1773 - Родился Сэр Джордж Кейли, 6-й баронет Бромптон (англ. George Cayley) — английский учёный и изобретатель. Один из первых теоретиков и исследователей в области летательных аппаратов тяжелее воздуха.
В 1807 он опубликовал свою первую статью о "двигателе с расширением воздуха" - герметичном устройстве, где воздух прокачивался насосом через нагреватель и поступал в рабочий цилиндр. В том же году опробовал такого рода двигатель, используя тепло, выделяемое при сгорании пороха. В 1808 Кейли построил несколько планеров и сконструировал для них стартовый движитель из велосипедного колеса. Статьи Кейли, где он излагал принципы полета планера и самолета и результаты аэродинамических исследований, выполненных на моделях, были опубликованы в "Журнале натуральной философии" ("Journal of Natural Philosophy") в 1809 и 1810. В этих работах Кейли рассмотрел зависимость от скорости летательного аппарата таких характеристик, как подъемная сила, нагрузка на крыло, напряжения в конструкции, выигрыш в противодействии силам тяготения; обсудил принцип действия двигателя внутреннего сгорания; предложил обтекаемые формы конструкций. Его планер-биплан с площадью несущей поверхности 28 кв.м смог "пролететь" с человеком на борту почти 3 м. Около 1815 года Кейли заинтересовался управляемыми воздушными шарами. В его трудах этого периода обсуждаются соотношения между габаритами и весом шара, его оптимальная форма, обеспечивающая минимизацию аэродинамического сопротивления, необходимость расчалок. Он предлагает ввести секционные газовые баллоны и водонепроницаемую оболочку; сравнивает достоинства шаров, наполненных горячим воздухом и водородом; рассматривает способы предотвращения пожара. В 1837 Кейли запатентовал двигатель на горячем воздухе; в 1840 выдвинул идею создания вертолета с двумя несущими винтами на одном валу с паровым приводом; в 1853 предложил тяговый пропеллер и двигатель на водороде. Есть свидетельства, что примерно до 1853 он продолжал экспериментировать с планерами, а в 1855 описал усовершенствованный им "летучий волчок", которым занимался в юности.Умер Кейли в Бромптон-Холле близ Скарборо 15 декабря 1857.
1883 - Родился Примо Анжелович Джибелли — итальянец, лётчик-испытатель, Герой Советского Союза(31.12.1936), капитан.
1899 - Родился Андрей Богданович Васенко, российский инженер-аэролог, конструктор стратостатов. В 1922 —1927 учился в Ленинградском институте путей сообщения на факультете воздушного транспорта; одновременно работал в Павловской аэрологической обсерватории. Преподавал аэрологию в Ленинградском институте путей сообщения. Вёл научно-исследовательские работы по аэрофотосъёмке. Конструктор стратостата «Осоавиахим-1». Участник полёта на нём 30 января 1934 (совместно с И. Д. Усыскиным и П. Ф. Федосеенко), когда была достигнута высота 22 км. При спуске оболочка стратостата разрушилась, экипаж погиб. Урна с прахом в Кремлёвской стене.
1908 - Родился Василий Филиппович Маргелов — советский военачальник, командующий Воздушно-десантными войсками в 1954—1959 и 1961—1979 годах, генерал армии (1967), Герой Советского Союза (1944), лауреат Государственной премии СССР (1975), кандидат военных наук (1968).
В годы советско-финской войны (1939—1940) командовал Отдельным разведывательным лыжным батальоном 596-го стрелкового полка 122‑й дивизии (первоначально была размещена в г. Бресте, в ноябре 1939 г. направлена в Карелию). Во время одной из операций взял в плен офицеров шведского Генерального штаба.
За время войны командир Маргелов был десять раз упомянут в благодарственных приказах Верховного Главнокомандующего.
На Параде Победы в Москве гвардии генерал-майор Маргелов командовал батальоном в сводном полку 2-го Украинского фронта.
После войны на командных должностях. С 1948 года, после окончания Ордена Суворова I степени Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова — командир 76-й гвардейской Черниговской Краснознамённой воздушно-десантной дивизии.
В 1950—1954 годах — командир 37-го гвардейского воздушно-десантного Свирского Краснознамённого корпуса (Дальний Восток).
С 1954 года по 1959 год — Командующий воздушно-десантными войсками. В марте 1959 года после ЧП в артиллерийском полку 76-й воздушно-десантной дивизии (групповое изнасилование гражданских женщин) был понижен в должности до 1-го заместителя командующего ВДВ. С июля 1961 по январь 1979 года — вновь командующий ВДВ.За время службы в ВДВ совершил более шестидесяти прыжков. Последний из них в 65-летнем возрасте.Скончался 4 марта 1990 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве...
1915 - Родилась (по документам) Нина Ивановна Русакова — единственная женщина — заслуженный лётчик-испытатель СССР (7 октября 1959, №17), полковник (1955).
1919 - Родился Колесников Константин Сергеевич — советский и российский учёный в области механики и ракетной техники, специалист по динамике, прочности и надёжности машин; академик АН СССР — РАН. Лауреат Государственной премии СССР за работу в области динамики ракет (1974). Лауреат премий Президента Российской Федерации (2003) и Правительства Российской Федерации в области образования (2008), Золотой медали им. В. Г. Шухова. Премия имени Ф. А. Цандера РАН (2011).Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Умер Колесников К.С.13 мая 2016г., похоронен на Введенском кладбище...
1919 - В воздух впервые поднялась летающая лодка Boeing B-1 (внутреннее обозначение Model 6). Это был первый самолёт компании Boeing, созданный специально для коммерческих перевозок. В начале 1920-х он совершал почтовые рейсы из Сиэтла в Викторию (Британская Колумбия, Канада). Нередко в путешествие вместе с пилотом отправлялись и два пассажира.
1922 - Введён в строй первый японский авианосец "Хосё". Он стал первым в мире авианосцем специальной постройки, на полгода опередив заложенный ранее в Великобритании аналогичный «Гермес». Особенностями конструкции «Хосё» были корпус с крейсерскими обводами, сплошная полётная палуба и поворотные дымовые трубы (механизм поворота позже демонтирован при модернизации), а также островная надстройка, размещённая с правого борта. В отличие от «Гермеса», «Хосё» имел два раздельных ангара для истребителей и бомбардировщиков на разных палубах, что затем стало основным недостатком проекта.
1932 - Состоялся первый полёт истребителя Fokker D.XVII разработанного фирмой Fokker для авиации Голландии. Это был стандартный для того времени расчалочный биплан с неубираемым шасси и открытой кабиной пилота. Фюзеляж самолёта имел каркас из стальных труб и полотняную обшивку, крыло было изготовлено из фанеры и обтянуто полотном.На нём устанавливался рядный двигатель Curtiss V-1570 "Conqueror" с двухлопастным деревянным винтом постоянного шага. По основным характеристикам он был аналогичен таким самолётам, как И-3 и Bristol "Bulldog", немного превосходя их в скорости.
1936 - Первый полёт высотного скоростного тяжёлого бомбардировщика ТБ-7 (АНТ-42, Пе-8) конструкции Владимира Михайловича Петлякова, лётчик-испытатель Михаил Михайлович Громов. В 1940-1944 гг. он строился серийно, с 1942 переименован в Пе-8 в честь погибшего в авиакатастрофе главного конструктора этого самолёта В.М. Петлякова.
1937 - Первый полёт опытного образца многоцелевого гидросамолёта NC.470, изготовленного фирмой "Фарман" входящей в государственный концерн "Сосьетэ насиональ де конструксьон эронавтик дю Центр " (SNCAC). 27 декабря 1937 г. он впервые поднялся в воздух, с сухопутного аэродрома на временном колёсном шасси. NC.470 имел смешанную конструкцию. В высоко расположенном крыле стояли два металлических лонжерона, но нервюры были деревянными, а обтяжка - полотняной. Фюзеляж отличался каркасом из спруса (орегонской сосны) и несущей фанерной обшивкой. Экипаж располагался следующим образом. Два пилота сидели друг за другом по левому борту. Место для штурмана-бомбардира (он же фотограф) выделили в самом носу фюзеляжа. За пилотами последовательно располагались радист, бортмеханик и верхний стрелок.
1937 - Совершил первый полёт штурмовой вариант И-16 тип 9 (№ 9211), модернизированный конструктором Алексеем Андреевичем Боровковым. И-16 оснастили подвижной установкой пулемётов ШКАС (ГАГО).
1938 - Установлено звание Героя Социалистического Труда. Среди первых Героев - конструкторы Владимир Яковлевич Климов, Александр Александрович Микулин, Николай Николаевич Поликарпов, Александр Сергеевич Яковлев,оружейный конструктор Борис Гавриилович Шпитальный.
1942 - Первый полёт опытного японского истребителя-перехватчика берегового базирования N1K-J Shiden, разработанного фирмой Kawanishi.
1942 - Первый полёт экспериментального самолёта N-9M-1 фирмы Northгор Aircraft Inc. Машину пилотировал лётчик-испытатель Джон Меерс.
1944 - На немецком испытательном ракетном центре Пенемюнде была предпринята попытка первого испытательного пуска баллистической ракеты "A-4b" - крылатой версии ракеты дальнего действия "A-4". Пуск закончился отказом двигателя на старте.
1950 - Катастрофа Ли-2 (СССР-Л4003), Казахская ССР, г. Мынжилги (Бессаз), Южно-Казахстанская, Узбекское территориальное управление ГВФ, 3 уто
Экипаж, в состав которого были включены 3 штурмана аэрофотосъёмки, выполнял учебно-тренировочный полёт по маршруту Ташкент – Чарджоу – Ургенч - Нукус (посадка) – Джусалы (посадка) – Туркестан – Ташкент (посадка). Взлёт в Ташкенте произведён в 05:50 мск. Посадка в Джусалы – в 14:50. В 15:52 экипаж произвёл взлёт. Погода на маршруте: облачность 7-10 баллов, слоисто-кучевая, 600-1 000 м, и средняя, без осадков, видимость 4-10 км, в облаках – обледенение. Через 6 минут после взлёта КК запросил разрешение изменить назначенный эшелон 2 400 м на 1 800 м и перейти на связь с диспетчером а/п Ташкент, на что получил согласие диспетчера а/п Джусалы. В 16:25 экипаж запросил и получил радиопеленг 117° на Джусалы (заданный - 120°). В 16:27 с борта получено сообщение о пролёте Кзыл-Орды. В период времени с 16:30 самолёт был запеленгован 150°. В 17:10 КК установил связь с а/п Туркестан и попросил включить средства навигации. После этого связь пропала. 28.12.50 самолёт был обнаружен полностью разрушенным и частично сгоревшим на скалистом склоне горы хребта Каратау на высоте 2 050 м (126 м от вершины) в 72 км северо-восточнее а/п Туркестан. Погибло: экипаж - 8.
1951 - Катастрофа Ли-2 (СССР-Л4228), Якутская АССР, близ Намцов Аэрофлот (СССР), Якутского управления ГВФ (46 АТО).
Экипаж переключил подачу топлива на левый бак, где остаток топлива был мал и в дальнейшем не контролировал расход. Через 31 минуту после взлёта из-за прекращения подачи топлива отказал правый двигатель, а затем левый двигатель. При выполнении вынужденной посадки на подобранную с воздуха площадку (поляну) экипаж преждевременно выпустил шасси, из-за чего дотянуть до поляны не удалось. Самолёт столкнулся с деревьями, разбился и сгорел в 90 км от Якутска. Всего погибших - 20: экипаж - 6, пассажиры - 14.
1951 -Первый полёт палубного истребителя North American FJ-2/-3 Fury,лётчик-испытатель фирмы "Норт Америкен" Боб Хувер.
В качестве прототипа фирма "Норт Америкен" выбрала одну из последних модификаций "Сейбра" - F-86E-10, создававшуюся специально против МиГ-15 и обладавшую повышенной маневренностью за счёт цельноповоротного стабилизатора. Бюро авиации флота заказало три опытных образца с обозначением XFJ-2 и сразу 300 серийных машин - FJ-2. Опытные строились предприятием фирмы в Колумбусе (штат Огайо). Двум самолётам присвоили фирменное наименование NA-179, а третьему - NA-185. Последний рассматривался как истребительно-бомбардировочный вариант и имел индекс "В". В отличие от обычного XFJ-2, XFJ-2B оснащался маловысотной бомбардировочной системой LABS, которая только начинала использоваться на флоте. Чисто истребительный вариант - NA-179 (XFJ-2) - взлетел 19 февраля 1952 года. Позже новому самолёту присвоили название "Фьюри", точнее, вернули старое название, ведь F-86 "Сейбр" разрабатывался на базе палубного истребителя FJ-1 "Фьюри". Опытные образцы имели усиленное шасси, тормозной крюк, узлы крепления бриделя (троса для крепления челнока к катапульте) и складное крыло. Для лучшей устойчивости на палубе колею шасси увеличили на 200 мм. Установили двигатель J47-GE-2 фирмы "Дженерал Электрик" с тягой на форсаже 2722 кгс. Максимальная скорость полёта самолёта составила 1090 км/ч на уровне моря, дальность полёта - 1593 км.
1962 - Заключено соглашение об установлении воздушного сообщения СССР - Сирия.
1965 - В Советском Союзе с космодрома Байконур с помощью ракетой-носителем "Союз" (11А510) был осуществлён запуск КА "Космос-102" - первого технологического КА морской радиолокационной разведки МРЛР. КА массой 4700 кг был создан ЦКБМ МОМ (главный конструктор Владимир Николаевич Челомей) в кооперации с ЦНИИ-108 и НПО "Вега" ГК РЭ Система радионаблюдения.
1967 - Вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР No.1166-413 о создании лёгкого штурмовика ВВП Як-36М. Этим же Постановлением предусматривалось создание учебно-боевого варианта и, в перспективе, истребителя.
1968 - Состоялась посадка «Аполлона-8» с астронавтами Фрэнком Борманом, Джеймсом Ловеллом и Уильямом Андерсом на борту, впервые облетевших Луну. Старт 21 декабря. Корабль успешно приводнился в Тихом океане.
1972 - Вьетнамский лётчик-истребитель Фам Туан вылетел на МиГ-21 на перехват группы бомбардировщиков. На цель его наводили с земли. Не включая РЛС, он подошёл к цели на близкое расстояние и пустил 2 ракеты с тепловыми головками самонаведения. Ракеты поразили стратегический бомбардировщик B-52. Таким образом он стал первым вьетнамским лётчиком, сбившем B-52, за что удостоен звания Героя Вооружённых Сил ДРВ.
1981 - Завершены Государственные совместные испытания самолёта Су-24МП (этап "А").
1983 - Запуск ИСЗ "Космос-1517" с космодрома Капустин-Яр - "БОР-4", геометрически подобной модели пилотируемого воздушно-космического самолёта, разрабатывавшегося ранее по программе «Спираль» (масштаб 1:2). Интересно отметить, трасса атмосферного участка спуска аппаратов «Бор-4» при приводнении в советских территориальных водах Чёрного моря проходила на высотах 60-80 км над территориями основных стран-членов НАТО (Великобритании и Германии), что юридически являлось нарушением их воздушного пространства. Поэтому каждый полёт «Бор-4» с приводнением у наших берегов имел соответствующий политический и дипломатический резонанс.
1986 - Состоялся первый полёт МиГ-31М2 («052»), лётчик-испытатель Токтар Онгарбаевич Аубакиров.
1986 - Запуск беспилотного аппарата «Бор-5», геометрически подобной модели ОК «Буран» (1:8).
Запускался при помощи ракеты-носителя «К-65М-РБ5» (модификации РН «Космос-3М») с космодрома Капустин Яр в сторону озера Балхаш по суборбитальной траектории. Дальность полёта аппарата составляла 2000 км, максимальная высота траектории — 210 км. После отделения от ракеты аппарат входил в плотные слои атмосферы и совершал управляемый полёт, соответствующий расчётной траектории корабля «Буран». На высоте 7-8 км аппарат выполнял крутую спираль для погашения скорости полёта, после чего на высоте 3 км выпускался парашют, на котором БОР-5 и совершал приземление с вертикальной скоростью 7-8 м/с.
