На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Шагнуть через поколение: как европейцы истребитель FCAS проектировали

Главной новинкой парижского авиационного салона Ле-Бурже 2019 стал полноразмерный макет франко-германского истребителя FCAS. Откуда он взялся, справедливо ли метит в шестое поколение и почему ситуация вокруг него вызывает дежавю? 

Долгое отставание

В то время как в СССР и США в 80-е годы активно шла разработка самолётов так называемого пятого поколения, европейский авиапром впервые в истории серьёзно отставал.

Уже существующие машины во всём проигрывали F-15 и F-16, Су-27 и МиГ-29.
Французы долго и проблемно доводили свой «Рафаль», который никак не хотел летать как надо. Немцы и британцы потихоньку пилили единый «Еврофайтер Тайфун». Столь затяжные программы объяснялись просто — европейцы собирались перепрыгнуть ступеньку и сразу начать строить самолёты поколения «четыре с плюсом», что позволило бы обойти советских и американских конкурентов. Проектирование следующего, пятого поколения самолётов, или не велось, или осуществлялось в фоновом режиме.


В конце 80-х немцы разрабатывали ударный «стелс», аналог F-117, но далеко эти работы не зашли

Развал СССР и сокращение финансирования не прибавили живости обеим европейским программам. «Рафаль» пропихнули в серию только в 2001 году, «Еврофайтер» домучали лишь в 2003. 
Несмотря на то, что оба самолёта получились на голову выше раннего четвёртого поколения, хитрый план европейцев превзойти конкурентов полностью провалился. К тому моменту, как и «Рафаль», и «Еврофайтер» довели до ума, на рынке вооружений уже давно продавали российские и американские самолёты поколений «четыре плюс» и даже четыре с двумя плюсами. Вместо захвата рынка, как представлялось в мечтах в восьмидесятые, пришлось участвовать в честной конкуренции и зачастую проигрывать. В итоге ни денег, ни возможности заниматься пятым поколением у Европы просто не было.


В нулевых в Dassault показали, как мог бы выглядеть «стелс» вариант «Рафаль». Дальше идеи этот проект не ушёл

Пилотируемый или нет? Шли годы. Британцы с их корпорацией «BAE Системс», прорвавшейся на американский рынок и к американским технологиям, помахали материковым неудачникам рукой и начали работу над своим пятым поколением. Наши же главные герои — Франция и Германия — о пятом поколении пока и не думали. Немцы на фоне жутких сокращений бюджетов пытались хоть как-то продолжать закупки «Еврофайтер». Французы вообще заявили, что смысла в новом поколении пилотируемых самолётов нет. Будущее за дронами, за обычной авиацией остаётся лишь роль командира. А командовать из-за спин бездушных машин можно и на самолёте предыдущего поколения. Потому все силы корпорация «Дассо» бросила на программу nEUROn — перспективного ударного БПЛА. На его основе в будущем собирались разработать и беспилотный истребитель.


БПЛА nEUROn и «Рафаль»

Ситуация начала меняется в 2012 году. Немцы наконец закупили большую часть из планируемых «Тайфунов» и начали задумываться о будущем. На повестке дня стоял вопрос о замене истребителей-бомбардировщиков «Торнадо IDS». Первый вариант — закупать ещё «Еврофайтер» отбросили сразу. Одноместный «Тайфун» хоть и мог выполнять ударные задачи, но заточен под это не был. Немцам хотелось двухместный самолёт: второй пилот мог куда эффективнее управлять вооружением, и, что не менее важно, дронами. Для ударных миссий неплохо было бы обзавестись и модным «стелс», чтобы ПВО врага было сложнее работать. Со всеми этими требованиями немцы обратились к главному европейскому самолётостроительному гиганту «Эйрбас». Так стартовала программа NGWS (Next Gen Weapon System).

«Эйрбас» NGWS

Тем временем французы неожиданно заметили, что не они одни работают над перспективным беспилотниками. По ту сторону пролива в рамках программы SUAV (E) (Strategic Unmanned Air Vehicles (Experiment)) островитяне работали над очень похожим беспилотником под названием «Таранис». Вместе работать легче, решили французы, и в 2012 году было объявлено о сотрудничестве французском «Дассо» и британской «BAE Системс». Они должны были делиться наработками для своих nEUROn и «Таранис» и вместе разрабатывать следующее поколение БПЛА, ничем не уступающее пилотируемым машинам. Именно эта программа и получила название FCAS.


БПЛА SUAV (E) BAE «Таранис»

Важным отличием подхода французов и англичан было отношение к пилотируемым самолётам. Французы думали, что поколения четыре плюс для управления группами БПЛА вполне хватит. Британцы считали необходимым иметь к «стелс»-дронам и крутой пилотируемый «стелс»-самолёт. В «Дассо» желаниям британцев сопротивляться не стали. К тому моменту своим пятым поколением обзавелись в России и Китае. Шли разговоры в Японии, Корее и даже Турции.


Макет БПЛА, разрабатываемого в рамках программы FCAS (справа), рядом с макетом БПЛА Taranis (фото: Andrzej Hładij)

Но была у европейцев своя фишка. Поскольку планировалась закупка F-35, самолёт пятого поколения у британцев уже был. Оттого все перспективные самолётные программы ещё с конца 90-х гордо назывались поколением шестым.

Что это такое, никто не знал, потому прокатывало.

Шестым поколением назвали и самолёт, разрабатываемый в рамках FCAS. Так сами европейцы решили повторить свой трюк из 80-х: пока весь мир разрабатывает поколение пятое, обойти их и захватить рынок с поколением шестым.


Возможный внешний вид пилотируемого самолёта, разрабатываемого по программе FCAS во время англо-французского сотрудничества

Новые союзы

В то время как французы и англичане мечтали о шестом поколении, дела у немцев шли не очень хорошо. К 2014 году стало ясно: в одиночку перспективный самолёт Германия не потянет. Продолжая потихоньку финансировать работы над NGWS, немцы стали искать и другие варианты. Разумеется, первыми образовались ушлые американцы с их F-35. «Лучший ударный самолёт в мире» предложили и немцам. На все возражения, что F-35 совсем не двухместный, да и несёт вооружения не так много, как хочется военным, парни с далёкого континента лишь подбрасывали деньги лоббистам — и вопрос о закупке «Лайтнинг II» поднимался снова. Бедных немцев довели до того, что глава немецких ВВС пообещал уволить любого, кто при нём ещё раз заговорит о F-35. Но главной проблемы это не решало. Вариант закупить модернизированные «Еврофайтер» тоже отбросили. «Тайфун» — хоть и современный самолёт, но хотелось что-то покруче. Оставалась последняя опция — старое доброе общеевропейское сотрудничество.

F-35 в немецкой ливрееF-35 в немецкой ливрее (фото: Lockheed Martin)

В 2016 году начались переговоры с французами об участии немцев и «Эйрбас» в FCAS. Хоть франко-британская программа была нацелена на создание замены для «Рафаль» и «Еврофайтер Тайфун», немцы решили участие принять и просто создать на основе базового самолёта двухместный вариант под свои задачи. Да и замена «Тайфун» в будущем вполне бы пригодилась. В итоге всё шло к совместной работе над единым будущим истребителем Европы. Но тут случился Брекзит. Британцы, расплевавшись с ЕС, заявили, что хотят полной автономности всех своих оборонных программ. И, если в танкостроении или стрелковке без тех же немцев обойтись было никак, в авиастроении благодаря «BAE Системс» достигнуть независимости было куда проще.

BAE Темпест
BAE «Темпест» (фото: BAE)

Два пути

В 2017 году участие Британии в программе FCAS приостановили. А уже в 2018 британцы гордо заявили, что создают собственный конгломерат для разработки перспективного истребителя и дронов к нему — «Тим Темпест», состоящий из компаний, подконтрольных BAE, и примкнувшей к ним итальянской корпорации «Леонардо S.p.A.» Как понятно из названия, строить они должны были самолёт «Темпест», макет которого показали в том же 2018 году. На основе истребителя в перспективе планируют разработать и новый беспилотник, что и позволит британцам продолжать классифицировать их проект как самолёт шестого поколения — из-за наличия опциональной пилотируемости.

Британский перспективный истребитель в сопровождении дронов (фото: BAE)

За новым немецко-французским союзом осталось старое название FCAS. Сам самолёт получил название NGF (New Generation Fighter), будущий беспилотник к нему назвали RC (Remote Carrier).

Интересно, что ещё почти год французы и немцы под видом NGF показывали совсем разные самолёты.

Это подтверждало слухи о том, что «Дассо» и «Эйрбас» продолжают вести разработку своих вариантов, пока идёт согласование о совместных требованиях к новому истребителю и вкладе в него. Французская машина выглядела посовременнее: бесхвостка, без вертикальных килей, со сложной системой управления вектором тяги. Немецкий вариант смотрелся попроще. И кили на месте, и общие обводы не такие зализанные — ближе к уже существующим «стелс» самолётам.

NGF от ДассоNGF от «Дассо»

NGF от Эйрбас
NGF от «Эйрбас»

Наконец, на Ле-Бурже 2019 представили макет якобы единого варианта NGF. Его внешний вид стал неожиданностью для многих. Схема бесхвостки осталась в прошлом, появились наклонные цельноповоротные кили по типу использованных на F-23. Необычным оказалось и крыло — в то время как для пятого поколения во всём мире типично крыло трапециевидной формы, у NGF мы видим уже почти забытое стреловидное крыло с трапециевидным центропланом. Несмотря на то, что самолёт больше не опционально пилотируемый, да и по немногим известным характеристикам он не превосходит F-22 или Су-57, — NGF продолжают гордо именовать шестым поколением.


«Дассо Эйрбас» NGF, многие называют его FCAS, что не совсем верно


Разрабатываемый в рамках программы FCAS беспилотник

RC В итоге на 2019 год ситуация с европейскими истребителями очень напоминает то, что мы видели в начале 80-х. Одновременно разрабатываются два очень похожих самолёта — просто в этот раз совместно работают французы с немцами, а британцы отдельно. Несмотря на гордое звание «шестого поколения» и «Темпест», и NGF не сильно превосходят свои аналоги в других странах. И даже сроки первого полёта у них одинаковые — примерно 30-е годы.


Многие находят новый NGF очень похожим на более старый британский проект ВАЕ «Реплика». Это уже вызывало ряд обвинений в воровстве идей от авиалюбителей туманного Альбиона

Построят ли европейцы эти самолёты, сказать трудно. Вполне может случиться так, что они снова вернутся к идее стаек продвинутых беспилотников под командованием более старых пилотируемых машин. Куда интереснее выглядят азиатские проекты из Японии, Южной Кореи и Турции. Шанс на реализацию у них как бы не больше, чем у старушки Европы, которая мечтает показать, что ей по зубам передовое авиастроение.

Юрий Кужелев



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх