1887 - Родился Пётр Николаевич Нестеров — русский военный лётчик, штабс-капитан. Основоположник высшего пилотажа (петля Нестерова). Погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран(08.09.1914 г.). Разрабатывал вопросы взаимодействия авиации с наземными войсками и ведения воздушного боя, освоил ночные полёты. Построил планёр собственной конструкции. Разработал проект самолёта, постройку которого завершить не успел. Нестерову принадлежит знаменитая фраза: «В воздухе самолету везде есть опора». Во время Первой мировой войны совершил 7 боевых вылетов.Посмертно награжден орденом Св. Георгия 4-й ст. В 1995 г. в России для награждения военнослужащих ВВС за личное мужество и заслуги в освоении авиационной техники учреждена медаль Нестерова. Похоронили героя 31 августа 1914 в Киеве при громадном стечении народа. В Никольском военном соборе было проведено отпевание, затем траурная процессия направилась к Аскольдовой могиле, где под залпы артиллерийского салюта и траурные звуки военных оркестров состоялось погребение. В том же 1914 году на месте гибели Петра Нестерова у г. Жолква (с 1951 по 1992 — г. Нестеров) был сооружён монумент. Позже могилу Нестерова перенесли на Лукьяновское кладбище (сектор № 13-1, ряд № 2, место № 6). Рядом с могилой Нестерова расположена могила лётчика Евграфа Крутеня. |
1904 - Родился Иван Васильевич Остославский — советский учёный в области аэродинамики. Доктор технических наук (1942). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1943). Лауреат трёх Сталинских премий (1943, 1949, 1952). Подготовил 25 кандидатов и 7 докторов наук. Умер 3 января 1972 года. Похоронен в Москве на Головинском кладбище...
1910 - Родился Кларенс Леонард «Келли» Джонсон (англ. Clarence Leonard «Kelly» Johnson — американский авиаконструктор. В течение сорока с лишним лет руководил «Skunk Works» — исследовательским подразделением компании «Lockheed», где заслужил репутацию «организационного гения». Джонсон принимал непосредственное участие в разработке более 40 самолетов, на счету которых до сих пор остаются мировые рекорды в авиации. Он по праву считается одним из талантливейших авиаконструкторов XX века. Холл Хиббард, руководитель Джонсона в «Lockheed», однажды сказал о нём Бену Ричу: «Этот чертов швед буквально видит воздух».Умер Джонсон 21 декабря 1990 года в Лос-Анджелесе в возрасте 80 лет...
1912 - Первый полёт дирижабля Цеппелин LZ 11 "Victoria Louise". Этот цеппелин, построенный для компании DELAG, в мирное время совершил 489 полётов на общее расстояние 54 тысячи километров и перевёз 9783 человек (а всего - больше 1000 полётов, 64152 км, 22039 человек, 1292 часа в воздухе). В начале Первой мировой войны его реквизировали военные. 8 октября 1915 года он получил сильные повреждения при заходе в эллинг и был разобран. LZ11 был назван в честь Виктории Луизы, принцессы Прусской.
1920 - Майор Рудольф Уильям Шредер, главный лётчик-испытатель технического отдела, с аэродрома Маккук Филд, штат Огайо, поднялся на биплане Lepère for Packard (USA) Lusac-11 на высоту 10093 метров. Самолёт был оснащён двигателем с турбонагетателем Liberty L-12 мощностью 443 лошадиных сил.
1932 - В присутствии наркома тяжёлой промышленности Грирория Константиновича Орджоникидзе, которому тогда подчинялось и самолётостроение, совершил первый полёт головной самолёт ТБ-3 завода No.22 (сер. No.2201), лётчик-испытатель Петр Иванович Лозовский. К 28 апреля в Филях собрали первую партию из десяти машин с таким расчётом, чтобы они приняли участие в первомайском параде в Москве.
1932 - В город Петрозаводск впервые прибыл самолёт гражданской авиации из города Ленинграда, был совершён пробный авиарейс Ленинград-Петрозаводск. Весной 1932 года было намечено открытие авиалинии Ленинград-Петрозаводск-Мурманск. Оборудовалось 8 промежуточных посадочных площадок: в Званке, Лодейном Поле, Шлиссельбурге и других населенных пунктах.
1942 - Близ острова Ява японской авиацией был потоплен американский авианосец "Лэнгли" USS Langley (CV-1).
1942 - 2 "Уитли" 51-й эскадрильи RAF использовали в операции "Битинг". Команда парашютистов из-под носа у немцев утащила секретный радиолокатор "Вюрцбург", стоявший во французском местечке Брюневаль на французском побережье недалеко от Гавра. "Уитли" использовались и двумя эскадрильями специального назначения, 138-й и 161-й, для выброски агентов над оккупированной территорией.
1942 - Первый полёт палубного истребителя-торпедоносца Blackburn Firebrand под управлением флайт-лейтенанта Артура Томпсона, главный конструктор Джордж Петти. Это был огромный самолёт с размахом крыла более пятнадцати метров, вооружённый четырьмя пушками. По габаритам самолёт превзошёл не только все тогдашние палубные истребители, но и бомбардировщики и торпедоносцы. Аппарат снабдили двадцатичетырёхцилиндровым Н-образнм двигателем Sabre III с жидкостным охлаждением фирмы Napier мощностью 2305 л.с. Построено 223 самолёта.
1943 - Учреждён знак отличия «Маршальская звезда» для маршалов артиллерии, авиации, бронетанковых войск.
1945 - Состоялся первый полёт французского транспортного самолёта Breguet Br.500 Colmar. Br.500 был крупным самолётом, так как разрабатывался в качестве транспортной модификации тяжёлого дальнего бомбардировщика Br.480. В частности, для коренной переработки был предложен вариант Br.483 оставшийся только на чертёжной доске. Первые испытания самолёта прошли вполне успешно, но в дальнейшем выявились проблемы в силовой установке на устранение которых понадобилось бы большое количество времени. В октябре 1947 года, из-за многочисленных технических проблем, самолёт оставили на временное хранение на аэродроме Виллакубли и в скором времени списали на слом.
1945 - Первый полёт палубного истребителя Curtiss XF15C. На самолёте стояли поршневой мотор Pratt & Whitney R-2800-34W "Twin Wasp" с непосредственным впрыском воды и реактивный de Havilland-Halford "Goblin"I. В горизонтальном полёте XF15C-1 развивал скорость до 600 км/ч на высоте 7000 метров, но при включённом реактивном двигателе она возрастала до 755 км/ч на той же высоте. Намеченные ранее результаты были достигнуты, однако серийное производство XF15C решили не начинать.
1947 - Успешно прошёл государственные испытания первый отечественный ТРД ТР-1 Архипа Михайловича Люльки.
1954 - На Ми-4 в окрестности Казани погиб экипаж в составе лётчика-испытателя Владимира Глебовича Стародубцева и А.Х.Куроптева - инженера по лётным испытаниям.
По официальной версии, причиной гибели машины и экипажа послужил флаттер лопастей несущего винта - выход лопастей из описываемого конуса с повреждением фюзеляжа. Пилота сначала оглушила записывающая аппаратура, разбившая ему голову, а затем он упал лицом на ручку управления. Бортинженеру А.Х.Куроптеву при попытке спастись лопастью оторвало ногу.
Существует мнение, что возможной причиной катастрофы могло стать разрушение хвостового винта, так как он лежал в стороне от места падения. По несовершенной технологии того времени его лопасти вкручивались на резьбе, а потом затягивались хомутом. Лишь позднее лопасти стали крепить более надёжными болтовыми соединениями.
1960 - Катастрофа самолёта Ту-16, аэродром Белая, КК Черных В.В.
Выполнялся полёт на облёт после регламентных работ с проверкой триммеров руля высоты и кислородного оборудования. На взлёте затянулся разбег. Испытывая большие нагрузки на штурвал, командир подкрутил штурвал триммера руля высоты до максимального угла и тем самым усугубил взлёт, нагрузка на штурвал приблизилась к 300кг. Удалось набрать 70 м, перелетев Ангару, машина с выпущенными шасси столкнулась с землей. От удара оторвалась задняя кабина, благодаря чему КОУ и радист пострадали меньше всех. Затем самолёт взмыл и после повторного удара о землю взорвался. При этом оторвалась передняя кабина и, пролетев еще около 100 м, ударилась о возвышенность и скатилась вниз. КК и ПКК погибли на месте. ШК не был пристегнут, его выбросило из кабины, но от удара о бомбоприцел он погиб. ВШК, получив тяжелейшие травмы, спас себя и оставшихся членов экипажа, вытащив их из горящих обломков.
1961 - Начались рулежки опытного перехватчика "128" в ходе начавшихся 23 января 1961 года заводских испытаний. Всю первую половину марта прототип накатывал сотни километров по аэродрому ЛИИ. 18 марта лётчик-испытатель Михаил Васильевич Козлов и штурман-испытатель Константин Иванович Малхасян подняли машину в первый полёт, продолжавшийся 30 минут. На седьмом полёте к испытаниям подключился лётчик-испытатель Анатолий Дмитриевич Бессонов. 21 марта после второго полёта заменили один из двигателей. На опытной машине проверялись поведение перехватчика в воздухе, его взлётно-посадочные свойства. 20 апреля на восьмом полёте самолёт на высоте 11000 м вышел на скорость, соответствующую числу М=0,98. 24 апреля опытный "128" достиг скорости М=1,06.
1963 - Лётчики-испытатели Raleigh Fletcher и James А. Vittitoe совершили первый полёт на вертолёте фирмы Хьюз (Hughes) Model 369. Хьюз-369 была построен в ответ на требование армии США к лёгкому вертолёту наблюдения ("YOH"). В армии США получил обозначение YOH-6А.
1964 - Состоялось первое лётное испытание жидкостного ракетного двигателя РД-0216, РД-0217, созданного КБХА, в составе I ступени боевой ракеты РС-10.
1965 - Состоялся первый полёт опытного десантно-транспортного самолёта Ан-22 «Антей» № 01-01 с ТВД НК-12МВ, лётчик-испытатель Юрий Владимирович Курлин. Военно-транспортный самолёт Ан-22 “Антей” был разработан в ОКБ имени О.К.Антонова. Первый серийный самолёт выпущен в 1966 году. Самолёт выполнен по схеме высокоплан. Конструкция самолёта имеет двухкилевое оперение, значительный вырез под грузовой люк размером 4,4 на 16 м, соосные винты с коэффициентом полезного действия больше 90%. Ан-22 оснащён наклонным трапом-рампой, устанавливаемым на различных уровнях и четырьмя тельферами грузоподъёмностью по 2,5 т, что обеспечивает независимость от наличия аэродромных погрузочных средств. Самолёт может перевозить различную военную и гражданскую технику, а также десантировать парашютным способом технику и вооружение массой до 22 т. По транспортным возможностям Ан-22 превосходит Ил-76М в 1,4 раза. В грузовой кабине можно разместить 151 десантника или 292 солдата. Предусмотрена возможность перевозки крупногабаритных грузов на внешней подвеске: под крылом и на фюзеляже. Самолёт имеет многостоечное 14-колёсное шасси повышенной проходимости, обеспечивающее посадку даже в случае разрушения отдельных амортизаторов стоек или пневматиков, а также не выпуска до двух стоек. Основные опоры шасси включают по три самостоятельные стойки с рычажной подвеской колёс диаметром 1,72 м. Пилотажно-навигационное оборудование включает прицельно-навигационный пилотажный комплекс, автоматический радиокомпас, радиовысотомер, УКВ радиокомпас, оптический пеленгатор. Ан-22 находится на вооружении ВВС России. Этот самолёт использовался для военных перевозок в ходе боевых действий в Афганистане. В ходе эксплуатации потеряно 9 самолётов. На самолёте установлен 41 мировой рекорд, в том числе по грузоподъёмности (100.4 т, 1967 г.) и дальности полёта с грузом 50 т (5000 км, 1975 г).
1966 - МС «Венера-2» прошла на расстоянии 24 тыс. км от поверхности Венеры и вышла на орбиту ИС Солнца.
1985 - Начались и продлились по 22 декабря 1987 года лётные испытания ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61) в НИИП-53 (г. Мирный. Космодром Плесецк), с космодрома Плесецк был осуществлён первый испытательный пуск модернизированной МБР "РТ-23УТТХ"/SS-24 Mod2/Scalpel (15Ж61) - единственного в мире железнодорожного комплекса "Молодец". Всего было произведено 32 пуска. Осуществлено 18 выходов железнодорожного состава на ресурсные и транспортные испытания, в ходе которых по железным дорогам страны пройдено более 400 тысяч километров. Испытания проводились в различных климатических зонах, от Салехарда на севере до Чарджоу на юге, от Череповца на западе до Читы на востоке.
1988 - Катастрофа Ту-134 в Сургуте — при заходе на посадку разбился авиалайнер Ту-134АК (регистрационный номер СССР-65675, заводской 2351705, серийный 17-05) авиакомпании «Аэрофлот», выполнявший внутренний рейс SU-7687 по маршруту Минск—Куйбышев—Тюмень—Сургут. Из находившихся на его борту 51 человека (45 пассажиров и 6 членов экипажа) погибли 20.
Заход на посадку выполнялся в сложных метеоусловиях. Экипаж потерял визуальный контакт с наземными ориентирами, однако продолжил снижение ниже высоты принятия решения, пытаясь зайти на посадку визуально. Самолёт с высокой вертикальной скоростью ударился стойками шасси о заснеженную ГВПП в 714 метрах от торца ИВПП и в 113 метрах левее её оси. Лайнер испытал почти пятикратную перегрузку (4,6-4,8g), в результате чего у него разрушилась и оторвалась правая плоскость крыла, а лайнер опрокинулся шасси вверх, при этом оторвало двигатель №2 (правый). Затем самолёт, разрушаясь, проскользил по земле около 300 метров, при этом вытекшее авиатопливо воспламенилось, вызвав пожар, который распространился на высокотоксичную отделку пассажирского салона. В катастрофе погибли 20 человек — 3 члена экипажа (второй пилот и обе стюардессы) и 17 пассажиров; при этом из них от травм погиб лишь второй пилот, тогда как остальные погибли из-за отравления токсичными продуктами горения.
Заключение: Катастрофа самолёта произошла вследствие невыполнения КВС и вторым пилотом требований НПП ГА-85 по уходу на второй круг с высоты принятия решения до минимально допустимой согласно РЛЭ при попадании в условия ухудшенной видимости и отсутствии надёжного визуального контакта с огнями приближения, невыдерживания заданных параметров снижения, что привело к созданию непосадочного положения самолёта при заходе на посадку ночью, с выключенными фарами.
1990 - Запущен искусственный спутник Земли «Надежда», предназаначенный для определения местонахождения судов, поиска и спасения судов и самолётов, терпящих бедствие (система КОСПАС- SARSAT).
Свежие комментарии