Распознанная алгоритмом посадочная полоса
Airbus
Европейский авиастроительный концерн Airbus провел новый этап испытаний системы автоматических визуальных рулежки, взлета и посадки. Как пишет Aviation Week, во время испытаний самолет Airbus A350, оборудованный этой системой, совершил шесть полетов, включая один, во время которого лайнер в полностью автоматическом режиме выполнил рулежку по аэродрому, взлет и посадку.
Во всех случаях автоматика использовала для управления самолетом только данные с внешних видеокамер.Крупные авиастроительные компании сегодня занимаются разработкой все большего числа систем автоматизации полета, которые позволили бы самолетам не только лететь по маршруту на автопилоте, но также выполнять полностью автоматические посадку и руление по аэродрому. Часть таких операций, хотя и не применяется, технически уже возможна, но для них необходимо, чтобы аэродром был оборудован вспомогательным оборудованием. Например, для автоматической посадки необходима курсо-глиссадная система. Частично автоматизированную посадку в аэропортах с такой системой самолеты уже выполняют.
Считается, что бо́льшая автоматизация пассажирских самолетов сделает перелеты безопаснее. Предполагается также, что автоматизация позволит решить проблему распределения эшелонов в воздушном пространстве аэродромов и сокращения интервалов между взлетами и посадками самолетов. Системы технического зрения позволят автоматизировать процессы взлета и посадки на аэродромах, не имеющих курсо-глиссадных и других систем инструментальных операций.
Разработчики предполагают, что системы технического зрения, изображения в которых обрабатываются алгоритмами, могут быть достаточно точны, чтобы обеспечивать взлет и посадку самолета только по изображениям с камер и данным спутниковых систем глобального позиционирования.
Разработка визуальной автоматической системы Airbus ведется в рамках проекта ATTOL (Autonomous Taxi, Takeoff and Landing, автоматические руление, взлет и посадка). Подробности о составе системы разработчики не раскрывают. Для обучения нейросетевых алгоритмов, обрабатывающих видеопоток с камер, использовались более 450 записей различных полетов. На них нейросети обучались распознавать аэродромы, световую индикацию, разметку.
Испытания системы полностью автоматической посадкой проводились в апреле 2020 года, однако о них Airbus объявила только сейчас. В испытаниях использовался самолет A350-1000, который совершил шесть испытательных полетов: четырех из них с полностью автоматическим взлетом и пять — с полностью автоматической посадкой. Во время проверок в самолете находились летчики-испытатели, которые должны были перехватить управление, в случае нештатной ситуации. Испытания проводились в аэропорту Тулуза-Бланьяк на юге Франции.
Испытания автоматической визуальной системы на A350-1000 проводятся Airbus с января 2020 года. Тогда этот лайнер выполнил серию полностью автоматических взлетов.
В середине 2019 года инженеры из Мюнхенского технического университета испытали систему автоматической посадки, работающей на базе GPS, камер и системы инерциальной навигации. Во время испытаний самолет с установленной системой технического зрения совершил автоматическую посадку.
Василий Сычёв
Свежие комментарии