1902 - Родился Павел Яковлевич Федрови — советский лётчик-испытатель 1 класса (28.12.1940), генерал-майор (1943).
1908 - Родился Лев Вениаминович Люльев — советский учёный в области точной механики, главный конструктор Свердловского машиностроительного конструкторского бюро (СМКБ) «Новатор» (ныне входит в Концерн ВКО «Алмаз-Антей») Свердловской области. Дважды Герой Социалистического Труда (28 июля 1966 года , 3 сентября 1985 года), лауреат Ленинской премии(1967) и Государственной премии СССР (1977). В 1927 году поступил на механический факультет Киевского политехнического института, где получил специальность инженера.В 1931 году окончил Киевский политехнический институт.В 1931 году — конструктор в Украинском НИИ сельхозмашиностроения. Написал заявление о переводе на объекты стратегического назначения и позже был вызван в распоряжение Всесоюзного оружейно-арсенального объединения.В 1933 году — сменный инженер, начальник бюро рационализации, инженер-конструктор Мотовилихинского артиллерийского завода № 172 в Перми.В 1934 году перешёл в секцию артиллерийских конструкций отдела главного конструктора Завода № 8 им. М.И. Калинина в Подлипки, Московская область. Участвовал в разработке и постановке на производство разных артиллерийских орудий и систем, в том первого отечественного автоматического построительного прицела с выработкой вертикальных и боковых упреждений.В 1941 году был с заводом эвакуирован в Свердловск и назначен заместителем главного конструктора завода № 8 (Машиностроительный завод им. М.И. Калинина).В 1944 году модернизировал 85-мм зенитную пушку образца 1939 года, которая под индексом КС-1 была принята 2 июля 1945 года на вооружение.Во время Великой Отечественной войны был отмечен правительственными наградами:Орден Трудового Красного Знамени (12.05.1941) за выдающиеся заслуги в области вооружения РККА и ВМФ, за создание и освоение новых образцов вооружения;Орден Красной Звезды (05.06.1942) за образцовое выполнение заданий по производству и освоению новых видов вооружения;Орден «Знак Почета» (09.08.1944) за образцовое выполнение заданий правительства в области освоения новых видов вооружения;Орден Ленина (09.07.1945) за успешное выполнение заданий ГКО по выпуску артиллерийского вооружения для РККА.С 25 июня 1945 года — главный конструктор завода № 8.В декабре 1947 года отдел главного конструктора завода № 8 был реорганизован в ОКБ по проектированию крупнокалиберной зенитной артиллерии (ОКБ-8).В 1945−1957 годах под руководством Люльева были разработаны, прошли испытания и были приняты на вооружение образцы зенитных артиллерийских пушек: 76-мм автоматическая пушка «КС-6», 85-мм пушка «КС-18», 100-мм пушка «КС-19», 85-мм самоходная пушка «КС-26», 130-мм пушка «КС-30», 100-мм гладкоствольная автоматическая пушка «КС-36», 152-мм пушка «КС-52» и т. д.В 1948 году — лауреат Сталинской премии первой степени.В 1957 году предприятие Люльева занялось разработкой зенитных ракет. Уже в том же году была спроектирована самая мощная в мире зенитная пушка «КН-52».В феврале 1958 года предприятие Люльева разрабатывало зенитное ракетное вооружение.В 1964 году предприятие Люльева занималось созданием крылатых ракет и ракето-торпед для комплексов ВМФ.