1904 - Родился Марк Иванович Шевелёв — советский лётчик полярной авиации, начальник Полярной авиации Главного управления Северного морского пути, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (27.06.1937), генерал-лейтенант авиации (25.03.1943).Лауреат Государственной премии СССР (1984).
В 1925 году окончил факультет воздушных сообщений Ленинградского института инженеров путей сообщения.
Являясь начальником Полярной авиации Главного управления Севморпути, М.И. Шевелёв в мае 1937 года руководил высадкой в районе Северного полюса экспедиции во главе с Иваном Дмитриевичем Папаниным и доставкой оборудования для научной станции «Северный полюс-1».
За успешное выполнение этого задания и проявленные мужество и героизм Шевелёву Марку Ивановичу 27 июня 1937 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 36.
Во время Великой Отечественной войны М. И. Шевелёв был заместителем командира авиационной дивизии, начальником штаба Авиации дальнего действия (до 18 апреля 1944 года), затем — начальником воздушной трассы Красноярск — Аляска. 25 марта 1943 года ему было присвоено воинское звание «генерал-лейтенант авиации».
После войны в 1955 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба.С 1971 года — в отставке.В 1971—1988 государственный инспектор Севморпути. Руководитель 15 высокоширотных экспедиций, в том числе перелёта Москва — Антарктида — Москва. В 1977 году обеспечивал стратегическую ледовую разведку для успешного прорыва атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу. Жил в Москве. Умер 6 октября 1991 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище...
1908 - Родился Алексей Михайлович Исаев — советский инженер-двигателист. Соавтор самолёта БИ-1. Изобрёл ЖРД закрытого цикла. Герой Социалистического Труда(20 апреля 1956 года). Лауреат Ленинской премии(1958), Государственных премий СССР(1948,1968).Доктор технических наук (25.4.1959), профессор.
В декабре 1931 года окончил Московский горный институт. Работал в крупных проектных организациях, в том числе на Магнитогорском металлургическом комбинате.
С октября 1934 года принят конструктором бригады механизмов и шасси в ОКБ В. Ф. Болховитинова на авиационном заводе № 22, где занимался разработкой шасси дальнего бомбардировщика ДБ-А и ближнего бомбардировщика «С».
С 1939 года в роли ведущего конструктора опытного самолёта «И».
С июля 1940 года КБ В. Ф. Болховитинова приступило к разработке ближнего истребителя «БИ-1» — первого в СССР полноценного самолёта с жидкостным ракетным двигателем, на котором 15 мая 1942 года летчик Г. Я. Бахчиванджи совершил первый полёт. А. М. Исаев сначала работал над доводкой существующего двигателя самолёта (предоставленного НИИ-3), позднее — над созданием нового двигателя РД-1 для этого самолёта.
В 1944 году назначен главным конструктором КБ.
В период с 3 июля по 8 сентября 1945 года находился в Германии в составе группы специалистов, изучавших немецкую ракетную технику.
В 1946 году по идее А. М. Исаева в его КБ была испытана цельносварная камера сгорания ЖРД, обеспечившая значительно более надёжную работу двигателя, чем применявшееся ранее камеры.
В 1947 году в НИИ-1 МАП СССР создается ОКБ-2 под руководством А. М. Исаева, которое участвует в работах по ракетной технике. В мае 1948 года оно передаётся в НИИ-88 Министерства вооружения СССР, где преобразуется в отдел № 9 Специального конструкторского бюро. В этот период ОКБ Исаева отработало двигатель У-2000 для ракеты класса «земля-воздух» и двигатель У-400-2 для крылатой ракеты класса «воздух-море». При разработке двигателя тягой 8 тс для ракеты «205» С. А. Лавочкина разработчики столкнулись необъяснимыми явлениями: ЖРД взрывался на стенде на первых секундах работы. Позднее выяснилось, что виной тому — низкочастотные колебания (англ. chugging). Исаев решил проблему установкой антипульсационных перегородок. В дальнейшем метод Исаева широко применялся в конструкциях советских ракет.
В 1952 году на базе отдела № 9 образуется ОКБ-2 НИИ-88. Успехи Исаева заинтересовали С. П. Королёва, который применяет восьмитонный двигатель Исаева на высококипящих компонентах в своей ракете малой дальности Р-11 и её флотской модификации Р-11ФМ. Это положило основу дальнейшего использования ЖРД КБ Исаева на флотских ракетах, даже после передачи этой тематики от Королёва в СКБ-385 В. П. Макеева.
C 1954 года разрабатываются новые ЖРД с ТНА для второй ступени ракет ЗРК С-75 и четырёхкамерный ЖРД для ускорителей межконтинентальной крылатой ракеты «Буря».
В декабре 1958 году ОКБ-2 А. М. Исаева и ОКБ-3 Д. Д. Севрука объединились в ОКБ-2 НИИ-88 под руководством А. М. Исаева, которое в январе 1959 года по приказу Государственного комитета по оборонной технике выделилось из НИИ-88.ОКБ разрабатывает тормозную двигательную установку (ТДУ) для будущего космического корабля «Восток», которая в дальнейшем применяется и на «Восходе» и спутниках фоторазведки «Зенит-2».
Для последующих советских управляемых кораблей КБ Исаева разрабатывало уже КТДУ — корректирующе-тормозные двигательные установки, которые используются во всех космических кораблях серии «Союз». Кроме того, КТДУ КБ Исаева используются на всех советских и российских орбитальных станций серии «Салют», «Мир» и, частично, на МКС, в непилотируемых спутниках («Молния», «Космос») и межпланетных космических аппаратах «Луна», «Марс», «Венера», «Зонд».По программе Н1-Л3 для полёта человека на Луну были разработаны КТДУ для лунного орбитального корабля (ЛОК) и первый в СССР кислородно-водородный ЖРД.С 1967 года ОКБ-2 переименовано в Конструкторское бюро химического машиностроения (КБХМ).
Скоропостижно скончался 25 июня 1971 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).
1909 - Первый в России демонстрационный полёт на Voisin совершил француз Жорж Селистин Леганье, пролетев около 1,5 км на высоте 10 м на Гатчинском военном поле.
1911 - В России введена врачебно-лётная экспертиза.
1919 - Родился Франк Николас Пясецкий(англ. Frank Piasecki) — американский авиаконструктор польского происхождения, пионер разработки вертолётов продольной схемы.
В 1940 году вместе со своим одноклассником Говардом Вензи образовал компанию PV Engineering Forum, позже ставшую Piasecki Helicopter Corporation (с 1946 года). Построил одноместный одновинтовой вертолёт PV-2, впервые поднял его в воздух 11 апреля 1943 года. Этот вертолёт произвёл впечатление на ВМС США и Пясецки получил официальный военный контракт.
Разработал продольную схему для вертолётов, где несущие винты расположены в носовой и хвостовой части фюзеляжа.
Строил такие вертолёты как Piasecki HRP Rescuer, Пясецки H-21, CH-46 Си Найт, CH-47 Чинук.
После конфликта с Советом директоров ушёл в 1955 году из Piasecki Helicopter и основал Piasecki Aircraft Corporation.
В 1956 году название Piasecki Helicopter было изменено на Vertol Aircraft Corporation (от «вертикальный взлёт-посадка» — vertical takeoff and landing), а в 1960 году Vertol была куплена компанией Боинг и стала её подразделением Boeing Vertol Division (в 1987 году подразделение переименовано в Boeing Helicopters).Умер в своём доме 11 февраля 2008 года после серии инсультов.
1928 - К. Коллйер и Г. Такер в самолёте Lockheed Vega совершили беспосадочный перелёт от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса за 24 часа 55 минут.
1932 - Первый полёт транспортного самолёта Bloch MB.120.
В 1932 году правительство Франции объявило программу развития авиации для своих колоний. В рамках неё должны были разработать транспортные, полицейские и санитарные самолёты. Société des avions Marcel Bloch в апреле 1932 года представила самолёт MB.70 для колониальной полиции. Позднее компания решила спроектировать его увеличенную версию для перевозки грузов и пассажиров. Новый самолёт получил обозначение MB.120.
Похожий на Fokker Trimotor, MB.70 был высокопланом с неубирающимся шасси и толстым крылом. Оснащался 3 × двигателями Lorraine 9Na Algol (300 л.с.). Крейсерская скорость — 200 км/ч, дальность полёта — 1000 км. На борту размещалось до 10 пассажиров + 2-3 члена экипажа.
MB.120 выбрали для серийного производства и использования в колониях. Выпустили 10 самолётов. 6 из них использовала а/к Air Afrique, ещё 4 отправились в ВВС Франции. Последние MB.120 были списаны в 1943 году.
1936 - Появился первый скоростной гидроплан Martin-130 China Clipper, построенный по заказу Pan American Airways. Он мог летать без посадки более 5000 километров с 46 пассажирами, развивая до 300 км/час.
1937 - Мировой рекорд дальности по прямой на лёгком самолёте АИР-12 Александра Сергеевича Яковлева установил экипаж Валентины Степановны Гризодубовой - 1444, 7 км.
1940 - Первая бомбардировка Великобритании ВВС Италии. 18 Fiat BR.20 Corpo Aereo Italiano (Итальянский авиационный корпус) вылетают на задание.
1944 - В сражении в заливе Лейте (Филиппины) японцы впервые применили массированные атаки лётчиков-самоубийц (камикадзе). Потеряв 17 самолётов японцам удалось уничтожить один и повредить шесть авианосцев противника.
1945 - Первое регулярный коммерческий трансатлантический рейс на сухопутном самолёте (Douglas C-54 Skymaster). Авиакомпания American Overseas Airlines выполняет рейс между Нью-Йорком и Лондоном. Поскольку новый аэропорт Лондон-Хитроу ещё не доступен для коммерческих операций, AOA использует аэропорт Борнмут-Херн.
1947 - Состоялся первый полёт самолёта-амфибии Grumman XJR2F-1 Albatross (UF-1,G-64) (США). Он создавался специально для спасательных целей, и кроме лётчиков, ему обязаны жизнью многие моряки с тонущих судов.
1953 - Первый полёт Convair F-102A, шеф-пилот Richard L. Johnson подразделения Convair корпорации General Dynamics. Одноместный всепогодный истребитель-перехватчик имел турбореактивный двигатель PW J-57-Р-11 с тягой 4950 кг. Взлётный вес составляет 11 700 кг, дальность полёта - 800 км. Практический потолок - 18 300 м. Максимальная скорость у земли - 1190 км/ч. Первоначально был получен заказ на производство 30 машин.
1956 - Начало работ по созданию первого отечественного двухконтурного двигателя Д-20.
1957 - ВВС США начинают программу X-20 Dyna-Soar. "Dynamic Soarer" - это программа ВВС США по разработке космического самолёта, который может использоваться для различных военных задач, включая разведку, бомбардировки, космическую спасательную операцию, обслуживание спутников и уничтожение вражеских спутников. Программа была отменена в в 1963 году.
1958 - Vulcan B.1 XA908 B.1 XA908 из 83-й эскадрильи RAF потерпел крушение к востоку от Детройта , штат Мичиган , США. Полный отказ электрооборудования произошел на высоте около 30 000 футов (9 100 м). Резервная система должна была обеспечивать 20 минут аварийного питания, позволяя XA908 достичь одного из нескольких аэропортов в этом районе, но резервное питание длилось всего три минуты из-за короткого замыкания в служебной шине , блокирующего органы управления. Направляясь к авиабазе Линкольн в Небраске , XA908 вошел в крутое пикирование, прежде чем разбиться, оставив в земле сорокфутовый (12-метровый) кратер, который позже был выкопан при извлечении обломков. Несмотря на значительный материальный ущерб, погибших на земле не было, только один человек на земле был госпитализирован. Все шесть членов экипажа погибли, в том числе второй пилот, который катапультировался.
1960 - Катастрофа при потготовке к пуску МБР Р-16 на 41-й площадке Байконура, погибли 92 человека, среди них Главком РВСН маршал Митрофан Иванович Неделин. День памяти ракетчиков
1962 - В Советском Союзе предпринята попытка запуска в сторону Марса автоматической межпланетной станции АМС "Марс-1С" ("Марс 1962А") типа "2МВ-4". Из-за аварии разгонного блока ракеты-носителя "Молния" вывести станцию на межпланетную траекторию не удалось. Официально о запуске не сообщалось. Западные средства наблюдения зафиксировали пуск и присвоили объекту наименование "Спутник-22".
1966 - Катастрофа Ту-16 (КК военный лётчик 3-го класса, капитан Бородулин Е.Н.) БФ, аэродром Быхов, ночь, ПМУ.
Возвращаясь с полётного задания по команде РП экипаж вышел на ДПРМ ас Быхов на высоте 1500 м (по докладу экипажа) после чего получил разрешение занять высоту круга (400 м). Через 48 сек после подтверждения командиром корабля о разрешении снижаться до высоты круга самолёт в начале второго разворота «большой коробочки» на удалении от аэродрома 14 км, под углом 3,50, с креном 120 столкнулся с землей, разрушился и сгорел. Последний доклад экипажа по радио о начале разворота был за 12 сек до столкновения с землей.
Командир корабля, ПКК, штурман корабля и второй штурман погибли. ВСР получил травмы, КОУ - невредим.
Непосредственная причина: непреднамеренное снижение самолёта на опасную высоту из-за ошибки экипажа в отсчете высоты полёта на 1000 м. Экипаж неправильно отсчитал высоту полёта по высотомеру ВД-20 и на снижении фактически занял эшелон 500 м вместо 1500 м и считая, что у него высота 1500 м, продолжал снижение на режиме, установленном инструкцией. Через 48 сек с момента подачи команды РП на снижение до высоты круга самолёт столкнулся с землей в районе второго разворота «БК». Это время, при установленном режиме снижения, соответствует потере высоты 500 м.
Главная причина: невыполнение командиром корабля и членами экипажа прямых функциональных обязанностей по контролю за режимом полёта самолёта, которые определены Инструкцией экипажу самолёта Ту-16.
1968 - На авиабазе Edwards осуществлён восемьдесят первый полёт американского ракетного самолёта "Х-15", № 1. Самолёт пилотировал лётчик Уильям Харви Дана(англ. William Harvey «Bill» Dana). В полете достигнута максимальная скорость 5979 км/час при максимальной высоте подъёма 77720 метров. Этим полётом была завершена программа полётов на ракетном самолёте "Х-15". В процессе реализации программы были достигнуты впечатляющие результаты: максимальная скорость - 7273 км/час (М=6,7); максимальная высота - 107960 метров. Во время двух полётов высота подъёма превысила 100 км, ещё в трёх полётах - 90 км, а ещё в четырёх - 80 км.
1985 - Мировой рекорд высоты для самолётов с ТВД категории С-1 - 12010 м; Герой Советского Союза Заслуженный лётчик-испытатель СССР Юрий Владимирович Курлин - на Ан-32.
1990 - В 4 км к востоку от аэропорта Сантьяго-де-Куба при заходе на посадку разбился пассажирский самолёт Як-40 авиакомпании Cubana. Он следовал рейсом 2886 из Камагуэя. Погибли 11 человек из 31 находившихся на борту. Катастрофа произошла из-за ошибки пилотирования при сложных погодных условиях. Командир воздушного судна принял необоснованное решение перейти от инструментального захода на посадку к визуальному в условиях недостаточной видимости.
25 июля 2000-го один самолёт был потерян в катастрофе при вылете из парижского а/п «Шарль де Голль», погибло 113 человек, из них на борту 100 пассажиров и 9 членов экипажа. Эта катастрофа, а также сокращение рынка авиаперевозок после 11 сентября 2001-го стали основными причинами прекращения эксплуатации «Конкордов» на коммерческих авиалиниях.
Свежие комментарии