Летчики Airbus и Boeing считают это дискриминацией
Авиакомпания «Россия», которая является крупнейшим эксплуатантом российского ближнемагистрального самолета SSJ 100, установила повышенные зарплаты для их пилотов. До конца года парк SSJ 100 «России» должен более чем удвоиться до 66 самолетов. Улучшенные условия работы летчиков вызвали недовольство профсоюза, который считает это ущемлением пилотов Airbus и Boeing. Эксперты полагают, что стимулирование призвано решить проблему нехватки летчиков для SSJ 100.
Профсоюз летного состава авиакомпании «Россия» в феврале обратился в Северо-Западную транспортную прокуратуру с жалобой на то, что руководство перевозчика установило повышенный разряд и дополнительные выплаты пилотам SSJ 100. Обращение есть у “Ъ”. Согласно нему, с начала 2021 года авиакомпания поставила в тарифной сетке летчиков Airbus и Boeing ниже, чем пилотов SSJ 100.
Кроме того, пилотам SSJ ввели «особую стимулирующую доплату за количество выполненных рейсов», тогда пилоты других типов самолетов получают надбавку за высокую интенсивность работы только с 32-го часа налета в месяц. В то же время КВС и ВП SSJ 100 не доплачивают за работу в праздничные дни за каждый час фактического полетного времени, в отличие от пилотов иностранных машин. Авторы обращения просят Северо-Западную транспортную прокуратуру вынести представление об отмене январского приказа. На момент публикации в ведомстве на запрос “Ъ” не ответили.
В «России» не стали комментировать оплату труда, но отметили, что сейчас эксплуатируют 30 SSJ, и к концу года парк должен вырасти до 66 самолетов, в основном за счет передачи судов от материнского «Аэрофлота». Таким образом, в РФ эксплуатировать самолет будут восемь авиакомпаний: помимо «России», это RedWings, «Якутия», «Азимут», «ИрАэро», «Ямал», «Аврора» и «Газпром авиа». Глава Минпромторга Денис Мантуров в интервью «Российской газете» в январе говорил, что всего до конца года российские авиакомпании должны получить 37 SSJ 100. В RedWings заявили “Ъ”, что оплата труда их летчиков не зависит от типа воздушного судна. Другие эксплуатанты SSJ 100 не предоставили комментарии.
Нет объективных данных о том, что квалификацию пилотов SSJ можно оценивать выше, чем их коллег, считает глава Профсоюза летного состава Оксана Власенко. «Да, это современное отечественное судно, но вся техническая документация на нем ведется на русском языке — это не англоязычные тома, которые приходится выучить на зарубежных ВС,— говорит она.— Я полагаю, что класс иностранной техники все же выше и ему должен соответствовать разряд пилотов». По мнению госпожи Власенко, у «России» просто сложности с привлечением кадров на SSJ 100:
До конца года флот еще вырастет, но специалисты неохотно идут на российский самолет из-за негативного информационного фона и опасений потерять стаж, который ценится за рубежом».
Проблем с привлечением кадров на отечественные машины возникнуть не должно, возражает председатель редакционного совета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий: «Системы управления SSJ и Airbus, по сути, одинаковы, их делает французская Thales. И разговоры о страхах пилотов кажутся сильно преувеличенными: по идеологии управления и технической реализации это близкородственные суда».
Переход с Airbus на SSJ подавляющему числу летчиков дается сравнительно легко, соглашается исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. «Однако специфика и профиль полета на коротких рейсах отличается: за один день пилотам придется выполнять большее число взлетов и посадок, а это требует предельной концентрации ресурсов и внимания. Поэтому дополнительное стимулирование должно помочь решить проблему с дефицитом летного состава». В то же время эксперт отмечает, что у пилотов, имеющих допуск на наиболее распространенные типы судов, обычно есть преимущества при трудоустройстве за рубежом.
Айгуль Абдуллина
Свежие комментарии