На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Легендарные самолеты С-47 так и не попали в музей

Пять лет назад был повторен подвиг времен Второй мировой

В 2015 году два ветерана Второй мировой войны – транспортные самолеты С-47 постройки 1942 и 1943 годов – пересекли Берингов пролив и через Анадырь, Магадан, Якутск, Братск, Красноярск, Екатеринбург добрались до Москвы. На фоне общего похолодания во взаимоотношениях России и США интернациональные экипажи смогли преодолеть 16 тыс.

км не самого простого даже для современных авиалайнеров маршрута, напомнив участникам аэрокосмического салона МАКС-2015, что у двух стран куда больше общего, чем это иногда кажется политикам.

Идея отметить таким образом 70-летие Победы, напомнив о роли ленд-лиза в ее достижении, родилась у Сергея Баранова – главы «Русского авиационного общества». Поддержали ее и американцы из некоммерческой организации Фонд BRAVO 369, а также компании Wargaming. На удивление, поддержал инициативу МИД России, Администрация президента и посольство США в Москве. Баранов заявлял, что для «Русавиа» это не просто перелет по исторической трассе «Аляска–Сибирь», а продолжение жизненной позиции.

«Наш проект посвящен одному из масштабных событий советско-американского сотрудничества, мужеству и героизму его участников и направлен на возрождение исторической памяти. Это будет не только демонстрация отдельного исторического эпизода Второй мировой войны, но и его популяризация в образовательных целях, а также в целях укрепления российско-американских отношений».

С конца 1990-х годов «Русавиа», помимо основной деятельности, связанной с авиаремонтом и поставками аэродромного оборудования, занималось реставрацией исторических самолетов времен Великой Отечественной войны. Легенды отечественного самолетостроения, восстановленные до летного состояния, передавались в музеи, постоянно принимали участие в летных показах на международных авиасалонах и выставках. Издательство «Русского авиационного общества» в содружестве с ведущими историками авиации на документальной основе подготовило и опубликовало более 50 книг и альбомов по истории авиации.

В этом ряду история трассы «АлСиб» занимает особое место. В первые дни Великой Отечественной войны СССР потерял более 16 тыс. самолетов. Поставки авиатехники по ленд-лизу стали настоящим спасением. Маршруты доставки боевой техники и стратегических грузов в СССР через Северную Атлантику в Мурманск и через Тихий и Индийский океаны в Иран были очень сложными и крайне опасными. В октябре 1941 года Государственным Комитетом обороны было принято решение о создании более эффективного и недосягаемого для противника маршрута доставки самолетов из США в СССР.

Только за три года боевых действий на Восточный фронт из США в СССР через Сибирь было переброшено 7926 боевых самолетов. С авиационных заводов США машины перегонялись до авиабазы в городе Грейт-Фоллс в штате Монтана. Далее начинался первый отрезок маршрута: перегонка самолетов из Фэрбенкса (Аляска) до Уэлкаля протяженностью 1493 км, над дремучими лесами долины реки Юкон до города Нома на побережье. Далее через Берингов пролив и над пустынной тундрой Восточной Чукотки. Второй участок: от Уэлкаля до Сеймчана – 1450 км над безлюдной Центральной Чукоткой и Колымским хребтом. Третий: Сеймчан – Якутск был самым тяжелым. Приходилось преодолевать 1167 км через полюс холода, где температура доходила до минус 60, над обширной высокогорной территорией с Верхоянским и Черским хребтами, на больших высотах в кислородных масках. Четвертый участок: от Якутска до Киренска составлял 1330 км над глухой тайгой. Последний, пятый участок от Киренска до Красноярска был самым коротким – 960 км. Он также проходил над сплошной тайгой, частично вблизи реки Лены. Во время перегонки самолетов над этими районами погибли более 230 наших и 130 американских летчиков.

Подготовка проекта перелета шла два года. В 2013 году под эгидой «Русавиа» была создана некоммерческая организация – Ассоциация «Авиационно-историческое общество «Аляска–Сибирь 2015» (Ассоциация «Алсиб 2015») и образован оргкомитет проекта, который возглавили дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Алексей Леонов и Герой России, главком ВВС в 1991–1998 годах Петр Дейнекин. Предстояло решить много задач, сформировать экипажи. Командирами назначили российских летчиков Валентина Лаврентьева и Александра Рябинина. Затем нужно было найти самолеты.

Нашли военно-транспортные Дуглас С-47 «Скайтрейн». Оказалось, что за послевоенные годы с карты России исчезли 17 аэродромов «подскока», из-за этого участие Фонда BRAVO-369 на истребителях АТ-6 «Тексан» стала невозможным. Машины не смогли бы преодолеть сегодня ни один перегон. Из-за этого «Русавиа» приобрело два военно-транспортных самолета Дуглас С-47 «Скайтрейн», построенных в 1942–1943 годах. Впрочем, и этим «дальнобойщикам» приходилось дозаправляться в воздухе. В отличие от современных бомбардировщиков происходило это прямо в салоне по ходу полета. Экипаж с помощью ручного насоса качал авиакеросин в баки машин.

После покупки оба транспортника были переименованы. Им присвоили имена летчика-космонавта Алексея Леонова и первого советского министра Гражданской авиации СССР, маршала авиации Евгения Логинова. Но даже без этих громких имен машины вполне оказались легендарными. Так, «Алексей Леонов» высаживал десант в Нормандии. Засветился в фильме об английском супершпионе Джеймсе Бонде «Квант милосердия». Кстати, в съемках участвовали и члены американского экипажа «АлСиб» – отец и сын Фрэнк и Гленн Моссы. Именно они пилотировали машину, загримированные под Дениэла Крейга и Ольгу Куриленко. «Евгений Логинов» участвовал в доставке грузов войскам союзников в Северной Африке.

Перелет прошел относительно спокойно. Машины работали как часы. Экипажи четко выдерживали график. Неожиданностью стало внимание людей, приходивших встречать «Скайтрейны» в аэропортах посадки. Их прилет в Братск буквально парализовал город. Было ощущение, что в этот день все жители были на летном поле. Из-за многокилометровой автомобильной пробки на подъезде к воздушной гавани люди бросали транспорт и шли пешком. И так было во всех городах следования: митинги, встречи с военно-патриотическими и историческими клубами, выступления в школах и университетах. В Москве на открытии авиасалона МАКС-2015 президент Владимир Путин в приветственной речи отдельно подчеркнул мужество и настойчивость организаторов перелета.

Для Алексея Леонова перелет по трассе Аляска–Сибирь имел еще одно историческое значение. Летом 2015 года исполнялось 40 лет со дня совместного экспериментального пилотируемого полета советского космического корабля «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон». Стыковка «Союза-19» и «Аполлона» была совершена 17 июля 1975 года в рамках Соглашения между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Командиром советского космического корабля был Алексей Леонов.

После перелета в 2015 году предполагалось, что «Скайтрейны» будут переданы в дар Центральному музею Вооруженных сил, не будут стоять без дела и станут участвовать в различных военно-патриотических акциях и даже, возможно, станут летным аттракционом парка «Патриот».

К сожалению, пять лет спустя планам и ожиданиям организаторов перелета не суждено было сбыться. 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх