Фолклендские острова стали владением Великобритании в 1833 г., когда матросы Королевского флота выдворили оттуда недавно прибывших аргентинских поселенцев и объявили эти острова британскими. Открытые ветрам и негостеприимные, они служили пристанищем для китобоев и стратегической английской военно-морской базой, обеспечившей Британии международно признанную «долю» Антарктики. Обитатели островов считают себя англичанами и даже слышать не хотят о переходе под суверенитет Аргентины, которая уже давно называет эти острова Мальвинскими и считает их своей собственностью.
В 1976 г. к власти в Аргентине пришли военные, а в 1977 г., после сообщений о готовящемся захвате близлежащего острова Южная Георгия, Британия послала туда соединение кораблей ВМФ. Этот шаг ясно дал понять, что Британия не потерпит никаких посягательств на территорию Фолклендов. Однако вскоре возникли сомнения по поводу военных возможностей Британии. Они были вызваны тем, что правительство консерваторов, пришедшее к власти в Англии, объявило о сокращении расходов на оборону, что включало и отзыв гидрографического судна «Эндьюренс», которое де-факто обслуживало гарнизон островов. Для многих это было намеком на то, что аргентинское вторжение на Мальвины, возможно, обойдется без военного противостояния.
19 марта 1982 г. рабочие аргентинской фирмы, занимавшейся сбором металлолома, высадились в Южной Георгии и начали разбирать заброшенную станцию китобоев. Эта акция почти наверняка имела целью прощупать реакцию Британии, чтобы затем принимать решение о полномасштабном вторжении. Реакция же Британии была такова: командир «Эндьюренса» получил приказ высадить на Фолкленды группу наблюдателей и подразделение морской пехоты, что и было сделано 23 и 31 марта.
25 марта в южном направлении отбыли британские ядерные подлодки. Получи эти меры в то время должное освещение в СМИ, аргентинское руководство вполне могло бы пересмотреть свое решение о продолжении подготовки к вторжению, которое было принято 23 марта. 28 марта два оперативных соединения аргентинского ВМФ вышли в море.
ВТОРЖЕНИЕ НА ФОЛКЛЕНДЫ (АПРЕЛЬ 1982)
2 апреля 2800 аргентинских солдат высадились на Фолклендах. По приказу губернатора островов Рекса Ханта британский гарнизон численностью 80 солдат сдался после непродолжительного сопротивления. На следующий день с кораблей 3-го аргентинского оперативного соединения был высажен десант на о. Южная Георгия. На этот раз британские морские пехотинцы, защищавшие остров, оказали упорное сопротивление. Они сбили из гранатомета «Карл Густав» аргентинский вертолет «Пума» и повредили пулеметным огнем вертолет поддержки «Алуэтт». Затем морские пехотинцы сдались и последовали в плен за своими товарищами.
Аргентинское командование установило в Порт-Стэнли радиолокационную станцию AN/TPS 43F и оборудовало там пункт управления, обеспечив острова многоуровневой системой ПВО.
Не сумев предотвратить аргентинское вторжение, Британия решила возвратить острова, собрав для этой цели оперативные соединения ВМФ. Вся операция получила кодовое наименование «Корпорейт».
Вертолет «Линкс» завис над палубой авианосца «Инвинсибл», освободив свои внешние подвески от груза
Были сформированы два соединения: TF317 — надводных кораблей и TF324 — подлодок, которые отправились в район предполагаемых военных действий. Представители RAF (Королевских военно-воздушных сил) полетели на аэродром Уайдавейк, расположенный на британском острове Вознесения, чтобы подготовить его к роли промежуточной базы для британских самолетов, вылетавших к Фолклендам. Этот аэродром был построен США для обеспечения нормального функционирования станции космического слежения и обычно находился в ведении американской авиакомпании «Пан-Америкен». Вскоре туда прибыли самолеты-заправщики «Виктор» и базовые противолодочные самолеты «Нимрод», которые стали совершать с аэродрома регулярные полеты.
Оперативное соединение под командованием контр-адмирала Вудворда 2 апреля вышло из Гибралтара и взяло курс на о. Вознесения. Флаг командующего развевался на корабле «Глэморган», который шел в сопровождении четырех эсминцев, пяти фрегатов и трех кораблей поддержки, собравшихся в Средиземном море не для учений. Авианосцы «Гермес» и «Инвинсибл» вместе с ударным кораблем «Фиэрлисс», четырьмя кораблями поддержки, двумя фрегатами и четырьмя десантными кораблями вышли из Портсмута 5 и 6 апреля. Срочно реквизированный гражданский лайнер «Канберра» отправился из Саутгемптопа 9 апреля с двумя тысячами солдат на борту, набранных из 40-й и 42-й бригад коммандос и из 3-го парашютного полка. Эти корабли нагнали соединение Вудворда у о. Вознесения.
7 апреля Британия объявила территорию радиусом в 322 км вокруг Фолклендских островов зоной боевых действий. Запрет на судоходство в этой зоне вступил в силу с 14 апреля, после чего любой корабль, оказавшийся там, мог быть обстрелян без предупреждения. С 21 апреля часть кораблей оперативного соединения вела бои за о. Южная Георгия. Сначала туда были высажены бойцы SAS и SBS, однако после ухудшения погодных условий их пришлось эвакуировать с острова.
23 апреля вертолеты «Уэссекс», «Линкс» и «Уосп» атаковали аргентинскую подлодку «Санта Фе» и вынудили ее выброситься на берег. Воспользовавшись замешательством защитников острова, вызванным этим обстоятельством, британские корабли высадили морской десант, и после обстрела из корабельных орудий — всего было выпущено 235 снарядов — аргентинский гарнизон сдался без боя.
ФОЛКЛЕНДЫ. ПЕРВЫЕ УДАРЫ (1 – 20 МАЯ 1982)
По мере своего продвижения на юг оперативное соединение британского ВМФ получало подкрепления в личном составе и технике. В последнем случае речь идет о прибытии на о. Вознесения дополнительного количества самолетов «Харриер» GR.Mk 3 из 1-й эскадрильи и «Си Харриер» из 3-й эскадрильи. Военнослужащие, прибывавшие на о. Вознесения, доставлялись потом вертолетами на ожидавшие их корабли. Подтягивались и другие суда, включенные в состав соединения.
Укутанные в брезент «Харриеры» и «Си Харриеры» стоят на палубе корабля «Атлантик Конвейер». Вскоре после разгрузки пустой корабль был потоплен аргентинскими самолетами.
Фоторазведчики «Канберра» PR.Mk 9 и противолодочные самолеты «Нимрод» R.Mk 9 совершали полеты с тайного аэродрома, местонахождение которого до сих пор не рассекречено (возможно, он находится в Чили или даже в Бразилии), а морские «Нимроды» и оборудованные РЛС «Виктори» действовали с о. Вознесения. В то же время у себя в Англии министерство обороны реквизировало лайнер «Куин Элизабет II» для доставки на Фолкленды 3500 валлийских гвардейцев, а также гуркхов.
В то же время на Фолклендских островах аргентинский гарнизон готовился к обороне. К концу апреля сюда были переброшены 24 самолета поддержки войск «Пукара», шесть легких морских штурмовиков МВ.339А и четыре Т-34С, а также сводный отряд вертолетов армейской авиации и ВВС. Аэродромы в Порт-Стэнли и Гус-Грин были защищены зенитными ракетами «Роланд» и артиллерийскими установками калибров 20 и 35 мм. Британское оперативное соединение обнаружил 21 апреля аргентинский «Боинг-707», который вскоре был отогнан палубным самолетом «Си Харриер».
30 апреля, после того как дипломатические меры решения конфликта были исчерпаны, Британия превратила 200-мильную морскую запретную зону в тотальную запретную зону. США формально одобрили позицию Британии.
1 мая британский стратегический бомбардировщик «Авро Вулкан» нанес успешный бомбовый удар по Порт-Стэнли, повредив взлетно-посадочную полосу. Этим британское командование ясно дало понять, что ни один аргентинский объект не может считаться защищенным от возможной атаки с воздуха.
Дальние рейды британских стратегических бомбардировщиков в Фолклендской войне заслуживают отдельного рассмотрения, поэтому остановимся на них немного подробнее. Война за Фолкленды стала единственным вооруженным конфликтом, в котором бомбардировщикам «Авро Вулкан» пришлось принять участие. «Вулканы» были сняты с вооружения в 1984 г., тем самым было прекращено существование стратегической авиации в составе Королевских ВВС. На момент начала войны британские стратегические бомбардировщики находились не в лучшем состоянии, и уже готовились к списанию. Но благодаря Фолклендской войне их служба продлилась на пару лет дольше.
Операция по использованию британской стратегической авиации против Аргентины носила наименование «Блэк Бак». Пять «Вулканов», переброшенных на аэродром Уайдэуэйк, совершили семь боевых вылетов под кодовыми наименованиями от «Блэк Бак»-1 до «Блэк Бак»-7. Все пять успешных вылетов были сделаны двумя первыми «Вулканами». Планы расформирования 44-й эскадрильи были положены под сукно, когда ее самолеты отправились на о. Вознесения.
«Вулканы» вот уже несколько лет не практиковали дозаправку в воздухе, и техникам пришлось немало попотеть, прежде чем удалось разыскать пригодные к эксплуатации заправочные устройства. Некоторые из них даже сняли с уже переданных на хранение в музеи самолетов. Все пять «Вулканов», отобранных для операции «Блэк Бак», в свое время предназначались в качестве носителей ракеты «Скайболт» и поэтому имели узлы подвески для подкрыльевых пилонов. Один из них, под правым крылом, применялся для установки контейнера РЭБ «Вестингауз» AN/ALQ 101(V)-10. На пилонах подвешивались также две или четыре ПРЛР «Шрайк» во время рейдов «Блэк Бак»-4, 5 и 6. Перед отлетом «Вулканов» в Южную Атлантику были проведены испытания 454-кг бомб с ЛСН, у которых в обтекателе в носовой части был установлен лазерный целеуказатель. Однако это оружие в данной операции не применялось.
Забегая вперед, отметим, что с самым важным результатом рейдов «Вулканов» стали серьезные опасения аргентинского командования по поводу возможных бомбовых ударов по объектам на материке, и аргентинцы были вынуждены оставить свои лучшие истребительные части ПВО для обороны воздушного пространства Аргентины.
Но вернемся к событиям 1 мая. Утром «Си Харриеры» совершили налеты на аэродромы в Порт-Стэнли и Гус-Грин. После полудня военные корабли начали обстрел позиций аргентинских войск в самом Порт-Стэнли и вокруг него. ВВС Аргентины ответили серией атак против оперативного соединения, в результате которых было повреждено несколько кораблей. Аргентинцы потеряли при этом два истребителя «Мираж» III, один «Дэггер» и «Канберру». Все машины были сбиты патрулировавшими над британскими кораблями «Си Харриерами».
Свою первую победу британские «Си Харриеры» одержали так.
1 мая 1982 г. пара палубных «Си Харриеров» из 801-й эскадрильи патрулировала в небе, осуществляя воздушное прикрытие оперативного соединения флота с запада. Ведущим был капитан Пол Бартон, опытный пилот, налетавший на «Харриерах» не одну сотню часов. Его ведомым являлся лейтенант Стив Томас. Британская авиация незадолго до этого нанесла бомбовый удар по Порт-Стэнли, и аргентинцы решили показать свою силу. На экранах РЛС одного из британских кораблей появились отметки приближавшихся вражеских самолетов. Томас первым установил радиолокационный контакт.
«Мы летели навстречу, лоб в лоб. Я шел со скоростью порядка 740 км/час, а Пол увеличил скорость почти до 1020 км/час и принял вправо, пытаясь зайти противнику в тыл. Я захватил аргентинского флагмана своей РЛС и потом стал искать остальных. Мне было трудно поверить в то, что они прилетели сюда одни, без всякого прикрытия. Они не умели держать боевой порядок. Такой строй американцы называют «сваренное крыло», поскольку самолеты находятся в нем очень близко друг к другу».
Машинами, летевшими навстречу, были «Миражи» III из 8-й группы, единственной части ВВС Аргентины, специализацией которой был перехват воздушных целей. Ведущим пары был капитан Гарсия Куэрва, а ведомым — лейтенант Карлос Перона.
«Это как раз то, от чего предостерегают курсантов на первом же занятии по тактике воздушного боя, — вспоминал Пол Бартон. — Нам никогда бы и в голову не пришло лететь таким строем, и поэтому то, что они делали, нас, мягко говоря, удивило. Теперь моей задачей было выступить в роли «охотника», т. е. зайти сзади и атаковать первым, если с их стороны вдруг обнаружатся враждебные намерения».
"Си Харриер" - самый результативный истребитель Королевских ВВС в войне на Фолклендах. В воздушных боях "Харриеры" одержали 23 победы и не потерпели ни одного поражения.
К этому времени аргентинские истребители уже почти поравнялись с Томасом. Скорость их сближения составляла около 1600 км/час. Взяв ручку на себя, он проскочил над ними, а затем накренился на правое крыло и стал делать разворот. В это время истребители противника пролетели прямо под ним. «Миражи» стали понемногу забирать вправо, игнорируя присутствие Пола Бартона, который быстро приближался к тому месту, откуда можно было открывать огонь по самолету Пероны.
Пилот «Си Харриера» был уверен в том, что его не заметили. Если бы кто-то из летчиков противника знал, где находится Бартон, они бы постарались повернуть как можно круче, чтобы стряхнуть его со своего хвоста.
Бартон двинул ручку от себя, чтобы немного снизиться и получше различить силуэт «Миража» на холодном фоне белесо-голубого неба. Он стремился занять позицию, наиболее выгодную для пуска УР «Сайдуиндер». Через несколько секунд такой момент настал, и он нажал на пусковую кнопку. Ракета сорвалась с пилона под правым крылом и устремилась вперед, оставляя за собой шлейф серого дыма.
«Сначала я думал, что промазал, так как ракета сошла с направляющей и нырнула вниз. До этого мне еще не приходилось производить боевой пуск УР «Сайдуиндер», и поэтому поведение ракеты при запуске было для меня в новинку. Меня обескуражило то. что ракета не полетела на цель по прямой. Увидеть, как она отделилась и резко пошла вниз, для меня было странным. Я уже начал думать, что она бракованная. Однако ракете потребовалось около полумили, чтобы выбрать нужную траекторию полета, после чего она пошла прямо на цель. Ее полетное время составляло около четырех секунд, а затем «Мираж» взорвался и превратился в яркий огненный шар голубого, оранжевого и красного цветов».
Именно так Перона заработал себе сомнительную известность, став первым летчиком, которого сбил «джамп». Так на жаргоне летчиков именуется истребитель вертикального взлета и посадки. Хотя в то время Бартон был убежден, что пилот пылающего «Миража» погиб, в действительности аргентинец смог катапультироваться. Подобно многим летчикам, сбитым в поединках истребителей, он не увидел атаковавшего его самолета.
2 мая британская подлодка пустила ко дну аргентинский крейсер «Бельграно», а «Линксы» с кораблей «Глазго» и «Ковентри» повредили патрульное судно противника в момент высадки на острова групп спецназа. В ночь с 3 на 4 мая бомбардировщик «Вулкан» совершил второй налет на Порт-Стэнли. «Си Харриеры» повторно атаковали этот аэродром, и один британский самолет был сбит зенитной ракетой «Тайгеркэт». Затем, 4 мая, два аргентинских «Супер Этандара» нанесли ответный удар, атаковав британские корабли, находившиеся в охранении. В этом налете серьезные повреждения получил эсминец «Шеффилд» и погибло 26 военных моряков. Поврежденное судно затонуло во время буксировки шесть дней спустя. Один «Си Харриер» был сбит огнем зениток при налете на Гус-Грин. Обе стороны стремились совершить как можно большее количество боевых вылетов, пока позволяла погода, причем потери аргентинцев неуклонно росли как из-за погоды, так и по причине противодействия «Си Харриеров» и зенитных ракет.
9 мая аргентинское правительственное судно «Нарвал» подверглось атаке истребителей «Си Харриер», а затем его захватил спецназ, высаженный на корабль с вертолетов «Си Кинг».
Британский корабль - в прицеле аргентинского летчика
В результате налета аргентинских штурмовиков «Скайхок» 12 мая на британские корабли, обстреливавшие Порт-Стэнли, был выведен из строя эсминец «Глазго», хотя бомба, попавшая в него, не взорвалась.
Запланированный новый рейд «Вулкана» 13 мая был отменен из-за сильных ветров над целью, однако 14 мая в результате операции подразделения SAS были уничтожены на земле шесть легких штурмовиков «Пукара», один «Скайвен» и четыре «Ментора», базировавшиеся на Пебл-Айленд. Вертолетные потери британского оперативного соединения продолжали расти из-за различного рода аварий, в т. ч. столкновений с птицами.
Так, 17 мая экипаж сжег свой «Си Кинг» в Агуа-Фреска близ Пунта-Аренас в Чили после высадки подразделения SAS. Высаженные до начала операции по возврату Фолклендов группы SAS и SBS должны были установить местонахождение вражеских морских орудий. Пока части SAS и SBS устраивали диверсии на островах Гус-Грин и Дарвин, в районе Сан-Карлоса под покровом тумана и темноты в предрассветные часы 21 мая началась полномасштабная высадка британских войск (операция «Саттон»). Аргентинские самолеты снова и снова яростно атаковали флот вторжения и сумели повредить несколько кораблей, правда это было достигнуто ценой потерь пяти «Дэггеров», двух «Пукар» и пяти «Скайхоков».
Отчаянная смелость, с какой действовали аргентинские летчики, и точность их попаданий были отмечены даже противником. Один из легких самолетов МВ.339, базировавшихся на Фолклендах, даже вступил в схватку с вражескими истребителями прикрытия в ходе налета на «Аргонавт». Атака оказалась эффективной, и корабль получил повреждения, правда, незначительные. Если бы аргентинцы правильно установили взрыватели на бомбах и чаще атаковали корабли оперативного соединения, то ущерб британцы понесли бы несоизмеримо больший.
Тем не менее один из поврежденных кораблей на следующий день затонул. Британские войска потеряли также «Харриер» GR.Mk 3, сбитый зенитной ракетой «Блоупайп», и два многоцелевых вертолета «Газель», уничтоженные огнем из стрелкового оружия. Однако к концу дня англичанам удалось завершить высадку основных сил, и на следующий день они закрепились на плацдарме, когда из-за плохой погоды активность аргентинской авиации резко снизилась.
ФОЛКЛЕНДЫ. ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ПОБЕДА БРИТАНЦЕВ (21 МАЯ – 14 ИЮНЯ 1982 Г.)
Фолклендская война вступила в свою третью, заключительную, фазу после успешной высадки британских войск в Сан-Карлосе. Воздушные налеты аргентинской авиации не смогли помешать британским частям 21 мая закрепиться на плацдарме, а следующий день был и вовсе нелетным из-за ненастья, которое, впрочем, не стало препятствием для англичан, продолжавших доставлять на плацдарм живую силу и технику. Кроме того, они постарались в кратчайшие сроки оборудовать плацдарм элементарными средствами ПВО для защиты войск на берегу и кораблей в водах Сан-Карлоса. 23 мая стало уже ясно, что только чудо может предотвратить наступление британских сил с плацдарма и их развертывание на оперативном просторе.
Хотя в Аргентине имелось всего лишь пять самолетов «Супер Этандар», они имели большое значение, так как были носителями пяти противокорабельных ракет АМ-39 «Экзосет», потопивших два корабля британского соединения.
Тем не менее, аргентинские самолеты продолжали наносить удары по британским позициям и кораблям у берега, потеряв при этом один «Скайхок» и один «Дэггер». Им все же удалось потопить британский корабль «Антилопа», который затонул в то время, как его минеры обезвреживали очередную невзорвавшуюся бомбу. На следующий день в ходе воздушных налетов на корабли аргентинцы потеряли еще три «Дэггера» и один А-4. 25 мая к этим потерям добавились еще три «Скайхока» А-4, причем два из них были сбиты зенитными ракетами «Си Дарт», запущенными с борта корабля «Ковентри», дежурившего в охранении с западной стороны Фолклендов. Сразу же после этого аргентинские «Скайхоки» потопили «Ковентри». В тот же день аргентинские «Супер Этандары» израсходовали третью и четвертую противокорабельные ракеты «Экзосет» из имевшихся у них пяти. Одной ПКР был потоплен «Атлантик Конвейор», унесший с собой на дно груз запчастей и боеприпасов, а также вертолеты «Уэссекс» и «Чинук». Лишь одному вертолету удалось избежать катастрофы.
27 мая наземным огнем был сбит один «Харриер», в то время как аргентинская авиация, пытавшаяся сдержать продвижение британских войск, потеряла один А-4, один МВ.339 и две «Пукары». На следующий день «Пукары» повторили налет, использовав напалм. Эта атака оказалась безрезультатной и, к счастью, единственной, в ходе которой применялось это ужасное оружие.
Четвертый рейд «Вулканов», которые должны были нанести удар по аргентинским РЛС ракетами «Шрайк», был отменен ввиду неисправности одного из самолетов-заправщиков «Виктор». Боевые действия в воздухе продолжались с неослабевающей силой, в то время как британская пехота продвигалась на восток, к Порт-Стэнли. Обе стороны несли потери. Еще один «Си Харриер» был потерян в результате аварии 29 мая, а другой сбит 1 июня зенитной ракетой «Роланд». В тот же день «Си Харриеры» уничтожили аргентинский С-130 «Геркулес».
Аргентинцы 29 мая потеряли один «Дэггер», а 30 мая — два «Скайхока» А-4 — все они были сбиты зенитными ракетами «Рапир» или «Си Дарт». «Скайхоки» вместе с «Супер Этандарами» участвовали в последней атаке с применением противокорабельной ракеты «Экзосет». Эту пятую ПКР британцам удалось отвести от цели, которой являлся авианосец «Инвинсибл». Далее из-за плохой погоды до 8 июня применение авиации носило ограниченный характер. 30 мая один «Харриер» рухнул в море, после того как зенитным снарядом перебило его топливопровод. Пилот катапультировался, решив, что до «Гермеса» ему не дотянуть.
Операция Британии по возврату Фолклендов была бы невозможной без участия в ней авианосцев «Гермес» (на снимке) и «Инвинсибл». Благодаря им оперативное соединение смогло двигаться в южном направлении, имея надежное прикрытие с воздуха, а береговые операции десантных подразделений также поддерживались авиацией.
Зависимость «Харриеров» от авианосцев, которым приходилось находиться на значительном удалении от Фолклендов, вне радиуса действия аргентинской авиации, исчезла 2 июня, когда завершилось сооружение временного аэродрома в Сан-Карлосе, где самолеты могли заправляться и пополнять боекомплект. Боевой вылет «Вулкана» 31 мая был безрезультатным, а вот 3 июня, в ходе третьего налета на РЛС, бомбометание оказалось более удачным, так как был выведен из строя радиолокатор «Скайгард». Однако затем этому бомбардировщику из-за поломки заправочной штанги пришлось отклониться от маршрута и совершить посадку в Рио-де-Жанейро, где он и был интернирован до конца войны. В условиях плохой погоды аргентинские «Канберры» совершили несколько ночных бомбардировочных вылетов. 7 июня ракетой «Си Дарт» был сбит разведывательный самолет «Лиэрджет».
8 июня небо прояснилось, и взорам аргентинских летчиков представились замечательные цели в виде ударных кораблей «Фиэрлисс» и «Интрепид», а также десантных кораблей «Сэр Галахэд» и «Сэр Тристан», перевозивших войска из Сан-Карлоса в Фитцрой-Коув, откуда они должны были совершить последний бросок на Порт-Стэнли. Аргентинская авиация не замедлила воспользоваться этим обстоятельством и совершила налет, в котором участвовали пять «Скайхоков» и шесть «Дэггеров». Четыре «Миража» устроили демонстрационную атаку на Сан-Карлос, чтобы отвлечь «Си Харриеры». В результате налета «Скайхоков» и «Дэггеров» корабли «Сэр Галахэд» и «Сэр Тристан» получили серьезные повреждения. Погибли 43 валлийских гвардейца и семь матросов. На обратном пути «Дэггеры» повредили корабль «Плимут». Все аргентинские самолеты благополучно вернулись на свою базу.
Вертолет «Си Кинг» и фрегат типа 21 спешат на помощь кораблю «Плимут», который горит в районе Сан-Карлоса после попадания в него аргентинских бомб.
У второй волны аргентинских самолетов, прилетевших позднее в тот же день, дела пошли не так успешно. Три «Скайхока», потопивших десантное судно, были сбиты «Си Харриерами». Временная взлетно-посадочная полоса была выведена из строя после того, как «Харриер» совершил на нее вынужденную посадку. 12 и 13 июня шли самые ожесточенные за всю войну бои. Британские парашютисты штурмовали высоты Маунт Лонгдон и Уайлисс Ридж. При атаке последней высоты их поддерживали вертолеты Уэстланд «Скаут». В этот день ракетой «Экзосет» был поражен эсминец «Глэморган», и при этом был уничтожен стоявший на его палубе вертолет «Уэссекс». Вскоре после этого бомбардировщики «Вулкан» совершили свой последний, седьмой, боевой вылет, сбросив бомбы на аэродром Порт-Стэнли. Последний воздушный налет в тот день был совершен на Порт-Стэнли вертолетом HU.Mk 5 «Уэссекс», который выпустил две ракеты AS.12. стремясь попасть в Таун-холл, где проходило крупное штабное совещание. Одна ракета попала в соседний полицейский участок, а вторая ушла в никуда. 13 июня аргентинские «Скайхоки» нанесли удар по штабу британской бригады на высоте Маунт Кент. В тот же день была сбита «Канберра» аргентинских ВВС. Это был последний боевой вылет «Канберр» в фолклендской войне. Первые воздушные атаки с применением бомб с ЛСН имели место 10 июня, однако они оказались безрезультатными из-за трудностей с обозначением целей. 13 июня все стало на свои места, и «Харриеры» сбросили бомбы точно в цель, уничтожив ротный КП в Тамблдауне и 105-мм орудие в Моди Брук. 14 июня два «Харриера» готовились нанести удар бомбами с ЛСН по высоте Саппер-Хилл, однако получили приказ вернуться, так как в Порт-Стэнли уже развевались белые флаги. За минуту до полуночи аргентинское командование на Фолклендских островах подписало акт о капитуляции своей группировки.
Аргентинский легкий штурмовик "Пукара"
Британия вернула себе Фолкленды ценой минимальных потерь, одержав решительную победу, которая в значительной мере подняла репутацию ее вооруженных сил. Война также принесла британскому правительству популярность, в которой оно так нуждалось (несмотря на тот факт, что причиной этой войны стало урезание расходов на оборону). Были назначены досрочные парламентские выборы, увенчавшиеся победой консерваторов, которую многие приписывали «фолклендскому фактору».
Тем не менее, разница в потерях скрыла тот факт, что в Фолклендской войне были моменты, когда чаша весов колебалась, ну а о том, что продолжавшееся сокращение британского военного бюджета сделало бы эту операцию невозможной, если бы необходимость в ней возникла несколькими месяцами позднее, и вообще упоминалось мельком. Из этого конфликта были извлечены полезные уроки. В частности, ускорен запуск в серийное производство целого ряда систем вооружений. Самой значительной из них являлся патрульный вертолет «Си Кинг». Однако он появился слишком поздно, чтобы пройти испытания в боевой обстановке.
Аргентина не изменила своей позиции в отношении спорных островов, однако от дальнейших военных действий ее сдерживают значительно возросшее военное присутствие Британии на Фолклендах и строительство там крупного международного аэропорта, с помощью которого можно будет быстро перебросить подкрепления по воздуху. Кроме того, там уже постоянно базируется отряд истребителей «Торнадо».
Свежие комментарии