1784 - Модель вертолёта Б. Лонуа и Ж. Бьенвеню, приводимая в движение пружинами, взлетела под купол зала Французской академии.
1874 - В Харькове состоялся первый полёт на аэростате. Полёт совершил воздухоплаватель Михаил Тихонович Лаврентьев, проживавший тогда в Харькове. Интригу истории полёта прибавляло соперничество между харьковским воздухоплавателем и французским гастролёром капитаном Бюнелем. Француз приехал в Харьков со своим летательным аппаратом. Задачей Лаврентьева стало – опередить конкурента. Аэростат, который харьковчане впервые увидели в небе, пилотировался отечественным воздухоплавателем. Впоследствии Лаврентьев совершил ещё несколько полётов на аэростате в Харькове.
1876 - Родился Георгий Фёдорович Проскура — советский учёный, специалист в области гидромашиностроения и гидроаэродинамики, академик АН УССР (1929), заслуженный деятель науки и техники УССР (1944).Лауреат Сталинской премии (1943).Умер 30 октября 1958 года в Харькове...
1915 - В России сформирована первая специальная батарея для обороны стратегически важного объекта от воздушного нападения. На основании приказа Верховного Главнокомандующего № 277 сформирована отдельная батарея для обороны Императорской резиденции от воздухоплавательных аппаратов под командованием подполковника Владимира Никаноровича Мальцева. Эта батарея явилась первым специальным воинским формированием противовоздушной обороны объектов страны, включавшая в себя как мобильные, так и неподвижные противосамолётные орудийные и осветительные средства.
1915 - Энтони Фоккер предложил немецким ВВС устройство, решающее ту же задачу, что и французские "отсекатели", но лишённое их недостатков. Это устройство, названное "синхронизатором", широко применялось на истребителях всех стран, вплоть до появления реактивной авиации. Синхронизатор Фоккера посредством механической передачи импульса от вала двигателя блокировал затвор пулемёта в момент прохождения лопасти винта мимо дульного среза оружия. Справедливости ради надо сказать, что Фоккер создал свой синхронизатор не на голом месте. Ещё в 1913 году русский инженер Виктор Родионович Поплавко разработал систему синхронизации работы пулемёта и авиадвигателя, но до постройки дело не дошло. На следующий год с подобной идеей выступил немецкий авиаконструктор Шнейдер, однако, не получив поддержки военных, взялся за другую работу. Наконец, в декабре 1914-го на той самой фирме Моран, которая чуть позже дебютировала с "отсекателями", был построен и испытан реально действующий синхронизатор! Правда, испытания дали отрицательный результат. Пули то и дело пробивали винт. О синхронизаторе на время забыли, применив более простое, хотя и менее эффективное устройство. Только через год выяснилось, что в неудачном исходе испытаний был виноват не синхронизатор, а пулемёт "Гочкис". С другими пулемётами тот же механизм действовал безотказно. Неизвестно, знал ли Фоккер об этих разработках, но как бы то ни было, ему принадлежит честь создания и внедрения в производство первого работоспособного и вполне надёжного пулемётного синхронизатора.
1928 - Поднялся в воздух прототип истребителя Bullpup (Разработчик: Bristol, Великобритания) Он был оборудован двигателем Bristol Jupiter VI вместо первоначально запланированного Bristol Mercury IIA. Единственный опытный образец Bullpup использовался до 1935 года как испытательный стенд.
1930 - Родился Семён Рафаэлович Саркисов — известный конструктор, главный конструктор машиностроительного конструкторского бюро «Гранит».Под его руководством и при непосредственном участии были созданы авиационные двигатели для самолётов (Су-27, МиГ-29 и др.) и энергетические установки на базе авиационных двигателей малой и средней мощности.Действительный член Академии авиации и воздухоплавания РФ.
1932 - Американский пилот Лу Райхерс на одномоторном самолёте Lockheed Altair Special NR998Y Golden Eagle с двигателем Pratt & Whitney-Wasp мощностью 665 л.с. установил рекорд скорости на маршруте Монреаль - Гавана. 1,786 миль за 9 часов.
1933 - Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 28 апреля 1933 года № 859, в честь выдающихся достижений учёных, авиационных конструкторов, работников авиационной промышленности, лётного и технического состава ВВС РККА установлен праздник — День Воздушного Флота Союза ССР, (день авиации).Праздник предлагалось проводить ежегодно 18 августа...
1933 - Лётчик "Люфтганзы" Унтухт установил на Не-70b восемь мировых рекордов на дистанции от 100 км до 2000 км с нагрузкой в 500 и 1000 кг. Наибольший результат был достигнут на дистанции в 100 км с нагрузкой в тонну - здесь скорость составила 357 км/ч. Цифра для того времени очень впечатляющая, ведь пассажирская машина летала быстрее лучшего английского серийного, истребителя Хаукер "Фьюри". Рекорды установили после замены мотора на более мощный BMW VI 7,3Z (750 л. с.), и нового обтекаемого фонаря кабины пилота. Двухлопастный винт с установкой лопастей на земле заменили на трёхлопастный с изменяемым в полёте шагом.
1933 - Опытный итальянский истребитель CR.32 совершил свой первый 30-минутный полёте заводского аэродрома под Турином. Машину пилотировал испытатель Франческо Брак-Папа. В первый же день стало ясно, что машина удалась. Сохранив все достоинства, присущие CR.30, новый истребитель выиграл в скорости и управляемости.
1937 - Образован Комитет обороны СССР взамен Совета труда и обороны (СТО). Председатель - Вячеслав Михайлович Молотов.
1939 - В 4 часа 19 минут со Щелковского аэродрома взлетел самолёт ЦКБ-30 (ДБ-3б) «Москва» с экипажем в составе лётчика-испытателя Владимира Константиновича Коккинаки и штурмана Михаил Харитонович Гордиенко на борту. Выбранное время старта (4 ч 19 мин) обеспечивало весь полёт по маршруту вслед за солнцем, в дневных условиях. Этим облегчалась работа экипажа по ориентировке и определению места нахождения самолёта. В тот же день он приземлился в Западном полушарии на о. Мискау (США). Путь в 8 тыс. км по ортодромической дуге через Атлантический океан пройден за 22 ч 56 мин. За этот полёт лётчики награждены орденом Ленина и медалью «За отвагу».
1943 - Начало лётных испытаний Ла-5 с двигателем М-71.
1943 - Ночью 28 апреля 1943 года отряд самолётов сбросил первые серийные ФАБ-5000 на береговые укрепления Кенигсберга. Hа фашистов пятитонка наводила ужас. Она оказала незаменимую помощь наземным войскам во многих сражениях, в частности в битве под Курском. Её применяли при штурме крепостей, береговых укреплений, для уничтожения заводов и аэродромов.
1944 - Начались Государственные испытания опытного двухместного бронированного штурмовика Су-6 с мотором АМ-42 и пушками ВЯ-23,лётчик-испытатель Александр Иванович Кабанов.
1945 - Приказом НКАП главному конструктору Владимиру Яковлевичу Климову поручили выпустить рабочие чертежи ЮМО-004Б и внедрить его в серийное производство под маркой РД-10 на уфимском заводе №26 (непосредственно работами руководил первый заместитель Климова Николай Дмитриевич Кузнецов).
1948 - Состоялся первый полёт аналога английского опытного бомбардировщика «Виктор» Н.Р.88. Для исследований аэродинамических характеристик серповидного крыла фирмой Handley Page был построен планер Н.Р.87 (уменьшенный в три раза самолёт Н.Р.80), а также реактивный самолёт — аналог бомбардировщика — Н.Р.88. Машина представляла собой модифицированный с участием фирмы «Блэкборн» самолёт Супермарин 510 (прототип истребителя Супермарин «Свифт») с новым крылом и Т-образным оперением, имеющим цельноповоротный стабилизатор. Название "Виктор" присвоили бомбардировщику Н.Р.80 в июне 1950-го одновременно с получением от ВВС заказа на изготовление первой серии из 25 машин этого типа, (самолёты первой серийной партии получили обозначение "Виктор" В.Мк.1).
1953 - Совершил первый полёт Kaman K-600.
1956 - Начало лётных испытаний первого советского сверхзвукового разведчика Як-27Р, лётчик-испытатель 1-го класса Георгий Александрович Тиняков.
1958 - С ракетного полигона «Владимировка» осуществлён 5-й испытательный пуск облегчённой на 30% за счет отсутствия топлива в некоторых баках КР «Буря». Пуск закончился аварией после 81 сек. полёта.
1958 - Состоялся первый полёт истребителя-перехватчика И-75Ф конструкции Артёма Ивановича Микояна, лётчик-испытатель Георгий Константинович Мосолов. Испытания первого опытного экземпляра И-75 проводились без РЛС. Была достигнута максимальная скорость 2050 км/ч на высоте 11 400 м без подвески ракет К-8, с ракетами - 1670 км/ч на высоте 12 400 м. Потолок самолёта составил со снарядами 16 000 м, без снарядов - 18 700 м.
1960 - Катастрофа самолёта Ту-16, КК Геннадий Иванович Старостенко.
Слушатели школы лётчиков-испытателей(2-й пилот Владимир Андреевич Ткаченко), выполняя посадку с боковым ветром 8 м/с не справились с управлением, и самолёт столкнулся с кучей смерзшегося торфа. Штурман Иван Игнатьевич Милов погиб, остальные остались живы. Самолёт восстановлению не подлежал.
1961 - Абсолютный мировой рекорд высоты (динамический потолок) при взлёте с земли - 34714 м, лётчик-испытатель Георгий Константинович Мосолов на Е-66А с дополнительными ЖРД (МиГ-21Ф) ОКБ МиГ (тяга на уровне моря 3000 кгс). Предыдущий рекорд, принадлежавший США и установленный на F-104F, был перекрыт на 3201 м.
1961 - В США в рамках программы подготовки пилотируемого космического полёта на полигоне Уоллопс с помощью ракеты "Литтл Джо" (Little Joe) был проведён испытательный пуск, для проверки срабатывания САС КК "Меркурий" (Mercury) в конце активного участка полёта. КК №14А использовался повторно, первый раз использовался 18 марта. Хотя по вине ракеты САС и провела отстрел КК на высоте 7.3 км, испытание прошло успешно. КК через 5 минут 25 секунд после пуска приземлился в 9 милях от старта.
1962 - Запущена ракета РТ-1 - первая твердотопливная ракета средней дальности. Полёт закончился подрывом ракеты системой АПР. Ракета РТ-1 представляла собой баллистическую трёхступенчатую ракету среднего радиуса действия с двигателями на твердом топливе. Ракета РТ-1 получила индекс 8К95. По данным, полученным при испытаниях ракет РТ-1, была начата разработка следующей, более совершенной ракеты. Пусками этого класса ракет была подтверждена правильность принципиальных решений, заложенных в конструкцию, двигатели и систему управления, что позволило в конце 1968 года принять их на вооружение в Ракетных войсках. Параллельно с отработкой комплекса РТ конструкторскими бюро проводилась разработка подвижного боевого ракетного комплекса на гусеничном ходу с ракетой на твердом топливе 8К96.
1963 - Завершились заводские испытания (начались 4 ноября 1961 года) самолёта Ту-22У.
1963 - Во Внуково вступил в строй новый правительственный аэровокзал, получивший название "Внуково-2".
1965 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (шт. Калифорния, США) состоялся 37-й испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15" №2. Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Джон МакКэй (John McKay). В ходе полёта была достигнута максимальная высота 28224 м и максимальная скорость 5266 км/ч.
1967 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (шт. Калифорния, США) состоялся 71-й испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15" №1. Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Майкл Адамс (Michael Adams). В ходе полёта была достигнута максимальная высота 50900 м и максимальная скорость 5985 км/ч.
1981 - Катастрофа самолёта Ан-2ТП, Якутская АССР, близ н.п.Лазо.
Метеоусловия: видимость 1-2км, местами снежные заряды, вершины гор закрыты облачностью. В день ЛП все вылеты из Батагая по МВЛ были задержаны в связи с прохождением атмосферного фронта с прогнозируемыми условиями обледенения. КВС принял решение на вылет по обходному маршруту. Взлётная масса и центровка не выходили за установленные пределы. Полёт выполнялся по ПВП на высоте 1500 м по минимально приведённому давлению. По запросу диспетчера экипаж дал погоду, соответствующую минимуму и расчётное время прибытия в Лазо. Через 42мин полёта экипаж доложил о расчётном времени снижения, ещё через 8 мин произвёл вызов оператора площадки Лазо, после чего связь прекратилась. Организованными поисками самолёт обнаружен через 2 часа на склоне горы разрушенным и частично сгоревшим. 12 человек погибло. Столкновение произошло на отметке 860 м под значительным углом к склону, порядка 35–40°. Было установлено, что на второй половине маршрута полёт выполнялся с нарушениями метеоминимума КВС и по трассе. Экипаж дезинформировал службу движения о фактической погоде по трассе. В условиях ограниченной видимости и возможного кратковременного попадания в облачность с полной потерей контакта с земными ориентирами, экипаж уклонился влево от линии пути, и, не зная своего точного местоположения, приступил к снижению.
1982 - Катастрофа самолёта МиГ-27, аэродром Ахтубинск, заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, п-к Николай Ильич Стогов. Стогов выполнял несложное задание – облёт КЗА на МиГ-27. На высоте 6000 метров на дозвуковой скорости сделал несколько пологих наборов высоты и таких же снижений и вдруг пошёл к земле, не сказав ни слова по рации. Самолёт постепенно увеличивал угол пикирования и скорость, но лётчик не вмешивался в управление почти до земли. Сохранившиеся записи КЗА показали, что перед самым ударом Николай полностью взял ручку управления на себя, но было уже поздно – через мгновение самолёт на скорости около 900 км/час врезался в землю.Точную причину катастрофы установить не удалось, ясно было только то, что лётчик какое-то время не мог управлять самолётом – то ли полностью был без сознания, то ли в какой прострации.Похоронен на мемориале «Крыло Икара» (Ахтубинск).
1988 - Гавайи. Boeing 737-200 а/к Aloha Airlines, выполняя рейс 243 из аэропорта Хило в Гонолулу, внезапно потерял значительную часть конструкции фюзеляжа – отделился его верх. В результате пассажиры и бортпроводницы подверглись действию набегающего потока воздуха и кислородному голоданию. Одну стюардессу выбросило потоком воздуха в образовавшееся отверстие, и её тело найдено не будет.
Огромная дыра, образовавшаяся в фюзеляже ВС не помешала экипажу совершить посадку. В итоге - все пассажиры на борту были спасены. Среди жертв значилась только стюардесса. 65 человек получили травмы разний степени тяжести. Случай совершенно невероятный, но это истинная правда. Пилоты смогли благополучно приземлиться в аэропорту Кахулуи на острове Мауи. Причина авиапроисшествия - незамеченное ослабление крепления фюзеляжа и усталостные трещины. Командиром корабля был Роберт Шорнстхаймер, а вторым пилотом была женщина - Мэйдлин Томпкинс. Экипаж был удостоен самой престижной премии в мире ГА - "Поларис".
1989 - Лётчик-испытатель Герой Советского Союза Виктор Георгиевич Пугачёв первым в мире публично, на глазах у специалистов из ОКБ Сухого и Минобороны на высоте обзора примерно 1000 метров над аэродромом Жуковский выполнил на Су-27 манёвр, получивший название «кобра Пугачёва». Это фигура высшего пилотажа, которая демонстрирует управление тангажом в динамике полёта, стабильность на больших углах атаки и возможности сверхманёвренности реактивного самолёта. Но впервые данную фигуру выполнил в испытательном полёте на Су-27 всё же заслуженный лётчик-испытатель СССР Игорь Петрович Волк. Он же является и одним из её разработчиков.
1991 - В США по программе STS-39 с космодрома Cape Canaveral (Космический центр им. Кеннеди на мысе Канаверал, шт. Флорида, США) запущен космический корабль "Discovery №12" с астронавтами Майклом Коутосом (Michael Coats, 3-й полёт), Гийоном Блуфордом (Guion Bluford, 3-й полёт), Ллойдом Хаммондом (Lloyd Hammond, 1-й полёт), Грегори Харбо (Gregory Harbaugh, 1-й полёт), Ричардом Хибом (Richard Hieb, 1-й полёт), Доналд Макмонэгл (Donald Ray 'Don' McMonagle,1 полёт) и Чарльзом Вичем (Charles Veach, 1-й полёт) на борту. Полёт проходил по программе Министерства обороны США. В этот же день с борта запущены спутники: "IBSS / SPAS", "USA-070" ["MPEC"], "CRO-A", "CRO-B", "CRO-C", проведен эксперимент с возвращаемым спутником-платформой "СПАС", проведены эксперименты с неотделяемым комплектом "АФП-675". Посадка 6 мая 1991 года.
2001 - Запуск КК "Союз ТМ-32" на МКС, командир корабля — Талгат Амангельдиевич Мусабаев (3 полёт),бортинженер— Юрий Михайлович Батурин (2 полёт) и первый космический турист Деннис Энтони Тито (США).
2002 - При катастрофе Ми-8 в районе озера Ойское, на Буйбинском перевале (Красноярский край) погиб генерал-лейтенант, губернатор Красноярского края Александр Иванович Лебедь. Вертолёт выполнял транспортно-связной полёт по маршруту аэропорт Черемшанка - посадочная площадка "Сосны" - населенный пункт Ермаковское - район озера Ойского. На борту Лебедь и сопровождавшие его лица, которые направлялись на открытие новой горнолыжной трассы. После взлёта в н/п Ермаковское, выполняя полёт над горным районом в СМУ, вертолёт столкнулся с проводами ЛЭП, упал в глубокий снег и разрушился. Губернатор и ещё 7 пассажиров погибли, остальные получили травмы. КВС при встрече с погодными условиями хуже минимума для визуальных полётов в горной местности не прекратил выполнение задания, не вернулся на площадку вылета, а продолжал полёт на предельно малой высоте при ограниченной видимости, что привело к столкновению с ЛЭП. В 2004-м Красноярский краевой суд приговорил командира вертолёта Тахира Ахмерова к четырём годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Второй пилот Алексей Курилович был осуждён на три года условно с испытательным сроком в два года.
2002 - В Индии проведены успешные испытания противокорабельной ракеты "Brahmos" совместной российско-индийской разработки. Запуск ракеты был осуществлён у побережья восточного штата Орисса. Дальность полёта ракеты составила около 300 км. "Brahmos" разрабатывается одноименным совместным российско-индийским предприятием с участием научно-исследовательского института "Машиностроение" и Организации оборонных исследований и развития Индии. Предприятие создано на основе подписанного в феврале 1998 года межправительственного соглашения и предусматривает разработку и производство ракеты. Её первые испытания были проведены в Индии 12 июня 2001 года.
2003 - В 11:59:52 UTC (15:59:52 мск) с борта самолёта-носителя Lockheed L-1011 TriStar (Stargazer), взлетевшего в 11:03:05 UTC с полосы RW30/12 'Skid Strip' Станции ВВС США "Мыс Канаверал", ракетой-носителем воздушного базирования "Пегас-XL" № PO15/M38 запущен орбитальный космический телескоп работающий в ультрафиолетовом диапазоне массой 277 кг "GALEX" [GALaxy Evolution eXplorer]. КА изготовлен специалистами компании Orbital Sciences Corporation. Его размеры: 1 м в диаметре и 2,5 м в высоту. Основным инструментом спутника является 50-сантиметровый ультрафиолетовый телескоп, с помощью которого будет изучаться Вселенная. За 28 месяцев миссии астрономы надеются сфотографировать около миллиона звёзд Это позволит лучше понять историю звёздообразования и химической эволюции галактик. Стоимость создания GALEX - 103,7 миллиона долларов.
2009 - Осуществлён первый испытательный полёт демонстратора Х-43А. Аппарат был закреплён под крылом бомбардировщика В-52N, взлетевшего с Базы ВВС США "Эдвардс" (шт. Калифорния, США). В процессе полёта отделение Х-43А от самолёта-носителя не производилось. Демонстратор Х-43А изготовлен в рамках программы создания гиперзвукового летательного аппарата, способного развивать скорость до 10 М. В ближайшие месяцы запланировано проведение трёх испытательных полётов демонстратора. Во время первых двух Х-43А должен развить скорость до 7 М, а во время третьего - до 10 М.
2010 - Первый полёт совершил новый региональный реактивный самолёт разработки ГП «Антонов» Ан-158. Ан-158 – модификация регионального реактивного самолёта Ан-148 и максимально с ним унифицирован. Но, по сравнению с уже серийно выпускаемым Ан-148-100 (рассчитан на 68-85 пассажиров), Ан-158 благодаря удлиненному фюзеляжу способен перевозить до 99 пассажиров на расстояние 2500-3100 км. Новая модель и более экономична - топливная эффективность Ан-158 выше Ан-148 на 10-17% в зависимости от компоновки.
2012 - Российская армия возобновила массовую закупку зенитных ракетных систем (ЗРС) С-300В.
2016 - С первого гражданского космодрома России - космодрома Восточный - проведён первый пуск. Ракета-носитель "Союз-2.1а" стартовала успешно, и через 8 минут 44 секунды блок выведения (БВ) "Волга" приступил к формированию переходной и целевой орбит для космических аппаратов (КА) "Ломоносов", "Аист-2Д" и SamSat-218 ("СамСат-218").
2021 - В возрасте 90 лет от рака скончался американский астронавт №27(16) и лётчик-испытатель Майкл Коллинз (Michael Collins, 31.10.1930-28.04.2021), бригадный генерал ВВС США ирландского происхождения. Совершил 2 космических полета на «Джемини-10» в июле 1966 года, дважды выходил в открытый космос (третий американец, вышедший в космическое пространство и первый человек в мире, совершивший второй выход) и второй полёт — вокруг Луны на «Аполлоне-11» в июле 1969 года (пилотировал командный модуль на орбите Луны, когда Нил Армстронг и Базз Олдрин впервые совершили посадку на поверхность спутника Земли). Суммарный налет в космических полетах 11 суток 2 часа 5 минут 14 секунд. Продолжительность работ в открытом космосе - 1 час 28 минут.
Свежие комментарии