1882 - Родился Борис Никитич Воробьёв - русский инженер, историк науки, преподаватель. Кандидат технических наук. Автор первой биографии К.Циолковского.Выдающийся учёный, исследователь и популяризатор науки Борис Никитич Воробьёв скончался 18 октября 1965 года. Похоронен он в Москве, на Введенском кладбище (уч. № 20), в родственном захоронении.
1912 - Завершился первый международный перелёт русского лётчика. Пилот Всеволод Михайлович Абрамович добрался из Берлина в Санкт-Петербург за 24 дня, причём в воздухе он находился только 17 часов 26 минут. Всеволод Абрамович совершил перелёт Берлин — Петербург, в первую очередь с рекламными целями. Этот перелёт был выдающимся для своего времени достижением — его дальность составляла более полутора тысяч километров. Самолёт, на котором Абрамович прилетел в Россию, сильно отличался от «классического» «Райта». По инициативе Абрамовича на нём ликвидировали передний руль высоты, удлинили хвостовую ферму и на ней, за рулем направления, установили горизонтальный стабилизатор и руль высоты. Была изменена также система управления самолётом, вместо полозьев поставлено колесное шасси, применен новый 90-сильный двигатель немецкой фирмы NAG. Самолёт стал более устойчивым, а для взлёта больше не требовались катапульта, деревянный рельс и отделяемая тележка, как на первых «Райтах».
Модифицированная машина получила обозначение «Абрамович-Райт».
1913 - Родился Александр Юльевич Ишлинский — советский и российский учёный-механик, организатор науки и педагог. Герой Социалистического Труда (1961), академик АН СССР (1960) и АН УССР (1948). Иностранный член британской Королевской инженерной академии (1966), Национального географического общества США (1967), Польской академии наук (1977), Чехословацкой академии наук (1977), член-корреспондент Мексиканской инженерной академии (1977), почётный член Международной академии истории науки (1981), почётный президент Российской инженерной академии и Международной инженерной академии.
Умер 7 февраля 2003 года. Похоронен на Введенском кладбище (20-й участок) в Москве.
1926 - Взлетел первый Bristol Type 91 Brownie.
Лёгкий многоцелевой самолёт Bristol Type 91 Brownie, разработанный капитаном Франком Барнвеллом, строился специально для конкурса проводимого Авиационным Министерством среди лёгких самолётов в Lympne, Kent. Было построено три экземпляра. Один из построенных Brownie занял второе место на конкурсе. Два других использовались Бристольским и Уэссекским аэроклубами в течении многих лет.
1929 - Впервые у нас в стране были проведены лётные испытания самолёта-амфибии: Ш-1 взлетела с воды, села на сушу и проделала обратный путь.
1934 - Создано ЦКБ морского самолётостроения (ныне ТАНТК им Георгия Михайловича Бериева). Занимается разработкой, опытным строительством и испытанием авиационной техники. Будучи одним из ведущих конструкторских бюро России, ТАНТК является мировым лидером по созданию самолётов-амфибий. Здесь были созданы такие известные гидросамолёты и самолёты-амфибии как: МБР-2, МБР-7, Бе-2, Бе-4, Бе-8, Бе-10, Бе-12, А-40 "Альбатрос".
1934 - Лётчик-испытатель Пётр Михайлович Стефановский достиг значения максимальной скорости, полученного ранее Андреем Борисовичем Юмашевым, - 420 км/ч, несмотря на ухудшение аэродинамики выступающим фонарём. В ходе доработок на самолёт установили привычный выступающий за верхний контур фюзеляжа фонарь кабины, козырек которого имел клиновидное остекление. Сиденье лётчика было сделано неподвижным (законтрённым в верхнем положении). Из чисто экспериментальной машины "Сталь-6" постепенно превращался в истребитель. При этом пилот утверждал, что после регулировки мотора и вывода его на максимальную мощность "Сталь-6" сможет летать быстрее на 25-30 км/ч.
1935 - В Москве окрылся Первый Всесоюзный съезд парашютистов.
1943 - В Мэлтоне через 26 месяцев после прибытия чертежей в Канаду, взлетел первый "Ланкастер" В Х канадской постройки. На нём стояли паккардовские моторы "Мерлин" 38. После первых 75 самолётов перешли на "Мерлин" 224. Стандартный "Ланкастер" X имел увеличенный бомбоотсек под 3632-кг бомбу и верхнюю турель с двумя 12,7-мм пулемётами. Производство "Ланкастеров" было организовано в Канаде для нужд английских королевских ВВС и по настоянию британского правительства. Этот проект впервые был обсуждён в начале 1942 года. С помощью канадского правительства "Нэйшнл стил корпорейшн оф Канада" организовала с "Виктори эйркрафт" на новом заводе в Мэлтоне (Онтарио) выпуск "Ланкастеров" в варианте, подобном Мк III, но обозначенном Мк Х из-за отличий в оборудовании. Поздние самолёты канадской постройки имели турель "Мартин", также принятую для "Ланкастеров" VII английского выпуска. Канадские "Ланкастеры" перелетали через Атлантику, чтобы участвовать в операциях английских ВВС. Первые самолёты прибыли 17 сентября 1943 года.
1944 - Майор Джордж Предди (George Preddy) из 352-й FG установил рекорд среди пилотов союзников на Европейском ТВД по числу побед в ходе одного вылете - шесть побед. Майор Предди стал самым результативным пилотом USAAF на Mustang Р-51D. Из общего количества побед (26,83) 23,83 он одержал на Р-51. Несколько пилотов Mustang стали "асами одного дня", одержав в ходе одного вылета по пять побед: лейтенант Уильям Байер (William R. Beyer) из 361-й FG, капитаны Уильям Вайснер (William T. Whisner) и Дональд Брайен (Donald S. Bryan) из 352-й FG, лейтенант Клод Креншоу (Claude J. Crenshaw) из 359-й FG, капитан Карсон (L. K. Carson) из 357-й FG, лейтенант Дэниел (J. S. Daniel) из 339-й FG, капитан Уильям Хоуди (William J. Hovde) из 355-й FG и капитан Чарльз "Чак" Егер (Charles E. "Chuck" Yeager) из 357-й FG.
1945 - На Р-80А разбился майор Ричард Бонг - лучший ас армейских ВВС США во Второй мировой войне.
В декабре 1944 года, имея на счёту 40 побед, Бонг получил Медаль Почёта от генерала Дугласа Макартура. По распоряжению командующего 5-й воздушной армией генерала Джорджа Кенни после 40-й победы лучший ас ВВС США был вынужден прекратить боевые вылеты и вернуться домой. Первоначально уровень потерь при освоении Р-80А был чрезвычайно высоким. В конце 1944 года Бонг согласился занять должность старшего лётчика-испытателя в компании Lockheed в Бербанк (Калифорния). Примечательно, что, одержав все свои победы на P-38, Бонг имел мало опыта в пилотировании других самолётов. 6 августа 1945 года Бонг погиб при испытаниях реактивного истребителя P-80 из-за отказа двигателя на взлёте. Бонг либо забыл переключиться на вспомогательный топливный насос, или по какой-то причине не смог сделать это. По словам капитана Рэя Кроуфорда, Бонг уже забывал делать это и в предыдущих полётах. Новость о его смерти была на передовицах основных американских газет наряду с бомбардировкой Хиросимы
1945 - В 08:15 местного времени американский бомбёр B-29 Superfortress «Enola Gay» (назван по имени матери командира экипажа), пилотируемый Полом Тиббетсом и бомбардиром Томом Фереби, сбросил на Хиросиму (там был штаб японской 2-й Армии), первую атомную бомбу под названием «Малыш».
Она взорвалась примерно в 600 метрах над поверхностью со взрывным эквивалентом примерно 20 килотонн тротила. Эпицентр взрыва пришёлся на госпиталь Сима.
Значительная часть города была разрушена, взрывом было убито 70 тысяч человек, ещё 60 тысяч умерли от лучевой болезни, ожогов и ранений. Примерно 2000 человек из этого числа (ещё 800 - 1000 умерших от последствий взрыва) были японскими американцами, учившимися здесь до войны и интернированными в Японию. Скорее всего, сотни американских военнопленных также погибли. Радиус зоны полного разрушения составлял примерно 1,6 километра, а пожары возникли на площади в 11,4 квадратных километра. 90 процентов зданий Хиросимы было либо повреждено, либо полностью уничтожено. За первые полгода после бомбардировки умерли 140 тысяч человек.
1949 - Совершил первый полёт французский гидросамолёт N 1401 Noroit с двумя двигателями Junkers Jumo мощностью 1800 л.с.
1952 - Первый полёт Boulton Paul P.120, лётчик-испытатель "Ben" Gunn. Это был британский исследовательский самолёт, построенный для изучения аэродинамики треугольного крыла. Он был очень похож на бесхвостый Boulton Paul P. 111, за исключением горизонтального оперения. Самолёт потерян в результате отрыва левого элевона из-за флаттера, лётчик Бен Ганн благополучно катапультировался.
1955 - Шеф-пилот Боинга Элвин "Текс" Джонстон, сделал бочку на Boeing 367-80, прототипе KC-135 Stratotanker и 707 Stratoliner.
1955 - Катастрофа самолёта Ил-14 «Аэрофлота»,СССР-Л5057, выполнявшего рейс по маршруту Москва — Сталинград — Москва. Во время полета по маршруту отказал и загорелся правый двигатель. Развивающийся пожар привел к разрушению крыла. Самолет потерял управление и разбился. Погибли все 25 человек, находившиеся на борту.
1956 - Первый полёт выполнил прототип самолёта Beech Model 95 Travel Air. Четырёхместная двухмоторная машина изначально носила наименование Badger, но так как данное наименование в НАТО было присвоено советскому дальнему бомбардировщику Ту-16, фирма стала использовать название Travel Air.
1963 - Катастрофа самолёта МиГ-21Ф-13 No. 743000903 в Луховицах, лётчик-испытатель Рыбаков Алексей Николаевич. Лётчик погиб при выполнении испытательного полёта. Это, видимо, первая трагедия с самолётом, построенным в Москве. В 1962-м производство "Ф-13", предназначенных на экспорт, освоил Московский завод No. 30 (впоследствии "Знамя труда").
1964 - Постановление ЦК КПСС и СМ СССР, а 24 августа - приказ ГКАТ (министерства) на совместную разработку КБ Олега Константиновича Антонова и Александра Георгиевича Ивченко самолёта МВЛ с тремя ДТРД АИ-25. По числу пассажиров и дальности он должен был соответствовать классу Ли-2 и Ил-14, но обладать существенно большей крейсерской скоростью (620-640 км/ч) и иметь пассажирский салон, отвечающий требованиям комфорта того времени. Вскоре был разработан совместный аванпроект самолёта, получившего обозначение Ан-Бе-20.
1965 - На авиабазе Edwards осуществлён пятьдесят шестой полёт американского ракетного самолёта "X-15", № 1. Самолёт пилотировал лётчик Милтон Томпсон (Milton Thompson). В полёте достигнута максимальная скорость 5686 километров в час при максимальной высоте подъёма 31455 метров.
1967 - При тушении пожара погиб экипаж заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева... Погиб в катастрофе вертолёта Ми-6ПЖ при тушении с воздуха лесных пожаров во Франции. В составе экипажа находились второй пилот Петер Юрий Николаевич, штурман В.Ф. Иванов, бортинженер С.А. Бугаенко, бортрадист Б.Н. Столяров, инженеры-испытатели А.Я. Чулков, В.П. Молчанов и два французских специалиста - Сандоз и Тэпфер. Расследование катастрофы вела французская сторона.
