На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 695 подписчиков

Свежие комментарии

  • Анатолий Шихатов
    Тайц - Макс Аркадьевич.Этот день в авиац...
  • Алексей Леонтьев
    лиап - мой друг с компом вместо головы https://proza.ru/2010/02/22/614Этот день в авиац...
  • Алексей Леонтьев
    смерть Клубова поставило точку на переучивание с Аэрокобр.(переднее колесо)Этот день в авиац...

Тайна звена 1418


7 июня 1942 года британский фермер О. Кёрби заметил низколетящий четырехмоторный бомбардировщик направляющийся на север - правое крыло машины было объято пламенем. Через несколько минут горевшее крыло оторвалось, самолет перевернулся в воздухе, упал на землю и взорвался. Через несколько часов место падения самолета было оцеплено войсками, все местные жители были выселены, а о катастрофе немедленно донесли У. Черчиллю. Он взял под личный контроль немедленное расследование обстоятельств гибели самолета. Режим секретности был настолько жёстким, что даже в военных архивах не сохранилось ни одной фотографии с места катастрофы. Вероятно, что все негативы и отпечатки, сделанные уполномоченными фотографами, были уничтожены вскоре после завершения расследования.
Причиной всего этого был груз и пассажиры "Галифакса". Борт V9977 поступил в распоряжение только что созданного «звена 1418» — секретного авиаотряда при Институте радиолокации. Руководители британской радиолокационной программы выбрали носителем РЛС именно «Галифакс» за бо́льший, чем у «Стирлингов» и «Ланкастеров», объём фюзеляжа, позволявший экспериментировать с расстановкой аппаратуры. На борту самолета была установлена первая РЛС обзора земной поверхности. Она предназначалась для прицеливания при слепом бомбометании.
Целью полета 7 июня была одновременная фотофиксация изображения на экране радара, с аэрофотосъемкой местности. Сравнение этих параметров позволяло откалибровать радар.
Самолет принял на борт шестерых пассажиров — трёх специалистов EMI, одного гражданского и двух военных специалистов Института дальней связи. ЕМI (Electric & Music Industries) - была крупнейшей английской звукозаписывающей компанией, по совместительству с 1937 года являлась крупным (практически, монопольным) подрядчиком военно-промышленного комплекса Великобритании в части разработки и производства взрывателей и детонационных цепей для всех категорий боеприпасов (снарядов, мин, авиабомб и др.), предохранительно-исполнительных механизмов ракетного вооружения и других электрических и электромеханических изделий военного предназначения, а также радиолокационных средств.
Возглавлял группу специалистов ЕМИ Алан Блюмлэйн - английский инженер-электронщик, автор большого количества изобретений в области телекоммуникации, звукозаписи, стереофонического звука, телевидения и радиолокации. Получил множество патентов и считался одним из наиболее значимых инженеров и изобретателей своего времени. Алан Блюмлэйн считается "крестным отцом" современного стереозвучания именно он разработал теорию записи и воспроизведения стереозвука.
Согласно отчету о причинах катастрофы, который был составлен уже 13 июня 1942 года, пожар начался вследствие халатности авиамеханика обслуживающего двигатели самолета. При регулировке клапанов 4-го двигателя механик не затянул контрагайку удерживающую один из впускных клапанов. Из-за биения стержень клапана переломился, и работающий двигатель выдавливал раскаленные газы во впускной коллектор самолета, поджигая поступающее туда топливо. Штатные огнетушители не могли справиться с таким пожаром, потому что в очаг возгорания работающий топливный насос продолжал подавать топливо. Пожар можно было локализовать перекрыв подачу топлива к двигателю, однако краны перекрытия подачи были заставлены аппаратурой ученых, кроме того квалифицированного бортмеханика на борту V9977 не было: его обязанности исполнял техник наземного обслуживания, только готовившийся получить лётную специальность.
Летчик продолжал полет, поскольку у пассажиров самолета не было парашютов. По результатам расследования была выпущена директива Черчилля о том, что все самолёты КВВС должны иметь на борту запас парашютов на всех перевозимых пассажиров.
Несмотря на гибель Блюмлэйна радары его изобретения пошли в производство. В ночь с 30 на 31 января 1943 года первые 13 укомплектованных ими машин отправились в рейд на Гамбург.
 

Алан Блюмлэйн, погибший в авиакатастрофе. Это практически его единственная фотография - была сделана для пропуска на базу КВВС
 

Памятник погибшим в авиакатастрофе - витраж в замке, недалеко от места катастрофы. В верху центрального окна эмблема КВВС, ниже неё — символическое изображение магнетрона. В центре — четыре эмблемы институтов и служб, разрабатывавших авиационные РЛС.
 

Бомбардир у радара 

Изображение Кельна на экране радара.
 
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх