1904 - Родился Сергей Игнатьевич Руденко — советский военачальник. Командующий ВДВ (1948—1950). Маршал авиации (1955). Герой Советского Союза (1944). Профессор (1972).
Во время войны с октября 1942 г. и до конца войны С.И. Руденко — командующий 16-й воздушной армией, с которой прошёл путь от Сталинграда до Берлина.
Скончался 10 июля 1990 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище...
1914 - Образовано АО «Русский Рено», владевшее в Санкт-Петербурге заводом по сборке французких авиадвигателей - ныне «Завод имени Владимира Яковлевича Климова». Во время Второй Мировой войны более половины боевых самолётов Советского Союза («Як-3», «Як-9», «Пе-2», «ЛаГГ-3») летало на поршневых моторах «М-105» конструкции Климова, которых было выпущено около 100 000 штук.
Первый советский турбореактивный двигатель «ВК-1» использовался на истребителях «МиГ-15» и «МиГ-17» и бомбардировщиках «Ил-28» и «Ту-14». Были разработаны и выпущены газотурбинные двигатели «ГТД-350», «ТВ2-117», «ТВ3-117» и главные редукторы для вертолётов «Ми-2», «Ми-8», «Ми-17», «Ми-24», «Ка-32».
1917 - Германское морское воздухоплавательное подразделение несёт самые тяжёлые потери в течение одного дня. На базу не возвращаются пять цеппелинов: «LZ-85» («L-45») и «LZ-96» («L-49») совершили вынужденную посадку во Франции, «LZ-93» («L-44») сбит над Францией.
«LZ-89» («L-50») погиб над Средиземным морем, а» LZ-101» («L-55») совершил вынужденную посадку в Германии.«LZ-50» («L-16») разбился днем раньше.
1919 - Французский пилот Бернар де Романе (Bernard de Romanet), летая на Nieuport-Delage 29v, устанавливает новый мировой рекорд скорости 268,79 км/ч (166,92 миль в час).
1920 - Родился Амет-Хан Султан — советский военный лётчик-ас крымскотатарского происхождения, участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза (1943, 1945).
Окончив крымско-татарскую школу, Амет-Хан поступил в фабрично-заводское железнодорожное училище в Симферополе. Параллельно занимался в симферопольском аэроклубе, который сегодня носит его имя. Затем учился в Качинской школе военных лётчиков. Службу начал в г. Бобруйске. Начало Великой Отечественной войны Амет-Хан застал под Кишиневом в составе 4-го истребительного авиаполка Одесского военного округа.
В конце 1941 года полк был переброшен в район города Ярославля. 31 мая 1942 года Амет-Хан Султан открыл счёт сбитых самолётов. Израсходовав весь боевой запас в атаке, он протаранил корпус вражеского "Юнкерса-88" левым крылом. При ударе крыло истребителя наглухо застряло в корпусе "Юнкерса" и юный лётчик, выбравшись из кабины, прыгнул вниз с парашютом. После этого случая Амет-Хан Султан стал легендой, снискав славу сильного и бесстрашного бойца. За этот подвиг он был награжден орденом Ленина. 29 апреля 1945 года над Берлином Амет-Хан Султан сбил свой последний вражеский самолёт, тем самым поставив точку над сбитыми лётчиками 9-го гвардейского полка вражескими самолётами. Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета (из них 70 — на штурмовку живой силы и техники противника), провёл 152 воздушных боев, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника.
Звание Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознаменного гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану присвоено 24 августа 1943 года. Второй медалью "Золотая Звезда" помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан награжден 26 июля 1945 года. После войны он становится лётчиком-испытателем в Лётно-исследовательском институте имени М. Громова. При его непосредственном участии создается новая отечественная авиация, которую не знал мир. Амет-Хан Султан участвовал в осуществлении космической программы. Прежде чем Юрий Гагарин и его товарищи по отряду космонавтов поднялись в космос, навыки действий в условиях невесомости они отрабатывали на специально оборудованном самолете Ту-104, который пилотировал Амет-Хан и его коллеги. Испытав не одну сотню летательных аппаратов, Амет-Хан Султан дал путевку в жизнь тем самолётам, которые заявили о совершенно новой авиации, определив перспективу её развития на многие годы вперед. 1 февраля 1971 года Амет-Хан Султан погиб в небе вместе с экипажем во время испытания мощного двигателя на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ.Амет-Хан Султан похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве...
