1853 - Родился изобретатель ракетного ЛА Николай Иванович Кибальчич.
С 1871 года учился в Петербургском институте инженеров путей сообщения, с 1873 — в Медико-хирургической академии.С октября 1875 до июня 1878 года — содержался в Лукьяновской тюрьме (Киев) по обвинению в революционной пропаганде среди крестьян Киевской губернии.
После освобождения вошёл в группу «Свобода или смерть», образовавшуюся внутри «Земли и воли». Затем стал агентом Исполкома «Народной воли». Являясь «главным техником» организации, участвовал в подготовке покушений на Александра II — именно он изобрел и изготовил метательные снаряды с «гремучим студнем», которые были использованы И. И. Гриневицким и Н. И. Рысаковым во время покушения на Екатерининском канале. Кибальчичу принадлежит одна из важнейших теоретических статей в народовольческой публицистике — «Политическая революция и экономический вопрос» («Народная воля», 5 февраля 1881 года), посвящённая соотношению экономики и политики в революционном движении. Она отмечена влиянием марксизма.
17 марта 1881 года арестован и приговорён к смертной казни через повешение вместе с А. И. Желябовым, С. Л. Перовской и другими первомартовцами. Приговор приведён в исполнение 3 (15) апреля 1881 года.
23 марта 1881 года Н. И. Кибальчич выдвинул идею ракетного летательного аппарата с качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги. За несколько дней до казни Кибальчич разработал оригинальный проект летательного аппарата, способного совершать космические перелёты. Его просьба о передаче рукописи в Академию наук следственной комиссией удовлетворена не была, проект был впервые опубликован лишь в 1918 году в журнале «Былое».
1897 - В своем докладе «Телеграфирование без проводов», прочитанном в Петербургском электротехническом институте, Александр Степанович Попов предложил применить радиопередачу для навигационных целей. Подводя итоги проделанной работы, он заявил:
«...история наших опытов... уже теперь позволяет мечтать о дальнейшем развитии этого дела и о практических применениях его в Военно-морском и военном деле на суше, а также в помощь маячным световым и звуковым сигналам, так как электромагнитные волны не задерживаются ни туманом, ни бурей».
1920 - Родился Яков Ильич Верников — Герой Советского Союза (18 ноября 1944), заслуженный лётчик-испытатель СССР (20 сентября 1960), заслуженный мастер спорта СССР (1975), генерал-майор авиации (1971).
Участник Великой Отечественной войны: в июне-августе 1941 — лётчик 124-го истребительного авиационного полка (Западный фронт); в августе 1941-апреле 1944 — лётчик, командир звена, АЭ 234-го истребительного авиационного полка (Западный и Юго-Западный фронты ПВО); в апреле 1944-мае 1945 — заместитель командира — штурман 145-го гвардейского истребительного авиационного полка (Прибалтийский фронт). Совершил 424 боевых вылета, провёл 68 воздушных боёв, в которых сбил лично 16 самолётов противника и 1 в паре с ведомым.После войны продолжал службу в строевых частях ВВС.С февраля 1946 по июль 1966 — на лётно-испытательной работе в ЛИИ.
Выполнил первый полёт и провёл испытания И-320 («Р-1») (16.04.1949), «150» (5.10.1952), Ан-8 (11.02.1956), Ан-10 (7.03.1957), Ан-12 (16.12.1957). Провёл испытания на штопор МиГ-9 (1948) и Ла-11 (1949); испытания МиГ-15 на прямой и перевёрнутый штопор (1949—1950); Ан-10 и Ан-12 на критических режимах (1958—1959); Ту-95 на больших углах (1960); испытания двигателя ТВ-2Т на Ту-4ЛЛ (1955). В 1949—1950 участвовал в полётах по отработке системы дозаправки самолёта Ту-4, первым провёл заправку ночью. Принимал участие в испытаниях Як-15 (1947), СЕ (1951), Ту-126 (1962). В 1956 окончил Военно-воздушную академию.
В 1966—1976 — старший лётчик-испытатель ОКБ Сергея Владимировича Ильюшина. Выполнил первый полёт и провёл испытания Ил-62М (1969). Участвовал в испытаниях Ил-18, Ил-38, Ил-62, Ил-76. В 1975 установил 4 мировых авиационных рекорда грузоподъёмности на Ил-76.С 1975 — в запасе. В январе-мае 1976 — вновь на лётно-испытательной работе в ЛИИ.С 1976 работал в ОКБ А. С. Яковлева: заместителем начальника ЛИК (1976—1979), начальником ЛИК (1979—1985), ведущим инженером полётным испытаниям (1985—1988).
Жил в городе Жуковский Московской области, в последние годы — в Москве. Умер 30 сентября 1993 года.Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище...
1929 - Родился Олег Константинович Рогозин — советский организатор оборонной промышленности и учёный. Генерал-лейтенант, заместитель начальника службы вооружений Министерства обороны СССР (до 1989 года). Профессор, доктор технических наук. Герой Социалистического Труда (1991). Лауреат Государственной премии СССР (1982). Отец российского политика Дмитрия Рогозина.
Окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. Работал в центральном аппарате Министерства обороны СССР. Занимал должности начальника управления перспективных систем вооружений и первого заместителя начальника службы вооружений до отставки в 1989 году. Скончался 24 марта 2010 года.
1931 - Первый полёт Westland Wallace. По британской классификации "Уоллэс" относился к самолётам так называемого "Общего назначения", совмещавших функции ближних разведчиков, самолётов связи и непосредственной поддержки. По существу, он являлся модификацией довольно известного "одноклассника" 20-х гг. "Уопити". Этот сравнительно большой биплан имел цельнометаллическую конструкцию, но его крылья и фюзеляж обтягивались полотном. С целью унификации и удешевления производства в нём использовали узлы знаменитого DH.9.
1937 - Состоялся первый полёт самолёта ВИТ-1 (воздушный истребитель танков), разработанного в КБ Николая Николаевича Поликарпова; лётчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов.
1939 - Первый полёт серийного истребителя Dewoitine D.520 с двигателем Hispano-Suiza 12Y 45 с турбонагнетателями Szydlowski (Франция). Это был самый лучший истребитель производства Франции, использовавшийся её ВВС во время Второй мировой войны.
1939 - Первый полёт учебно-тренировочного самолёта CCF Maple Leaf Trainer II. (Канада)
В 1938 году компания Canadian Car and Foundry берёт на работу авиационного инженера Элси Макгилл (Elsie MacGill). Вскоре ей поручают самостоятельный проект — учебный самолёт Maple Leaf Trainer II. До этого у неё был лишь опыт работы помощником конструктора в Fairchild Aircraft.
Maple Leaf Trainer II представлял собой типичный биплан с неубирающимся шасси. Конструкция смешанная: каркас фюзеляжа выполнен из стальных труб, а крыльев — из дерева и всё обшито полотном. Устанавливался двигатель Warner Super Scarab, позволявший развить скорость до 190 км/ч.
Проект нельзя назвать удачным. Да, самолёт обладал прекрасными лётными характеристиками, но заказчиков не нашлось — Королевские ВВС Канады отказались от него. В итоге было построено лишь 10 бипланов для ВВС Мексики. Но Maple Leaf Trainer II вошёл в историю как первый самолёт, спроектированный женщиной-конструктором.
1940 - Окончание битвы за Британию. Это была решающая победа Королевских ВВС. Немецкие люфтваффе начали свою бомбардировочную кампанию против Великобритании 10 июля 1940 года. Немецкие лидеры считали, что необходимо ликвидировать британскую авиацию, чтобы начать операцию "Морской лев" - вторжение через Ла-Манш на Британские острова.
1943 - Первый полёт Budd RB Conestoga. Скорее всего, Budd Conestoga стал первым большим самолётом, который изначально предполагалось строить из нержавеющей стали. Такой шаг был предпринят из-за прогнозировавшегося в начале Второй мировой войны дефицита алюминиевых сплавов, традиционно применявшихся в авиастроении, сталь же виделась как альтернатива алюминию.
Запуск в серийное производство отложили из-за высокой стоимости изделия и ликвидации дефицита алюминия. ВВС Армии США аннулировали заключенный контракт, а флот снизил свой заказ до 25 самолётов, из которых до окончания войны было поставлено лишь 17 машин, но и они не использовались по назначению. После войны самолёты выставили на торги, 14 машин купил Роберт Прескотт, который использовал их для становления грузовой авиакомпании, изначально именовавшейся "National Skyway Freight Corporation", а позже - "Flying Tiger Line".
1943 - F4U-2 Corsair эскадрильи VMF(N)-532 выполняет первый успешный ночной радиолокационный управляемый перехват для США в Тихом океане. Это также первая победа ночью авиации ВМС в Тихом океане.
1950 - В октябре вышел первый номер журнала "Крылья Родины".
1956 - Экипаж американского адмирала Г. Дуфека впервые приземлился на самолёте R4D Skytrain ВМС США на Южном полюсе Земли.
1956 - Многочисленные британские и французские самолёты атаковали египетские аэродромы и командные пункты египетских войск. Началась операция «Мушкетёр» — по сути, последняя большая война эпохи великих колониальных империй. Основной целью операции был захват Порт-Саида и установление контроля союзников над всей зоной Суэцкого канала. Операция была скоординирована с израильским наступлением, получившим кодовое название «Кадеш».
1959 - Абсолютный мировой рекорд скорости на самолёте Е-66 ОКБ "МиГ" установил лётчик-испытатель Георгий Константинович Мосолов - 2387,48 км/час.
1962 - Начало эксплуатации в ГВФ Ан-24 с двигателями АИ-24.
1964 - В авиационной катастрофе погиб американский астронавт Теодор Фримэн (Theodore С. Freeman). Он пришёл в отряд астронавтов NASA в составе третьего набора (14 октября 1963-го года) и на тот момент был капитаном ВВС США. (Вообще, это был не очень счастливый набор, из четырнадцати лётчиков - четверо погибли во время подготовки, так и не успев слетать в космос.) В тот день Фримэн выполнял тренировочный полёт на Т-38, но на посадке самолёт столкнулся с гусем. Двигатель загорелся. Лётчик катапультировался, но высота была слишком мала, и парашют не успел раскрыться. На момент гибели Теодору было 34 года (родился 18 февраля 1930-го). Это была первая потеря такого рода среди американских астронавтов. И вообще первая смертная потеря в отряде NASA.
22 ноября 1973 года первый биоспутник штатно совершил посадку в запланированном месте в Казахстане, пробыв на орбите 21 сутки. В ходе реализации программы исследований впервые была доказана возможность электростатической защиты организмов в радиационных поясах Земли.
Космический аппарат был оснащён системой жизнеобеспечения с ресурсом в 30 дней. Общая масса аппарата составила 6 тонн, а спускаемого модуля – 358 килограмм.
1977 - Приказ министров АП и ГА № 173-269 «О начале пассажирских перевозок на самолётах Ту-144 с двигателями НК-144А на трассе Москва-Алма-Ата».
1994 – Турбовинтовой самолет ATR 72 авиакомпании American Eagle рейса 4184 потерпел крушение близ Роузлоуна, штат Индиана, во время ожидания посадки в Чикаго из-за наледи на крыльях. Все 68 человек, находившихся на борту, погибли.
1996 – Самолет Fokker 100, выполнявший рейс 402 авиакомпании TAM Transportes Aéreos Regionais, разбился вскоре после взлета из аэропорта Конгоньяс-Сан-Паулу, Бразилия, врезавшись в жилой дом и несколько жилых домов. Во время взлета, когда скорость полёта увеличилась до 251 км/ч и самолёт набирал высоту под углом 10°, самолёт тряхнуло и мощность двигателя №2 (правый) снизилась с 1,69 до 1,34. На самом деле двигатель перешёл в режим реверса тяги. Потеря мощности правого двигателя вызвала резкий крен вправо и командир задействовал левый руль и левый элерон, чтобы выровнять лайнер. Второй пилот выдвинул вперёд оба рычага тяги, но они почти сразу задвинулись назад, тяга двигателя №1 упала до 1,33, а двигателя №2 до 1,13. Не понимая характер неисправности, оба пилота снова тщетно передвигают рычаги тяги вперёд. В 08:26:44 КВС приказал выключить автомат тяги. Секундой позже рычаг тяги двигателя №2 снова задвинулся назад и оставался на холостом ходу в течение двух секунд, скорость полёта упала до 233 км/ч. В 08:26:48 второй пилот сказал командиру, что он выключил автомат тяги, а затем снова перевёл рычаг тяги двигателя №2 до упора вперёд. Мощность обоих двигателей в тот момент достигла 1,72. С включенным реверсом тяги этот маневр заставил скорость самолёта уменьшаться ещё быстрее (до 4 км/ч в секунду). В 08:26:55 на вибросигнализаторе штурвала сработало предупреждение о сваливании, угол крена вправо достиг недопустимые 39°, зазвучал сигнал GPWS «DON'T SINK!». В 08:27:02 рейс JJ402 на полной скорости рухнул на густонаселённый район Сан-Паулу и полностью разрушился, разрушив несколько зданий. Погибли все 89 пассажиров и 6 членов экипажа на борту рейса 402 и ещё 4 человека на земле, ещё несколько человек на земле получили ранения различной степени тяжести.
Все 90 пассажиров и 6 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. Три человека погибли на земле.
1999 - Авиалайнер Boeing 767-366ER авиакомпании EgyptAir выполнял плановый межконтинентальный рейс MS990 по маршруту Лос-Анджелес-Нью-Йорк-Каир, но через 33 минуты после вылета из Нью-Йорка рухнул в Атлантический океан в 100 километрах южнее острова Нантакет (США). Погибли все находившиеся на его борту 217 человек - 203 пассажира и 14 членов экипажа.
Рейс EgyptAir-990 вылетел из Нью-Йоркского аэропорта имени Джона Кеннеди в 01:19 EST (06:19 UTC), на его борту находились 14 членов экипажа и 203 пассажира.
В 01:44 самолёт занял эшелон FL330 (10 058 метров). В 01:50 командир Эль-Хабаши вышел в уборную, через 30 секунд сменный второй пилот Аль-Батути прошептал: Таваккальту ’аля-Ллах - "Я полагаюсь на Аллаха"; он произнёс эту фразу 7 раз. Ещё через 3 секунды обороты обоих двигателей были уменьшены до минимума и рули самолёта были отклонены на пикирование.
Несмотря на то, что самолёт пикировал вниз, КВС смог добраться до кабины пилотов. Заняв рабочее место, он спросил второго пилота: "Что происходит? Что происходит?", но тот продолжал повторять: "Я полагаюсь на Аллаха". Командир опять спросил второго пилота: "Что это? Что это? Ты отключил двигатели?", затем он приказал Аль-Батути: "Тяни за мной" и начал набор высоты самолёта, но второй пилот продолжал толкать штурвал от себя. Вскоре оба двигателя отказали и отключились оба бортовых самописца.
В 01:52 EST рейс MS990 рухнул в Атлантический океан в 100 километрах от острова Нантакет. За несколько секунд до того, как лайнер рухнул в воду, у него из-за сильных аэродинамических перегрузок оторвался двигатель №1 (левый). Все 217 человек на его борту погибли.
2000 - Запуск КК "Союз ТМ-31" на МКС; первая длительная экспедиция, Юрий Павлович Гидзенко (2 полёт), Сергей Константинович Крикалёв (5 полёт) и Уильям Макмайкл Шеперд (англ. William McMichael Shepherd) (4 полёт)(США).
2000 – Авиалайнер Boeing 747-412 авиакомпании Singapore Airlines выполнял плановый межконтинентальный рейс SQ006 по маршруту Сингапур-Тайбэй-Лос-Анджелес, но во время из вылета из Тайбэя, который выполнялся ночью в условиях тайфуна, экипаж ошибочно начал взлёт с закрытой на ремонт взлётной полосы и при разгоне по ВПП лайнер врезался в строительную технику, разрушился на две части и загорелся. Из находившихся на его борту 179 человек (159 пассажиров и 20 членов экипажа) погибли 83.
Экипаж получил правильное указание от служб УВД начинать взлёт с ВПП №5L, но КВС ошибся при выруливании, повернув слишком рано и лайнер оказался на закрытой взлётной полосе №5R, не доехав до необходимой ВПП №5L 215 метров. Ввиду неблагоприятных погодных условий - тайфун «Ксангсане», образовавшийся ещё 24 октября, а 31 октября подошедший к Тайбэю - пилоты не смогли разглядеть строительно-ремонтную технику в конце закрытой взлётной полосы: два экскаватора, два виброкатка, один небольшой бульдозер и карьерный погрузчик; также там стояли несколько бетонных ограждений. Службы УВД также не сумели вовремя заметить, что самолёт вырулил не на ту полосу, поскольку аэропорт Чан-Кайши не был оборудован специальными наземными радарами, позволяющими следить за движением самолётов на ВПП и рулёжных дорожках. Спустя 41 секунду после разрешения на взлёт, во время разгона по ВПП, рейс SQ006 на большой скорости врезался в строительно-ремонтную технику, находившуюся в конце ВПП №5R.
Левое крыло врезалось в кран экскаватора и оторвалось, также оторвалась носовая стойка шасси; правое крыло оторвалось после столкновения с карьерным погрузчиком. Из повреждённых топливных баков вытек авиакеросин, который тут же воспламенился. Проскользив несколько сотен метров по полосе, лайнер разрушился на две части и загорелся. На место катастрофы прибыли 41 пожарная машина, 58 автомобилей скорой помощи и 436 спасателей; примерно в 00:00 NST 1 ноября пожар был локализован.
В результате катастрофы лайнер полностью разрушился и сгорел (относительно уцелела только хвостовая часть). Погибли 83 человека - 4 члена экипажа (бортпроводники Суреш, Миаули, Кокхенг и Бунхви) и 79 пассажиров; большая часть погибших находилась в центральной части самолёта (в месте расположения топливных баков, взорвавшихся сразу после столкновения лайнера с экскаватором). Выжили 96 человек - 16 членов экипажа (все три пилота и 13 бортпроводников) и 80 пассажиров; 71 из них получили ранения от механических травм и ожогов.
2003 - Президент РФ В.В.Путин заявил: "Для нашей страны авиастроение должно стать стратегическим направлением".
31 октября 2003 года предприятия Пермского моторостроительного комплекса посетил Президент РФ В.В. Путин.
В сборочном цехе Пермского моторного завода Президент России в сопровождении губернатора Пермской области Юрия Петровича Трутнева и Полномочного представителя Президента в Приволжском федеральном округе Сергей Владиленович Кириенко осмотрел образцы продукции, серийно выпускаемой предприятиями двигателестроения г. Перми.
В ходе совещания, посвященного перспективам развития Пермского моторостроительного комплекса, Президент, подчеркнул что «для нашей страны авиастроение должно стать стратегическим направлением». «Я с большим интересом ознакомился с результатами работы предприятия, - сказал Президент, - за три года увеличение объёмов реализации продукции в три раза - очень хороший показатель. Пермский моторостроительный комплекс показывает, что можно не просто жить, сводить концы с концами, но и развиваться активно».
2012 - Первый полёт китайского малозаметного истребителя, разработанного с использованием технологии "Стелс" "Шэньян" "Цзянь-31" (J-31).
2014 - В 17:12 UTC в 10 км к северу от аэродрома Мохаве (шт. Калфорния, США) при совершении испытательного суборбитального полета потерпел катастрофу ракетоплан VSS "Enterprise" ("SpaceShipTwo"). Погиб летчик-испытатель компании Scaled Composites Michael Alsbury (Майкл Олсбери). Второй пилот выжил, но получил серьезные травмы.
Авиалайнер Airbus A321-231 российской компании «Когалымавиа» (торговая марка «Metrojet») был зафрахтован туристическим оператором «Brisco» и выполнял чартерный рейс 7К-9268 по маршруту Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург, но через 23 минуты после взлёта с экипажем была потеряна радиосвязь, а сам лайнер пропал с радаров. Поисковые группы египетского правительства обнаружили обломки самолёта около города Нехель. Все находившиеся на его борту 224 человека (из них 25 детей и 7 членов экипажа) погибли.
На борту самолёта произошёл взрыв СВУ. Ответственность за теракт в первые дни после катастрофы взяло на себя Синайское подразделение террористической группировки «Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ). Взрыв произошёл в отсеке негабаритного багажа в хвостовой части самолёта.
Свежие комментарии