1885 - Родился Умберто Нобиле Умберто Нобиле (Umberto Nobile) - итальянский дирижаблестроитель. дился в многодетной семье служащего в Лауро(провинция Авеллино). Умберто Нобиле окончил инженерно-математический факультет Неаполитанского университета, в котором изучал электротехнику и инженерное дело.
С 1906 года он начал работать на итальянских железных дорогах, где занимался электрификацией железнодорожного оборудования. В 1911 году по конкурсу, объявленному военным министерством, поступил в воздухоплавательное училище в Риме. Когда в 1915 году Италия вступила в Первую мировую войну, 29-летний Нобиле несколько раз пытался поступить на службу в армию, но ему было отказано по состоянию здоровья. Во время войны Нобиле работал над конструированием дирижаблей. После войны Нобиле служил офицером-инженером на государственном авиазаводе в Риме, принимал участие в производстве различных типов авиационной техники и дирижаблей. В июле 1918 года Нобиле вместе с инженерами Джузеппе Валле (Giuseppe Valle), Бенедетто Кроче (Benedetto Croce) и Челестино Узуэлли (Celestino Usuelli) основали компанию по производству дирижаблей. В это время Нобиле преподавал в университете Неаполя и написал книгу Elementi di Aerodinamica (Элементы аэродинамики). Нобиле пришёл к убеждению, что полужёсткие дирижабли среднего размера превосходят жёсткие и мягкие дирижабли. Первым проектом компании был дирижабль T-34 (1919 г.), который был продан итальянской, а затем американской армии. В 1922 году Нобиле уехал в США, где работал консультантом Goodyear. В 1923 году он вернулся в Италию и начал постройку дирижабля N-1. В 1926 году Нобиле участвовал в экспедиции на Северный полюс вместе с Руалем Амундсеном и американским миллионером Линкольном Эллсвортом. Во время второй полярной экспедиции 1928 года потерпел неудачу - дирижабль "Италия" обледенел и упал на льды. Для спасения Нобиле были организованы экспедиции в Италии, Норвегии, Советском Союзе и других странах. Сам Нобиле был спасен лётчиком шведских ВВС Эйнаром Лундборгом. Все остальные выжившие члены экипажа «Италии» были спасены советским ледоколом «Красин». После возвращения в Италию Нобиле встретили восторженные толпы итальянцев. Однако итальянская и зарубежная пресса начала обвинять его в крушении и в том, что он оставил свой экипаж, улетев первым. К этому добавились непростые отношения Нобиле с некоторыми влиятельными фашистами[3]. В 1932 году Нобиле заключил с советским Всесоюзным объединением гражданского воздушного флота (ВОГВФ) соглашение, приняв на себя обязанности по техническому руководству проектированием и постройкой в Советском Союзе нескольких дирижаблей полужёсткого типа. В первой половине 1932 года он прибыл в СССР вместе с небольшой группой итальянских инженеров и квалифицированных рабочих. Под руководством Нобиле на Дирижаблестрое (Долгопрудный) были осуществлены постановка конструкторских работ, организация производства и строительство большого эллинга, а также выпущены дирижабли «СССР-В5» и «СССР-В6 Осоавиахим»[4]. В 1936 году Нобиле вернулся в Италию, где продолжал преподавать, но в 1939 году уехал в США. После поражения фашизма в 1945 году итальянские ВВС сняли с Нобиле все обвинения, и он был восстановлен в чине генерал-майора. Нобиле продолжал преподавать в университете Неаполя. В 1946 году баллотировался в Учредительное собрание как независимый кандидат по спискам Итальянской коммунистической партии. Умер в Риме в 1978 году в возрасте 93 лет. 1904 - Родился М.А.Тайц. Советский учёный в области аэродинамики, один из создателей теории и методов лётных исследований и испытаний ЛА, профессор (1957), доктор технических наук (1955), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1961). Окончил МВТУ (1929), работал в ЦАГИ (1929—41), в ЛИИ (1941—80, начальник самолётной лаборатории, заместитель начальника института). Член технической комиссии по подготовке рекордных полётов самолёта АНТ-25 (1934—37). Преподавал в МВТУ (1938—40), Московском авиационном технологическом институте (1940—41), Московском физико-техническом институте (1955—80). Основные труды в области устойчивости и управляемости ЛА и методов определения их лётных характеристик. Проводил лётные исследования самолётов (Ту-2, Ту-4, Ту-134, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-19, Су-9 и др.). Государственная премия СССР (1949). Награждён 2 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны 1-й степени, 3 орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Основные труды по устойчивости и управляемости летательных аппаратов и разработке методов определения их летных характеристик. Государственная премия СССР (1949). 