На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

Индия покупает Су-30 по двойной цене?

В Стране слонов, коров и храмов разгорается нешуточный скандал из-за покупок истребителей

Весь 2020 год в Индии не утихают политические разборки вокруг покупки 36 истребителей Rafale. Рахул Ганди, президент Индийского национального конгресса (ИНК) и потомок в пятом поколении династии Неру-Ганди, возглавил депутатскую комиссию Лок сабхи (нижняя палата парламента Индии) по расследованию сомнительной сделки.

По информации Рахула Ганди, контракт с Dassault Aviation имеет все признаки коррупции. Индия, заплатив 7,87 млрд евро (или 59 000 крор рупий, где 1 крор равен 10 млн. рупий) за небольшую партию французских истребителей, лишила себя ряда крупных национальных проектов. Зато якобы откаты полноводной рекой потекли из парижских банков в карманы индийских лоббистов.

Рахул Ганди утверждает, что изначально французы были готовы продать Rafale за 70 млн евро, но в результате накруток самолет подорожал до 218 млн евро.

Французы в ответ заявили, что высокая стоимость связана с усовершенствованиями в самой Индии — от возможности взлета с высокогорных аэродромов, таких как «Даулат-Бег-Ольди» в районе Лех в Каракоруме (5065 метров над уровнем моря) до усовершенствованного инфракрасного датчика поиска и отслеживания целей, а также супер-пупер РЭБ.

Более того, что индийцы, заплатив за 36 истребителей, получили право на эту начинку уже для 126 самолетов, что позволит им сэкономить на каждой машине, как утверждает премьер-министр Нарендра Моди, 59 крор, или 78 млн евро. Кстати, национальный аудитор Индии согласился с доводами правительства.

Тем не менее, Рахул Ганди напоминает, что сделка по Rafale имеет 50-процентную офсетную оговорку, которая означает, что некоторые запасные части для самолетов должны быть изготовлены в Индии. Чтобы выполнить свои обязательства фирма Dassault Aviation подписала контракт с рядом крупных фирм, принадлежащих Сатьяну Питрода, которого называют отцом индийской компьютерной и IT-революции.

А это в свою очередь очень похоже на откатную схему, при которой 109 млн евро за каждый Rafale возвращаются назад за модификацию движка и пару дополнительных электронных блоков. Правда, тут же значительная часть этих же денег опять перечисляется в Париж для закупки ключевых узлов. Кстати, во время дебатов по вопросу о недоверии правительству Моди 21 июля 2018 года Рахул Ганди так и не получил ответ, что именно французы передали индийцам в качестве ноу-хау.

Зато так и не были опровергнуты слухи, что сборка Rafale на площадках Hindustan Aeronautics Limited, ведущей индийской авиастроительной компании, освободила французов от какой-либо ответственности. Если это правда, то Dassault Aviation не предоставила своим комплектам истребителей вообще никаких гарантий.

В утверждении Рахула Ганди о том, что «были и другие альтернативы», безусловно, есть правда. Вместо золотых Rafale Индия могла бы купить Су-30, которые впервые поступили в тамошние ВВС еще в 2002 году и сегодня, по оценке индийских генералов, являются самым боеспособным активом Нью-Дели.

Но Нарендра Моди неожиданно ответил Рахулу Ганди, что Су-30МКИ обошлись Индии почти в два раза дороже, чем Су-30 для Китая. Более того, даже последняя версия Су-30СМ с движком АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги стоит значительно дешевле индийского варианта. Мол, если сделка по Rafale коррупционная, то и покупка «сушек» у России — тоже.

Что любопытно: первый контракт на покупку Су-30МКИ был заключен в 2000 году при премьер-министре Атал Бихари Ваджпаи, тогдашнем лидере Бхаратия джаната парти (БДП), той самой, которую сегодня возглавляет Нарендра Моди.

Есть мнение, что БДП создали в 1980 году на деньги британцев и американцев, чтобы прервать сближение Индии с Советским Союзом. Похоже, нечто подобное янки требует от Моди и сейчас уже по отношению к России. Но дело может быть даже не в большой политике.

Индийский культуровед Сучиндранат Айер в этой связи пишет, что в Стране слонов, священных коров и храмов вымогательство носит повсеместный характер и является национальной бедой. По его мнению, коррупция исторически особенно развита в полиции и армии. Так, собственно, было задумано и реализовано англичанами во времена своего колониального правления. И сегодня тем, кому по душе старые порядки, идут в Бхаратия джаната парти. Намек более чем прозрачен: без взяток вообще не бывает оборонных контрактов.

Как говорится, бог им судья. В любом случае, нет смысла разбираться в индийских разборках. Зато отметим, что в стоимость Су-30МКИ входят сборочные линии, рассчитанные на выпуск больших объемов истребителей. В частности, министр обороны Индии Субхаш Бхамре заявил, что на стоимость индийской «сушки» повлияли небольшие объемы производства. Он также сказал: «Сделка по лицензионному производству включала сборы за передачу технологий, которые пошли на пользу индийскому оборонному сектору, но стали причиной более высокой стоимости, чем если бы самолет был приобретен „с полки“ у России».

Похоже, сторонники контракта с Dassault Aviation просто пытаются перевести стрелки на компанию «Сухой». Так, аналитический журнал Military Watch отмечает, что «высокая стоимость Су-30МКИ по сравнению со всеми другими вариантами Су-30, включая гораздо более совершенные Су-30СМ, вызвала серьезные вопросы в индийском парламенте». Ясно, что кто-то пытается подложить под наш военный экспорт коррупционную бомбу.

Если сегодня Су-30МКИ обходится индийской казне в $ 62 млн, то такой же истребитель российского производства продается за $ 35−37 млн. Между тем, американцы считают, что реальная цена «тридцатой сушки» с учетом унизительного курса рубля не превышает $ 25 млн. В принципе, так делают все авиастроители: для своих армий они продают самолеты намного дешевле, чем для других. Правда, такие накрутки, исчисляемые сотнями процентов, вынуждают покупателей развивать свой ВПК.

Тем не менее, есть сигналы, что военное производство в Индии буксует, несмотря на огромные вливания и сборку на своих заводах. Если Пекин все-таки извлек выгоду из лицензионной сборки Су-27, а Пхеньян смог худо-бедно локализовать МиГ-29, то у Нью-Дели не получилось создать что-то подобное истребителю Су-30. Это означает, что широко разрекламированная программа Make in India («Делай в Индии») в области боевого самолетостроения себя не оправдала в полном объеме.

Отметим также, что намеки на внутреннюю коррупцию в сделках по Су-30МКИ зазвучали на фоне разговоров о приобретении Нью-Дели Су-57 Felon, доводка которого идет хорошими темпами. Даже янки признали, что российский истребитель-невидимка, наконец-то, начинает выглядеть опасным. Заокеанский эксперт Алекс Холлингс, изучив новые снимки нашего прайм-самолета заявил: «Честно говоря, он, Felon, выглядит намного лучше своих предшественников». С ним согласен Стив Тримбл, редактор отдела обороны Aviation Week: «Допуски на обшивочных панелях здесь значительно лучше, чем то, что мы видели на 11 предсерийных самолетах».

Несмотря на недоказанную критику Су-30МКИ, экономические и политические последствия покупки 36 истребителей Rafale за 7,87 млрд евро все-таки перевешивают, особенно на фоне укрепления европейской валюты и ослабления рубля. Именно поэтому на дискуссиях в Лок Сабхе уже не ставится вопрос, покупать у русских Су-57, или не покупать. И так ясно, что у Нью-Дели и впрямь нет альтернативы нашему истребителю пятого поколения. Вслед за поставками С-400 можно ждать и контракта на Felon.

Military Watch, изучив ход индийских споров, пришел к выводу, что Нью-Дели, скорей всего, купит Су-57 непосредственно у «Сухого», а не станет собирать невидимку на своей территории. Тогда один Felon индийцам обойдется примерно в такую же сумму, что и Су-30МКИ.

Александр Ситников

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх