1911 – Одним из первых пилотов завода «Анатра» Николаем Петровичем Костиным, был испытан «Фарман IV», построенный в мастерских у Стрельбищного поля в Одессе. Этот день официально считается днём основания одесского авиастроительного завода «Анатра» День образования предприятия «Одесавиаремсервис» (14 апреля ст.
ст.).1913 – Родился В.И. Кузнецов, учёный и конструктор гироскопических приборов и систем для РКТ (НИИ ПМ).
1913 - Роберт Фаулер с пассажиром Рэем Дюгемом совершает первый полет через панамский перешеек за 57 минут. Это первый полет из Атлантики в Тихий океан. Полет из Тихого океана в Атлантику по маршруту строительства Панамского был отснят на кинокамеру его пассажиром Дюгемом. Фильм после выхода на экраны назывался "Панама и канал с самолета".
1918 - Поднялся в воздух первый (Е5429) прототип английского ударного самолета T.F.2 Salamander на аэродроме Brooklands. При этом машина имела уменьшенную бронезащиту массой 217 кг. Первый прототип испытывался в нескольких эскадрильях, в том числе и из состава британской авиации во Франции, пока не потерпел аварию 19 мая 1918 года, не смотря на решение о его ремонте, 20 декабря от него окончательно отказались. Еще один из 6 прототипов (Е5431) перекрасили по новой схеме, которая в какой-то мере стала соответствовать имени самолета - Саламандра. Но к сожалению и этот самолет так же потерпел аварию во Франции так что выяснить преимущество данного способа маскировки в боевых условиях не удалось, тем не менее такую окраску решили применять на части серийных самолетов.
В конце концов, был подписан контракт 35a/1361/C 1304 от 18 июня 1918 предусматривающий постройку 500 штурмовиков.
1919 - Совершил первый полет чешский самолет B-5. Испытал его легендарный Рудольф Polanecky. Конструктор самолета B-5 - известный чешский пионер авиации и дизайнера инженер Ульрих Галлера.
Первый самолет чехословацкого производства был весьма мал. Это была классический биплан с открытой кабиной. Крылья были покрыты брезентом. Фюзеляж был классической конструкции с рамой квадратной формы. Пассажир сидит в центре тяжести непосредственно между крыльями, пилот в задней кабине. Фюзеляж в основном покрыт холстом, только поверхность вокруг двигателя была покрыта фанерой а сверху нее алюминиевым листом. Управление было двойным, в каждой кабине. Элероны были только на верхнем крыле.
Двигатель был полностью уникальным. Четырехцилиндровый двигатель братьев Райт был изменен инженером Галлера так, что обороты возросли до 1400 в минуту и характеристики двигателя увеличились примерно на 20%, до 40 л.с.
Уже в ноябре и декабре 1918 самолет по его проекту был построен в ангаре аэродрома Borech в городе Пльзень ассоциацией Bohemia. Ассоциация Bohemia была основана еще до Первой мировой войны.
1920 - Во время сильного тумана в проливе Ла-Манш был потерян транспортный биплан Nieuport-Delage NiD-30T1. В результате этого на оставшиеся самолеты была установлена примитивная система ориентирования на акустической частоте, разработанная А.В. Лотом. Транспортный биплан Nieuport-Delage NiD-30T1 поступил в эксплуатацию на авиалинии Париж-Лондон в начале 1920 года в компанию Компань Женерал Трансаэрьенн. Пилот находился в открытой кабине позади двигателя Sunbeam Matabele мощностью 350 л.с. За пилотом располагалась кабина для четырех пассажиров.
1929 - Британские лётчики Джонс-Уильямс и Дженкинс завершили первый беспосадочный рейс из Англии в Индию. Они летели на Fairey Long-Range Monoplane.
Старт был запланирован на 24 апреля. Но вылет был отложен на несколько дней, ожидая благоприятных условий для взлета. Было решено ограничить взлётный вес до 16000 фунтов (7257,5 кг) и дождаться встречного ветра 10 миль в час (16 километров в час). После 16 с половиной часов полета, Джонс-Уильямс и Дженкинс были над Стамбулом, и достигли Багдада 10 с половиной часов спустя. Еще через 22 часа они были над Карачи (сейчас, Пакистан). С остатком топлива на 6 часов они не смогли добраться до Бангалора, экипаж принял решение сесть в Карачи засветло. Длительность их полета составила 50 часов 37 минут. Они пролетели 4130 миль (6646,6 км) беспосадочного полета.
1932 – Президиум ЦИК СССР утвердил первый Воздушный кодекс СССР.
1933 – Первый полёт первого советского полужёсткого дирижабля «СССР В-5».
В мае 1932 года в городе Долгопрудный начала работать специализированная организация «Дирижаблестрой» по разработке, строительству и эксплуатации дирижаблей. К этому времени СССР накопил опыт строительства дирижаблей мягкого типа. Перед «Дирижаблестроем» была поставлена задача — освоить производство дирижаблей полужесткого типа.
Для этого в СССР был приглашён итальянский конструктор дирижаблей Умберто Нобиле. В мае 1932 года Нобиле прибыл в Долгопрудный вместе с группой итальянских конструкторов и рабочих.
К концу февраля 1933 года советские и итальянские инженеры совместно разработали первый советский дирижабль полужёсткого типа объемом 2340 куб. м. Дирижабль получил обозначение «СССР В-5».
1934 - Cовершил первый полет учебно-тренировочный самолет Bu.131 Jungmann с рядным двигателем Hirth HM 60R мощностью 80 л.с. Cерийный вариант Bu 131A зарекомендовал себя очень удачной машиной. Самолеты данного типа строились не только для гражданских летных школ Германии, но также интенсивно использовались в Люфтваффе. Учебные бипланы экспортировались в восемь европейских стран. Крупнейшими импортерами стали Венгрия (100 самолетов) и Румыния (150), еще 75 самолетов собрали по лицензии в Швейцарии. Массовое производство по лицензии велось в Японии, где были построены 1037 самолетов Nippon Kokusai Ki-86a, которые поступили на вооружение авиации Императорской Армии под обозначением Type 4 Primary Trainer. За первой армейской серией последовала серия для авиации ВМС, которые получили обозначение Navy Type 2 Trainer Model 11 (или K9W1 Momiji). Самолет Jungmann использовался в Люфтваффе на протяжении всей Второй мировой войны, хотя и был создан для замены более совершенный Bu 181. Самолеты обоих типов применялись даже на фронте в частях ночных бомбардировщиков и для борьбы с партизанами. Вооруженные одно- и двухкилограммовыми бомбами самолеты использовались для беспокоящих ночных налетов на советские войска.
1939 - Первый полёт истребителя И-180-2 Н.Н. Поликарпова, лётчик-испытатель С.П. Супрун. Первый скоростной истребитель нового поколения.
1940 - Приказ НКАП № 319с о создании на бывшей территории 8-го отдела ЦАГИ опытного завода № 51 для ОКБ Н.Н. Поликарпова, которое до этого не имело собственной производственной базы.
Согласно вышедшему 26 января 1940 г. постановлению правительства СССР, каждое опытно-конструкторское бюро необходимо было обеспечить производственными мощностями.
1940 - В авиакатастрофе самолета-бомбардировщика СПБ конструкции Поликарпова, на следующий день после своего рождения погиб летчик-испытатель СССР Павел Головин.
Через полчаса после взлета с Центрального московского аэродрома им. Фрунзе самолет сорвался в штопор и упал на аэродром НИИ ГВФ, похоронив под собой экипаж. Очевидцы видели, как самолет Головина вывалился из облаков, вращаясь в плоском штопоре. Пилот попытался покинуть машину на парашюте, но высоты для спасения уже не было.
1940 - В авиакатастрофе самолета И-26 (прототипа Як-1) погиб летчик-испытатель СССР Юлиан Пионтковский.
При выполнении бочки у самолета отломилось крыло. Официальная версия причины катастрофы была высказана весьма неопределенно, вроде вышеупомянутого высказывания Яковлева. Но так ли беспомощна была наука и расчеты на прочность? Многие годы спустя Александр Борин, работавший в то время в конструкторском бюро Яковлева в бригаде прочности, в личном письме М.Л.Галлаю рассказал следующее: "Выполняя проверочный расчет на прочность, он обнаружил, что крыло расчетной нагрузки не держит и доложил руководству. Руководство приняло решение продолжить .испытания, исключив из программы фигуры пилотажа, в том числе и бочки, а на втором летном экземпляре И-26 выполнить усиление конструкции. Но решение было принято за день до катастрофы. Оно до Пионтковского не дошло.
1942 – Родился В.В. Поляков, лётчик-космонавт СССР № 66 врач-исследователь КК «Союз ТМ-6» («Союз ТМ-7»), «Союз ТМ-18» («Союз ТМ-20») и орбитального научно-исследовательского комплекса «Мир», Герой Советского Союза (27.04.1989), Герой России (10.04.1995).
1945 - Макетная комиссия утвердила макет "самолета 64" с четырьмя двигателями АМ-43ТК-300Б. Работы по самолету продолжались и с окончанием Великой Отечественной войны и с первыми раскатами "холодной войны" между вчерашними союзниками приобрели первостепенное значение для советского военно-политического руководства. Летом 1945 г. американцы взорвали свое первое ядерное устройство, атомная бомба стала реальностью. В СССР работы Курчатова и его коллег приближали день появления советского ядерного оружия. Вопрос о скорейшем создании авиационного носителя нового оружия приобретал крайне острую форму.
1945 - Под управлением Хорста Зигфрида состоялся первый полет опытного экземпляра Р-2.01 швейцарского УТС Р-2. Заводские испытания прошли вполне успешно в сентябре 1945 года самолёт был представлен для тестовых полетов ВВС Швейцарии. Одновременно для статических испытаний был подготовлен Р-2.02.
1947 - Завершились заводские испытания самолета "150" (Ла-150). Ла-150 - первый реактивный истребитель созданный ОКБ-301 под руководством С.А. Лавочкина. Всего за время эксплуатации группы из восьми самолетов Ла-150 было выполнено 115 полетов, из них сорок восемь - по программе заводских испытаний. Облетали машины 3 заводских летчика, 3 летчика ЛИИ и 14 летчиков ВВС.
1949 - Вертолёт И.И. Сикорского S-52 установил мировой рекорд скорости полёта - 208,5 км/ч
1952 – Первый полёт реактивного бомбардировщика "88-1" (Ту-16); экипаж Н.С. Рыбко, он длился 12 минут. Ту-16 - первый тяжёлый околозвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец со стреловидным крылом с двумя самыми мощными в мире турбореактивными двигателями А.А. Микулина. В декабре 1952-го принято решение о запуске его в серию. В 1953-м начато производство. Создано около 50 модификаций машины. Серийный выпуск прекращён в 1962-м, снят с вооружения в 1993-м. Он строился в СССР и Китае. Состоял на вооружении многих стран.
1955 – В городе Флорешты (Молдавия) родился Е.М. Козлов, Заслуженный лётчик-испытатель РФ, выпускник ХВВАУЛ. Освоил более 50 типов летательных аппаратов и их модификаций, проводил испытания в качестве ведущего лётчика по тематике института на самолётах российского и иностранного производства. Некоторые из них: исследование условий завязки ближнего воздушного боя и условий функционирования системы вооружения в ближнем воздушном бою на самолётах 4-го поколения (Су-27, МиГ-29); серия лётных испытаний на самолёте вертикального взлёта и посадки (ЯК-38) по обеспечению устойчивости работы двигателей и увеличению взлётного веса; серия лётных исследований на летающей лаборатории Су-27 по отработке законов управления интегральной и цифровой системы дистанционного управления и перспективных систем адаптивного управления; лётные исследования характеристик взлёта летающей лаборатории МиГ-21 с малогабаритного трамплина; лётные испытания с целью отработки методов автоматического захода на посадку на корабль и исследование перспективных корабельных оптических систем посадки на летающей лаборатории МиГ-29; лётные испытания и сертификация самолётов китайского производства У7-200В и У7Н-500 на режимах взлёта, посадки, сваливания и максимальных скоростей; лётные испытания самолётов китайского производства Л-8 и К-8Е на сваливание и штопор. Лётчик-испытатель 1го класса. Заслуженный лётчик-испытатель России. С 1993 г. инструктор Школы лётчиков-испытателей в составе Лётно-исследовательского института имени М. М. Громова. Обучал слушателей лётной практике и теории, включая зарубежных, одновременно участвуя в лётных испытаниях по тематике института. С 1996 г. – заместитель начальника ШЛИ по лётной работе. В мае 2010 г. комиссован с лётной работы. Жил в городе Жуковский Московской обл. Награждён орденом «Красной Звезды» и медалями. Скончался 15 ноября 2011 г.
1956 - Первый экземпляр YF-104 развил скорость более двух "Мах", став первым в мире боевым самолетом, преодолевшим этот рубеж
1958 - Выполнил первый коммерческий полет первый серийный "Комет"-4, Первой заявкой "Кометы"4 на место под солнцем был перелет протяженностью 12751 км 14 сентября 1958-го по маршруту Гонконг - Лондон: стартовав на рассвете, она на закате того же дня прибыла в аэропорт назначения. Три дня спустя "Комета"4 установила рекорд маршрутной скорости на трансатлантическом маршруте, преодолев расстояние между Лондоном и Гандером за 5 часов 47 минут. На этом рекламные полеты "Кометы"4 в Америке не закончились, и она выполнила без промежуточных посадок полеты между городами Монреаль - Ванкувер - Мехико - Лима - Буэнос-Айрес.
1960 - Военно-Воздушные силы США заказали десять "серийных" аппаратов X-20 Dyna-Soar (от Dynamic Soaring) и присвоили им серийные номера ВВС от 61-2374 до 61-2383. Этот аппарат разрабатывался по программе создания пилотируемого космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика.
Однако вследствие различных причин, как объективных технического и инженерного, так и сугубо внутренних, военно-политического и финансового характера (в частности, изменение приоритетов в пилотируемой программе НАСА и ВВС, к ведению которого относился проект), программа была свёрнута. Свою негативную роль в судьбе проекта сыграл и тогдашний государственный секретарь по вопросам национальной безопасности США Роберт Макнамара, фактически лично закрывший программу в декабре 1963 года. Выбор дальнейшего развития космонавтики был сделан в пользу программ Джемини и MOL.
1960 - Катастрофа Ил-18А Уральского УГА в а/п Кольцово Ил-18 (СССР-75648) а/п Свердловск (Кольцово). При выполнении тренировочного полета со шторками по команде пилота-инструктора закрылки были выпущены на 40°. Самолет пролетел БПРМ на приборной скорости 260 км/ч при УПРТ=30° на высоте 70-80 м. На этом режиме самолет был подведен к ВПП. На высоте 30 м самолет внезапно начал увеличивать угол снижения и ударился передней стойкой шасси об бетонную ВПП. Отделившись, самолет взмыл на высоту 4-5 м и вторично ударился передним колесом об ВПП через 100 м, пролетев посадочное Т. При этом ударе произошло разрушение серьги рычага передней стойки шасси. Самолет вновь взмыл и с высоты 8-10 м упал на ВПП, подмяв под себя шасси. Винтами работающих двигателей самолет стал цеплять за ВПП, загорелся, прополз на фюзеляже по бетону, развернулся вправо и вышел за пределы ВПП. Он остановился на грунте правее ВПП под углом около 90° к ее оси. В результате возникшего пожара самолет и двигатели сгорели (за исключением хвостовой части). Погиб бортмеханик. Остальные члены экипажа получили легкие ранения, ожоги и ушибы.
Причиной был конструктивный недостаток (малый запас руля высоты) и ошибка в РЛЭ относительно разрешенного угла выпуска закрылков. Закрылки были выпущены на максимальный угол 40°, что привело к срыву потока на стабилизаторе в условиях его возможного обледенения. Запаса руля высоты не хватило для вывода из пикирования.
1962 - Катастрофа самолета Ту-16, КК п/п-к Устюшин Д.К.
При заходе на посадку на своем аэродроме самолет прошел БПРМ под глиссадой и приземлился в зоне сопряжения ВПП с грунтом. От удара колес о торец полосы фюзеляж разломился по 26-му шпангоуту с отделением передней кабины. Из-за последовавшего натяжения тросов проводки управления двигателями последние вышли на максимальный режим. Фюзеляж с центропланом отделился от ВПП и, поднявшись на 25-30м, пролетел еще около 500 м, рухнул на бетон и загорелся. Непривязанный стрелок КОУ старшина Павлов упал с катапультируемого кресла, которое сработало и убило его. Остальные члены экипажа получили травмы различной степени тяжести.
1966 - Принято постановление ВПК «Об утверждении плана работ по созданию пилотируемых кораблей для облета Луны» со ссылкой на более раннее постановление правительства «По облету Луны и высадке экспедиции на Луну».
1966 - Был осуществлен испытательный старт сверхзвукового БПЛА Lockheed D-21 с носителя М-21 с 50 % горючего, а первый пуск с полным запасом горючего - 16 июня 1966 года. (Для запуска D-21А на базе А-12 были специально построены 2 носителя (06940 и 06941), получившие обозначение M-21 и прозвище «Матушка гусыня»). Двигатель D-21 запускался на скорости М=1,24 еще в районе Альбукерке (Нью-Мехико). Его дополнительная тяга помогала быстрее разогнать связку до скорости разделения, но к моменту старта на D-21 оставалось всего 25% топлива.
1967 - Было официально объявлено о создании экспериментальной космической метеорологической системы «Метеор» после успешного запуска трех КА «Космос-122» (25.05.66), «Космос-144» (28.02.67) и «Космос-156» (27.04.67). В состав космической метеорологической системы «Метеор» входили 2-3 спутника, которые два раза в сутки собирали информацию об облачности и тепловом излучении Земли примерно с 70-80% ее поверхности. Спутники были оснащены телевизионной системой для оценки облачности и ее движения на освещенной стороне Земли, инфракрасной системой для температурного анализа и движения облачности в темное время суток, актинометрической аппаратурой определяющей общие характеристики излучения Земля-Космос.
1974 – При наборе высоты при взлёте с аэродрома Пулково (Ленинградская обл.) в Запорожье – Краснодар (рейс вне расписания) загорелся в воздухе и затем столкнулся с землёй пассажирский Ил-18В (CCCP-75559) Ленинградского УГА. Погибли все 109 человек на борту. Это крупнейшая авиакатастрофа в Питере и Ленинградской области. Причиной катастрофы стал пожар четвёртой силовой установки, вызванный разрушением диска третьей ступени турбины двигателя.
1978 - Первый полет первого серийного Ту-144Д - самолета № 06-2 (бортовой № 77111). Самолет начал проходить совместные испытания, но 23 мая 1978 года машина терпит катастрофу под Егорьевском, причиной которой стало разрушение топливопровода в двигательном отсеке. Самолет пилотировал летчик-испытатель МГА В.Попов, вторым пилотом был Э.В. Елян, экипажу удалось выполнить вынужденную посадку с убранным шасси. При посадке Э.В. Елян получил травмы, а двое инженеров-испытателей погибли.
1981 - Столкновение (авария) в воздухе двух МиГ-25 при проведении демонстрационных полётов в небе над Котласом (Архангельская обл.).
Для Минобороны снимали кино. При проведении "воздушного этапа" киносъемок фильма "АСУ "Рубеж" (о боевом применении истребительной авиации ПВО страны с использованием АСУ БД иап "Рубеж") в небе под Котласом совершили столкновение два МиГ-25. К большому сожалению, военно-учебный кинофильм вышел в спецпрокат с большими сокращениями (из-за столкновения боевых истребителей ПВО). Один истребитель приземлился с поломками, а вот со второго - катапультировались и лётчик, и оператор киностудии Минобороны с отснятым киноматериалом.
При возвращении с маршрута командир экипажа приступил к снижению с открытыми створками грузолюка, с высоты 9850м, не выключив автопилот (АП-6Е). В процессе снижения для увеличения вертикальной скорости в нарушение требований Инструкции экипажу самолета Ту-16 пользовался триммером руля высоты.
На высоте 9300м КК отключил АП-6Е. Последовало энергичное предельное отклонение руля высоты на пикирование с тянущими усилиями на штурвале более 200кг и создание отрицательной перегрузки 0,8. Находясь в состоянии невесомости, летчики преодолеть создавшиеся нагрузки и вывести самолет из снижения не смогли.
