1941 году окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса. С августа 1942 г. (командир авиазвена 3-й воздушной армии, Калининский фронт).

С марта 1943 г. заместитель, а с сентября — командир эскадрильи 671-го штурмового авиационного полка (с мая 1943 г. — 90-й гвардейский) в составе 4-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии (5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия) сначала в составе Воронежского, затем 1-го Украинского, а позднее 2-го Украинского фронтов. За годы войны совершил 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. Был трижды сбит. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны, 26 октября 1944 г. удостоен звания Герой Советского Союза.
В 1948 окончил высшие офицерские курсы и курсы лётчиков-испытателей. В 1948—1964 работал лётчиком-испытателем. Им было испытано более 60 типов самолётов, в том числе: МиГ-15 (1949), МиГ-19П (1955), СМ-12 (1957), СМ-30 (МиГ-19) (1956), Як-25 (1949), Як-27К (1956), Су-9 (1958), Ту-128 (1962). Первым на практике осваивал гермошлем ГШ-4. В 1949 г., испытывая истребитель МиГ-15, впервые освоил пилотирование реактивного самолёта в условиях штопора. Обучал лётчиков входу в штопор и выводу самолёта из штопора на самолётах Су. В 1956 окончил Военно-воздушную академию (с 1968 имени Ю. А. Гагарина). В 1961 был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».
В 1963 зачислен в отряд советских космонавтов (группа ВВС № 2 — дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа Союз. 26—30 октября 1968 совершил космический полет на космическом корабле Союз-3. В полете была предпринята попытка (неудачная) стыковки с беспилотным кораблём Союз-2 в тени Земли. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полёта награждён 1 ноября 1968 второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.
22 января 1969 во время торжественной встречи космонавтов в Кремле офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которой ехал Береговой, приняв её за автомобиль Брежнева (ошибке способствовало и определённое внешнее сходство Берегового с Брежневым). Сидевший рядом с Береговым шофёр был смертельно ранен; сам Береговой был легко ранен осколками лобового стекла.
В 1972—1987 — начальник Центра подготовки космонавтов. Имел научные труды в области космонавтики и инженерной психологии. Защитил кандидатскую диссертацию в Институте физической культуры имени Лесгафта и получил степень кандидата психологических наук. В 1987 году ушёл в отставку в воинском звании генерал-лейтенанта авиации.
Скончался 30 июня 1995 во время операции на сердце.

1924 - Решением СНК СССР Рабоче-Крестьянский Воздушный Флот переименован в Военно-Воздушные Силы РККА, а Главное управление Воздушного флота – в Управление ВВС, подчиненное РВС СССР


1926
- Состоялся первый полет самолёта авиакомпании «Американ Эйрлайнз». Биплан DH-4 авиакомпании Robertson Aircraft Corporation под управлением ведущего пилота Чарльза Линдберга доставил пакет с почтой из Чикаго в Сент-Луис. "Робертсон Эйркрафт корпорейшн" был одним из нескольких небольших авиаперевозчиков, которые объединившись стали авиакомпанией American Airlines. Этот полет считается началом регулярных рейсов компании, известной сегодня как American Airlines. К услугам клиентов огромный парк самолетов, доставляющих пассажиров более чем в 250 городов обоих Американских континентов. Обладая более чем 80-летним опытом, Американ Эйрлайнз ежегодно перевозит около 94 миллионов клиентов по всем маршрутам.

1930 - Постановлением РВС СССР было признано необходимым создание в Штабе РККА управления службы противовоздушной обороны. И 1 мая этого же года дополнением к штату центрального аппарата в составе Штаба РККА было создано управление (6-е), отвечающее за вопросы противовоздушной обороны. Первым начальником 6-го управления (он же начальник службы ПВО) стал И.Ф.Блажевич, опытный боевой командир, выполнявший в Штабе РККА функции инспектора противовоздушной обороны. Под его руководством 6-м управлением уже в 1930 г. был разработан первый план противовоздушной обороны СССР.

hc62e5dd.jpg
1932 - родился Витаутас Стасисович Пранцкявичус, Заслуженный лётчик-испытатель СССР. В 1951-1953 учился в Уманском ВАУЛ, летал на Як-18, Як-18У, Ли-2, в 1955 окончил Кировабадское ВАУЛ. В 1955-1956 – лётчик-инструктор Кировабадского ВАУЛ, в 1956-1964 -лётчик-инструктор Оренбургского ВВАУЛ. В 1964 окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей, в 1965 – заочно Оренбургское ВВАУЛ. С 1964 по 1977 – лётчик-испытатель Иркутского авиазавода. Испытывал серийные Як-28 (1964-1971), Ан-24Т (1966-1971), МиГ-23УБ (1970-1977), МиГ-27 (1973-1977) и их модификации. В одном из полетов на Як-28 был вынужден катапультироваться. С 1977 по 1992 – лётчик-испытатель Киевского авиазавода. Испытывал серийные Ан-24 (1977-1979), Ан-26 (1977-1986), Ан-30, Ан-32 (1983-1992) и их модификации. Умер 27 августа 2008 года.


1932
- Поднялся в воздух опытный экземпляр летающей лодки-разведчика Potez 452 (Разработчик: Potez, Франция).

Гидросамолет (заводской номер 2661) представлял собой летающую лодку-полутораплан длиной около 10 метров и размахом верхнего крыла 13 метров. Остойчивость на воде обеспечивалась двумя поплавками, прикрепленными к законцовкам нижнего полукрыла. Опытный образец самолета был собран в Meaulte. Замеры показали, что его минимальная скорость полета составляет 72 км/ч, а максимальная скорость достигает 200 км/ч.


1933
- Хосе Х.Родригесом поднял в воздух лёгкий транспортный самолёт Ае.Т.1 (Разработчик: FMA, Аргентина).

Самолёт был разработан начале 1930-х гг. совместными усилиями инженеров Fabrica Militar de Aviones de Cordoba и Seccion Experimental de Transportes Aereos. Это была чисто коммерческая машина, хотя и строилась на военном предприятии. Испытания прошли вполне успешно, однако заказ на Ае.Т.1 составил всего три экземпляра. Все самолёты поступили в эскадрилью "Sol de Maya" в течении 1933 - 1934 гг., причем каждая машина имела собственное название: "General San Martin", "Dean Funes" и "Jorge Newbery".

undefined
1934
- В Севастополе погиб инженер-конструктор И.И. Погосский - на морском дальнем разведчике-торпедоносце МДР-4 (АНТ-27).

Когда машина с хорошей скоростью вышла из Круглой бухты, её стало бить о волны. Ударившись о первую, она взмыла, а затем со страшной силой врезалась в следующую. Подкосы среднего мотора не выдержали чудовищного удара, переломились, он рухнул на кабину и убил обоих лётчиков. В катастрофе кроме И.И. Погосского погиб и лётчик А.А. Волынский, а также инженер ЗОК ЦАГИ Г.С. Носков и инженер ЦИАМ К.К. Синельников. 
Летающая лодка МДР-4 была первой и единственной туполевской машиной такого класса, принятой на вооружение.

bessonov.jpg
1935
 - Родился Бессонов Николай Александрович - заслуженный летчик-испытатель. Окончил МАИ, Калужскую планерную школу, работал инструктором в аэроклубах. В ЛИИ с 1959 г. в должности инженера, а после окончания ШЛИ (1966) - летчик-испытатель. Мастер вертолетного спорта. Летал на всех типах вертолетов, командир отряда. Умер 14 марта 1982 от ожогов, полученных 8 февраля 1982 при катастрофе на Ми-8. Бессонов с В.Е.Туровцом отрабатывали "крайние" режимы посадки на Ми-8. После трех благополучных режимов с обоими выключенными двигателям (на режимах авторотации с "подрывом") был режим на "малом газе". Упали с большим углом тангажа, развернуло, так как топливо было не отсечено, то видимо это привело к сильному пожару.


1935
- поднялся в воздух D.503 - истребитель, разработанный французской фирмой Dewoitine.
Самолет стал дальнейшим развитием истребителей Dewoitine D.500/501. Главным отличием самолета стало наличие лобового радиатора и укороченных крыльев. Эта машина проходила испытания, но сочли, что она уже запоздала и уступает по своим данным истребителям нового поколения, созданным по заданию 1934 г.

tbd-8.jpg
1935  - Первый прототип XTBD-1 американского торпедоносца TBD "Devastator" впервые поднялся в воздух с аэродрома Кловер Филд. Впервые в мире палубный самолет-торпедоносец строился по схеме свободнонесущего моноплана с закрытой кабиной. Конструкция была цельнометаллической с фюзеляжем типа полумонокок. Экипаж, состоявший из летчика, штурмана-бомбардира и стрелка-радиста, сидел друг за другом в общей кабине, закрытой длинным фонарем со сдвижными секциями. Основные стойки шасси убирались назад по полету, но колеса не разворачивались и в убранном положении наполовину выступали. В качестве силовой установки выбрали 900-сильный двигатель воздушного охлаждения "Пратт Уитни" ХР-1830-60, вращающий трехлопастный винт изменяемого шага "Гамильтон Стандарт" диаметром 3,12 м.


1936
- поднялся в воздух опытный палубный разведчик-бомбардировщик XSBA-1 (Разработчик: Brewster, США), предназначенный для эксплуатации на борту американских авианосцев "Энтерпрайз" и "Йорктаун", которые предполагалось спустить на воду в 1936 г.
Самолёт появился как среднеплан обтекаемой формы цельнометаллической конструкции, за исключением рулевых поверхностей, имевших полотняную обшивку. Для облегчения эксплуатации на борту авианосцев он имел закрылки. Силовая установка опытного экземпляра состояла из одного двигателя Wright R-1820 Cyclone мощностью 750 л.с. Самолет имел убирающееся шасси с хвостовым колесом и внутренний бомбовый отсек. Летные испытания выявили необходимость установки более мощной силовой установки для того, чтобы обеспечить удовлетворительные летные характеристики. После испытаний у ВМС США не осталось сомнений в необходимости серийного производства самолетов. Серийно изготавливался авиационным заводом ВМС (Naval Aircraft Factory - NAF), который находился в Филадельфии. Построенному на этом заводе самолету-разведчику/бомбардировщику было дано обозначение SBN-1.


1936
- В Москве вышел в свет первый номер газеты «Воздушный транспорт» (начиналась как "Авиационная газета"), он хранится сейчас в фонде Российской государственной библиотеки. Это была газета для авиаторов и об авиаторах. Печатный орган Главного управления Гражданского воздушного флота при СНК СССР и ЦК Союза авиаработников.


1937
 - На итальянской транспортной летающей лодке Macchi MC.94 (I-NEPI) установлен мировой рекорд высоты в категории летающих лодок – самолёт поднялся с 1000 кг груза в на высоту 6432 метра.

b71.jpg
1937 - Между Советским Союзом и Чехословакией подписан договор о поставке 61 бомбардировщика СБ и развертывании лицензионного производства 161 самолета (101 бомбардировщика и 60 разведчиков). Первые самолеты, обозначенные в Чехословакии как В.71, начали поступать уже в том же месяце, а серийное производство продолжалось до осени 1938 года, когда в страну прекратила поставки алюминия Швеция. На момент оккупации Чехословакии Третьим Рейхом кроме поставленных 61 самолета из СССР чехи построили 111 самолетов (единственным отличием был один пулемет в передней полусфере вместо двух). 45 машин было построено заводом "Аэро" (серийные № 101-151) и 66 √ "Авиа" (152-217).
Причем производство продолжалось и под оккупацией с середины 1939 по конец апреля 1941 года. Из этих машин 42 были поставлены в Болгарию и шесть - в Венгрию. Непонятно куда делись еще четыре машины, так как в 1941 году на вооружение Люфтваффе поступили 120 самолетов. Начиная с 1939 года самолеты использовались в качестве учебных бомбардировщиков в летных школах. Позже они были переданы в следующие Luftdienst-Kommandos: 1\6, 2\6, 1\7, 2\7, 1\11, 2\11, 1\12, 2\12, 1\13, 1\67, 1\68 и 4\68. В апреле 1944 года Luftdienst-Kommandos были преобразованы в Fliegerzielgeschwader. На 30 апреля 1944 года в составе Люфтваффе числилось только 42 В.71. Причем они числились даже в I.\KG 200 и использовались для заброски агентов в тыл советских войск.
Большинство из оставшихся машин были списаны летом 1944 года и на 30 сентября 1944 года в составе Люфтваффе числилось всего 9 машин.


1937
- Крейсер испанских мятежников "Альмиранте Цервера" перехватил шедший под панамским флагом транспорт "Гордена" ("Hordena"). По бумагам пунктом назначения числился Сантандер. На борту была "контрабанда" - 22 "эстонских" Aero A.101. Груз формально принадлежал французской фирме "Scotia Corporation", на самом деле контролировавшейся Коминтерном. Самолеты были разгружены и собраны в Леоне. Легкие бомбардировщики облетали и приняли на вооружение националистских ВВС. Поступили они на вооружение эскадры 3-G-10 (аэродром Витория) и 4-G-10 (Гранада). Аппараты получили официальное название "Прага" (по названию двигателя) или чаще "Оса" (в переводе с испанского "Гусь"). Летчикам машины понравились, тем более, если учесть, что пересаживались они со старинных Бреге 19.
Aero A.100 двухместный чехословацкий лёгкий бомбардировщик (разведывательный самолет), оснащённый двигателем Praga Isotta Fraschini Asso мощностью 800 л.с. Вооружение: 2 передних 7.92-мм пулемета wz. 29 и 2 задних 7.92-мм пулемета wz. 30 на подвижной турели Skoda Su-31. Бомбовая нагрузка - 500 кг бомб

undefined
1939
- Родился летчик-испытатель А.А.Артюхин.

В 1956 окончил Ульяновский аэроклуб. Работал связистом на железной дороге. С 1957 живёт в Москве. Работал электромонтёром связи на железной дороге. В 1958-1961 служил в армии (во внутренних войсках). 
В 1967 окончил Московский авиационный институт. Одновременно с учёбой занимался самолётным и планерным спортом в аэроклубе МАИ, был в нём лётчиком-инструктором. 
В 1967-1970 работал инженером и инженером-экспериментатором в Лётно-исследовательском институте. Одновременно с работой летал в Жуковском и Коломенском аэроклубах. В 1968 окончил Костромской учебно-тренировочный авиационный центр ДОСААФ. В 1971 окончил штурманское отделение Школы лётчиков-испытателей. 
С февраля 1971 по декабрь 1973 – штурман-испытатель ОКБ А.Н.Туполева. Принимал участие в испытаниях сверхзвуковых военных самолётов Ту-22М и Ту-128, а также других самолётов ОКБ. В 1975 окончил самолётное отделение Школы лётчиков-испытателей. 
С 1975 по 1996 – лётчик-испытатель ОКБ имени А.Н.Туполева. Провёл испытания военных самолётов Ту-95ВК и Ту-95МА. Участвовал в испытаниях сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М, сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144, реактивного пассажирского самолёта Ту-154, различных модификаций военных самолётов Ту-95 и Ту-142. В 1990 установил 3 мировых авиационных рекорда высоты и скороподъёмности (из них 2 – вторым пилотом) на самолёте Ту-142ЛЛ. 
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю А.А.Артюхину 21 февраля 1996 года присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали “Золотая Звезда”. Жил в Москве. Умер 3 марта 2010 года.


1940
- Вышел приказ НКАП СССР об утверждении П.О.Сухого Главным конструктором завода №289

undefined
1941
- На крейсере «Молотов» установлена первая корабельная РЛС «Редут-К» разработки НИИ-20 (ныне ВНИИРТ).

VS-300...jpg
1941
 - Американский рекорд продолжительности пребывания в воздухе - 1 ч 5 мин 14,5 с установлен на вертолете VS-300 И.Сикорского.


1942
- На заводе № 153 начались (по 10 мая) совместные заводские и Госиспытания истребителя Як-7-37, ОКБ Яковлева. Як-7-37 являлся модификацией серийного самолета Як-7БМ-105ПА и отличался от него более мощным пушечным вооружением. Вооружение: мотор-пушка МПШ-37 Б.Г.Шпитального калибра 37 мм, два синхронных пулемета УБС калибра 12,7 мм и в перегрузку - шесть РС-82 [Изменения в фюзеляже самолета обеспечивали установку любой из следующих пушек: МПШ-37, ВЯ-23, ШВАК (при двух последних боезапас увеличивался) в сочетании с двумя пулеметами УБС или ШКАС].
Як-7-37 как представлявший для ВВС определенный интерес был выпущен небольшой серией в августе 1942 г. - 22 самолета, проходил войсковые испытания на Северном фронте в 42 иап 240 иад и хорошо проявил себя в воздушных боях.  

r2y-1.jpg
1944 - Поднялся в воздух прототип транспортного самолёта ХR2Y Liberator-Liner (Разработчик: Consolidated, США). Появившийся в 1943 году самолёт Model 39 Liberator-Liner представлял собой моноплан с высокорасположенным крылом из легкого сплава с обтянутыми тканью рулевыми поверхностями и силовой установкой из четырех R-1830-94 Twin Wasp мощностью по 1200 л. с. (895 кВт). "Consolidated" на свои средства построила фюзеляж прототипа и установила на нем хвостовое оперение от PB4Y-2. Самолёт мог перевозить до 48 пассажиров или 8 392 кг полезной нагрузки. В марте 1944 года ВМС США заказали 253 серийных самолета с поставкой с августа 1944-го по март 1945 года под обозначением R2Y-1. Но спустя всего месяц флот аннулировал заказ, ознакомившись с макетом. Было построено всего два прототипа применявшихся для различных экспериментов (в частности по испытанию закрылков большого размаха). Потом эти самолёты отдали на временное хранение и в конечном итоге разобрали на металл.


1944
- Начались (по 20 ноября) заводские испытания истребителя Як-З ВК-107, ОКБ Яковлева (ведущий летчик П.Я.Федрови, ведущий инженер А.М.Дружинин, механик О.В.Яницкий). Опытный Як-З смешанной конструкции с двигателем ВК-107Аи винтом ВИШ-107ЛО диаметром 3,1 м являлся модификацией Як-З ВК-105ПФ2 и отличался от него, главным образом, установкой более мощного и более высотного двигателя ВК-107А. Вооружение состояло из двух синхронных пушек Б-20С калибра 20 мм с боезапасом по 120 снарядов. Спецоборудование не изменилось за исключением того, что установлены однолучевая безмачтовая антенна вместо двухлучевой; вольтметр; генератор ГС-15-500 взамен ГС-10-350.
Заводские испытания проводились со снятым вооружением при полетной массе 2800 кг. Было выполнено 38 полетов общей продолжительностью 14 ч 50 мин.
Двигатель ВК-107А работал неудовлетворительно и трижды выходил из строя, чему способствовало недостаточное охлаждение воды и масла. Поэтому заводские испытания самолета свелись по существу к доводке двигателя и ВМГ, и лишь после 25 полетов состояние ВМГ позволило проводить испытания со снятием летных характеристик.

1944 - Погиб летчик-испытатель А.И.Кокин при выполнении испытательного полёта на Як-9У с М-107А. Неожиданно вспыхнул мотор и пытаясь спасти опытный самолет летчик погиб. По мнению аварийной комиссии, причиной катастрофы стала поломка нипеля бензиновой трубки и протечка бензина с его последующим загоранием.

undefined
1945
- Начало боевого применения штурмовика Ил-10 в составе 78-го гшап. В бою участвовали 15 самолётов, ведущий группы — М. И. Безух.


1947
- Приказом МАП No.210 коллективу, возглавляемому А.И.Микояном (ОКБ-155, завод No.155), было утверждено задание на разработку фронтового истребителя с герметической кабиной, который требовалось построить в двух экземплярах и предъявить на государственные испытания в декабре. Фактически, работу над новой машиной в ОКБ-155 начали еще в январе 1947 г.

Разрабатываемый истребитель, получивший наименование И-310 и заводской шифр "С", должен был иметь весьма высокие летные характеристики: максимальную скорость 1000 км/ч у земли и 1020 км/ч на высоте 5000 м. Время подъема на высоту 5000 м - 3,2 мин, практический потолок 13000 м и дальность 1200 км при полете на высоте 10000 м с наивыгоднейшей скоростью. Разбег должен был составлять 700 м, а пробег 800 м. Его вооружение должно было состоять из трех пушек: одной 45-мм и двух 23-мм. Кроме этого, вместо подвесных топливных баков предусматривалась возможность размещения бомбовой нагрузки в 200 кг. На новой машине планировалось установить один из закупленных реактивных двигателей "Нин", который позволял обеспечить заданные летные характеристики.


1948
- Завершились заводские летные испытания истребителя-бомбардировщика Су-11 (Первый), за время которых было выполнено 54 полета, причем 11 из них - летчиком-испытателем С.Н.Анохиным. Общий налет составил 21 час 08 мин. Из акта ОКБ от 25 апреля 1948 г.: "...Самолет Су-11 ("ЛК") с 2 ТР-1 прошел и закончил заводские испытания. На самолете произведено 54 испытательных полета общей продолжительностью 21 час 08 минут. В связи со снятием с производства двигателей ТР-1 и неудовлетворительными характеристиками продольной устойчивости по М (имеет место изменения знака нагрузок на ручку от руля высоты при числе М=0,75) самолет на государственные испытания не передавать. Для изучения прочности крыла с изогнутыми лонжеронами крылья с самолета снять и направить в ЦАГИ. Самолет списать".

c99-5.jpg
1949
 - На тяжёлом транспортном самолёте С-99 (Разработчик: Convair, США) установлен мировой рекорд с грузом 45400 кг. Создан на базе бомбардировщика В-36. Особенностью самолета был огромный двухпалубный герметический фюзеляж, имевший длину 55,6 м и диаметр 7,66 м, который мог вместить 50000 кг грузов или 400 полностью вооруженных солдат, или 300 раненых на носилках с сопровождающим обслуживающим .медицинским персоналом и оборудованием.
Схема самолета была изменена, он стал низкопланом. Крыло, хвостовое оперение, шасси и силовая установка были взяты аналогичными первым В-36. При модернизации на заводе в Форте Уорт: на нем установили двигатели R-4360-41, четырехколесные основные шасси и РЛС в носовой части. Масса пустого самолета определилась как 6200 кг, взлетная 122000 кг. С грузом 45000 кг и запасом топлива 19000 л и десятью членами экипажа дальность составляла порядка 2760 км, с грузом 4540 кг и запасом топлива 72000 л - 13100 км. Крейсерская скорость обеспечивалась равной 436 км/ч, максимальная скорость равнялась 547 км/ч на высоте 9200 м.

undefined
1952
- Первый полет реактивного стратегичесого бомбардировщика Боинг B-52 «Стратофортресс», США. 
Постройка первого опытного самолета ХВ-52, осуществлявшаяся в условиях строгой секретности, была завершена 29 ноября 1951 г., но из-за необходимости внесения в его конструкцию изменений, первым 15 апреля 1952 г. приступил к летным испытаниям второй опытный самолет YB-52. 
Первый полет совершался по маршруту Renton Field Рентон (штат Вашингтон) — авиабаза Ларсон. Он продолжался 2 часа 21 минуту. Самолёт пилотировали тест-пилот фирмы Боинг Alvin M. Johnston и подполковник ВВС США Guy M. Townsend.


1959
- Первый рейс Ту-104 из Ленинграда в Москву, под управлением А.И. Злобина. Впервые введен в эксплуатацию самолет Ту-104Б с удлиненным фюзеляжем (на 1,21 м) со стандартным количеством пассажирских мест на 100 человек. С этого дня Ту-104 стало эксплуатировать Пулковское авиапредприятие Северного управления ГВФ

undefined
1959
- Капитан ВВС США Джордж Эдвардс установил мировой рекорд скорости на дистанции более 500 км на авиабазе Edwards, штат Калифорния. Самолет McDonnell RF-101C-60-MC Voodoo. Рекорд составил 1313,7 километров в час (816,28 миль в час).


1960
- Родился Корниенко Михаил Борисович — лётчик-космонавт Российской Федерации, Герой России. Совершил два полёта: первый — в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-18» и участника экспедиции МКС-23/24 (2010 г.), второй — в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-16М» и участника «годовой» экспедиции МКС-43/44/45/46 (2015 – 216 гг.)

undefined
1961
 - Утром 8 бомбардировщиков B-26 Invader опознавательными знаками кубинских ВВС, взлетевших с территории США и пилотируемых кубинскими эмигрантами, нанесли удары по трём аэродромам с целью уничтожить кубинскую авиацию. Однако кубинское военное командование успело рассредоточить и замаскировать самолёты, на аэродромах остались в основном неисправные машины и макеты. В результате, из 24 самолётов ВВС Кубы (15 B-26, 6 Sea Fury и 3 T-33) были уничтожены лишь 2 (по официальным данным правительства Кубы) или 3 (по данным некоторых советских и американских источников). Однако основываясь на сообщениях пилотов, организаторы вторжения сделали вывод, что ВВС Кубы уничтожены. Эта акция предшествовала попытке вторжения 17 апреля на остров Свободы противников Кастро.


1962
- Первый дальнемагистральный пассажирский самолет VC.10 (G-ARTA), Разработчик: Vickers, Великобритания выкачен из ангара завода в Бруклендс. Спроектированный по заказу авиакомпании ВОАС, лайнер VC10 стал последним коммерческим самолетом, созданным и строившимся компанией "Vickers" в одиночку. После наземных испытаний 29 июня поднялся в воздух.


