1911 - Впервые в России установка пулемета на самолете, Фарман-VII, Б.С.Масленников
1914 - Первый полет летающей лодки М-1 Д.П.Григоровича, И.И.Кульнев
1915 - Бомбардировщик "Илья Муромец" "Киевский" совершил удачный налет на станцию Пржеворск, где метким попаданием пудовой бомбы уничтожил состав с боеприпасами (30 000 снарядов!
). Командир - поручик И.С.Башко.1919 - Английские авиаторы Джон Уильям Элкок и Артур Браун на самолете компании "Викерс" совершили безостановочный перелет над Атлантическим океаном из Сент-Джонса (Ньюфаундленд) до Клифдена (Ирландия).
Пройденное расстояние составило 3040 км со средней скоростью 190 км/час. Перелет длился с 16 часов 13 минут 14 июня до 8 часов 40 минут 15 июня.
"Мы носились над Атлантикой в течение 16 часов, и это не было приятным путешествием", — вспоминал позже Браун. Действительно, первый беспосадочный перелёт из Канады в Ирландию, по рассказам лётчиков, был ужасающим. Лететь приходилось в кромешной тьме сквозь дождь со снегом, пилоты то и дело терялись в облаках, кувыркались кверху тормашками, пытались сориентироваться по звёздам, едва не врезались в воду и холмы. В конце концов, биплан с отважными пилотами рухнул в ирландское болото. "Ладно, будем считать, что это только начало, — сказал Браун, выбираясь из-под обломков бомбардировщика. — Я надеюсь, за нами последуют другие". Сейчас, когда перелеты с континента на континет стали привычным делом, эти воспоминания пионеров авиации воспринимаются, может быть, с некоторой иронией. Но тогда это было сродни подвигу.
1921 - Жорж Кирш достигает высоты 32153 футов (9800 м) во Франции.
1938 - Совершил первый полёт двухместный истребитель "Hotspur", чуть раньше истребителя-конкурента. На испытаниях "Hotspur" (К8309) получивший новый фюзеляж, в котором была установлена стрелковая башня, и доработанное крыло, развил максимальную скорость 509 км\ч, обойдя не только будущий "Defiant", но и "Hurricane". Руководство фирмы ожидало подобный успех, поэтому в 1939 году была достигнута договоренность о начале серийного производства истребителя на мощностях фирмы Avro уже по новой спецификации F.17\36. Однако большая загруженность программой строительства и модернизации истребителя "Hurricane" не позволила осуществиться этим планам. Контракт на производство "Hotspur" так и не был подписан и в 1940 году о нем окончательно забыли. Что касается единственного прототипа, то он со снятой турелью продолжал летать до начала 1942 года в исследовательском центре в Фарнборо, где его использовали для различных тестов.
1940 - Рейсовый пассажирский самолёт финской компании «Aero» (будущий Finnair) Junkers-52/3m «Kaleva» был сбит советскими бомбардировщиками (?) при перелёте Таллин - Хельсинки. 13:54 Рейсовый Junkers-52/3m "Kaleva" взлетает с таллинского аэродрома Юлемисте. Линия полёта проходит над побережьем; примерно над Каллавере самолёт поворачивает на север. Между островами Прангли и Акси к нему с обеих сторон пристраиваются советские бомбардировщики (?). Через несколько минут один из них отходит в сторону, а другой обстреливает финский самолёт из пулемёта (пригодился!). В 14:06 "Калева" падает в море у острова Кери. Гибнут все пассажиры и члены экипажа (9 человек: американский дипкурьер Henry Antheil, два немца (бизнесмены Rudolf Coellen и Friedrich Offermann), три финна (капитан Bo von Willebrand, радист Tauno Launis и пассажирка Maria Luts [эстонка]), два французских дипкурьера (Marty и Longuet) и один швед (Hettinger). На борту было не менее 150 кг. диппочты. Через 50 минут, в 14:55, к месту падения подходит советская подлодка Щ-301 и подбирает из воды предметы со сбитого самолёта. Три лодки с эстонскими рыбаками, подоспевшими на место чуть раньше подлодки, останавливаются и обыскиваются. Все вещи, выловленные рыбаками из воды, конфисковываются.
На следующий день выловленные предметы переданы с подлодки на торпедный катер, который доставил их в Кронштадт. СССР не находился 14 июня в состоянии войны ни с Эстонией, ни с Финляндией. Судьба диппочты и её содержание неизвестны до сих пор. Причины, по которым был сбит самолет, также неизвестны. В мире не придали этому событию большого внимания - новость о "Калеве" пришла одновременно с сообщением о взятии Парижа. ...А ещё через день начался ввод Красной Армии в Прибалтику.
1943 - В соответствии с приказом Наркомата авиапромышленности от 14 июня 1943 г. коллективу ОКБ А.И. Микояна поручалось к 1 сентября построить истребитель-перехватчик с высотой боевого применения 14 000 м. Для ускорения работ в качестве прототипа приняли истребитель МиГ-11 (И-220).
1946 - Первый полет УТБ-2. Всего же за время испытаний, завершившихся 1 июля, было совершено 24 полета с общим налетом 15 часов 10 минут. Бригада испытателей завода №134 приступила к испытаниям самолета в составе: летчика-испытателя Н.Д.Фиксона, летчика-штурмана В.И.Фурдецкого, ведущего инженера Ф.М.Фисуна, бортмеханика П.В.Заднепровского.
1947 - Совершил первый полет опытный самолет ХВ-48. В-48 - тяжелый бомбардировщик, разработанный американской фирмой Martin. В 1944 г. в ВВС США впервые были разработаны тактико-технические требования для большого реактивного бомбардировщика. Одним из соискателей контракта стал самолет Martin Model 223. Опытный самолет ХВ-48 - большой моноплан с высокорасположенным крылом, способный нести груз бомб до 9072 кг.. Самолет был оснащен шестью турбореактивными двигателями Allison J35-А-5 с тягой по 1701 кгc, по три двигателя под каждым крылом. Он имел также двухопорное шасси новой конструкции, главные стойки которого находились перед бомбовым отсеком и за ним. Однако бомбардировщик Model 223, имевший крыло размахом 33,04 м, так и не был заказан для серийного производства.
1949 - С ракетного полигона Уайт-Сэндс (шт. Нью-Мексика, США) осуществлен пуск немецкой ракеты "Фау-2" (№ 47). Максимальная высота подъема ракеты составила 133,9 км. Пуск осуществлен по медико-биологической программе. На борту ракеты находилась макака ALBERT II. При возвращении на Землю из-за отказа парашютной системы обезьяна погибла.
1949 - Родился летчик-испытатель А.А.Синицын. Работал в Лётно-исследовательском институте, где его определили в Школу лётчиков-испытателей (ШЛИ). Окончил ШЛИ в 1974 году.
До 1977 года работал лётчиком-испытателем на Смоленском авиазаводе, испытывая серийные Як-18Т. Затем до 1980 года работал на Тбилисском авиазаводе, испытывая серийные МиГ-21УМ. В 1980 году был приглашён на работу в ОКБ Яковлева. C 1984 года — шеф-пилот ОКБ. Участвовал в испытаниях Як-53 и самолёта вертикального взлёта и посадки (СВВП) Як-38 (и его модификаций — Як-38У и Як-38М). Являлся ведущим лётчиком-испытателем по программе СВВП Як-141, на котором в апреле 1991 года установил 12 мировых рекордов.
В 1992 году — лётчик-испытатель АО «Техноавиа» (испытывал Су-29 и СЛ-90), в 1993 году — лётчик-испытатель ЛИИ имени Громова (испытывал Авиатика-890 (МАИ-89) и МАИ-90). С 1994 по 1998 — снова работает в ОКБ Яковлева, где также занимал должность заместителя Генерального директора по лётным испытаниям. Испытывал самолёты Як-130, Як-54, Як-58, Як-112. За испытания новой авиационной техники Андрею Синицыну 2 мая 1996 года было присвоено звание Героя России.
1953 - Катастрофа Ил-12 Грузинского ТУ ГВФ близ Зугдиди. Попал в грозу и разрушился. Погибли все 18 человек, находвшиеся на борту.
Выводы комиссии по расследованию: причина ЛП – неожиданное попадание самолета в грозовую облачность. Способствующие причины:
1) Отсутствие должного руководства полетом со стороны РП аэропорта Сухуми. Он, зная об ухудшении метеообстановки по трассе полета, пропустил самолет через свою зону, не принял мер для его посадки в Сухуми, не сообщил в УРДС Тбилиси о данном на борт разрешении на пролет, не запрашивал от УРДС указаний о дальнейшем полете самолета и даже не дал на борт информацию о наличии опасных явлений погоды по трассе.
2) Отсутствие должного руководства полетом со стороны РП аэропорта Тбилиси, который не знал фактического состояния погоды на трассе, не потребовал от АМСГ Тбилиси составления прогноза погоды на участке трассы от Сухуми до Тбилиси. При этом он знал, что два рейса задержаны из-за погоды. Ограничившись формальной дачей разрешения на вход в зону УРДС Тбилиси и следования визуально на эшелоне 2400м, РП аэропорта Тбилиси дальнейшим полетом фактически не руководил. Взаимодействие РП и УРДС аэропорта Тбилиси с АМСГ организовано недостаточно четко. АМСГ не ставится в известность о предстоящих пролетах самолетов зоны УРДС. Штормовые предупреждения и сведения о фактической погоде несвоевременно попадают к РП и дсипетчерам.
Виновники: руководители полетов аэропортов Сухуми и Тбилиси, а также начальник АДС аэропорта Сухуми, который также не запретил пролет зоны АДС экипажу самолета Ил-12.
1957 - Катастрофа самолёта Ил-14П польской авиакомпании LOT.
Борт SP-LNF выполнял регулярный международный пассажирский рейс LO232 из Варшавы в Москву, а на его борту находились 5 членов экипажа, 8 пассажиров и 819 килограмм груза (преимущественно почта). Согласно полученному в Варшаве экипажем прогноза погоды, над Москвой ожидались сплошные облака с нижней границей 600 метров, а горизонтальная видимость составляла 4 километра. На подходе к аэропорту Внуково экипаж получил указание снижаться до высоты 400 метров. После прохождения Клементьева экипаж перешёл на связь с диспетчерской вышкой аэропорта и получил указание снижаться до высоты 300 метров. В 23:07 диспетчер передал указание выполнять заход на посадку по приборам. Экипаж подтвердил получение информации. Затем примерно в 23:13 в 4,5 километрах северо-восточнее аэропорта снизившийся под безопасную высоту авиалайнер врезался в деревья и разрушился. В катастрофе погиб почти весь экипаж, кроме стюардессы Евы Федоровски. Она получила травмы, но несмотря на это смогла дойти до дороги и там остановила машину, после чего приехала в аэропорт где сообщила о катастрофе. Прибывшие к месту спасательные службы обнаружили трёх выживших пассажиров-американцев. Всего в катастрофе погибли 9 человек: 4 члена экипажа и 5 пассажиров.
Причиной катастрофы послужило столкновение самолёта с землёй из-за полёта на малой высоте, что было вызвано ошибкой экипажа, который выполнял снижение с нарушением схемы, в результате чего оказался на опасно малой высоте. Такое нарушение было вызвано излишней самоуверенностью экипажа в условиях отсутствия контроля за полётом со стороны диспетчерских служб аэропорта. Помимо этого, есть вероятность, что экипаж передавал диспетчеру неверные данные о своём местонахождении и высоте. В конце полёта экипаж также столкнулся со сложными погодными условиями, которые не были указаны в прогнозе.
Таким образом, основным виновником катастрофы комиссия назвала польский экипаж. Но значительная доля вины лежала также и на диспетчерской службе аэропорта Внуково.
1960 - Экипаж в составе командира Ю.В. Курлина, второго пилота В.И. Терского, штурмана В.Н. Попова, бортрадиста П.С. Мельниченко, бортинженера Б.М. Зильбермана, бортэлектрика И.Д. Евтушенко и ведущего инженера по испытаниям А.К. Середы выполнил на Ан-10 два полета, в которых проводилось выключение трех двигателей. Антонов писал: "..заказчики всегда требуют, чтобы четырехмоторный самолет мог летать даже при двух остановленных двигателях. Как ни невероятен такой случай, но считаются и с такой редчайшей возможностью. А если остановить три двигателя? Расчеты показывают, что это возможно... Курлин выключает первый двигатель, второй, третий. Самолет уверенно продолжает устойчивый полет. Наконец летчик вновь запускает крайний четвертый двигатель, а останавливает третий, расположенный ближе к фюзеляжу. Большой самолет уверенно летит с одним работающим двигателем на конце крыла".
В этом полете "десятку" сопровождал Ан-8 с корреспондентами на борту. Эксперимент проходил на высоте 3500-4000 м с приборной скоростью 320 км/ч, со снижением 1-2,5 м/с. Чтобы усилить впечатления журналистов от увиденного, "восьмерка" сначала снижалась параллельно Ан-10, и казалось, что оба самолета летят горизонтально. Затем экипаж Ан-8 плавно увеличивал угол снижения, и у корреспондентов возникала иллюзия, что Ан-10 на одном двигателе набирает высоту. Вскоре на страницах центральных и республиканских газет появились полные восторгов публикации. Антонов, узнав, как все происходило на самом деле, долго смеялся. Но как бы там ни было, а одним махом удалось убить двух зайцев: и важный эксперимент выполнили, и громкую рекламную акцию провели.
1963 - С космодрома Байконур в 5-суточный космический полет отправился корабль "Восток-5" с комонавтом Валерием Быковским
1963 - Во Франции на Dassault Mirage III R (307) над 100-километровой дистанции Жаклин Ориоль устанавливает женский мировой рекорд скорости - 2038,7 километров в час.
1964 - Вышло Постановление СМ СССР о создании 3-х штатных КК "Восход"/"Выход" и решения задачи выхода человека в открытый космос. В открытой печати КК получил название "Восход-2"
1966 - Создание Экспериментального машиностроительного завода в г.Жуковский. Руководитель В.М.Мясищев. С 1981 г. - имени В.М.Мясищева
1974 - Первый полет Ту-144 № 02-2 (бортовой № 77144). На нем проводились исследования по аэродинамике, прочности, поведению на больших углах атаки, проверялась работа самолетных систем и оборудования в нештатных полетных ситуациях, в 1975 году машина летала в Ле-Бурже.
1975 - В СССР произведен запуск автоматической станции «Венера-10».
Несколькими днями ранее к Венере стартовал еще один космический аппарат. Полет станций «Венера-9» и «Венера-10» стал первой в истории космонавтики полностью успешной комплексной исследовательской экспедицией. На счету станций – мягкая посадка на Венеру двух спускаемых аппаратов, передавших первые изображения с поверхности планеты, и почти год уникальных орбитальных исследований.
1977 - В Ирак поставлена первая партия самолетов Су-22.
1981 - Катастрофа самолёта Ил-14. Самолет следовал по маршруту Улан-Удэ – Северомуйск - Улан-Удэ. Внезапно произошло резкое ухудшение погодных условий и экипаж запросил посадку на аэродроме Усть-Баргузин. Выполняя заход, экипаж сообщил диспетчерской службе об установлении визуального контакта с землей, однако на высоте 1300м в сплошной облачности на скорости более 400км/ч самолет столкнулся с западным склоном горы полуострова Святой Нос на востоке о.Байкал в 30км от п.Усть-Баргузин, Бурятская АССР. Все находившиеся на борту 48 человек (4 - экипаж), погибли.
1982 - Капитуляцией аргентинской военной группировки в Порт-Стэнли закончилась война за Фолкленды между Великобританией и Аргентиной. Палубная авиация англичан, особенно истребители "Си харриер" показали себя с лучшей стороны. В воздушных боях "Харриеры" одержали 23 победы и не потерпели ни одного поражения.
2010 - На 69-м году жизни скончался дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Леонид Денисович Кизим (05.08.1941-2010). Совершил три полета в космос: 1980г ("Союз Т-3" - "Салют-6"), 1984г ("Союз Т-10" - "Салют-7" - "Союз Т-11"), 1986г ("Союз Т-15" - МИР - "Салют-7" - МИР) общей продолжительностью 374 суток 17 часов 57 минут 42 секунды и восемь выходов в открытый космос длительностью 31 час 29 минут.
2013 - Первый полет дальнемагистрального широкофюзеляжного пассажирского самолета А350 XWB в Тулуз-Бланьяке, Франция. Экипаж: главный летчик-испытатель Airbus Питер Чендлер и шеф-пилот программы А350 XWB Ги Магрэн. С ними в кабине также находился Паскаль Верно, инженер-испытатель программы А350XWB.
2014 - Авиакатастрофа украинского военно-транспортного самолёта Ил-76МД, выполнявшего задание по ротации личного состава, доставке боеприпасов и бронетехники для группировки Вооружённых сил Украины, осуществлявшей оборону аэропорта города Луганска от формирований Луганской Народной Республики в ходе вооружённого конфликта на востоке Украины. Катастрофа произошла при заходе самолёта на посадку в районе аэропорта. Самолёт сбили из ПЗРК «Игла» на высоте 700—900 метров, на расстоянии 7-9 километров от аэродрома.
Ил-76 упал около села Красного, в 2 км от взлётно-посадочной полосы. На борту сбитого самолёта находился экипаж из 9 человек и 40 десантников из состава 25-й отдельной воздушно-десантной бригады. Самолётом управлял экипаж из состава 25-й транспортной авиабригады (город Мелитополь Запорожской области) под руководством заместителя командира авиаэскадрильи гвардии подполковника Александра Белого.
Свежие комментарии