Данных об официальных выводах, к которым пришла французская комиссия, в русскоязычных источниках нет. Однако до настоящего времени существует несколько версий причин катастрофы: вертолёт задел скалу (по другим данным - линию электропередач) хвостовым винтом, который разрушился, корпус начал произвольно раскручиваться вокруг вертикальной оси. Экипажу удалось посадить машину на площадку сверху плоскогорья. Однако вертолёт, вращаясь, сорвался с обрыва, упал вниз на горящий в ущелье лес; резкая потеря высоты из-за помпажа двигателя в результате попадания ВС в зону высокой температуры в момент нахождения над горящим лесом; диверсионный акт.
1967 - Катастрофа вертолёта Ка-25ПЛ.
ЛП произошло при выполнении испытательных полётов с палубы ПКР «Москва». Лётчика-испытателя Евдокимова Владимира Михайловича спасли, погиб штурман-испытатель Михайлов Иван Ефимович.
1969 - Лётчик-испытатель Василий Петрович Колошенко на сверхтяжёлом В-12 (Ми-12) установил мировой рекорд, подняв 40204,5 кг полезной нагрузки на высоту 2255 метров.
1971 - Состоялся первый полёт первого серийного экземпляра - SA 341.1001 вертолёта Aerospatiale SA.341 Gazelle.
1974 - В Советском Союзе с космодрома Байконур запущен спутник «Космос-670». КА типа "Союз 7К-С". Первый испытательный беспилотный полёт нового пилотируемого КК "Союз-Т"/7К-С (11Ф732 №1Л) (первые три КК имели индекс 7К-С вероятно из-за старой парашютной системы системы которая стояла на СА). Программа полёта включала проведение автономного орбитального полёта и проверку систем корабля. Справка: КК "Союз" новой модификации 7К-СТ. Масса КК - 6830 кг , масса СА - 3000 кг, экипаж 2-3 человека в новых полётных скафандрах "Сокол-КВ-2", возможность автономного полёта 4.2 суток, в составе станции 0.5 года. Длинна корабля - 6.98 м, диаметр жилых отсеков 2.2 м, максимальный 2.72м, размах солнечных батарей 10.7 м, объём жилых отсеков 6.5 кубических метров, диаметр переходного люка 0.8 м. Для экономии топлива при посадке БО отделялся от КК до начала торможения ДУ 11Д426. При запуске РН для экономии полезного груза выводимого на орбиту САС сбрасывалась на 123 секунде полёта (при запуске КК модификаций 7К-ОК и 7К-ТМ на 160 секунде).
1976 - Потерпел катастрофу дальний противолодочный Ту-142 из 76 ОПЛАП ДД, Кипелово (лейтенант Хазагеров и инструктор командир эскадрильи майор В.Н. Морозов). Выполнялся контрольный полёт на АС Североморск-1, через 15 минут после взлёта возникли неполадки и экипаж принял решение выполнить посадку. Приземление произошло на скорости, превышающей нормальную на 30 - 40 км/ч, пробег длиной в 740 м закончился разворотом вправо, самолёт съехал с ВПП и попал в заполненную водой бомбовую воронку, оставшуюся со времён Великой Отечественной, при этом разломился фюзеляж. В результате лётного происшествия погибли шесть человек.
1985 - Катастрофа самолёта Ту-128, аэродром Братск, КК Тхохов.
Столкновение с вертолётом Ми-8 на ВПП при выполнении посадки после облёта. После столкновения самолёт взорвался. Другие подробности неизвестны.
1986 - Первый полёт среднемагистрального пассажирского ATP British Aerospace. В начале 1980-х годов корпорация "Бритиш Аэроспейс" приступила к разработке усовершенствованной модификации пассажирского самолета ВАе 748, который был создан в 1950-х годах фирмой "Авро" под обозначением "модель 748". В дальнейшем программой этого самолета занималась фирма "Хоукер Сиддли", в результате чего самолет стал обозначаться HS748. Этот самолет, оснащенный двумя ТВД мощностью по 2280 л.с., мог перевозить на местных авиалиниях 40-58 пассажиров. В конце 1970-х годов самолет HS748 (ВАе 748) уже не отвечал современным требованиям и необходима была замена. В марте 1984 г. корпорация "Бритиш Аэроспейс" официально приступила к разработке самолета АТР, который представлял собой дальнейшее развитие самолета ВАе 748. Основными отличиями были удлинение на 5,03 м фюзеляжа, уменьшение размаха крыла на 0,6 м, установка более мощных ТВД с шестилопастными воздушными винтами, а также размещение в кабине экипажа цифрового комплекса авионики английской фирмы "Смит".
1986 - Катастрофа Ан-12 в районе в Иркутской области, 27 км восточнее Иркутска. Экипаж выполнял полёт ночью на радиотехнический и визуальный поиск объектов, имитацию выброски парашютистов с заходом на посадку в закрытой кабине. Через 3 мин 30 с после взлёта при следовании в зону десантирования на эшелоне 1800 м экипаж, обнаружив с помощью БРЛС впереди по курсу на дальности 20 км засветку, доложил об этом диспетчеру круга аэродрома Иркутск и прекратил выполнение задания. Получив команду на снижение до 900 м по Раэр и подтвердив её, занял высоту 900 м (эшелон перехода 1800 м). Не выполнив требований контрольной карты по установке Раэр и сверке фактической высоты полёта, при положении шкалы давления высотомера 760 экипаж выполнял полёт на истинной высоте над рельефом местности 120 м. Получив команду от РП на снижение до высоты 800 м после третьего разворота,экипаж приступил к дальнейшему снижению и с незначительным углом тангажа (вертикальная скорость снижения 1,5 - 2 м/с) столкнулся сначала с деревьями,а затем и с земной поверхностью. Превышение местности в районе падения самолёта относительно аэродрома - 90 м, высота деревьев - до 25 м. Самолёт разрушился и сгорел, экипаж погиб.
1987 - Совершён первый полёт учебно-тренировочного самолёта-штурмовика Су-28.
1991 - Первый залповый пуск всех 16 МБР РСМ-54 с подводной лодки (К-407) (Операция "Бегемот-2").
1996 - На аэродроме испытательного центра сил самообороны в Гифу первый полёт совершил прототип ОН-Х японского вертолёта OH-1 Ninja. Полёт продолжался 16 мин., была достигнута скорость 55 км/ч и высота 10м. Лётчик - испытатель фирмы "Кавасаки" Инаяма отметил хорошую устойчивость и управляемость.
1997 - Катастрофа Boeing 747. Авиалайнер Boeing 747-3B5 авиакомпании Korean Air выполнял рейс KE801 по маршруту Сеул—Гуам и заходил в СМУ на посадку в аэропорту Гуама, но на подходе к аэропорту авиалайнер врезался в холм и полностью разрушился. Из находившихся на его борту 254 человек (231 пассажир и 23 члена экипажа) погибли 228, остальные 26 выжили, получив ранения.
2007 - На боевое дежурство в г.Электросталь Московской области заступил первый полк ЗРК пятого поколения С-400 «Триумф», который охраняет Москву от угрозы не только с неба, но и из космоса.
2014 - Космический исследовательский аппарат Rosetta после заключительной корректировки орбиты зонд максимально сблизился с кометой 67Р Чурюмова-Герасименко на расстоянии около 100 километров, сделав возможной подготовку к запуску гарпунов и отправке на поверхность небесного тела спускаемого модуля "Филе".
Свежие комментарии