1905 - Родился Никитин Григорий Иванович — конструктор стрелкового вооружения, работавший в Тульском ЦКИБ СОО.Автор многочисленных разработок в области стрелкового вооружения, самыми известными из которых являются крупнокалиберный пулемёт НСВ-12,7 (Никитин — Соколов — Волков) и два единых пулемёта ТКБ-015 с автоматикой НСВ и ТКБ-521. Лауреат премии С. И. Мосина (1965). В 1972 году Григорий Иванович Никитин вышел на пенсию и от активной конструкторской деятельности отошёл. Умер Никитин в 1986 году в возрасте 81 года.
1912 - Французский авиатор Генри Сеймет (Seimet) совершил первый беспосадочный полёт из Парижа в Лондон за три часа.
1927 - Первый полёт лёгкого многоцелевого штурмовика Westland Wapiti. Самолёт Westland Wapiti создан под началом Артура Дэвенпорта (Arthur Davenport) и Р. Брюса (R. Bruce) в конструкторском бюро Westland Aircraft Works. При создании использовалось крыло от самолёта de Havilland D.H.9A. Компания получила первый контракт на 25 серийных самолётов Westland Wapiti. Всего построено более 1000 самолётов данного типа.
1932 - Первый полёт Junkers Ju.52/3m. Первый самолёт был с двигателями Пратт-Уитни «Хорнет» мощностью 600 л.с. с двухлопастными деревянными винтами. Серийные машины оснащались двигателями BMW-132.
1934 - Родился Бронислав Иванович Грузевич — полковник Советской Армии, Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1977), Герой Советского Союза (1985).
1934 - В ОКБ Туполева в секторе опытного самолётостроения ЦАГИ (КОСОС) закончили строительство первого экземпляра морского дальнего разведчика и торпедоносца МДР-4 (АНТ-27), через три дня в разобранном виде отправили из Москвы в Севастополь, где находилось Морское отделение экспериментально-лётных испытаний и доводки (МОЭЛИД) ЦАГИ. Там машину собрали, провели регулировку и подготовили к первому вылету.
1934 - Первый полёт опытного лёгкого многоцелевого самолёта Potez 58 (разработчик: Potez, Франция).
Он вмещал пилота и двух пассажиров. Первый серийный самолёт этого семейства - Potez 580 взлетел в сентябре 1934 года. Было построено 80 экземпляров самолёта с двигателями Potez 6В мощностью 120 л.с. На базе самолёта так же был испытан санитарный вариант.
1939 - Первый полёт истребителя SS.4 (разработчик: Ambrosini, Италия). По своему назначению это был самолёт-истребитель с убирающимся трёхопорным шасси и мощным стрелково-пушечным вооружением, состоящим из одной пушки калибра 30 мм и двух пушек 20-мм калибра. В свое время этот самолёт обладал более высокими (из двух "уток") лётно-техническими характеристиками (его максимальная скорость составляла около 570 км/ч). Успешно пройдя через два года интенсивных испытаний, он разбился из-за отказа двигателя.
1940 - Родился Виктор Петрович Савиных — лётчик-космонавт СССР, учёный, организатор подготовки кадров в системе высшей школы; доктор технических наук, профессор, академик РАН (2019). Дважды Герой Советского Союза. Лауреат Государственных премий СССР(1989) и Российской Федерации(1996). Премия Президента Российской Федерации в области образования за 2002 год (за цикл работ «Комплексное аэрокосмическое зондирование при создании и эксплуатации геотехнических систем»). Заслуженный мастер спорта СССР (1981). В 1989—2007 — ректор, с 2007 года президент Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК), член экспертного совета Национальной премии «Хрустальный компас». Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Выполнил три полёта в космос: 12.03.1981; 06.06.1985; 07.06.1988.
1940 - Начались испытания единственного построенного учебно-тренировочного самолёта Е.60 (разработчик: Kellner-Bechereau, Франция).
Это одна из многих попыток создать дешёвый и эффективный учебный самолёт, в котором сочетались бы высокие лётные характеристики, небольшие размеры и современный внешний вид. Его конструкция отличалась очень необычным внешним видом и невероятно малыми размерами - длина 4,9 м, размах крыла - 5,4 м при площади всего 3 кв.м. Для обеспечения полётов на сверхмалых скоростях на Е.60 установили абсолютно новую систему элеронов. Во время оккупации Е.60 простаивал в ангаре и едва не был разобран на металл. После войны он был вновь доведён до лётного состояния и передан в музей.
1942 - Первые части Противовоздушной обороны страны получили почётные звания гвардейских. За проявленные личным составом отвагу и мужество в боях приказом НКО СССР 44-й истребительный авиационный полк был преобразован в 11-й, а 120-й – в 12-й гвардейские истребительные авиационные полки.
1942 - Сергей Алексеевич Чаплыгин в письме Наркому Алексею Ивановичу Шахурину предложил сделать одной из ведущих задач ЦАГИ создание реактивного самолёта.
1945 - Первый полёт поисково-спасательного вертолёта PV-3 (другое наименование XHRP-X "Dogship") (разработчик: Piasecki, США). Всего было построено три прототипа (два лётных и один для статических испытаний) XHRP-1 и 20 серийных машин. В вооруженных силах вертолёт получил наименование HRP-1 Rescuer (спасатель).
1947 - С ракетного полигона "Уайт-Сэндс" (штат Нью-Мексика, США) осуществлён пуск баллистической ракеты "V-2", сер. N 21. Максимальная высота подъёма составила 162,9 км. Впервые получены снимки Земли.
1949 - Погиб лётчик-испытатель Матвей Карлович Байкалов (на Ми-1). Он совершил 13 демонстрационных полётов на Ми-1. Четырнадцатый вылет оказался роковым: после перегона машины с испытательного аэродрома заказчику (НИИ ВВС) в точке посадки произошла катастрофа: из-за раковины в сварке обломился вал рулевого винта.Поскольку это произошло на высоте 100 м над землёй, выпрыгнуть с парашютом лётчику не удалось. Похоронен в Москве на Преображенском кладбище...
1953 - Состоялся первый полёт реактивного штурмовика Ил-40, лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки. Самолёт создан, как замена штурмовику Ил-10М. В первоначальной конфигурации имел боковые воздухозаборники, однако в ходе опытных стрельб выявилось попадание пороховых газов в двигатели. Самолёт был модернизирован путём продления воздухозаборников до носовой части фюзеляжа. Началось внедрение в серию на Ростовском авиационном заводе (программа была прекращена в связи с отказом ВВС от штурмовой авиации).
1956 - Дэн Перкинс, инженер британского Королевского авиационного общества, совершает свой первый полёт на надувном самолёте "Феникс" в Бедфордшире, Англия. Чтобы надуть его, используя большой внутренний компрессор, требовалось 25 минут.
1957 - Совершил первый полёт пассажирский турбовинтовой самолёт Ан-10. Экипаж в составе командира Героя Советского Союза лётчика-испытателя Якова Ильича Верникова, второго пилота лётчика-испытателя Владимира Андреевича Шевченко, штурмана-испытателя Петра Васильевича Кошкина, бортмеханика А. В. Калиничина, бортэлектрика И. Д. Евтушенко и ведущего инженера по испытаниям А. П. Эскина, с аэродрома Киевского авиазавода в Святошино. Посадку самолёт произвёл на военном аэродроме в Борисполе. Разработка нового четырёхдвигательного пассажирского самолёта «У» («Украина»), предназначенного для эксплуатации на авиалиниях протяжённостью от 500 до 2000 км, началась в ОКБ О.К.Антонова в конце 1955 года в соответствии с постановлением правительства от 30 ноября 1955 года.
1959 - Открыта регулярная пассажирская авиалиния Москва-Иркутск-Пхеньян на Ту-104.
1960 - В СССР создается первый отряд космонавтов согласно специальной директиве о формировании части лётчиков-космонавтов от 11.01.1960 г. Главного штаба Военно-воздушных сил СССР. Начальником Центра подготовки космонавтов (ЦПК) назначен Евгений Анатольевич Карпов. Из 3000 кандидатов отобрано для подготовки 20 человек. В первом отряде космонавтов были 9 лётчиков ВВС, 6 лётчиков ПВО и 5 лётчиков морской авиации (ВМФ). В отряд зачислены: Иван Николаевич Аникеев; Павел Иванович Беляев; Валентин Васильеви Бондаренко; Валерий Фёдорович Быковский; Валентин Степанович Варламов; Борис Валентинович Волынов; Юрий Алексеевич Гагарин; Виктор Васильевич Горбатко; Дмитрий Алексеевич Заикин; Анатолий Яковлевич Карташов; Владимир Михайлович Комаров; Алексей Архипович Леонов; Григорий Григорьевич Нелюбов; Андриян Григорьевич Николаев; Павел Романович Попович; Марс Закирович Рафиков; Герман Степанович Титов; Валентин Игнатьевич Филатьев; Евгений Васильевич Хрунов; Георгий Степанович Шонин.
1960 - В Тихом океане американцами подобраны четыре советских солдата, дрейфовавших в Тихом океане на неуправляемой барже без запасов воды и продовольствия 49 дней
1961 - X-15 становится первым пилотируемым самолётом, превысившим скорость 4М. Роберт Майкл Уайт (Robert Michael White) достиг скорости 4,43 М (4675 км/ч) на высоте 23606,7 м.
1964 - Первый полёт СВВП Hawker Siddeley Kestrel FGA Mk.1 (XS 688) пилотируемый Биллом Бедфордом. Это экспериментальный и опытно-конструкторский самолёт на пути к знаменитому Harrier. Сборка модифицированного самолёта (шестого опытного образца самолёта Р.1127) была завершена в феврале 1963 года. У машины появилось совершенно новое крыло - угол его стреловидности по передней кромке был увеличен с 38 до 40 градусов, размах уменьшен с 7,4 до 6,8 м, а задней кромке, которая раньше была прямой, придали стреловидность около 14 градусов. Угол отрицательного поперечного "V" увеличился до 14 градусов. Новое крыло имело также топливные баки большей ёмкости, чем на Р.1127. Установленный на самолёт новый двигатель Pegasus 5 имел повышенную тягу - 6900 кгс, что давало возможность поднимать в воздух не только сам самолёт, как это было на Р. 1127, но и необходимое военное вооружение. Кроме того, все девять самолётов оборудовались пилонами для подвески дополнительных топливных баков или вооружения, а в носовой части устанавливались разведывательная фотокамера и простой прицел.
1964 - Первый полёт Helwan HA-300. Первым реактивным истребителем, построенным в Египте, был Helwan HA-300, который был спроектирован на базе самолёта Hispano Р-300 (обозначенного позже HA-300P), созданного в Испании коллективом конструкторов под руководством известного Вилли Мессершмитта. Последний предназначался для испанских ВВС, но программа была закрыта в 1960 году, после чего была передана Объединенной Арабской Республике - так до сентября 1961 года именовалось объединённое государство Сирии и Египта, а затем, до 1971 года, так именовался и сам Египет. Специалистов и всё оборудование перевезли на завод "Helwan". Спроектированный поначалу под турбореактивные форсированные двигатели Bristol Orpheus BOr. 12, самолёт в египетском варианте был уже модифицирован под египетские турбореактивные двигатели E-300, созданные под руководством доктора Бранднера. Было построено три опытных самолёта, и первые два из них поднялись в воздух 7 марта 1964 года и 22 июля 1965 года. На первые два прототипа устанавливались двигатели Orpheus Mk 703-S-10 тягой 21,57 кН. Третий опытный самолёт с двигателем E-300 прошёл только рулёжные испытания перед тем, как программа была прекращена в конце 1969 года.
1966 - Президент Франции Шарль Де Голль объявил о намерении Франции выйти из военной организации НАТО.
1966 - Пара вертолётов Ми-6 и Ми-10 (Ми-10 пилотировал лётчик-испытатель Борис Владимирович Земсков) отправилась из Шереметьево в очередное путешествие.
Совершив посадки для дозаправок в Витебске, Вильнюсе, Варшаве, Берлине, Копенгагене, Бингунде, группа прибыла в Роттердам, где 12 марта должны были состояться демонстрационные полёты. Но голландцы предоставили только два варианта груза: слишком большой в 27 т и слишком маленький в 1 т. Пришлось ограничиться 20-минутным полётом над городом и общением с журналистами. Пресса отказ от полёта с грузом однозначно оценила, как неудачу советской миссии. Но 14 марта вертолёты перелетели в Амстердам, где на Ми-10 было выполнено несколько эффектных полётов с закрепленным на грузовой платформе 12-тонным бульдозером "Каттерпиллер". Эта демонстрация заставила местные газеты изменить тон своих статей. В итоге голландцы купили через "Авиаэкспорт" одну "десятку", которую вскоре перепродали американцам. В США вертолёт прошел 170-часовые испытания и получил высокую оценку.
1973 - Погиб лётчик-испытатель 2 класса Григорий Дмитриевич Гордейчик в испытательном полёте на (на Су-17). На 36-й минуте полёта его Су-17 под углом в 60 градусов на большой скорости врезался в склон сопки. По материалам комиссии: все системы самолёта работали нормально. Вывод - потеря работоспособности лётчика.
1977 - Первый полёт прототипа многоцелевого истребителя J-7IIA (разработчик: Chengdu, Китай). Новый истребитель получил модернизированную кабину пилота с усиленным остеклением и новым катапультным креслом, а так же двигатель Liming WP-7BM с той же тягой, но с меньшей массой и гораздо более надёжный.Главным отличием J-7IIA стала авионика. На самолёт установили новую английскую ПЭВМ GEC-Marconi Type 956 (ставшую после этого стандартной для всех последующих модификаций J-7) и прицельную РЛС GEC-Marconi Type 226 Skyranger. Кроме того была установлена новая радио- и навигационное оборудование и ответчик госопознавания. Пушечное вооружение самолёта осталось прежним - две 30-мм пушки Type 30-1 (HР-30) с боезапасом в 60 патронов, а вот диапазон ракетного расширился : кроме китайских УР класса "воздух-воздух" PL-2, на пилонах J-7IIA можно подвешивать и французские УР Matra Magic.
1985 - Состоялся первый полёт учебно-боевого самолёта Су-27УБ, лётчик-испытатель Николай Фёдорович Садовников.
1987 - Состоялся первый полёт самолета-топливозаправщика Ил-78М, лётчик-испытатель Вячеслав Семенович Белоусов. На самолёте отсутствует десантно-транспортное оборудование. Взлётная масса увеличена до 210 т. В 1987-1991 годах изготовлен 31 самолёт.
1995 - Постановление № 791 Правительства РФ «О проведении работ по использованию глобальной навигационной спутниковой системы «ГЛОНАСС» в интересах гражданских потребителей».
2003 - Первый управляемый полёт управляемой объемно-детонирующей авиабомбы GBU-43/B МОАВ (Massive Ordnance Air Burst).
Бомба имела хорошую аэродинамическую форму и использовала GPS-управление на траектории полёта. Масса боеприпаса с БЧ BLU-120/B составляет 9840 кг - что на 40% превышает массу авиационной бомбы BLU-82, боеприпас BLU-120/B- самое большое не ядерное оружие из существующих. В БЧ используется в качестве снаряжения жидкая смесь аммиачной селитры и порошкового алюминия (вес ВВ 8480кг). GBU-43 не имеет парашюта, используя комплект управления KMU-593/B (GPS/INS, подобный JDAM), решетчатые рули и аэродинамические несущие поверхности она планирует и поражает цели с высокой точностью. Таким образом бомба может быть сброшена с большей высоты (за пределами досягаемости зенитной артиллерии). Бомбу выталкивается из грузовой кабины транспортного самолёта (обычно МC-130, но с тех пор как используется GPS и большие высоты сброса, вероятно может использоваться и с C-17).
2003 - Первый полёт дальнемагистрального административного самолёта Bombardier BD-700-1A11 Global 5000 (разработчик: Bombardier, Канада). Global 5000 - укороченная версия самолёта Global Express XRS, производимая канадским концерном Bombardier Aerospace. Проектируемая дальность самолёта была 5000 морских миль, что и определило название Global 5000. Сохранив силовую установку Global Express, самолёт Global 5000 способен эксплуатироваться с аэродромов, имеющих более короткие ВПП и фактически занимает нишу между самолётами Challenger 605 и Global Express.
2003 - Первый полёт учебно-тренировочного самолёта HJT-36 Sitara (разработчик: HAL, Индия). Разработка проекта началась в июле 1999 года на базе двигателя Snecma Larzac 04-30, французско-британской авионики и катапультного кресла "Звезда" K36CT. Сборка самолёта и интеграция авиационных систем была закончена за 20 месяцев.
2011 - C самолёта Eurofighter Typhoon британских ВВС был осуществлён первый сброс бомбы с лазерным наведением Paveway IV. Сообщается, что бомба была успешно сброшена и поразила цель на полигоне в Уэльсе. Эти испытания являются частью продолжающейся программы по интеграции системы с высокоточным наведением Paveway IV на истребители Eurofighter Typhoon. По планам министерства обороны Великобритании эта интеграция должна быть полностью завершена в начале 2012 года...
Свежие комментарии