1883 — Поднялся в воздух первый дирижабль c электродвигателем, построенный братьями Альбертом Тиссандье (1839-1906) и Гастоном Тиссандье (1843-1899) в Отей, пригород Парижа, Франция. В гондоле они разместили динамомашину «Сименс» и 24 бихромат-калиевые аккумуляторные батареи мощностью 1,1 кВт, что позволяло развить скорость, равную примерно 15 км/ч.
Оболочка объёмом 1060 м3 имела длину 28 м и диаметр 9,2 м. Во время первого полёта была достигнута скорость 4 м/с. Пролетел дирижабль совсем немного — энергии не хватило, но начало электрическим движителям дирижаблей было положено.
1890 - В Колумбусе (США) родился Эдуард («Эдди») Вернон Рикенбакер - самый результативный американский ас Первой мировой войны. Он был также профессиональным гонщиком и автомобильным дизайнером, а также специалистом в транспортной авиации, в том числе как глава авиакомпании «Eastern Air Lines» на протяжении многих лет. Умер 23 июля 1973 года в Цюрихе.
1907 - Родилась Полина Денисовна Осипенко — советская лётчица; одна из первых женщин, удостоенных звания Герой Советского Союза(2 ноября 1938 года).
При содействии Климента Ефремовича Ворошилов а поступила в Качинское летное училище, которое закончила в 1933 году.
Служила лётчиком, командиром звена в истребительной авиации. Второй муж (с 1935 года) — однополчанин, лётчик-истребитель Александр Степанович Осипенко (1910—1991), воевавший в Испании.
Летом 1937 года П. Д. Осипенко побила три мировых рекорда высотных полётов с грузом и без нагрузки. В 1938 году она возглавила беспосадочный перелёт Севастополь — Архангельск; её экипаж установил также международный женский рекорд дальности полёта по замкнутой кривой.
24-25 сентября 1938 года Гризодубова, Осипенко и Раскова должны были осуществить беспосадочный перелёт на Дальний Восток, как предполагалось, из Москвы в Комсомольск-на-Амуре на самолёте АНТ-37 «Родина». Однако из-за сложных погодных условий они не смогли найти комсомольский аэродром, а очутились с пустыми баками ближе к побережью Охотского моря. Гризодубова, будучи командиром самолёта, приняла решение о жёсткой посадке в лесу. Расковой был отдан приказ выпрыгивать из самолёта — спустя десять дней её нашли в лесу. Гризодубова и Осипенко остались в самолёте и выжили в аварийной посадке. Несмотря на это, они установили рекорд по дальности перелёта среди женщин протяжённостью 6450 км (по прямой — 5910 км), и каждая из лётчиц была удостоена звания Героя Советского Союза.
За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Полине Денисовне Осипенко присвоено звание Героя Советского Союза. После перелёта Москва — Дальний Восток П. Д. Осипенко — инспектор по технике пилотажа, наставник пилотов-истребителей.
Полина Денисовна Осипенко погибла в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года, отрабатывая полёты «вслепую», во время учебно-тренировочных сборов вместе с начальником главной лётной инспекции ВВС РККА Анатолием Константиновичем Серовым.Прах Серова и Осипенко помещён в урнах в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве...
1910 - Первый перелёт Петербург — Гатчина (64 км за 56 мин, военный лётчик Евгений Владимирович Руднев).
1914 - Первое применение бомбардировочной авиации. Налёт на германские мастерские по производству дирижаблей во Фридрихсхафене с бельгийских аэродромов совершили обычные самолёты, имевшиеся на вооружении английских королевских воздушных сил и оснащенные 20-фунтовыми бомбами. Успех превзошёл все ожидания, правда, в основном благодаря легковоспламеняемой конструкции цеппелинов.
После этого рейда стали создаваться самолёты нового класса — бомбардировщики. В России ещё в октябре 1913 года под руководством Игоря Сикорского был создан четырехмоторный «Илья Муромец». Эти самолёты и совершили во время войны 400 налётов. Потерян был всего лишь один самолёт.
1914 - Авиакрыло ВМС Великобритании под командованием Charles Samson спланировало первый стратегический налёт по целям на территории Германии: два гидросамолёта Sopwith Tabloid должны были атаковать ангары Цеппелинов в Дюссельдорфе; однако на цель вышел только один самолёт лейтенанта Reggie Marix, который уничтожил один из ангаров вместе с находящимся внутри дирижаблем Z.IX.
1925 - Первый самолёт поднялсяся в небо над Якутией.
В этот день над городом Якутском впервые поднялся в небо аэроплан британской конструкции «Сопвич». Первый самолёт Якутии был доставлен на пароходе «Пролетарий» с Ленских приисков, а до этого он совершил первые полёты в Алдане. Вместе с самолётом прибыли ответственный инструктор Сибирского Общества друзей воздушного флота (СибОДВФ) Борис Семенович Масленников, лётчик Пётр Мамонтович Фадеев, бортмеханик Иван Михайлов и секретарь Иркутского губернского ОДВФ Владимир Александрович Брузгулис. Позже Масленников, Фадеев и Михайлов ещё долго продолжали летать в небе Якутии, осваивая новые пространства.
1928 - СССР впервые принял участие зарубежной авиационной выставке (Берлин).
1932 - Состоялся первый полёт пассажирского ХАИ-1 конструкции Иосифа Григорьевича Немана (и студентов Харьковского авиационного института) с двигателем М-22; лётчик-испытатель Борис Николаевич Кудрин. На самолёте впервые в отечественном авиастроении было применено убирающееся шасси. По скорости ХАИ-1 уступал только американскому Lockheed Orion.
1932 - Созданы ВВС Индии. Первая эскадрилья появилась в их составе 1 апреля 1933 года. Они сыграли важную роль в боевых действиях на бирманском фронте в ходе Второй мировой войны. В 1945—1950 годах ВВС Индии носили приставку «королевские». Индийская авиация приняла активное участие в войнах с Пакистаном, а также в ряде более мелких операций и конфликтов.
1933 - Первый полёт истребителя Николая Николаевича Поликарпова И-15 (ЦКБ-3) ; лётчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов.
1939 - Первая воздушная победа RAF во Второй мировой войне: британский Lockheed Hudson сбил немецкую летающую лодку Dornier над Ютландией. Экипаж под командованием флайт-лейтенанта Э.Л. Уормсли из 224-й эскадрильи уничтожил Dornier Do 18D из 2-й эскадрильи 106-й группы базовой авиации Люфтваффе.
1941 - Приказ о формировании женских авиаполков — 586 иап (Евгения Филипповна Прохорова), 587 бап (Марина Михайловна Раскова), 588 нбап (Евдокия Давыдовна Бершанская).
1949 - Погиб лётчик-испытатель III класса Михаил Дмитриевич Гуров — при выполнении испытательного полёта на лёгком многоцелевом Ка-10. Жил в Москве. Похоронен в Москве, на Даниловском кладбище...
1950 - Два истребителя-бомбардировщика F-80C Shooting Star (ВВС США) во время боевого вылета против наземных целей на территории Северной Кореи (в период Корейской войны) отклонились от курса, вторглись в воздушное пространство СССР и в 16.17 по местному времени атаковали военный полевой аэродром Сухая Речка в 165 км от Владивостока. В результате налёта на земле повреждены 8 самолётов P-63 «Кинг Кобра» ВВС СССР, из них один впоследствии был списан. Жертв и пострадавших не было.
США принесли извинения в связи с инцидентом. Командир авиагруппы, самолёты которой совершили налёт, был отстранён от командования и переведён на штабную работу. Лётчики ВВС США были отданы под трибунал.
1953 - Первый автономный пуск УР «воздух-воздух» К-5 (РС-1У) КБ Дмитрия Людвиговича Томашевича; лётчик-испытатель Константин Константинович Коккинаки на истребителе МиГ-17П.
1954 — После двух планирующих полётов Джека Ридли, капитан Артур Уоррен («Кит») Мюррей, ВВС США, сделал первый полёт с ракетным двигателем сверхзвукового самолёта Белл X-1B. Пятью месяцами ранее, Мюррей поднялся на X-1a на 25570 м. Он был первым пилотом, летавшим достаточно высоко, чтобы увидеть кривизну Земли и темное небо в середине дня. В отличие от Х-1А, Х-1В был оснащён датчиками для измерения аэродинамического нагрева и реактивной системой управления в безвоздушном пространстве, где аэродинамические поверхности неэффективны.
1958 - (8-9 октября) Высотный полёт с авиабазы Холломан (США) воздушного шара проекта MANHIGH II. В герметичной гондоле был лейтенант ВВС США М. Клифтон МакКлюр. В течение следующих трёх часов, воздушный шар поднялся на высоту 30129,5 метров.
1965 - В рамках программы "Аполлон" на Базе ВВС США Эдвардс (шт. Калифорния, США) состоялся испытательный полёт экспериментального аппарата LLRV предназначенного для отработки техники посадки на Луну. Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Дж.Уолкер. Аппарат был поднят на высоту 90 м с помощью ТТДУ CF700 фирмы General Electric после чего совершил плавную посадку с помощью тормозных ракетных двигателей.
1971 - В строевой полк прибыли первые серийные Су-17.
1973 - Скончался советский конструктор в области ракетно-космической техники Юрий Александрович Победоносцев. Лауреат Сталинской премии (1941), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1967).
С 1933 года работал в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ). Участвовал в создании гвардейских миномётов Великой Отечественной войны (М8, М13, М31) — «Катюша», внёс большой вклад в теорию горения порохов в камере ракетного двигателя, установив критерий устойчивости горения, известный как «критерий Победоносцева». С 1941 по 1950 год работал в МВТУ, основал совместно с С.П. Королёвым кафедру «Баллистические ракеты», заведовал ею с 1948 по 1950 год. Доктор технических наук (1949), профессор, член-корреспондент Международной академии астронавтики (1968). Автор трудов по внутренней баллистике ракетных двигателей твёрдого топлива и другим направлениям ракетостроения. Скоропостижно скончался 8 октября 1973 года, находясь в Баку на Международной конференции по астронавтике, где должен был выступить с докладом. Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище. В одной ограде с ним похоронен авиаконструктор Вахмистров, Владимир Сергеевич, так как его жена Марина Александровна (в девичестве Победоносцева) являлась родной сестрой Юрия Александровича Победоносцева...
1974 - Дата образования Воскресенского машиностроительного завода «Салют».
1980 - Первый полёт транспортного многоцелевого аертолета Ка-32Т. В грузовой кабине оборудовано 16 мест для пассажиров. Может использоваться в качестве санитарного, аэрофотосъёмочного или для трелёвки леса.
1996 - Катастрофа Ан-124 в Турине.
«Борт 82069» (год выпуска — 1993) принадлежал российской компании «Аякс», а пилотировался аэрофлотовеким экипажем. В рейс АЕТ.-9981 на Бруней самолёт был зафрахтован британской компанией Аманоп: "СопзшНаиопь. Ан-124 летел в Турин порожним. В итальянском аэропорту российский экипаж должен был забрать коммерческий груз. Следующим пунктом посадки у «Руслана» были Шарджа и Бруней. В тот день, заходя на посадку, экипаж знал, что взлётно-посадочную ‘полосу (ВПП) в связи с ремонтными работами передвинули на 1300 метров дальше. На самом деле её сместили значительно меньше — на 950 метров. Погода была гораздо хуже той, которая сообщалась в метеосводке. Туман. Нижний край облачности был всего метрах в 30 от земли, хотя всего за несколько минут до этого аэропорт давал 400. Тяжёлая четырёхдвигательная машина заходила на посадку по приборам. Увидеть посадочную полосу можно было только у самой земли ( в тот момент глиссадный маяк на аэродроме не работал). Командиром был опытный лётчик Александр Тимофеевич Угрюмов. Но в командирском кресле сидел бывший космонавт-испьтатель Алексей Сергеевич Бородай. Бородай, которому по полётному заданию предстояло посадить самолёт в Турине, шёл на посадку с расчётом на перелёт, поскольку хорошо помнил, что точка приземления смещена вперёд по движению на 1300 метров от начала полосы. Так что, едва выбравшись из облаков, Ан-124 прошёл начало ВПП. Угрюмов за долгие годы лётной работы визуально привык начало полосы проходить на высоте втрое меньшей, видеть её под строго определенным углом, Решив, что при таком заходе на посадку может не хватить длины полосы, он дал команду уходить на второй круг. Бородай же считал ситуацию штатной и продолжил заход.Машина была уже меньше, чем в метре от земли, Мощность двигателей — минимальная. Угрюмов двинул ручку газа вперёд — единственно правильное решение профессионального лётчика при попытке уйти на второй крут. Но на Ан-124 система управления двигателями переусложнена и вывод на полный газ требует нескольких операций. Прекрасный лётчик, Угрюмов сразу понял свою ошибку и повторил всю процедуру уже правильно. Но тут засбоила система, и на полную мощность вышел только один двигатель. Затем ещё две попытки дать мощность моторам, но система окончательно вышла из строя. Проходя над полосой, самолёт начал отворачивать вправо, потерял скорость и упал. Угрюмов и летчик сменного экипажа О.Припусков, за минуту до этого вошедший в кабину, погибли. Под развалинами фермы погибла итальянская супружеская чета. Пострадали 13 человек из числа, находившихся на борту. Они были госпитализированы, причём некоторые в довольно сложном состоянии (у троих членов экипажа состояние было «тяжелым», а у одного — «критическое»). Остальные 8 человек благополучно выбрались из салона, не пострадав при столкновении с землей.В этой катастрофе Бородай лишился обеих ног. Он очнулся только через несколько дней в госпитале. Итальянский корреспондент рассказал, что в последний момент он отворачивал вправо от стоявших впереди школы и детского сада. Затем зацепили крылом за какую-то трубу, и самолет упал...
По мнению Бородая, в катастрофе были виноваты и техника, и экипаж. Но главное — это серьёзный конструкторский недостаток в системе управления двигателями, который и привёл к ошибке пилота. Военные лётчики-испытатели отмечали этот недостаток самолёта, но он не был устранён, и машина пошла в серию. В результате того же конструктивного недостатка и опытный лётчик-испытатель ОКБ Антонова допустил аналогичную ошибку и тоже разбил самолёт. К счастью, экипаж остался жив...
2001 - Самолёты McDonnell Douglas MD-87 авиакомпании Scandinavian Airlines System – SAS (SE-DMA) и корпоративного Cessna 525A CitationJet 2 (D-IEVX) готовились к вылету из аэропорта Милан/Линате (Италия) соответственно в Копенгаген (Дания) и Париж/Ле-Бурже (Франция). На борту MD-87 находилось 110 пассажиров и 6 членов экипажа, на борту Cessna – 2 пассажира и 2 пилота.
В условиях тумана и отсутствия должной маркировки на рулежных дорожках экипаж корпоративного самолёта свернул не туда и оказался на ВПП, по которой в это время выполнял взлёт MD-87. Экипажи самолётов находились на разных радиочастотах и не слышали друг друга. Произошло столкновение, в результате которого начался сильный пожар. Все находившиеся на самолётах погибли.
Расследователи выявили множество причин, приведших к происшествию; среди них были названы низкая видимость, интенсивное воздушное движение, нехватка адекватных визуальных указателей номеров рулёжных дорожек, недостаточную квалификацию пилотов корпоративного самолёта, недостатки в сборниках аэронавигационной информации Jeppesen, наличие старой маркировки на РД, нарушение стандартной фразеологии и правил ведения радиосвязи, недостатки в профессиональной подготовке и т. д.
2008 - Экипаж самолёта de Havilland Canada DHC-6 Twin Otter 300 непальской авиакомпании Yeti Airlines (9N-AFE) выполнял рейс по маршруту Катманду – Лукла (Непал). На борту находилось 16 пассажиров и 3 члена экипажа. Аэропорт Лукла считается одним из самых сложных в мире. Взлётно-посадочная полоса длиной 487 м с наклоном в 11,75° расположена на высоте 2860 м. Для посадки может использоваться только ВПП 06. При низкой видимости при выполнении посадки самолёт задел расположенные рядом с ВПП скалы и упал. Погибли все, кроме капитана самолёта.
2012 - В США в 00:35 UTC с площадки SLC-40 Станции ВВС США "Мыс Канаверал" стартовыми расчётами компании SpaceX при поддержке специалистов NASA и боевых расчётов 45-го космического крыла ВВС США осуществлён пуск ракеты-носителя "Falcon-9" v1.0 004 с первым коммерческим грузовым транспортным кораблем "Dragon" (CRS 1, SpaceX Dragon CRS-1). Через час после запуска, в 01:37 UTC, от аппарата отделился "попутчик" - спутник "Orbcomm OG2", который выводится на орбиту по контракту SpaceX с одноименной телекоммуникационной фирмой. Стыковка с МКС 10 октября. Грузовик доставил на МКС 454 килограмма полезного груза. Расстыковка и возвражение на Землю 28 октября 2012 года.
Свежие комментарии