Люльев возглавлял разработки зенитных управляемых ракет и комплексов, ракет-мишеней, противоракет, ракет для мобильных комплексов, ракет для надводных кораблей и подводных лодок, ракето-торпед для военно-морских силы (в скобках - год принятия на вооружение):зенитные управляемые ракеты «3М8» (1965), зенитные управляемые ракеты «3М8М», зенитные управляемые ракеты «3М8М1» (1967), зенитные управляемые ракеты «3М8М2» («1971»), зенитные управляемые ракеты «9М38» для зенитного ракетного комплекса «Бук», зенитные управляемые ракеты «9М38М1», зенитные управляемые ракеты «9М38М2», зенитные управляемые ракеты «9М82» (1988) и «9М83» (1983) для зенитно-ракетного комплекса «С-300В», зенитные управляемые ракеты «9М82М» и «9М83М» для зенитно-ракетного комплекса «Антей 2500», зенитные управляемые ракеты «Урал», зенитные управляемые ракеты «М-31» («КС-42», 1961), зенитные управляемые ракеты «КС-168», зенитные управляемые ракеты «КС-172», зенитные управляемые ракеты «3М54» «Бирюза», зенитные управляемые ракеты «В-755»;противоракеты 3М10 (проект, конец 1950), «5Я26» (проект, 1963) для «С-225», «51Т6» (опытная, «1980»), «53Т6М» («ПРС-1М», опытная, «1990»), «53Т6» («ПРС-1») для «А-135» (1995), «ПРС-1М», «45Т6»;корабельный противолодочный ракетный комплекс «Вьюга» (1960), комплекс РПК-2 «Вьюга» («81Р», 1969), КПРК РПК-6 «Водопад» («86Р», 1981), КПРК РПК-7 «Ветер» («100РУ», 1984);ракеты-мишени «Вираж» и «Вираж-М» на базе зенитных управляемых ракет «3М8» и «3М8М», «Мираж»;морские ракеты «81Р» (1969), 3М10 «Гранит» («КС-122», 1984), 3М14 «Калибр» («3К14»), «Альфа» (опытная), «РК-55»;противолодочная ракета «УР-91Р»;ракета для подводных лодок «3М14».В 1964 году был освоен выпуск самоходной пусковой установки ЗРК «Круг».В 1966 году — доктор технических наук. В 1967 году предприятие Люльева было переименовано в Свердловское машиностроительное конструкторское бюро «Новатор» Министерства авиационной промышленности СССР.В первой половине 1980-х годов был освоен выпуск зенитно-ракетной системы «С-300В». Умер 1 ноября 1985 года в Москве. Похоронен в Свердловске на Широкореченском кладбище...
1909 - Родился Владимир Павлович Бармин — советский учёный, конструктор реактивных пусковых установок, ракетно-космических и боевых стартовых комплексов. Один из основоположников советской космонавтики. Академик АН СССР (с 1966 года, с 1991 года — академик РАН), Герой Социалистического Труда (1956). Лауреат Ленинской премии(1957) и четырёхкратный лауреат Государственной премии СССР (1943, 1967, 1977, 1985). Работал инженером, занимался разработкой компрессоров и холодильных установок. В 1936 году посещал США. С конца 1940 — главный конструктор завода «Компрессор», который через несколько дней после начала Великой Отечественной войны был переориентирован на производство реактивных снарядов и пусковых установок БМ-8, БМ-13 («Катюши»). 13 мая 1946 года выходит Постановление СМ СССР № 1017-419сс «Вопросы реактивного вооружения», В. П. Бармин в тексте Постановления прямо не упомянут, но в соответствии с этим документом перед ним поставлены новые задачи. После войны возглавил ГСКБ «Спецмаш» — предприятие по созданию стартового, подъемно-транспортного, заправочного и вспомогательного наземного оборудования ракетных комплексов, и вошел в Совет главных конструкторов, созданный С. П. Королёвым для координации работ по созданию ракетной техники. С 1947 года под руководством Бармина были разработаны стартовые комплексы для многих ракет конструкции Королёва: Р-1, Р-2, Р-11, Р-5, Р-5М — первой стратегической ракеты с ядерным боезарядом Р-5М. В 1957 году завершены работы над стартовым комплексом первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которая вывела на орбиту Земли первый искусственный спутник Земли и первого космонавта Юрия Гагарина.
В ГСКБ «Спецмаш» при участии Бармина созданы шахтные комплексы для боевых ракет Р-12, Р-14, Р-9А, УР-100. Под его руководством были разработаны и созданы стартовые комплексы для ракет-носителей «Протон» и многоразовой ракетно-космической системы «Энергия-Буран». Основатель и первый заведующий кафедрой «Стартовые ракетные комплексы» МГТУ имени Н. Э. Баумана.Руководил конструкторским бюро по разработке стартовых комплексов (Главный конструктор).Бармин руководил созданием автоматических грунтозаборных устройств для исследования Луны и Венеры. С помощью одного из них была взята проба лунного грунта с глубины около 2,5 метра и обеспечена доставка его на Землю. С помощью другого был осуществлен забор образцов грунта в трёх точках поверхности Венеры, получена и передана по радиоканалу на Землю научная информация о его химическом составе.КБ Бармина разработало оставшийся неосуществлённым первый в мире детальный проект лунной базы «Звезда», шуточно прозванной сотрудниками «Барминградом». Умер в 1993 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве...
1918 - Родился Марсель Лефевр (фр. Marcel Lefevre) — Герой Советского Союза посмертно (4 июня 1945 года), командир 3-й эскадрильи («Шербур») авиационного полка Национального комитета «Сражающаяся Франция» — «Нормандия» 303-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, старший лейтенант.Марсель Лефевр был тяжело ранен в воздушном бою, но сумел дотянуть до своего аэродрома и посадить самолёт. В это время произошёл взрыв и начался пожар, самостоятельно выбраться из кабины Лефевр не смог. Вытащить лётчика из машины удалось только после того, как разорвался последний снаряд и пламя начало проникать в кабину.Его доставили в госпиталь в Москву, где советские военные врачи сделали всё возможное, чтобы спасти жизнь мужественному французскому лётчику. Но, несмотря на все усилия медиков, Марсель Лефевр от полученных ожогов скончался 5 июня 1944 года.Был похоронен в Москве на Введенском кладбище. В феврале 1953 года прах Героя перезахоронен на его родине, во Франции...
1920 - Сократ Александрович Монастырёв,командир боевого авиационного звена особого назначения при штабе XI армии,за несколько дней до вступления в Баку передовых частей XI армии, доставил в город члена РВС Сергея Мироновича Кирова, совершив перелёт через пустыню по маршруту Астрахань - Святой крест - Пятигорск - Грозный - Петровск (Махачкала) - Дербент - Баку (по 27 апреля).
1921 - Умер Николай Егорович Жуковский — русский учёный-механик, основоположник гидро- и аэродинамики. Картина Т. Е. Иванова «Начало» с изображением Н. Е. Жуковского со своими учениками (слева направо) — Б. С. Стечкин, А. А. Архангельский, А. Н. Туполев, Н. Е. Жуковский, Б. Н. Юрьев, Н. Р. Лобанов, Б. И. Россинский на Ходынском поле в 1911 году при испытании самолёта ИТУ Заслуженный профессор Московского университета (1911), почётный член Московского университета (1916), заслуженный профессор Императорского Московского технического училища (с 1918 г. — Московского высшего технического училища); член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду математических наук (1894). В последние годы жизни тяжело болел, перенёс два инсульта, воспаление лёгких, брюшной тиф. Тяжёло переживал кончину любимой дочери Лены от туберкулёза в 1920 году. Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве...
1923 - Основан "Добролёт". Состоялось первое организационное собрание учредителей общества "Добролёт". В уставе общества указывалось, что общество учреждается “для развития Гражданского воздушного флота в пределах СССР путём организации воздушных линий и перевозки пассажиров, почты и грузов, производства аэрофотосъёмок и иных отраслей применения на основе отечественной авиапромышленности”. В случае войны “Добролёт” передавал все свое имущество в распоряжение правительства.
1933 - Сформирована сводная агитационная эскадрилья им. М.Горького, командир - журналист Михаил Ефимович Кольцов.
1936 - Испытатель Кэмпбелл-Оурд впервые поднял прототип A.W.38 английского бомбардировщика Armstrong Whitworth Whitley в воздух. Первый A.W.38 изготовили на новом заводе в Бэгинтоне. Испытания шли довольно успешно. Бомбардировщик оказался устойчив, прост и послушен в пилотировании, надёжен. Он не создавал существенных проблем ни для лётчиков, ни для наземного состава. По своим лётным данным A.W.38 существенно превосходил и "Хейфорд", и "Хендон", особенно по скорости и дальности полёта. Приход Гитлера к власти и последующее создание "Люфтваффе" вызвали бурный рост английской военной авиации. Простой, надёжный и технологичный A.W.38 стал массовой машиной для подготовки экипажей дальних бомбардировщиков. Поэтому,после устранения его наиболее явных дефектов,он пошёл в серию.
1937 - Состоялся первый полёт прототипа французского лёгкого бомбардировщика GL-521 - высокоплана с крылом типа парасоль, оснащённого двигателем Gnome & Rhone 9Kfr мощностью 750 л.с. Вооружение самолёта состояло из двух передних 7.5-мм пулемётов Darne и лёгкой бомбы (весом до 225 кг) на узле подвески под фюзеляжем. Уже в начале испытаний стало ясно, что лётные характеристики и вооружение самолёта не идут ни в какое сравнение с зарубежными аналогами и после нескольких испытательных полётов самолёт разобрали.
1942 - В Мурманске состоялось торжественное вручение английских орденов советским лётчикам Александру Андреевичу Коваленко, Алексею Никитовичу Кухаренко, Борису Феоктистовичу Сафонову и Ивану Константиновичу Туманову за храбрость и высокое мастерство в воздушных боях с противником. Четыре наших лётчика награждены Высшим авиационным орденом Великобритании - Большой серебряный крест "Ди-Эф-Си". Награды вручал в торжественной обстановке прибывший в Заполярье глава британской миссии в СССР генерал-лейтенант Макфарлан.
1944 - Начато проектирование нового турбореактивного двигателя фирмы «Роллс-Ройс» RB-40.
1945 - 331 американский бомбардировщик "Летающая крепость" совершают налёт на японский город Кобе. Сбрасывается 2 500 тонн зажигательных бомб. Бомбардировщики В-29 выжгли 8 квадратных километров городских кварталов.
1945 - Немецкая ракетная часть SS О. 500 расположенная в Нидерландах начала обстрел ракетами "A-4"/SS-1/Scunner/ (Фау-2) Ремагенского моста, захваченного союзниками. По мосту было пущено 11 ракет, самое близкое попадание к мосту составило 300 метров, в результате попадания в здание около моста было убито 3 и ранено 15 американских солдат. От сотрясения, вызванными ракетными бомбардировками, сильно повреждённый до этого мост все-таки рухнул. Единственны известный случай, в истории применения ракеты "А-4" по точечному объекту.
1947 - Первый полёт самолёта Норт Америкен В-45 «Торнадо».
1950 - Погиб Иван Тимофеевич Иващенко — советский лётчик-испытатель, подполковник, Герой Советского Союза (1948). Первым в СССР достиг скорости звука в полёте на серийном самолёте МиГ-17. Погиб в очередном испытательном полёте на этом самолёте.
Набрав 11000 м, он выполнил намеченную программу - и, не обнаружив в поведении машины ничего нового, снизился до 5000 м. Неожиданно самолёт вошёл в крутое пикирование. Несмотря на весь свой опыт, лётчик не смог справиться с ситуацией и даже не успел передать по радио ни слова. МиГ врезался в землю с огромной скоростью. Пилот погиб, а от машины остались лишь мелкие обломки.
Чтобы разобраться в причинах случившегося, требовалось продолжить лётные эксперименты. Ещё до гибели И.Т.Иващенко Артём Иванович Микоян пригласил в ОКБ военного лётчика-испытателя Григория Александровича Седова, работавшего до этого в ГКНИИ ВВС. С марта 1950 г. он начал полёты на опытном СИ-2, постройку которого закончили в начале года. В одном из полётов Седов попал в условия, близкие к тем, которые привели к гибели Иващенко. После превышения скорости 1000 км/ч начался флаттер стабилизатора, в результате чего рули высоты в значительной степени разрушились — от них осталось около 40% площади, внешние части были оторваны симметрично с обеих сторон. Пилоту удалось перевести истребитель в набор высоты, снизить обороты двигателя и погасить скорость. Позднее Г.А.Седов вспоминал: «Я готовился к этому режиму заранее, так как мы знали, что разрушение горизонтального оперения на первой опытной машине произошло на скорости 1020-1044 км/ч. Быстрая реакция лётчика здесь ни при чём. Когда все это произошло, самолёт находился в нормальном положении и даже стал немного задирать нос. Попробовал рули высоты — машина подчиняется. Правда, при заходе на посадку, когда упала скорость, была опасность, что площади оставшихся рулей не хватит, но всё обошлось, и опытная машина была спасена». Иван Тимофеевич Иващенко похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище...
1958 - Первый пуск УР "воздух - земля" Х-20 ОКБ МиГ.
1960 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся очередной шестой полёт ракетного самолета "Х-15". Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Альберт Скотт Кроссфилд ( Albert Scott Crossfield). Достигнута максимальная высота 16045 м и максимальная скорость 2283 км/ч.
1961 - Первые самолёты Т-38А поступили на вооружение учебных военно-воздушных подразделений ВВС США. Его облёт был осуществлён 10 апреля 1959 года. В мае 1960 года был облётан первый серийный самолёт Т-38 А. Первоначально было заказано 744 самолёта, однако в конечном итоге к январю 1972 г. их было выпущено 1187 шт.
1961 - Катастрофа самолёта Бе-6, КК к-н Гончаров Б.С. При полёте на поиск ПЛ ночью на малой высоте из-за ошибки лётчика в технике пилотирования столкнулся с водной поверхностью. Из состава экипажа спасся только борттехник.
1966 - Поднялся в воздух экспериментальный конвертоплан ВВП X-22A, совершив четыре вертикальных подлёта до высоты 7,62 м.
1966 - Первый запуск с космодрома Плесецк, РН "Восток-2" (Р-7) На орбиту под открытым названием "Космос-112" выведен 36-й фоторазведывательный КА первого поколения "Зенит-2" (11Ф61, сер. №37). Считается датой ввода в строй Российского космодрома Плесецк.
Космодром Плесецк (1-й Государственный испытательный космодром Министерства обороны Российской Федерации) - космодром, обеспечивающий часть российских космических программ, связанных с оборонными, а также прикладными, научными и коммерческими пусками непилотируемых космических аппаратов. Расположен в центральной части Архангельской области, на территории Плесецкого района. На западе территория космодрома ограничена железной дорогой «Москва-Архангельск», на севере — рекой Емца. В северо-западной части района расположения космодрома находится город Мирный (30 тыс. человек). Общая площадь космодрома составляет 1762 км², протяжённость с севера на юг — 46 км, с востока на запад — 82 км. Сейчас на космодроме эксплуатируются ракеты-носители лёгкого класса «Ангара-1.2», «Союз-2.1в», «Рокот», среднего класса «Союз-2.1а», «Союз-2.1б», тяжелого класса «Ангара-А5», всего 10 пусковых комплексов. К 2017 году с территории космодрома выведены на околоземные орбиты свыше 2000 космических аппаратов различного назначения, проведено около 1600 пусков ракет-носителей и около 500 пусков межконтинентальных баллистических ракет, испытано 11 космических ракетных комплексов и 60 типов космических аппаратов.
1969 - Впервые поднялся в воздух опытный образец французского лёгкого вертолёта Aerospatiale SA.315 Lama, 30 сентября 1970 года вертолёт получил французский сертификат лётной годности.
1976 - Катастрофа самолёта Ту-16, КК Гостеев Д.В. Экипаж выполнял полёт ночью в боевом порядке пары самолётов ведомым на временном интервале 30 сек и посадкой на аэродроме мыс Шмидта. На участке маршрута Марково – мыс Шмидта при снижении КК допустил большой разгон и при его уменьшении непреднамеренно вывел самолёт на режим сваливания с дальнейшим переходом в штопор и вертикальное падение со скоростью 120 м/с и углом тангажа около 50°. Из-за перегрузок экипаж катапультироваться не смог и погиб.
1979 - Катастрофа самолёта Ту-104Б, аэропорт Внуково. Авиалайнер Ту-104Б предприятия «Аэрофлот» выполнял рейс SU1691 по маршруту Москва — Одесса, но через 5 секунд после взлёта у него загорелся левый двигатель. При возвращении в аэропорт Внуково лайнер рухнул на землю и разрушился. Через несколько минут после взлёта произошло ложное срабатывание табло «пожар в левом двигателе». Двигатель был выключен. Экипаж принял решение возвращаться назад. При заходе на посадку в условиях плохой видимости (нижняя кромка облаков - 150м, видимость - 1000м) и в тёмное время суток самолёт опустился ниже глиссады и ударился крылом об опору ЛЭП. Затем задел пригорок, вновь поднялся в воздух, на высоте 5-10м пересек Киевское шоссе и упал на мерзлое вспаханное поле. Потеряв плоскости крыла и кабину пилотов, фюзеляж проскользил по грунту и остановился в 200м от шоссе. Погибло 86 из 106 человек, находившихся на борту.
ЛП произошло через 14 мин после взлёта. Посадочный вес превышал допустимый на 10700кг. Перед посадкой экипаж не слил топливо. Вертикальная скорость снижения превысила допустимую. Налёт КВС в качестве командира Ту-104 составлял 32 часа. Ложное срабатывание табло произошло из-за утечки горячего воздуха трубопровода антиобледенительной системы. После выключения двигателя в условиях переохлажденного дождя крылья стали быстро покрываться льдом. После этого ЛП все самолёты Ту-104 были выведены из эксплуатации в МГА СССР.
1981 - Начались поставки фирмой McDonnell Douglas самолётов-заправщиков KC-10 Extender для ВВС США и завершились в 1989 года после постройки 60 самолётов. Опытный образец самолёта совершил первый полёт 12 июля 1980 г. В результате исследований по программе АТСА (Advanced Tanker/Cargo Aircraft) было установлено, что конструкция DC-10-30СF обеспечивала лучшие возможности для создания такого самолёта.
1988 - Запуск ракеты-носителя "Восток-М" индийского спутника дистанционного зондирования Земли IRS-1A.
1992 - В России с космодрома Байконур в Казахстане ракетой-носителем "Союз-У2" запущен космический корабль "Союз ТМ-14", который пилотировали космонавты:командир — Александр Степанович Викторенко (3-й полёт),бортинженер — Александр Юрьевич Калери (1-й полёт) и космонавт-исследователь — Клаус-Дитрих Фладе (Klaus-Dietrich Flade, Германия, 1-й полёт). Стыковка с ОС "МИР" 19 марта. Посадка 10 августа 1992 года.
1994 - Катастрофа C-130 под Степанакертом — уничтожение армянскими силами военно-транспортного самолёта C-130 военно-воздушных сил Ирана с семьями иранских дипломатов на борту над Нагорным Карабахом, близ города Степанакерт.
На борту самолёта находились семьи сотрудников иранского посольства в Москве, направлявшиеся в Тегеран на празднование Новруза.
Перед тем как отклониться от курса и войти в воздушное пространство над Нагорным Карабахом, экипаж сообщил о механических неисправностях. Через некоторое время воздушное судно разбилось.
На пресс-конференции первый заместитель министра иностранных дел Армении Жирайр Либаридян заявил, что самолёт должен был проследовать в Иран через Россию, Грузию и Армению. Однако он отклонился от курса примерно на 100 км восточнее и, покинув воздушное пространство Грузии, оказался не над Арменией, а над зоной боевых действий в Нагорном Карабахе.
Иранское посольство в Москве заявило, что в результате авиакатастрофы погибли все 19 пассажиров, включая 9 детей, и экипаж из 13 человек. Останки погибших иранских граждан были вывезены в Армению и отправлены в Тегеран из ереванского международного аэропорта Звартноц. Представитель МИД Ирана заявил, что самолёт был сбит двумя ракетами, выпущенными армянскими вооружёнными формированиями, и отметил, что армянская сторона не взяла на себя ответственность за происшествие, однако признала, что её войска приняли иранское воздушное судно за азербайджанское и даже не пытались установить связь с экипажем для выяснения его принадлежности. Во время встречи с вице-президентом Армении Гагиком Арутюняном в Тегеране президент Ирана Али Акбар Хашеми Рафсанджани потребовал наказания тех, кто участвовал в уничтожении воздушного судна. Перед отбытием из Тегерана Арутюнян признал факт уничтожения иранского самолёта «по ошибке», однако не указал допустивших эту ошибку.
1995 - Поднялся в воздух самолёт Bombardier Challenger 604 с двигателями CF-34-3B.
1996 - На лётно-испытательной базе АНТК имени Андрея Николаевича Туполева в Жуковском состоялась торжественная выкатка Ту-144ЛЛ. Эта летающая лаборатория приняла участие в совместной программе США и России по лётным исследованиям в интересах разработки технологий для создания сверхзвукового пассажирского самолёта нового поколения (HSCT). Межправительственным соглашением, подписанным в июне 1993 года, предусмотрено использование переоборудованного Ту-144Д в качестве летающей лаборатории для изучения вопросов аэроакустики и аэроупругости, создания базы данных по тепловому состоянию силовой установки на больших скоростях, отработки вопросов устойчивости и управляемости, оценки влияния земной поверхности на взлётно-посадочных режимах.
Для осуществления шестимесячной программы лётных испытаний Авиационный научно-технический комплекс (АНТК) имени А.Н.Туполева предоставило летающую лабораторию - самолёт Ту-144Д № 08-2 (выпущен в 1981 году, имел налёт 82 ч 40 мин, бортовой номер - 77114), оборудованный системой аварийного покидания в полёте и способный принять в свободный от кресел салон значительный объём измерительной аппаратуры. Он был выбран из 4 Ту-144, сохранившихся в пригодном для полётов состоянии. Радикальной переделке подвергнута силовая установка. Вместо двигателей РД-36-51А конструкции Петра Алексеевича Колесова на Ту-144ЛЛ установлены форсированные ТРДД НК-32-1 (модификация НК-32 стратегического бомбардировщика Ту-160). Установили новые мотогондолы с доработанными воздухозаборниками, провели усиление крыла, доработали топливную и другие системы. Это повысило его скорость с М=2,15 до 2,3. Для регистрации экспериментальных данных и параметров с целью подтверждения лётной годности самолёта на нём установлена новая система регистрации данных «Дамьен». Самолёт буквально напичкан температурными датчиками и датчиками давления, трения обшивки, аппаратурой для измерения параметров пограничного аэродинамического слоя.
Финансирование программы осуществлялось корпорацией «Боинг» при содействии компаний «МакДоннелл Дуглас» (вскоре объединившейся с «Боингом»), «Рокуэлл», «Пратт энд Уитни» и «Дженерал электрик», а также Национальным аэрокосмическим агентством США. Хотя стоимость программы возросла с 9 до 14$ миллионов, программа Ту-144ЛЛ - всего лишь небольшая часть из $440 миллионного контракта NASA с Boeing и McDonnell Douglas по HSR (High Speed Research - высокоскоростным исследованиям).
