На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр
    Стерилизовали нас крепко. Но с инфляцией, зато, мы покончим. А что надо - купим.«Аэробусы» крепко...
  • Юрий Слитинский
    Появятся? а кадры откуда возьмут? а вражеские диверсанты из Айрбаса ведь не спят, всё, что творится в авиапроме хорош...«Аэробусы» крепко...
  • Ирина Белова
    Аффтар, посыпь голову пеплом и иди покупай телегу - с таким настроем тебе на самолетах не летать, похоронщик-пустозво...«Аэробусы» крепко...

Еще месяц, и в России перестанут летать самолеты

COVID-19 добивает гражданскую авиацию: компании отказываются от лизинговых бортов

Еще месяц, и в России перестанут летать самолеты
Фото: Дмитрий Ефремов/ТАСС

Даже на земле ощущают, как у наших авиаторов «стропы горят». Международная ассоциация аэропортов (МАА, объединяет аэропорты, обслуживающие более 70% пассажиропотока в РФ) обратилась с письмом к премьер-министру Михаилу Мишустину, в котором просит поддержать «экстренные меры поддержки» аэропортовой отрасли.

Это на фоне того, что Россия ограничила авиасообщения со всеми странами мира. Исключения коснутся только перелетов в столицы и крупные города ряда стран из Москвы. Об этом заявили в Росавиации.

Как уточняет РИА «Новости», в списке рейсов-исключений, опубликованном Росавиацией, значатся полеты в 146 стран (в одну страну — только один рейс). Под исключение также попадут чартерные рейсы, при условии перевозки иностранцев за рубеж и россиян — на родину до полного их вывоза.

Гражданская авиация оказалась в первых строчках списка отраслей и секторов экономики, которые явно пострадали, и пострадают больше других: фактор пандемии на них оказывает постоянное действие.

Как уже сообщала «СП», согласно многочисленным прогнозам, при сохраняющихся тенденциях к маю половина ведущих авиакомпаний мира станут банкротами.

«В этой связи высшим государственным чиновникам все чаще приходит в голову мысль о необходимости национализации таких „системно значимых“ компаний», — отметил доктор экономических наук, профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов.

Действительно, министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер в интервью Der Spiegel заявил, что власти Германии не исключают временной национализации важных для государства компаний, если те будут испытывать трудности в связи с распространением инфекции COVID-19.

Вскоре и глава Министерства финансов Франции Бруно Ле Мэр заявил, что правительство страны рассматривает национализацию предприятий в качестве возможной меры их поддержки в условиях пандемического кризиса, а затем в качестве наиболее вероятных кандидатов на национализацию назвал французских авиаперевозчиков.

И в парламенте Швеции звучат призывы национализировать шведскую авиакомпанию SAS, которая находится на грани банкротства.

На повестке дня также стоит вопрос о национализации немецкого гиганта авиаперевозок — знаменитой компании Lufthansa.

В США пока вопрос о национализации авиакомпаний не поднимался, там объявлено, что данной отрасли будет предоставлена финансовая помощь в размере 50 млрд долл.

Ситуацию в гражданской авиации России комментирует бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов.

«СП»: — Олег Михайлович, как будут развиваться события в сфере отечественных авиаперевозок? Стоит ли ожидать волну банкротств в этом секторе экономики?

— С таким потрясением, как нынешняя пандемия, гражданская авиация сталкивается впервые. И она не должна остаться один на один с такой масштабной, и я бы сказал, всесокрушающей проблемой. Все континенты Земного шара охвачены пандемией, и все континенты ограничили перевозку авиапассажиров. Причем, объемы перевозок падают сразу на 50%, а то и 100% в некоторых странах. Наша страна не стала исключением.

Мы тоже впервые в своей отрасли столкнулись с таким явлением, когда идет массовый отказ от полетов за рубеж, внутри страны уменьшаются объемы перевозок. Авиаперевозки за последние две недели даже не снизились, а просто рухнули. Страдают от этого, конечно, в первую очередь авиакомпании. Потому что авиакомпании — это такой живой организм, который имеет слабые стороны. Слабая сторона любой авиакомпании — это финансовое состояние. Эта отрасль — красивая, интересная, я сам в ней уже 60 лет, но она очень зависит от того, есть ли возможность тратить на безопасность полетов, техническое обслуживание самолетов и наземных средств обеспечения полетов и т. д. А сейчас наши авиакомпании столкнулись с прекращением финансовых потоков — из-за отсутствия пассажиров, которые являются главными инвесторами гражданской авиации.

«СП»: — Отрасль оказалась неготовой к таким потрясениям?

— Если говорить по-простому, то мы сами разрушили отечественное самолетостроение, летаем теперь на «Боингах» и «Аэробусах», которые покупаем за иностранную валюту. И запчасти к ним, тренажеры и прочее тоже покупаем за иновалюту, в ней же оплачиваем ежемесячные лизинги, которые обходятся в сотни тысяч долларов — в зависимости от класса самолета. И при этом действует очень строгое правило: за неуплаченный ежемесячный лизинговый платеж самолет, при пересечении границы любой другой страны, сразу арестовывается. А билетики-то мы продаем за рубли. А рубль тоже рухнул — это второй удар по отрасли.

Сегодня авиакомпаниям категорически не хватает вырученных за проданные билеты рублей на конвертацию необходимого количества иновалюты для обеспечения трат, о которых я уже сказал. А поскольку у нас все ведущие авиакомпании — почти два десятка — эксплуатируют западные самолеты, то все они оказались в таком положении. Если эта ситуация продлится еще два-три месяца, то авиакомпании просто прикажут долго жить. Они станут банкротами.

«СП»: — Мировые правительства озабочены спасением своих авиаперевозчиков, кто-то еще готовится, а кто-то уже выделяет огромные средства на их поддержку из госбюджетов.

— Все верно, потому что при таких масштабах кризиса единственная надежда на сохранение воздушного транспорта гражданского назначения в любой стране — это помощь государства. И у нас тоже. Ничто другое не поможет. Государство должно это взять на себя, чтобы вообще не потерять авиацию как вид транспорта.

Посмотрите, что уже происходит. Некоторые уже вынуждены продавать свои воздушные суда или возвращать лизинговые самолеты. Это означает, что компании будут разгонять всех своих пилотов, инженеров, техников и другой персонал, который просто так потом не соберешь. Вирус пройдет, он не на вечно. Но за это время авиация может растерять своих специалистов. Например, летная работа подразумевает непрерывное получение навыков.

«СП»: — Вот, прямо в ходе нашей беседы пришло сообщение, что Международная ассоциация аэропортов обратилась с просьбой к премьер-министру Михаилу Мишустину поддержать «экстренные меры поддержки» аэропортовой отрасли.

— Конечно, такое и следовало ожидать. Поскольку аэропорты, как и авиакомпании, оказались в таком же сложнейшем положении. Государству надо поднатужиться и найти средства на их поддержку. Ведь аэропорты — это мощнейшие механизмы, особенно московские — Шереметьево, Домодедово, Внуково, Жуковский. Они ведь уже полупустые, вынужденно закрывают часть своих терминалов. Настроили служебных сооружений много, и они работали активно, а сейчас пустуют. А их надо все равно содержать — отапливать, освещать и т. п., это все расходы. Где брать на это средства, если аэропорты живут только за счет работы авиакомпаний, а те почти не летают? Вся отрасль испытывает колоссальную нужду и тревогу по поводу своего существования в ближайшее время.

«СП»: — В некоторых европейских странах правительства стали допускать возможность национализации авиакомпаний ради спасения в условиях кризиса, пандемии. В нашей стране возможно такое?

— Да, я был очень удивлен, что в некоторых капиталистических странах вдруг заговорили о национализации. Но не думаю, что у них до этого дойдет, а если дойдет, то как временная мера. А у нас есть ли смысл национализировать теперь частную авиакомпанию, скажем, «Уральские авиалинии»? Тогда сначала надо будет ее выкупить у владельцев. Зачем? Она ведь стоит ого-то сколько!

Не надо национализировать, но несколько миллиардов на поправку дел в кризис авиаперевозчикам надо бы подбросить. Это же не их вина, что вирус заблокировал авиаперелеты. Они же приложили массу усилий и потратили уйму денег на подготовку самолетов, пилотов и всего авиаперсонала. И сейчас вдруг все так вот и рухнет.

Я думаю, у государства есть подходящий механизм финансовой поддержки. Ведь, например, американцы не национализируют, а оказывают мощную финансовую поддержку своим авиакомпаниям. Там правительство уже выделяет на это миллиарды долларов. Считаю, что и наше правительство, чтобы сохранить воздушный транспорт, должно и обязано также выделить достаточные деньги, чтобы помочь гражданской авиации — и авиакомпаниям, и аэропортам — пережить кризис и восстановиться.

Как только исчезнет каронавирус, люди сразу же начнут интенсивно летать — кто по делам, кто на отдых. Дело не только в зарубежных полетах. Наша страна с ее необъятными просторами крайне нуждается в авиации. Это же не Германия или другая страна Европы, где от одной границы до другой можно, образно говоря, доехать на велосипеде. У нас 17 миллионов квадратных километров, мы без авиации существовать не можем по определению. Не будет авиации — не будет России.

Попробуйте без самолета от западных границ добраться до Курил. Кроме того, 60% российской территории не имеют ни автомобильных, ни железных дорог. То есть, вопрос существования гражданской авиации в нашей стране — это вопрос геополитики. Очень надеюсь, что в российском правительстве это хорошо понимают и помогут выжить отрасли практическими действиями.

Валерий Цыганков

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх