На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Авиация в Фолклендской войне

Фолклендские острова ста­ли владением Великобри­тании в 1833 г., когда мат­росы Королевского флота выдворили оттуда недавно при­бывших аргентинских поселен­цев и объявили эти острова бри­танскими. Открытые ветрам и не­гостеприимные, они служили пристанищем для китобоев и стратегической английской воен­но-морской базой, обеспечившей Британии международно при­знанную «долю» Антарктики.

Обитатели островов считают себя англичанами и даже слышать не хотят о переходе под суверенитет Аргентины, которая уже давно на­зывает эти острова Мальвински­ми и считает их своей собствен­ностью.

Зона боев за Фолкленды

В 1976 г. к власти в Аргентине пришли военные, а в 1977 г., пос­ле сообщений о готовящемся за­хвате близлежащего острова Юж­ная Георгия, Британия послала туда соединение кораблей ВМФ. Этот шаг ясно дал понять, что Бри­тания не потерпит никаких пося­гательств на территорию Фолклендов. Однако вскоре возникли сомнения по поводу военных воз­можностей Британии. Они были вызваны тем, что правительство консерваторов, пришедшее к вла­сти в Англии, объявило о сокра­щении расходов на оборону, что включало и отзыв гидрографиче­ского судна «Эндьюренс», кото­рое де-факто обслуживало гарни­зон островов. Для многих это было намеком на то, что аргентин­ское вторжение на Мальвины, возможно, обойдется без военного противостояния.

19 марта 1982 г. рабочие аргентинс­кой фирмы, занимавшейся сбо­ром металлолома, высадились в Южной Георгии и начали разби­рать заброшенную станцию кито­боев. Эта акция почти наверняка имела целью прощупать реакцию Британии, чтобы затем принимать решение о полномасштабном вторжении. Реакция же Британии была такова: командир «Эндьюренса» получил приказ высадить на Фолкленды группу наблюдате­лей и подразделение морской пе­хоты, что и было сделано 23 и 31 марта.

25 марта в южном направ­лении отбыли британские ядер­ные подлодки. Получи эти меры в то время должное освещение в СМИ, аргентинское руководство вполне могло бы пересмотреть свое решение о продолжении под­готовки к вторжению, которое было принято 23 марта. 28 марта два оперативных соединения ар­гентинского ВМФ вышли в море.  

ВТОРЖЕНИЕ НА ФОЛКЛЕНДЫ (АПРЕЛЬ 1982)

2 апреля 2800 аргентинских солдат высадились на Фолклен­дах. По приказу губернатора ост­ровов Рекса Ханта британский гарнизон численностью 80 солдат сдался после непродолжительно­го сопротивления. На следующий день с кораблей 3-го аргентинско­го оперативного соединения был высажен десант на о. Южная Ге­оргия. На этот раз британские мор­ские пехотинцы, защищавшие ос­тров, оказали упорное сопротивление. Они сбили из гранатомета «Карл Густав» аргентинский вер­толет «Пума» и повредили пуле­метным огнем вертолет поддерж­ки «Алуэтт». Затем морские пехо­тинцы сдались и последовали в плен за своими товарищами.

Ар­гентинское командование устано­вило в Порт-Стэнли радиолокаци­онную станцию AN/TPS 43F и обо­рудовало там пункт управления, обеспечив острова многоуровне­вой системой ПВО.

Не сумев предотвратить арген­тинское вторжение, Британия решила возвратить острова, собрав для этой цели оперативные соеди­нения ВМФ. Вся операция полу­чила кодовое наименование «Корпорейт».

Вертолет «Линкс» завис над палубой авианосца «Инвинсибл», освободив свои внешние подвески от груза

Вертолет «Линкс» завис над палубой авианосца «Инвинсибл», освободив свои внешние подвески от груза

Были сформированы два соединения: TF317 — надводных кораблей и TF324 — подлодок, ко­торые отправились в район пред­полагаемых военных действий. Представители RAF (Королевских военно-воздушных сил) полетели на аэродром Уайдавейк, располо­женный на британском острове Вознесения, чтобы подготовить его к роли промежуточной базы для британских самолетов, выле­тавших к Фолклендам. Этот аэро­дром был построен США для обес­печения нормального функцио­нирования станции космического слежения и обычно находился в ведении американской авиаком­пании «Пан-Америкен». Вскоре туда прибыли самолеты-заправщики «Виктор» и базовые противолодочные самолеты «Нимрод», которые стали совершать с аэро­дрома регулярные полеты.

Опера­тивное соединение под командо­ванием контр-адмирала Вудворда 2 апреля вышло из Гибралтара и взяло курс на о. Вознесения. Флаг командующего развевался на ко­рабле «Глэморган», который шел в сопровождении четырех эсмин­цев, пяти фрегатов и трех кораб­лей поддержки, собравшихся в Средиземном море не для учений. Авианосцы «Гермес» и «Инвинсибл» вместе с ударным кораблем «Фиэрлисс», четырьмя кораблями поддержки, двумя фрегатами и четырьмя десантными кораблями вышли из Портсмута 5 и 6 апреля. Срочно реквизированный граж­данский лайнер «Канберра» от­правился из Саутгемптопа 9 апре­ля с двумя тысячами солдат на бор­ту, набранных из 40-й и 42-й бригад коммандос и из 3-го парашютного полка. Эти корабли нагнали соеди­нение Вудворда у о. Вознесения.

7 апреля Британия объявила территорию радиусом в 322 км вокруг Фолклендских островов зоной боевых действий. Запрет на судоходство в этой зоне вступил в силу с 14 апреля, после чего лю­бой корабль, оказавшийся там, мог быть обстрелян без предупреждения. С 21 апреля часть ко­раблей оперативного соединения вела бои за о. Южная Георгия. Сначала туда были высажены бойцы SAS и SBS, однако после ухудшения погодных условий их пришлось эвакуировать с острова.

23 апреля вертолеты «Уэссекс», «Линкс» и «Уосп» атакова­ли аргентинскую подлодку «Санта Фе» и вынудили ее выбросить­ся на берег. Воспользовавшись замешательством защитников ос­трова, вызванным этим обстоя­тельством, британские корабли высадили морской десант, и пос­ле обстрела из корабельных ору­дий — всего было выпущено 235 снарядов — аргентинский гарни­зон сдался без боя.  

ФОЛКЛЕНДЫ. ПЕРВЫЕ УДАРЫ (1 – 20 МАЯ 1982)

По мере своего продвижения на юг оперативное соедине­ние британского ВМФ получало подкрепления в личном со­ставе и технике. В последнем слу­чае речь идет о прибытии на о. Вознесения дополнительного количества самолетов «Харриер» GR.Mk 3 из 1-й эскадрильи и «Си Харриер» из 3-й эскадрильи. Во­еннослужащие, прибывавшие на о. Вознесения, доставлялись потом вертолетами на ожидавшие их ко­рабли. Подтягивались и другие суда, включенные в состав соеди­нения.

Укутанные в брезент «Харриеры» и «Си Харриеры» стоят на палубе корабля «Атлантик Конвейер».

Укутанные в брезент «Харриеры» и «Си Харриеры» стоят на палубе кораб­ля «Атлантик Конвейер». Вскоре пос­ле разгрузки пустой корабль был потоп­лен аргентинскими самолетами.

Фоторазведчики «Канбер­ра» PR.Mk 9 и противолодочные самолеты «Нимрод» R.Mk 9 совершали полеты с тайного аэродрома, местонахождение которого до сих пор не рассекречено (возможно, он находится в Чили или даже в Бразилии), а морские «Нимроды» и оборудованные РЛС «Виктори» действовали с о. Вознесения. В то же время у себя в Англии мини­стерство обороны реквизировало лайнер «Куин Элизабет II» для доставки на Фолкленды 3500 валлий­ских гвардейцев, а также гуркхов.

В то же время на Фолкленд­ских островах аргентинский гарнизон готовился к обороне. К кон­цу апреля сюда были переброше­ны 24 самолета поддержки войск «Пукара», шесть легких морских штурмовиков МВ.339А и четыре Т-34С, а также сводный отряд вер­толетов армейской авиации и ВВС. Аэродромы в Порт-Стэнли и Гус-Грин были защищены зенит­ными ракетами «Роланд» и артил­лерийскими установками калиб­ров 20 и 35 мм. Британское опера­тивное соединение обнаружил 21 апреля аргентинский «Боинг-707», который вскоре был отогнан палубным самолетом «Си Харри­ер».

30 апреля, после того как дип­ломатические меры решения конфликта были исчерпаны, Британия превратила 200-мильную морскую запретную зону в то­тальную запретную зону. США формально одобрили позицию Британии.

1 мая британский стратегический бомбардировщик «Авро Вулкан» нанес успешный бомбовый удар по Порт-Стэнли, повредив взлетно-посадочную полосу. Этим британское командование ясно дало по­нять, что ни один аргентинский объект не может считаться защи­щенным от возможной атаки с воздуха.

Дальние рейды британских стратегических бомбардировщиков в Фолклендской войне заслуживают отдельного рассмотрения, поэтому остановимся на них немного подробнее. Война за Фолкленды стала единственным вооруженным конфликтом, в котором бомбардировщикам «Авро Вулкан» пришлось принять участие. «Вулканы» были сняты с вооружения в 1984 г., тем самым было прекращено существование стратегической авиации в составе Королевских ВВС. На момент начала войны британские стратегические бомбардировщики находились не в лучшем состоянии, и уже готовились к списанию. Но благодаря Фолклендской войне их служба продлилась на пару лет дольше.

Операция по использованию британской стратегической авиации против Аргентины носила наименование «Блэк Бак». Пять «Вулканов», переброшенных на аэродром Уайдэуэйк, совер­шили семь боевых вылетов под кодовыми наименованиями от «Блэк Бак»-1 до «Блэк Бак»-7. Все пять успешных вылетов были сделаны дву­мя первыми «Вулканами». Планы рас­формирования 44-й эскадрильи были положены под сукно, когда ее самоле­ты отправились на о. Вознесения.

«Вул­каны» вот уже несколько лет не практиковали дозаправку в воздухе, и техни­кам пришлось немало попотеть, преж­де чем удалось разыскать пригодные к эксплуатации заправочные устройства. Некоторые из них даже сняли с уже пе­реданных на хранение в музеи самоле­тов. Все пять «Вулканов», отобранных для операции «Блэк Бак», в свое время предназначались в качестве носителей ракеты «Скайболт» и поэтому имели узлы подвески для подкрыльевых пи­лонов. Один из них, под правым кры­лом, применялся для установки контей­нера РЭБ «Вестингауз» AN/ALQ 101(V)-10. На пилонах подвешивались также две или четыре ПРЛР «Шрайк» во время рейдов «Блэк Бак»-4, 5 и 6. Перед от­летом «Вулканов» в Южную Атлантику были проведены испытания 454-кг бомб с ЛСН, у которых в обтекателе в носовой части был установлен лазер­ный целеуказатель. Однако это оружие в данной операции не применялось.

Забегая вперед, отметим, что с са­мым важным результатом рейдов «Вул­канов» стали серь­езные опасения аргентинского коман­дования по поводу возможных бомбо­вых ударов по объектам на материке, и аргентинцы были вынуждены оставить свои лучшие истребительные части ПВО для обороны воздушного про­странства Аргентины.

Но вернемся к событиям 1 мая. Утром «Си Харриеры» совершили нале­ты на аэродромы в Порт-Стэнли и Гус-Грин. После полудня воен­ные корабли начали обстрел по­зиций аргентинских войск в самом Порт-Стэнли и вокруг него. ВВС Аргентины ответили серией атак против оперативного соеди­нения, в результате которых было повреждено несколько кораблей. Аргентинцы потеряли при этом два истребителя «Мираж» III, один «Дэггер» и «Канберру». Все машины были сбиты патрулиро­вавшими над британскими кораб­лями «Си Харриерами».

Свою первую победу британские «Си Харриеры» одержали так.

1 мая 1982 г. пара палубных «Си Харриеров» из 801-й эскадрильи пат­рулировала в небе, осуществляя воздушное прикрытие оперативного соединения флота с запада. Ведущим был капитан Пол Бартон, опыт­ный пилот, налетавший на «Харриерах» не одну сотню часов. Его ве­домым являлся лейтенант Стив Томас. Британская авиация незадол­го до этого нанесла бомбовый удар по Порт-Стэнли, и аргентинцы решили показать свою силу. На экранах РЛС одного из британских ко­раблей появились отметки приближавшихся вражеских самолетов. Томас первым установил радиолокационный контакт.  

«Мы летели навстречу, лоб в лоб. Я шел со скоростью порядка 740 км/час, а Пол увеличил скорость почти до 1020 км/час и принял вправо, пы­таясь зайти противнику в тыл. Я захватил аргентинского флагмана своей РЛС и потом стал искать ос­тальных. Мне было трудно пове­рить в то, что они прилетели сюда одни, без всякого прикрытия. Они не умели держать боевой порядок. Такой строй американцы называ­ют «сваренное крыло», поскольку самолеты находятся в нем очень близко друг к другу».

Машинами, летевшими на­встречу, были «Миражи» III из 8-й группы, единственной части ВВС Аргентины, специализацией ко­торой был перехват воздушных целей. Ведущим пары был капи­тан Гарсия Куэрва, а ведомым — лейтенант Карлос Перона.

«Это как раз то, от чего предо­стерегают курсантов на первом же занятии по тактике воздушно­го боя, — вспоминал Пол Бартон. — Нам никогда бы и в голо­ву не пришло лететь таким стро­ем, и поэтому то, что они делали, нас, мягко говоря, удивило. Теперь моей задачей было вы­ступить в роли «охотника», т. е. зайти сзади и атаковать первым, если с их стороны вдруг обнару­жатся враждебные намерения».

"Си Харриер" - самый результативный истребитель Королевских ВВС в войне на Фолклендах. В воздушных боях "Харриеры" одержали 23 победы и не потерпели ни одного поражения.

К этому времени аргентинские истребители уже почти по­равнялись с Томасом. Скорость их сближения составляла около 1600 км/час. Взяв ручку на себя, он проскочил над ними, а затем на­кренился на правое крыло и стал делать разворот. В это время истребители противника пролетели прямо под ним. «Миражи» стали понемногу забирать вправо, игно­рируя присутствие Пола Бартона, который быстро приближался к тому месту, откуда можно было открывать огонь по самолету Пероны.

Пилот «Си Харриера» был уве­рен в том, что его не заметили. Если бы кто-то из летчиков про­тивника знал, где находится Бартон, они бы постарались повер­нуть как можно круче, чтобы стряхнуть его со своего хвоста.

Бартон двинул ручку от себя, чтобы немного снизиться и получ­ше различить силуэт «Миража» на холодном фоне белесо-голубо­го неба. Он стремился занять по­зицию, наиболее выгодную для пуска УР «Сайдуиндер». Через несколько секунд такой момент настал, и он нажал на пусковую кнопку. Ракета сорвалась с пилона под правым крылом и устреми­лась вперед, оставляя за собой шлейф серого дыма.

«Сначала я думал, что прома­зал, так как ракета сошла с на­правляющей и нырнула вниз. До этого мне еще не приходилось производить боевой пуск УР «Сайдуиндер», и поэтому поведе­ние ракеты при запуске было для меня в новинку. Меня обескура­жило то. что ракета не полетела на цель по прямой. Увидеть, как она отделилась и резко пошла вниз, для меня было странным. Я уже начал думать, что она бракован­ная. Однако ракете потребова­лось около полумили, чтобы вы­брать нужную траекторию поле­та, после чего она пошла прямо на цель. Ее полетное время составля­ло около четырех секунд, а затем «Мираж» взорвался и превратил­ся в яркий огненный шар голубо­го, оранжевого и красного цве­тов».

Именно так Перона зара­ботал себе сомнительную извест­ность, став первым летчиком, ко­торого сбил «джамп». Так на жар­гоне летчиков именуется истре­битель вертикального взлета и посадки. Хотя в то время Бартон был убежден, что пилот пылающего «Миража» погиб, в действи­тельности аргентинец смог ката­пультироваться. Подобно многим летчикам, сбитым в поединках ис­требителей, он не увидел атако­вавшего его самолета.

2 мая британская подлодка пу­стила ко дну аргентинский крей­сер «Бельграно», а «Линксы» с ко­раблей «Глазго» и «Ковентри» повредили патрульное судно про­тивника в момент высадки на ост­рова групп спецназа. В ночь с 3 на 4 мая бомбардировщик «Вулкан» совершил второй налет на Порт-Стэнли. «Си Харриеры» повторно атаковали этот аэродром, и один британский самолет был сбит зе­нитной ракетой «Тайгеркэт». За­тем, 4 мая, два аргентинских «Су­пер Этандара» нанесли ответный удар, атаковав британские корабли, находившиеся в охранении. В этом налете серьезные поврежде­ния получил эсминец «Шеффилд» и погибло 26 военных моряков. Поврежденное судно затонуло во время буксировки шесть дней спустя. Один «Си Харриер» был сбит огнем зениток при налете на Гус-Грин. Обе стороны стреми­лись совершить как можно боль­шее количество боевых вылетов, пока позволяла погода, причем потери аргентинцев неуклонно росли как из-за погоды, так и по причине противодействия «Си Харриеров» и зенитных ракет.

9 мая аргентинское правитель­ственное судно «Нарвал» подвер­глось атаке истребителей «Си Харриер», а затем его захватил спецназ, высаженный на корабль с вертолетов «Си Кинг».

Британский корабль - в прицеле аргентинского летчика

Британский корабль - в прицеле аргентинского летчика

В резуль­тате налета аргентинских штур­мовиков «Скайхок» 12 мая на бри­танские корабли, обстреливав­шие Порт-Стэнли, был выведен из строя эсминец «Глазго», хотя бом­ба, попавшая в него, не взорва­лась.

Запланированный новый рейд «Вулкана» 13 мая был отме­нен из-за сильных ветров над це­лью, однако 14 мая в результате операции подразделения SAS были уничтожены на земле шесть легких штурмовиков «Пукара», один «Скайвен» и четыре «Мен­тора», базировавшиеся на Пебл-Айленд. Вертолетные потери британского оперативного соедине­ния продолжали расти из-за раз­личного рода аварий, в т. ч. столк­новений с птицами.

Так, 17 мая экипаж сжег свой «Си Кинг» в Агуа-Фреска близ Пунта-Аренас в Чили после высадки подразделения SAS. Высаженные до начала операции по возврату Фолклендов группы SAS и SBS должны были установить местонахождение вра­жеских морских орудий. Пока части SAS и SBS устраи­вали диверсии на островах Гус-Грин и Дарвин, в районе Сан-Карлоса под покровом тумана и тем­ноты в предрассветные часы 21 мая началась полномасштабная высадка британских войск (операция «Саттон»). Аргентинские са­молеты снова и снова яростно ата­ковали флот вторжения и сумели повредить несколько кораблей, правда это было достигнуто ценой потерь пяти «Дэггеров», двух «Пукар» и пяти «Скайхоков».

Отчаянная смелость, с какой действовали аргентинские летчи­ки, и точность их попаданий были отмечены даже противником. Один из легких самолетов МВ.339, базировавшихся на Фолклендах, даже вступил в схватку с враже­скими истребителями прикрытия в ходе налета на «Аргонавт». Ата­ка оказалась эффективной, и ко­рабль получил повреждения, правда, незначительные. Если бы аргентинцы правильно установили взрыватели на бомбах и чаще атаковали корабли опера­тивного соединения, то ущерб бри­танцы понесли бы несоизмеримо больший.

Тем не менее один из по­врежденных кораблей на следую­щий день затонул. Британские войска потеряли также «Харри­ер» GR.Mk 3, сбитый зенитной ра­кетой «Блоупайп», и два многоце­левых вертолета «Газель», уничто­женные огнем из стрелкового оружия. Однако к концу дня анг­личанам удалось завершить высад­ку основных сил, и на следующий день они закрепились на плацдар­ме, когда из-за плохой погоды ак­тивность аргентинской авиации резко снизилась.  

ФОЛКЛЕНДЫ. ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ПОБЕДА БРИТАНЦЕВ (21 МАЯ – 14 ИЮНЯ 1982 Г.)

Фолклендская война всту­пила в свою третью, за­ключительную, фазу пос­ле  успешной  высадки британских войск в Сан-Карлосе. Воздушные налеты аргентинской авиации не смогли помешать британским частям 21 мая закрепить­ся на плацдарме, а следующий день был и вовсе нелетным из-за ненастья, которое, впрочем, не стало препятствием для англичан, продолжавших доставлять на плацдарм живую силу и технику. Кроме того, они постарались в кратчайшие сроки оборудовать плацдарм элементарными сред­ствами ПВО для защиты войск на берегу и кораблей в водах Сан-Карлоса. 23 мая стало уже ясно, что только чудо может предотвра­тить наступление британских сил с плацдарма и их развертывание на оперативном просторе.

Самолеты

Хотя в Аргентине имелось всего лишь пять самолетов «Супер Этандар», они имели большое значе­ние, так как были носителями пяти про­тивокорабельных ракет АМ-39 «Экзосет», потопивших два корабля британ­ского соединения.

Тем не менее, аргентинские са­молеты продолжали наносить удары по британским позициям и кораблям у берега, потеряв при этом один «Скайхок» и один «Дэггер». Им все же удалось потопить британский корабль «Антилопа», который затонул в то время, как его минеры обезвреживали оче­редную невзорвавшуюся бомбу. На следующий день в ходе воз­душных налетов на корабли ар­гентинцы потеряли еще три «Дэггера» и один А-4. 25 мая к этим потерям добавились еще три «Скайхока» А-4, причем два из них были сбиты зенитными раке­тами «Си Дарт», запущенными с борта корабля «Ковентри», дежу­рившего в охранении с западной стороны Фолклендов. Сразу же после этого аргентинские «Скайхоки» потопили «Ковентри». В тот же день аргентинские «Супер Этандары» израсходовали третью и четвертую противокорабельные ракеты «Экзосет» из имевшихся у них пяти. Одной ПКР был потоплен «Атлантик Конвейор», унесший с собой на дно груз запчастей и боеприпасов, а также вертолеты «Уэссекс» и «Чинук». Лишь одному вертолету удалось избежать катастрофы.

27 мая наземным огнем был сбит один «Харриер», в то время как аргентинская авиация, пытав­шаяся сдержать продвижение британских войск, потеряла один А-4, один МВ.339 и две «Пукары». На следующий день «Пукары» повторили налет, использовав напалм. Эта атака оказалась без­результатной и, к счастью, един­ственной, в ходе которой при­менялось это ужасное оружие.

