На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 681 подписчик

Свежие комментарии

  • Семен Смолкин
    Спасибо, поправилЭтот день в авиац...
  • Valery Roman
    Семён, спасибо за работу!!!👍👍👍 Ошибочка закралась однако.... """«Союз Т-12» Экипаж: командир корабля — Владимир Ал...Этот день в авиац...
  • Семен Смолкин
    Это к чему здесь? Про баранов?Ильдус Мостюков: ...

Этот день в авиации. 24 января

Этот день в авиации. 24 января

Этот день в авиации. 24 января

1888 - Родился Эрнст Хейнкель (нем. Ernst (Heinrich) Heinkel) — немецкий авиаконструктор, основатель фирмы Heinkel, создатель первого в мире реактивного самолета. В 1907-1911 учился в Высшей технической школе Штутгарта. Авиацией заинтересовался после посещения Международной выставки во Франкфурте в 1909, в том же году начал строить свой первый самолет типа биплана Фармана.

В 1911 совершил полет на этом самолете, но при аварии получил серьезные ранения. Некоторое время работал конструктором у Ф.Шнайдера, затем перешел в компанию "Альбатрос эркрафт", а в 1914 стал техническим директором и главным конструктором самолетостроительной фирмы "Ганза унд Бранденбургишен флюгцойгверке". В 1922 основал собственную фирму и занялся созданием гидросамолета. Спроектировал и построил катапульту для старта гидросамолетов с морских судов, которая была применена в 1927 на атлантическом лайнере "Бремен". В начале 1930-х годов построил семиместный транспортный самолет Не-70, поставивший в 1933 рекорд скорости 375 км/ч. В последующие годы создал пикирующий бомбардировщик Не-50 и истребитель Не-51, широко использовавшиеся во время Второй мировой войны. К предвоенному периоду относятся и самые знаменательные работы Хейнкеля: создание турбореактивного двигателя S-3 и первого в мире реактивного самолета; его полет состоялся 27 августа 1939. В послевоенные годы Э. Хейнкель занимался конструированием мотоциклов, мотороллеров и велосипедов. Эрнст Хейнкель умер 30 января 1958 года, оставив после себя 154 выполненных конструкций самолётов и 13 самолётных катапульт, а также пять реактивных самолётов. За свои заслуги Хейнкель получил титул профессора, а также учёную степень доктора наук Штутгартского политехнического института и Ростокского университета.

Этот день в авиации. 24 января

1892 - Родился Аркадий Дмитриевич Швецов — советский конструктор авиационных двигателей, доктор технических наук (1940), генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (1948). Герой Социалистического Труда (1942). Лауреат четырёх Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1948). В 1923 г. он спроектировал авиационный двигатель с водяным охлаждением. Русский авиационный мотор (РАМ) — так назвал конструктор свой проект, подчеркнув его отечественное происхождение.

При участии металлурга Николая Васильевича Окромешко он разработал М-11 — первый спроектированный в СССР серийный мотор, изготовленный из отечественных материалов и доведённый до серии. В 1925-26 гг. двигатель М-11 прошёл госиспытания, а в 1927 г. на заводе «Мотор» началось его серийное производство. Он ученик Николая Егоровича Жуковского, создал двигатели М-11, М-25А, М-62 (АШ-62), М-63 (АШ-82), АШ-73 и др. А. Д. Швецов скончался в Москве 19 марта 1953 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Этот день в авиации. 24 января

1907 - Родился Пётр Васильевич Дементьев — советский государственный деятель, министр авиационной промышленности СССР, генерал-полковник-инженер(1976). Дважды Герой Социалистического Труда (1941, 1977), кавалер девяти Орденов Ленина. Лауреат Сталинской премии (1953). В 1934-1937 был директором Тушинского авиазавода, в 1938-1941 — главным инженером и директором завода № 1 в Москве, в 1941-1953 — 1 зам. наркома (министра) авиационной промышленности. В 1953-1957 и 1965-1977 был министром авиационной промышленности СССР. В 1957-1965 возглавлял Гос. комитет по науке и технике СССР. Его имя присвоено МАПО. Среди авиационных конструкторов П. В. Дементьев имел прозвище «Пётр Великий». Скончался П. В. Дементьев 14 мая 1977 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве...

Этот день в авиации. 24 января

1913 - Пионер швейцарской авиации Оскар Бидер (Oscar Bider) на моноплане Блерио XI совершил первый перелёт через Пиренеи из По (Франция) в Мадрид, при этом достигнув высоты 11,483 футов (3,5 км).

Этот день в авиации. 24 января

1914 - Родился Игорь Иванович Шелест — лётчик-испытатель 1-го класса (1954), старший лейтенант запаса, автор книг об авиации. Шелест И. И . «Лечу за мечтой» «Крылатые люди» «Опытный аэродром: Волшебство моего ремесла.» «С крыла на крыло»

Этот день в авиации. 24 января

1915 - На вооружение русской армии принят истребитель С-16. На Русско-Балтийском вагонном заводе построен первый в России специальный самолёт-истребитель С-16 конструкции И. И. Сикорского. Боевая машина обладала высокими скоростями полёта и скороподъёмностью, хорошей манёвренностью. Двухместный истребитель предназначался для сопровождения и защиты тяжёлых воздушных кораблей типа «Илья Муромец». Первый опытный экземпляр испытывал сам конструктор.

Этот день в авиации. 24 января

Этот день в авиации. 24 января

1920 - Родился Иван Григорьевич Воробьёв — Герой Советского Союза (26.10.1944), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1964), майор (1945).

Этот день в авиации. 24 января

1929 - Первый полёт Blеriot 111. Разработанный Андре Эрбемоном в качестве скоростного комфортабельного административного самолёта, Bleriot 111 по концепции опередил своё время. Первый вариант, получивший обозначение Bleriot 111/1, поднялся в воздух 24 января 1929 года. Это был низкоплан с крылом большого размаха, подкреплённого подкосами, с закрытой пассажирской кабиной, перед которой размещалась кабина пилота. В качестве силовой установки использовался двигатель Hispano-Suiza 6Mbr мощностью 280 л.с. (209 кВт).  Серийно не строился.

Этот день в авиации. 24 января

1932 - Французские пилоты Пол Кодос и Анри Робида приземляются в Париже, Франция после полёта из Ханоя, Французский Индокитай, в рекордное время 3 дней 4 часа.

1938 - Первый полет Armstrong Whitworth A.W.27 Ensign. В 1934 года британское правительство решило, что вся почта первого класса должна в будущем доставляться по воздуху. Требовался новый сухопутный почтово-пассажирский самолет для европейских и восточных маршрутов. Тактико-технические требования в мае 1934 года были выданы компании Armstrong Whitworth. 
Испытания, которые проводил пилот Мартлшам Хэт, показали, что самолет имеет недостаточную энерговооруженность и большое количество второстепенных дефектов, однако сертификат летной годности был все же получен. Следующий месяц Ensign совершал полеты от Кройдона до Парижа, но регулярное сообщение на этом маршруте не начиналось до октября. Непосредственно перед Рождеством 1938 года к первому самолету присоединились еще три, которые вскоре покинули Великобританию и с грузом рождественской почты отправились в Австралию. Все три пришли в негодность - один в Адене, другой в Карачи, третий в Индии. В итоге серия была изъята из эксплуатации и возвращена изготовителю для улучшения летных характеристик и повышения надежности. Небольшое улучшение летных данных было достигнуто на шестом экземпляре за счет установки более мощных двигателей Armstrong Siddeley Tiger IXC.
И все же, несмотря на недоработки, самолеты Ensign стали обслуживать европейские воздушные линии. До начала Второй мировой войны в эксплуатацию были введены еще 11 машин. Эксплуатировались две конфигурации самолета, каждая со своим именем: 4 машины, предназначенные для стран Европы, имели компоновку на 40 пассажирских мест, а остальные семь машин, ориентированные на дальние маршруты, вмещали 27 пассажиров в трех салонах или имели 20 спальных мест. 
С началом Второй мировой войны А.W.27 использовались для перевозки персонала RAF изначально во Францию, а затем между военными базами RAF в Великобритании. В течение этого периода несколько самолетов были уничтожены или повреждены немецкими истребителями. В 1941 году оставшиеся самолеты были переоборудованы под радиальными двигатели Райт R-1820-G Cyclone мощностью 912 л.с. и были известны как A.W.27A Ensign Mk II. С окончанием войны авиалайнеры были утилизированы. Всего было построено 14 авиалайнеров A.W.27.

A4b.jpg

1945 - C германского ракетного полигона в Пенемюнде был осуществлен первый успешный испытательный пуск ракеты "A-4b" - крылатой версии ракеты дальнего действия "A-4"/SS-1/Scunner (попытка первого испытательного пуска баллистической ракеты 27 декабря 1944 г. была неудачной - отказ двигателя на старте). Максимальная высота подъёма ракеты составила 80 км, максимальная скорость полета составила 4320 километров в час, при входе в атмосферу оторвалось одно крыло ракеты. Расчетная дальность ракеты составляла 600 км.

Этот день в авиации. 24 января

1946 - В январе начались лётные испытания истребителя Ла-9, лётчик-испытатель Александр Андреевич Попов.

Этот день в авиации. 24 января

1950 - Первый полёт Nord 1601. Это экспериментальный самолёт, разработанный французской фирмой Nord Aviation. Под обозначением Nord 1601 компания Nord спроектировала одноместный самолёт с двумя турбореактивными двигателями для исследования аэродинамической способности и эффективности стреловидных крыльев и соответствующих устройств для увеличения подъёмной силы. Самолёт N.1601 являлся свободнонесущим среднепланом со стреловидностью передних кромок крыла 33 градусов. Механизация крыла включала в себя элероны, интерцепторы, предкрылки и закрылки. Самолёт имел стреловидное оперение, убирающееся трехопорное шасси и два турбореактивных двигателя Rolls-Royce Derwent 5 тягой 1814 кгс. Пилотская кабина была оборудована катапультируемым креслом Мартин-Бейкер и сдвигающимся фонарем. Варианту самолёта, являвшемуся всепогодным истребителем, было дано обозначение N.1600, но этот самолёт так и не был построен.

Этот день в авиации. 24 января

1950 - Первый полёт North American YF-93. Это дальний истребитель сопровождения, первоначально имел обозначение F-86C. Согласно требованиям руководства USAF, новый истребитель должен был сопровождать бомбардировщики SAC (Стратегическое Воздушное Командование) во время налётов па стратегические объекты на территории СССР. Самолёт получил заново спроектированный фюзеляж, который стал шире и значительно длиннее, кроме того были применены боковые воздухозаборники. Увеличение фюзеляжа позволило существенно увеличить запас топлива и довести дальность полёта до 3165 км. В носу самолёта планировалось разместить станцию SCR-720 и вооружение, состоящее из шести пушек калибра 20 мм. Предполагалась установка нового двигателя Pratt & Whitley J48-P-1 тягой 2834 кгс (3628 кгс в режиме форсажа), что позволяло достигать скорости в 1140 км/ч. Единственным неизменным элементом от F-86 осталось крыло.

Этот день в авиации. 24 января

1960 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (шт. Калифорния, США) был осуществлён второй испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15" №1(зав. №56-6670), аппарат пилотировал лётчик-испытатель Альберт Скотт Кроссфилд (Albert Scott Crossfield). "Х-15" был поднят самолётом-носителем NB-52 №008, взлетевшего с полосы RW04/22 авиабазы. Впервые для Х-15 была достигнута высота 20374 м и максимальная скорость 2685 км/ч. Посадка прошла благополучно.

Этот день в авиации. 24 января

1961 - Первый полёт пассажирского лайнера Convair CV-990 «Coronado».

Этот день в авиации. 24 января

1961 - Истребитель-бомбардировщик Су-7Б принят на вооружение, одновременно заданы разработки самолёта с улучшенными взлётно-посадочными характеристиками (Су-7БКЛ) и учебно-боевого самолёта (Су-7У).

Этот день в авиации. 24 января

1961 - Авиакатастрофа под Голдсборо. Стратегический бомбардировщик B-52G с двумя ядерными бомбами Mark 39 на борту разрушился в воздухе над Северной Каролиной. На высоте 10 000 футов(около 3300 м) пилоты потеряли управление. Экипаж начал покидать борт на высоте 9000 футов (2700 м), четыре члена экипажа успешно катапультировались, третий запасной пилот, не имевший катапультируемого кресла, сумел благополучно покинуть самолёт через верхний люк, один из членов экипажа катапультировался, но погиб при приземлении, ещё двое не смогли покинуть борт и погибли при крушении самолёта. Обломки бомбардировщика были рассеяны в полях недалеко от города Голсдборо на площади в две квадратные мили (5,2 км²). Термоядерные бомбы отделились от разрушающегося самолёта на высотах между 10 000 и 2000 футов (3000 и 610 м), у одной из бомб раскрылся парашют и она приземлилась практически неповреждённой, из рассекреченных в 1990-х годах документов стало известно, что помимо срабатывания парашютной системы отключились также три из четырёх предохранительных устройств, приводя бомбу в боевую готовность. Вторая бомба упала в болото и разрушилась, обломки ушли в грунт на значительную глубину. При поисковых работах найден ряд деталей, включая тритиевый резервуар и плутониевый заряд первой ступени, но раскопки пришлось прекратить из-за затопления места работгрунтовыми водами. Урановый сердечник и другие детали второй, термоядерной ступени остались на дне болота, инженерные войска США впоследствии выкупили участок радиусом 400 футов вокруг их предполагаемого местонахождения. Мощность каждой из двух бомб в 260 раз больше, чем у бомбы,сброшенной на Хиросиму. Если бы боевое устройство сдетонировало, под угрозой оказались бы миллионы жителей США. В зоне поражения могли оказаться ряд крупных городов Восточного побережья, такие как Вашингтон, Балтимор и Филадельфия. Лишь благодаря последнему из четырёх предохранительных механизмов бомбы — низковольтному переключателю — катастрофы удалось избежать.

Этот день в авиации. 24 января

1975 - Первый полёт прототипа многоцелевого вертолета SA-365C Dauphin-2 (F-WVKE) (компания Aerospatiale, Франция), на нём были установлены два двигателя Arriel-1A мощностью по 650 л. е. А двумя днями позже в воздух впервые поднялся SA-366, имевший уже два турбовальных двигателя Lycoming LTS-101 мощностью по 680 л.с.

Этот день в авиации. 24 января

1975 - Будучи в рабочем состоянии была сведена и затоплена в Тихом океане орбитальная станция "Салют-3"/ОПС-2 (изделие 11Ф71 №101-2). Станция отработала на орбите всего около 6-ти месяцев, запуск 26.06.1974 года. Это было сделано, для возможности работать со следующей станцией - "Салют-4". Наглядный результат ведомственной борьбы двух руководителей, Дмитрия Федоровича Устинова против Владимира Николаевича Челомея.

Этот день в авиации. 24 января

1978 - На территорию Канады упал советский спутник-шпион Космос-954, оборудованный ядерным реактором. 
Однако никакого «радиационного заражения» не было зафиксировано. Найден был один обломок в виде изогнутой закопченной трубы без признаков повышенной радиации. СССР выплатил США около $450 тыс. - половину стоимости потраченного ВВС США за горючее, сожженное при поисковых полетах.
Космос-954 — советский спутник морской космической системы разведки и целеуказания с ядерной энергетической установкой на борту серии УС-А. 
Спутник был оборудован бортовой ядерной энергетической установкой БЭС-5, известной также под кодовым названием «Бук», мощностью 3 кВт и ресурсом работы 1080 часов. Кроме того Установка имела гомогенный реактор на быстрых нейтронах и термоэлектрический генератор. Реактор работал на уране-235, общая масса которого при запуске составляла 30 кг. Сама установка имела массу около тонны. Космос-954 массой в 4300 килограмм был запущен с космодрома Байконур 18 сентября 1977 года, о чём был официально уведомлен Генеральный секретарь ООН.

Этот день в авиации. 24 января

1980 - Катастрофа вертолёта Ми-6 близ Нюрбы в Якутии. На высоте 2100 м произошел отказ поперечного управления вследствие выпадения во время полёта вертолёта болта из соединения качалки перед рулевым приводом.

Этот день в авиации. 24 января

1985 - В США (Мыс Канаверал) по программе STS 51C (первая миссия шаттла в интересах Министерства обороны США) запущен космический корабль “Discovery №3”, который пилотировали космонавты: командир Томас Маттингли (Thomas Mattingly, 3-й полёт), пилот Лорен Шрайвер (Loren Shriver, 1-й полёт), специалисты полета Эллисон Онизука (Ellison Onizuka, 1-й полёт), Джеймс Бачли (James Buchli, 1-й полёт) и Гари Пэйтон (Gary Payton, единственный). В тот же день на орбиту с борта корабля был выведен американский разведывательный спутник “Magnum-1”/ "USA-008". Посадка 27 января 1985 года.

Этот день в авиации. 24 января

1988 - Катастрофа Як-40 Приволжского УГА в районе Нижневартовска. По неизвестной причине произошло уменьшение тяги всех трёх двигателей в процессе взлёта непосредственно после отрыва от ВПП. 22 пассажира и 4 члена экипажа погибли, 5 пассажиров получили тяжёлые ранения и обморожения конечностей (один из них на вторые сутки скончался в больнице).

Этот день в авиации. 24 января
1988
 - На аэродроме ЛИИ в Жуковском состоялся 16-й испытательный полёт аналога корабля многоразового использования БТС-002. Аппарат пилотировали заслуженный лётчик-испытатель СССР Иван Иванович Бачурин и лётчик-испытатель 1-го класса Алексей Сергеевич Бородай.

Автоматическая посадка с высоты 4000 м. СОТН (МиГ-25 с бортовым N0578) пилотировал лётчик-испытатель Урал Назибович Султанов (продолжительность полёта 44 мин.), второй самолёт сопровождения - спарку Су-17 (бортовой N6119) пилотировал лётчик-испытатель Виктор Васильевич Заболоцкий (продолжительность полёта 38 мин.). Этим полётом закончился первый (испытательный) этап полётов на БТС-002.

Этот день в авиации. 24 января

1993 - Запуск КК «Союз ТМ-16», командир — Геннадий Михайлович Манаков (2-й полёт), бортинженер — Александр Фёдорович Полещук (1-й полёт).

«Союз ТМ-16» был первым и до сих пор единственным кораблём Союз, оснащённым нестандартной системой стыковки и пристыкованным не к основному модулю станции «Мир», либо модулю «Квант-1». На корабле впервые была применена система стыковки АПАС-89 (89 означает год разработки), представлявшая собой улучшенный вариант системы АПАС-75 (применявшейся во время миссий «Союз-Аполлон»). Эта система, в отличие от предыдущих, позволяла любому кораблю играть как активную, так и пассивную роль при стыковке. Данная система была разработана для обеспечения стыковки КК «Буран» к ОС «Мир». После прекращения в 1992 году программы «Буран» единственный построенный «Союз» с такой системой стыковки был использован для доставки основного экипажа на ОС «Мир». «Союз ТМ-16» был пристыкован к модулю «Кристалл». Впоследствии система АПАС-89 применялась в программе «Мир-Шаттл», в некоторых модулях МКС и стыковочной системе Шаттлов для стыковки с МКС. Ещё одной особенностью данной экспедиции был эксперимент «Знамя» по развёртыванию 20-метрового отражателя Солнца, доставленного кораблём «Прогресс М-15». При помощи этого отражателя планировалось изучить возможность применения таких отражателей для освещения больших наземных строек из космоса. Эксперимент прошёл неудачно — полностью развернуть отражатель не удалось.

Этот день в авиации. 24 января

1994 - В Космическом центре Куру (Французская Гвиана) произведён 63-й запуск РН серии «Ариан» с двумя спутниками, которые предполагалось вывести на стационарные орбиты. На этапе работы третьей ступени ракеты-носителя произошёл отказ, приведший к потере «ApиaH-44LP» и полезной нагрузки — турецкого спутника Turksat-1А и европейского спутника Eutelsat 2 F5.

Этот день в авиации. 24 января

2001 - В 7:28 (мск) на космодроме Байконур состоялся запуск ракеты «Союз-У». Через 12 минут после старта она вывела на расчётную орбиту беспилотный грузовой корабль «Прогресс М1-5», который должен доставить на станцию «Мир» топливо, необходимое для сведения её с орбиты.

Этот день в авиации. 24 января
2002 - Указ о создании Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» на базе ГНПЦ «Звезда-Стрела».
Этот день в авиации. 24 января
2006 - Ракета-носитель H-2A со спутником ALOS (Advanced Land Observing Satellite) на борту стартовала с космодрома Танэгасима в префектуре Кагосима на южном японском острове Кюсю в 10:33 по местному времени. Спутник вышел на расчётную геостационарную орбиту.

Этот день в авиации. 24 января

2010 - Авария Ту-154М с заводским номером 93A-971 произошедшая в аэропорту Мешхед. В происшествии были ранены более 40 человек, но никто не погиб. Экипаж самолёта Ту-154М иранской авиакомпании Taban Air, взятый в лизинг у авиакомпании Колавиа (RA-85787) выполнял рейс по маршруту Исфахан – Мешхед (Иран). На борту находилось 157 пассажиров и 13 членов экипажа.

Из-за ограниченной видимости в Мешхеде экипаж встал в зону ожидания, ожидая улучшения погодных условий. Во время нахождения в зоне ожидания одному из пассажиров стало плохо, и его состояние внушало серьезные опасения. Экипаж передал сигнал бедствия по медицинским показаниям и принял решение выполнить посадку при видимости 100 метров. Ту-154 при посадке ударился хвостовой частью о землю, после чего врезался в землю правой плоскостью, которая начала разрушаться. Также из-за этого авиалайнер занесло вправо и он выкатился на грунт, в результате чего разрушились шасси. При движении «на брюхе» вытекшее топливо воспламенилось, вызвав пожар, который охватил и уничтожил хвостовую часть. Расследование велось иранской комиссией с привлечением российских специалистов из Межгосударственного авиационного комитета и Когалымавиа. Виновником происшествия был назван российский экипаж, пилотировавший самолёт, который не имел права выполнять посадку при метеорологических условиях ниже минимума, даже при угрозе жизни одного из пассажиров. На следующий день после данного происшествия председатель Организации гражданской авиации Рза Нахчывани заявил о прекращении Ираном импорта самолётов Ту-154. А с 23 июля эксплуатация Ту-154 в стране была официально прекращена.

Картина дня

наверх