1906 - родился К.И. Жданов, конструктор воздушных винтов.
В 1930 году окончил Сибирский механический институт, механический факультет. Специальность — инженер-механик по конструированию авиационных моторов.
С ноября 1930 года по март 1931 года преподавал там же курс «Сопротивление материалов» . Потом работал в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) и в КБ при заводе воздушных винтов (Москва).В 1938—1972 главный конструктор ОКБ в Ступино (Московская область).
Доктор технических наук (1965).
Под его руководством были созданы воздушные винты и другие узлы для авиатехники, большая часть из которых и сейчас в серийном производстве и эксплуатации:
В 1939—1946 годах — автоматический воздушный винт изменяемого шага АВ- I для истребителей И-16 и И-153; АВ-5Л-158 — ВИШ для штурмовиков Ил-2 и Ил-10; АВ-5ЛВ-139 — ВИШ для пикирующего бомбардировщика Пе-2; АВ-5В-167 — ВИШ для пикирующего бомбардировщика Ту-2; АВ-5Л-100 — ВИШ для истребителя МИГ-3.
В первое послевоенное десятилетие — АВ-7Н-161 — флюгерный винт изменяемого шага для пассажирского самолета Ли-2; АВ-9В-91 — флюгерный ВИШ для пассажирского самолета Ил-12; АВ-50 — флюгерный ВИШ для пассажирского самолета Ил-14; Р-50А — регулятор постоянного числа оборотов; АВ-2 — ВИШ для пассажирского самолета АН-2; АВ-79 — ВИШ с реверсом тяги для аэросаней Ка-30; АВ-14 — флюгерный ВИШ для самолета Ан-14; В-306А — рулевой воздушный винт для вертолета Ми- I ; АВ-63Б — рулевой воздушный винт для вертолетов Ми-6 и Ми-10.
Флюгерные винты изменяемого шага с мощными турбовинтовыми двигателями АВ-68 для самолетов — Ил-18, Ан-10 и Ан-12; АВ-68Д — для Ан-8 и Бе-12; АВ-72 — для Ан-24 и Ан-26; АВ-60К — для Ту-114 и Ту-95; АВ-90 — для Ан-22; АВ-60П — для Ту-142;
регуляторы постоянного числа оборотов (РПН): Р-68 — для двигателя АИ-20; Р-68ДТ-24 — для двигателя Ан-24; Р-60К — для двигателя НК-12МВ; Р-90 — для двигателя НК-12МА.вспомогательные силовые установки (ВСУ) в виде газотурбинных двигателей мощностью 200—500 л.с. для самолетов: ТА-4ФЕ — для Ан-22; ТА-4ФА — для ракеты «Ястреб»; ТА-6 — для самолета Ил-62; ТА-6А — для самолетов Ил-62М, Ту-144, Ту-154, Ту-22М, Ил-76 и др.; ТА-8 для самолета Ту-134А.
Механизмы для изменения стреловидности крыла самолета: ВП-23 — для МИГ-23; ВП-2 — для Ту-22М; ВП-4 — для Т-56; ВП-7 — для Ту-144.
1914 - Первый полёт учебно-тренировочного самолёта С.ХII (разработчик: Сикорский, Россия).
Представлял собой одноместный моноплан, оснащенный двигателем Гном 80 л.с, имел характерное для многих конструкций Сикорского шасси со сдвоенными колесами. От многих подобных аппаратов того периода отличался мощными рулевыми поверхностями в стандартном исполнении, т.е. имел нормальные элероны, рули высоты и поворота при наличии стабилизатора и вертикального киля. Крыло с небольшой стреловидностью, его жесткость достигалась набором тросовых расчалок, крепящихся на соответствующих фюзеляжных стойках и пирамидальном шасси. Первый опытный образец, испытанный летчиком Г.В. Янковским, показал прекрасные лётные качества. Просуществовал аппарат недолго - 6 июня 1914 г. Янковский в одном из полётов ошибся в пилотировании и разбил машину. Однако лётные качества самолёта оказались столь впечатляющими, что именно в день аварии два новых С-12 включили в контракт, заключенный Военным ведомством с Акционерным обществом РБВЗ на поставку 45 "лёгких" самолетов Сикорского.
1915 - родился Горовец Александр Константинович, лётчик-истребитель, Герой Советского Союза (1943, посмертно), гвардии старший лейтенант. Участник Великой Отечественной войны с июля 1942 г. Воевал в составе 88 гв.иап. Совершил 74 боевых вылета, в 10 воздушных боях сбил 2 самолёта. 6 июля 1943 г. вступил в бой с 20 бомбардировщиками Ju-87 и сбил 9 из них (1 тараном). При возвращении на свой аэродром был атакован четвёркой FW-190 и сбит.
1915 - Мировой рекорд продолжительности полета установлен в Сан-Диего (США) на биплане Burgess H с экипажем из пилота и двух пассажиров - 7 часов 5 минут.
1916 - Началось формирование трёх первых (2-й, 7-й и 12-й) истребительных авиаотрядов в России. На фронте они появились в конце мая – начале июня 1916-го. Из отечественных они были оснащены истребителями Сикорского С-16, С-18 и С-20. Кроме жёстко закрепленного тяжёлого пулемёта для стрельбы вперёд с самого начала предполагалось вооружить лётчика-наблюдателя также и подвижным оружием. Для этого, в первую очередь, предназначались ручные пулемёты ("ружья-пулемёты") "Мадсен", имевшиеся в большом количестве на вооружении. Летнаб вёл из них стрельбу с рук вбок и назад от самолёта. Вместо "Мадсена" лётчики-наблюдатели могли быть вооружены также русским трёхлинейным карабином образца 1907-го или австрийским кавалерийским карабином образца 1895-го, а позднее - автоматической винтовкой или автоматом Фёдорова, а также автоматическим охотничьим карабином "Винчестер", одним, а то и двумя 7,7-мм пулемётами «Виккерс». К 1916 году авиация всех воюющих стран имела истребители со встроенным бортовым оружием – синхронизированными пулемётами. Кроме того, на вооружении каждого лётчика был пистолет "Маузер К-96".
1917 - первый полёт учебного самолёта П-IV А.А. Пороховщикова (27 февраля ст. ст.) Особенностью П-IV являлась простота его сборки-разборки и регулировки, возможность отключения второго управления, а также установки различных ротативных двигателей мощностью 50, 60, 70 и 80 л.с. Гондола экипажа, с размещением ученика и инструктора друг за другом, вынесена вперед, установлен ротативный двигатель «Рон» мощностью в 80 л.с. с толкающим винтом.
1923 - родился С.С. Лавров, специалист по баллистике, учёный-программист и создатель космической техники. Провёл исследования в области динамики управляемого полета, теории реактивного движения, математического моделирования полета ракеты, рассеивания ракет, создания методов управления дальностью и оптимизации формы траектории полета ракет, баллистики управляемых ракет дальнего действия.
1927 - родился Д.А. Полухин, конструктор РКТ.
После окончания в 1950 году Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе приступил к работе в КБ Главного конструктора В. Н. Челомея на должности инженера-конструктора. Далее, переводится в ОКБ-23, которым руководил В. М. Мясищев, где продолжает работу в качестве старшего инженера, начальника конструкторской бригады, начальника проектно-конструкторского отдела.
В 1960 году, после перепрофилирования ОКБ-23 в филиал фирмы В. Н. Челомея и начала там разработок ракетно-космической техники, Дмитрий Алексеевич становится заместителем главного конструктора по двигательным установкам. С 1969 года он возглавляет работы по созданию двигателей больших пилотируемых космических аппаратов, станций, космических модулей, транспортных кораблей снабжения.
В 1973 году Дмитрий Алексеевич был назначен начальником филиала № 1 ИКБМ в Филях и первым заместителем Генерального конструктора В. Н. Челомея.
В конце 70-х годов, после реорганизации филиала № 1 ИКБМ в КБ «Салют», Д. А. Полухин становится начальником и главным конструктором этого КБ, а затем заместителем Генерального конструктора НПО «Энергия» (1981—1984).
В 1988 году Дмитрий Алексеевич назначается Генеральным конструктором КБ «Салют» и Генеральным директором Научно-производственного объединения экспериментального машиностроения (НПОЭМ), созданного на базе КБ «Салют». В качестве Генерального конструктора, Дмитрий Алексеевич Полухин руководит КБ «Салют» до конца своих дней. Сейчас оно называется ГКНПЦ имени М. В. Хруничева.
Один из разработчиков отечественных ускорителей с жидкостным реактивным двигателем для сверхтяжелых бомбардировщиков и крылатых ракет (1952—1960). Технический руководитель работ по созданию ЖРД для ракетно-космических комплексов «Протон», аппаратов типа «Квант», спутников серии «Космос» и т.п. Участвовал в создании орбитальных станций «Салют», испытаниях РН «Протон», создании комплекса «Алмаз».
1929 - Первый полёт первого построенного лёгкого транспортного самолёта PWS-20Т (разработчик: PWS, Польша). Получил собственное имя "Гнезно". В том же самом году был построен и второй экземпляр Sp-AAY "Яга", также поставленный авиакомпании LOT. Во время испытаний самолет широко использовали для перевозки грузов. Однако из-за низкой экономичности самолет в компании не прижился. По этой же причине третий экземпляр так и не был построен.
1935 - Первый полёт первого прототипа пикирующего бомбардировщика Ni 140 (разработчик: Nieuport, Франция).
1935 - Впервые поднялся в воздух пассажирский вариант самолёта Heinkel He 111 V2. В бомбовом отсеке были размещены четыре кресла для курящих, а сзади, в фюзеляже, — ещё шесть кресел. В 1936 году был принят на службу в авиакомпанию Lufthansa наряду с пятью вновь построенными машинами под индексом He 111 C-0. Однако в качестве десятиместного скоростного авиалайнера он летал недолго. Германия начала перевооружение и производственные линии фирмы Heinkel отдали под бомбардировочный вариант этого самолёта.
1938 - Первый полёт пассажирского самолёта PZL-44 Wicher (разработчик: PZL, Польша).
В 1935 году Министерство сообщения Польши выдало задание на разработку перспективного пассажирского самолёта, который мог бы заменить уже эксплуатирующиеся в LOT Дуглас DC-2. PZL предложил проект PZL-44 Wicher, разработанный Всеволодом Якимуком. Самолёт отличался новизной технологических решений. В сжатые сроки построили один прототип, который совершил первый полёт 12 марта 1938 года под управлением лётчика Болеслава Орлинского. Испытания прошли успешно. Несмотря на хорошие характеристики прототипа, LOT решили не полагаться на одну разработку и закупили американские Электры L-14. А самолёт в 1939 году начал экспериментальную эксплуатацию на местных авиалиниях в качестве грузового. По результатам этой работы решили заказать ещё 10 машин. Однако заказ так и не выполнили. Проектировался бомбардировочной вариант, получивший обозначение PZL-44B, но до реализации дело не дошло.
После начала Второй мировой войны, 4 сентября самолёт эвакуировали под Львов. При посадке самолёет получил серьёзные повреждения шасси и был брошен. Вскоре его захватили наступавшие советские войска. Впоследствии машину вывезли в Москву. Дальше следы PZL-44 теряются.
1940 - первый полёт стратосферного самолёта БОК-15 В.А. Чижевского с гермокабиной (лётчик-испытатель А.Б. Юмашев).
1943 - родился Шаповал Григорий Николаевич, Заслуженный лётчик-испытатель СССР. В 1967 окончил Черниговское ВВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС. С сентября 1971 – в запасе. В 1973 окончил Школу лётчиков-испытателей. С апреля 1973 по август 1983 – лётчик-испытатель Комсомольского-на-Амуре авиазавода. Поднял в небо (4.05.1982) и провёл испытания Су-22УМ3. Испытывал серийные Су-17 (1973-1983), Су-27 (1981-1983) и их модификации. В 1976 произвел вынужденную посадку на Су-17. С сентября 1983 по июль 1985 – лётчик-испытатель ОКБ имени П.О.Сухого. Провёл ряд испытательных работ на Су-24, Су-25, Су-27 и их модификациях. 3 июля 1984 года катапультировался из Су-24. Командир экипажа – лётчик-испытатель А.Ф.Сидоренко – погиб. С июля 1985 по 1996 – лётчик-испытатель ОКБ имени А.Н.Туполева. Принимал участие в испытаниях Ту-160, Ту-204; провёл ряд испытательных работ на Ту-22М, Ту-95, Ту-154 и их модификациях. В 1989 установил (вторым пилотом) 22 мировых авиационных рекорда скорости, высоты и грузоподъёмности на самолёте Ту-160.
1945 - Первый полёт скоростного бомбардировщика Mosquito B.35 (разработчик: de Havilland, Великобритания).
Эта модификация отличалась от предшественников новыми, более совершенными моторами "Мерлин" 113 (114) мощностью по 1710 л.с. Максимальная скорость В.35 на высоте 9000 м достигала 679 км/ч. К концу мая "Де Хевиллснд" смогла выпустить 57 самолётов, но принять участие в войне они не успели. Всего было построено 274 бомбардировщика этой модификации. Часть из них впоследствии переоборудовали в буксировщики мишеней ТТ.35 (не менее 75 единиц) и разведчики PR.35 (не менее 9 машин).
1947 - Первый полет пятиместного самолета Douglas Cloudster II. Cloudster II оснащался парой двигателей Continental воздушного охлаждения мощностью по 200 л.с., работающих через на один длинный вал, в дальнейшем предполагалось заменить их на 250сильные Continental E-250. Каждый мотор находился в отдельном отсеке из стали с собственной системой сигнализации и пожаротушения, охлаждался через свой боковой воздухозаборник. В случае выхода из строя одного мотора коробка передач отключала его, и полет продолжался на оставшемся. Винт толкающий двухлопастный диаметром 2,43 м. Двигатели стояли за кабиной за звукоизолирующей перегородкой, кабина рассчитана на перевозку пяти человек. Хотя летные характеристики и управляемость самолета были хорошими, он страдал от чрезмерной вибрации и перегревался, когда находился на земле.
1949 - первый полёт коммерческого варианта лёгкого вспомогательного самолёта NC.856 (разработчик: французская фирма Societe Nationale de Construction Aeronautiques du Centre - SNCAC) с двигателем Walter 'Minor' 4/III мощностью 105 л.с.
1951 - Состоялся первый полет британского самолета Fairey Delta I (FD1).
1953 - Боевая потеря Avro «Lincoln» RF531/C ВВС Великобритании (Flying TrainingCommand, авиабаза Йоркшир). Самолёт совершал транспортный рейс из Гамбурга в Западный Берлин, по установленному международному коридору. Следуя над Эльбой, экипаж уклонился от воздушного коридора и был атакован парой МиГ-15. «Lincoln» загорелся и взорвался в воздухе, а обломки упали по обе стороны реки (в основном, в советской зоне ответственности). Из находившихся на борту семи человек, четыре погибло при падении, а ещё трое успели воспользоваться парашютами, но позже скончались в госпитале от ран.
1955 - Первый полет прототипа вертолета Alouette II SE.3130 на аэродроме Бюка под Парижем. В кабине - шеф-пилот Жан Буле и инженер-испытатель Анри Пети.
1958 - В Советском Союзе с плигона Тюра-Там (с 1961г космодром Байконур) предпринята попытка пуска баллистической ракеты "Р-7" № М1-6. Как и в 1957 году данный экземпляр ракеты не ушел со старта и был снят со стартовой позиции.
1959 - Первый полет аргентинского Aero Boero AB-95. на протяжении двух лет конструкция летательного аппарата тщательным образом дорабатывалась, пока в конечном итоге, в 1961 году, самолёт не поступил в массовое производство. В зависимости от модификации и прямого назначения, на борту самолёта Aero Boero AB-95 может разместиться до 3 человек (включая пилота), причём, сам самолёт может летать на расстояния до 959 километров.
1961 - Началась постоянная эксплуатация среднемагистрального пассажирского самолёта Boeing 720В (разработчик: Boeing, США) с турбовентиляторными двигателями серии Pratt & Whitney JT3D (сначала с JT3D-1 тягой 7711 кгс). Они сделали возможным не только эксплуатацию самолётов со значительно более коротких взлётно-посадочных полос, но и несколько увеличили дальность полёта, несмотря на возросшую полезную нагрузку.
1965 - В Советском Союзе с космодрома Байконур был произведен запуск ракеты-носителя "Молния-М"/SL-6 №Р103-25. Шестой запуск КА типа "Е-6" с целью мягкой посадки на Луну. Из-за неисправности силовой установки последней четвертой ступени ракеты-носителя пуск закончился аварией РБ "Л" РН. КА (Е-6 №9) остался на околоземной орбите, получив открытое название "Космос-60". 15-й запуск советского КА с целью исследования Луны.
1965 - на вертолете Ми-4 был установлен мировой рекорд по подъему груза в 2 т на высоту 6369 м, К.Чернобровкин
1965 - Первый полёт тактического разведчика RF-4B Phantom II (разработчик: McDonnell Douglas, США).
На RF-4B устанавливалась новая более длинная носовая часть, оснащенная различным разведывательным оборудованием. Бортовая РЛС AN/APQ-72 заменялась на моноимпульсную станцию переднего обзора AN/APQ-99, которая позволяла осуществлять полет в автоматическом режиме огибания местности, а так же осуществлять картографирование. В носовой части находилось три отсека с окнами для фотографической аппаратуры. Отсеки имели обозначения "станция 1, 2 и 3" соответственно. На "станции 1" размещалась фотокамера вертикального или бокового обзора KS-87, "станция 2" могла быть оборудована низковысотной фотокамерой KA-87, а "станция 3" обычно оснащалась панорамными фотокамерами KA-55A или KA-91. Так же могли быть использованы более тяжелое оборудование, такое как камеры KS-91 и KS-127A. В отличие от варианта ВВС, у флотского разведчика фотокамеры устанавливались на подвижных установках, что позволяло пилоту осуществлять съемку объектов не находящихся на курсе полета.
1966 - создание ОКБ завода № 455 по УР класса «воздух-поверхность», Ю.Н.Королёв. С 1976 г. – ОКБ «Звезда», с 2002 г. – в составе Корпорации «Тактическое ракетное вооружение».
1967 - Катастрофа самолёта Ил-14.
После вылета из Олекминска экипаж набрал высоту 1800м. Полет проходил в условиях снегопада, вне видимости земли. На удалении 100км от Якутска, получив команду занять высоту 1200м, экипаж начал снижаться. Через минуту с борта сообщили о сильном пожаре правого двигателя. Спустя 2мин поступило сообщение о невозможности тушения пожара и о вынужденной посадке. Посадка выполнялась на лес без выпуска шасси ночью в условиях снегопада при полном отсутствии видимости земли. Самолет задел деревья, развернулся в воздухе на 180° и столкнулся с землей вертикально с левым креном близ Покровска, Якутская ССР. Место катастрофы находилось в 86км от Якутска. 15 человек погибло, 4 выжили.
Предположительная причина пожара: разрушение трубопровода или шланга топливной системы.
1970 - первый советский ракетный дивизион в Египте вооруженный ЗРК С-125 приступил к боевому дежурству, прикрывая аэродром истребительной авиации.
Как водится, первой блин оказался комом, притом кровавым. Заступление на боевое дежурство в ночь с 14 на 15 марта 1970 г. советские ракетчики отметили боевой работой, сбив двухракетным залпом египетский Ил-28, вошедший в зону поражения ЗРК С-125 на высоте 200 м с неработающей аппаратурой государственного опознавания. При этом рядом с советскими офицерами находились и египетские военные, клятвенно заверившие наших ракетчиков в том, что их самолетов в зоне обстрела быть никак не может. Наши соотечественники отметили несколько странную реакцию "простодушных" египтян на этот инцидент, Поражение своего Ил-28 они восприняли чуть ли не с восторгом, многократно повторяя: "Лучше "Хока", лучше "Хока"!"
1974 - Спускаемый аппарат советской автоматической межпланетной станции "Марс-6" совершил посадку на поверхность Марса, впервые передав на Землю данные о параметрах марсианской атмосферы, полученные во время снижения. Последняя полученная с него телеметрия подтвердила выдачу команды на включение двигателя мягкой посадки. Новое появление сигнала ожидалось через 143 секунды после пропадания, однако этого не произошло.
До сих пор причина аварии зонда неизвестна, выдвигаются версии об ударе о скалу или ошибочном переключении на спутник-ретранслятор, который к тому времени уже отключился. Связь с аппаратом прервалась за несколько секунд до посадки, поэтому так и неизвестно, совершил ли он мягкую посадку или разбился.
1974 - принят на вооружение МРКД-9 разработки КБМ (В.П. Макеев) с БРПЛ Р-29 (РСМ-40), дальность 7.800 км. Первая в мире МБР для подводных лодок и первая боевая ракета с астрокоррекцией траектории.
1974 - Первый полёт опытного учебно-тренировочного самолёта RF-6B (разработчик: Fournier, Франция).
1974 - Первый полёт многоцелевого истребителя J.35 XS Draken (разработчик: SAAB, Швеция) собранного в Финляндии. В ВВС Финляндии самолеты получили обозначение J-35S, и несли номера с DK-201 до DK-223.
1981 - Запуск КК «Союз Т-4» (лётчики-космонавты СССР В.В. Ковалёнок, В.П. Савиных). Пятый и последний долговременный экипаж космической станции Салют-6. «Союз Т-4» вернулся на Землю 26 мая 1981 года.
1983 - Постановлением СМ противокорабельный комплекс "ГРАНИТ" П-700 [SS-N-19. SHIPWREK] принят на вооружение ВМФ СССР. Ракета предназначена для поражения авианосных групп НАТО. Оснащена сверхзвуковым маршевым ТРД, разработанным в КБ Уфимского моторостроительного ПО под руководством главного конструктора Сергея Гаврилова
1983 - Начались стендовые испытания ТРДДФ Р79В-300 АМНТК "Союз" - первого в мире подъемно - маршевого двигателя с форсажной камерой. Применен на СВВП Як-141
1984 - Завершены испытания самолета Су-17М4 с управляемыми ракетами Х-25МП и Х-58У
1988 - Состоялся 19-й испытательный полет аналога корабля многоразового использования БТС-002. Аппарат пилотировали летчики-испытатели Иван Бачурин и Алексей Бородай. Автоматическая посадка с сопровождением МиГ-25 и Су-17.
2003 - Росавиакосмос подвел итоги конкурса проектов региональных самолетов. Победил проект RRJ ОКБ "Cy". В конкурсе участвовали три проекта - семейство самолетов Russian Regional Jet (RRJ), разрабатываемое компанией "Сухой" совместно с партнерами-фирмами "Ильюшин" и "Яковлев", самолет Ту-414, разрабатываемый фирмой "Туполев", и М-60-70, проект фирмы Мясищева.
2004 - Первый полёт среднемагистрального пассажирского самолёта ERJ-190 (разработчик: Embraer, Бразилия).
Самолет является новой разработкой фирмы Embraer в классе с увеличенной пасcажировместимостью по сравнению с самолётами ERJ-135/140/145. В разработке самолёта участвуют фирмы : General Electric (турбовентиляторные двигатели CF34-10E), Hamilton Sundstrand (разработка хвостовой части), Honeywell (авионика Primus Epic), Kawasaki, Latecoere, Liebherr, Gamesa, Sonaca (различные части фюзеляжа), Parker Hannifin (гидродинамика и топливная система).
2008 - Космический зонд "Кассини" (запуск 15.10.1997г) пролетел через водяные выбросы пара и пыли с поверхности Энцелада на высоте 195 километров со скоростью 51500 км/ч. Кроме водяного пара, инструменты аппарата зафиксировали в них двуокись углерода, метан и некоторые другие, более сложные органические элементы, такие, как пропан. Выяснилось, что химический состав Энцелада очень сильно схож с составом комет.
2012 - Катастрофа Ка-52 344-го Центра боевого применения и переучивания летного состава на аэродроме в Торжке. Это первая катастрофа вертолета этого типа. Причиной катастрофы явилась частичная потеря командиром экипажа пространственной ориентировки при попадании в метеорологические условия, к полетам в которых экипаж не подготовлен. Погибли командир вертолета подполковник Д. Ракушин и штурман лейтенант М. Федоров.
Свежие комментарии