1991 - Катастрофа Ми-8Т (СССР-25602) Украинская ССР, 12 км от а/п Ужгород, Украинское УГА, Ивано-Франковский ОАО.
Экипаж Ужгородского ОАО выполнял полёт по маршруту Киев-Гавриловка-Ужгород с целью перевозки груза по заявке Березовской птицефабрики. На борту находились три пассажира заказчика и 1 500 кг груза. Вылет с площадки н/п Гавриловка (Киевская область) состоялся в 12 часов 26 минут. Катастрофа произошла днём в 15 часов 38 минут при снижении в облаках с эшелона 1 800 м до 900 м для захода на посадку в 12 км от аэропорта Ужгород с азимутом 150 град. По данным метеостанции в облаках наблюдалось обледенение от умеренного до сильного. В полёте при истинной воздушной скорости 238 км/ч возникли интенсивные маховые колебания лопастей НВ, вызвавшие их разрушение от изгибающих нагрузок с последующим ударом по двигателям и передней части кабины экипажа. Концевая балка разрушилась в районе шпангоутов 8-9 от воздействия нерасчётных динамических нагрузок вследствие маховых колебаний НВ и в районе шпангоутов 3-5 в результате ударов лопастями. Отделившийся рулевой винт ударил по промежуточному редуктору, что привело к разрушению лопастей и срыву редуктора с посадочного места. Вертолёт упал на землю, полностью разрушился и сгорел. Всего погибших - 6, экипаж - 3, пассажиры - 3.
1991 - Чудо в Готтрёре: через несколько минут после вылета из аэропорта Стокгольм-Арланда, самолёт MD-81 компании SAS разбился из-за отказа обоих двигателей. Однако никто из 129 человек на борту не погиб. Экипаж самолёта McDonnell Douglas MD-81 датско-норвежско-шведской авиакомпании Scandinavian Airlines System (OY-KHO) выполнял рейс по маршруту Стокгольм (Швеция) – Копенгаген (Дания). На борту находилось 123 пассажира и 6 членов экипажа. Перед взлётом на местах соединения крыльев с фюзеляжем образовался иней, что не было замечено экипажем. После того как самолёт при выполнении взлёта оторвался от земли, лёд начал разрушаться и попал в двигатели. Оба двигателя отказали через 70 секунд после отрыва, и экипаж выполнил вынужденную посадку в поле. Жертв удалось избежать.
2001 - НПП "Аэросила" получен сертификат типа на ВГТД ТА-14 для самолётов Ил-114, Як-130, Ту-324, Су-34, Ан-140, МиГ-110, С-80 и вертолётов.
2002 - Осуществлён первый полёт опытного образца модернизированного варианта истребителя Су-27СМ-1, лётчик-испытатель Евгений Иванович Фролов. Новые Су-27СМ-1 изготовлены на основе остававшегося на КнААПО производственного задела по планерам самолётов Су-27СК от приостановленного лицензионного контракта с КНР. При этом машины оснащены новыми двигателями АЛ-31Ф-М1 (АЛ-31Ф серии 42) производства ММПП «Салют», отличающимися повышенной до 13 500 кгс тягой и увеличенным ресурсом, и новыми комплексами оборудования и вооружения – даже более совершенными, чем применяемые на поставлявшихся до сих пор модернизированных Су-27СМ.
2005 - В Ростове-на-Дону впервые поднялся в воздух первый серийный образец вертолёта Ми-28Н "Ночной охотник".
2006 - Первый запуск РН «Союз-2.1Б» «ЦСКБ-Прогресс». Разгонный блок «Фрегат» НПО им. С.А. Лавочкина и европейский астрономический КА «Коро».
2018 - Новый топливозаправщик Ил-78М-90А совершил первый полёт. Воздушный танкер поднял в воздух шеф-пилот АК им. Сергея Владимировича Ильюшина Герой Российской Федерации, Заслуженный лётчик-испытатель РФ Николай Дмитриевич Куимов...
Свежие комментарии