1878 - Родился американский авиаконструктор Гленн Кертис, американский пионер авиации, основатель Curtiss Aeroplane and Motor Company, сегодня часть Curtiss-Wright Corporation.
1901 - Родился конструктор авиадвигателей С.К.Туманский.
Окончил Петроградскую военно-техническую школу автомехаников в 1922 году и ВВИА РККА имени Н.
Е. Жуковского в 1931 году. В 1931 — 1938 годах работал в ЦИАМ.В 1938 году С. К. Туманский выдвигается на руководящую должность — назначается Главным конструктором крупного авиамоторного завода № 29 в Запорожье (главный конструктор авиадвигателя М-88).
С 1941 по февраль 1943 года — начальник моторного отделения ЛИИ.
С 1943 года — в ОКБ А. А. Микулина в качестве заместителя главного конструктора. В 1955 году возглавил это ОКБ, в 1956 году стал генеральным конструктором авиационных двигателей.
Туманский внёс большой вклад в создание высокотемпературных турбин авиационных двигателей, провёл фундаментальные исследования по созданию реактивных двигателей с двухкаскадным компрессором, предложил рекомендации по устранению опасных вибрационных напряжений лопаток компрессоров и турбин. Академик АН СССР (1968).
Умер 9 сентября 1973 года в результате несчастного случая.
1913 - И.И.Сикорский выполнил первый полет на своем поплавковом гидросамолете С-10 "Гидро"
1927 - Чарльз Линдберг приземлился под Парижем, завершив первый беспосадочный полет через Атлантику. Старт был в Нью-Йорке с Рузвельт-Филд (Гарден-Сити, Лонг-Айленд), по парижскому времени в 22.21 20 мая. 21 мая в 22.24 по местному времени "Дух Сент-Луиса", проведя в полёте 33 часа 30 минут, приземлился в Париже.
1929 - Впервые взлетел самолет HM-8. Этот самолет привлек внимание заказчиков своей простотой в сборке. Первоначально сам Французский конструктор Анри Минье занимался постройкой самолетов, а затем в 1931 году опубликовал подробную спецификацию по строительству HM-8. После удачного HM-8 Минье выпускает еще две опытные модели - HM-9 с поворотным крылом и HM-10 со складывающимися крыльями. А впереди его ждет главное событие жизни - разработка так называемой "формулы Минье" и строительство самого известного самолета - "Летающей блохи".
1931 - Автожир КАСКР-II (двигатель с увеличенной до 225 л.с. мощностью), разработанный Н.И. Камовым и Н.К. Скржинским, был показан на смотре авиационной техники руководителям партии. Внешне КАСКР-1 имел сходство с автожиром Cierva C.8L Mk III, имел фюзеляж самолёта У-1 с хвостовым оперением. Было выполнено 90 испытательных полётов с наибольшей продолжительностью 28 мин (лётчик Д.А. Кошиц). В группе КАСКР проходил стажировку и студент Новочеркасского политеха М.Л. Миль. Дальнейшее развитие темы автожиров в СССР воплотилось в моделях ЦАГИ 2-ЭА и ЦАГИ А-4.
1931 - Совершил первый полет пассажирский транспортный самолет Dewoitine D.30. D.30 - транспортный самолет, цельнометаллический высокоплан разработанный французской компанией Dewoitine. Самолет был оборудован одним двигателем Hispano-Suiza 12Nbr мощностью 650 л.с., позволявшем перевозить восемь пассажиров на расстояние до 900 километров.
1937 - Полярная воздушная экспедиция Академии наук СССР достигла Северного полюса и в 11 часов 35 минут высадила дрейфующую научную станцию "Северный полюс - 1"
1938 - Взлетел первый дальний морской разведчик - транспортная лодка "Дорнье" Do.26-V1 (D-АGNT "Зеедлер") с четыремя двигателями Jumo-205С
1939 - Первый полет дальнего бомбардировщика ДБ-3М 2М-87Б (впоследствии ДБ-ЗФ, Ил-4), экипаж В.К. Коккинаки. Еще в 1938 году в ОКБ Ильюшина начали перевод ДБ-3 на новую технологию. В результате трудоемкость машин была снижена до 20 тысяч человеко-часов (меньше, чем у фронтового Пе-2). Конструкция и геометрия планера сильно изменились. И хотя резкого роста летных характеристик не произошло, высокая технологичность новой машины решила все - самолет был принят на вооружение и снабжение ВВС КА и авиации ВМФ СССР под маркой ДБ-3Ф, и было начато развертывание его серийного выпуска. Ил-4 был основным советским дальним бомбардировщиком во время Великой Отечественной войны. Самолет имел обтекаемые формы фюзеляжа, убираемое в полете шасси, гладкую дюралевую обшивку. Ил-4 брал на борт 1 т бомбовой нагрузки. Скорость на высоте 6 км достигала 400 км/ч.
1939 - Совершил первый полет Bu.134 - спортивный самолёт, построенный на фирме Bukker. Внешне несколько отличаясь от более ранних моделей этот самолёт имел ничуть не худшие характеристики и вполне мог использовать как по прямому назначению, так и в роли связного самолёта. Тем не менее, построили всего один образец Bu.134 (D-EQPA), который непродолжительное время использовался в интересах фирмы. Дальнейшего развития этот самолёт не получил, так как большие военные заказы были более приоритетной задачей.
1941 - Родился летчик-испытатель и космонавт А.С.Левченко.
Окончил среднюю школу в Краснокутске (1958), Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков (1964), Школу лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института (ЛИИ) Министерства авиационной промышленности СССР (1971). Капитан запаса.
В 1964—1970 годах служил в Военно-воздушных силах СССР, вначале в районе Липецка, затем в Туркмении. В 1971—1977 годах — лётчик-испытатель ЛИИ, участвовал в испытаниях истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолётов (всего освоил 87 типов и модификаций самолётов), в работах, направленных на расширение ограничений и улучшение характеристик боевых истребителей. Занимался прочностными и аэродинамическими исследованиями, доводкой серийных и модифицированных силовых установок и экспериментального оборудования.
С 1977 года работал в группе специальной подготовки по программе «Буран». Лётчик-испытатель 1-го класса (1979). В 1980 был зачислен в состав отряда космонавтов-исследователей, с 1981 — отряда космонавтов-испытателей. Первоначально планировался на должность командира дублирующего экипажа для первого космического полёта корабля «Буран», совершил несколько полётов на специальном экземпляре «Бурана» для горизонтально-лётных испытаний.
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1986). С февраля 1987 года — заместитель начальника Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей.
21-29 декабря 1987 года участвовал в полёте на станцию «Мир» в качестве космонавта-исследователя на кораблях «Союз ТМ-4» (старт; командир экипажа — Владимир Титов, бортинженер — Муса Манаров) и «Союз ТМ-3» (посадка; командир экипажа — Юрий Романенко, бортинженер — Александр Александров). Продолжительность полёта — 7 суток 21 час 58 минут. Провёл эксперимент по исследованию возможности управления «Бураном» в период острой адаптации к невесомости. За этот полёт ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Сразу же после возвращения на землю провёл ещё один эксперимент, направленный на оценку реакции пилота при управлении «Бураном» после воздействия факторов космического полёта.
Вскоре после полёта тяжело заболел: у него развилась опухоль головного мозга, от которой он скончался 6 августа 1988 года.
1942 - Прототип XP-61, оснащенный двумя звездообразными двигателями Pratt&Whitney R-2800-25 Double Wasp, впервые поднялся в воздух с взлетной полосы аэродрома Northrop Field. Официально первый полет на XP-61 выполнил пять дней спустя, 26 мая 1942 года, летчик-испытатель компании Northrop Вэнс Брис (Vance Breese). После пятнадцатиминутного полета Брис сказал Джеку Нортропу: "... вы создали чертовски прекрасный самолет!"
1942 - в СССР учреждены гвардейские воинские звания и знак «Гвардия»
1944 - Экипаж в составе летчика-испытателя А.Д.Перелета и ведущего инженера Б.Н.Гроздова поднял в воздух СДБ-1 (скоростной дальний бомбардировщик, в основе самолет "103" - первый прототип Ту-2). После госиспытаний 1945 г. в отчете отмечалось, что машина по своим летным данным значительно превосходит однотипные отечественные и зарубежные самолеты, в том числе и «Москито». Был отмечен и ряд дефектов, наиболее серьезным из которых признали недостаточный обзор штурмана. Самолет не был рекомендован в серию, так как уже начинались испытания машины «68» (Ту-10), от которой ждали еще более высоких характеристик.
1949 - Многоцелевой вертолёт Игоря Сикорского S-52 (HO5S) установил мировой рекорд высоты полёта - 6468 м. Накопленный при разработке S-50 опыт Сикорский использовал при создании более "солидного" S-52. Эта машина рассматривалась как многоцелевая двойного назначения. Принадлежащий к классу двухместных "летающих джипов", новый геликоптер предназначался для замены S-47 и S-49 с большой надеждой, что он составит конкуренцию вертолётам Белла и Хиллера. Что и оправдалось.
1955 - Родился летчик-испытатель Н.В.Колпаков.
В 1983 году Колпаков окончил Центра подготовки лётчиков-испытателей в Ахтубинске, после чего год служил лётчиком-испытателем военной приёмки Улан-Удинского авиазавода, участвовал в испытаниях вертолётов «Ми-8» и «Ми-9». В 1984 году Колпаков был переведён лётчиком-испытателем ГК НИИ ВВС, позднее стал там же начальником управления. Осваивал и участвовал в испытаниях практически всех вертолётов, стоявших на вооружении в Советской Армии и Вооружённых Силах Российской Федерации, а также освоил самолёты «Як-52», «Л-39», «Л-410», «Ан-26» и «Як-30». Позднее переведён в 929-й ГЛИЦ в Ахтубинске, где одним из первых испытывал вертолёты «Ка-50» («Чёрная акула»)
1956 - Родился летчик-испытатель И.И.Маликов.
В 1985 году начал карьеру лётчика-испытателя. Проходил учёбу в Центре подготовки лётчиков-испытателей г.Ахтубинска. После окончания учёбы стал сначала лётчиком-испытателем, затем старшим лётчиком-испытателем в ГЛИЦ им. В.П. Чкалова. В 1999 году возглавил Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны имени В. П. Чкалова. С 2002 по 2009 г. — заместитель начальника ГЛИЦ им. В.П. Чкалова.Летчик-испытатель 1-го класса. Налет — более 3000 часов. Освоил 57 типов самолетов. Провел испытания самолетов Су-27М (Су-35), Су-27ИБ (Су-32), Су-37 (Су-47), Су-27 со сброшенным фонарем. Участвовал в перелете на МиГ-29 в Малайзию на авиасалон LIMA-91. Во время посещения авиабазы в Калифорнии летал на самолете F-15.
1956 - США впервые выполнили бомбометание термоядерного боеприпаса с самолета. Первая водородная бомба была сброшена с В-52. Бомба была сброшена на атолл Бикини, Маршалловы острова.
1957 - Состоялся первый полет Е-50/3 конструкции ОКБ А.И.Микояна, В.П.Васин. Это был боевой вариант Е-50 - с установкой двух пушек НР-30, прицела АСП-5Н и СУВ.
1958 - Поднялся в воздух опытный спортивный легкий моноплан PZL-102, позднее названный Kos. PZL-102 Kos - легкий многоцелевой самолет, разработанный польской фирмой WSK PZL Warszawa-Okęcie. Работы над самолетом возглавил инженер Stanisław Lassota, ему помогали инженеры Janusza Drozdowskiego и Ryszarda Orłowskiego. Он имел цельнометаллическую конструкцию и неубирающееся шасси с хвостовым колесом. В закрытой кабине бок о бок располагались два кресла. Самолет был оснащен четырехплоскостным двигателем Narkiewicz WN-1 мощностью 65 л.с.
1958 - На аэродроме в Villacoublay состоялся первый полет самолета укороченного взлета и посадки Breguet Br.940 Integral. Он был оборудован четырьмя турбовинтовыми двигателями Turbomeca Turmo IID мощностью 400 л.с. , установленными в гондолах далеко впереди передней кромки крыла так, что спутная струя от их винтов обдувала без отрыва все крыло и выпущенные двухщелевые закрылки, установленные по его размаху. Так как вся задняя кромка крыла оказалась занятой закрылками и места для элеронов не осталось, для поперечного управления самолетом использовались интерцепторы, установленные по четыре на верхней поверхности каждой консоли крыла.
1969 - Экипаж ОКБ О.К.Антонова в составе командира Ю.Н.Кетова, второго летчика В.А.Богданова, штурмана С.П.Кравченко, бортрадиста М.А.Тупчиенко, бортинженера П.Д.Игнатиенко и инженера-экспериментатора В.П.Лыновского впервые поднял Ан-26 в воздух.
1969 - Совершил первый полет серийный истребитель МиГ-23С (23-21, 23-11С, изд.22) - первая серийная модификация фронтового истребителя МиГ-23. Его выпуск развернули на Московском машиностроительном заводе (ММЗ) "Знамя труда" (в настоящее время - МАПО). Увы, доводка важнейшего элемента оборудования самолета - РЛС РП-23 "Сапфир-23" - затянулась, и поставляемые в войска машины пришлось оснащать станциями РП-22, которые использовались и на модернизированных МиГ-21. По аналогичной причине отсутствовал на первой серийной модификации МиГ-23 и теплопеленгатор ТП-23. На истребителе устанавливался автоматический коллиматорный прицел АСП-ПФД с индикацией на лобовом стекле, на который, в частности, выводилась информация о воздушной цели, поступающая от бортовой РЛС и предварительно обработанная аналоговым вычислителем. МиГ-23С получил автоматизированную систему управления САУ-23А, связанную с системой регистрации параметров полета САРПП-12Г. Наведение на воздушные цели по командам автоматизированной системы управления "Воздух" осуществлялось посредством аппаратуры "Лазурь-С" (самолет мог наводиться с земли автоматически через автопилот или посредством директорных символов, проецируемых на стекло прицела). Из-за отсутствия штатного радиоприцела вооружение первых серийных МиГ-23 было ограничено четырьмя ракетами малой дальности Р-3Р, Р-3С или Р-13М. Для поражения наземных целей самолет мог брать две управляемые по лучу РЛС ракеты Х-66 или радиокомандные УР Х-23, наводимые при помощи станции "Дельта", бомбы калибром 50-500 кг, а также блоки НАР С-5 или С-24. На подфюзеляжном узле подвески мог размещаться ПТБ емкостью 800 л, за характерные очертания прозванный "банан". Для поражения целей на дальности "кинжального огня" под фюзеляжем установили двуствольную 23-мм пушку ГШ-23Л, уникальное по своим весогабаритным характеристикам оружие, при собственной массе всего 51 кг посылающее 200-граммовые снаряды с начальной скоростью 700 м/с и обладавшее скорострельностью 3200 выстр/мин.
1971 - Конструкция адаптивного крыла была защищена авторским свидетельством коллектива специалистов ЭМЗ и ЦАГИ, среди которых фамилии В. М. Мясищева, В. Н. Арнольдова, А. А. Брука, Ю. А. Горелова, Я. М. Серебрийского, С. Г. Смирнова, А. Д. Тохунца и другие. За рубежом сведения о разработке крыла с изменяемой геометрией профиля, названного адаптивным, появились гораздо позже. В процессе создания самолета коллектив помимо крылового профиля разработал крыло с изменяемой в полете формой профиля и площадью, получив на него авторское свидетельство с приоритетом от 21 мая 1971 года.
1973 - Катастрофа самолета Ту-22К, КК командир отряда м-р Шелковский Г.М.
Метеоусловия: облачность 3 балла, высота нижней границы облаков 1500 м, видимость 10 км. Экипаж выполнял тренировочный полет днем в строю девятки (девятка в правом пеленге отрядов, отряды в правом пеленге самолетов) на предельно малой высоте в районе аэродрома. М-р Шелковский Г.М. выполнял задание вторым ведомым в замыкающем отряде девятки. После выполнения разворота на третий заход на прямой в 50км от аэродрома майор Шелковский Г.М. отстал от ведущего своего отряда на 1,5 – 2 км, увеличив скорость догона и пристраивания проскочил строй и вышел на 50 – 70 м вперед ведущего отряда м-ра Перушева В.В.
Понимая, что находится в непосредственной близости от самолетов отряда и опасаясь столкновения с ними, Шелковский начал отворот вправо с креном до 30°. В этот момент оператор РТСС крикнул: «Выше, командир!». Произошло столкновение с самолетом ведущего, после чего самолеты разошлись, а м-р Шелковский, не проверив управления самолетом, не убедившись в возможности дальнейшего полета и не подавая никаких команд, в спешке катапультировался и благополучно приземлился.
Через 21 сек. на высоте 130 – 140 м катапультировался оператор РТСС, который погиб от удара о землю из-за недостатка высоты для раскрытия парашюта. Покинутый самолет с углом 3 – 4° продолжал снижаться и при ударе о землю разрушился и сгорел. При этом погиб штурман.
Ведущий отряда м-р Перушев после столкновения, убедившись в управляемости своего самолета, с разрешения РП увеличил высоту до 900 м. Заход и посадку на поврежденном самолете произвел с убранными закрылками, проявив при этом высокое летное мастерство.
В результате столкновения в воздухе на самолете была разрушена правая половина стабилизатора с 5-й по 15-ю нервюру, сбит аэродинамический нож на правой плоскости и имелись другие повреждения.
Причины:
1. Столкновение самолетов произошло в результате грубых нарушений в организации полетов в полку.
2. Майор Шелковский Г.М. был выпущен в полет не подготовленным к полетам строем вторым ведомым в правом пеленге отряда на предельно малой высоте.
3. Катастрофа произошла в результате поспешных, панических действий командира корабля майора Шелковского Г.М., покинувшего управляемый самолет.
1982 - Ракета аргентинского ПЗРК "Блоупайп" поразила "Харриер" л-та Джеффри Гловера. Летчик катапультировался и приводнился вблизи берега, контролируемого аргентинцами. Те выловили Гловера из воды, и он оказался единственным пленным из состава экспедиционных сил.
1986 - Запуск первого модифицированного корабля "Cоюз" ("Союз-ТМ") - в беспилотном варианте.
1990 - Катастрофа самолёта Ту-22М3, аэродром Октябрьское, КК к-н Захаревич Ю.И. НПМУ. Экипаж выполнял полет в зону по программе подготовки помощника командира корабля. При отходе от аэродрома в зону на 7мин полета на Д=35км от аэродрома и на Н=3300м, в режиме горизонтального полета, экипаж услышал хлопок с толчком сзади в районе правого двигателя с последующим срабатыванием сигнализации о пожаре в левой и правой мотогондоле и ухудшении управляемости самолетом.
КК выключил правый двигатель, применил систему пожаротушения, доложил РП. Из-за потери управляемости принял решение на катапультирование. РП дал команду на катапультирование, после чего экипаж катапультировался.
Три члена экипажа невредимы. Штурман экипажа погиб из-за повреждения парашютной системы осколками разрушающегося самолета. Самолет взорвался в воздухе, обломки упали в районе н.п.Зуя.
Причиной ЛП явилось нелокализованное усталостное разрушение в полете переднего рефлектора первой ступени турбины правого двигателя НК-25, что привело к возникновению пожара, выводу из строя управления самолетом, разрушение планера и его систем.
1992 - Учрежден научно-производственный концерн "Штурмовики Сухого" из 47 предприятий
1994 - Авианосец "Адмирал Кузнецов" вышел в море с авиационной группой (Су-33, Су-25УТГ и др.) на борту
Свежие комментарии