1964
 - Начались (по 24 июня) государственные испытания Lim-6bis, в которых задействовался серийный экземпляр N 1J 05-04. Самолет имел нормальную полетную массу 5550 кг, максимальную - 6500 кг. Оснащенный внешними подвесками, он показал на высоте 3000 м максимальную скорость 1019 км/ч и смог забраться на 10000м за 8,3 мин. В целом Lim-6bis считался достаточно удачной машиной и в течение ряда лет оставался основным истребителем-бомбардировщиком Польши. Некоторое число этих самолетов было поставлено в ГДР, Египет и Индонезию.


1968
 - Осуществлена автоматическая стыковка двух беспилотных космических кораблей "Космос-212" (03183 / 1968 029A) и "Космос-213" (03193 / 1968 030A). Совершив в течение нескольких часов полет в состыкованном состоянии, корабли расстыковались и продолжили автономный полет каждый по своей программе.


1970
- Закончена постройка и представлен макетной комиссия ВВС, одновременно с макетом самолета, первый экспериментальный экземпляр Як-36М № 01.

Boeing-737-200-Advanced-Exterior.jpg
1971 - Поднялся в воздух среднемагистральный пассажирский самолет Boeing 737-200 Advanced (Разработчик: Boeing, США). Боинг 737-200 Advanced - это гражданский, пассажирский, региональный самолет для авиалиний малой и средней протяженности. Самолет является улучшенной модификацией модели 737-200, которая была сертифицирована в декабре 1967 г. В ходе эксплуатации самолет постоянно усовершенствовался: на него устанавливались более эффективная система реверса тяги, улучшалась местная аэродинамика и повышалась эффективность закрылков. Результатом этих улучшений в 1971 году стало создание новой модификации 737-200 "Advanced". Первые поставки начались в конце мая. Первоначально самолет 737-200 Advanced выпускался с взлетной массой 54,2 т. В дальнейшем она была увеличена сначала до 56,47, а потом до 58,1 т. Грузопассажирский вариант 737-200С Advanced оборудован грузовой дверью размером 2,14 х 3,4м. Он может перевозить до семи поддонов или два поддона и 76 пассажиров.


1971
 - Катастрофа самолёта Ту-16, КК Анохин.
Самолёт упал в районе Аральского моря. Экипаж погиб.


1972
 - Катастрофа самолета ЗМС-2, КК Лыбин.
Группе из 5 кораблей ЗМ пришлось садиться на покрытую мокрым снегом ВПП при сильном боковом ветре. Уже первый самолет сошел в сторону с полосы, повредив более 2 км боковых осветительных огней. При этом погасли ограничительные огни торца полосы. Выкатилась за пределы бетонки и застряла в грунте еще одна машина. Но трагичней всех оказалась судьба самолета, управляемого экипажем м-ра Г.А.Лыбина. "Эмка" приземлилась с перелетом в 1000 м, на повышенной скорости и на переднюю опору шасси. Началось "козление". Во время третьего прыжка самолет свалился на крыло, после сильнейшего удара разрушился и сгорел. Весь экипаж погиб.


1981
- Поднялся в воздух опытный образец самолета береговой охраны HU-25 Guardian, созданный французской фирмой Dassault (теперь Dassault-Breguet) в соответствии с техническим заданием береговой охраны США на патрульный самолет средней дальности. В качестве базы использован легкий административный самолет этой фирмы Falcon 20.

Самолет представляет собой свободнонесущий низкоплан со стреловидным крылом и хвостовым оперением, фюзеляжем круглого сечения и убирающимся в полете трехстоечным колесным шасси. От базовой машины он отличается новыми турбовентиляторными двигателями ATF3-6, имеющими на 20 процентов большую тягу и на 20 процентов меньший расход топлива. Кроме того, новые двигатели позволили улучшить скороподъемность и взлетно-посадочные характеристики. Несколько изменен также фюзеляж самолета: уменьшено число иллюминаторов, а по обе стороны фюзеляжа сделаны необычайно большие окна для наблюдателей.
Экипаж самолета состоит из шести человек: два пилота (располагаются в кабине летчиков в передней части фюзеляжа), штурман, два наблюдателя и оператор радиоэлектронной системы поиска и наблюдения Aireye.

AnokhinSergNikol20.jpg
1986 - Умер С.Н.Анохин, Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель CCCР. Выполнил первый полёт и провёл испытания Як-25 (2.11.1947), Як-30 (8.09.1948), Як-23УТИ (29.03.1949), Як-50 (9.08.1949), планеров А-13 (1958), А-15 (26.03.1960), «Амур» (1961). Провёл испытания: Як-19 (1947), ЛЛ-1 и ЛЛ-2 (1947-1948), МиГ-15 (1948), Су-15 («П») (1949), Як-20 (1950), МиГ-15 на штопор (1951), КС (1951-1953), Ту-104 на устойчивость и управляемость (1958), Ту-16 на срыв и сваливание (1959). Принимал участие в испытаниях большого количества опытных самолётов различных ОКБ. Лауреат Государственной премии СССР (1953). Награждён 3 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 3 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями, иностранной медалью.

tu155-1.jpg

1988 - Первый полет экспериментального самолета Ту-155 с двигателем на криогенном топливе, экипаж В.А.Севанькаева.
С целью летной оценки возможности использования криогенных топлив на Ту-155 по сравнению с базовым самолетом Ту-154Б были выполнены следующие конструктивные изменения:
• в специально выделенном отсеке салона самолета установили топливный бак с высокоэффективной теплоизоляцией для размещения жидкого водорода с температурой -253ОС или сниженного природного газа с температурой -162ОС;
• доработали топливную систему самолета;
• экспериментальный топливный комплекс включал в себя систему подачи топлива в двигатель, систему поддержания давления в баке с аварийным предохранительным устройством, систему циркуляции, наддува бака, систему аварийного слива криогенного топлива. Система подачи топлива состояла из центробежных и струйных насосов, теплоизолированных трубопроводов, криогенных агрегатов и клапанов;
• для управления и контроля работы криогенного комплекса на самолете установили три дополнительные системы: а) гелиевую, управляющую агрегатами силовой установки; б) азотную, замещающую обычную атмосферу в отсеках самолета и предупреждающую экипаж в случае утечки криогенного топлива задолго до взрывоопасной концентрации; в) систему контроля вакуума в теплоизоляционных полостях; г) вместо штатного центрального двигателя НК-8-2У установили экспериментальный двигатель НК-88, созданный в конструкторском бюро под руководством академика Н.Д.Кузнецова (при этом большое внимание уделили обеспечению взрывопожаробезопасности двигателя).
После 12 полетов самолет переоборудовался для испытаний двигательной системы на сжиженном газе в интересах европейского концерна Airbus.


1988
 - Состоялся 24-й, последний, испытательный полет аналога корабля многоразового использования БТС-002. Римантас Станкявичюс, Игорь Волк. Посадка в автоматическом режиме.

1993 - Образовано СП «Локхид-Хруничев-Энергия», где с российской стороны участниками выступали ГКНПЦ имени М.В.Хруничева и РКК “Энергия”, а с американской – корпорация “Локхид”. Предметом деятельности совместного предприятия являлись маркетинг ракеты-носителя “Протон-К” и ее использование для запуска спутников зарубежных стран. Логическим продолжением деятельности СП ЛХЭ, после объединения в 1994 году двух американских компаний “Локхид” и “Мартин Мариетта” в одну – “Локхид Мартин”, стало образование в 1995 году, совместного предприятия ILS (International Launch Services).

undefined
1997
 — На АБ Пуна ВВС Индии доставлены последние 2 изделия из первоначальной партии 8 шт. самолетов Су-30К

Dnepr_rocket_lift-off_1.jpg
1998
 - С космодрома Байконур был произведен учебно-тренировочный пуск ракеты Р-36М УТТХ, при котором десять учебных боевых блоков поразили все учебные цели на полигоне Кура на Камчатке.


1999
 - Катастрофа самолёта Су-24МК, аэродром Толмачёво (Новосибирск), КЭ заслуженный лётчик-испытатель СССР п-к Глущенко В.В. и ШЭ п-к Кремнев А.В.
На взлете на высоте 60м самолет выполнил полубочку и столкнулся с землёй. Экипаж погиб.
Причина: столкновение с птицами и потеря работоспособности.


2000
- на Северном полюсе приземлились 22 украинских парашютиста


2005
- Старт 11-й основной экспедиции на МКС, С.К.Крикалев и Д.Филлипс (США) и экспедиции посещения, Р.Виттори (Италия), КК «Союз ТМА-6»

 

Картина дня

наверх