29 ноября 1996 года состоялся первый полёт Ту-144ЛЛ, выполненный лётчиком-испытателем 1 класса Сергеем Георгиевичем Борисовым (второй пилот Заслуженный лётчик-испытатель Борис Иванович Веремей). В ходе проведенных 27 полётов по совместным исследовательским программам, было выполнено восемь уникальных экспериментов. Оценка лётных характеристик самолёта, в том числе характеристик устойчивости и управляемости. проводилась несколькими экипажами лётчиков-испытателей АНТК им. Туполева и ЛИИ им. Громова, в сентябре 1998 г. в трёх полётах принимали участие 2 американских лётчика-испытателя из НАСА. В июне 1999 АНТК имени Туполева и американская фирма «Боинг» успешно завершили программу совместных исследований на летающей лаборатории Ту-144ЛЛ по созданию перспективного сверхзвукового пассажирского самолёта.
2002 - Первый коммерческий запуск РН "Рокот". С 1-й пусковой установки 133-й стартовой площадки 1-го Государственного испытательного космодрома Министерства обороны РФ "Плесецк" боевыми расчётами Космических войск РФ по заказу компании Eurockot Launch Services осуществлён пуск ракеты-носителя "Рокот" с разгонным блоком "Бриз-КМ", которая вывела на околоземную орбиту два космических аппарата, предназначенных для изучения гравитационного поля Земли и климата нашей планеты "GRACE-1" ["EkWcgW-2A", "Tom"] и "GRACE-2" ["EkWcgW-2B", "Jerry"]. Спутники типа "GRACE" ["Gravity Recovery And Climate Experiment"] массой 432 кг каждый изготовлены компанией Astrium, а работу с ними будут осуществлять специалисты американского и немецкого космических ведомств NASA и DRL.
2007 - В а/п Курумоч Самары при посадке в сильный туман произошла катастрофа Ту-134А а/к UTair, выполнявшего рейс Сургут – Самара - Белгород. На борту находилось 50 пассажиров и 7 членов экипажа. КВС принял запоздалое решение об уходе на второй круг с малой высоты, взяв управление на себя. При этом после действия по отклонению штурвала «на себя» были начаты лишь через 3 сек. на высоте 9 м за 1,5 сек. до касания. Самолёт грубо (с перегрузкой более 3,5 ед) приземлился на заснеженный грунт в 304 м от торца ВПП и в 95 м правее её оси практически сразу на все три опоры шасси. Левая опора шасси сломалась. При движении по грунту с заносом влево относительно курса посадки он потерял остальные опоры шасси. Затем самолёт оказался на ВПП, где перевернулся через левую плоскость крыла, потеряв её и левый двигатель. В перевернутом положении Ту-134 сошёл с ВПП. Фюзеляж разломился надвое.В катастрофе погибли 6 пассажиров, все 7 членов экипажа и остальные 45 пассажиров получили травмы различной степени тяжести (27 человек были госпитализированы). Причины - ошибка экипажа, ошибка служб УВД.
2020 - В Звёздном городке (Московская область, Россия) умерла Валентина Ивановна Гагарина (род.15 декабря 1935 г.) вдова первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина.После гибели Ю. А. Гагарина 27 марта 1968 года больше замуж не выходила. Она окончила медицинское училище. 27 октября 1957 года в Оренбурге вышла замуж за лётчика Юрия Гагарина. Работала в лаборатории Медицинского управления Центра управления полётами. Награждена Орденом Ленина (1961г), Орденом Гагарина Федерации космонавтики России (2011г).Почётный гражданин Московской области(2017). Похоронена 20 марта на Федеральном военном мемориальном кладбище в Мытищах...
Свежие комментарии