1783 - Cостоялась публичная демонстрация изобретения братьев Монгольфье в родном городе Анноне, на которую пришло огромное количество людей. В течение десяти минут шар набрал высоту, а в 4 тысячах футов от места запуска упал на землю. Это был научный успех, требующий однако тщательного развития. Французский изобретатель и учёный Жак Шарль тогда тоже решил опробовать себя в сфере воздухоплавания — он наполнил шар водородом, что дало значительный скачок в исследовании. В зависимости от различных способов заполнения воздушных шаров они получали разные названия. Так, сферы, наполняемые тёплым воздухом, были названы монгольфьерами, а водородом — шарльерами.
1784 - В Лионе (Франция) 19-летняя француженка Элизабет Тибл (Elisabeth Thible) совершила исторический 45-минутный полёт на воздушном шаре вместе с господином M. Fleurant. Воздушный шар был назван Густавом в честь короля Швеции Густава III, посетившего в тот день Лион. Эта возможность представилась ей, когда один французский граф струсил и отказался от полёта. Оперная певица в костюме богини Минервы храбро забралась в воздушный шар, удивив толпу. Более того, в полёте она помогала управлять шаром, подавая топливо в топку. Как только шар оторвался от Земли, воздухоплаватели спели два дуэта из одной оперы.
1915 - Первый полёт Marinens Flyvebaatfabrikk M.F.1. В начале 1915 года руководство норвежской морской авиации (Marinens Flyvaevasen) основало в Хортене Заводе военных гидросамолётов, эксплуатируемых ВМС Норвегии. В отсутствие национальной авиапромышленности данное предприятие, называвшееся "Marinens Flyvebaatfabrikk", вскоре стало строить собственные самолёты для нужд военных. В 1914 году известный норвежский исследователь Роальд Амундсен (Roald Amundsen) приобрёл во Франции самолёт Farman MF.7 для своей полярной экспедиции, но начавшаяся Первая Мировая война помешала его планам. MF.7 передали на Marinens Flyvebaatfabrikk для изучения и вскоре на заводе наладили выпуск доработанных под требования военных самолётов, получивших обозначение M.F.1.Это был двухместный четырёхстоечный биплан, оснащённый двигателем Hall-Scott A-3 мощностью 100-130 л.с. (75-97 кВт) с толкающим винтом. Вооружение самолёта состояло из пистолета Colt M1911 у пилота и карабина Krag√Jørgensen с 120 патронами у наблюдателя.С 1915 по 1917 года для авиации ВМС Норвегии было построено 5 самолётов M.F.1. Четыре из них были утеряны в результате несчастных случаев в период с 1916 по 1918 года. Последний экземпляр самолёта был выведен из эксплуатации летом 1922 года.
1922 - На борту шведского грузового судна "Миранда" из Лондона в Петроград для нужд ВВС РККА прибыли 40 отремонтированных самолётов D.H.9, не имевшие двигателей. Отдельно из Швеции были доставлены двигатели.
1925 - Состоялся первый полёт самолёта Parnall Peto. Самолёт Parnall Peto представлял собой небольшой двухместный поплавковый гидросамолёт. По техническому заданию 16/24 Военно-морского министерства он должен был иметь складывающиеся крылья и помещаться в ангаре шириной 2,44 м на палубе подводной лодки М2. Было построено два опытных самолёта. Первый имел двигатель Armstrong Siddeley Mongoose мощностью 135 л.с., а второй - двигатель Bristol Lucifer такой же мощности. После успешного окончания испытаний на подводной лодке M2 были заказаны шесть серийных самолётов, но к этому времени подводная лодка затонула и заказ был анулирован.
1925 - Первый полёт истребителя Marinens Flyvebaatfabrikk M.F.9 Høverjager, пилот Lützow-Holm. M.F.9, был первым и единственным истребителем компании. По свой конструкции самолёт напоминал уменьшенный одноместный вариант учебно-тренировочного самолёта MF.8 Høverjager. MF.9 был оборудован 300-сильным двигателем Hispano Suiza 42 и вооружён одним передним 7.62-мм пулемётом. В течении следующего годы было изготовлено еще 12 экземпляров самолёта. Все они были приняты на вооружение Береговой охраной Норвегии, где использовались до 1932 года. Часть самолётов были ремотизированы, на них устанавливали либо Bristol Jupiter мощностью 425 л.с. (317 кВт) или Armstrong Siddeley Jaguar VII мощностью 400 л.с.
1927 - Первый беспосадочный перелёт из Нью-Йорка в Эйслебен, Германия, совершён американцами Кларенсом Д. Чемберленом и Чарльзом А. Левиным (пассажир) в моноплане Bellanca. Они пролетели 3905 миль за 42 часов 15 минут. Этот перелёт совершён четырьмя неделями позднее знаменитого полёта Линдберга.
1931 - Первый опыт доставки самолётом матриц центральных газет, в первую очередь – «Правды»; лётчик Борис Леонидович Местон на Р-1, рейс Москва – Харьков.
1931 - Летающая лодка Latecoere 28-3, оснащённая двигателем Hispano-Suiza, пилотируемая лейтенантом де Vaisseau Paris и М. Gonord установила рекорд дальности для гидросамолётов на 3113,8 миль (5011,2 км) в Арашоне, Франция.
1935 - Состоялся первый полёт прототипа K3585 английского среднего бомбардировщика-транспортника AW.23, разработанного английской фирмой Sir W.G. Armstrong Whitworth Aircraft Ltd. Первый полёт совершил шеф-пилот фирмы Кэмпбелл-Оурд. Вследствие ненадёжности двигателей Iger VI самолёт был отвергнут военными и на вооружение A.W.23 так и не приняли. В серию пошли "Хэйдли-Пейдж" Н.Р.51 (названный "Хэрроу") и "Бристоль 130" ("Бомбей"). Самолёт остался на заводе Armstrong Whitworth Aircraft Ltd. На его базе Джон Ллойд разработал проект более совершенного бомбардировщика - AW.38 Whitley c двигателями Siddeley Tiger IX (920 л.с.).
1940 - На совместном совещании руководства Наркомата авиационной промышленности и ВВС Красной Армии (в тот самый день, когда было принято решение о серийном производстве бомбардировщика Пе-2 и штурмовика Ил-2) рекомендован к серийному производству самолёт Таирова Та-3. Однако на деле Та-3 в серию не попал из-за целого ряда объективных и субъективных причин.
1943 - Постановление "О создании Совета по радиолокации при ГКО".
1943 - С бомбардировщика Пе-8 экипажем 890 полка (командир корабля старший лейтенант Андрей Яковлевич Шамрай) сбросили ФАБ-5000 перепахав железнодорожные пути в районе Орла, затруднив переброску германских войск в район Курского выступа. В июле 1943 года ФАБ-5000 обрушивались в ходе начавшейся Курской битвы на войска противника и на Орёл. Всего до весны 1944 года на головы немцев было сброшено 13 ФАБ-5000.
1944 - Экипаж Александра Сергеевича Шорникова на С-47 вывез из района окруженного немцами города Дрвар Верховный штаб во главе с маршалом Тито. Летом 1944 г. двенадцать С-47 перелетели с территории СССР в итальянский город Бари. Оттуда начала действовать авиагруппа под командованием генерал-майора Василия Ивановича Щелкунова. Её самолёты обеспечивали боевую деятельность Народно-освободительной армии Югославии: туда везли боеприпасы, оружие, медикаменты, обратно - раненых. Из Советского Союза в Бари транспортники доставили четыре разобранных У-2 - их потом передали югославам.
1954 - На базе Edwards ВВС, штат Калифорния, майор Артур Мюррей на экспериментальном ракетоплане Bell X-1A достиг высоты 89,809.7 футов (27374 м).
1956 - Падение вертолёта Як-24 на аэродроме Внуково. Предстоял показ вертолёта по телевидению. "... Накануне Александр Сергеевич Яковлев вызвал меня и Георгия Александровича Тинякова и сказал: "Полетите во Внуково, оттуда состоится прямая передача по телевидению. Егор Филиппович Милютичев будет демонстрировать полёт, а Вы (Тинякову) комментировать его с земли". На следующий день Тиняков выписал полётный лист на себя как командира экипажа, состоящего из второго пилота Милютичева, механика Сбитнева и его помощника. В районе аэродрома Внуково при развороте на малой высоте над лесом пилотируемый Тиняковым вертолёт свалился в глубокое скольжение с креном около 70 градусов. Не реагируя на полное отклонение органов управления на вывод в горизонтальный полёт, Як-24 продолжал терять высоту. Я вмешался в управление и, используя опыт выхода из подобного положения в Тушино, перевёл вертолёт в режим авторотации. Як-24 удалось вывести из скольжения в нормальное положение, но избежать падения на лес уже было невозможно. В результате оказались полностью разрушенными все лопасти несущих винтов и частично - обшивка фюзеляжа". Вертолёт отремонтировали на месте, вырубив просеку и расчистив площадку. Милютичев 16 июня улетел на этом Як-24 на подмосковный аэродром Захарково, а 24 июня уже участвовал на нём в воздушном параде. После третьего падения было заменено хвостовое оперение. Серийное оперение с V-образным стабилизатором и углом развала 45° заменили на новое, рекомендованное ЦАГИ. Теперь угол развала составлял 20°, а на концах стабилизатора установили под углом 3,5° по направлению полёта влево вертикальные прямоугольные шайбы. Одновременно заменили обратимое поперечное бустерное управление на необратимое и сняли инерционные демпфера.
1958 - Принято постановление Совмина СССР о разработке комплекса перехвата Ту-28-80. Автономный всеракурсный барражирующий истребитель перехватчик Ту-128, входил в комплекс перехвата Ту-28-80 или Ту-128С-4, и был предназначен для борьбы с бомбардировщиками и КР на большом удалении от баз во взаимодействии с самолётом ДРЛО Ту-126.
1959 - Катастрофа вертолёта Ка-15 - первой лётной машины. В ходе ресурсных испытаний вертолёта из-за усталости металла разрушился штырь тяги, соединявший автоматы перекоса несущих винтов. Лётчик-испытатель Владимир Николаевич Смолин и ведущий инженер В.П. Карасёв погибли...
1960 - Первые серийные истребители-бомбардировщики Су-7Б отправлены в строевую часть.
1960 - Постановлением ЦК КПСС № 587-238 «О плане освоения космического пространства» были определены порядок создания и сроки запуска кораблей-спутников.
1964 - Первая попытка запуска советского спутника связи "Молния-1" была проведена на космодроме Байконур. Из-за аварии второй ступени ракеты-носителя «Молния» на 287-й секунде полёта спутник с заводским номером 2 был потерян. Причиной аварии был отказ системы опорожнения блока «А», который привёл к преждевременному окончанию горючего (керосин). Без топлива турбонасосный агрегат пошёл вразнос, далее автоматика сформировала команду на аварийное отключение двигательной установки. Всего было запущено 5 экспериментальных аппаратов для создания линии дальней радиосвязи между Москвой и Владивостоком.
1965 - Состоялся первый полёт опытного китайского самолёта Q-5. Он является глубокой модернизацией истребителя МиГ-19, выпускавшегося в Китае по советской лицензии под названием J-6. Китайским конструкторам удалось создать недорогой, простой и надёжный тактический ударный самолёт, опередив своих коллег в США и России, где разработка аналогичных машин - Воут А-7 и МиГ-23Б началась значительно позже.
1968 - При выполнении тренировочного полёта бесследно пропал А-12, пилотируемый Джеком Уиком. Последний радиообмен с лётчиком был зафиксирован в 520 км к востоку от Манилы. Поисково-спасательная операция никаких результатов не дала.
1969 - ВПК при Совете Министров СССР принимает решение № 131 по самолёту Ту-144 с двигателями РД-Зб-51. Дальность полёта при взлётной массе 150 тонн со 150 пассажирами оговаривалась в 4500 км, а со 120 пассажирами и при взлётной массе 180 тонн - 6500 км. Вариант Ту-144 с новыми двигателями получает обозначение Ту-144Д ("004Д").
1972 - Cовершил полёт первый F-4N. В 1970 году была начата программа модернизации истребителей F-4B ВМФ США, получившая кодовое название "Bee Line". Многие из состоявших на вооружении F-4B находились к тому времени более десяти лет в стою и начали проявлять признаки "старости". В рамках этой программы было модернизировано 228 самолётов, получивших после этого обозначение F-4N.
Всего в начале 1970-ых было переоборудовано в вариант F-4N в рамках программы "Bee Line" 228 F-4B.
1974 - Cостоялся первый полёт последней, наиболее совершенной модификацией "Виггена", всепогодного истребителя-перехватчика JA-37 (№37301-37449), неофициально называемого "Яктвиггеном" ("Виггеном-охотником") и переоборудованного из истребителя-бомбардировщика AJ-37. На машине были установлены усовершенствованный двигатель RM8B с тягой, увеличенной на 10%, увеличенный киль от Sk.37, усовершенствованное БРЭО и вооружение. Основным внешним отличием самолёта стало то, что он получил складывающийся на земле киль.
1980 - Первый полёт Mitsubishi F-15J. Производившийся по лицензии McDonnell Douglas F-15J идентичен американскому F-15C, за исключением систем электронного противодействия, радиолокационного оповещения. Двигатель - это Pratt & Whitney F100 ТРДД, выпускаемый по лицензии фирмой Ishikawajima-Harima Heavy Industries. Было построено 213 экземпляров.
1981 - На самолёте "Квант" установлен мировой рекорд время набора высоты 6000 м. - 16 мин. 06 сек. И в тот же день ещё один результат: высота в горизонтальном полёте - 6550 м. Оба рекорда ставились в категории C-1-b (вес поршневых самолётов от 500 до 1000 кг). Первый из рекордов устанавливался для этой категории впервые. До этого на таких машинах ставили только рекорды времени набора высоты 3000 м, поскольку на борту отсутствовало кислородное оборудование. По отечественным правилам полёты на высотах выше 4-х км на самолётах без гермокабины разрешены только с кислородным прибором (по американским - уже выше 3-х км). Решено было оснастить "Квант" кислородным оборудованием, но установка на борт штатного прибора могла привести к выходу из данной весовой категории. Поэтому изготовили облегченный кислородный прибор лишь с одним баллоном от штатного прибора КП-13.
1993 - Дмитрий Петров после вынужденной посадки МиГ-21БИС на фюзеляж в джунглях Конго трое суток с тяжёлой травмой добирался до людей. Про Конго, джунгли и лётчика Петрова...
1996 - Авария ракеты-носителя «Ариан-5» Европейского космического агентства (ЕКА) произошла во время первого запуска, 4 июня 1996 года на космодроме Куру. Ракета разрушилась на 40-й секунде полёта из-за неверной работы бортового программного обеспечения. Этот неудачный запуск стал одной из самых дорогостоящих компьютерных ошибок в истории — оценки только материальных потерь варьируются от 360 до 500 млн долларов. Сбой произошёл в программном обеспечении, унаследованном от предыдущей ракеты «Ариан-4», когда модуль не был протестирован в новом окружении.В результате аварии были потеряны 4 спутника ЕКА «Cluster», предназначенных для изучения магнитного поля Земли. Данная научная программа была отложена, и впоследствии спутники «Cluster-2» были запущены ракетами «Союз» летом 2000 года.Произошедшая авария имела большой резонанс — как по причине больших материальных потерь, так и вследствие оперативного расследования, характеризовавшегося открытостью результатов и проводившегося с участием специалистов заинтересованных европейских стран. Комиссии удалось найти и воспроизвести ошибку, реконструировав события полёта.
2003 - Состоялся первый полёт новейшего польского лёгкого учебно-тренировочного самолёта ЕМ-10 Bielik, разработанного предприятием Zaklad Remonmtow i Produkcji Sprzetu Lotniczego из города Бельско-Бяла. "Белик", в отличие от большинства УТС сделан исключительно учебным, учебно-боевой вариант этого самолёта не предусмотрен. Уже одно это позволило радикально уменьшить размеры и массу машины, упростить её конструктивно и удешевить в производстве и эксплуатации. На "Белике" не только отсутствуют узлы подвески вооружения, но и силовые нервюры, к которым их можно было бы прикрепить в будущем. За исключением задней части фюзеляжа, изготовленной из алюминиевых сплавов, "Белик" целиком сделан из композиционных материаловв. Снижению массы способствует применение современной авионики и небольшого двигателя General Electric J85 тягой всего 1380 кгс. По заявленным высотно-скоростным характеристикам ЕМ-10 находится на уровне МиГ-17 и F-86, а по манёвренности приближается к МиГ-29 и F-16. И это при цене, меньшей, чем у турбовинтового Pilatus PC-9! Совокупность этих и других факторов, а особенно малый расход топлива, по заявлению польских инженеров, приводит к снижению стоимости лётного часа "Белика" по сравнению с современными боевыми самолётами в 7-8 раз!
2004 - Начало рекордного по времени кругосветного перелёта на вертолёте, С.Олифант-Хоуп на MD500E, 17 дней 14ч 2 мин 27 с, Англия.
2010 - Первый запуск ракеты Falcon 9, мыс Канаверал. На орбиту с помощью впервые был запущен макет будущего корабля Dragon компании SpaceX (Dragon Spacecraft Qualification Unit - прототип транспортного грузового корабля Dragon). Спустя полгода первый полёт совершил и сам Dragon, став первым в космосе кораблём, построенным частной компанией. Falcon 9 состоит из двух ступеней и использует в качестве компонентов топлива керосин марки RP-1 (горючее) и жидкий кислород (окислитель). Цифра «9» в названии обозначает количество жидкостных ракетных двигателей Merlin, установленных на первой ступени ракеты-носителя.
2014 - В эскадрилью флотилии 11F авиации ВМС Франции (база Ландивизио) поступил первый палубный истребитель Rafale M40 с АФАР.
2014 - Самолёт Solar Impulse 2 на фотобатареях, который был создан швейцарскими конструкторами, благополучно закончил свой первый полёт...
Свежие комментарии