Возникший реверс элеронов вызвал вращение самолета с нарастанием угловой скорости до 22° в секунду. Самолет, продолжая снижение с увеличением поступательной и вертикальной скорости, вышел за пределы допустимых эксплуатационных ограничений и полностью потерял управление и на вертикальной скорости 240м/с с углом, близким к 90° столкнулся с землей вблизи г.Ходоров Львовской области и полностью разрушился. Экипаж из-за больших знакопеременных перегрузок и скоротечности аварийной ситуации воспользоваться средствами спасения не смог, хотя люки помощника командира корабля и радиста были сброшены, и погиб.
1990 - Состоялся первый полет колумбийского легкого многоцелевого самолета EL-1 Cavilan 358 (HK-3500-Z). EL-1 Cavilan 358 - легкий многоцелевой самолет, разработанный колумбийской фирмой El Cavilan SA. Работы над самолетом были начаты фирмой в марте 1986 года. После окончания 50 часов полетов, в самолет внесли некоторые изменения - удлинен на 0.305 метров фюзеляж, масса самолета была увеличена на 136 кг. Переделанный самолет впервые взлетел 7 ноября 1990 года. Самолет был направлен в феврале 1992 года в США для получения сертификата, однако при посадке самолет получил повреждения. Из-за этого происшествия самолет был сертифицирован по FAA (FAR Pt 23, Amendment 45) лишь в декабре 1994 года.
2005 - Первый полёт пассажирского самолёта сверхбольшой вместимости Эрбас А380 (Западная Европа). Экипаж состоял из 6 человек: два пилота-испытателя и четыре инженера-испытателя. Пилотировали самолетом старший вице-президент Airbus по летным испытаниям Клод Леле (Claude Lelaie) и шеф-пилот Airbus , Жак Розе (Jacques Rosay). Первый полет продолжался 3 ч. 54 мин.
2007 - Французский административный самолет Dassault Falcon 7x получил сертификат типа FAA и EASA.
2008 – первый полёт Ту-214СР (самолёт-ретранслятор) для Специального лётного отряда Управления делами Президента РФ (обеспечение связью с наземными и воздушными объектами «главного пассажира»). Передача заказчику первых двух из шести заказанных самолётов – 1 июня 2009 г.
2011 - Первый полет Boeing Phantom Ray.
Boeing Phantom Ray - американское демонстрационное беспилотное боевое воздушное транспортное средство (UCAV), разработки компании Boeing, его автономного подразделения Phantom Works. Проект создается на базе проекта X-45C и, как предполагается, станет основой для целой серии самолётов-прототипов.
Благодаря своей широкой функциональности, беспилотный летательный аппарат может применяться не только в качестве самостоятельной боевой единицы, но также и в качестве разведывательного средства, а также для выполнения патрульно-наблюдательных и специальных операций.
На вооружении дрона Boeing Phantom Ray находятся четыре высокоточных ракеты, позволяющие уничтожать как наземные, так и воздушные цели, а также две бомбы, обеспечивающие возможность для борьбы с укреплёнными наземными объектами.
Силовая установка БПЛА Boeing Phantom Ray представлена одним турбореактивным двигателем марки General Electric F404-GE-102D, мощность которого составляет 48,9 кН, что в свою очередь обеспечивает дрону возможность разгона до скорости в 1020 км\ч., в то время как эффективный радиус действия беспилотного средства составляет порядка 2400 километров.
Самолёт спроектирован по схеме «летающее крыло» и выполнен в размере, близком к размеру обычного реактивного истребителя. Первый полёт был выполнен в апреле 2011. Программа испытательных полётов включала моделирование миссий: наблюдение, одиночное нападение, воздушная дозаправка.
2012 - Эксперимент по управляемому крушению Boeing 727 в Мексике, на высохшем озере Лагуна Салада в пустыне Сонора. Это был натурный эксперимент по выживаемости пассажиров при жесткой посадке. Организован несколькими телеканалами США и Великобритании, и проведённый командой учёных и пилотов в мексиканской пустыне Сонора. В ходе эксперимента дистанционно управляемый Boeing 727-212 с установленными на нём многочисленными камерами, датчиками и манекенами для краш-тестов, совершил преднамеренную грубую посадку на дно высохшего озера Лагуна Салада.
Свежие комментарии