В Неваде, похоже, начинаются реальные испытания NGAD, который должен прийти на смену F-22
В конце января американской компанией Planet Labs опубликовано несколько очень интересных спутниковых снимков таинственного самолета, покинувшего ангар под названием «Беги и прячься», который находится в южной части «Зоны 51».
Речь идет о самом секретном испытательном центре ВВС США Грум-Лейк, о котором нужно обязательно немножко рассказать.Первым самолетом, прошедшим тестирование в «Зоне 51», был самолет-шпион U-2, тот самый супер-пупер (естественно, на 1955 год) воздушный разведчик, который был сбит нашими зенитчиками 1 мая 1960 года под Свердловском.
После его перехвата, ставшего серьезным ударом по репутации США, обиженный на «коммуняк» авиаконструктор Кларенс «Келли» Джонсон разработал футуристический SR-71 «Blackbird», высотный сверхзвуковой (3,3 Маха) разведывательный самолет, предназначенный, как в свое время с пафосом рекламировали янки, для преодоления любых средств ПВО противника. Он тоже «доводился до ума» в «Зоне 51». Однако в 1996 году было принято решение отправить машину на пенсию из-за очевидной уязвимости перед русскими ЗРК.
В «Зоне 51» засветился странный реактивный самолет под не менее забавным названием «Tacit Blue», что переводится, как «Молчаливый синий». На самом же деле тот взлетал с ревом и был окрашен в белый цвет. Аппарат напоминал стандартный школьный автобус с прямыми крыльями. После 200 часов эксплуатации его от греха подальше переместили в Национальный музей ВВС США на базе ВВС Райт-Паттерсон. Как признали летчики-испытатели, хуже машину не придумаешь.
Тестировали в «Зоне 51» всем известный и самый массовый самолет ВВС США F-16 Fighting Falcon. Причем, по информации Popular Mechanics, его специально создали «для воздушного боя с российскими истребителями».
В «Зоне 51», как черт из табакерки, появился самолет F-117 Nighthawk («Ночной ястреб»), который был спроектирован и построен в условиях абсолютной секретности. Янки с него буквально пылинки сдували. Они были уверены, что «Ночной ястреб» неуязвим для любых ПВО, однако его, как и U-2, ждала судьба-злодейка в виде ЗРК С-125 «Печора». 27 марта 1999 года вблизи сербской деревни Буджановцы F-117 был уничтожен советской ракетой 5В27Д.
В секретном испытательном центре ВВС США в Грум-Лейк зачем-то испытывали и пассажирский Boeing 737. Что он там делал, до сих остается тайной. Но лайнер достаточно долго летал в «Зону 51» из международного аэропорта Маккаран в Лас-Вегасе, причем ежедневно в течение несколько месяцев, после чего отправлялся в обычные рейсы. Злые языки утверждают, что хитрые янки спрятали в нем шпионское оборудование.
В 1996 году из «Зоны 51» взлетел YF-118G Bird of Prey («Хищная птица»). Этот самолет в США назвали научно-исследовательским, созданным «ради интереса» без каких-либо перспектив для оперативного использования. Типа, потом опробованные технологии «выстрелили». Забавно, конечно, читать такие объяснения топ-менеджеров компании Boeing. Впрочем, на то они и «манагеры», чтобы провалы выдавать за достижения.
Но самое интересно (по крайней мере для россиян) заключается в том, что в «Зоне 51» на протяжении десятилетий ключевой целью тамошних специалистов были испытания наших Су и МиГ, которых объединили в две эскадрильи — 413 и 447 под общим названием «Красные орлы».
Известно, что 5 сентября 2017 года Су-27, обозначенный в реестре Пентагона как самолет ВВС США, потерпел крушение во время испытательного полета. Тогда погиб пилот Эрик Шульц, кстати, командир эскадрильи и обладатель шести научных степеней, включая докторскую в области аэрокосмической инженерии. В отчете сказано, что «не справился с управлением».
Логично, что нынешнее появление в «Зоне 51» нового самолета взволновало экспертное сообщество. Дело в том, что за ангаром «Беги и прячься», построенного восемь лет назад, местные журналисты следили с пика Тикабу, находящегося в 42 км к востоку от секретного полигона. Ближе подходить им было нельзя — пристрелят охранники. И все это время не отмечалось ни одного телодвижения около таинственного объекта.
И вдруг на снимке от 26 января 2022 года на бетонной полосе, ведущей из ангара, появилось каплевидное пятно. Разрешение в три метра не позволяло понять, что именно находится внизу. На более высококачественной фотографии Planet Labs, датированной 29 января 2022 года, можно было уже рассмотреть силуэт самолета, что сразу же стало сенсацией.
Машина имеет размеры Су-27, где-то 20−22 метра в длину и 15 метров в ширину, но по профилю напоминает французский «Конкорд», хотя и без задних оперений. Судя по очертанию, этот летательный аппарат сделан по схеме «летающего дельта-крыла».
Заокеанское экспертное сообщество предположило, что ангар «Беги и прячься» покинул самолет NGAD (Next-Generation Air Dominance, что переводится, как «Господство в воздухе следующего поколения»). Однако, гуляющие в сети изображения демонстратора 6-го поколения ВВС США отличаются от снимков Planet Labs. Новинка не имеет изогнутой передней кромки крыльев в стиле «оживаль», характерной для «Конкорда». Впрочем, есть и другое мнение: мол, машина, скорее, похожа на обрубок «фланкера».
Между тем, самолет NGAD, по словам начальника штаба ВВС генерала Чарльза Брауна, будет похож на F-22 Raptor по спектру задач, хоть и обозначен, как «система систем». Главное отличие 5-го поколения от 6-го, опять-таки, если ссылаться на этого генерала, заключается в способности истребителя преодолевать гигантские расстояния, сохраняя «невидимость» для средств ПВО. По большому счету, Raptor вполне устраивает американцев, но его потенциальная ценность в конфликте с Китаем в Индо-Тихоокеанском регионе существенно ограничена боевым радиусом действия.
Одно время была идея посылать за каждым F-22 самолет-заправщик, но в ходе имитационных боев выяснилось, что летающие цистерны являются легкой целью как для ВВС КНР, так и для ВКС РФ. Но это не все сложности, связанные с NGAD. Огромная проблема заключается в его цене. Если, к примеру, сегодня начать выпуск Raptor, то каждый обойдется в четверть миллиарда долларов. А с опциями в виде техобслуживания — в полмиллиарда. Неподъемные даже для Штатов.
Сколько же тогда будет стоить «система систем»? Миллиард? В заокеанской прессе появились версии, что ВВС выберут «бюджетную» версию NGAD без «системы систем» и предпочтут малозаметность на уровне F-35. Правда, против этого выступают многие генералы Пентагона.
В этом плане интересна оценка Уилла Роупера, бывшего помощника министра ВВС по закупкам, технологиям и логистике. Он привел свои расчеты, которые показывают, что США должны обновлять парк своих передовых самолетов раз в пять лет, чтобы гарантированно доминировать в небе. Дескать, за это время русские или китайцы придумают «вещь», которая поставит под сомнение звездно-полосатое господство в воздухе.
Однако ангар «Беги и прячься» был построен восемь лет назад, и только сейчас появилось что-то похожее на Су-27 без хвоста, причем даже американцы разглядели на спутниковом снимке реактивные струи. В любом случае, сегодня слишком мало информации, чтобы давать даже приблизительные оценки.
Если же в ближайшие пару лет не состоится презентация NGAD, или на худой конец NGAD Light хотя бы для замены F-16, то с большой долей вероятности новинку будет ждать судьба YF-118G.
Возможно, правы те эксперты по инженерии, которые утверждают, что человечество подошло к пределу своих возможностей по созданию запредельно сложных систем. Дескать, без искусственного интеллекта дальнейший прогресс будет сопровождаться такими гигантскими усилиями, после чего «овчинка выделки не стоит». Всё дело в том, что незаметные погрешности проектирования, которые терпимы для самолетов пятого поколения, неприемлемы для техники следующего шага.
Александр Ситников
Свежие комментарии