1819 - Падение воздушного шара в Париже. В корзине шара вспыхнул огонь и перекинулся на оболочку. Горящий шар упал на крышу дома, воздухоплавательница г-жа Бланшар разбилась.
1885 - родился конструктор в области ракетной техники, конструктор первой советской ракеты на бездымном порохе, один из создателей реактивных снарядов для "Катюш" В.
А.Артемьев
1908 - Мировой рекорд дальности полета - 20 км за 20 мин 20 сек, А. Фарман на Voisin-Farman1907
1919 - Через две недели после того, как Алкок и Браун cовершили первый трансатлантический полет на самолете, жесткий дирижабль ВВС HMA R34 приземлился в Минеола, Лонг-Айленд, Нью-Йорк, завершив первый перелет с востока на запад Атлантического океана. 108-часовой полет стартовал 2 июля из Воздушной станции Ист-Форчун недалеко от Эдинбурга.
1922 - Впервые самолет используется в морской спасательной операции. Гидросамолет ВМС США реагирует на призыв о помощи от горящего рыболовного судна от острова North, Сан-Диего, и трое из экипажа гидросамолета спасли пятерых рыбаков держащихся за обломки судна.
1926 - Поднялся в воздух опытный экземпляр гоночного гидросамолета Macchi М.39. Первым низкопланом, спроектированным конструктором Кастольди для компании Macchi, был двухпоплавковый гоночный гидросамолет Macchi М.39, оснащенный двигателем Fiat A.S.2 мощностью 600 л.с. Это была машина смешанной конструкции с расчаленным крылом. Пилот находился в открытой кабине с невысоким лобовым стеклом, расположенной за задней кромкой крыла. Самолет был специально разработан для участия в гонках "Шнайдер Трофи" 1926 года, которые проходили в Хэмптон Роудз, штат Вирджиния. При разработке были тщательно учтены условия гонок и требования к самолетам, участвовавшим в них. Расстояние от фюзеляжа до конца левой консоли крыла было чуть больше, чем расстояние от фюзеляжа до конца правой консоли для улучшения маневренности при виражах с поворотом налево на дистанции гонок; поплавки, служившие также топливными баками, имели различную выталкивающую силу, что должно было скомпенсировать крутящий момент винта. Вслед за двумя учебно-тренировочными самолетами М.39 (серийные номера ММ.72 и ММ.73) появились три гоночных самолета ММ.74 - ММ.76.
1929 - Морские испытания летающей лодки Ш-1 В.Б.Шаврова
1930 - В Москве на Центральном аэродроме проходила торжественная церемония передачи ВВС новых самолетов, считавшихся подарком XVI съезду ВКП(б). На небольшом воздушном празднике показали и один ТБ-1.
1931 - Авиазавод №39 и ЦКБ посетил И.В.Сталин, который, очевидно, был хорошо информирован о самолете Григоровича с пушками Курчевского. Вождь не только осмотрел его, но даже забрался в кабину и подергал за ручки. Главный конструктор И-Z при этом не присутствовал, все пояснения (в меру своего понимания) давал руководитель ЦКБ от ГПУ Е.С.Пауфлер. Показали Сталину, кстати, не только И-Z, но и другие достижения этого КБ: И-5 в вариантах, бомбардировщик ТБ-5, штурмовики ТШ-1 и ТШ-2, переделки Р-5. Очевидно, руководство ОГПУ сумело доказать, что строительство советской авиации в обозримом будущем невозможно без твердой чекистской руки. В результате произошло событие, получившее в народе известность как "свадьба" - приказом по Всесоюзному авиационному объединению (ВАО) №265 от 27 августа 1931 г. ЦКБ и ЦАГИ объединялись в единую организацию, начальником которой назначили Пауфлера.
1934 - создано Центральное конструкторское бюро морского самолетостроения, сегодня это Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Бериева.
1935 - в Москве открылся Первый Всесоюзный съезд парашютистов
1939 - Первый регулярный рейс по доставке авиапочты винтокрылым летательным аппаратом (США). Полет выполнял автожир Келлет KD-1B авиакомпании «Истерн Эрлайнз».
1939 - Общий и женский рекорды дальности полёта на планере О.К. Антонова «Рот-Фронт-7». О. Клепикова установила мировой рекорд дальности полета - 749 км. Мировые рекорды высоты (3388 м) и дальности полета до намеченного пункта (343 км) были установлены Е. Прохоровой, а дальности полета с возвращением на старт. (94,8 км) - Е. Зеленковой. Рекорд превышен; для мужчин – через 12 лет, для женщин – через 38 лет.
1941 - Катастрофа опытного фронтового бомбардировщика «103У» (Ту-2) из-за разрушения двигателя АМ-37.
В очередном испытательном полёте загорелся правый мотор. Сбить пламя не удавалось, и лётчик-испытатель НИИ ВВС М.А. Нюхтиков дал приказ покинуть машину. Он благополучно приземлился, а штурман - капитан Акопян и военный инженер 3-го ранга Мальцев погибли...
Аварийная комиссия никаких дефектов в конструкции машины не нашла, и катастрофа не отразилась на стремлении ВВС как можно быстрее запустить «103У» в серию. Решением ГКО от 27 июля 1941-го самолёт приняли к серийному производству.
1942 - Состоялся первый полет самолета Як-7ДИ (прототипа серийного истребителя Як-9), П.Я.Федрови
1943 - В одном воздушном бою на Курской дуге А.К.Горовец на Ла-5ФН уничтожил 9 Ju-87, И.Н.Кожедуб сбил свой первый самолет - Ju-87.
В тот день Горовец вылетел в составе эскадрильи под командованием В.И. Мишустина на патрулирование в районе Владимировка – Кочетовка – Зоринские Дворы – Ольховатка. Когда эскадрилья после выполнения задания возвращалась назад, Горовец со своим ведомым В. Рекуновым летели замыкающими. Неожиданно их пару атаковали «мессершмитты». Прикрывая ведущего, Рекунов бросился им навстречу. В это время Ковзан заметил группу из 20 вражеских бомбардировщиков Ю-87. Рация на самолёте Горовца, видимо, вышла из строя, и он не смог сообщить своим товарищам о появлении противника. Пока ведомый дрался с «мессершмиттами», он развернул свой истребитель и один бросился на бомбардировщиков. Первой же очередью сбив флагмана, Горовец стремительно атаковал следующего врага. Он бил с короткой дистанции, подводя истребитель почти вплотную к бомбардировщикам. Вспыхнул и развалился в воздухе на куски второй «юнкерс», затем загорелся третий. Строй немцев распался, они стали рассредоточиваться, а наш лётчик всё снова и снова дерзко шёл в атаку. Так он сбил восемь самолётов противника. Когда был израсходован боезапас, он нанёс удар винтом по хвостовому оперению девятого бомбардировщика. Возвращаясь на повреждённом самолёте на свой аэродром, А.К. Горовец попал под неожиданный удар четырёх вражеских истребителей FW-190. Он начал маневрировать, уворачиваться от вражеских очередей, но силы были слишком неравными. Его самолёт был подбит и отвесно пошёл к земле. Самолёт упал в воронку от крупной авиабомбы и его засыпало землёй. Таким образом, Горовец А.К. – стал первым лётчиком, сбившим такое количество самолётов (девять) в одном бою. Однако этот своего рода «рекорд» был через два месяца превышен немецким асом Эрихом Рудорффером 13.11.1943 г.
1944 - первый полет Me-163B V18 c двухкамерным ЖРД, летчик-испытатель Рудольф Опиц.
1944 - На самолете Me 262 V12 была достигнута скорость 1000 км/ч. Me 262 V12 использовался для исследования на критических числах Маха. Во время испытаний самолет получил ряд аэродинамических усовершенствований, например, новый, фонарь с меньшим воздушным сопротивлением
1945 - На истребителе Як-ЗПД с двигателем ВК-105ПВ достигнут практический потолок 13 300 м. Hа высотах 11 000-12 500 м благодаря наличию достаточного запаса мощности можно было совершать необходимые боевые эволюции (боевые развороты и виражи с достаточным креном) при хорошей управляемости самолета. Отмечено, что полеты на высоту 13 000...13 300 м с кислородной маской КПА-Збис требуют специальной высотной тренировки и соблюдения летчиком строгого режима. Як-ЗПД серийно не строился, но исследования в ЛИИ продолжались. Так, в марте 1947 года был выпущен отчет об исследовании работы в высотных условиях водо- и маслорадиаторов на самолете Як-ЗПД с двигателем ВК-105ПВ.
1951 - Первая дозаправка в полете в боевых условиях четырьмя Lockheed RF-80A Shooting Stars ВВС США от танкера Boeing KB-29
1953 - Катастрофа самолёта Ли-2, КВС Корнилов М.Т.
Экипаж произвел взлет днем в ПМУ из аэропорта Хорог на Сталинабад. На борту находились три пассажира, в том числе два фельдъегеря, и 4 члена экипажа. Через 21мин полёта экипаж доложил в УРДС Сталинабад, что прошел Рушан на высоте 4000м в наборе. На этом связь с экипажем прервалась. 8 июля самолет обнаружен на южном склоне Яузского перевала в 65км севернее Хорога (15 км северо-западнее Рушана) и в 12 км от линии пути. Самолет с работающими моторами столкнулся с отвесными отрогами скал южного склона перевала на высоте 75-100 м ниже его гребня, высота которого достигает 4885 м. От лобового удара самолет полностью разрушился, 7 человек погибло. Расследованием установлено, что экипаж изменил маршрут полета из-за появления облачности в ущелье, по которому проходит трасса. При подходе к перевалу на недостаточной высоте полета самолет был брошен вниз нисходящими потоками воздуха.
Непосредственной причиной ЛП является столкновение со скалой ввиду недостаточной высоты полета в горной местности и неожиданного броска самолета вниз нисходящими потоками. Главной причиной ЛП является неправильно принятое решение командиром экипажа в создавшейся сложной обстановке изменить установленный маршрут полета в горной местности.
Сопутствующие причины – несоответствие летных данных самолета Ли-2 условиям полетов на высокогорных трассах (мал практический потолок, недостаточная скороподъемность при полетах выше 3000 м); отсутствие инструкции полетов на самолетах Ли-2 по данной трассе.
1954 - Постановление Совмина СССР N 1428-642 по радикальной модернизации М-4. На фирме тема получила шифр "36", а самолет - обозначение ЗМ. При выборе двигателей ставку сделали на ВД-7, взлетная тяга которых превышала 11000 кгс, а крейсерский расход топлива составлял 0,73-0,8 кг/кгс*ч (у АМ-3 - до 1,03), как у лучших зарубежных образцов. Применив эти двигатели, увеличив количество топлива на борту, установив систему дозаправки в полете, а также улучшив аэродинамику, можно было получить дальность, достаточную для достижения самой удаленной точки США. Это было очень важно, т.к. в южной части Штатов находились ядерные объекты: Лос-Аламос (шт. Нью-Мексико), Оак-Ридж (Теннеси), авиабазы SAC Кастл и Марч (Калифорния), Дайс и Карсуэллс (Техас), Берксдейл (Луизиана) и многие другие. На этих же базах были сосредоточены основные хранилища ядерных боеприпасов. Кроме того, в Калифорнии, Техасе и Флориде разворачивалось строительство ракетных пусковых комплексов и центров управления. Поставить их под удар было очень заманчиво.
1958 - Первый полет прототипа Br.765 Sahara. Br.765 Sahara - средний транспортный самолет, разработанный французской фирмой Breguet на базе среднего транспортного самолета Br.763. У самолета, отличии от Br.763, усилен и немного уменьшен фюзеляж, что повлекло уменьшение количества перевозимых пассажировСамолет был передан в ВВС в 1964 году.
1960 - Первый пуск БР Р-14 М.К. Янгеля с дальностью 4500 км
1961 - Завершены заводские летные испытания самолета Су-9У (У43-1).
1962 - Катастрофа Ил-14 СССР-91554 Узбекского управления ГВФ близ Ташкента.
Экипаж 160 летного отряда выполнял рейс 39/40 Ташкент-Самарканд-Бухара-Ташкент. В 10:05 местного времени экипаж произвел взлет в Бухаре в условиях ясной погоды и после набора высоты занял эшелон 3 000 м. В 10:35 экипаж доложил об отказе правого двигателя и попросил разрешения следовать до Ташкента на эшелоне 2 400 м. О причинах отказа экипаж доложил – прогар поршня цилиндра №2 (впоследствии подтверждено комиссией). Разрешение продолжить полет до Ташкента было получено. Экипаж выполнял полет со снижением до 1 500 м. На этой высоте самолет шел в течение 15 минут. Затем, за 120 км от Ташкента (в районе Чардара), он начал терять высоту и в 34 км от аэропорта Ташкент вследствие потери высоты, а затем и скорости потерпел катастрофу на территории колхоза им Энгельса в 12:14. Одномоторный полет продолжался 1 час 39 минут. Правым крылом самолет задел глинобитный забор (дувал) высотой 2,5 м, ограждавший загон для скота. Потеряв часть крыла с отделением от него, самолет упал в 50 м от дувала на хлопковое поле. Фюзеляж раскололся на три части. Левый двигатель также отделился от крыла. Пожара не возникло. 9 пассажиров погибли на месте, двое скончались в больнице на вторые сутки. Находившийся на борту американский студент (благодаря этому о катастрофе стало известно на Западе), а также остальные пассажиры и члены экипажа получили тяжелые ранения.
1965 - В небо поднялся первый удачный прототип EC-6 французского легкого многоцелевого самолета. Он представлял собой двухместный деревянный самолет, оснащенный двигателем Continental мощностью 90 л.с. Французский инженер Эмильен Кросэ (Emilien Croses) увлекся формулой "Летающей Блохи" разработанной Анри Минье еще до начала войны. Вскоре к работе над самолетом подключился второй конструктор - Жильбер Ландрэ (Gilbert Landray). Он несколько модифицировал фюзеляж самолета, после чего серийные модели стали обозначаться LC-6 Criquet. Модель получилась весь успешной и используется до сих пор. В конце 90-х годов были выпущены две усовершенствованные модели - LC-6M и выполненная из композитных материалов - LC-10.
1966 - Первый полет МиГ-25 на Нижегородском авиазаводе
1966 - Первые полеты опытно-экспериментального самолета ОКБ П.О.Сухого Т-58ВД с ПД (укороченного взлета и посадки), Е.С.Соловьев, при этом подъемные двигатели не задействовали, а летные испытания с их включением начали в конце того же месяца.
1976 - Запуск КК «Союз-21», Б.В.Волынов, В.М.Жолобов. Полёт продолжался 49 суток вместо запланированных 60. На 42-е сутки полёта возникла аварийная ситуация с нарушением функционирования основных систем станции. Авария и крайнее напряжение при ликвидации её последствий сильно сказались на здоровье и работоспособности экипажа. На 49-е сутки миссия была прервана из-за плохого состояния В. М. Жолобова.
1982 - Во время взлёта с Шереметьево потерпел катастрофу Ил-62М (СССР-86513) Аэрофлота.
Экипаж выполнял рейс Москва - Дакар - Фритаун (Сьерра-Леоне). На 8-й секунде после отрыва и уборки шасси сработала сигнализация пожара в двигателе №1. Экипаж доложил о пожаре, согласно РЛЭ выключил двигатель и применил три очереди системы пожаротушения. Через 30 секунд сработала сигнализация о пожаре в двигателе №2, который также был выключен. Экипаж приступил к выполнению правого разворота для захода на посадку с курсом, обратным посадочному.
К моменту выключения двигателя №2 скорость была 320км/ч, высота около 160м, шасси убраны, закрылки во взлетном положении (30°). Экипаж применил рекомендованную РЛЭ методику пилотирования с креном и скольжением в сторону работающих двигателей. Пролетая над густонаселенной местностью, экипаж стремился не допустить значительной потери высоты в целях предотвращения столкновения с препятствиями, что в условиях недостатка располагаемой тяги при двух выключенных двигателях всё же привело к уменьшению скорости, увеличению углов атаки и скольжения, потере боковой управляемости и последующему сваливанию самолета на высоте 75м над уровнем препятствий.
Вывод самолета из сваливания был невозможен. В процессе падения левый крен достиг более 70°, вертикальная скорость – 25м/с, угол тангажа - 20°. Самолет упал в заболоченный лес между п.Менделеево и деревней Клушино, Московская область, через 2мин 35с после начала аварийной ситуации на удалении 11,4км от аэропорта, разрушился и сгорел. Все 90 человек погибли.
Срабатывание сигнализации о пожаре оказалось ложным. Оно произошло из-за попадания горячего воздуха из лопнувшего патрубка системы кондиционирования на датчики температуры.
1982 - Поднят в воздух пилотом С.Науялисом ЛАК-11 "Нида". ЛАК-11 "Нида" - опытный экземпляр одноместного спортивного планера 15-метрового класса (ведущий конструктор И. Банкаускас). Построен на ЭЗСА в 1982 году и выпущен головной серией в четырех экземплярах в 1985 году.
По схеме планер ЛАК-11 "Нида"- свободнонесущий моноплан со средним расположением крыла большого удлинения и Т-образным оперением. Ламинарный профиль крыла Вортмана Х67-К-170/150. Крыло помимо элеронов механизировано закрылками и выдвижными интерцепторами. Конструкция планера целиком пластиковая с применением стекловолокна в качестве основного армирующего материала. Фюзеляж - в основном типа монокок, также с трехслойной обшивкой.
1992 - Выполнил первый полет самолет АТ-802А. Данный вариант представляет собой одноместную модификацию самолета Model АТ-802 с той же самой силовой установкой и близкими весовыми данными. Model AT-802AF представляет собой одноместную противопожарную версию самолета Model АТ-802 обрудованную Air Tractor Computerized Firegate. Существует еще одна противопожарная модификация - AT 802 Fire Boss оснащенная специальными поплавками Wipaire.
1994 - Катастрофа Ан-32П АНТК им Антонова в Испании. 28 июня три самолета Ан-32П - два основных UR-48018 и UR-48004 и один резервный UR-48093, принадлежащие АНТК им Антонова. под управлением экипажей летчиков-испытателей АНТК вылетели с а/д Гостомель в Португалию (а/д Сейя) для работ по тушению лесных пожаров в горной местности. В качестве вторых пилотов были задействованы четыре португальских летчика, которые прошли в АНТК теоретический курс (в течение месяца) и практический курс летной подготовки (в течение 10 дней) на самолете Ан-32П, включая отработку сброса воды, и получили сертификаты, позволяющие выполнение задач тушения лесных пожаров.
В комплексе с полетами по тушению лесных пожаров в горной местности предполагалось выполнение программы эксплуатационных испытаний по определению нагрузок на элементы конструкции в типовых профилях полета в реальных условиях. Для этого один самолет был оборудован системой бортовых измерений с рабочим местом экспериментатора.
5 июля два Ан-32П UR-48018 и UR-48093, по межправительственному соглашению между португальской и испанской сторонами, перелетели с а/д Сейя в а/п Валенсия с целью оказания помощи в тушении пожаров в смежной зоне между провинциями Валенсия и Аликанте.
В день происшествия было выполнено 10 заходов на один и тот же очаг пожара в зоне Сьете Агуас (35-40 км западнее а/п Валенсия). Данный полет был 11-й, но первый в тот день заход на новую точку в более отдаленные районы в направлении Бокайрент-Баньерес (85-90 км южнее а/п Валенсия) с интенсивными лесными пожарами и сложным рельефом местности. Взлет произведен в 18:29 UTC. На борту, кроме летчиков и штурмана, находились бортоператор, ведущий инженер летных испытаний и начальник службы технической эксплуатации. Наведение на точку осуществлялось с испанского вертолета сопровождения. Заход выполнялся против солнца в направлении на гору. Из-за позднего сброса воды самолет не успел выполнить маневр ухода и столкнулся с вершиной горы, примерно 10 м ниже наивысшей точки и полностью разрушился. Весь экипаж, кроме начальника службы технической эксплуатации, погиб. Выживший член экипажа находился в пилотской кабине, не пристегнутый ремнем, и был выброшен из нее при ударе, получив серьезные ожоги и многочисленные травмы.
2000 - Британская компания Starchaser Industries Ltd осуществила успешный пуск своей ракеты “Starchaser Discovery”, предназначенной для осуществления в 2003 году двух суборбитальных космических полетов с экипажем из трех человек. Пуск был произведен из окрестностей Морекамбе-Бэй (графство Чешир). За первые три секунды ракета развила скорость в 1130 км/час, после чего произошло разделение ступеней и включение двигателя второй ступени. Головная часть ракеты достигла высоты 5750 метров, а затем на парашюте благополучно возвратилась на Землю.
Авиалайнер Boeing 777-28EER авиакомпании Asiana Airlines совершал рейс OZ-214 по маршруту Сеул—Сан-Франциско, но при посадке в аэропорту Сан-Франциско врезался в насыпь перед торцом ВПП и разрушился. Из находившихся на его борту 307 человек (291 пассажир и 16 членов экипажа) погибли 3 школьницы (две на месте катастрофы, одна умерла в больнице), 187 человек получили ранения. Двое пострадавших парализованы из-за травм позвоночника. Согласно отчёту NTSB, катастрофа произошла из-за недостаточного знания пилотами конструктивных особенностей самолёта, что в результате привело к ошибке пилотирования и неправильному заходу на посадку (слишком быстрое снижение при преждевременной потере горизонтальной скорости).
Свежие комментарии