На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Этот день в авиации. 18 сентября

Этот день в авиации. 18 сентября
Этот день в авиации. 18 сентября
1913 - Первый полёт разведчика, впоследствии - многоцелевого, в том числе и учебного британского Avro 504.
По 1932 год год было посторено свыше 10 тысяч таких машин.

Этот день в авиации. 18 сентября

1913 - Родился Игорь Алексеевич Меркулов — советский инженер-конструктор. Автор теории форсирования воздушно-реактивных двигателей, создатель нескольких их типов.

Ведущий конструктор нескольких конструкторских проектов СССР 50-60-х годов XX века. За свою долгую, подчас драматичную трудовую деятельность Меркулов всегда оказывался на приоритетных направлениях научно-технических проблем двигателестроения. Так, в 40-е годы, работая у С.А. Лавочкина, он предложил первую в стране форсажную камеру для трофейного турбореактивного двигателя ЮМО6004. В 50-е годы он ведущий конструктор по первому в стране беспилотному самолёту с прямоточным двигателем. В конце 60-х годов в КБ С.А. Пашкова, Меркулов ведущий конструктор по первым в стране ионным двигателям, которые в 1972 г. успешно прошли испытания на спутнике "Метеор-18". А.И.Меркулов - автор теории форсирования ВРД (1951 г.). Установил критерии параметрической оптимизации ионных ракет (1962 г.). Автор теоремы об эквивалентности массы и энергии при формировании тяги ВРД (1965 г.). Он автор 60 научных публикаций по ракетодинамике, теории реактивных двигателей и истории ракетной техники,автор 120 научно-популярных статей по ракетной технике и космонавтике. И.А. Меркулов вел большую работу по пропаганде трудов К.Э. Циолковского, с которым состоял в переписке. В фондах Государственного музея истории космонавтики (ГМИК) имени К.Э. Циолковского хранится дюжина писем К.Э. Циолковского к И.А. Меркулову. Игорь Алексеевич продолжал работать над проблемами ракетной техники до конца своей жизни. В одной из последних рабочих тетрадей он вел протоколы совещаний, где решался вопрос о разработке воздушно-космического самолета нового типа (ВКС). Умер в 1991 году...

Этот день в авиации. 18 сентября

1918 - Родился Виктор Васильевич Талалихин — военный лётчик, заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка ПВО 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО, младший лейтенант. Герой Советского Союза. Одним из первых в СССР совершил ночной воздушный таран немецкого самолёта-бомбардировщика. Талалихин погиб в воздушном бою около Подольска 27 октября 1941 года. Похоронен в колумбарии Донского кладбища, в 1959 году при организации памятника «Герои Московской битвы» прах был перенесён и захоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В 1948 году зачислен навечно в 1-ю эскадрилью 177-го истребительного авиаполка...

Этот день в авиации. 18 сентября

1918 - В США Майор Рудольф Шредер на биплане Bristol F.2B с двигателем Hispano-Suiza мощностью 300 л.с. установил рекорд высоты 28900 футов (8809 метров).

File:Roland Rohlfs on September 18, 1919 beside the Curtiss 18T-2 Wasp, US  Navy BuNo A-3325 in which he set an altitude record.jpg - Wikimedia Commons

1919 - В Лонг-Айленде, триплан ВМС США Curtiss 18-T-1, пилотируемый лётчиком-испытателем Curtiss Роландом Рольфсом, установил мировой рекорд высоты, признанный Международной федерацией аэронавтики (FAI) - 31 420 футов (9576,8 м). Кислород находился в баллоне, соединённом с трубкой, через которую находившийся в открытой кабине Ролфс дышал на высоте.

Этот день в авиации. 18 сентября
1928 - Испанец Хуан де ла Сиерва перелетел Ла Манш на своём автожире Cierva C-8L (полет из Лондона в Париж).
A black-and-white (sepia) image of a cigar-shaped airship flying from right to left over a crowd of people. Four of its five engines and the gondola are visible, as is the registration D-LZ127.
1928
 - Первый полет LZ 127 «Граф Цеппелин» (Graf Zeppelin) - пассажирского цеппелина, построенного в Германии в 1928 году и ставшего на то время крупнейшим и наиболее передовым дирижаблем в мире. Своё название воздушный корабль получил в честь немецкого пионера дирижаблей жёсткой системы графа Цеппелина. В августе - сентябре 1929 года дирижабль под командованием Хуго Эккенера осуществил первый в истории воздухоплавания кругосветный перелёт. Разобран весной 1940 года.

Этот день в авиации. 18 сентября

1930 - Первые огневые испытания воздушно-бензинового РД «ОР-1» с тягой 145 гс Фридриха Артуровича Цандера.

Этот день в авиации. 18 сентября

1932 Родился Николай Николаевич Рукавишников — советский космонавт. Дважды Герой Советского Союза (1971, 1974). Инженер-физик по образованию, Николай Рукавишников стал первым гражданским командиром космического корабля. Также впервые в истории космонавтики он вручную совершил посадку в аварийном режиме — в апреле 1979 года при полёте на корабле Союз-33. Полёты на "Союз-10" (23-25 апреля 1971 г.), "Союз-16" (2-8 декабря 1974 г.), "Союз-33" (10-12 апреля 1979 г.). 19 октября 2002 году на 71-м году жизни после длительной и тяжёлой болезни Н. Н. Рукавишников скончался от инфаркта. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище рядом с супругой и сыном...

Этот день в авиации. 18 сентября

1935 - Основаны Ульяновские курсы высшей лётной поднготовки (сейчас Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Бориса Павловича Бугаева (УИ ГА).

Этот день в авиации. 18 сентября

1937 - Первый полёт бомбардировщика-торпедоносца Amiot 150.

Разработанный в начале 1930-х годов самолёт Amiot 143 был типичным бомбардировщиком тех лет — неуклюжим и, казалось, игнорирующим законы аэродинамики. Тем не менее компания Avions Amiot в 1937 году решила на его базе создать торпедоносец для авиации ВМС Франции. Самолёт получил обозначение Amiot 150.

От своего «родителя» Amiot 150 отличался увеличенной площадью крыла, поплавковым шасси, двухкилевым хвостовым оперением и двигателями (2 × Gnome-Rhône 14Kdrs мощностью по 740 л.с.). В остальном это был всё тот же массивный высокоплан. Максимальная скорость — 302 км/ч, дальность полёта — 680 км. Вооружение — 4 × 7,5-мм пулемёта + 1 торпеда или до 800 кг бомб.

Установка поплавкового шасси ухудшила и без того не лучшие лётные характеристики. Результаты испытаний признали неудовлетворительными и Amiot 150 в серию не пошёл. Построили лишь 1 прототип.

Этот день в авиации. 18 сентября

1941  Первый полёт Curtiss XP-60. Это американский истребитель, разработанный Curtiss-Wright как преемник их P-40. Он прошёл через долгую серию прототипов и в конечном итоге превратился в конструкцию, мало похожую на P-40. Ни одна из этих версий не поступила в производство.

Этот день в авиации. 18 сентября

1944 - Последний челночный полёт самолётов США из Полтавы для бомбардировки городов и объектов Германии; печальный итог операция «Фрэнтик». Это кодовое название общей советско-американской военной операции с челночным движением американских бомбардировщиков по треугольнику Англия - Италия - Полтава в июне - сентябре 1944-го, целью которой было нанесение авиационных ударов по важным военным и промышленным объектам Германии и её союзникам.
Американская авиация в Полтаве была полностью разгромлена ещё ранее - неожиданным налётом ВВС Германии 22 июня 1944-го. США тогда официально признали уничтожение 43 своих бомбардировщиков и гибель всего лишь одного своего военнослужащего. Советские средства ПВО выпустили по немецким самолётам почти 28000 снарядов и патронов, не сбив ни одного... Пёрл-Харбор по-полтавски.

Этот день в авиации. 18 сентября
1947 - Погиб Герой Советского Союза, лётчик-испытатель Илья Фомич Якубов - при выполнении испытательного полёта на Ту-2ЛЛ. В этом полёте он потерял ориентировку, видимо, не учел повышенной скорости «трехдвигательного» самолёта и поскольку летал без штурмана (его место занимал ведущий инженер), недооценил, насколько далеко ушёл от базы. Не обнаружив под собой знакомых мест, лётчик, пытаясь восстановить ориентировку, несколько раз менял курсы полёта, а когда наконец восстановил ориентировку, понял, что находится вблизи Мурома над Окой и остатка горючего в баках, чтобы вернуться домой, уже не хватит. И пошёл на вынужденную посадку на прибрежный плёс с убранным шасси (что было правильно). Экипаж не сбросил подвешенный двигатель: то ли пожалел его, то ли отказала система сброса. Коснувшись земли прежде всего этим двигателем, самолёт «клюнул» и «кульбитом» перевернулся прямо через расположенную в носу кабину экипажа. Лётчик майор Илья Якубов и ведущий инженер Давид Гинзбург погибли...Похоронен на Введенском кладбище в Москве (11 уч.).

Этот день в авиации. 18 сентября
1948 - Первый полёт реактивного многоцелевого истребителя Convair-92А - бесхвостки с треугольным крылом.
Этот день в авиации. 18 сентября
1952 - В Советском Союзе с ракетного полигона “Капустин Яр” (Астраханская обл.) осуществлён 14-й, последний квалификационный испытательный пуск баллистической ракеты Р-2.
Этот день в авиации. 18 сентября
1959 - Запущен SLV-7 (англ. Vanguard 3) — американский спутник для изучения околоземного пространства. Последний спутник, запущенный по программе «Авангард». В ходе запуска космический аппарат не смог отделиться от третьей ступени ракеты-носителя. Спутник передавал данные 84 дня, до 11 декабря 1959 года. По расчётам, Авангард-3 просуществует на орбите около трёхсот лет.
Этот день в авиации. 18 сентября
1961 - При невыясненных обстоятельствах в Конго в авиакатастрофе погиб генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршёльд. Было проведено шесть официальных расследований. В ходе их выдвигались многочисленные версии, среди которых - технические неисправности, диверсия на борту (заложенная бомба), отсутствие топлива, усталость пилотов, самоубийство Хаммаршёльда, обстрел самолёта ООН единственным военным самолётом, который имелся у повстанцев Катанги. Однако ни для одной из них не нашлось убедительных доказательств.
В качестве наиболее вероятной причины была названа следующая: Douglas DC-6 «Альбертина» Хаммаршёльда заходил на посадку на слишком низкой высоте и задел деревья.
Этот день в авиации. 18 сентября
1962 - Начало группового полёта Москва - Арктика на Ми-4; экипажи В. Борисова, А. Спицы и И. Малахова. Вертолёт прекрасно зарекомендовал себя при полётах в Антарктике и Арктике. Также Ми-4 в 60-х годах признан в мире лучшим для высокогорья после участия в открытом конкурсе в Индии. На Ми-4 было установлено 20 мировых рекордов.

Этот день в авиации. 18 сентября
1962 - Катастрофа Ил-14 под Нижними Крестами (ныне - пос. Черский в Якутии - Саха). Погибли все 27 пассажиров и 5 членов экипажа. Следуя на недопустимо малой высоте, самолёт вошёл в облачность и на высоте около 800 м на удалении 46 км юго-юго-восточнее а/п Нижние Кресты столкнулся с горой высотой 975 м. Первое столкновение с крутым заснеженным склоном произошло плашмя. Самолёт продвинулся вверх по склону, полностью разрушился и частично сгорел. Причина катастрофы - ошибки КВС и служб УВД.

Этот день в авиации. 18 сентября
1968 - Завершены испытания системы вооружения на Су-9.
Этот день в авиации. 18 сентября
1958 - Советский беспилотный космический корабль "Зонд-5" совершил облёт Луны, пройдя на минимальном расстоянии от её поверхности 1960 километров. С расстояния 90 000 километров была произведена съёмка Земли с высоким разрешением.
Этот день в авиации. 18 сентября
1968 - Первый полёт McDonnell Douglas DC-9-20.

В 1966 г. фирма Douglas, используя конструкцию самолёта DC-9-10, решила создать вариант с улучшенными взлётно-посадочными характеристиками и с возможностью эксплуатироваться в условиях жаркого климата и высокогорья. Для этой цели было разработано новое крыло с увеличенным размахом и улучшенной механизацией, которая была ранее применена на модификации DC-9-30. Интерес к самолёту проявила только скандинавская авиакомпания SAS, заказавшая 10 самолётов. Поставки начались в декабре этого же года. На самолёте установлен обычный комплекс авионики с электромеханическими средствами индикации данных. Данная модификация выпускалась в 1967 - 1968 гг., всего было построено 10 самолётов.

Этот день в авиации. 18 сентября

1979 - Мировой рекорд скорости для лёгких самолётов категории С-1-с - 380,9 км/ч; лётчик-испытатель Владислав Ильич Лойчиков на «Кванте» СКБ МАИ.

Этот день в авиации. 18 сентября

1980 - В Советском Союзе с космодрома Байконур с помощью ракетой-носителем "Союз-У"/SL-4 был осуществлён запуск пилотируемого КК "Союз-38" (изделие 11Ф615А8 №54), по программе 8-й экспедиции посещения на околоземную орбитальную станцию "Салют-6". В составе международного экипажа: командир — советский космонавт Юрий Викторович Романенко (2 полёт) и космонавт-исследователь — 1-й космонавт Кубы Арнальдо Тамайо Мендес (исп. Arnaldo Tamayo Méndez).

