На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Этот день в авиации. 23 августа

Этот день в авиации. 23 августа

Этот день в авиации. 23 августа
1887 - Родился ученый и изобретатель в области ракетной техники Ф.А. Цандер.

В 1908 году Цандер опубликовал свою первую работу, посвящённую межпланетным путешествиям, рассмотрев в ней вопросы жизнеобеспечения человека в космическом полёте. Цандером впервые была предложена идея космических оранжерей, то есть выращивания съедобных растений непосредственно на борту космического корабля.


В 1911 году им была предложена идея использования части конструкции корабля как дополнительного запаса высокоэффективного топлива. По мысли Цандера, космический корабль мог взлетать как обыкновенный аэроплан, а при достижении границ земной атмосферы использовать ненужные элементы конструкции, такие как крылья, пропеллеры и двигатель, в качестве горючего. В 1921 году доклад об этом проекте был представлен Цандером на конференции изобретателей, а в 1924 году — переработан и опубликован в 13-м номере журнала «Техника и жизнь» под названием «Перелёты на другие планеты». В той же статье Цандер высказал идеи о выгоде применения прямоточных реактивных двигателей, о возможности использования и конструкции солнечного паруса и передаче энергии к движущейся ракете.

Вместе с Юрием Кондратюком и своим учителем К.Э. Циолковским Цандер организует «Общество изучения межпланетных сообщений». В ранних работах которого была впервые рассмотрена возможность использования атмосферы для торможения и возвращения космических кораблей. В том же 1924 году Цандер запатентовал идею крылатой ракеты, которая должна была по его мнению стать основным средством для выполнения межпланетных перелётов.
В 1931 году познакомился с Сергеем Королёвым, 24-летним конструктором планера, на котором Василий Степанчёнок совершил трёхкратную мёртвую петлю.
в 1929-1932 годах построил и испытал реактивный двигатель на сжатом воздухе с бензином (ОР-1). В 1930-1931 годах преподавал в Московском авиационном институте. В 1931-1932 годах - председатель Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая создала и запустила в 1933 году первую советскую ракету конструкции М. К. Тихонравова, а затем вторую — по его проекту. В составе рабочей группы занимался разработкой космопланов, идеи которых воплотились в жизнь лишь в 1980-х годах (Спейс шаттл, БОР-4, БОР-5, Буран).1933 — построил и испытал реактивный двигатель на жидком кислороде с бензином (ОР-2).Ф. А. Цандер не увидел старта своей ракеты: он заболел и умер от тифа в Кисловодске за несколько месяцев до этого события. Похоронен в Кисловодске на Старом Военном кладбище.
Этот день в авиации. 23 августа
1909 - Абсолютный мировой рекорд скорости полёта - 69,75 км/ч; Г. Кёртисс (США) на биплане Херринг-Кёртисс.

Этот день в авиации. 23 августа
1911 - Пилотский диплом № 31 Всероссийского аэроклуба получила Л.В. Зверева – первая русская лётчица (10 августа ст. ст.). Родилась в 1890 году. В 1910 году поступила в Гатчинский аэроклуб "Гамаюн". В 1911-1912 годах участвует со своим мужем Вл. Слюсаренко в полетах а разных городах России. В 1913 году в Риге организовали мастерские по ремонту и постройке самолетов, а также школу пилотов. Затем мастерские были перебазированы в Петроград, где выпускались самолеты. В 1916 году умерла от тифа.

Этот день в авиации. 23 августа
1916 - Групповой налёт бомбардировщиков в составе 4 самолётов «Илья Муромец» на базу гидросамолётов противника на озере Ангерн.

Этот день в авиации. 23 августа
1918 - Родился маршал авиации А.П.Силантьев.
Во время Великой Отечественной войны совершил 359 боевых вылетов, участвовал в 35 воздушных боях, в которых сбил лично 8 самолётов противника. Ещё 16 самолётов сжег на земле при штурмовках вражеских аэродромов.

После войны окончил Военно-воздушную академию в 1950 году, Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова в 1957 году. Командовал авиационными частями, служил в Главном штабе ВВС и в Генеральном штабе. С октября 1969 года — начальник Главного штаба — первый заместитель Главнокомандующего ВВС. Воинское звание маршал авиации присвоено 19 февраля 1976 года. С июня 1978 года — заместитель Главнокомандующего ВВС.

С 1980 года — военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С мая 1992 года — в отставке. Жил в Москве. Народный депутат СССР (1989-1991). С 1988 по 1992 годы был председателем Советского Комитета ветеранов войны. Умер 10 марта 1996 года.

Этот день в авиации. 23 августа

1926 - Первый полёт S-35 Игоря Сикорского. Взлётный вес - 9100 кг, набор 300 м - за 75 с. Максимальная скорость - 230 км/ч, крейсерская - 193 км/ч, посадочная - 105 км/ч. 20 сентября 1926-го самолёт потерпел аварию при взлёте и разбился.

Этот день в авиации. 23 августа
1926
 - Польские пилоты Казимир Калина и Збигнев Бабинский подняли в воздух новый польский истребитель WZ-X. Разработкой нового истребителя WZ-X по заказу авиационного департамента министерства Обороны Польши занимался Институт Летных разработок (Wojskowej Centrali Badan Lotniczych - CWL). Работа была начата 16 мая 1925 года, а уже через год была завершена. Первый полет прототипа был несколько задержан майским переворотом 1926 года, когда было уничтожено часть материалов. Первоначально предполагалось заказать самолет для польских ВВС в качестве истребителя сопровождения, однако после детальных испытаний выбор пал на Потэзы и Брэгге.Тем не менее проект продолжили развивать, построив еще три прототипа с другими двигателями. Однако на вооружение самолет так и не попал и использовался до конца 30-х годов в испытательном центре в Будгоще.

Этот день в авиации. 23 августа
1927
 - Поднялся в воздух первый прототип S.91 Leger, оснащенный двигателем Hispano-Suiza 12НЬ мощностью 500 л.с. (373 кВт). В середине 1920-х годов французское Министерство авиации было обеспокоено увеличением стоимости новых военных самолетов и возрастающей угрозой со стороны бомбардировщиков. Решением этой дилеммы стала концепция легкого истребителя, получившего название "Jockey", который мог выпускаться в количествах больших, чем обычные истребители, с более высокими характеристиками, и предназначался для обеспечения ПВО отдельных объектов. От самолета требовалась высокая скороподъемность и маневренность при сравнительно скромной дальности полета до 400 км и вооружении из двух пулеметов.В ответ на эти требования компания разработала цельнометаллический биплан с крыльями равного размаха Bleriot-SPAD S.91. Обшивка самолета была полотняной за исключением передней части фюзеляжа, где отсек силовой установки был закрыт панелями из легких сплавов.Картинки по запросу АНТ-4 «Страна Советов»

1929 - Начало рейса из Москвы в США самолёта для дальних перелётов АНТ-4 «Страна Советов»; С.А. Шестаков, Ф.Е. Болотов, Б.В. Стерлигов, Д.В. Фуфаев.
АНТ-4 длиной 18 м с размахом крыльев 28,7 м был в то время самым большим цельнометаллическим самолётом в мире. Внутри фюзеляжа размещались бомбовый отсек, места для пилота и члена экипажа.
FokkerF.IX.jpg
1929
 - Состоялся первый полет пассажирского самолета Fokker F.IX. Пассажирский самолет Fokker F.IX был создан на базе самолета трехдвигательного самолета F.VII/3m. Fokker F.IX стал самым большим трехдвигательным самолетом построенным на заводах фирмы Fokker в Голландии до Второй Мировой. F.IX мог перевозить до 18 пассажиров.
 
Этот день в авиации. 23 августа
1934 - Родился летчик-испытатель Г.Н. Волохов, Герой Советского Союза.

В 1951 году поступил на в МГУ имени М.В. Ломоносова на механико-математический факультет, который окончил в 1956 году. Одновременно с учёбой в Университете занимался в Центральном аэроклубе имени В. П. Чкалова. В 1956—1959 годах работал в Филиале НИИ-1, инженер. Принимал участие в создании и испытаниях крылатой ракеты «Буря».
В 1960 году окончил Школу лётчиков-испытателей (ШЛИ), с июня 1961 года по март 1989 года лётчик-испытатель ОКБ имени С. В. Ильюшина.
Участвовал в испытаниях новой (в том числе, военной) авиационной техники. Самолёты: Ил-62/3 (28.07.1965; 2-й пилот), Ил-76 (25.03.1971; 2-й пилот), Ил-76/2 (25.02. 1973; 2-й пилот), Ил-86 (22.12.1976; 2-й пилот), Ил-86-450 (1.06.1982; 2-й пилот).
В 1965—1966 годах испытывал самолёты: Ил-38 с максимальным весом, Ил-76 на больших углах и на грунте, Ил-62 и Ил-76МД на критических режимах, Ил-18 «Полоса» (опытный с комплексом навигационно-пилотажного оборудования, позволявшего выполнять автоматический полёт по всей траектории).
В сентябре 1981 года экипаж Волохова установил 18 мировых авиационных рекордов скорости на Ил-86 (развил среднюю скорость 970 км/ч на замкнутом 2000-км маршруте с коммерческим грузом 35, 40, 50, 60 и 65 т и 956 км/ч по 1000-км замкнутому маршруту с коммерческим грузом от 35 до 80 т).

Этот день в авиации. 23 августа

1937 - Впервые была осуществлена посадка самолета автопилотом. Произошло это на аэродроме Райт-Филд в Дейтоне, штат Огайо. Экипаж Fokker C-14B - два военных летчика, капитаны Карл Крейн, Джордж Холломан и инженер Раймонд Стаут. Рядом с Паттерсон-Филдом (в 8 км от Райт-Филд) установили пять радиомаяков, и когда приборы и радиоприемники, разработанные самим Крейном на борту Фоккера были включены, самолёт начал спуск и сел без управления экипажем.

Этот день в авиации. 23 августа

1942 - Произошла первая попытка применения итальянцами радиоуправляемого бомбардировщика. Одиночный SM.79 без экипажа был послан на бомбардировку кораблей союзников у берегов Алжира. Положительный результат этого вылета свелся к тому, что руководство ВВС отказалось от дальнейших попыток приспособить под эти цели тяжелые многомоторные самолёты, поскольку это дорого и неэкономично с любой точки зрения.

23 августа 1942 г.: массированный налет немецкой авиации на Сталинград. Город уничтожен

1942 - Массовый налет Люфтваффе на Сталинград. При этом задача, поставленная директивой Гитлера от 23 июля, была полностью выполнена. Сталинград, как город и промышленный центр, был уничтожен. Сухая жаркая погода, длительное интенсивное бомбометание, применение немцами большого количества различных зажигательных бомб – все это дало огромный разрушительный эффект. Были полностью выведены из строя такие важные для страны предприятия, как завод «Красный Октябрь» и артиллерийский завод «Баррикады». По неизвестно откуда взявшимся данным, в результате бомбежки погибли свыше 40 тыс. жителей, еще около 150 тыс. получили ранения. На самом деле подсчетом жертв никто всерьез не занимался. Равно как и не было известно число мирного населения, находившегося в тот момент в городе. Поэтому говорить о какой-то конкретной цифре невозможно, ясно лишь, что погибших были десятки тысяч.

Этот день в авиации. 23 августа

1944 - Решением Государственного комитета обороны № 6246сс усовершенствованный штурмовик Ил-10 с АМ-42 и винтом АВ-5л-24 запущен в серийное производство сразу на двух авиазаводах № 1 и 18, после того как июле-августе 44-го успешно прошел в ГК НИИ ВВС КА государственные испытания.

Этот день в авиации. 23 августа
1948 - Совершил первый полёт американский реактивный истребитель XF-85 «Гоблин», предназначенный для подвески на стратегический бомбардировщик B-36 lib.rus.ec/b/224369/read;
Самолет Макдоннелл XF-85 Гоблин был спроектирован под тактико-технические требования ВВС США к одноместному "паразитному" ("parasite") истребителю сопровождения, который мог бы находиться на борту большого бомбардировщика. В марте 1947 года поступил заказ на разработку двух опытных образцов. Особенности конструкции включали средне - низкорасположенные складывающиеся стреловидные крылья с размахом 6,44м, короткий фюзеляж круглого сечения, отсутствие шасси, за исключением вспомогательных полозьев, крюк для захвата трапеции на самолете-носителе, шесть хвостовых плоскостей, расположенных вокруг задней части фюзеляжа, и турбореактивный двигатель Westinghouse J34-WE-7 с тягой 1361 кг, установленный в задней части фюзеляжа. Первый свободный полет был совершен 23 августа 1948 года после запуска с "самолета-матки" Boeing ЕВ-29В, но двух с небольшим часов летных испытаний оказалось достаточно, чтобы убедиться, что турбулентность вокруг бомбардировщика создает серьезные проблемы с управлением. Этот фактор вкупе с тем, что такой маленький самолет не мог обладать скоростью и маневренностью истребителей, которые ему пришлось бы перехватывать, привели к тому, что дальнейшая разработка была прекращена.
 
Этот день в авиации. 23 августа
1948 - Джон Каннингхем - лучший английский ночной лётчик-истребитель - на самолёте D.H.100 Vampire установил рекорд высоты, набрав 18119 м.
Английская фирма «Де Хевиленд» в 1945-м создала истребитель необычной компоновки. Единственный ТРД на нем конструкторы расположили в хвостовой части короткого, похожего на каплю фюзеляжа. На консолях крыла закрепили две хвостовые балки, на концах которых установили горизонтальный стабилизатор с рулём высоты. Два воздухозаборника поместили у основания консолей. При такой компоновке ничто не мешало удобно расположить в носовой части фюзеляжа кабину, оружие и различное оборудование. Своими очертаниями необычный истребитель чем то напоминал летучую мышь. Возможно, потому он и получил такое «кровожадную» кликуху - «Вампир».

Этот день в авиации. 23 августа
1948 - Вышло постановление Совмина СССР о принятии МиГ-15 на вооружение. Под постройку МиГа выделялось три завода МАП: №1 им. Сталина в Куйбышеве, №153 им.Чкалова в Новосибирске и №381 в Москве. Всего было поизведено 15 560 машин всех модификаций, без учёта УТИ МиГ-15 китайского производства.
Этим же постановлением запускался в серию Ла-174 (задолго до окончания госиспытаний). Ла-174 (Ла-15) должен был выпускаться на двух заводах: головном №21 в Горьком (директор С.И.Агаджанов), и №292 в Саратове (директор И.С.Левин). Тем же постановлением правительства ОКБ Микояна и Лавочкина были обязаны устранить на опытных самолетах все обнаруженные дефекты и недостатки и в ноябре 1948 года предъявить их в ГК НИИ ВВС на контрольные испытания.
Этот день в авиации. 23 августа
1953
 - Поднялся в воздух опытный образец XA209 английского противолодочного самолета Short SB-6 Seamew. Уже в первом полете самолет потерпел аварию. В результате все три самолета подверглись глубокой модернизации. Самолет показал себя трудным в управлении, и, несмотря на множество усовершенствований, эту проблему полностью решить не удалось.

Этот день в авиации. 23 августа
1954 - Состоялся первый полёт военно-транспортного турбовинтового Lockheed C-130 Hercules. Благодаря особенностям конструкции (прежде всего огромному хвостовому люку) он стал самым массовым грузовым самолётом мира. Даже теперь - в начале XXI века, появляются его новые модификации. Хотя изначально самолёт был предназначен для военно-транспортных операций, его характеристики привлекли внимание многих авиакомпаний. Для них была создана гражданская версия L-100.

Этот день в авиации. 23 августа
1954 - году на авиабазе «Edwards» (штат Калифорния, США) состоялся первый испытательный полёт экспериментального самолета «X-3» по программе NACA. Самолёт пилотировал летчик Дж.Уолкер. Этим полётом была начата реализация программы полётов «Х-3».

Этот день в авиации. 23 августа
1955 - Состоялся первый полет английского многоцелевого вертолета «Widgeon». «Widgeon» - многоцелевой вертолет, разработанный английской фирмой «Westland Aircraft». Вертолет является модернизированной версией вертолета «Westland-Sikorsky» «WS-51» «Dragonfly» (лицензионной копии американского вертолета «Sikorsky» «S-51»).

Этот день в авиации. 23 августа
1955 - Первый полёт первого конвертоплана с поворотным ротором - Bell XV-3. Он имел большой фюзеляж, рассчитанный на четверых пассажиров, неподвижные крылья с размахом 9,54 метра и был оснащён двигателем Пратт-Уитни R-985 мощностью 450 л.с. Ротор-пропеллер на конце консоли каждого крыла устанавливался в необходимое положение с помощью электромоторов; вверх - для вертикального полёта, вперёд - для горизонтального.

Этот день в авиации. 23 августа
1961 - с учетом предложений Министерства обороны и Госкомитета по авиационной технике, вышло постановление Совмина № 918-383 "О воспроизведении самолета-разведчика «Локхид» «У-2» по сохранившимся останкам и материалам сбитого самолета". Советский аналог получил обозначение «С-13».Главной целью этой работы стало всестороннее изучение конструктивных, технологических и эксплуатационных особенностей самолета «У-2», а также освоение элементов конструкции, материалов и оборудования для применения в отечественном самолетостроении. Работа была поручена ОКБ-49, возглавляемом Г. М. Бериевым. 
Копирование двигателя под обозначением РД-16-75 велось в Казани, в ОКБ-16 под руководством П. Зубца.
Этот день в авиации. 23 августа
1974
 - Сертифицирован первый из трех построенных немецких ближнемагистральных пассажирских самолетов VFW 614, а первый полет серийного образца состоялся 28 апреля 1975 года. VFW 614 - ближнемагистральный пассажирский самолет, разработанный немецкой фирмой Vereinigte Flugtechnische Werke (VFW)-Fokker. При финансовой поддержке правительства ФРГ компания VFW-Fokker приступила к строительству трех опытных образцов гражданского самолета малой дальности полета с двумя турбовентиляторными двигателями, получившего обозначение VFW 614. 

Этот день в авиации. 23 августа

1977 - В Калифорнии совершен первый полет на летательном аппарате, приводимом в движение мускульной силой человека. Конструктором аппарата был Пол Битти МАККРЕДИ, а пилотом — велосипедист Брайан АЛЛЕН. Весил аппарат (назвать самолетом его вроде бы нельзя) 32 кг и имел размах крыльев 29 м. Его пропеллер приводился в движение с помощью педалей. Соавторы достижения выиграли приз Кремера в 50 000 фунтов стерлингов, для чего Аллену потребовалось совершить облет двух мачт, удаленных друг от друга на расстояние в полмили, по замкнутой восьмерке на высоте не менее трех метров. Полет продолжался 6 минут 27,05 секунды, и за это время было преодолено расстояние в 1,85 км со скоростью 18 км в час. Пилот весил 62 кг. А через два года на усовершенствованной модели аппарата Аллен сумел перелететь через Ла-Манш.

Этот день в авиации. 23 августа

1982 - ВВС США получили свой первый «стелс» Lockheed F-117 Nighthawk (хвостовой номер 787).
Этот день в авиации. 23 августа
1983
 - Состоялся первый полет прототипа американского учебно-тренировочного самолета Boeing Skyfox. В начале 80-х годов прошлого столетия стало ясно, что изготовленный более чем в 6500 экземпляров T-33 Шутинг Стар отжил свое. Однако его конструктор Ирвин Калвер не был согласен с этим. Объединившись с еще нескольким энтузиастами из конструкторского бюро Lockheed, он создал проект глубокой модернизации Т-33, получивший проект Skyfox. Для продвижения самолета на рынок была создана компания Skyfox Corporation. Новый самолет состоял на 70% из деталей Т-33, включая крылья и фюзеляж. Главные отличия новой машины стала двигательная установка, состоящая из двух турбовентиляторных двигателей Garrett TFE731-3A, вместо одного турбореактивного Allison J33-A-35 на Т-33. Кроме того Skyfox получил носовую часть с улучшенной аэродинамикой и новый хвостовой стабилизатор, а так же современную кабину пилотов оснащенную новой авионикой и двумя катапультируемыми креслами. Самолет успешно прошел все испытания, но, не смотря на хорошие летные данные и относительно небольшую стоимость, потенциальных покупателей не заинтересовал.

Этот день в авиации. 23 августа
1985 - Завершены Государственные испытания двигателя АЛ-31Ф (изд. 99В)
Этот день в авиации. 23 августа
1985
 - Катастрофа вертолёта Ми-8 Таджикского УГА (борт СССР-25640), близ Тутека, Узбекская ССР.
Экипаж выполнял полет на аэрофотосъёмку днем в ПМУ над горным районом. Во время полета экипаж перестал выходить на связь. Организованными поисками вертолет был обнаружен разрушенным и частично сгоревшим. 7 человек погибло.
Выводы комиссии, расследовавшей АП: отказ двигателей по причине всасывания в газовоздушный тракт посторонних предметов - камней, падавших со склона горы.

Этот день в авиации. 23 августа
1990 - Многоцелевой истребитель Су-27 принят на вооружение постановлением правительства.
Первые серийные Су-27 стали поступать в войска в 1984 году. Официально на вооружение Су-27 принят постановлением правительства от 23 августа 1990 года, когда были устранены все основные недостатки, выявленные в испытаниях. К этому времени Су-27 уже более 5 лет находились в эксплуатации. При принятии на вооружение в ВВС самолёт получил обозначение Су-27С (серийный), а в авиации ПВО — Су-27П (перехватчик).
 
Этот день в авиации. 23 августа
1990 - На вооружение принята ракета класса "воздух-воздух" Р-27 Гос. ОКБ "Вымпел".
Предназначена для перехвата и уничтожения самолетов и вертолетов всех типов, беспилотных летательных аппаратов и крылатых ракет в воздушном бою на средних и больших дистанциях, при автономных и групповых действиях самолетов-носителей, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, с любых направлений, на фоне земли и моря, при активном информационном, огневом и маневренном противодействии противника.

Этот день в авиации. 23 августа

1993 - Катастрофа Ан-12 близ Краснослободска (Волгоградская обл.), командир корабля А.Н.Епанешников. 
Экипаж выполнял перелет по маршруту Энгельс – Приволжский. Через 40 минут после взлета, при полете по трассе, в результате ненормальной работы системы электроснабжения самолета, экипаж перешел на аварийный режим ее работы. После чего на самолете произошел последовательный отказ второго и третьего двигателей (на высоте 4800 м и скорости 540 км/ч) и четвертого (на высоте 4000 м и скорости 500 км/ч).
При заходе на посадку на ближайший аэродром Гумрак (Волгоград) остановился первый двигатель (на высоте 1700 м и скорости 370 км/ч). По оценке экипажа посадка на аэродром в этом случае не обеспечивалась и им было принято решение на посадку вне аэродрома. При выполнении вынужденной посадки на пересеченную местность самолет столкнулся с препятствиями, разрушился и сгорел вблизи Краснослободска, шесть членов экипажа погибли.
Причиной катастрофы явилось возникновение короткого замыкания силовой распределительной сети постоянного тока, приведшего к разрушению изоляции проводов управления автоматическим флюгированием и подачей на них, вследствие этого, ложных сигналов на флюгирование воздушных винтов и остановку двигателей. Короткое замыкание произошло из-за перетирания изоляции силовых электропроводов по месту установки отбортовочных хомутов или возможного касания им об элементы конструкции фюзеляжа.

Картина дня

наверх