1901 - Вероятно, первый управляемый моторный полёт с человеком на борту! Густав Альбин Уайтхед (Gustave Whithead (Weisskopf) (1874 - 1927) летал на построенном им самолёте «Model No.21» в Fairfield, Connecticut. За целых два года до исторического полёта братьев Райт. Один двигатель приводил в действие и воздушные винты, и колеса шасси.
Полёт проходил на высоте 15 метров, и Уайтхэд пролетел всего около 800 метров. Данный случай был зафиксирован газетами Bridgeport Herald, New York Herald и Boston Transcript, а также показаниями многочисленных свидетелей.В 1930-х свидетели дали 15 подтвержденных присягой и подписанных показаний под присягой, большинство из них засвидетельствовало полёты Уайтхеда; каждый из них засвидетельствовал полёт над Саунд.
1911 - В Петербурге открыта авиашкола Всероссийского аэроклуба, первый начальник - один из первых пилотов-авиаторов в России Владимир Александрович Лебедев.
1913 - Начата кустарная сборка первых авиамоторов “Gnome” 80 л.с. из французских деталей. В 1915 г. после присоединения фирмы «Рон» (“Rhone”) предприятие стало называться Общество моторов «Гном и Рон» (“Gnome-Rhone”). Завод «Гном», Механический завод Общества моторов «Гном и Рон», образован французским АО «Гном» (“Gnome”) 19.10.1912 г. на базе фабрики металлических изделий В.В. Бонакера. Впоследствии Государственный авиазавод № 2 (ГАЗ-2) «Гном и Рон» ВСНХ, ГАЗ-2 «Икар» ВСНХ.
ГАЗ-2 в 09.1922 г. преобразован в базу опытного моторостроения. С 1922 г. на заводе действовало КБ гл. конструктора Анатолия Алексеевича Бессонова. В 12.1923 г. на заводе собран первый отечественный авиамотор М-5, 400 л.с. (по лицензии на базе “Liberty” L-12).
1915 – Первый полёт разведывательного самолёта Royal Aircraft Factory B.E.9.
При его разработке конструкторы применили необычные решения для обеспечения хорошего угла обстрела для наблюдателя-стрелка, характерные для самолётов с толкающим воздушным винтом, и для получения высоких характеристик, как у самолётов с тянущими воздушными винтами.
Самолёт B.E.2c (серийный номер 1700) был модифицирован в вариант, отличавшийся тем, что на месте обычной кабины наблюдателя был установлен стандартный для семейства B.E.2 двигатель воздушного охлаждения RAF 1a.Перед воздушным винтом располагалась небольшая, выполненная из дерева выгородка для наблюдателя, в распоряжении которого имелся наводимый пулемёт Lewis. Данную выгородку прозвали "pulpit".Прототип прошёл оценочные испытания в трёх эскадрильях Королевского лётного корпуса, результаты которых оказались негативными.Проект закрыли.
1931 - Первый полёт цельнометаллического пассажирского самолёта АНТ-14 "Правда", лётчик-испытатель Михаил Михайлович Громов. Этот пассажирский самолёт на 35 мест с 5-ю моторами строился для предполагавшейся трансконтинентальной линии Москва-Владивосток. Серия не строилась, поскольку из-за малого пассажиропотока использование самолёта было нерентабельным. Самолёт АНТ-14 был флагманом агитационной эскадрильи им. М. Горького.
1932 - Неофициальный мировой рекорд высоты полёта на вертолёте ЦАГИ 1-ЭА установил лётчик и учёный Алексей Михайлович Черёмухин - 605 м.
ЦАГИ 1-ЭА - первый советский экспериментальный вертолёт, спроектированный и построенный в ЦАГИ в 1930. Общее руководство проектированием осуществлял ученик и зять Николая Егоровича Жуковского русский и советский учёный-авиатор Борис Николаевич Юрьев, а конструктивную разработку возглавлял А. М. Черёмухин (он же пилотировал вертолёт при лётных испытаниях). Вертолёт выполнен по схеме с одним несущим винтом (НВ) и четырьмя рулевыми винтами (РВ). HB четырёхлопастной, диаметр 11 м, с жёстким креплением лопастей к втулке (с осевым шарниром), с автоматом перекоса. Вместо цельнометаллических лопастей на HB вскоре были установлены лопасти смешанной деревянно-металлической конструкции (с дуралюминиевым лонжероном). РВ металлические двухлопастные. Силовая установка — два ПД М-2 мощностью по 88,3 кВт. Фюзеляж ферменной конструкции, длина вертолёта с РВ 12,8 м. Взлётная масса 1145 кг, скорость полёта 20—30 км/ч. Конструкция вертолёта была несовершенной, поэтому после экспериментального полёта работы были приостановлены.
1932 - Литовский планер T-1 (BRO-1) впервые поднялся в небо с пилотом G.Heidrikis. Bronius Oskinis (Бронюс Ошкинис) начал заниматься конструированием планеров еще учась на 4-м курсе Высшей технической школы. За основу он взял несколько немецких чертежей планеров. После значительной переработки в 1931 году он закончил проект первого своего планера получившего обозначение T-1 (Technikas-1), после Второй мировой войны планер получил стандартное для Ошкинса обозначение BRO-1.
1932 – (14-23 августа) Вблизи Вэлли-Стрим, штат Нью-Йорк, Фрэнсис Мерсалис и Луиза Таден установили женский рекорд длительности полёта - 8 дней 4 часа на самолёте Curtiss Thrush с названием "I. J. Фокс" (в честь спонсора, компании по производству шуб).
1935 - Мировой рекорд дальности полёта по прямой для планеров - 140 км, пилот Виктор Леонидович Расторгуев с пассажиром на двухместном планере Ш-5. Планер Ш-5 — учебно-пилотажный двухместный планер конструкции Бориса Николаевича Шереметьева (1933 г.) Планер-парасоль с V-образными подкосами. Оперение укреплено на балке, составляющей одно целое с кабиной, и расчалено к крылу.
1935 - Состоялся первый полёт Z.1010. В 1935 году инженер Филиппо Заппата по заказу Regia Aeronautica спроектировал и построил туристический самолёт для участия в международных авиагонках. Конструкция самолёта, обозначенного как Cant Z.1010, состояла преимущественно из древесины. Хотя самолёт являлся наполовину гоночным его просторный фюзеляж был рассчитан на перевозку 5 человек включая пилота. Высокорасположенное двухлонжеронное крыло имело эллиптическую форму и снабжалось двумя подкосами для увеличения жёсткости. На стыке крыла и фюзеляжа, за кабиной пилота, разместили стойки основного шасси с дополнительными подфюзеляжными подкосами, колёса закрывались обтекателями. Самолёт оснащался рядным двигателем Alfa Romeo 110-I мощностью 120 л.с. (лицензионная версия британского DH "Gipsy Major") с двухлопастным винтом постоянного шага.
1936 - Французский пилот Жорж Детре на Potez 506 достиг высоты 14836 метров.
1936 - Немецкие транспортные самолёты Ju-52/3m, переоборудованные в бомбардировщики, впервые приняли участие в боевых действиях в Испании. Первой была сформирована эскадра "Б" из 9 самолётов в Таблада. Она состояла из трёх эскадрилей под командой Жозе Родригеса Диаc де Лецеа. Первый боевой вылет этой эскадры, оказавшийся и боевым дебютом Ju.52/3m, состоялся 14 августа - эскадра "Б" бомбила аэродром Гетафе под Мадридом.
1937 - К поискам пропавшего самолёта Сигизмунда Александровича Леваневского (его ДБ-А с бортовым номером Н-209 исчез где-то в Арктике на трассе перелёта в Америку) приступил закупленный ранее в США Sikorsky S-43 Baby Clipper. В Красноярске на "Клиппере" смонтировали радиопеленгатор и установили дополнительные бензобаки. Приняли на борт различные припасы и бочку тетраэтилсвинца (на обычном советском бензине американские моторы работать отказывались).
1938 - Родился авиаконструктор Вячеслав Иванович Терентьев ("Ил").
1940 - Под пилотированием лётчика Марио ди Бернарди был облётан первый прототип Са.316 (ММ 27193). Caproni Ca 316 - морской разведчик. Создан на базе поплавкового самолёта Ca.310 Idro. Предназначался для использования на линкоре "Литторио". Взлёт с палубы осуществлялся при помощью катапульты. Ca.316 был поплавковый низкоплан оборудованный двумя двигателями Piaggio P.VII C.16 мощностью 430 л.с. Самолёт мог нести до 400 килограмм лёгких бомб и был вооружён 7.7-мм пулемётом на подвижной турели установленным сверху фюзеляжа и одним 12.7-мм пулемётом смонтированном на крыле.
1942 - Первая победа ВВС США в воздушном бою на европейском театре военных действий.
Немецкий патрульный бомбардировщик Focke-Wulf Fw 200 C-4 Condor летевший к западу от Рейкьявика, подбит Д. Р. Шаффером на Curtiss P-40C Warhawk и добит P-38 (майор Джон Х. Вельтман и 2-й лейтенант Эльза Э. Шахан)
1955 - На авиабазе Edwards (Калифорния) состоялся первый полёт ракетного самолёта Bell X-1B по программе NACA. Самолёт пилотировал Д. Маккей.
1955 - Первый прототип вертолёта Ultra Light поднялся в воздух. Вскоре к испытаниям подключился и второй образец. ЛТХ оказались очень неплохими. Вертолёт Ultra Light получился очень компактным и лёгким. Его взлётная масса составляла 817 кг, платная нагрузка - 290 кг, диаметр несущего винта - 8,62 м, длина фюзеляжа - 4,3 м.
1956 - Из состава НИИ-88 выделено в самостоятельное предприятие ОКБ-1 с заводом № 88. Начальник и главный конструктор Сергей Павлович Королёв.
1958 - Учреждены почетные звания "Заслуженный лётчик-испытатель СССР" и "Заслуженный штурман-испытатель СССР".
1958 - Истребители НОАК J-5 вступили в бой над о. Пинтань с 12 тайваньскими "Сейбрами". Лётчик Чжоу Чунь-фу сбил два F-86F, но и сам погиб.
1958 - Совершил свой первый полёт опытный самолёт Grumman G-159 Gulfstream I. Компания Grumman Aerospace Corporation в середине 1950-х годов начала проектировать транспортный самолёт с двумя турбовинтовыми двигателями, который был рассчитан на размещение экипажа из двух человек и 10-24 пассажиров. Этот низкоплан с герметичной кабиной, убирающимся трёхопорным шасси с носовой стойкой и двумя турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce Dart и получил обозначение Grumman G-159 Gulfstream I.
1959 - Лётчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин на самолёте Су-9(Т-43-1) установил мировой рекорд высоты полёта - 28852 м.
1961 - Завершились Государственные испытания Як-30 с двигателем РУ19-300. По заключению НИИ ВВС Як-30 был рекомендован на вооружение. Эту рекомендацию подписал главнокомандующий ВВС, главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин.
1962 - На Базе ВВС США “Эдвардс” (шт. Калифорния, США) состоялся очередной 9-й испытательный полёт ракетного самолёта “Х-15” № 3. Аппарат пилотировал лётчик Джозеф Уолкер (Joseph Walker). Достигнута высота 59010 км при скорости 6029 км/ч.
1964 - На базе ВВС США “Эдвардс” (шт. Калифорния, США) состоялся очередной 33-й испытательный полёт ракетного самолета “Х-15” № 2. Аппарат пилотировал лётчик Роберт Рашвуорт (Robert Rushworth). Достигнута высота 41605 км при скорости 2851 км/ч.
1965 - Первый полёт серийного пассажирского Ту-134, построенного на Харьковском авиазаводе.
1972 - В Бранденбурге около Кёнигс-Вустерхаузена потерпел катастрофу Ил-62 а/к Interflug. Крупнейшая авиакатастрофа в Германии.
Чартер летел на Чёрное море, в болгарский Бургас. Ил-62 вылетел из а/п Берлин-Шёнефельд и начал набор высоты. Но уже через несколько минут, когда самолёт пролетал мимо Котбуса, находясь в ста километрах от Берлина и на высоте 8900 метров, экипаж заметил, что возникли проблемы со стабилизаторами. Экипаж связался с берлинским аэропортом и доложил о намерении вернуться. Стали сливать лишнее топливо, чтобы облегчить самолёт и выровнять его центровку, начали постепенно снижаться. Вскоре экипаж обнаружил задымление в хвостовой части, а затем отказали рули высоты. Пилоты связались с диспетчером и объявили сигнал бедствия Mayday, заявив, что они потеряли контроль за спуском самолёта и что на борту пожар. У Ил-62 отделился вертикальный стабилизатор, на котором также крепились и горизонтальные рули высоты, после чего лайнер потерял устойчивость и перешёл в крутое пике. Из-за возникших колоссальных аэродинамических перегрузок у него оторвало хвостовую часть, а фюзеляж ракетой врезался в лесной массив. Все 156 человек на борту самолёта погибли... Это крупнейшая авиакатастрофа в ГДР, и во всей Германии, а на момент событий ещё являлась и второй крупнейшей авиакатастрофой в мире. Расследованием было установлено, что патрубок в хвостовой части самолёта, через который проходил горячий воздух, в течение какого-то времени имел протечку. Воздух температурой около 300 градусов ослабил конструкцию и изоляцию электрических проводов, при выполнении взлёта произошло короткое замыкание, и в четвёртом грузовом отсеке начался пожар, ослабивший структуру фюзеляжа. Довольно быстро были выведены из строя рули высоты, от самолёта оторвало сперва киль, а затем и всю хвостовую часть, что и привело к неконтролируемому падению.
1974 - Первая из девяти опытных машин «Панавиа-200» поднялась в воздух. В сентябре 1974 года новому истребителю-бомбардировщику было присвоено имя Tornado. Tornado - первый в мире серийный самолёт с электродистанционной системой управления (ЭДСУ), а также первый европейский серийный истребитель с крылом изменяемой стреловидности.
1980 - (с 10 августа 1979 г.) на полигоне «Капустин Яр» закончены лётные испытания ракеты 15Ж53 в объёме 10 пусков. Постановлением Совмина от 23 апреля 1981 года комплекс «Пионер УТТХ» был принят на вооружение.
1983 - Впервые в СССР посадка военного самолёта на гражданское судно, старший лётчик-инспектор авиации ВМФ полковник Юрий Николаевич Козлов на СВВП Як-38 сел на контейнеровоз "Агостиньо Нето".
Заманчивые перспективы открывала также теоретическая возможность эксплуатации Як-38 не только с авианесущих крейсеров, но и с гражданских судов - контейнеровозов и сухогрузов. С целью проверки практической осуществимости этой идеи в августе 1983 г. по приказу Главкома ВМФ летчики строевой части авиации ВМФ впервые в СССР осуществили посадку военных самолётов на гражданское судно - теплоход "Агостиньо Нето" типа "РО-РО". Первым совершил посадку 14 августа 1983 г. старший лётчик-инспектор полковник Ю.Н.Козлов, который за это получил от капитана теплохода А.Латышева памятный адрес. За ним произвели посадку полковник Г.Л.Ковалев, подполковники В.И. Кучуев и В.Н.Погорелов. До 29 сентября было выполнено 20 полётов. Государственные испытания (18 полётов) провели В.В.Васенков и А.И.Яковенко с контейнеровоза "Николай Черкасов". Они показали, что посадка на судно такого типа весьма затруднительна ввиду ограниченности возможных траекторий захода. Большие проблемы также вызывала теснота окруженной судовыми конструкциями площадки (18x24 м), выделенной для посадки СВВП. Однако сама идея отвергнута не была, и в дальнейшем не отрицалась возможность использования гражданских судов в качестве "мини-авианосцев".
1992 - Первый полёт опытного пассажирского Ту-204-120 с ТРДД Роллс-Ройс RB211-535E4 (2 х 19.500 кгс). Решение об использовании западных двигателей и авионики было принято на этапе проектирования.
1998 - Торжественная выкатка прототипа TD2 (технологический демонстратор первый) индийского опытного самолёта HAL Tejas (LCA). Он оснащён американским двигателем F404-CE-F2J3.
2001 - Прошел первый полёт самолёта Bombardier Challenger 300. Bombardier BD-100-1A10 Challenger 300 - средний трансконтинентальный самолёт. В отличие от других моделей, которые являются различными модификациями самолёта Challenger 600, Challenger 300 создавался с нуля. Bombardier Aerospace объявили о разработке Continental Business BD-100 (как он тогда назывался) на ежегодной конвенции NBAA в Лас-Вегасе в октябре 1998. Официально программа была запущена 13 июня 1999 г. на парижском авиа шоу (Paris Air Show). 19 ноября 2000 г. была произведена первая сборка крыла и фюзеляжа.
Причиной авиакатастрофы стала небрежность инженеров авиакомпании Helios Airways, которые после наземных испытаний салона самолёта на герметичность не переключили тумблер, регулирующий давление в кабине, в автоматический режим. Впрочем, обвинения в халатности звучали и в сторону греческих авиадиспетчеров, которые, обнаружив рейс 522 на экранах радаров, не попытались установить связь с экипажем.Катастрофа рейса 522 стала крупнейшей авиакатастрофой в истории Греции и Кипра.
2017 - Американская компания SpaceX осуществила запуск из Космического центра им. Джона Кеннеди (штат Флорида) ракеты-носителя Falcon 9. На орбиту выведен корабль Dragon с 2,91 т различных грузов для Международной космической станции (МКС). Первая ступень выполнила посадку на площадку Посадочной зоны 1 на мысе Канаверал.
Свежие комментарии