1917 - Родился летчик-испытатель Ефрем Семенович Молчанов. Окончил Пермскую ВАШЛ. Участник Великой Отечественной войны: в июне-декабре 1941 - лётчик 89-го истребительного авиационного полка (Юго-Западный фронт); в декабре 1941-августе 1944 - командир звена 736-го истребительного авиационного полка (Ленинградский и Северо-Западный фронты, Московский фронт ПВО); в июле-октябре 1944 - командир звена 67-го истребительного авиационного полка; в октябре 1944-мае 1945 -командир звена 736-го истребительного авиационного полка (Московский фронт ПВО); совершил 217 боевых вылетов, провёл 26 воздушных боёв, в которых сбил лично 1 и в группе 4 самолёта противника. В 1949 окончил курсы лётчиков-испытателей при ШЛИ. В 1948-1960 -лётчик-испытатель НИИСО; занимался испытаниями различного оборудования на Як-3, Як-7Б, Як-9, Ту-2. С 1960 на лётно-испытательной работе в ЛИИ. Провёл ряд испытательных работ на тяжёлых самолётах по тематике института. Умер 14 сентября 1967 года после аварии 5 сентября 1967 года на Ту-16ЛЛ 1917 - Первый полёт единственного истребителя Аа, спроектированного в Дании и запущенного в серийное производство (компания Nielsen & Winther, Дания). Этот оригинальный одноместный аэроплан напоминал гибрид фюзеляжа и оперения английского истребителя Бристоль "Скаут" с типично "ньюпоровской" бипланной коробкой. Конструкция машины цельнодеревянная, обшивка - полотно по всем поверхностям, за исключением передней части фюзеляжа, покрытой фанерными листами. Самолет был оснащен шведским ротативным мотором "Тулин-А" мощностью 100 л.с. Вооружение - ручной пулемет "Мадсен", установленный на стойках над верхним крылом для стрельбы поверх диска вращения винта. 1931 - Первый полёт прототипа истребителя Vickers Type 161 COW Gun Fighter (J.9566) (компания Vickers, Великобритания). Разработан в рамках создания истребителя бомбардировщиков с тяжелой 37-мм пушкой COW (Coventry Ordnance Works). 1932 - Вся сельскохозяйственная авиация СССР передана в состав Главного Управления Гражданского Воздушного Флота СССР (Аэрофлота). 1936 - Первый полёт легкого многоцелевого самолета Ae.C.3G (компания FMA, Аргентина). |
1937 - Родился В.П.Демьяновский, Заслуженный лётчик-испытатель СССР (13.12.1989), мастер спорта СССР международного класса. В 1954 окончил 10 классов школы и Запорожский аэроклуб. В армии с сентября 1954. В 1957 окончил Ейское ВМАУЛ. Служил в морской авиации (Черноморский флот). С мая 1966 - в запасе. В 1968 окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей. С июня 1966 по 1996 - лётчик-испытатель ОКБ Г.М.Бериева. Поднял в небо и провёл испытания Ту-126ЛЛ (15.08.1977), А-50 (19.12.1978), А-60/2 (29.08.1991), восстановленного Бе-32 (12.05.1993). Провёл испытания по отработке заправки А-50, испытания А-50 на больших углах, в условиях обледенения, при низких температурах. Участвовал в испытаниях А-40, Бе-12, Бе-30, Ту-142МР, 14М1П. Установил 90 мировых авиационных рекордов (из них 70 - вторым пилотом): в 1991 - 60 рекордов скорости и скороподъёмности на гидросамолёте и амфибии А-40; в 1992 - 30 рекордов скороподъёмности гидросамолете и амфибии А-40. Живёт в городе Таганрог Ростовской области. Работал руководителем полётов в ТАНТК имени Г.М.Бериева. 1938 - Первый полёт патрульной летающей лодки Potez 141. 2 июня 1943 года, летающая лодка Потэ-CAMS 141 потопила немецкую подводную лодку U-105 в 35 милях от Дакара. |
1939 - Начат выпуск на Тушинском машиностроительном заводе самолетов ДИ-6, Як-1, Як-4. 1939 - Первый полёт опытного среднего бомбардировщика Amiot 351-01 (компания Amiot, Франция). 1940 - Первый полёт тяжелого истребителя сопровождения Та-3 (конструктор Таиров, СССР). 1941 - Решением СНК СССР был создан Ленинградский авиационный институт (с 1945 г. авиационного приборостроения; ЛИАП). С ноября 1997 г. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. 1943 - Была издана директива англо-американского объединенного комитета начальников штабов об организации "воздушного наступления" против промышленных центров Германии. |
1956 - День основания ГУП «Уфимское приборостроительное производственное объединение». 1959 - Первый полёт СВВП Ryan VZ-3RY Vertiplane. 1960 - С ракетного полигона на острове Уоллапс (штат Вирджиния, США) осуществлен пуск по суборбитальной траектории "Little Joe-1B".В головной части ракеты находилась кабина с обезьяной Мисс Сэм (Miss Sam). Это был испытательный пуск в интересах проверки системы аварийного спасения американского космического корабля «Меркурий» проведённый в рамках одноимённой пилотируемой программы НАСА. Во время полёта вся автоматика работала по заложенному алгоритму; космический корабль достиг высоты в 14 км, улетел на расстояние 19 км, с максимальной скоростью 3307 км/ч. Через тридцать минут после запуска, вертолёт поиска вернул космический корабль и его обитателя на остров Уоллопс. 'Мисс Сэм' была в хорошем состоянии, цели испытания были успешно выполнены. 1963 - Состоялось первое испытание летательного аппарата "Martlet-1", разработанного и изготовленного бельгийским инженером Жеральдом Бюллем (Gerald Vincent Bull). Основной задачей испытания являлась проверка правильности выбора концепции доставки на околоземную орбиту спутников, когда в качестве средства выведения используются супер-пушки. ЛА был выстрелен из гигантской пушки, расположенной на острове Барбадос. В ходе 145-секундного рейса аппарат достиг максимальной высоты 26 км, после чего перешел на траекторию возвращения и упал в 11 км от места выстрела. 1968 - Авиакатастрофа над базой Туле, когда после возникновения пожара на борту стратегического бомбардировщика B-52 экипаж был вынужден экстренно покинуть самолёт над базой ВВС США Туле в Гренландии, и неуправляемая машина потерпела крушение вблизи от базы. Бомбардировщик выполнял боевое патрулирование в рамках операции «Хромированный купол» и нёс четыре термоядерные бомбы B28FI. В результате падения самолёта, оставленного экипажем, термоядерные боеприпасы разрушились, вызвав радиационное заражение местности. В марте 2009 годажурнал «Time» включил инцидент в список наиболее серьёзных ядерных катастроф. 1970 - Бросковые испытания ракеты Р-36М с целью отработки системы минометного старта. 1972 - Первый полёт палубного противолодочного самолёта Lockheed S-3A Viking |
1973 - Экипаж 241 летного отряда выполнял рейс №6263 Краснодар – Пермь с посадками в Волгограде, Саратове и Казани. Взлет в а/п Казань произведен в 20:46 мск. На борту находились 31 взрослый пассажир и 3 ребенка. Эшелон полета был 5 700 м. В 21:36 экипаж доложил пролет Ижевска и получил разрешение диспетчера РДП а/п Пермь следовать по маршруту на ДПРМ. В 21:48 самолет находился на удалении 130 км от аэропорта с азимутом 240°. В 21:54 экипаж доложил о расчетном времени начала снижения и получил от диспетчера разрешение на снижение и указание доложить занятие высоты 4 500 м. Экипаж подтвердил. В 22:03 диспетчер РДП запросил борт, но ответа не было. Организованными поисками самолет был обнаружен в 14:00 22 января в 900 м северо-северо-западнее дер. Петухово Большесосновского района (ныне деревня не существует) в 91 км от а/п Пермь-Бол. Савино с азимутом 240°. Один пассажир был найден живым, но скончался на пути в больницу. Самолет столкнулся с землей в поле с глубоким (70 см) снежным покровом плашмя в перевернутом положении с МК=180° с приборной скоростью 220 км/ч и вертикальной скоростью 45 м/с. Разрушенный фюзеляж самолета находился в перевернутом положении в глубоком снегу. Дальнейшие исследования узлов и агрегатов самолета, а также записей МСРП-12 показали что: отказов рулевого управления и автопилота не было (автопилот в момент начала развития аварийной ситуации был выключен), разрушения остекления и разгерметизации самолета до прекращения записи не было, пилотажно-навигационные приборы, двигатели и электрическая сеть самолета находились в работоспособном состоянии. Признаков взрыва или пожара нет. На внешней поверхности носового обтекателя обнаружено отверстие размером 230х285 мм. Кусок обшивки, соответствующий этому отверстию, не найден. На внутренней части обшивки в районе указанного выше наружного отверстия обнаружено продолговатое сквозное повреждение значительно меньшего размера. Разрывы направлены в разные стороны. На внутренней обшивке обтекателя обнаружены следы краски желтовато-зеленого цвета, которые образовались от контакта с предметом, имеющим такую краску. Следы краски темно-зеленого цвета найдены на щечке капота двигателя. На краях отверстия в наружной обшивке обтекателя обнаружены два волокна хлопка и мельчайшие волокна черного цвета. Вероятной причиной катастрофы является столкновение самолета в воздухе с посторонним предметом, который либо вызвал нарушение работоспособности системы управления, либо нарушил работоспособность экипажа. 1975 - Комплекс перехвата Су-15-98М (с истребителем-перехватчиком Су-15ТМ) принят на вооружение постановлением № 72-26 от 21 января 1975 года. В ходе совершенствования комплекса вооружения самлета Су-15 он был оснащен новой РАС «Тайфун-М» (РП-26) и ракетами К-98М с увеличенной дальностью и защищенностью от помех. Диапазон перехвата по высоте полета целей расширился до 24 ООО м, по скорости - до 2500 км/ч, вдвое возросла дальность пуска Р-98МР. На Су-15 ракеты подвешивались на ПУ-1-8, на Су-15ТМ - на унифицированных ПУ-2-8, позволявших использовать также НАР и бомбы. |
1976 - Начало коммерческой эксплуатации франко-английского сверхзвукового пассажирского самолета «Конкорд» авиакомпаниями «British Airways» и «Air France» с одновременным вылетом из Парижа в Рио де Жанейро и из Лондона в Бахрейн. 1977 - Авиационная катастрофа в небе над Новгородской областью в районе посёлка Крестцы с участием двух самолётов советских ВВС. при этом погибли 9 человек. Министерство обороны СССР проводило ночные учения, в ходе которых проверялась готовность Московской зоны ПВО. Для этого (по некоторым данным — из Печоры) в Шяуляй вылетели три самолёта Ан-12ППС — постановщики помех, которые были из 117-го авиаполка радиоэлектронной борьбы (авиабаза Шяуляй). Согласно поставленной задаче, эти самолёты должны были ставить активные и пассивные помехи. Однако эти же три самолёта являлись и учебными целями, для перехвата которых с авиабазы Хотилово были подняты два истребителя-перехватчика Су-11. При лунном свете лётчики истребителей обнаружили первый Ан-12 и выполнили учебную атаку по нему, после чего ведущий истребитель, выходя из атаки, пролетел у него под хвостом. Но лётчики Су-11 не знали, что это был не единственный постановщик помех, а лишь один из трёх. Набирая в темноте высоту, ведомый перехватчик, пилотируемый старшим лейтенантом А. Г. Бубновым, столкнулся со вторым постановщиком помех, командиром которого был старший лейтенант В. Н. Саяпин. Су-11 врезался в левую плоскость крыла Ан-12 в районе между двигателями. От удара плоскость вместе с обоими двигателями отделилась, после чего обе машины рухнули на землю. Погибли все находящиеся в обоих самолётах 9 человек: 8 в Ан-12 и 1 в Су-11. 1984 - Первый испытательный запуск противоспутниковой ракеты с самолёта F-15/ASAT 1987 - Катастрофа самолёта Су-25, подвиг летчика старшего лейтенанта Константина Павлюкова. Пара Су-25 взлетала в аэродрома Баграм на прикрытие самолета Ил-76. Ведомый самолет во время набора высоты был сбит ракетой ПЗРК. Летчик катапультировался на высоте 250м. При снижении на парашюте получил несколько ранений. Превозмогая боль, лётчик после приземления принял неравный бой с душманами в течение часа, которые попытались его захватить. Израсходовав патроны, лётчик подорвал себя и душманов гранатой. В этом бою лётчику удалось уничтожить более 20 душманов. Указом Председателя Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1987г. старшему лейтенанту Павлюкову К.Г. присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Лётчик – выпускник Барнаульского ВВАУЛ-83г. Его бюст установлен в БВВАУЛ в 1990 г. 1991 - Осуществлён захват и угон в Болгарию самолета Ту-154 рейса Ташкент – Грозный - Одесса одним преступником (Г.Ю. Ган). Жертв нет. 1997 - Начата программа создания среднемагистрального 70-местного пассажирского самолета Bombardier CRJ 700 для местных авиалиний, разработанного канадской фирмой Bombardier Regional Aircraft 2010 - Самолет-летающая лаборатория Т-10М-10 совершил первый полет с двигателем ПАК ФА "изделие 117" |
Свежие комментарии