Его имя носит площадь в Симферополе, улицы в городах Крыма, а также улица в Волгограде, Жуковском, Махачкале, горный пик в Дагестане. Его именем названы аэроклуб, школы, в Алупке работает музей имени Амет-Хана Султана, а в покоренном им небе летает планета, названная его именем. Бронзовый бюст прославленного лётчика установлен в его родном городе Алупка, а также в Махачкале, где его именем также назван аэропорт. Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан был награждён тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом "Знак Почета" и шестью медалями.
1920 - Во Франции Joseph Sadi-Lecointe на Nieuport Delage установил мировой рекорд скорости - 302 км/ч.
1922 - Лейтенант Гарольд Р.Харрис в Норт Дайтоне (штат Огайо) покидает с парашютом моноплан «Лонинг» PW-2A на высоте 760 метров и становится первым американцем, покинувшим потерявший управление самолёт.
1923 – Первый полёт Boeing NB. Это основной учебный самолёт, разработанный для ВМС США. НБ выпускались двумя партиями; первая (NB-1) - была оснащена радиальными двигателями (41 экземпляр), а вторая (NB-2) - Hispano-Suiza 8 с водяным охлаждением (30 экземпляров).
1929 - В Германии над Боденским озером совершил испытательный полёт гигантский гидросамолёт, летающая лодка "Дорнье D-X" с 169-ю пассажирами на борту. Уникальная машина конструкции Клода Дорнье имела 12 двигателей мощностью по 450 л.с. Самолёт длинною 40 метров и размахом крыла 47.9 метров имел 3 этажа при массе 55880 кг. Максимальная скорость составляла 215 км/ч. За всю истории авиации это вторая по размерам летающая лодка, более крупная машина "Геркулес" была построена в США и совершила первый полёт в 1947 году.
1934 - Первая всемирная авиагонка (на кубок Макробертсона) по маршруту Великобритания – Австралия.
В марте 1933 г. генеральный директор мельбурнской кондитерской фирмы « Макробертсон Конфекшионри Маньюфекчурас» сэр Макферсон Робертсон учредил приз в размере 15000 фунтов стерлингов победителю авиагоики, организованной в честь столетия со дня основания австралийского штата Виктория. Гонку выиграл один из трех специально построеных фирмой «Де Хэвиленд» самолетов DН-88 «Комета». Первыми пересекли финишную черту на мельбурнском ипподроме Чарльз У.Э. Скотт и Том Кэмпбелл Блэк на HD-88 «Гросвинор Хауз» (б\н G-АСSS), преодолев расстояние в 18239 километров за 70 часов 54 минуты 18 секунд со средней скоростью 255,7 км/ч. Вторым прибыл, как это ни удивительно, Дуглас DС 2 «Уивер» (РН-АJU) — пассажирский самолёт датской авиакомпании КLМ, который пилотировали К. Д. Пармантьер и Дж. Дж Молл.
1934 - Пилот Н.С. Юдин провёл экспериментальную буксировку на планере ПС-2 «Упар» за мотоциклом и автомобилем
1937 - Мировой рекорд высотного парашютного прыжка - 10436 м, мастер парашютного спорта Наби Аминович Аминтаев.
1944 - Первый боевой вылет японских лётчиков-камикадзе. Отряд камикадзе "Cикисима-Тай" стартовал с авиабазы Мабаракэт, Филиппины. Ведущий пары камикадзе лейтенант Юкио Сэки.
Во второй половине XX века слово «камикадзе» стало использоваться для обозначения японских пилотов-смертников, появившихся на заключительном этапе войны на Тихом океане. «Камикадзе» - часть более широкого японского термина токкотай, которым обозначали всех добровольцев-смертников (не только лётчиков).
К концу Второй мировой японской морской авиацией было подготовлено 2525 лётчиков-камикадзе, ещё 1387 предоставила армия. В соответствии с японскими заявлениями, в результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль, 195 повреждены. По американским данным потери составили всего 34 потопленных и 288 повреждённых кораблей. Кроме того, большое значение имел и психологический эффект, произведённый на американских моряков.
1944 - Первый полёт высотного истребителя-перехватчика И-224 (4а) ОКБ МиГ, лётчик-испытатель Георгий Михайлович Шиянов.
1946 - Первый полёт лёгкого самолёта Fokker F.25 Promotor.
Во время Второй мировой войны на заводах Fokker было налажено производство немецких военных самолётов. После освобождения Голландии авиапроизводитель вернулся к собственным проектам. F.25 Promotor стал одним из первых самолётов Fokker, выпущенных после войны.
F.25 представлял собой низкоплан с двухбалочным хвостовым оперением и убирающимся шасси. Двигатель Lycoming O-435-A приводил в движение толкающий винт. В кабине могло разместиться до 4 человек — 1 пилот + 3 пассажира. Максимальная скорость — до 217 км/ч. Полностью заправленных баков хватало на 850 км полёта.
Несмотря на хорошие лётные характеристики, коммерческого успеха проект не имел — после войны на рынке было множество недорогих самолётов, списанных из ВВС воевавших стран. Всего было выпущено 20 единиц Fokker F.25 Promotor. Производство свернули в 1948 году.
1947 - При ЛИИ им. Михаила Михайловича Громова открыта школа лётчиков-испытателей (ШЛИ) МАП.
1947 - Первый полёт лёгкого многоцелевого Як-12; лётчик-испытатель Фёдор Леонтьевич Абрамов.
1948 – Первый полёт McDonnell XF-88 Voodoo с авиабазы Мюрок, пилотируемый главным лётчиком-испытателем McDonnell Робертом Эдхольмом. Это дальний двухдвигательный истребитель сопровождения со стреловидными крыльями, разработанный для ВВС США. Хотя он так и не строился серийно, его конструкция была использована для сверхзвукового F-101 Voodoo. По сути, это должна была быть реактивная замена североамериканского P-51 Mustang военного времени, который сопровождал бомбардировщики Boeing B-17 Flying Fortress над Германией. Он должен был иметь боевой радиус 900 миль (1 450 км). Однако опыт Корейской войны заставил ВВС США пересмотреть свои планы по истребителям сопровождения и привел к новой спецификации для истребителя дальнего радиуса действия, General Operational Requirement (GOR) 101, выпущенной в феврале 1951 года. Пересмотренная для этих ТТТ конструкция стала впоследствии сверхзвуковым F-101 Voodoo, строящимся серийно.
1953 - TWA Lockheed Constellation совершает первый беспосадочный регулярный пассажирский рейс через Соединенные Штаты.
1956 – Первый полёт Bell UH-1 Iroquois на заводском аэродроме в Форт-Уорт штат Техас. Это американский многоцелевой вертолёт фирмы Bell Helicopter Textron, также известный как «Хьюи» (Huey). Одна из самых известных и массовых машин в истории вертолётостроения. Серийно производится с 1960 года. Выпущено большое количество военных и гражданских модификаций. Общее число вертолётов всех модификаций, выпущенных с начала серийного производства, включая лицензионный выпуск вне США — более 16 тысяч шт. Текущий вариант вертолёта, используемый в корпусе морской пехоты США — UH-1Y. С момента начала серийного производства и по наши дни их было выпущено более 10000 экземпляров.
1959 - Лётчик-испытатель Георгий Иванович Лысенко выполнил первый полёт пассажирского турбовинтового самолёта для авиалиний малой протяжённости Ан-24 с АИ-24 созданного в ОКБ Олега Константиновича Антонова. Серийные самолёты начали использоваться Аэрофлотом в 1962 г., а в сентябре 1963 г. первые 50-местные Ан-24Б стали выполнять рейсы между Москвой, Воронежем и Саратовом. Последующие версии самолёта включали в себя: Ан-24Б - 50-местный пассажирский самолёт, переоборудуемый в грузопассажирский, грузовой или административный; Ан-24РВ - аналогичен предыдущей версии, но оборудован дополнительным разгонным турбореактивным двигателем с тягой 900 кг (1985 л.с.), служащим для автономного запуска двигателей и повышения энерговооруженности самолёта на взлёте; Ан-24Т - грузовой самолёт с люком в нижней задней части фюзеляжа, с двумя подфюзеляжными килями с внешних сторон грузового люка, с грузовой лебедкой и транспортером; Ан-24РТ - аналогичен Ан-24Т, но с разгонным турбореактивным двигателем, как у Ан-24РВ; Ан-24ЛП - лесопожарный вариант. Количество самолётов серии Ан-24 для гражданских и военных пользователей насчитывает около 1100 единиц.
1960 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся очередной испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15" N 1. Аппарат пилотировал лётчик Форрест Сайлас Петерсен (Forrest Petersen). Максимальная высота подъёма составила 16398 м при скорости 2059 км/ч.
1961 - Международный день авиадиспетчера. В столице Нидерландов Амстердаме была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров. Это событие, важное для стандартизации управления грузовыми и пассажирскими авиационными перевозками, и положило начало новому профессиональному празднику.
1962 - Поступил на эксплуатацию реактивный Ту-124 - для авиалиний малой протяжённости, вмещающий до 56 пассажиров.Ту-124 фактически является уменьшенной копией ранее разработанного Ту-104, и оба типа схожи внешне, но различаются размером, а также конструктивным исполнением некоторых агрегатов. На Ту-124 впервые в мире для пассажирских самолётов применены турбовентиляторные двигатели, отличающиеся от ранее применявшихся ТРД повышенной экономичностью. Данный самолёт был разработан с целью заменить стареющий Ил-14 на местных маршрутах, но был быстро заменен в серийном производстве более удачной глубокой модификацией - Ту-134 (первоначальное наименование - Ту-124А), со сниженным шумом в пассажирском салоне благодаря переносу двигателей из корня крыла на хвостовую часть фюзеляжа.
1962 - На боевое дежурство встал первый ракетный полк 51-й дивизии на Кубе, вооруженный ракетами 8К63, основной РСД первого поколения. Это был 514-й ракетный полк, бывший 79-й, из 29-й ракетной дивизии. И хотя полк простоял на дежурстве чуть больше недели, он сделал свое дело.
1964 - В Советском Союзе с 90-й площадки космодрома Байконур был проведён последний 9-й запуск ракеты "УР-200"/SS-X-10. Ракета проиграла в конкурентной борьбе ракете "Р-36"/SS-9 Mod 1/Scarp и в серийное производство не пошла.
1967 - Женский мировой рекорд высоты полёта для самолётов с ТВД - динамический потолок 13513 м, экипаж Любови Михайловны Улановой на Ил-18 с ТВД АИ-20.
1968 - Первый пуск двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты РС-10 (МБР 8К84) состоялся с шахтной пусковой установки космодрома Байконур.
1970 - Запуск беспилотного КК "Зонд-8" (7К-Л1). Основные задачи: облёт Луны, фотографирование Луны и Земли, отработка варианта приземления со стороны северного полушария. Облёт Луны произведен 24.10.1970, возвращение спускаемого аппарата на Землю 27.10.1970.
1977 - Первый технический рейс Ту-144 по маршруту Москва - Алма-Ата с пассажирами на борту - работниками ряда организаций, которые принимали непосредственное участие в создании и испытаниях сверхзвукового самолёта.
1983 - В ОКТБ "Орбита" создан и передан ЦПК им. Юрия Алексеевича Гагарина комплексный тренажёр ОС "Салют".
1985 - Первые самолёты Су-27 поступили в строевой полк ВВС.
1986 - Катастрофа Ту-134А Аэрофлота, следовавшего по маршруту Кольцово (Свердловск) - Грозный. В дневное время при промежуточной посадке в аэропорту Курумоч (Куйбышев, ныне Самара).
Самолёт произвёл посадку со слишком большими скоростью и тангажом. Шасси сломались от удара о ВПП, машина легла на брюхо, и её около 300 м несло по инерции, после чего она перевернулась через правое крыло и встала вверх шасси. От удара фюзеляж самолёта переломился надвое, из разрушенных топливных баков полилось топливо и возник пожар. Из 94 пассажиров и членов экипажа выжило только 24 человека (всего погибло 70 человек).
Причиной авиакатастрофы послужило преступное пренебрежение правилами безопасности полётов. Командир корабля Александр Клюев поспорил с экипажем, что сможет посадить самолёт вслепую, по одним только показаниям приборов. Он закрыл обзорные окна кабины с левой стороны металлическими шторками и повёл самолёт на посадку. Второй пилот, штурман и бортинженер не препятствовали его действиям. В расчеты КВС вкралась ошибка, и к полосе самолёт подошёл со слишком большими вертикальной и горизонтальной скоростями. КВС дал команду открыть шторку за секунду до касания. Бортмеханик не успел выполнить её. От сильнейшего (4,8g) удара при касании шасси подломились. Фюзеляж протащило по ВПП около 300 м. При скольжении по бетону самолёт стал переворачиваться через правое крыло, затем сошёл на грунт, потерял правую плоскость крыла, перевернулся, раскололся надвое и загорелся.
1987 - На боевое дежурство встал советский боевой железнодорожный ракетный комплекс с ракетой РС-22 (15Ж61). Разработчиком выступало КБ «Южное» украинского Днепропетровска под руководством конструктора Владимира Фёдоровича Уткина. Сборка БЖРК осуществлялась также на Украине в Павлограде. Его полевые испытания проходили в 1985-1987 гг. В ходе них было произведено 32 пуска ракет и пройдено более 400 тысяч километров по территории страны. 28 ноября 1989 года комплекс был принят на вооружение.
1989 - Катастрофа Ил-76 (СССР-76466), Ленинакан, Армения, СССР, КВС Валерий Иванович Моткин.
Самолёт выполнял учебно-тренировочный рейс, совмещённый с завозом в г.Ленинакан гуманитарного груза для пострадавших от катастрофического землетрясения 1988 г. При выполнении захода в аэропорту Ленинакан экипаж ошибся при установке на приборах давления аэродрома на эшелоне перехода 3000м (вместо значения 636 мм.рт.ст., переданного диспетчером, было установлено 736). Это привело к завышению показаний высотомеров на 1100м.
Во время снижения, после срабатывания системы предупреждения об опасном сближении в землей (ССОС) в районе третьего разворота, экипаж, в нарушение РЛЭ, не перешёл немедленно в набор высоты. Сигнал ССОС звучал 19 секунд. Самолёт столкнулся с земной поверхностью в нескольких километрах от полосы а/п Ленинакан, разрушился и сгорел. Погибли все 15 человек, находившихся на борту.
КВС-инструктор выполнял полёт на горный аэродром Ленинакан впервые, для исполнявшего обязанности второго пилота-стажера это вообще был первый полёт на Ил-76.
1992 - Первый полет самолета общего назначения Як-112, лётчик-испытатель 1 класса Владимир Анатольевич Якимов.
1995 - Первый выход в открытый космос астронавта ЕКА и гражданина Германии. Российский космонавт Сергей Васильевич Авдеев (7-й выход) и немецкий астронавт Томас Артур Райтер (Thomas Arthur Reiter, 1-й выход) совершили выход в открытый космос длительностью 5 часов 16 минут. Установка европейского оборудования ESEF (блоки механики БМК-1 и БМК-2 с вставляемыми кассетами для экспонирования образцов и аппаратура для определения параметров собственной внешней атмосферы станции) и замена четырёх кассет в блоках детектора межзвёздного газа KOMZA на модуле «Спектр» станции «Мир».
1995 - В США с космодрома Cape Canaveral по программе STS-73 осуществлён запуск корабля многоразового использования "Columbia №18" с астронавтами Кеннетем Боверсоксом (Kenneth Bowersox, 3-й полёт), Катериной Коулмэн (Catherine Coleman, 1-й полёт), Майклом Лопес-Алегриа (Michael Lopez-Alegria, 1-й полёт), Джо Лесли (Joe Leslie, 1-й полёт), Кентом Роминджером (Kent Rominger, 1-й полёт), Альбертом Сакко (Albert Sacco, 1-й полёт) и Катрин Торнтон (Kathryn Thornton, 4-й полёт) на борту. Посадка 5 ноября 1995 года.
2004 - Американское подразделение Eurocopter открывает новый завод в городе Колумбус, штат Миссисипи.
2014 - Катастрофа частного самолёта Dassault Falcon 50 EX произошла в аэропорту Внуково в ночь с 20 на 21 октября 2014 года.
При выполнении взлёта c ВПП 06 при разбеге самолёт столкнулся с аэродромной снегоуборочной машиной, в результате чего произошло разрушение и возгорание воздушного судна. Предварительные выводы технической комиссии о причинах катастрофы: и ведущий инженер аэродромной службы «Внуково» Владимир Леденев, и водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко были пьяны, в результате чего Мартыненко заблудился на лётном поле, а Леденев не предпринял попыток найти снегоуборщика.
На борту находились четыре гражданина Франции: два пилота, бортпроводник и главный управляющий крупной нефтегазовой компанией «Total» Кристоф де Маржери. Все они погибли.
2018 - В 01:45:35.3 UTC со стартового комплекса ELA-3 Гвианского космического центра (космодрому Куру во Французской Гвиане) стартовыми командами компании Arianespace осуществлен успешный пуск ракетой-носителем "Ариан-5 ECA" VA-245 5105 к планете Меркурий с межпланетным зондом Европейского космического агентства в партнерстве с Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA) "BepiColombo" (БериКоломбо). B состав миссии входят два орбитальных аппарата: магнитосферный орбитер Mercury Magnetospheric Orbiter (MMO, Mio) и планетарный орбитер Mercury Planetary Orbiter (MPO), а также третий модуль, который доставит эти аппараты к орбите Меркурия. Аппараты должны будут преодолеть девять миллиардов километров и достичь Меркурия через семь лет – в декабре 2025 г. За это время они совершат девять гравитационных маневров около Венеры, Земли и Меркурия. Предполагается, что они проработают на орбите вокруг Меркурия не менее года, собирая данные о составе, плотности, магнитном поле и экзосфере самой близкой к Солнцу планеты, а также исследуя взаимодействие планеты с солнечным ветром.
2020 - В 22:13 UTC был произведён успешный контакт с забором образцов грунта с астероида (101955) Бенну (первоначально - 1999 RQ36) АМС "OSIRIS-REx" (Origins Spectral Interpretation Resource Identification Security Regolith Explorer, запуск 8.09.2016г). Согласно программе полета космический зонд OSIRIS-REx на скорости 10 см/с сблизился с астероидом, штанга со специальным устройством для забора образца грунта коснулась поверхности астероида в заранее выбранной точке, получившейобозначение "Найтингейл" (кратер диаметром около 20 метров в северной части астероида) всего на 16 секунд. По предварительным оценкам было собрано больше 60 г реголита. После трёх пролётов "OSIRIS-REx" над северным полюсом астероида Бенну получены предварительные оценки массы астероида (7,34·1010 (± 0,15) кг), объёма (0,06171·109 (± 0,0004) м3) и средней плотности (1190±24) кг/м3). Диаметр всего астероида достигает 560 метров. Гравитационный параметр (μ) Бенну равен (4,9±0,1) м3/с2. Возвращение АМС "OSIRIS-REx" на Землю запланировано на сентябрь 2023 года.
Свежие комментарии