1906 - Алексей Николаевич Крылов выступил на заседании комиссии по постройке первого управляемого дирижабля в России с докладом на тему "О значении формы управляемого аэростата, о фигуре и месте постановки на нём пропеллеров", для военных целей. Опыты с моделями дирижаблей учёный предложил провести в бассейне морского ведомства, а для испытаний винтов рекомендовал построить специальную аэродинамическую трубу с искусственным притоком воздуха. Комиссия эти рекомендации одобрила и, впоследствии они были использованы.
1910 - Орвилл Райт открывает первую лётную школу Райта в Монтгомери, штат Алабама, на месте, которое позже станет военно-воздушной базой Максвелл, также был филиал школы в Огасте, штат Джорджия.
1913 - Родился Александр Иванович Покрышкин — советский военачальник, маршал авиации (1972), лётчик-ас, военный лётчик 1-го класса (1951). Первый трижды Герой Советского Союза (24.05.1943, 24.08.1943, 19.08.1944). Александр Иванович Покрышкин с первых дней участвовал в ВОВ. На истребителе МиГ-3 А. И. Покрышкин провёл свои первые воздушные бои с фашистскими лётчиками и одержал первые победы. Автор новых приёмов воздушного боя — в том числе знаменитой «этажерки». Большую часть побед одержал на самолёте Р-39 «Аэрокобра», а закончил войну на истребителе Як-9. Самой сильной стороной Покрышкина было ведение боя в вертикальной плоскости, где он был непревзойдённым мастером. Его формулой успеха было «высота — скорость — маневрирование — огонь». Провёл 156 воздушных боев, сбил 59 самолётов противника. Участвовал в параде Победы 1945 года как знаменосец 1-го Украинского фронта. В 1969-72 гг. — заместитель главнокомандующего войсками ПВО. Автор книги "Крылья истребителя" Скончался 13 ноября 1985 года в Москве на 73-м году жизни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище...
1916 - В боевой вылет отправился экипаж "Ильи Муромца" 11-й серии № 167 2-го авиаотряда штабс-капитана Алексея Васильевича Панкратьева с заданием произвести бомбометание по складам, постройкам, путям и составам на станции Монастержиск. Экипаж состоял из пяти человек. На борту было 27 бомб общим весом 27,5 пудов и ящик стрел. Из стрелкового вооружения - три пулемёта (два "Мадсена" и один "Льюис") с одной тысячей патронов и два "Маузера" с сотней патронов. Запас бензина и масла на три с половиной часа. Маршрут Колодзиевка - Трембовля - Особец - Бзержаны - Монастержиск - Вычулка - Дубенка - Бариш - Бу-чач - Чертков - Колодзиевка. При бомбардировке цели, когда экипаж был занят сбросом бомб, корабль был атакован двумя "Фоккерами". Они, как обычно, зашли со стороны хвоста и открыли огонь. Разрывной пулей с неприятельского аэроплана был смертельно ранен в ногу старший унтер-офицер Ушаков, одна пуля попала в руку поручику Федорову. Тем не менее заработали все пулеметы. Первый истребитель повторил атаку, но прежний боевой опыт, приобретенный "Муромцами", не пропал даром. Несмотря на то что был выведен из строя правый внутренний двигатель, Панкратьев, насколько это было возможно, резко развернул корабль, неприятельский истребитель оказался вне мертвой зоны и участь его была решена- был сбит очередями с ИМ и один "Фоккер". Убитым пилотом, как выяснилось позже, оказался хауптман фон Маккензен, сын командующего 9-й германской армией, будущего маршала.По другим данным сбитым аэропланом был " Бранденбург" из Flik.14 (пилот лейтенант Марек тяжело ранен, а наблюдатель хауптман фон Маккензен убит). Три пулемёта сделали свое дело. Второй истребитель только издали обстрелял "Муромец", но его очереди не достигли цели. Панкратьев благополучно довёл машину до своего аэродрома и удачно посадил.
1916 - Впервые в воздух поднялся итальянский истребитель Ansaldo A.1 Balilla под управлением Марио Стоппани. На испытаниях самолёт получил неоднозначные оценки. Не особо надеясь на большие объёмы продаж в переполненной оружием Европе, фирма "Ансальдо" уже в 1919 году решила освоить далекий Латиноамериканский континент. Авиация там находилась в зачаточном состоянии и тот, кто первым сумел бы прорваться на рынок, имел все шансы стать монополистом. И вот в столицу самой богатой южноамериканской страны Аргентины прибыла ярко раскрашенная четверка "Баллил". Их пилотировали знаменитые итальянские лётчики, хорошо изучившие повадки машины. После успешных показов в Буэнос-Айресе "рекламная эскадрилья" перелетела в Уругвай. Но, несмотря на красивый пилотаж и даже на то, что фирма "Ансальдо" согласилась подарить Аргентине и Уругваю по два самолёта, ни та, ни другая страна так и не решились закупать итальянские истребители. Ещё два самолёта демонстрировались в Перу и один - в Гондурасе. Результат был тот же. Дорогостоящее рекламное турне по Южной Америке фактически провалилось. За 1919-1922 годы "Ансальдо" сумела продать лишь несколько десятков истребителей. Завод в Борцоли нёс постоянные убытки. Одновременно ухудшились дела фирмы и в других отраслях. Всё это закончилась тем, что знаменитая некогда фирма прекратила существование, став филиалом концерна ФИАТ.
1917 - Поднялся в воздух первый прототип истребителя, получившего известность как Ansaldo SVA (SVA.1). Самолёт представлял собой полутораплан деревянной конструкции с фанерной обшивкой фюзеляжа и полотняной обтяжкой крыльев и рулевых поверхностей. Кабина - открытая, шасси - неубираемое с хвостовым костылём. Заметным внешним отличием стали оригинальные W-образные стойки бипланной коробки, фюзеляж - сравнительно узкий и длинный. В задней части его сечение имеет форму перевернутого треугольника. Это было сделано с целью улучшить лётчику обзор вниз назад. В обозначении самолёта фигурируют две первые буквы фамилий двух главных его конструкторов - Савойи и Вердуцио, "А" - Ансальдо, производитель.Ансальдо основал фирму "Societa Anonima Aeronautica Ansaldo" . SVA показал хорошую скорость и управляемость, но имел недостаточную для воздушного боя манёвренность. В то же время отличная устойчивость и значительная дальность полёта делали самолёт идеальным для выполнения разведки. В результате истребитель переклассифицировали в истребитель-разведчик. Первые серийные самолёты, получившие обозначение SVA-2, поступили в войска осенью 1917 года. 65 таких машин применялись главным образом как учебно-тренировочные.
1921 - Родился Николай Иванович Коровушкин — Герой Советского Союза (9.09.1957), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (14.03.1961), полковник (1960).
1924 - Первый полёт Bristol Brandon (Bristol Type 79). Это третий недостроенный экземпляр самолёта Bristol Ten-Seater (No. 6146.), модифицированный для перевозки солдат и раненых. В варианте санитарного самолёта он мог перевозить 2 носилок и 4 легкораненых или 3 носилок и медработника. Он использовался до 1926 года. Хотя история самолёта была весьма краткой, он все же оставил свой след в истории, став первом санитарным самолётом в Великобритании, а так же первой машиной производства Bristol которая была оборудована раздельным масляным радиатором для двигателя Bristol Jupiter.
1925 - Завершился перелёт по маршруту Москва – Липецк – Харьков – Киев – Гомель – Смоленск – Москва; лётчик-испытатель Василий Борисович Иншаков на армейском разведчике Р-1 Николая Николаевича Поликарпова, на котором испытан первый двигатель М-5 завода “Икар”.
1934 - Были начаты испытания (на лыжах) самолёта Ш-5 (самолёт для аэрофотосъёмки) и продолжались до конца года, так как в ходе их была поломка шасси из-за производственного дефекта. В целом данные были неплохими, но стала очевидной устарелость самолёта, задуманного в 1929 году, в части схемы, форм и конструкции. Специализированный самолёт Ш-5 для аэрофотосъёмки не был создан, применялись снимаемые с вооружения Р-6.
1935 - Завершился перелёт по маршруту Москва – остров Диксон (начало 11.03.) общим расстоянием 13000 км, полярный лётчик Василий Сергеевич Молоков на лёгком транспортном ПР-5 (модернизированный Р-5 на лыжах).
1940 - На аэродроме в Подлипках (под Москвой) был проведен третий полет ракетоплана "РП-318-1" конструкции Сергея Павловича Королёва с ЖРД Леонида Степановича Душкина, пилотировал лётчик-испытатель Владимир Павлович Фёдоров.
1945 - С бомбардировщика Avro Lancaster B Mk.I Special на железнодорожный виадук возле Арнсберга в Германии сброшена 22000 фунтовая (9979 кг) бомба Grand Slam.
1948 - Испытатель Б. Уотертон поднял двухместный УТС "Метеор" Т.7 (G.43) фирмы "Глостер" в воздух.
1954 - Лётчик-испытатель Григорий Александрович Седов на МиГ-19 с двигателями РД-9Б достиг скорости 1452 км/час.
1954 - Постановление СМ СССР и ЦК КПСС No.473-213 от 19 марта 1954 г. "О создании экспериментального самолёта для исследовательских полётов со сверхзвуковыми скоростями на больших высотах". Вышедшим через пять дней приказом МАП No.189 коллективу ОКБ-155 предстояло на базе истребителя МиГ-19 построить опытный экземпляр такой машины и сдать её на лётные испытания в мае 1955 года. Так рождался экспериментальный истребитель перехватчик Е-50.
1954 - Начало кругосветного перелёта лётчицы Джеральдин ("Джерри") Мок в Колумбусе, штат Огайо (США). Путешествие окончилось 17 апреля. За 29 дней и 12 часов она покрыла расстояние в 36 964 километров. Самолёт Cessna 180 "Spirit of Columbus".
1954 - Впервые поднялся в воздух прототип английского лёгкого вспомогательного самолёта Auster AOP.Mk.9 , поставки серийных машин начались в феврале 1955-го.
1957 - Постановлением Совмина Туполевскому коллективу поручалось проработать перспективную планирующую крылатую ракету.
1957 - Фирма Lockheed получила сертификат типа (ATC 4A-17) на модель 1649А дальнемагистрального пассажирского самолёта L-1649 Starliner. Максимальный взлётный вес достигал 157000 фунтов, а цена за каждый самолёт составляла почти 3000000 $.
1962 - Начались испытания франко-германского административного самолета Потез/ Хейнкель 191, отличавшегося от исходного УТС более широким фюзеляжем, способным вмещать четырёх человек (лётчика и трёх пассажиров). Машина предназначалась для использования как в ВВС, так и для гражданских перевозок, её оснастили ТРД "Марборе" VI (2 х 480 кгс). Было построено два опытных самолёта.
1969 - Появились ТТТ к лёгкому самолёту-штурмовику (ЛСШ). В конкурсе участвовали четыре КБ: Сергея Владимировича Ильюшина, Артёма Ивановича Микояна, Павла Осиповича Сухого и Александра Сергеевича Яковлева. В июле 1969 г. комиссия ВВС рассмотрела предложения. После продолжительной дискуссии проекты двухместных самолётов Ил-42 и Як-28ЛШ отклонили. Состязание продолжили штурмовики Т-8 и МиГ-21ЛШ. Вероятно, рассматривали и проект штурмовика Як-45.
1970 - Cостоялся первый полёт с включенными двигателями самолёта Х-24А, созданного на базе реактивного самолёта Martin SV-5J. Самолёт предназначался для исследования лётных характеристик сверхзвукового полёта в верхних слоях атмосферы и для изучения возможностей приземления с больших высот при высоких скоростях.
1984 - Cостоялся первый полёт административного самолёта IAI Model 1125 Astra.
1988 - Боевое применение бомбардировщиков Ту-22Б иракских ВВС против морских целей во время «танкерной» войны. Было заявлено о поражении бомбардировщиками двух супертанкеров – «Аваи» и «Санадаи». Кстати в этот день иракцы потеряли два Ту-22Б и МиГ-25РБ.
1989 - Первый полёт СВВП с поворотными двигателями Белл-Боинг V-22 "Оспри", США. Уже в сентябре «Оспри» с успехом продемонстрировал превращения из вертолёта в самолёт во время полёта. Однако в 1990 году финансирование программы было практически прекращено. Было принято решение оснастить этими машинами только Корпус морской пехоты США, но и здесь первоначальный заказ в середине 1992 года сократили до 300 машин. ВМС заключили контракт на приобретение четырёх V-22 и модернизацию двух уже существующих прототипов, которые предполагалось сделать более лёгкими и дешёвыми. Цена одного аппарата, составляющая $71 млн, в дальнейшем должна, как надеются производители, снизиться до $58 млн. В 2008 году Пентагон заключил контракт на поставку 167 конвертопланов V-22 Osprey на общую сумму $10,4 млрд. долларов.
1992 - Организована авиационная выставка "Ходынское поле".
1997 - Состоялся первый полёт международного многоцелевого вертолёта NH Industries NH-90. Полномасштабная разработка морского и тактического транспортного вертолёта NH-90 (NATO Helicopter-90 - вертолёт НАТО 90-х годов) фирмами Великобритании, Франции, Италии, Германии и Нидерландов началась в декабре 1986 г. В апреле 1987 г. Великобритания отказалась от участия в программе, предпочтя британо-итальянский проект ЕН-101. Для координации разработки вертолёта и подготовки его серийного производства в 1992 г. образовали консорциум "NH Индастриз", в который вошли фирмы "Агуста" (26,9%), "Еврокоптер Дойчланд" (24,0 %), "Еврокоптер Франс" (42,4%) и "Фоккер" (6,7%).
1999 - Абсолютные мировые рекорды для свободных аэростатов: продолжительность полёта 477 ч 47 мин, дальность 40.814 км, кратчайшее время кругосветного перелёта - 370 ч 24 мин, Б.Пиккар (Швейцария) и Б.Джонс (Англия) на "Брайтлинг Орбитер-3", 1-21 марта. Рекорды не превышены.
2004 - Заложен РПКСН "Александр Невский". К-550 «Александр Невский» — российская атомная подводная лодка стратегического назначения, относящаяся к 4-му поколению, второй корабль проекта 955 «Борей». РПКСН оснащён 16 баллистическими ракетами Р-30 (SS-NX-30) «Булава».
Расследование причин катастрофы проводила комиссия российского Межгосударственного авиационного комитета (МАК) при участии экспертов из ОАЭ, США и Франции. Согласно промежуточному отчёту комиссии МАК, к катастрофе привела одновременная отдача экипажем штурвала «от себя» и перекладка стабилизатора на пикирование, вследствие чего началось неконтролируемое пикирование самолёта, из которого экипаж уже не смог его вывести.Согласно окончательному отчёту МАК, причиной катастрофы стали ошибочные действия экипажа...
Свежие комментарии