1861 - Пилот Thaddeus Lowe послал первое телеграфное сообщение с борта аэростата "Enterprise" (врученное президенту США), открывающее способ связи воздух-земля.
1886 -Первое фотографирование из аэростата изобретённым в России аппаратом. Первым таким фотоаппаратом был аппарат, изготовленный в 1886 г. активным деятелем фотографического отдела русского технического общества Вячеславом Измайловичем Срезневским. Аэрофотоаппарат имел постоянную фокусировку на бесконечность и был снабжен компасом для ориентирования по азимуту.
1914 - Продемонстрирован первый действующий автопилот конструкции Элмера Сперри. Демонстрация состоялась на авиационной выставке в Париже. Автопилот был установлен на летающей лодке конструкции Кертисса. Демонстрировал работу сын конструктора Лоуренс. В полёте Сперри включил аппаратуру и бросил управление, а техник начал ходить вдоль крыльев, но самолёт продолжал полёт на постоянной высоте и в заданном направлении.
1926 - Первый полёт британской дальней разведывательной летающей лодки Blackburn RB.1 Iris. Это был трёхдвигательный биплан деревянной конструкции с экипажем из пяти человек. Тем же летом эта большая летающая лодка прошла дальнейшие серьёзные испытания. По их результатам первоначальные двигатели Rolls-Royce Condor III мощностью 650 л. с. были заменены двигателями Condor IIIA мощностью 675 л.с., построен металлический корпус, и этот новый самолёт обозначен R.B.1A Iris II. Построено 5 экземпляров.
1932 - Первый полёт опытного образца французского истребителя-моноплана Девуатин D-500. В ноябре 1933 г. французское правительство приняло решение принять истребитель Девуатина на вооружение, причём строить параллельно два варианта - пулемётный как D.500 и пушечный как D.501. На серийных самолётах изменили конструкцию моторамы и переместили некоторые щели и воздухозаборники на капоте. Первый серийный D.500 взлетел с заводского аэродрома в Тулузе 29 ноября 1934 г. Всего заводы выпустили 360 истребителей семейства D.500/ 501/510, довольно много по меркам 30-х годов. "Девуатины" стали самыми массовыми истребителями французских ВВС в середине 30-х, составляя около 80% парка. На них летали шесть эскадр. Однако, уже с 1936-37 годов эти самолёты стали отставать от уровня стремительно развивавшейся истребительной авиации. В небе появились истребители так называемой "новой волны", с закрытыми кабинами, убирающимся шасси и совсем иной тактикой боя.
1933 - Первый полёт трёхместного самолёта-амфибии SEV-3, конструктор Александр Николаевич Прокофьев-Северский сам поднял в воздух свое детище. Испытания показали отличные скоростные качества машины. 8 ноября 1927 года Северский получил американское подданство, а в следующем году ему было присвоено звание майора ВВС США (в запасе). Успешное развитие дел было нарушено тяжелейшим экономическим кризисом, разразившимся в США в конце 1920-х годов. Среди тысяч обанкротившихся предприятий оказалась и фирма Северского. В очередной раз всё пришлось начинать заново. К началу 1930-х годов он разработал проект самолёта-амфибии. Для реализации замысла собрал вокруг себя несколько единомышленников, и в феврале 1931 года в Лонг Айленде (штат Нью-Йорк) появилась новая самолётостроительная фирма Северский Айркрафт Корпорейшн. Александр стал одновременно президентом, конструктором и лётчиком-испытателем. Главным инженером был его соотечественник талантливый авиационный специалист Александр Михайлович Картвели. В конструкторскую группу входили также инженеры М.Грегор и М.Бондар. Собственного производства новоиспеченная фирма не имела, и Северский заключил договор на изготовление самолёта с расположенным по соседству авиационным предприятием. Трёхместный самолёт-амфибия, названный SEV-3, был готов к лету 1933 года. Эта подлинно новаторская машина представляла собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным свободнонесущим крылом с работающей обшивкой. В отличие от других металлических самолётов того времени гофрированную обшивку крыла покрыли сверху гладкими металлическими листами. Это, наряду с хорошо обтекаемым фюзеляжем овальной формы, позволило заметно уменьшить аэродинамическое сопротивление. В результате по максимальной скорости амфибия, несмотря на большие подкрыльевые поплавки, не уступала самолётам с обычным колесным шасси.
1934 - Спроектированный Луи Короллером как транспортный, опытный самолёт Potez 560 совершил свой первый полёт. По большей части деревянной конструкции, самолёт представлял собой свободнонесущий низкоплан с профилем крыла, как у гоночного самолёта Potez 53, и с однокилевым вертикальным оперением. Он имел прекрасные аэродинамические обводы. Была построена небольшая серия из 16 самолётов для различных авиакомпаний.
1937 - Лётчики Валерий Павлович Чкалов, Георгий Филиппович Байдуков и штурман Александр Васильевич Беляков на самолёте АНТ-25 (РД) стартовали с Щелковского аэродрома в беспосадочный полёт из Москвы через Северный полюс в США (г.Портленд). Он пролетели 9130 км за 63 час. 25 мин.
1937 - Родился Виталий Михайлович Жолобов — советский космонавт, Герой Советского Союза(1 сентября 1976 года).
В 1959 году окончил Азербайджанский институт нефти и химии, потом служил в авиационной части. В 1974 году окончил Военно-политическую академию им. В. И. Ленина.
С 1963 года по 1981 год работал в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. В группе космонавтов — с 1963 года.
Виталий Жолобов с 6 июля по 24 августа 1976 года совершил полёт в космос вместе с Борисом Волыновым на космическом корабле Союз-21 к орбитальной станции Салют-5 в качестве бортинженера. Из-за плохого самочувствия В. М. Жолобова, заболевшего после ликвидации последствий аварии на борту, полёт был прерван через 49 суток.
В 1981 был уволен в запас из рядов Советской Армии с должности командира группы слушателей-космонавтов и инструктора-космонавта с правом ношения военной формы. В 1982 переехал в Киев.
С 1983 по 1987 работал заместителем генерального директора научно-производственного объединения «Маяк», избирался депутатом Киевского горсовета народных депутатов.
В 1986 — участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
В 1987—1991 — начальник аэрокосмогеологической партии в г. Ноябрьск Тюменской области РСФСР. В 1991—1992 — заведующий кафедрой филиала Института повышения квалификации Министерства геологии России. С 1993 — председатель Совета Героев Советского Союза г. Киева. В 1993 избран действительным членом Транспортной академии Украины.
В 1994 году избран в Херсонской области Председателем Херсонского областного совета — главой Херсонской областной администрации. Занимал эту должность до 1996 года.
С 12 июня 1996 года по 4 февраля 1997 года занимал должность заместителя Генерального директора Национального космического агентства Украины. С 1999 — председатель совета Киевской организации «Слава», с 2001 — президент Всеукраинского объединения «Слава».
С 11 апреля 2002 года является президентом Аэрокосмического товарищества Украины.
1937 - Состоялся первый полёт прототипа среднего транспортного самолёта, разработанный французской фирмой Bloch MB.160. Планировалось использовать самолёт как пассажирский, а так же как коммерческий и военный транспортный. Было построено три экземпляра самолёта.
1937 - Впервые поднялся в воздух прототип учебно-боевого самолёта De Havilland DH.93 Don с двигателем Gipsy King 1 и вскоре был показан на авиашоу в Хендоне. Вскоре фирма получила заказ на 250 машин. Второй Don (L2388) вышел из цеха в декабре 1937 года, а массовая продукция была намечена на весну следующего год.
1938 - Состоялся первый полёт Boeing 314 Clipper, машину пилотировал Аллен, вторым пилотом был Эрл Фергюссон, а роль бортинженера выполнял Билл Лундквист, конструктор двигателя GR-2600. Полёт показал, что путевая устойчивость и управляемость самолёта отвратительные: Аллен был вынужден поворачивать, давая левым и правым двигателям разные обороты, потому что руль поворота практически не действовал. С подобным явлением Эгтведт уже сталкивался, разрабатывая Модель-80, а коль скоро проблема та же, то и решение было аналогичным: классическое хвостовое оперение заменили двухкилевым. Управляемость улучшилась, но устойчивость всё равно оставалась неудовлетворительной, тогда оперение сделали трёхкилевым, установив жесткий средний киль (без руля поворота), повторяющий очертания первоначального.
1938 - В воздух поднялся Ju.88-V6 ((D-AQKD W.Nr 4946).) - прототип для серии. За ним последовали еще четыре опытных самолёта, которые были заказаны РЛМ для принятия окончательного решения о серии "шнельбомбера".
Ju.88-V6 отличался от предшественников, он был оснащён парой Jumo-211В-1, но трёхлопастные винты были заменены на четырёхлопастные, а перепроектирование шасси позволило сократить объём мотогондол. Основное шасси имело теперь стойки с гидравлической уборкой, с поворотом на 90°. Cамолёт был четырёхместным, взлётный вес возрос с 10000кг до 1025Окг. Оборонительное вооружение предусматривалось из трёх пулемётов МG-15, а бомбовая нагрузка в бомбоотсеке - до 500кг. После испытаний Ju 88V6 направили в учебную часть (там самолёт получил новое обозначение KD+ME). В учебной части он прослужил до 12 сентября 1944 года, когда был уничтожен.
1942 - Cвыше 100 фашистских самолётов совершили самую ожесточенную за всю войну бомбардировку Мурманска.
1956 - Приказом МАП на основании Постановления Совета Министров от 11 июня 1956 года самолёт Е-5 внедрён в малую серию на заводе №31 под названием МиГ-21(тип 65). Построено 10 экземпляров в 1957 году.
1957 - Заводской лётчик-испытатель Рафаил Иванович Капрэлян впервые осуществил полёт по кругу на вертолёте Ми-6 с двигателем ТВ-2ВМ (5 июня 1957 года Капрэлян впервые оторвал Ми-6 от земли). Вот выдержка из его отчета об этом полёте: "Перед отрывом от земли для висения машина как бы подсказывает лётчику момент отрыва. При увеличении мощности силовой установки вертолёт стремится перемещаться вперед - приходится удерживать ручкой на себя. С дальнейшим увеличением мощности машина уравновешивается без стремления вперед и этим даёт знать, что настал момент отрыва. При плавном взятии ручки "шаг-газ" на себя вертолёт плавно отрывается одновременно с трёх точек и уверенно висит с небольшим правым креном. При разгоне - тряска меньше, чем на Ми-4. При торможении - значительные вибрации передней части. Управление нормальное, несколько хуже в поперечном отношении. Во время первого полёта, который производился на высоте 200 м, с постоянным увеличением скорости до 120 км/ч: хорошая управляемость, летит плавно без вибраций, нос несколько поднят вверх (примерно 5°) и немного ухудшает обзор из кабины. Указатель скорости не был оттарирован и в строю с двумя Ми-1 показывал скорость на 20 км/ч меньше, чем на Ми-1, т. о. при первом полёте истинная скорость была 140 км/ч."
1959 - На Mirage IIIA пилот Мюзели установил рекорд скорости на замкнутом 100-километровом маршруте-1785 км/ч.
1959 - В Советском Союзе с с ракетного полигона Тюра-Там (с 1961 г. космодром Байконур) был осуществлён запуск ракеты-носителя "Восток-Л 8К72"/"Луна"/SL-3 с КА "Луна-2А" серии "Е-1А", сер. №5. Пятая попытка СССР попасть в Луну аппаратом серии "Е-1" закончилась аварией 2-й ступени РН на 153-й секунде полёта.
1960 - Вышло постановление СМ СССР №640-261, поручавшее ОКБ С.В.Ильюшина разработку противолодочного самолёта Ил-38.
1960 - Председатель ГКАТ Пётр Васильевич Дементьев подписал приказ № 238, в котором говорилось: "В целях быстрейшего оснащения ВТА транспортно-десантными самолётами согласно Постановлению СМ СССР № 601-246 от 1 июня 1960 г. приказываю: - организовать, начиная с 1961 года, на заводах № 64 Воронежского СНХ и № 84 Ташкентского СНХ серийное производство Ан-12; - прекратить, начиная с 1961 года, производство пассажирских самолётов Ан-10 на заводе № 64 и транспортно-десантных самолётов Ан-8 на заводе № 84 ...". В общей сложности вместо 215 "десяток" воронежцы выпустили 108: в 1957 году - 1, в 1958 году - 20, в 1959 году - 46, в 1960 году - 41. Они составили 26 серий: 16 по 3 машины и 10 по 6. Изначально запланированное количество Ан-10 так и не построили.
1962 - Образование НИИ 339, ныне Корпорация "Фазотрон-НИИР".
1963 - Осуществлён очередной 19-й испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15" № 3. Аппарат пилотировал летчик Роберт Росуорт (Robert Aitken Rushworth). Достигнута высота 68180 м при скорости 5694 км/час.
1965 - B-52 начинают бомбардировки Вьетконга и Северного Вьетнама.
1970 - Катастрофа вертолёта Ми-8, КВ Костин Н.Л.
Через 1ч 03мин полёта и после осмотра площадки с высоты 100 метров, экипаж с ПК-260° против ветра выполнил заход на площадку на высоте 30 - 35м и скорости полёта 30км/ч. На режиме снижения лётчики заметили падение оборотов несущего винта до 90%. Парируя стремление к развороту, лётчики приняли решение произвести посадку по вертикали. По докладу лётчиков резкого увеличения вертикальной скорости не наблюдалось, но с высоты 3 - 4м вертолёт увеличил вертикальную скорость. Взятием на себя ручки управления вертолётом и рычага «шаг-газ» лётчики уменьшили вертикальное снижение и поступательную скорость с одновременным приземлением вертолёта без фиксированного зависания.
Приземление вертолёта произошло с положительным углом тангажа на основные колёса с последующим опусканием носовой части вертолёта и зарыванием передней стойки в неровный песчаный грунт. В результате чего произошло разрушение узла крепления передней стойки и энергичное опускание носовой части вертолёта, удар лопастей несущего винта о балку и разрушение валом трансмиссии расходного бака и возникновение пожара.
После посадки руководитель полётов на площадке, увидев пожар и разрушение хвостовой балки вертолёта, немедленно выслал команду в количестве 5 человек для спасения экипажа и пассажиров. По телефону вызвал санитарную машину с медицинским персоналом.
Покидание горящего вертолёта экипажем и пассажирами происходило через сдвижные блистеры пилотской кабины. Дверь в грузовом отсеке была на фиксаторе. Четыре пассажира, все офицеры-лётчики, покинуть вертолёт не успели и погибли.
Причины ЛП:
1. Самопроизвольное уменьшение мощности левого двигателя, не позволившее произвести посадку по вертолетному.
2. Производство посадки на площадку с пересечённым рельефом местности, не обеспечивающей безопасное приземление вертолёта.
1975 - Беспосадочный перелёт Москва - Северный полюс - США (Сиэттл) по чкаловскому маршруту 1937 года; 9480 км за 10 ч 54 мин на самолёте Ил-62М. Руководство полётом Аэрофлот поручил заслуженному пилоту СССР, Герою Социалистического Труда Александру Константиновичу Витковскому, и экипаж в составе командира корабля Ю. И. Зеленкова, второго пилота И. И. Рязанова, штурмана В. К. Степаненко, бортинженера В. И. Кириллова в бортрадиста И. С. Клочко и бригады самых очаровательных стюардесс Шереметьево. Среди пассажиров были Г.Байдуков, А.Беляков и сын В.Чкалова - ИгорьЧкалов, приглашённые для участия в церемонии открытия монумента в честь исторического перелёта «Москва – Северный полюс – Северная Америка» 1937 г.
1976 - Катастрофа Ту-22Б в Казани. Погибли: КВС В.В. Шевцов, штурман В.Я. Кузьменко и бортрадист Ю.Т.Ребрик. Пожар в левом двигателе, вызванном нарушением герметичности топливной системы из-за отказа работы подкачивающего центробежного насоса.
1977 - Осуществлён первый испытательный полёт прототипа корабля многоразового использования "Enterprise" с экипажем. От самолёта-носителя Боинг-747 "Enterprise" не отделялся. В кабине челнока были Чарльз Фуллертон (Charles Fullerton) и Фред Хэйс (Fred Haise).
1979 - Первый радиотелескоп в космосе установили лётчики-космонавты СССР Валерий Викторович Рюмин и Владимир Афанасьевич Ляхов на КС "Салют".
1979 - Взлетел предсерийный прототип Т-8-3 (первая машина тбилисской сборки), лётчик-испытатель Егоров Юрий Алексеевич.
1981 -Первый полёт Lockheed YF-117A Nighthawk с авиабазы Groom Lake, штат Невада. Пилот Гарольд "Хэл" Фарли.
Первый полёт «стелса» решено было выполнить с отключенными системами повышения устойчивости, а чтобы самолёт можно было при этом пилотировать, его на время сделали статически устойчивым в продольном канале, заложив в носовую часть фюзеляжа балласт. При этом, однако, системы были полностью работоспособны и могли быть легко включены с помощью специально установленных в кабине переключателей. Это был драматический полёт, едва не закончившийся катастрофой. Сразу после отрыва пилот понял, что благодаря наличию балласта продольная устойчивость самолёта вполне терпима, но путевая оказалась значительно хуже, чем предполагалось. Будучи не в силах удержать машину, он вынужден был немедленно включить компьютеры, и остаток полёта прошёл более-менее нормально. Но дальнейшие полёты показали, что даже с работающими системами путевая устойчивость и управляемость все равно никуда не годятся, особенно при открытии створок отсеков вооружения или в случае отключения одного из двигателей. В итоге площадь килей на серийных самолётах пришлось увеличить на 50%.
1982 - Первый полёт совершил уменьшенный опытный самолёт М-21 Dromader Mini с двигателем PZL-3S мощностью 600 л.с.
1983 - В США по программе STS-7 с космодрома Cape Canaveral запущен космический корабль "Challenger" с астронавтами Робертом Криппеном (Robert Crippen, 2-й полёт), Джоном Фабианом (John Fabian, 1-й полёт), Фредериком Хауком (Frederick Hauck, 1-й полёт), Норманом Тагардом (Norman Thagard, 1-й полёт) и Салли Райд (Sally Ride, 1-й полёт) на борту. Первый в мире экипаж из 5 человек. Впервые женщина на борту американского корабля. В ходе полёта на орбиту выведены два спутника связи: индонезийский "Palapa-B1" и канадский "Anik-C2". Посадка корабля 24 июня 1983 года.
1990 - Угон в Турцию самолёта Ан-2 из аэропорта Измаил пилотом В.Лапиным. Жертв нет.
2002 - Впервые в истори беспосадочный кругосветный перелет на аэростате в одиночку, Джеймс Стивен Фоссетт на "Спирит оф Фридом" (США), 31,3 тыс. км.
2004 - Самолёт Ан-225 "Мрия" доставил из Праги в Ташкент самый тяжелый груз в истории авиации - 247 т., лётчик-испытатель 1 класса Моисеев Анатолий Захарович; 6 мировых рекордов. Это 4 трубоукладчика общей массой 241 т, а также погрузочное оборудование массой 6 т. для прокладки нефтепровода.
Свежие комментарии