Четвертый рейд «Вулканов», ко­торые должны были нанести удар по аргентинским РЛС ракетами «Шрайк», был отменен ввиду не­исправности одного из самолетов-заправщиков «Виктор». Боевые действия в воздухе продолжались с неослабевающей силой, в то вре­мя как британская пехота продви­галась на восток, к Порт-Стэнли. Обе стороны несли потери. Еще один «Си Харриер» был потерян в результате аварии 29 мая, а дру­гой сбит 1 июня зенитной ракетой «Роланд». В тот же день «Си Хар­риеры» уничтожили аргентинский С-130 «Гер­кулес».

Аргентинцы 29 мая поте­ряли один «Дэггер», а 30 мая — два «Скайхока» А-4 — все они были сбиты зенитными ракетами «Ра­пир» или «Си Дарт». «Скайхоки» вместе с «Супер Этандарами» участвовали в последней атаке с применением противокорабель­ной ракеты «Экзосет». Эту пятую ПКР британцам удалось отвести от цели, которой являлся авиано­сец «Инвинсибл». Далее из-за плохой погоды до 8 июня приме­нение авиации носило ограничен­ный характер. 30 мая один «Хар­риер» рухнул в море, после того как зенитным снарядом перебило его топливопровод. Пилот ката­пультировался, решив, что до «Гермеса» ему не дотянуть.

Авианосец

Операция Британии по возврату Фолклендов была бы невозможной без учас­тия в ней авианосцев «Гермес» (на снимке) и «Инвинсибл». Благодаря им оперативное соединение смогло дви­гаться в южном направлении, имея на­дежное прикрытие с воздуха, а берего­вые операции десантных подразделений также поддерживались авиацией.

Зависимость «Харриеров» от авианосцев, которым приходи­лось находиться на значительном удалении от Фолклендов, вне ра­диуса действия аргентинской авиации, исчезла 2 июня, когда завершилось сооружение вре­менного аэродрома в Сан-Карлосе, где самолеты могли заправ­ляться и пополнять боекомплект. Боевой вылет «Вулкана» 31 мая был безрезультатным, а вот 3 июня, в ходе третьего налета на РЛС, бомбометание оказалось бо­лее удачным, так как был выведен из строя радиолокатор «Скайгард». Однако затем этому бом­бардировщику из-за поломки заправочной штанги пришлось от­клониться от маршрута и совер­шить посадку в Рио-де-Жанейро, где он и был интернирован до кон­ца войны. В условиях плохой погоды аргентинские «Канберры» совершили несколько ночных бомбардировочных вылетов. 7 июня ракетой «Си Дарт» был сбит разведывательный самолет «Лиэрджет».

8 июня небо прояснилось, и взорам аргентинских летчиков представились замечательные цели в виде ударных кораблей «Фиэрлисс» и «Интрепид», а так­же десантных кораблей «Сэр Галахэд» и «Сэр Тристан», перево­зивших войска из Сан-Карлоса в Фитцрой-Коув, откуда они должны были совершить последний бросок на Порт-Стэнли. Аргентинская авиация не за­медлила воспользоваться этим об­стоятельством и совершила налет, в котором участвовали пять «Скайхоков» и шесть «Дэггеров». Четыре «Миража» устроили де­монстрационную атаку на Сан-Карлос, чтобы отвлечь «Си Харриеры». В результате налета «Скай­хоков» и «Дэггеров» корабли «Сэр Галахэд» и «Сэр Тристан» получи­ли серьезные повреждения. По­гибли 43 валлийских гвардейца и семь матросов. На обратном пути «Дэггеры» повредили корабль «Плимут». Все аргентинские са­молеты благополучно вернулись на свою базу.

Вертолет «Си Кинг» и фрегат типа 21 спешат на помощь кораблю «Плимут»

Вертолет «Си Кинг» и фрегат типа 21 спе­шат на помощь кораблю «Плимут», который горит в районе Сан-Карлоса пос­ле попадания в него аргентинских бомб.

У второй волны аргентинских самолетов, прилетевших позднее в тот же день, дела пошли не так успешно. Три «Скайхока», потопивших десантное судно, были сбиты «Си Харриерами». Времен­ная взлетно-посадочная полоса была выведена из строя после того, как «Харриер» совершил на нее вынужденную посадку. 12 и 13 июня шли самые ожес­точенные за всю войну бои. Бри­танские парашютисты штурмова­ли высоты Маунт Лонгдон и Уайлисс Ридж. При атаке последней высоты их поддерживали верто­леты Уэстланд «Скаут». В этот день ракетой «Экзосет» был пора­жен эсминец «Глэморган», и при этом был уничтожен стоявший на его палубе вертолет «Уэссекс». Вскоре после этого бомбардиров­щики «Вулкан» совершили свой последний, седьмой, боевой вы­лет, сбросив бомбы на аэродром Порт-Стэнли. Последний воздуш­ный налет в тот день был совершен на Порт-Стэнли вертолетом HU.Mk 5 «Уэссекс», который вы­пустил две ракеты AS.12. стре­мясь попасть в Таун-холл, где про­ходило крупное штабное сове­щание. Одна ракета попала в соседний полицейский участок, а вторая ушла в никуда. 13 июня аргентинские «Скайхоки» нанес­ли удар по штабу британской бри­гады на высоте Маунт Кент. В тот же день была сбита «Канберра» аргентинских ВВС. Это был пос­ледний боевой вылет «Канберр» в фолклендской войне. Первые воз­душные атаки с применением бомб с ЛСН имели место 10 июня, однако они оказались безрезуль­татными из-за трудностей с обо­значением целей. 13 июня все стало на свои места, и «Харриеры» сбросили бомбы точно в цель, уничтожив ротный КП в Тамблдауне и 105-мм орудие в Моди Брук. 14 июня два «Харриера» гото­вились нанести удар бомбами с ЛСН по высоте Саппер-Хилл, од­нако получили приказ вернуться, так как в Порт-Стэнли уже разве­вались белые флаги. За минуту до полуночи аргентинское командо­вание на Фолклендских островах подписало акт о капитуляции сво­ей группировки.

Аргентинский легкий штурмовик

Аргентинский легкий штурмовик "Пукара"

Британия вернула себе Фолк­ленды ценой минимальных по­терь, одержав решительную побе­ду, которая в значительной мере подняла репутацию ее вооружен­ных сил. Война также принесла британскому правительству попу­лярность, в которой оно так нуж­далось (несмотря на тот факт, что причиной этой войны стало уре­зание расходов на оборону). Были назначены досрочные парламент­ские выборы, увенчавшиеся побе­дой консерваторов, которую мно­гие приписывали «фолклендско­му фактору».

Тем не менее, разница в поте­рях скрыла тот факт, что в Фолклендской войне были моменты, когда чаша весов колебалась, ну а о том, что продолжавшееся сокращение британского военного бюджета сделало бы эту операцию невоз­можной, если бы необходимость в ней возникла несколькими ме­сяцами позднее, и вообще упоми­налось мельком. Из этого конфликта были извлечены полезные уроки. В частности, ускорен запуск в серийное производство целого ряда систем вооружений. Самой значительной из них являлся патрульный вертолет «Си Кинг». Однако он появился слиш­ком поздно, чтобы пройти испы­тания в боевой обстановке.

Аргентина не изменила своей позиции в отношении спорных островов, однако от дальнейших военных действий ее сдерживают значительно возросшее военное присутствие Британии на Фолк­лендах и строительство там круп­ного международного аэропорта, с помощью которого можно будет быстро перебросить подкрепле­ния по воздуху. Кроме того, там уже постоянно базируется отряд истребителей «Торнадо».

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх