На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 672 подписчика

Свежие комментарии

Этот день в авиации. 2 июня

Этот день в авиации. 2 июня
1868 - Родился конструктор дирижаблей Федор Андерс. В 1911 году построил первый в России дирижабль мягкой конструкции «Киев». 9 октября 1911 года им был совершëн первый в Российской империи публичный полет на дирижабле русской конструкции.

Газеты того времени писали о технических характеристиках аэростата следующее:
«Дирижабль имеет объём 890 м³. На нëм установлен мотор „Анзани“ в 25 лошадиных сил с водяным охлаждением. Длина баллона 51 аршин, а ладьи, подвешенной к баллону, — 25 аршин. На одной стороне лодки установлены мотор и другие механические приспособления, а на другой — небольшая металлическая корзина для пассажиров».
Всего сделал около 160 полетов и перевëз около 200 пассажиров. После гибели дирижабля «Киев» разработал новую конструкцию — рассчитанный на 12 человек гидродирижабль «Киев-2», гондола которого имела форму лодки и могла, в случае необходимости, держаться на воде. 9 октября 1912 г. он продемонстрировал его модель в 1/20 натуральной величины. Однако построить этот дирижабль не удалось.
Совершил поездку в Германию, где год работал на заводе Цеппелина. В 1921 году советское правительство поручило ему спроектировать дирижабль жёсткой конструкции, рассчитанный на 100 человек, с изменяющимся в полëте объёмом. В 1924 г. им был разработан оригинальный проект такого дирижабля, воплотить который вновь не удалось. Принимал участие в работе авиационного научно-технического общества. Умер конструктор в Киеве 31 мая 1926 года.


Этот день в авиации. 2 июня
1910
 - Сэр Чарльз Роллс, увлечённый пилот и пионер авиации, перелетел на биплане Short-Wright из английского Довера во французский Сангатт и обратно всего за 95 минут, установив новый мировой рекорд. Это событие состоялось менее, чем через год после полёта Луи Блерио, впервые пересёкшего Ла-Манш в одну сторону.
Этот день в авиации. 2 июня

1913 - Родился Алексей Фёдорович Богомолов — советский учёный-радиотехник, Герой Социалистического Труда (1957), лауреат Ленинской премии (1966) и двух Государственных премий СССР (1978, 1986).Академик Академии наук СССР с 1984 года (Российской Академии наук с 1991 года), профессор (1956), Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Главный конструктор (директор) ОКБ МЭИ с 1954 по 1989 годы. Основные направления работы ОКБ МЭИ в это время были: радиотелеметрия, траекторные измерения, фазовая пеленгация, антенные системы. А. Ф. Богомолов и возглавлявшийся им коллектив сотрудников ОКБ является создателем средств радиотелеметрии и траекторных измерений, обеспечивших разработку и испытания первых баллистических ракет, межконтинентальных ракет, запуск первых искусственных спутников Земли, проведения научных экспериментов в космосе.Принимал участие в испытании Р-16, случайно выжил в неделинской катастрофе 1960 года.Специалист в области разработок радиоастрономических и радиофизических комплексов и проведения важнейших исследований в космосе. Главный конструктор радиотехнических систем, учёный радиотехник. Член-корреспондент по Отделению общей и прикладной физики (радиофизика и радиотехника) с 1 июля 1966 года.Академик по Отделению общей физики и астрономии (астрономия) с 26 декабря 1984 года. Основные работы по радиотехнике и радиофизике, в том числе разработка больших радиотелескопов для приёма телепередач через ИСЗ «Молния» в системе «Орбита».Жил в Москве. Вышел на пенсию в 2000 году. Умер 12 апреля 2009 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве...

Этот день в авиации. 2 июня
1922
 - В Петроград на пароходе "Хансдорф" (Hansdorf) прибыли закупленные в Германии 18 Хальберштадтов С. V. Сначала они поступили в 1-й отдельный разведывательный авиаотряд, но через год были переданы военным лётным школам, где тоже не задержались. Хальберштадты C.V, как правило, не несли бомбовой нагрузки. Зато их оборудовали аэрофотоаппаратами, радиостанциями и электрообогревом кабин. В такой комплектации большинство этих машин применялось в качестве дальних высотных разведчиков.

Этот день в авиации. 2 июня
1923
 - Впервые поднялся в воздух одноместный истребитель Boeing Model 15 представлявший собой одноотсечный полутораплан с нижним крылом, имевшим меньшие хорды. Крылья были деревянные с полотняной обшивкой, однако фюзеляж был сварен из стальных труб. Расчаленное деревянное хвостовое оперение имело переставной стабилизатор, которым можно было управлять в полёте. Основные стойки неубирающегося шасси с хвостовым костылем имели общую ось, а тяга обеспечивалась рядным двигателем Curtiss D-12 мощностью 435 л. с. После первых тестовых проверок под обозначением XPW-9 она приняла участие в соревновании против самолётов Fokker XPW-7 и Curtiss XPW-8A. Благодаря достаточно хорошим характеристикам был получен заказ ещё на два самолёта XPW-9 для проведения расширенных оценочных испытаний. Третья машина имела раздельные оси основных стоек шасси, и эта конструкция была выбрана для 30 серийных самолётов PW-9, заказанных Армией и ВМФ США двумя партиями (12 и 18) в сентябре и декабре 1925 года.1 декабря 1925 года под обозначением F1B был выпущен первый из 14 заказанных для Морского корпуса США самолётов.

Этот день в авиации. 2 июня

1932 - Родился Ярослав Кириллович Голованов — советский и российский журналист, писатель и популяризатор науки, автор документальных книг по истории авиации и космонавтики. Автор 20 книг, более 1200 газетных и 160 журнальных статей. Лауреат двух высших журналистских премий «Золотое перо России»(1967,2001). Премия Ленинского комсомола (1974). Заслуженный работник культуры РСФСР (29 декабря 1982). Умер в мае 2003 года от инсульта. Похоронен на Даниловском кладбище в Москве...

Этот день в авиации. 2 июня

1936 - Первый полёт торпедоносца Т-1 (АНТ-41) Владимира Михайловича Мясищева, лётчик-испытатель Александр Петрович Чернавский. 28 мая 1936 года самолёт перевезли на Центральный аэродром, где располагался Отдел эксплуатации, лётных испытаний и доводок (ОЭЛИД) ЦАГИ. Там и начались заводские испытания Т-1. Ведущим лётчиком-испытателем назначили А П Чернавского. Сначала выполнялись рулёжки и пробежки, а 2 июня 1936 года был выполнен первый полёт, который продолжался 25 минут и закончился вполне благополучно. Началась обычная испытательная и доводочная работа Самолёт оказался простым в пилотировании, обладал хорошей устойчивостью и управляемостью, только для улучшения поперечного управления понадобилось немного увеличить площадь элеронов. После того, как это было сделано, лётчик А. П. Чернавский 3 июля 1936 года отправился в очередной испытательный полёт с заданием замерить максимальную скорость и опробовать самолёт на скорости, превышающей максимальную на 15% (в пикировании). Этот полёт стал для Т-1 роковым. Через семь минут после взлёта самолёт разбился в районе подмосковной железнодорожной станции Химки. Экипаж спасся на парашютах.

Этот день в авиации. 2 июня
1937
 - Поднялся в воздух головной серийный (опытного образца не было) французский транспортный самолёт Потэ 65. Всего изготовили 50 экз. Самолёты Потэ 65 использовались ВВС Франции с июля 1937 года и Румынии - с 1938 года.

Этот день в авиации. 2 июня
1943
 - На перехват высотного разведчика с Центрального аэродрома Москвы на самолёте Як-9 №1-29 с М-105ПД взлетел подполковник Л.А.Шолохов - инспектор по технике пилотирования 6 иак (истребительного авиакорпуса) ПВО Москвы. Лётчик набирал высоту на скорости 260 км/ч до высоты 6000 м, при этом температура воды была 105°С, масла - 95°С; турбомуфту начал включать с высоты 4000 м, на высоте 8500 м включил полностью; высотным корректором начал пользоваться с 8000 м. Двигатель работал хорошо, температуры воды и масла оставались в норме. На высоте 8500 м Л.А.Шолохов получил сообщение с КП 12 гв.иап: "Противник прошёл Внуково". В это время по следу инверсии он заметил на удалении 12 - 15 км самолёт противника, подходивший к южной окраине Москвы на большой высоте. Через 15 мин, идя с набором высоты, Як-9 догнал противника и, находясь на высоте по прибору 11650 м (приведённая по барограмме - 12210 м), был ниже его на 1000...1500 м. Температура воды была 110°С, масла - 105°С. Пилот видел желтые консоли крыла и неясные очертания крестов. В этот момент давление бензина упало до нуля и восстановилось при снижении до 10800 м. Самолёт набрал 11400 м по прибору, но двигатель "запарил". Температура воды была 112°С, масла - 110°С. Козырёк и фонарь покрылись слоем льда. Потеряв противника из виду, Л.А.Шолохов вынужден был прекратить преследование и пошёл на посадку. Полёт продолжался 59 мин. Полётная масса самолёта 2728 кг., включая горючее - 300 кг. и масло - 40 кг.

Этот день в авиации. 2 июня

1944 - Открытие в Полтаве авиационной базы особого назначения для челночных полётов бомбардировщиков США, командир базы - Александр Романович Перминов.

Этот день в авиации. 2 июня
1947
 - Поднят в воздух первый транспортный Ли-2 сборки завода №126 в Комсомольске-на-Амуре. Всего на авиационном заводе № 126 по 1950 год было построено 335 самолётов в транспортном варианте и 20 в пассажирском.

la9v.jpg
1947
 - Начались госиспытания Ла-9В. Ведущим инженером и вторым пилотом на этом этапе испытаний был Василий Иванович Алексеенко, ведущим лётчиком - Иван Михайлович Дзюба. Учебно-тренировочный истребитель, получивший первоначально обозначение Ла-9В (вывозной), отличался двухместной кабиной с дублированными пилотажно-навигационными приборами и приборами контроля ВМГ. сдвоенным управлением самолётом и двигателем, а также неубирающимся костыльным колесом. Количество бензобаков сократили до трёх, сохранив одну пушку НС-23 с боезапасом 100 патронов. Дополнительно установили оборудование для ночных полётов, шторки для обучения полёту по приборам в передней кабине, фотоустановку для плановой съёмки, переговорное устройство и приспособление для буксировки конуса.

Этот день в авиации. 2 июня

1949 - Лётчик-испытатель Сергей Николаевич Анохин произвёл ряд скоростных рулежек и подлётов на эксперементальном истребителе Су-17 ("Р") - первом в мире самолёте с отделяемой в полёте носовой частью фюзеляжа вместе с герметичной кабиной лётчика.

Этот день в авиации. 2 июня
1951
 - Взлетел предназначенный для аэробатики английский лёгкий многоцелевой самолёт Auster J-5F Aiglet Trainer (J-1В Aiglet). Выпускался во множестве вариантов до 1958 года.

Этот день в авиации. 2 июня

1955 - Директива Генштаба положила начало Научно-исследовательскому испытательному полигону №5 МО СССР, который ныне все знают как космодром Байконур.

Этот день в авиации. 2 июня
1957
 - В США состоялся полёт высотного воздушного шара "Manhigh-1". В гондоле летательного аппарата находился Джозеф Киттингер (Joseph Kittinger). Максимальная высота подъёма составила 29600 м.

Этот день в авиации. 2 июня

1958 - Первый полёт совершил экспериментальный истребитель Vought XF8U-3 Crusader III, лётчик-испытатель фирмы "Воут" Джон Конрад. В тот день Конрад поднял истребитель на высоту 20 000 футов (6100 м), разогнав его до 648 км/ч. Спустя 50 минут пришлось экстренно садиться из-за частичного отказа в системе управления, но опытному испытателю не составило труда успешно посадить самолёт на бескрайнюю и абсолютно ровную поверхность соляного озера Мюрок, где и находятся аэродромы авиабазы Эдварде. В течение двух дней неисправность была устранена и 4 июня машина отправилась во второй полёт.

Этот день в авиации. 2 июня
1960
 - Лётчик-испытатель Валентин Фёдорович Ковалёв установил на Ту-104Е последний для этого типа машины мировой рекорд, пролетев расстояние 2000 км с грузом 15 т со средней скоростью 959, 94 км/ч. Последняя пассажирская модификация Ту-104Е несла двигатели Прокофия Филипповича Зубца М16-15. Первый самолёт (СССР-42441) построили в 1959-м, и после установки экспериментального оборудования в январе следующего года он совершил первый полёт. Впоследствии на лётные испытания предъявили второй экземпляр (бортовой номер 42443). На Ту-104Е изменили механизацию крыла, установив предкрылки и дополнительный подфюзеляжный посадочный щиток.

Этот день в авиации. 2 июня

1965 - Первый полёт Aerotec Uirapuru. Это учебно-тренировочный самолёт, разработанный бразильской фирмой Aerotec S/A Industria Aeronautica. По результатам испытаний самолёта бразильские ВВС заказали 30 самолётов, поступивших на вооружение в 1969 году. В ВВС Бразилии самолёт получил обозначение Т-23 Uirapuru. Первые серийные самолёты изготовлялись с двигателями Avco Lycoming O-320-А, последующие партии с двигателем Avco Lycoming O-320-B2B. Самолёты так же поставлялись в ВВС Парагвая (8 самолётов) и Боливии (18 самолётов).  Всего было построено 155 самолётов, из них 100 для ВВС Бразилии.

Этот день в авиации. 2 июня
1966
 - Американская межпланетная станция "Surveyor-1" с первой попытки совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Океана Бурь в точке с координатами 2 градуса 27 минут южной широты и 43 градуса 13 минут западной долготы. Сразу после посадки была начата ретрансляция на Землю 11150 фотографий лунной поверхности.

Этот день в авиации. 2 июня

1969 - В строй ВМФ СССР вступил крейсер-вертолётоносец "Ленинград" (17500 тонн, 26 узлов, 4 ПУ ЗРК, 2 ПУ ПЛРК, 2 57-мм орудия, 14 вертолётов). Второй (после «Москвы») и последний противолодочный крейсер-вертолётоносец проекта 1123 советского ВМФ. Одна из самых ярких страниц биографии ПКР «Ленинград» - боевая операция по разминированию Суэцкого залива, выполненная в 1974-м. Исключён из боевого состава флота в 1991-м и в 1995-м продан на слом в Грецию.

Этот день в авиации. 2 июня

1972 - Британский "Конкорд" отбыл в рекламное заграничное турне по странам Ближнего и Дальнего Востока с посещением Австралии. В общей сложности самолёт произвёл 32 полёта общей продолжительностью свыше 70 часов, из них 23 часа - на сверхзвуке. "002" посетил 12 стран, пролетел около 74000 километров, перевез более 200 пассажиров. "Круиз" завершился 1 июля. Его коммерческие результаты стали куда более впечатляющими, чем в южноамериканском турне французского "Конкорда". С авиакомпаниями "Бритиш Эйруэйз" (бывшая ВОАС) и "Эр Франс" были заключены контракты на поставку пяти и четырёх самолётов, а китайская авиакомпания СААС подписала протокол о намерении купить три машины. Правда, в дальнейшем китайцы по какой-то причине отказались от сделки.

Этот день в авиации. 2 июня

1972 - Первый полёт Aеrospatiale SA 360 Dauphin. Первый прототип (F-WSQL) был оснащён турбовальным газотурбинным двигателем Turbomeca Astazou XVI мощностью 980 л. с. Главной отличительной особенностью вертолёта стал новый хвостовой винт-фенестрон, такой же использовался на лёгком вертолёте Gazelle. После выполнения 180 испытательных полётов на прототип поставили двигатель Astazou XVIIIA мощностью 1050 л. с. и новый несущий винт с лопастями из пластика. Дальнейшие доработки конструкции были направлены на снижение уровня вибраций и устранение земного резонанса. Серийный выпуск 11-местного варианта SA-360C Dauphin начался в 1974 году.

Этот день в авиации. 2 июня
1975
 - Женский мировой рекорд скорости по прямой - 2683,44 км/час, лётчик-испытатель Светлана Евгеньевна Савицкая на Е-133 (МиГ-25ПУ) ОКБ МиГ.

Этот день в авиации. 2 июня
1977
 - Катастрофа самолёта Ту-16, аэродром Бобруйск, КК командир отряда ст. л-т Харьков А.Н.
Экипаж выполнял перелёт с аэродрома Мачулищи на аэродром Бобруйск. После взлёта с высоты 1530 м перешёл на крутое пикирование с углом до 70° и столкнулся с землей. Экипаж и находившийся на борту ст.техник самолёта погибли.

Этот день в авиации. 2 июня

1983 - В Советском Союзе с космодрома Байконур в сторону планеты Венера ракетой-носителем "Протон-К/Блок Д1" запущена автоматическая межпланетная станция "Венера-15" ["4В-2", сер. №860].

Этот день в авиации. 2 июня

1986 - Рекорд дальности на дельтаплане установил американец Рэнди Хейни - 321,47 км.

Этот день в авиации. 2 июня
1989
 - Катастрофа самолёта Ту-22М3, аэродром Дягилево, КК Кузьмин.
Экипаж переучивался в ЦБП Дягилево (Рязань). При выполнении тренировочного полёта из-за неграмотных действий с арматурой кабины произошла остановка двигателей. Экипаж катапультировался благополучно, но штурман при посадке повредил руку, запутавшись стропами за дерево. До приезда команды ПСС штурман не смог самостоятельно освободиться от строп, рука была пережата и кровоснабжение в ней было нарушено. В госпитале провели несколько операций, руку пришлось ампутировать, причём дважды, из-за начавшейся гангрены, но это не помогло, через несколько дней он скончался.

Этот день в авиации. 2 июня

1995 - Два Рокуэлл В-1В, взлетев савиабазы в штате Техас, облетели вокруг Земли за 36 часов 13 минут 36 секунд.

Этот день в авиации. 2 июня

1994 - Образование АООТ "Авиаагрегат", г. Самара.

Этот день в авиации. 2 июня
1998
 - По программе STS-91 запущен космический корабль "Discovery №24" с астронавтами Чарльзом Прекуртом, Домиником Гори, Уэнди Лоуренс, Франклином Чанг-Диасом, Джанет Каванджи и Валерием Рюминым на борту. Стыковка с ОС "МИР" 4 июня. Последний полёт по программе "Мир" - "Шаттл".Грузовой отсек «Дискавери» был оформлен не так, как обычно. В его передней части была установлена внешняя шлюзовая камера, на верху которой размещалась стыковочная система шаттла ODS со стыковочным агрегатом типа АПАС. За шлюзовой камерой был установлен туннельный адаптер с люком для выхода в открытый космос. От него в направлении к одинарному модулю Spacehab SM шёл переходный туннель.Посадка 12 июня 1998 года.

Этот день в авиации. 2 июня

2001 - Первое выступление пилотажной группы "Небесные рыцари" на реактивных УТС L-29.

Этот день в авиации. 2 июня

2003 - В России в 17:45:26.236 UTC (21:45:26.236 мск) с 6-й пусковой установки 31-й площадки 5-го Государственного испытательного космодрома Байконур  в Казахстане стартовыми командами Росавиакосмос при поддержке боевых расчётов Космических войск РФ по заказу компании Starsem осуществлён пуск ракеты-носителя "Союз-ФГ" E15000-005 005 с разгонным блоком "Фрегат", которая вывела на траекторию полёта к Марсу европейский межпланетный зонд "Mars Express" с посадочным модулем "Beagle-2". Размеры зонда 1,5 х 1,8 х 1,4 м, масса - 1070 кг. Основная задача - изучение Марса с ареоцентрической орбиты на которую вышел 25 декабря 2003 года. Марсианская станция «Бигль-2» на связь не вышла.

Этот день в авиации. 2 июня
2009
 - Самолёт X-55A выполнил свой первый полёт на заводе No.42 ВВС США в Палмдейле (Калифорния). Это экспериментальный транспортный самолёт, созданный ВВС США по программе ACCA (Advanced Composite Cargo Aircraft). X-55A является демонстратором технологий, созданным на базе регионального самолёта Dornier 328J. Передняя и хвостовая части фюзеляжа, а также вертикальное оперение были демонтированы и заменены аналогичными агрегатами, полностью изготовленными из композиционных материалов. При этом они были изготовлены в низкотемпературных автоклавах. В частности, носовая и хвостовая части фюзеляжа формовались из двух частей: верхней и нижней. Число деталей конструкции, в том числе и крепежных элементов удалось сократить ровно на порядок по сравнению с обычной металлической конструкцией. Целью создания самолёта в рамках десятилетней программы Composite Affordability Initiative, которую реализует лаборатория AFRL, является изучение поведения конструкций из композиционных материалов в реальных полётных условиях и процесса их старения.

Картина дня

наверх