1882 - Родился В.Н. Хиони, авиаконструктор. Его первый самолёт — двухместный моноплан с двигателем «Гном-Моносупап» мощностью 73,5 кВт участвовал в конкурсе военных отечественных аэропланов в Петербурге в 1912. В числе других его самолётов опытный двухфюзеляжный двухдвигательный биплан «Х.» № 4 (1916) и двухместный биплан «Х. » № 5 с двигателем «ФИАТ» мощностью 73,5 кВт (1923). Известный под названием «Конёк-горбунок», этот самолёт был выпущен в количестве 30 экземпляров и применялся для опыливания с воздуха сельскохозяйственных культур ядохимикатами (первый советский сельскохозяйственный самолёт) |
1885 - Создана первая в России кадровая воздухоплавательная команда, командир А. М. Кованько. Начало военнного воздухоплавания в России.
1907 - Шарль Вуазен начинает испытания самолета, сделанного для Леона Делагранжа. Он совершает прыжок в несколько футов, но фюзеляж распадается.
1909 - Организован студенческий воздухоплавательный кружок при Петербургском технологическом институте под председательством профессора П.С.Селезнева.
1916 - Родился Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель CCCР В.Г.Иванов. Работал инструктором в аэроклубе. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. С августа 1943 г. на испытательной работе в НИИ ВВС. Испытывал самолёты Ла и Як. Был ведущим лётчиком по испытаниям МиГ-19.
1918 - Президент США Вудро Вильсон издал приказ, требующий лицензии для гражданских пилотов и владельцев. Выдается более 800 лицензий.
1920 - Родился Алексей Макарович Смирнов (28.02.1920-07.05.1979). Советский актёр, Заслуженный артист РСФСР. Участник Великой Отечественной войны, Кавалер Ордена Славы 2-й и 3-й степени, Ордена Красной Звезды, Медалей «За отвагу» и «За боевые заслуги». На счету актёра - более шестидесяти фильмов. Ни в одном из них он не сыграл главной роли. С авиацией его связывает роль Макарыча - авиационного механика из кинофильма «В бой идут одни старики». Умер 7 мая в день выписки из больницы, узнав о гибели своего друга Леонида Быкова.
1921 - Родился лучший французский ас Пьер Анри Клостерман (Pierre Clostermann) (28.02.1921-22.03.2006). После поражения Франции Клостерман переправился в Англию, где в 1942 году окончил школу ВВС. Первое назначение он получил в 61 учебно-боевую эскадрилью, где прошел подготовку на самолёте "Спитфайр", после чего как сержант авиации был направлен в 341 эскадрилью Свободной Франции "Эльзас". 27 июля 1943 года в одном боевом вылете одержал свои первые две победы над FW 190. С 28 сентября 1943 года продолжает службу в составе 602 эскадрильи "Сити оф Глазго". С июля по ноябрь 1944 Клостерман работает в штабе ВВС. С декабря опять начинает летать в 274 эскадрилье 122 авиакрыла, где после короткой подготовки получает новый самолёт "Темпест" и должность командира звена "А". С 1 апреля 1945 он командир 3 эскадрильи, а с 27 апреля уже командует всем 122 авиакрылом. Войну закончил полковником авиации, в возрасте всего 24 лет. В общей сложности одержал 33 воздушные победы, из них 19 FW 190 и 7 Bf 109, кроме того уничтожил на земле ещё 30 самолетов. В течение трёх лет совершил 432 боевых вылета и налетал 2000 часов. 27 августа 1945 по собственной просьбе был уволен из авиации. Кавалер более 20 высоких наград, в том числе Офицерского Креста Почетного Легиона. На основании его дневников была написана книга "Большой цирк". По ней был снят фильм с таким же названием. Он также написал книгу "Огни на небе".
1934 - Первый полёт прототипа многоцелевого вспомогательного самолёта G.8 (компания Fiat-CMASA, Италия).
Работы по самолёту вела бригада конструкторов, руководимая инженером Джузеппе Габриэле. Первый полёт на прототипе самолёта номер ММ211 совершил Валентино Кус (Valentino Cus). В серийное производство самолёт поступил в следующем году и был выпущен в количестве 60 экземпляров
1938 - Тремя самолетами АНТ-6 (Н-170,171,172) под командованием пилотов А.Д.Алексева, П.Г.Головина и Г.К.Орлова с затертых льдами на Крайнем Севере ледоколов «Седов», «Садко» и «Малыгин» в Тикси было доставлено 184 человека
1940 - Летчиком-испытателем В.П. Федоровым успешно проведены испытания ракетопланера СК-9 (РП-318) конструкции С.П. Королева. Планер буксировался самолетом Р-5 на высоту 2800 м, отцеплялся и при горизонтальном планировании на высоте 2500 м. при скорости 80 км/ч включался ракетный двигатель.
1942 - Проведено испытание штурмовика Су-6(СА) с мотором М-71, летчик А.К. Долгов.
1943 - Первый полет истребителя Як-1м, в серии Як-3, летчик П.Я.Федрови Всего посторено 4848 самолетов, из них в 1944-45 4560.
1943 - Первый полёт прототипа поплавкового истребителя F4F-3S Wild Catfish (компания Grumman, США). После успешных испытаний Командование Флота США заказало партию в 100 самолётов. Однако после выпуска небольшого количества самолётов, контракт был завершен в связи с переломным изменением положения на Тихоокеанском флоте.
1945 - Обер-лейтенант Лотхар Зиберт, добровольно согласившийся на подобные испытания, стартовал на Bachem Ba.349 Natter. Самолет набрал высоту около 500 м, после чего фонарь кабины самопроизвольно открылся. Самолет перевернулся через хвост приблизительно на высоте 1500 м, после чего опустил нос и спикировал к земле. Последовал взрыв. Последующие исследования не установили причины аварии. Было только предположено, что фонарь кабины не был закрыт на старте, а после его открытия пилот потерял сознание.
Ba.349 - вертикально стартующий ракетный перехватчик для борьбы с бомбардировщиками антигитлеровской коалиции. Самолёт был оснащён одним ЖРД Walter HWK 509A (тяга 16,7 кН, время работы 4 минуты) и, поскольку тяги последнего не хватало, для вертикального взлёта использовали четыре сбрасываемых после взлёта твердотопливных ускорителя Schmidding 109—533 (тяга 11,768 кН, время работы 10 сек.). Старт производился с вертикальной направляющей мачты высотой 15 метров.
1945 - Первый полёт прототипа палубного истребителя XF15C-1(компания Curtiss, США). При проектировании и постройке самолёта фирма Curtiss выбрала поршневой мотор Pratt & Whitney R-2800-34W "Twin Wasp" с непосредственным впрыском воды и реактивного de Havilland-Halford "Goblin"I. Оба двигателя можно было использовать и поочередно, и одновременно, в зависимости от ситуации. Первый полёт выполнялся без запуска реактивного двигателя.
1945 - Первый полёт опытного экземпляра многоцелевого истребителя ХР-83 (серийный номер 44-84990) (компания Bell, США).
Поднял в воздух лётчик фирмы Bell Джеймс Вулэмс. Основа конструкции полностью осталась от истребителя Р-59, с некоторыми изменениями, касавшимися установки новых двигателей и увеличенного до 1500 галлонов объёма внутренних топливных баков (ещё два ПТБ на 250 галлонов можно было подвесить под крылом). Стандартный состав вооружения включал шесть 12,7-мм пулемётов с боезапасом 300 патронов, однако рассматривалась возможность установки четырёх 20-мм или 37-мм пушек. Один из проектов вообще включал батарею из 20 (!) пушек калибра 20-мм, но так и остался на бумаге. Оказалось, что доработки на пользу не пошли. Истребитель был по-прежнему тяжёлым в управлении, вяло набирал скорость и имел посредственные взлётно-посадочные характеристики. К тому же, из-за близкого расположения двигателей возникала угроза пожара в хвостовой части, поэтому на аэродроме постоянно дежурили несколько пожарных машин.
1946 - Первый полет самолета Рипаблик F-84 (P-84) «Тандэрджет», лётчик-испытатель В.Льен впервые поднял его в небо с авиабазы Мюрок. Он стал первым новым американским военным самолётов, взлетевшим после войны.
1947 - P-82B серийный номер 44-65168 пилотируемый Робертом Такером (Robert E. Thacker) и вторым пилотом Джоном Ардом (John M. Ard) совершил беспосадочный перелет от Hickam Field (Гавайские острова) до LaGuardia Airport (Нью-Йорк) покрыв расстояние 4968 миль за 14 часов 31 минуту 50 секунд при средней скорости 342 мили в час. Этот самолет, названный в честь жены Такера Betty Joe (Бетти Джо), для перелета был оснащен четыремя подвесными топливными баками под крыльями. Это был самый длинный перелет без дозаправки для истребителей с поршневым двигателем. Рекорд не побит до настоящего времени. К настоящему времени в музеях и частном владении сохранилось два P-82B, два F-82E и части фюзеляжа второго прототипа XP-82.
1954 - Первые рулежки по аэродрому на военно-воздушной базе Эдвардс в Калифорнии прототипа XF-104 истребителя с числом М-2 - Локхид F-104 «Старфайтер» (США).
1958 - Постановление СМ СССР № 1013/482 о прекращении работ над бомбардировщиком «98».
1959 - Первый полёт прототипа многоцелевого вертолёта SA.316 Alouette III (компания Aerospatiale, Франция).
Прототип вертолета, получивший обозначение Sud SE-3160 Alouette III имел закрытую кабину увеличенного объёма и значительно более сложное приборное оборудование. В кабине теперь могли разместиться лётчик и шесть пассажиров с багажом или шесть солдат с полной боевой выкладкой, или двое лежачих и двое сидячих раненых, а также груз в случае демонтажа сидений для пассажиров. На внешней подвеске вертолёт был способен перевозить груз массой до 750 кг. Динамические системы использовали от вертолёта Alouette II, но диаметр несущего винта несколько увеличили, вместо двухлопастного хвостового винта установили трёхлопастный. Силовая установка состояла из одного турбовального двигателя Artouste III мощностью 550 л. с. Шасси - трёхопорное, с носовой опорой.
1961 - Первый полёт лёгкого многоцелевого самолёта Cessna 336 Skymaster (компания Cessna, США). Это лёгкий многоцелевой двухмоторный самолёт, разработанный американской фирмой Cessna Aircraft Co., один из двигателей которого имел тянущий винт, а другой - толкающий.
1963 - Постановление Совета Министров СССР № 250-89 по разработке комплекса в ОКБ-52 МАП - началась разработка тяжелой противокорабельной крылатой ракеты П-500 «Базальт». ПКР «Базальт» является первой крылатой ракетой морского базирования со сверхзвуковой скоростью полёта и предназначается для борьбы с мощными корабельными группировками, включая авианосные. С 1975 г. комплексом «Базальт» были оснащены 10 подводных лодок проектов 675МК и 675МУ, на которых он заменил комплекс П-35. В 1977 году ПКР «Базальт» был принят на вооружение тяжёлых авианесущих крейсеров проекта 1143. В 1980-е годы комплексом вооружали ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант».
1966 - На УТС Т-38 погибли астронавты Чарльз Бассет (Charles Arthur Bassett II) и Элиот Си Sy (Elliott McKay See, Jr.). Оба готовились к полету на КК "Gemini-XI".
1972 - Начало летных испытаний дальнемагистрального самолета DC-10-20. В октябре 1968 г. был разработан проект дальнемагистрального самолета DC-10-20, которому позднее было присвоено обозначение DC-10-40. Этот вариант единственный в семействе самолетов DC-10, оснащенный двигателями фирмы Pratt & Whitney. Хронологически он оказался вторым вариантом самолета DC-10, приступившим к летным испытаниям 28 февраля 1972 г. В октябре 1972 г. он был сертифицирован, а в начале ноября авиакомпания "НортуэстЭрлайнз" получила первый самолет.
1973 - Авиационная катастрофа близ города Семипалатинска Казахской ССР (СССР) с самолётом Як-40, в результате чего погибли 32 человека.
Як-40 взлетел с ВПП Семипалатинского аэропорта, но поднявшись до высоты 100 метров, самолёт начал быстро снижаться и в 18:59 в 1457 метрах от торца полосы в 53 метрах левее её оси плашмя ударился о заснеженное поле. От удара самолёт подскочил вверх, но пролетев 50 метров снова врезался в землю и взорвался.
Так как объективные данные о режимах и траектории полёта Як-40 с момента взлёта и до его падения отсутствовали, то комиссия не смогла найти истинную причину катастрофы. Есть лишь два основных варианта:
На наиболее сложном участке набора высоты, когда убирались шасси, закрылки, фары и так далее, то есть был дефицит времени, стабилизатор самопроизвольно отклонился на пикирование, при этом экипаж из-за высокой занятости не смог сразу распознать появившийся дефект и своевременно исправить возникший момент. Нарушение психофизических функций летчиков, повлекшее за собой существенные отклонения от нормального процесса пилотирования. Также есть версия попадания в кабину пилотов снаряда из пушки БМП, двигавшейся в колонне с учений.
1981 - На заводе НАПО им. Чкалова завершено серийное производство самолета Су-15УМ.
1988 - В США завершен кругосветный перелет с четырьмя посадками на административном самолете «Гольфстрим» (37092 км за 36 часов 8 минут 34 секунды).
1989 - Катастрофа двух самолётов МиГ-21УМ, аэродром Учарал, летчики: замкомандира АП п/п-к Баландин А.С., командир АЭ м-р Виноградов А.В., замкомандира АП п/п-к Кращенко Н.П. и начальник ВОТП м-р Ивченко Н.
Выполнялся учебный маневренный воздушный бой между слоями облачности пары МиГ-21УМ против одиночного самолета МиГ-21бБИС в зоне пилотажа на удалении 10 - 20км от аэродрома. На маневре "Винт" пара вошла в облака, а когда вышли под облака в районе одиночной горы Улькен-Сайкан, то оказалось, что нижний край в этом районе был значительно ниже, чем в районе аэродрома, и высоты для вывода не хватило. Оба самолета столкнулись с горой, на которую легла облачность, лётчики погибли.
1994 - Воздушный бой над Баня-Лукой между истребителями ВВС США и штурмовиками ВВС Республики Сербской.
Это был единственный известный воздушный бой в ходе Боснийской войны, а также первый случай участия в боевых действиях в истории НАТО.
С апреля 1993 года НАТО проводила над Боснией операцию «Deny Flight», направленную на пресечение полётов боевой авиации враждующих сторон согласно резолюции Совета Безопасности ООН 816, дававшей право принимать для этого «все необходимые и соразмерные конкретным обстоятельствам и характеру полетов меры». Утром в понедельник 28 февраля 1994 года самолёт дальнего радиолокационного обнаружения E-3 засёк в районе Баня-Луки неопознанные летательные аппараты. На перехват были отправлены два американских истребителя F-16 (526-я тактическая истребительная эскадрилья «Black Knights»). Неопознанные самолёты оказались шестью штурмовиками J-21 «Ястреб» боснийских сербов, атаковавшими военный завод в Нови-Травнике. Штурмовики проигнорировали сделанное с E-3 двукратное предупреждение о необходимости покинуть запретную для полётов зону. Они продолжали выполнять боевое задание и сбросили бомбы на свою цель. После этого американские истребители атаковали их ракетами «воздух—воздух». У штурмовиков не было противовоздушного оружия, а малая скорость не позволяла уйти от сверзвуковых истребителей, поэтому все шесть «ястребов» стали лёгкой целью для F-16. Капитан Роберт Райт последовательно сбил три штурмовика. Затем пара F-16 прекратила преследование и взяла курс на авиабазу Авиано (Италия) по причине израсходования основной части топлива. Им на смену пришла другая пара F-16, которой удалось сбить ещё один штурмовик.
По итогам воздушного боя двум пилотам ВВС США были засчитаны в общей сложности четыре воздушные победы. Однако по сербским источникам было потеряно пять штурмовиков из шести (шестой «Ястреб» был повреждён), погибли три пилота - Ранко Вукмирович, Горан Зарич и Звездан Пешич. Это был единственный успех авиации НАТО в ходе операции «Deny Flight».
1998 - Первый полёт разведывательного БЛА Теледайн Райан «Глобал Хоук» (США).
2007 - Решение о создании Комиссии авиационной общественности (КАО) для обобщения и выражения общественного мнения о деятельности гражданской авиации России и содействия её эффективному и безопасному функционированию.
2014 - Модернизированный по программе ОКР «Рецензент» самолет Ил-20М совершил первый полет. Полет был выполнен с аэродрома ЛИИ им. Громова в подмосковном Жуковском, пилотировал самолет экипаж Заслуженного летчика-испытателя РФ, Героя России Николая Дмитриевича Куимова.
Свежие комментарии