Этот день в авиации. 18 сентября
2000 - Первый полёт демонстрационного Боинг X-32A по программе создания перспективного истребителя JSF (США).
Этот день в авиации. 18 сентября
2002 - Во время сертификационных испытаний двигатель General Electric GE90-115B установил мировой рекорд в 127 900 фунтов (58 тонн) тяги.
Этот день в авиации. 18 сентября
2003 - При выполнении испытательного полёта после ремонта двигателя произошла катастрофа Ту-160. "Михаил Громов" с бортовым номером «01» разбился в Советском районе Саратовской области при заходе на посадку. Упал на безлюдное место в 40 км от аэродрома базирования близ Энгельса. Все четверо членов экипажа погибли: командир корабля подполковник Юрий Дейнеко, помощник командира корабля майор Олег Федуненко, замкомандира бомбардировочно-авиационного полка по лётной подготовке, первый штурман майор Григорий Колчин, второй штурман майор Сергей Сухоруков.
Этот день в авиации. 18 сентября
2006 - Запуск космического корабля Союз ТМА-9 с первым иранским космонавтом Ануше Ансари на борту. Экипаж: командир корабля — Михаил Владиславович Тюрин (2-й полёт), бортинженер-1 — Майкл Лопес-Алегриа (англ. Michael Lopez-Alegria) США (4-й полёт), участник космического полёта — Ануше Ансари (англ. Anousheh Ansari)  Иран / США, четвёртый космический турист (1-й полёт).
Cygnus Orb-D1.1.jpg
2013 - Демонстрационный полёт автоматического грузового корабля Cygnus к Международной космической станции. В США в 10:58:02 UTC со стартового комплекса LP-0A Средне-Атлантического регионального космопорта на о. Уоллопс (шт. Вирджиния, США) стартовыми командами компании Orbital Sciences Corporation осуществлен пуск ракеты-носителя Аntares-110, на первой ступени которой установлены двигатели НК-33/AJ26-62, разработанные самарским предприятием "СНТК имени Н.Д. Кузнецова" и модифицированные американской двигателестроительной компанией Aerojet Rocketdy, которая вывела на орбиту космический корабль "Лебедь" (Cygnus Orb-D1, Сигнус-1) организации Orbital Sciences Corp., коммерческого партнера NASA.  

22 сентября Cygnus достиг 28-километровой коммуникационной зоны МКС. При тестировании навигационных систем были выявлено расхождение в показателях систем GPS корабля и станции. Сближение было прекращено до решения проблем с программным обеспечением корабля, а стыковка с МКС отложена на несколько дней. Позже стыковка была перенесена на 29 сентября, чтобы освободить зону сближения для прибывающего пилотируемого корабля Союз ТМА-10М.

29 сентября, в 11:00 UTC, корабль был захвачен манипулятором Канадарм2, которым управлял итальянский космонавт ЕКА Лука Пармитано, после чего пристыкован к модулю Гармония.
Корабль доставил на МКС 700 кг полезного груза, в основном провизия, а также одежда для экипажа и некоторое оборудование для станции. Перед отстыковкой на корабль было загружено около 1 300 кг мусора и ненужного более оборудования станции.
22 октября 2013 года корабль был отстыкован от МКС. В 18:16 UTC космический корабль Cygnus достиг плотных слоёв атмосферы, завершив свою миссию, общей длительностью 35 дней, 3 часа 18 минут.

2014 - В Москве ушел из жизни советский конструктор ракетно-космической техники, заместитель ведущего конструктора первого и второго спутника, ведущий конструктор кораблей-спутников (1КП, 1К № 2), кораблей "Восток" и других космических аппаратов Олег Генрихович Ивановский (18.01.1922-2014). В 1961 году принимал непосредственное участие в подготовке полета первого в мире космонавта Юрия Гагарина. Главный конструктор по лунному направлению в НПО им. С.А. Лавочкина, 1965—1976. Лауреат Ленинской и Государственной премий, почетный член Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского. Автор семи книг и многочисленных статей по космической тематике. лауреат Ленинской и Государственной премий СССР награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Знаком Почета, орденами Великой Отечественной I и II степени и другими наградами. В его честь названа малая планета за номером 18814.

Картина дня

наверх