На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

20 апреля 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг-707

20 апреля 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг-707-321B".

«Понятно — гражданский самолет. Звоню генералу: «Товарищ командир, если мы сейчас не примем мер, он уйдет, ну и тогда нам всем кердык!». Он спрашивает: «Твое предложение, Царьков? Как сбить?» - «Очень просто!» - «Решение одобряю!»

20 апреля 1978 года в районе Кольского полуострова границу СССР пересек пассажирский лайнер «Боинг-707» южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines.


Боинг-707-321B (регистрационный номер HL7429, командир корабля — Ким Чан Ки) южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines выполнял рейс №902 по маршруту Париж—Сеул с посадкой в Анкоридже. Самолёт вылетел из аэропорта Орли 20 апреля в 14 часов 40 минут. На борту находились 97 пассажиров (включая 26 женщин и 5 детей) и 12 членов экипажа.

«Боинг» благополучно пролетел над Британией, Атлантикой и уже достиг Гренландии, когда у него вышло со строя навигационное оборудование: по одним сведениям, гироскопического полукомпаса, по другим — ошибку в вычислении допустили сами пилоты.

Как потом официально объясняла сама авиакомпания, экипаж при подсчетах использовал неправильные значения магнитного склонения (дело было как раз над северным магнитным полюсом).
В результате этих ошибок огромный лайнер со 109 людьми на борту начал совершать разворот направо. Сделав огромную плавную дугу, он в конечном счете полетел фактически назад на юг — через Шпицберген в направлении финско-советской границы.

20 апреля 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг-707-321B".Карта полета с "Википедии"

«Боинг» был обнаружен радарами системы ПВО СССР за 400 км. до советских вод: «курсом на Мурманск идет самолет с большой радиолокационной отметкой без позывного «я-свой». Сначала офицеры противовоздушных сил подумали, что это возвращается с задания самолет морской авиации, экипаж которого забыл сменить код системы опознания.
Пока звонили туда-сюда по вертикалях уполномоченных лиц (там говорили, что это Ан-12 возвращается с Баренцового моря, то морской разведчик Ту-95), самолет пересёк границу и вошел в воздушное пространство СССР. «Сюрприз ожидал меня, когда я стал слушать эфир, - вспоминал летчик 265-го истребительного авиационного полка Сергей Слободчиков. - Такая неразбериха стояла! Я же слышал и Мурманск, и Петрозаводск. Все кричат, все что-то командуют...»
Когда «боинг» уже был над территорией Кольского полуострова, на его перехват был направлен истребитель Су-15 под управлением капитана Александра Босова.
Далее показания сторон отличаются.

20 апреля 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг-707-321B".Это и другие фото: heninen.net

Согласно показаниям капитана лайнера Ким Чанг Ки, перехватчик приблизился к его самолету с правой стороны (а не с левой, как того требуют правила Международной Организации гражданской авиации — ICAO). Капитан утверждает, что уменьшил скорость и включил навигационные огни, которые сигнализируют о готовности следовать за советским истребителем для посадки.
Попытки капитана Ким Чанг Ки связаться с пилотом перехватчика на частоте 121,5 были зафиксированы вышкой управления воздушным движением в Рованиеми (Финляндия).
Согласно официальных утверждений советской стороны, лайнер проигнорировал исполнение требования совершить посадку на ближайшем аэродроме. Босов сначала доложил, что видит кленовый листок, что произвело ажиотаж на земле — канадский (т.е. НАТОвский), возможно, военный самолет над территорией СССР!
Но через несколько минут советский перехватчик уточнил увиденное. «Босов заходит ему в хвост, подходит ближе и говорит:«На борту полоса — что-то написано китайскими иероглифами, а на хвосте не кленовый лист, а большой красный журавль с расправленными крыльями!», - рассказал командир в прошлом 21-го корпуса ПВО Владимир Царьков. - Понятно — гражданский самолет».
После маневров рядом с советским истребителем «боинг» начал поворачивать вправо — в сторону финской границы. Вот как описывал, то что было дальше Царьков:
«От границы с Финляндией он находился на расстоянии максимум 80 километров. На скорости 900 — это 6 минут полета. Значит, максимум за шесть минут нужно было решить вопрос...
Даю команду: «Босов, снижайся, выпускай тормозные щитки и занимай позицию для атаки сзади». Второму Су-15 приказываю навести после атаки Босова в переднюю полусферу — может ведь не получится.
Звоню генералу Дмитриеву: «Товарищ командир, если мы сейчас не примем мер, он уйдет, ну и тогда нам всем кердык!». Он спрашивает: «Твое предложение, Царьков? Как сбить?» - «Очень просто!» - «Решение одобряю!» Я говорю: «Понял - «решение одобряю!»
Беру трубку: «Босов, слышишь меня?» - «Слышу!» - «Приказываю: уничтожить нарушителя воздушного пространства Советского Союза залпом!» Он: «Что? Сбивать его?!» Я говорю: «Повторяю! Уничтожить нарушителя воздушного пространства Советского Союза залпом!»

20 апреля 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг-707-321B".

Утро после "приводнения"

Согласно данных американского радиоперехвата, пилот Басов попытался убедить командование отменить приказ, однако после подтверждения выпустил по лайнеру две ракеты P-60.
Первая из них прошла мимо, а другая взорвалась, оторвав часть левого крыла, вызвав разгерметизацию самолета и убив осколками двух пассажиров. Кроме того, осколками заклинило турбину одного из четырех двигателей.

20 апреля 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг-707-321B".

Место, куда попала шрапнель с ракеты

Через разгерметизацию салона лайнер начал экстренное снижение с высоты 9000 м. и пропал с радаров советской системы ПВО. Советские пилоты также потеряли в облаках поврежденный «боинг». Босов также не мог обнаружить следы пожара на земле.

На экране радаров осталась только отметка оторванного крыла самолета — этот кусок планировал с большой скоростью и был воспринят советскими офицерами как крылатая ракета или кассета со шпионским оборудованием. Эту цель наконец сбил упоминавшийся в начале рассказа Слободчиков.

20 апреля 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг-707-321B".

Следы поражения снаружи салона

Следующий час аварийный рейс 902 пролетел на низкой высоте вдоль всего Кольского полуострова, подыскивая место для вынужденной посадки и, после нескольких неудачных попыток, приземлился в наступающую темень на лед озера Корпиярви, уже на территории Карелии.

20 апреля 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг-707-321B".

Закрылки "боинга" выпущенные в посадочной конфигурации


Финские источники сообщают, что все это время советская ПВО не имела никакой информации о судьбе и местонахождении самолета. Однако тот же Царьков говорит, что наконец-то самолет обнаружил еще один поднятый на перехват истребитель под командованием Анатолия Керефова.

20 апреля 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг-707-321B".

Место в крыле, куда попала ракета Босова

Пилот пытался показать корейцу дорогу до аэропорта Африканда, но тот отстал от истребителя и сел на замерзшее озеро.
Сам Керефов вспоминает, что чуть не силой, прямо таки положив крыло на крыло, заставил "боинг" приземлится на лед Корпиярви.

20 апреля 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг-707-321B".

То же самое крыло

Заслуживает внимания описание переговоров Царькова, который в это время общался с высшим руководством в Москве — маршалом авиации Александром Колдуновым.
«Докладывай, что происходит?» я все рассказываю... «Сколько он километров прошел?», - не дослушав, перебивает Колдунов. «Прошел 180 километров и стал в район Кандалакши идти...» - «Сколько-сколько прошел?!» - «180 километров!» - «По нашей территории?! Почему не сбили раньше?!»
Отвечаю, что использовать ЗРВ [зенитно-ракетные войска] запретили, что нужно было и опознать — чего же своих сбивать? «Ты будешь снят с должности!», ответил маршал и повесил трубку...
В это время вбегает офицер, приносит мне шифровку, переданную по телеграфу с подразделения, которое вело прослушивание эфира на всех частотах. Мол, в такое-то время пропал самолет «Боинг-707» авиакомпании «Эйр-Корея», на борту 100 человек и 12 членов экипажа вместе со стюардессами.

Только я прочитал — бац, опять звонок с Москвы! Колдунов: «Так ты что, его сбил?» - «Так точно! Я хотел Вам доложить — Вы трубку положили! Я командующему доложил». - «Ну и что?». Говорю: «Азимут такой-то, дальность — такая-то... Осуществляем воздушный поиск. Однако, товарищ маршал, я получил спец донесение...» - «Какое спец донесение?!» - «Перехватили сообщение Ассошиейтед Пресс...» - «Что оно там сообщает?! Почему у тебя есть, а у меня нет?» - «Мы же впереди, пока до Вас радиоволны дойдут — мы уже расшифровали». - «Ну-ну-ну, прочитай, что там написано?».
Читаю: «Пассажирский «боинг», который летел по маршруту Париж-Англия (сейчас я точно уже не помню все пункты), - и он должен был по северному маршруту пойти в Корею, а оттуда в Токио. На борту 100 человек туристов и 12 членов экипажа». - «И вы зачем сбили его?!» - «В чем дело-то? Не слушается и идет... А флот проводит учения... Сбили!» - «Ну, вот что Царьков, тебя будет судить международный трибунал!» - сказал маршал и бросил трубку.

20 апреля 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг-707-321B".

Карта: iltasanomat.fi

К лайнеру на берегу озера начали прибывать советские вертолеты. Все 107 выживших пассажира были доставлены в город Кемь, где их разместили в гарнизонном Доме офицеров.
23 апреля 1978 года в мурманском аэропорту иностранцев передали представителям генерального консульства США в Ленинграде и авиакомпании Pan American, которая и перевезла их в Хельсинки.

20 апреля 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг-707-321B".

Следы от шасси?

Командир корабля Ким Чанг Ки и штурман были задержаны в связи с проведением расследования в Союзе. Они признали свою вину и обратились с просьбой о помиловании в президиум Верховного Совета СССР. Их выслали за границу Советского Союза.
30 апреля 1978 года было обнародовано заявления ТАСС об инциденте в Карелии. СССР отказался сотрудничать в расследовании этого происшествия с международными экспертами и не предоставил данные с извлеченных из корабля «черных ящиков».

20 апреля 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг-707-321B".

Скан: autoreview.ru

Сам самолет было разобран и вывезен частями вертолетом Ми-6 на баржу в Кандалакшском заливе. Пилотскую кабину обследовал лично заместитель главкома войск ПВО Евгений Савицкий.
Шпионского оборудования не нашли, вместо этого советских инженеров заинтересовала мощная аварийная радиостанция, сотовые наполнители крыльев и система слива топлива.
Никто из пилотов и командиров, принявших решение сбить нарушителя государственной границы, не был представлен к награде. Как впрочем и наказан. Действия ПВО признаны правильными.

20 апреля 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг-707-321B".

Конец апреля 1978 года

Через 5 лет такой же перехватчик Су-15 в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 года сбил над Сахалином «Боинг-747» той же авиакомпании Korean Air Lines. Южнокорейский лайнер выполнял рейс "Нью-Йорк- Анкоридж-Сеул", и также уклонился от курса, зашел в советский воздушный простор над Сахалином. Все 269 человек на борту погибли.
Пилот-истребитель Сергей Слободчиков сейчас работает охранником на частной фирме в Петрозаводске. Корейская авиакомпания и сейчас имеет в расписании рейс №902 "Париж-Сеул", только уже без дозаправки в Анкоридже...

holydiver_777

Картина дня

наверх