На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 684 подписчика

Свежие комментарии

  • НС
    нельзя ставить подножку авиапрому!  В такое сложное время у нас промышленность пытается возрождаться. а эти умники ис...Прилетели: «Татне...
  • 65alekseysramblerru Леонтьев
    Великобритания начала. Постройка первого опытного образца D.H.106 завершилась в апреле 1949-го, а 27 июля прототип D...Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Спасибо Тимуру Латыпову, очень сильная статья и если выводы верны, то в Татнефть осуществляется экономическая диверси...Прилетели: «Татне...

Гордость наших ВВС...

К столетию выдающегося лётчика-истребителя и лётчика-испытателя Г.А. Баевского...
Николай Бодрихин 12.08.2021
 

11 июля этого года исполнилось сто лет со дня рождения выдающегося лётчика-истребителя и лётчика-испытателя Героя Советского Союза Георгия Артуровича Баевского. Он имел необыкновенную судьбу.

Родился Георгий в семье кадрового работника МИДа, а де-факто – сотрудника внешней разведки СССРГеоргия Матвеевича Баевского. С 1930 года маленький Георгий, вместе со всей семьёй (отцом, матерью и младшим братом) жил в Берлине. Там он был свидетелем прихода к власти Гитлера, массовых бравурных митингов, зловещих факельных шествий. Там же его не миновало увлечение авиацией, характерное и для немецких мальчишек того времени, некоторые из которых были его приятелями.

В 1934-1936 гг., при угрозе провала, его отец, вместе с семьёй, был направлен в командировку в Швецию, где взрослеющий Георгий был познакомлен с полпредом СССР в Швеции, легендарной А.М. Коллонтай.В Стокгольме он успешно окончил 6 класс, о чём получил свидетельство Стокгольской народной школы. С первого по десятый класс Георгий успешно учился в московской, берлинской, стокгольмской, опять в московской школах, освоил два иностранных языка – немецкий и шведский.

Учеником 9-го класса, весной 1939 года, Георгий поступил в аэроклуб Дзержинского района города Москвы. Пройдя теоретический курс, совершив несколько полётов на биплане У-2, весной 1940 года он закончил аэроклуб и получил возможность поступить в лётную школу. Но родители не поддержали его: «Окончи сначала школу среднюю».

Тайком от родителей, оформив в аэроклубе все необходимые документы и получив направление в Серпуховскую военную авиационную школу, оставив домашним записку: «Ушёл к товарищу, буду через два часа»,и не взяв с собой никаких вещей, он уехал в Серпухов!

Через несколько дней в лётную школу приехал отец, увидел его в курсантской форме, коротко стриженым и, не делая сыну никаких упрёков, заметил, что теперь важно решить вопрос об аттестате зрелости.Педсовет школы пошёл навстречу молодому лётчику и выдал его отцу аттестат об окончании средней школы без выпускных экзаменов.

Удивительна скромность Георгия Артуровича: ему, человеку к 14 годам свободно владеющему сразу двумя иностранными языками и в голову не пришло поступать куда-то в «языковой вуз» или в университет, что было бы естественным для большинства современников. Нет, в духе времени, он пошёл учиться на лётчика…

7 мая 1940 года, за полтора месяца до окончания средней школы, он стал курсантом Серпуховской военной авиационной школы лётчиков. В октябре 1940-го окончил лётную школу, ставшую к тому времени Вязниковской, где, как дисциплинированный курсант и хороший лётчик, был назначен на должность лётчика-инструктора. Его общий налёт на истребителе И-15бис, за время обучения в лётной школе составил 22 часа 15 мин.

Во время войны младший лейтенант Г.А. Баевский продолжает службу инструктором, живёт в Вязниках, летает на самолётах У-2, Р-5, УТ-1, УТИ-4, И-15бис, И-16 и Ла-5, вывозит курсантов, как лётчик-истребитель дежурит вдоль трассы Москва-Горький, повышает собственной лётное мастерство. Дважды, в 1941 и в 1943 гг. он побывал в Москве, последний раз в госпитале у раненого отца.

К началу 1943 года его налёт составлял уже 700 час., из них 230 час.на И-16 и 4 часа 34 мин. на Ла-5.

Наконец, в середине апреля 1943 года лейтенант Баевский был направлен на стажировку в 5-й гвардейский истребительный авиаполк (ИАП0, входивший в состав 207-й ИАД 17-й Воздушной армии Юго-Западного фронта. В первый же день приезда в полк –16 апреля 1943 года он был представлен командиру полка – выдающемуся лётчику-истребителю, Герою Советского Союза (впоследствии дважды Герою) гвардии подполковнику Василию Александровичу Зайцеву (на фото).

Он произвел на Баевского самое сильное впечатление. В беседе с ним В.А. Зайцев, в частности, сказал:

«Пойдёте во вторую эскадрилью, к Лавейкину. Он, хотя и молод, но уже капитан, имеет много сбитых… Вам достанутся опытные ребята. Надо, прежде всего, проникнуться глубоким уважением к ним. Может быть, вам покажется, что они не очень готовы. У нас нет лётчиков, которые могли бы тягаться полностью с вами, как с инструкторами. Я сам был инструктором несколько лет, знаю это дело. То, что вы инструкторы, это ваш большой плюс. С таким налётом, как у вас, вы должны быть по технике пилотирования в числе первых. Но здесь война, здесь соображать надо. Не перечить командиру, даже если что-то покажется неправильным. Безусловно выполнять то, что он прикажет».

Диктофон в те годы был большой редкостью, но за точность этих слов можно ручаться, поскольку ещё с довоенных лет Георгий взял за правило записывать в записную книжку эпизоды и слова, которые произвели на него впечатление. Эту затёртую старую книжечку я сам видел в руках Георгия Артуровича.

Вскоре над советской территорией был сбит и пленён немецкий лётчик. Каково же было удивление и командования полка, и немца, когда Георгий на хорошем, «домашнем» немецком языке задал пленному несколько вопросов и тот, сражённый доверительными оборотами родного языка, решился отвечать.Особенно был поражён способностями молодого лётчика командир полка –Зайцев, тем более, что пленный лётчик сразу сообщил ценнейшие сведения. Судьба Баевского была решена – он остался в полку.

Впоследствии Георгий Артурович пытался выяснить фамилию того немца, но ему это не удалось (документы, касавшиеся пленных противников изымались НКВД и оставались в его архиве) и он, несмотря на просьбы, даже не стал упоминать этот эпизод в своих мемуарах.

Вскоре, в начале июля 1943 года развернулись грандиозные воздушные бои над Курской дугой, в ходе которых Г.А. Баевскому суждено было стать одним из результативнейших наших лётчиков.

Лейтенант Баевский одержал под Курском 10 личных побед (ещё два «мессера» он сбил до начала битвы), среди них 5 Хе-111, тогда как, например,у И.Н. Кожедуба – 9 личных побед (нет сбитых двухмоторных), А.С. Куманичкина – 12 личных и 2 групповых (только 1 сбитый лично – двухмоторный – ФВ-189), те же 12 лично и 2 в группе сбили над Курской дугой однополчанин Г.А. Баевского И.Н. Сытов (1 двухмоторный лично и два в паре) и Н.Д. Гулаев (из них только один двухмоторный ФВ-189 в группе); П.М. Кучеренко, павший в воздушном бою 11 августа 1943 г. – 12 личных и 9 групповых побед (из них 4 ФВ-189 и Ю-88 лично, а также 1 ФВ-189 и 1 Ю-88 в группе), В.И. Попков сбил под Курском 12 самолётов противника лично (из них два многомоторных – Ю-52 и Хе-111); С.Д. Луганский сбил под Курском 18 самолётов противника (но среди них только 1 двухмоторный Ю-88). Учитывая, что стоимость двухмоторной машины в 4-5 раз превосходит стоимость одномоторного истребителя (Ме-109 или ФВ-190) или пикировщика(Ю-87), вклад Г.А. Баевского и П.М. Кучеренко в общее число воздушных побед наиболее значим.

Лётчики 5-го гвардейского ИАП до октября 1943 года воевали на истребителях модификации Ла-5Ф, этой машине было ещё далеко до прекрасной формы прославленного Ла-5ФН, который они, ещё не полностью доведённый, получили только в сентябре 1943 года.

Лётчики полка участвовали в боях за Днепр, а с августа 1944 по февраль 1945 г., когда полком командовал подполковник Н.С. Виноградов, полк вовсе не участвовал в боях. Георгий Артурович всегда сетовал на этого командира, при котором полк был выведен из боёв задолго до победы. Вообще, режим работы советских истребительных полков, с большими перерывами и длительными отпусками лётчиков, он считал неверным.

– Лётчики втягиваются в боевую работу, это сложный и тонкий процесс и вдруг отвлекать их от неё,принципиально неверно, – говорил он.

Боевую работу лётчики полка возобновили лишь в феврале 1945 года, когда исполняющим обязанности командира полка был назначен бывший комиссар полка гвардии капитан В.П. Рулин, имевший на личном счету не менее пяти побед. В мае 1945 года его сменил известный ас, Герой Советского Союза, подполковник В.П. Бабков, ранее командовавший 32-м и 88-м гвардейскими ИАП, бывший заместителем командира 2-го гвардейского.В конце февраля 1945 года гвардии капитан Г.В. Баевский одержал свои последние победы, сбив два ФВ-190.

Интересно, что Г.А. Баевский и С.Г. Глинкин были удостоены звания Героя Советского Союза в один день – 4 февраля 1944 года. С.Г. Глинкин, с 30 личными и 1-й групповой победой, наряду с В.И. Попковым был результативнейшим асом 5-го гвардейского ИАП. Впоследствии он представлялся и к званию дважды Героя, но представление не было удовлетворено из-за дисциплинарного проступка лётчика.

Дружеские отношения со своими однополчанами:А.А. Ворончуком, В.В. Ефремовым, И.С. Глазковым, С.Г. Глинкиным, В.А. Зайцевым, Н.Г. Ильиным, Н.С. Киянченко, И.П. Лавейкиным, П.И. Песковым, М.В. Подгорным, В.И. Попковым, В.А. Рулиным, А.А. Собакиным, И.А. Шардаковым, Д.К. Штоколовым, Е.М. Ярёменко, Г.А. Баевский поддерживал до конца жизни.

Георгий Артурович воевал в составе 5-го гвардейского истребительного авиационного полка ВВС РККА – результативнейшегоистребительного полка среди всех полков советских ВВС, лётчики которого одержали в воздушных боях 657 побед, среди сбитых более половины – 339 бомбардировщиков. Всего силами полка, в небе и на земле, было уничтожено 739 самолётов противника.

В полку выросло два дважды Героя Советского Союза – В.А. Зайцев и В.И. Попков, кроме того в полку воевало 27 Героев Советского Союза. В воздушных боях погибли Герои Советского Союза: В.П. Бахвалов и И.Н. Сытов, а также – Е.В. Быковский, П.С. Ковац, А.Б. Мастерков, И.И. Мещеряков и А.М. Соколов, удостоенные звания Героя Советского Союза посмертно.

После окончания Военно-воздушной академии им Жуковского в 1951 году Г.А. Баевский направляется в НИИ ВВС, летчиком-испытателем двухмоторных самолетов. Впоследствии он служит старшим летчиком-инспектором, командиром авиационного полка, заместителем начальника по летной подготовке Центра летной и технической подготовки руководящего офицерского состава ВВС в Липецке, после ликвидации которого в 1960 г. он был направлен в Академию Генерального штаба.

Успешно закончив вторую академию, Георгий Артурович становится заместителем начальника НИИ ВВС.

Девять лет службы в НИИ ВВС он считал самыми счастливыми в своей жизни. Он лично проводил облет и испытания новой техники – всего он облетал 77 типов самолетов и вертолетов, из них 45 новых типов.

В НИИ ВВС крепкая дружба связывала Г.А. Баевского со С.А. Микояном, С.Г. Дедухом, А.Е. Боровых, И.Д. Гайдаенко…

Весной 1971 года Г.А. Баевский был назначен старшим группы, командированной в Египет. Стояла задача: в обстановке глубокой секретности организовать разведку военных объектов израильтян на Синайском полуострове.

Два МиГ-25Р, два МиГ-25РБ, шестеро летчиков, и группа инженерно-технического состава на Ан-22 прибыли в Каир.

Боевые вылеты «двадцать пятых» проходили на высотах 23 – 24 км на скорости 2,5М над Синайским полуостровом и территорией Израиля. Георгий Артурович вспоминал, как на экранах радаров он отчетливо видел безрезультатные попытки «Фантомов» и иных типов самолётов противника перехватить «арабских» разведчиков.

В 1971 году генерал-майору авиации Г.А. Баевскому было присвоено почётное звание Заслуженного военного лётчика СССР. В разговорах с близкими Георгий Артурович не раз сокрушался – ну почему не дали звания Заслуженного лётчика-испытателя СССР. Хотя звание лётчика-испытателя СССР 1 класса было ему присвоено ещё в 1966 году.

После списания с лётной работы в 1974 году, более тридцати лет Г.А. Баевский работал в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского на кафедре тактики и истории военного искусства.

В 2001 году увидело свет первое издание написанных им мемуаров «С авиацией через XX век», впоследствии неоднократно переизданные. В этой книге он рассказал о своём честном жизненном пути, заключив её приложением «Результативные лётчики 5-го гвардейского Краснознамённого ордена Богдана Хмельницкого Берлинского авиационного истребительного авиационного полка».

Запомнилась колоссальная презентация книги Г.А. Баевского в актовом зале Академии им. Н.Е. Жуковского в Москве. На встрече присутствовал цвет отечественной авиации: дважды Герои М.П. Одинцов, В.И. Попков, Г.Ф. Сивков, Герои Советского Союза: Ф.Ф. Архипенко, В.В. Ефремов, С.Г. Глинкин, П.С. Дейнекин, В.С. Ильюшин, Д.В. Каприн, С.А. Микоян, Е.Г. Пепеляев, В.В. Решетников, Г.А. Седов, К.М. Трещёв, А.А. Щербаков, многие другие известные лётчики. Запомнилось, как были поражены уровнем спора Г.А. Седова и В.В. Решетникова сидевшие рядом журналисты: «Ну и ну!» – разводя руками, говорили они друг другу. К сожалению, на это великолепное собрание никак не среагировало телевидение…

При подготовке к 60-летию Победы в Москве устанавливали большие щиты (3x6 м) с изображением портрета, фамилии и одного из эпизодов боевой работынемногих Героев Советского Союза–москвичей, оставшихся жить в то время. Один из плакатов с надписью «Герой Советского Союза лётчик-истребитель Георгий Артурович Баевский был установлен прямо у дома Героя. Он успел сфотографироваться у портрета в форме, вместе с сыном и одним из внуков...

Умер Георгий Артурович 6 мая 2005 года, в собственной квартире, пытаясь встать из глубокого кресла, когда услышал звонок в дверь...

Специально для «Столетия»

Картина дня

наверх