1897 - Родился воздухоплаватель и ученый В.А.Семенов.
В Первую мировую войну Виктор Александрович Семенов командовал саперным взводом и был награжден орденом Святого Георгия.
После окончания академии В. А. Семенов — адъюнкт, по окончании адъюнктуры ведет преподавательскую работу по высшей математике.
Во время Великой Отечественной войны, в 1942 г., работал на ряде фронтов по указаниям командующих ВВС. В 1944 г. под руководством В. А. Семенова на кафедре воздухоплавания была проведена большая работа по механике привязных аэростатов заграждения.
В. А. Семенов – активный участник подготовки к изданию трудов Н. Е. Жуковского и К. Э. Циолковского. Руководил в течение многих лет секцией «Авиация и воздухоплавание» научных чтений, посвященных памяти К.
Автор более 50 научных трудов. Его учебники «Механика свободного аэростата», «Механика управляемого аэростата» стали настольными книгами многих воздухоплавателей.
Длительное время он руководил учебным отделом академии (1947–1950 гг., учебным отделом штаба — с 1933 г.) и являлся заместителем начальника академии по учебной и научной работе (1949—1953).
1899 - Родился полярный летчик М.В.Водопьянов.
В 1928 году окончил лётную школу «Добролёта».
В 1929 году — окончил Московскую лётно-техническую школу.
В качестве бортмеханика, а затем и лётчика участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане.
С 1929 года работал в управлении Дальневосточных воздушных линий «Трансавиация» общества «Добролёт» в Хабаровске.
9 января 1930 года на самолёте «СССР-127» проложил воздушный маршрут: Хабаровск — Оха — Александровск-на-Сахалине, названный «Трассой героев» и протяженностью 1 130 км.
С 1931 года работал на Центральном аэродроме в лётном отряде газеты «Правда», доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР. Потом летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам Москва — Ленинград, Москва — Иркутск, на остров Сахалин.
Зимой 1933 года в испытательном перелёте из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолёт разбился на озере Байкал. Бортмеханик погиб, а М. В. Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы (впоследствии только на голову наложили 36 швов).
В 1934 году, после долгой осады правительственной комиссии, добился отправки для участия в спасении челюскинцев. Вместе с В. Галышевым и И. Дорониным совершил перелёт длиной почти 6500 км из Хабаровска в Ванкарем на самолёте Р-5, без штурмана, без радиста, через хребты, через горы, по неимоверно тяжёлой трассе. Из Анадыря трижды летал к терпящим бедствие и вывез 10 человек. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, 20 апреля 1934 года ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. 4 ноября 1939 года М. В. Водопьянову была вручена медаль «Золотая звезда» № 6.
В 1936—1937 годах совершал полёты в Арктику, был командиром лётного отряда. 21 мая 1937 года на самолёте АНТ-6 (арктический вариант ТБ-3) во время первой высокоширотной советской экспедиции «Север» впервые в мире совершил посадку на лёд в районе Северного полюса, применив впервые тормозной парашют. Самолёт Водопьянова доставил группу зимовщиков, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). За это был награждён орденом Ленина (статуса дважды Героя Советского Союза в то время ещё не существовало).
Делегат XVIII съезда ВКП.
Участник советско-финляндской войны 1939—1940 в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов, был награждён орденом Красного Знамени. 2 февраля 1940 года присвоено звание комбрига.
Участник Великой Отечественной войны: с июля 1941 года — командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В ночь с 10 на 11 августа 1941-го лично участвовал во втором налёте на Берлин (в одном экипаже с Э. Пусэпом). Его самолёт Пе-8 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Через линию фронта вернулся к своим. За большие потери был смещён с должности командира дивизии, но продолжал совершать боевые вылеты как рядовой лётчик.
С 1946 года генерал-майор авиации М. В. Водопьянов — в отставке.
В 1948—1950 годах участвовал в военных высокоширотных экспедициях «Север» и «Север-2». В 1949 году был представлен к награждению второй медалью «Золотая Звезда», но получил орден Ленина (из-за секретности награждения).
Жил в Москве. Член Союза писателей, активно занимался литературной деятельностью. Умер 11 августа 1980 года.
1910 - Первый полёт военного дирижабля "Ястреб" производства завода Дукс, объёмом 2660 м3. 12 августа 1912-го дирижабль поднял четырёх человек на высоту 1800 м. К началу первой мировой войны считался устаревшим. 17 мая 1914-го совершил первый в истории ночной вылет по маршруту Гатчина — Луга — Гатчина
1922 - Первый полет истребителя Dewoitine D.1. D.1 был первым самолетом, разработанным Эмилем Девуатином после того, как он основал свою собственную компанию. Самолет имел металлический фюзеляж овального поперечного сечения и металлическое подкосное крыло схемы парасоль первоначально с обшивкой из дюралевых листов, а позднее с полотняной обшивкой. Состоял на вооружении во французских ВВС ВМС, а также ВВС Югославии, Швейцари, Японии и Италии
1923 - Родился Алан Шепард - американский астронавт, контр-адмирал американских ВМС. Первый американец, совершивший суборбитальный космический полёт. Второй космический полёт Шепард выполнил в качестве командира космического корабля «Аполлон-14», посадочный модуль которого совершил посадку на поверхность Луны.
1930 - Первый полет прототипа Boeing XP-9. Он стал первым истребителем-монопланом, произведенным американской авиастроительной компанией Boeing. Это был расчалочный высокоплан цельнометаллической конструкции. Уже первые полеты выявили очень плохую управляемость самолета, причиной чему послужила недостаточная площадь хвостового оперения. Обзор из кабины на посадке также оставлял желать лучшего, так как кабину разместили выше и сзади широкого крыла. Для улучшения управляемости на самолет установили новое вертикальное оперение большей площади с гладкой металлической обшивкой, однако решить проблему этим не удалось - доработанная модификация, названная XP-15, налетала всего 15 часов, после чего все полеты на ней прекратили.
Самолет с августа 1931 года использовался только как наглядное пособие. Изначально предполагалось заказать для проведения эксплуатационных испытаний партию из пяти самолетов Y1P-9, но контракт реализован не был.
1934 - Родился летчик-испытатель С.Г.Близнюк.
В 1957 году Близнюк окончил военное авиационное училище лётчиков в Ейске, после чего остался в нём лётчиком-инструктором. В 1960 году был уволен в запас.
После увольнения в запас работал лётчиком инструктором Вяземского лётного центра ДОСААФ и дежурным механиком в аэропорту «Внуково». В 1961 году Близнюк окончил высшую лётную школу Гражданского воздушного флота в Ульяновске, до 1963 года работал пилотом. В 1965 году он окончил школу лётчиков-испытателей.
В 1965—2000 годах был лётчиком-испытателем (с 1987 года — старшим лётчиком-испытателем) конструкторского бюро Ильюшина. Участвовал в испытаниях пассажирских самолётов «Ил-96-300» и «Ил-96МО», транспортного самолёта «Ил-96Т», штурмовика «Ил-102», самолётов «Ил-38», «Ил-62М», «Ил-70», «Ил-76К», «Ил-76Т», «Ил-80», «Ил-86» и ряда других. В 1975 году Близнюк в качестве второго пилота установил 21 по счёту мировой авиационный рекорд скорости на самолёте «Ил-76».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 февраля 1990 года за «мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники» лётчик-испытатель Станислав Близнюк был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Проживал в Москве, работал заместителем начальника лётно-доводочного комплекса КБ Ильюшина, начальником лётно-испытательной станции. Скончался 14 октября 2008 года.
1938 - В Гран-Пале, Париж, открылся шестнадцатый международный авиасалон.
1942 - Первый полет дальнего связного самолета для нужд японской армии Tachikawa Ki-77 под управлением пилотов Камады и Hагатомо.
После решения всех проблем с охлаждением двигателей при рулежках на земле на Ки 77 20-21 апреля 1943 г был совершен беспосадочный перелет из Фусса под Токио до Сингапура протяженностью 5330 км за 19 часов 13 минут. Второй опытный самолет был облетан через месяц. Его готовили к перелету в Германию. Самолет стартовал 7 июля 1943 г, но пропал где-то над Индийским океаном предположительно был сбит британскими истребителями.
Hе смотря на ухудшающуюся ситуацию в войне, японцы решили осуществить неофициальную попытку побития мирового рекорда дальности полета по замкнутому маршруту. Был выбран треугольник Синкинг-Пейченггу-Харбин над городами Маньчжурии протяженностью 865 км. Старт состоялся 2 июля 1944 г с аэродрома Синкинга. Первый опытный самолет, тот самый, что первоначально готовился для перелета в Hью-Йорк, преодолел за 57 часов 12 минут 19 кругов всего 16 435 км, что позволило японцам установить новое, правда неофициальное, мировое достижение в дальности полета.
1943 - Рекорд скорости на Як-3 с двигателем ВК-107А установил П.Я. Федрови - 717 км/час.
Проектирование нового Як-3 было ориентировано в первую очередь на резкое повышение лётных данных, чтобы обеспечить ему решающее превосходство в воздушных боях с истребителями противника. На самолёте установили новый мотор М-105ПФ-2 (с 1944-го - ВК-105ПФ-2). С 1944-го Як-3 начали выпускать серийно. Воздушные бои показали полное их превосходство над истребителями противника. На Як-3 сражались французские лётчики полка "Нормандия-Неман". За 1944-1945 годы было построено 4560 этих машин.
1943 - Британская авиация начала операцию «Берлин», цель которой по выражению маршала Харриса — «испепелить этот кошмарный город из конца в конец». Она продолась вплоть до марта 1944 г., хотя и в последующем город подвергался неоднократным ударам с воздуха. На столицу Третьего рейха было совершено 33 массированных налета силами 10 тыс. бомбардировщиков, сброшено 50 тыс. т бомб.
1944 - С аэродрома Какамигахара шеф-пилот фирмы Хаяши впервые поднял японский экспериментальный тяжелый истребитель большой дальности Ki-83 в воздух.
Два оснащенных турбокомпрессорами двигателя Мицубиси На-211Ru мощностью 2200 л.с. были размещены в хорошо проработанных с точки зрения аэродинамики мотогондолах, а эжекторные выхлопные патрубки, выведенные в заднюю часть гондол, обеспечивали дополнительную тягу. Крыло характеризовалось тщательно проработанным профилем, близким к ламинарному. Таким же аэродинамически чистым был и фюзеляж, из которого выступал только каплевидный фонарь кабины пилота. Кабина второго члена экипажа - радиооператора - располагалась в центральной части фюзеляжа и из его обводов не выступала. Наступательное вооружение самолета, состоявшее из четырех пушек (двух 30-мм Но-105 и двух 20-мм Но-5), было сгруппировано в носовой части фюзеляжа. Дополнительно имелась возможность нести на внешней подвеске под крыльями две легкие осколочные бомбы массой 30-50 кг или дополнительные топливные баки.
Самолет отличался феноменальной маневренностью, особенно на вертикалях. Например, на высоте 2895 метра при скорости 648 км/ч он совершал петлю всего за 31 секунду, а диаметр этой петли составлял всего 670,5 метра.
1948 - Родился летчик-испытатель У.Н.Султанов.
Заслуженный лётчик-испытатель РФ (18.12.1997), майор.
Родился 18 ноября 1948 года в селе Никифарово Альшеевского района (Башкортостан). В 1967 окончил Казанское суворовское военное училище.
В армии с 1967. В 1971 окончил Харьковское ВВАУЛ, оставлен в нём лётчиком-инструктором. С 1977 - в запасе.
В 1978 году окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1981 - Московский авиационный институт. С декабря 1978 - на лётно-испытательной работе в ЛИИ.
Провёл испытания ряда бортовых самолётных систем и оборудования на МиГ-21, МиГ-29, Су-9, Су-27 по тематике института. Участвовал в прочностных испытаниях Су-24, Су-25, Су-27, МиГ-31; в испытаниях силовых установок МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, Су-24.
С 1985 - космонавт-испытатель ОКПКИ. В 1987 окончил Центр подготовки космонавтов. Прошёл подготовку по программе «Буран», в ходе которой проводил отработку системы ручного управления и системы автоматической посадки на Ту-154ЛЛ и МиГ-25ЛЛ, оснащённых системой управления «Бурана». С 1988 года планировался в МАП в качестве второго пилота дублирующего экипажа «Бурана» для первого пилотируемого полета.
В 1988 году готовился к пилотированию МиГ-25 при встрече «Бурана» после первого орбитального полета и был дублером Магомеда Толбоева.
В 1991-1992 годах участвовал в летной подготовке французских космонавтов и летчиков по программе пилотирования воздушно-космических самолетов. В 1991 был инструктором Жан-Лу Кретьена (Jean-Loup Chretien), в 1992 году - Жан-Пьера Эньере (Jean-Pierre Haignere) и летчика Ги Мито.
Летом 1992 года проходил подготовку и участвовал в показательных полетах на выставке «Мосаэрошоу-92». Выполнял на самолете Ту-154 снижение по крутой глиссаде и высший пилотаж на предельно малых высотах на самолете МиГ-29.
С 16 ноября 1992 по 1997 год работал заместителем начальника Школы летчиков-испытателей ЛИИ по летной службе.
Установил 10 мировых авиационных рекордов. В июле-августе 1997 года во время двух полетов на МиГ-25ПУ установил 4 мировых рекорда по максимальной высоте горизонтального полета без груза в классе самолетов до 35 тонн и самолетов свыше 35 тонн, а также 6 мировых рекордов по скорости набора высоты (3, 6, 9, 12, 15, и 20 км).
Имеет налет более 4000 часов на 48 самолетах и их модификациях.
Уволился из ЛИИ 22 марта 2002 года.
1948 - Катастрофа Ли-2, СССР-Л4275, Таджикского управления ГВФ близ Ленинабада, Аэрофлот (СССР), Таджикское управление ГВФ, 8 трансп авиаотряд
Самолет, выполнявший полет с 2 379 кг груза на борту, выполнил взлет в 05:17. Маршрут до Ленинабада проходил через Самарканд и Джизак. На участке маршрута Джизак-Ленинабад прогнозировалась нелетная погода. Несмотря на это, самолет был выпущен, а этот прогноз на борт передан не был. На участке маршрута от Джизака самолет вошел в облака. В нарушение НПП-47 командир экипажа не предпринял мер для выхода из облаков, а стал пробивать облачность. По прогнозу ветер был западный, а фактически был юго-западный. Самолет сносило влево, а командир не мог определить этого, находясь в облаках. Он оказался в непосредственной близости от хребта Могол-Тау. В 07:05 было получено последнее сообщение с борта. Вскоре он столкнулся с западным склоном хребта на высоте 700 м, идя в облаках со снижением. Выжил один из вторых пилотов.
Погибло 4 члена экипажа.
1949 - Douglas C-74 Loadmaster пересёк Северную Атлантику со 103 человеками на борту.
1949 - Образовано ОКБ-134 (ныне Гос.МКБ «Вымпел»), когда группа конструкторов под руководством Ивана Торопова, занимавшаяся созданием управляемых ракет класса «воздух-воздух», была переведена с химкинского авиазавода № 293, который возглавлял Матус Бисноват, в подмосковное Тушино на завод № 134, руководимый ранее авиаконструктором Павлом Сухим. Завод № 134, головное предприятие по разработке управляемых ракет класса "воздух-воздух", "воздух-поверхность" и зенитных ракет. В пятидесятые годы были созданы первые отечественные управляемые ракеты класса "воздух-воздух", принятые на вооружение армии.
1952 - Боевая потеря трёх МиГ-15 781-го ИАП Тихоокеанского флота СССР (аэродром Унаши).
Четыре палубных истребителя F-9F USN VF-781 произвели взлёт с авианосца "Орискани" и по наведению с самолёта ДРЛО AD-3W вышли на перехват четырёх неопознаных целей. Неопознаные самолёты сближались с кораблями 77-го оперативного соединения, в результате чего был сделан вывод об их враждебных намерениях. Идентифицировав противника как истребители МиГ-15, лётчики F-9F-5 осуществили привентивную атаку и подбили один самолёт (лётчик старший лейтенант Пахомкин пытался дотянуть до аэродрома, но упал в море на траверзе мыса Гамов). В завязавшемся бою ещё два МиГа были сбиты.
Позднее выяснилось, что сбитые МиГ-15 принадлежали авиации ВМФ СССР и несли советские опознавательные знаки, таким образом, в нейтральных водах были уничтожены машины стороны, формально не принимающей участие в Корейском конфликте (в непосредственной близости от которого инцидент имел место). ... Советские лётчики капитан Виктор Белов, старшие лейтенанты Александр Вандаев и ст. Владимир Пахомкин погибли.
1964 - Первый полет Grumman C-2 Greyhound. Это специальный транспортный самолет, созданный для доставки довольствия, запчастей, персонала и прочих грузов на палубу авианосцев, находящихся в море. Уже 2 декабря самолет был официально принят на вооружение ВМС США. Поставки серийных самолетов начались в 1966 г. и прошли в три этапа: первый, 1966-1967 г., 17 машин, в 1970-1971 г., 8 машин, и в 1973-1975 г., 9 машин.
1966 - Капитан William J. Knight на самолёте North American X-15 установил рекорд скорости 6,33М (6840 км/ч). (В свой день рождения, кстати)
1967 - Первый полет Mirage III G. Dassault Mirage G — серия из трёх экспериментальных самолётов французской авиастроительной корпорации Дассо. На всех отрабатывалась технология создания боевых самолётов с крылом изменяемой стреловидности. Благодаря механизация крыла, состоявшей из мощных двухщелевых выдвижных закрылков и предкрылков, на взлете и посадке у экспериментального самолета Mirage G коэффициент подъемной силы был в пять раз больше, чем у треугольного крыла истребителя Mirage III. Всего было построено по одному прототипу Mirage III G, Mirage G4 и G8.
1967 - Постановление о разработке и запуске в серию С-32 (Су-17) на ДМЗ (Комсомольск-на-Амуре). Истребитель-бомбардировщик, разработанный на основе Су-7. Первый советский самолёт с крылом изменяемой геометрии. Три десятилетия состоял на вооружении ВВС СССР и России, широко экспортировался, применялся в ряде вооружённых конфликтов
1972 - Первая посадка Як-З6М (Як-38) на палубу противолодочного крейсера «Москва»; М.С. Дексбах. Опытный Як-З6М сел на первый построенный к тому времени вертолётоносец «Москва» для выполнения контрольной программы лётных испытаний. С учетом их результатов было сделано предварительное заключение рекомендовать самолёт к серийному выпуску, а через два года первые две машины опустились на палубу нового тяжелого авианесущего крейсера «Киев».
1978 - Первый полет палубного истребителя МакДонелл Дуглас F/A-18 "Хорнет", США, пилот Джон Эдвард (”Джек") Крингс
1983 - Во время полёта Ту-134А по маршруту Тбилиси – Батуми – Киев - Ленинград с 57 пассажирами и 7 членами экипажа на борту группа вооруженных преступников смертельно ранила бортмеханика и заместителя начальника лётно-штурманского отдела УГА Грузинской ССР и потребовала изменить курс, посадить самолёт в Турции. Командир экипажа не подчинился требованию преступников и произвел посадку в Тбилиси. Преступники захватили пассажиров в качестве заложников и настаивали на выполнении ранее выдвинутых требований. Председателем КГБ СССР было дано указание немедленно направить в Тбилиси сотрудников спецподразделения 7-го управления для освобождения заложников.
Во время операции пассажиры находились в шоковом состоянии, было много раненых, некоторые не могли перемещаться без посторонней помощи. Отец ребёнка, который использовался заложниками в качестве живого щита, не смог сам вынести его из самолёта. Попросил об этом, сказав, что только штурмовикам может доверить малыша. Штурм самолёта и эвакуация пассажиров в общей сложности заняли восемь минут. Обезвредили всех преступников - четверых мужчин и одну женщину. У террористов было изъято два пистолета ТТ, два нагана, а также две гранаты РГД-1 и Ф-1. Как выяснилось впоследствии, эти гранаты были учебными, со вставленными в них боевыми запалами. При покупке оружия продавцы воспользовались невежеством террористов и всучили им болванки. Но ни преступники, ни штурмовики об этом не подозревали.
С рассветом 19 ноября кровавая трагедия завершилась. Бандиты застрелили лётчиков Завена Шарбатяна, Анзора Чедия, двоих пассажиров, зверски замучили бортпроводницу Валентину Крутикову. Получили тяжёлые ранения и остались инвалидами штурман Плотко и бортпроводница Ирина Химич.
Суд приговорил всех оставшихся в живых террористов к высшей мере наказания - расстрелу.
1985 - Первый космический челнок «Энтерпрайз» доставлен в международный аэропорт Вашингтона Даллеса на борту самолета-шаттла Boeing 747 и передан из Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства в Смитсоновский институт для возможного музейного показа.
«Энтерпрайз» был построен компанией «Rockwell International» и передан НАСА в январе 1977 года. Он не был предназначен для полётов в космос.
Испытания по отработке посадки проводились со специально оборудованного самолёта (Boeing 747SCA). «Энтерпрайз» закреплялся на фюзеляже самолёта сверху для проверки его аэродинамических характеристик. Первые полёты проводились без экипажа, затем в кабине шаттла находились пилоты, следившие за приборами. В пяти последних полётах «Энтерпрайз» отцеплялся от носителя и совершал планирующий полёт под управлением экипажа, который вручную сажал его на высохшее соляное озеро.
Программа испытаний продолжалась девять месяцев и показала, что шаттл способен летать в атмосфере и приземляться как самолёт.
Проводились также вибрационные испытания в стартовой конфигурации с внешним топливным баком и твердотопливными ускорителями.
Позже на «Энтерпрайзе» отрабатывались все усовершенствования, внедрявшиеся на лётных экземплярах шаттлов.
1985 - Cessna приобретается General Dynamics. В 1984 году основатель компании, Дуэйн Уоллес, отошёл от дел, передав бразды правления новому директору, Рассу Мейеру. Мейер немедленно принялся за реструктуризацию компании. Первым шагом стала продажа Cessna концерну General Dynamics.
2017 - Первый полет многофункционального авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения (МАК РЛДН) А-100 с аэродрома Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева. Антенный комплекс построен на базе антенны с активной фазированной решёткой.
Свежие комментарии