На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр
    Стерилизовали нас крепко. Но с инфляцией, зато, мы покончим. А что надо - купим.«Аэробусы» крепко...
  • Юрий Слитинский
    Появятся? а кадры откуда возьмут? а вражеские диверсанты из Айрбаса ведь не спят, всё, что творится в авиапроме хорош...«Аэробусы» крепко...
  • Ирина Белова
    Аффтар, посыпь голову пеплом и иди покупай телегу - с таким настроем тебе на самолетах не летать, похоронщик-пустозво...«Аэробусы» крепко...

Этот день в авиации. 22 января

Этот день в авиации. 22 января

Harry Hawker.jpg

1889 - Родился Гарри Георг Хоукер (Harry George Hawker) — обладатель Ордена Британской Империи и Креста Военно-воздушных Сил, первооткрыватель в авиации Австралии. Был главным пилотом-испытателем компании "Sopwith Aviation Company", а также участвовал в проектировании многих ее самолётов. После Первой мировой войны стал соучредителем "Hawker Aircraft Limited" , фирмы, которая впоследствии создала много успешных моделей военных самолётов.

Погиб 12 июля 1921 года, когда самолёт, на котором он должен был лететь на воздушные соревнования в Соединенном Королевстве, разбился в парке в Бернт-Оук, Эджвер, недалеко от аэродрома Хендон.

Этот день в авиации. 22 января

1892 - Родился Марсель Дассо, первоначально Марсель Блох (фр. Marcel Dassault) — французский авиационный инженер, промышленник и политик. Во время 1-й мировой войны проходил военную службу в лаборатории Шале-Медон, где участвовал в проектировании самолётов. В 1916 разработал воздушный винт, которым оснащались многие французские самолёты того времени.

В 1931 основал собственную фирму "Блок", национализированную в 1937. В 1940 арестован немцами, в 1944 отправлен в Бухенвальд. После войны воссоздал свою фирму, получившую название "Дассо-Бреге" после слияния в 1971 с фирмой "Бреге". Под руководством Марселя Дассо разработано и построено около 90 самолётов, в т. ч. сверхзвуковые истребители серии «Мираж», стратегические бомбардировщики и т. д. Награжден медалью Гуггенхеймов (1976). «Мерзнущий император» – так назвал Марселя Дассо известный французский писатель Франсуа Мориак, имея в виду привычку Дассо даже в самые жаркие дни обматывать шею шарфом. В самом деле, после возвращения из Бухенвальда Дассо в любую погоду мерз и говорил: «Этот грипп когда-нибудь меня доконает». Так оно и случилось. Марсель Дассо умер 17 апреля 1986 года в Нёйи-сюр-Сен, в возрасте 94 лет. Похоронили Марселя Дассо в пантеоне Дворца инвалидов, недалеко от гробницы Наполеона. И теперь рядом с императором Франции лежит еврейский император французской авиации...

Этот день в авиации. 22 января
1919
 - Первый полёт прототипа тяжёлого ночного бомбардировщика Bleriot 73 (компания Bleriot, Франция). Он представлял собой биплан оборудованный четырьмя двигателями Hispano-Suiza 8Fb мощностью 300 л.с. Bleriot 73 был вооружён двумя пулемётами на турелях (установлены в задней и носовой части фюзеляжа) и мог нести до 1000 килограмм бомб. Самолёт был успешно испытан, однако в мирное время он оказался не нужен.

Этот день в авиации. 22 января

1923 - Родился Попов Андрей Иванович — советский военный лётчик-ас, имеющий на своем боевом счету 19 воздушных побед, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1944). Гвардии старший лейтенант.

В 1942 году окончил Качинскую военно-авиационную школу пилотов. С октября того же года на фронте. Воевал в составе 653-го (с 21 марта 1943 года - 65-го гвардейского) истребительного авиационного полка. К началу 1944 года совершил 126 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 18 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". 23 июня 1944 года погиб в воздушном бою в районе города Борисова (Белоруссия). К моменту своего последнего вылета совершил около 200 боевых вылетов, провёл около 50 воздушных боёв, сбил лично 19 самолётов противника...

Этот день в авиации. 22 января

1923 - Принято решение об организации фирмы "Юнкерс" на заводе в Филях. Впоследствии - завод №22. Ныне ГКНПЦ им. Михаила Васильевича Хруничева.

Этот день в авиации. 22 января

1931 -Первый полёт британского многоцелевого вспомогательного самолёта Bristol Type 118.

Проект Bristol Type 118 первоначально разрабатывался как двухместный истребитель. Это был биплан с двигателем Jupiter XFA мощностью 590 л.с. Вскоре стало ясно, что самолёту не удастся превзойти характеристики серийного Bristol Bulldog, да к тому же параллельно уже велись разработки более совершенных машин. Однако работы не были свернуты - было решено переработать проект в многоцелевой вспомогательный армейский самолёт. Министерство Авиации Великобритании заказало строительство ещё одного прототипа.

Второй, более совершенный экземпляр, оборудованный девятицилиндровым двигателем  воздушного охлаждения Bristol Pegasus IM.3 мощностью 650 л.с., получил обозначение Bristol Type 120.  Вооружение самолёта состояло из синхронизированного переднего 7.7-мм пулемёта Vickers, установленного сбоку фюзеляжа и подвижного 7.7-мм пулемёта Lewis в кабине у наблюдателя. Кроме того самолёт мог нести две 113-ти килограммовые бомбы. Первый полёт самолёта состоялся 22 января 1931 года.  После серии испытаний проект закрыли.

Этот день в авиации. 22 января

1932 - Родился Валентин Иванович Перов — лётчик-испытатель 3-го класса (1962), младший лейтенант запаса.

Этот день в авиации. 22 января
1933
 - Первый полёт легкого спортивного самолета LKL-5 (компания LKL, Польша).

Этот день в авиации. 22 января
1934
 - Родился Игорь Иванович Величко — советский и российский конструктор ракетно-космических систем, генеральный конструктор Государственного ракетного центра им. Макеева (1985—1998).Лауреат Ленинской премии (1978), Государственной премии СССР (1974).
Окончил с отличием Уральский политехнический институт (1957). Доктор технических наук (1989). Профессор (1993). Академик РАРАН (1996), Петровской академии наук и искусств (1994), Академии космонавтики им. К. Э. Циолковского (1997). Работал в г. Свердловске /Екатеринбург/ в НПО автоматики (1957—1985), где прошёл трудовой путь от молодого специалиста до генерального директора, в г. Миассе Челябинской области: генеральный конструктор и начальник КБ машиностроения, реорганизованного в 1993 г. в Государственный ракетный центр «КБ им. академика В. П. Макеева» (1985—1998). Участник, а затем и руководитель разработки систем управления для трёх поколений стратегических морских ракетных комплексов с ракетами Р-11ФМ, Р-21, Р-27У, Р-27К, Р-29, Р-29Р, Р-39, Р-29РМ и одиннадцати их модификаций. Скончался 14 декабря 2014 года в г. Миассе. Похоронен на Широкореченском кладбище Екатеринбурга...

Этот день в авиации. 22 января

1938 - Первый полёт истребителя He.100, пилот Ганс Дитерли. Главной особенностью этого самолёта была поверхностно-испарительная система охлаждения.

Этот день в авиации. 22 января

1942 - Образование авиации ПВО как рода войск противовоздушной обороны. Приказом НКО СССР № 056 от 22.01.1942 корпуса, дивизии, полки истребительной авиации, выделенные для противовоздушной обороны территории страны, а также 56 батальонов аэродромного обслуживания переданы в полное подчинение командующему Войсками ПВО территории страны. За годы войны истребительная авиация стала одним из основных родов войск противовоздушной обороны и основным средством борьбы с самолётами противника на дальних подступах к объектам прикрытия. Она совершила около 170 тысяч самолёто-вылетов и уничтожила в воздушных боях и на аэродромах 4170 вражеских самолётов. Дата 22 января приказом Главнокомандующего Войсками ПВО № 300 от 25.10.1996 г. объявлена годовым праздником авиации ПВО.

Этот день в авиации. 22 января

1945 - Первый полёт истребителя Як-3РД с дополнительным жидкостным ракетным двигателем, лётчик-испытатель Виктор Леонидович Расторгуев.

Этот день в авиации. 22 января

1945 - Катастрофа Douglas C-47 (СССР-Л963), Грозненская область, Шелковской район, близ ст. Червленная, Азербайджанское территориальное управление ГВФ в Грозненской области

Руководитель полетов аэропорта Махачкала выпустил самолет при погоде ниже минимума, ссылаясь на особую важность задания. Данных о погоде в Грозном не было. На маршруте местами был туман с видимостью не более 500 м. Экипаж продолжал полёт на низкой высоте вдоль железной дороги, ориентируясь визуально. В районе Гудермеса экипаж, попав в полосу густого тумана, перепутал железнодорожные линии и полетел вдоль железной дороги на Моздок. Обнаружив ошибку в районе ст. Червленная, экипаж решил выйти на Грозный напрямую - через Терский хребет. От точки разворота до хребта было 4 км. Самолёт не успел набрать высоту и столкнулся со склоном Терского хребта в сложных метеоусловиях. Всего погибших: - 6.

Этот день в авиации. 22 января

1948 - Первый полёт Short Sealand S.A.6. Это многоцелевая летающая лодка, разработанная английской фирмой Short Brothers. Испытания прошли удовлетворительно, и строительство предсерийной партии из четырёх самолётов было начато в 1947 году. Первый из них получил сертификат лётной годности в июле 1949 года. Серийные самолёты Sealand I и S.B.7 Sealand II были построены и поставлены покупателям в Борнео (два), Египет (один), Индонезию (два), Норвегию (два), Пакистан (три), Венесуэлу (один) и Югославию (два), Индию (десять). Вариант Sealand III был уменьшен в весе на 150 кг и увеличен в размахе крыла на 1,13 м.

НИИЭП.jpg
1950
 - Согласно постановлению Совета Министров СССР от 27 декабря 1949 года в Новосибирске 22 января 1950 года был создан научно-исследовательский институт по проблемам новой для того времени отрасли техники - системам ближней локации для широкого класса боеприпасов. Так появился НИИ-48, ставший в настоящее время Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский институт электронных приборов» (ФГУП «НИИ ЭП»). За эти годы сдано на вооружение около 50 изделий, в том числе для таких известных зенитно-ракетных систем, как «Круг», «Шторм», С-300В, С-300ВМ, С-75, С-25, «Тор», «Кинжал», «Стрела-10М2», для авиационных ракет К-73, К-77, Х-59У, для авиабомб ОФАБ 100-200, ОФАБ 250-270, ОФАБ 250-Т, КАБ-500ЛК, для ОТР «Точка-У», «Искандер-М», реактивной системы залпового огня «Смерч» и др. В 1985 году за создание двух изделий (системы ближней локации и бортовой вычислительной машины) к ракетам ЗРС С-300В институт получил орден Трудового Красного Знамени. Предприятием получено более 700 патентов и авторских свидетельств на изобретения, свидетельств на промышленные образцы и товарные знаки. В настоящее время, имея лицензии на разработку и производство изделий военной техники соответствующих классов и сертифицированную систему качества по ИСО 9000, НИИ ЭП ведет более десятка НИОКР и серийно производит изделия собственной разработки в обеспечение контрактов ФГУП «Рособоронэкспорт»  с зарубежными заказчиками. Из продукции промышленного назначения и двойных технологий представляют интерес датчики обледенения и систем кондиционирования летательных аппаратов нового поколения, впервые установленные и проходящие сертификацию на самолёте-амфибии Бе-200ЧС.

Этот день в авиации. 22 января

1952 - Начало коммерческой эксплуатации реактивных самолётов. В этот день D.H.106 Comet получил сертификат типа (годность к полётам) и начал грузовые перевозки в авиакомпании BOAC в ЮАР (только с грузом). 2 мая 1952 года была открыта первая в мире пассажирская авиалиния на реактивных самолётах между Лондоном и Йоханнесбургом. 3 апреля 1953 года лайнеры Comet стали летать на трассе Лондон - Токио. Однако всего лишь месяц спустя, 2 мая 1953 года, самолёт Comet трагически разбился при окончательно невыясненных обстоятельствах вскоре после взлёта из Калькутты.После двух подобных катастроф 10 января и 8 апреля 1954 года, когда лайнеры Comet рухнули в Средиземное море, их полёты временно запретили. Последний задокументированный полёт «Кометы 4» состоялся 14 марта 1997 года.

Этот день в авиации. 22 января

1954 - Первый полёт опытный образец новой модификации многоцелевого истребителя Hunter Р.1099 (компания Hawker, Великобритания), позднее получившей обозначение Hunter F.6

Этот день в авиации. 22 января

1954 - Первый полёт французской экспериментальной реактивной бесхвостки Payen Pa.49 Katy Delta (Тони Оксенбейн).

Этот день в авиации. 22 января

1968 - В США с космодрома Cape Canaveral ракетой-носителем "Сатурн-1Б SA-204»" осуществлён запуск трёхместного космического корабля “Apollo-5” в беспилотном варианте с лунным модулем на борту LM 1 Descent Stage. Корабль достиг орбиты ИСЗ с высотой в перигее 163 км, в апогее — 222 км. После отделения лунного модуля от адаптера модуль оказался на орбите167 х 222 км. В рамках испытаний предусматривалось два раза задействовать жидкостный ракетный двигатель посадочной ступени лунного корабля, произвести разделение ступеней лунного корабля, смоделировать условия работы двигательной установки при взлёте второй ступени с поверхности Луны. Первое включение ЖРД оказалось неудачным: двигатель проработал всего 4 секунды вместо запланированных 38 секунд. Два последующих включения прошли нормально. Испытания взлётной двигательной установки после отделения посадочной ступени также прошли успешно. Лётные испытания лунного корабля на орбите ИСЗ продолжались 8 часов.

Этот день в авиации. 22 января

1970 - Компания Пан Американ торжественно открыла первый рейс самолётов Boeing Model 747-100 по маршруту Нью-Йорк - Лондон.

Этот день в авиации. 22 января
1971
 - Первый полёт экспериментального двухбалочного самолёта Cessna XMC, модель 1014, пилот Брюс Баррет - лётчик-испытатель компании Cessna. Двигатель Continental O-200 100 л.с.(75 Квт), та же силовая установка, что использовалась в момент на Cessna 150, был установлен с толкающим винтом. Двухбалочный хвост по конструкции аналогичен тому, который использовался на Cessna Skymaster. Самолёт был модифицирован в 1972 году, и присвоили новый номер модели, 1034. В этой конфигурации он вылетел 1 июня 1972 года, снова с Брюсом Барретт.

Этот день в авиации. 22 января

1971 - Катастрофа Ан-12 Сыктывкарского авиаотряда под Сургутом. Авиалайнер вылетел из Омского аэропорта и после набора высоты занял заданный эшелон 6600 метров.

В Сургуте была сплошная облачность высотой 450 метров, видимость составляла 5,5 километра, дул северный свежий ветер, а температура воздуха составляла -9°C. В 19:20 диспетчер радарной службы в аэропорту Сургут разрешил экипажу Ан-12 снижаться до высоты 4500 метров, а затем до 1200 метров. Когда экипаж доложил о занятии высоты 1200 метров, то им дали указание переходить на связь с диспетчером посадки. Выполняя заход на посадку по магнитному курсу 180°, самолёт вошёл в район второго разворота со снижением до высоты 400 метров, расстояние до аэропорта при этом составляло 11 километров. В 19:34 МСК с самолёта доложили о пролёте траверза ДПРМ на высоте 400 метров. В 19:36 МСК (21:36 по местному времени), когда боковое удаление составляло 11 километров при радикальном удалении 16 километров, экипаж получил указание на выполнение третьего разворота. Когда Ан-12 в 18 километрах северо-восточнее Сургутского аэропорта на скорости 330 км/ч выполнял левый разворот, то на крыле произошёл срыв потока, в результате чего Ан-12 начал входить в прогрессирующий левый крен и терять высоту. Отклонившись от первоначального курса на 110°, авиалайнер под углом 40° и с левым креном около 90° врезался в землю, полностью разрушился и сгорел. Погибли 14 человек...

Выводы комиссии: Сваливание при третьем развороте из-за резкого ухудшения аэродинамики вследствие обледенения крыла при полёте в условиях интенсивного обледенения, а также из-за несоответствия скоростей, предусмотренных при выполнении третьего и четвёртого разворотов при посадочном весе более 55 тонн с обледеневшим крылом. Обледенение крыла произошло вследствие недостаточного обогрева передней кромки крыла из-за неполного открытия кранов отбора воздуха от двигателей.

Этот день в авиации. 22 января

1974 - Завершены заводские лётные испытания опытно-экспериментального самолёта «101» - прототипа дальнего сверхзвукового ударно-разведывательного комплекса Т-4 («100»).

Этот день в авиации. 22 января

1976 - Компания McDonnell-Douglas объявила о начале разработки самолётов F-18 и А-18. Первоначально планировалось, что Макдоннел-Дуглас будет заниматься палубным вариантом для ВМС США, а Нортроп — вариантом F-18L наземного базирования, предназначенным на экспорт. Однако из-за ряда причин Нортроп от планов отказался. Самолёт должен был выпускаться в трёх модификациях: истребителя F-18A, штурмовика A-18A, учебно-боевого TF-18A. 1 марта 1977 года было объявлено, что новый самолёт получит название «Хорнет» («Шершень»). Фирме Макдоннел-Дуглас удалось объединить истребительную и штурмовую модификации в один самолёт, который с 1980 года упоминался как F/A-18A, хотя официально такое обозначение было утверждено лишь в декабре 1982 года. Двухместный TF-18A был переименован в F/A-18B.

Этот день в авиации. 22 января
1982
 - Первый полёт четырехместного низкоплана-тандема Rutan 72 Grizzly под управлением Mike Melvill. Самолёт вёл себя хорошо, полёт длился 2,6 часа за которые успели провести все требуемые тесты. Melvill оказался в состоянии уже на первом полёте выпустить полностью закрылки, что не всегда возможно для самолётов обычных конфигурации.

Этот день в авиации. 22 января

1985 - Умер Михаил Михайлович Громов — советский лётчик и военачальник, генерал-полковник авиации(19.08.1944), спортсмен (чемпион СССР 1923 г. по тяжёлой атлетике), профессор, Герой Советского Союза (28.09.1934, медаль № 8). Заслуженный лётчик СССР (1925),лётчик-испытатель 1-го класса. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище...

Этот день в авиации. 22 января

1991 - Завершились госиспытания турбореактивного двухконтурного двигателя ДВ-2 3МКБ "Прогресс".

Этот день в авиации. 22 января

1992 - В США с космодрома Мыс Канаверал по программе STS-42 запущен космический корабль “Discovery №14”, который пилотировали космонавты: командир Рональд Грэйби (Ronald Grabe, 3-й полёт), пилот Стефен Освальд (Stephen Oswald, 1-й полёт), специалисты полёта Норман Тагард (Norman Thagard, 4-й полёт), Дэвид Хилмерс (David Hilmers, 4-й полёт), Уильям Редди (William Readdy, 1-й полёт), специалисты по работе с полезной нагрузкой канадка Роберта Бондар (Roberta Bondar, 1-й и единственный полёт) и немец Ульф Мербольд (Ulf Merbold, 2-й полёт). Впервые с 1985 года в экипаж Спейс шаттла вошли двое иностранцев: канадка Роберта Бондар и немец Ульф Мербольд. Роберта Бондар стала первой канадской женщиной-космонавтом. Посадка 30 января 1992 года.

Этот день в авиации. 22 января

1998 - Первый полёт Boeing 737-600.

Модификация 737-600 стала прямой заменой 737-500 и конкурирует с A318. Это единственный производимый вариант Boeing 737, на который не устанавливаются винглеты. Первым заказчиком должна была стать авиакомпания WestJet, однако в третьем квартале 2006 года компания заявила, что не намерена закупать эти самолёты. Первым заказчиком в 1995 году стала авиакомпания Scandinavian Airlines System (SAS) в 1995; первый самолёт был поставлен 18 сентября 1998 г. Всего заказчикам было передано 69 самолётов модификации − 600. В 2012 году снят с производства.

cl605-1.jpg

2006 - Первый полёт опытного экземпляра административного самолёта Challenger 605 (компания Bombardier, Канада).

Этот день в авиации. 22 января

2011 - В Японии (космодром Танэгасима) осуществлен пуск ракеты-носителя "H-IIB-F2" с грузовым транспортным кораблем "HTV-2" ("Конотри"). КА типа HTV японский грузовой транспортный корабль, предназначенный для доставки грузов на МКС. Стыковка с МКС 27 января 2011 года.

Этот день в авиации. 22 января
2013 - Первый полёт конвертоплана MV-22 Osprey с бортовым номером 197, предназначенный для 1-й вертолётной эскадрильи КМП США (HMX-1). Всего эскадрилья HMX-1 получит более 10 конвертопланов V-22 в варианте для Корпуса морской пехоты, которые заменят вертолёты CH-46E.

2019 - Катастрофа Ту-22М3 во время учебного полёта при заходе на посадку на авиабазе Оленья на территории посёлка Высокий города Оленегорска. При заходе на посадку самолёта Ту-22М3 № "35 красный" 40 сап КДА ВКС России на аэродром базирования Оленья с курсом 185 град., на предпосадочном снижении самолёт попал в густой снежный заряд, командир корабля допустил приземление с повышенной перегрузкой в районе торца ВПП. Далее самолёт повторно отделился от ВПП, стал разрушаться с отделением кабины экипажа от фюзеляжа и воспламенился. Команды РП на покидание самолёта экипаж не выполнил. Самолёт упал в 500м от начала ВПП и сгорел. Командир экипажа ВЛ 2 класса майор Гурьев Алексей Германович умер в Оленегорской ЦГБ. Помощник командира корабля ВЛ 2 класса майор Мазунин Константин Юрьевич погиб на месте. Штурман-оператор ВШ 3 класса капитан Грейф Виктор Владимирович умер в санчасти авиабазы. Выжил штурман-инструктор старший штурман полка ВШ 1 класса подполковник Рылков Максим Анатольевич.

Картина дня

наверх