1908 - Братья Райт получили патент на свой летательный аппарат
1916 - Родился летчик-испытатель Н.А.Замятин. В 1941 году окончил Тамбовскую военную авиационную школу лётчиков, в 1942 году – Липецкий учебный центр ВВС.
Участник Великой Отечественной войны: в январе-ноябре 1942 – лётчик 608-го бомбардировочного авиационного полка, в ноябре 1942-декабре 1944 – лётчик, старший лётчик и командир звена 137-го (с августа 1943 года – 114-го гвардейского) бомбардировочного авиационного полка.
Воевал на Карельском фронте.Участвовал в обороне Заполярья. Совершил 30 боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2.
Участник советско-японской войны 1945 года в должности заместителя командира авиаэскадрильи 114-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Забайкальском фронте. Участвовал в Маньчжурской операции. Совершил несколько разведывательных вылетов на бомбардировщике Пе-2.
С февраля 1946 года старший лейтенант Н.А.Замятин – в запасе. С августа 1946 года работал инженером в Лётно-исследовательском институте.
С 1947 года по 1971 год – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. Провёл испытания системы дозаправки на самолёте Ту-2 (в 1949 году), испытания турбореактивных двигателей: ВК-7 на Ту-4ЛЛ (в 1953 году), АЛ-7 на Ту-4ЛЛ (в 1955 году), ВК-3 на Ту-4ЛЛ (в 1955 году), АМ-3М на Ту-16ЛЛ (в 1955 году), ВД-7 на М-4ЛЛ (в 1956 году). Участвовал в испытаниях дальнего бомбардировщика Ту-4 (в 1948 году); в исследованиях баллистических характеристик корпуса будущей атомной бомбы (на Ту-4) (в 1948 году); в испытаниях опытного бустерного управления на самолёте Ju-388 (в 1950 году) и двигателя для опытного самолёта «152» (в 1958 году); в испытаниях автоматической системы захода на посадку и новой командно-пилотажной индикации.
В 1971-1989 годах работал в Лётно-исследовательском институте ведущим инженером.
1916 - Впервые в мире применение ракет с самолёта. Зажигательные ракеты И. Ле-Приера с пяти Nieuport-16 (Франция). Сбиты пять немецких привязных аэростатов. Nieuport 16С.1 был способен нести восемь ракет с электрическим запалом, установленных на подкосах крыла и наклоненных вверх.
1933 - (с 8 мая ) 1933 года, завершились Государственные испытания истребителя ДИ-4 на аэродроме НИИ ВВС. Для самолета выбрали новый двигатель - американский Кертисс "Конкверор" мощностью 625/700 л.с. ДИ-4 был выполнен по схеме подкосного высокоплана, в котором подкосы опирались на элементы шасси. Конструкция - цельнометаллическая, в основном дюралевая. Обшивка гладкая, тонкая, с редкими подкреплениями, что при недостатке опыта изготовления приводило к появлению хлопунов и неровностей. Крыло спроектировано в виде "чайки" для улучшения обзора из кабины пилота; ребра нервюр снаружи. Топливо размещалось в двух фюзеляжных баках общей емкостью 230 кг. Вооружение состояло из 4-х синхронных пулеметов ПВ-1 и одного кормового пулемета ДА на шкворневой установке. В противоположность обычной практике изготовление ДИ-4 длилось достаточно долго: сказывалась новизна конструкции и необходимость освоения технологии гладких металлических обшивок.
1937 - Начало серии из четырех женских мировых рекордов дальности и высоты полета без груза и с грузом 0,5 - 1 т экипажа П.Д.Осипенко на гидросамолете МП-1 с АМ-34
1939 - ГНПП "Базальт" разработаны и сданы на вооружение первые образцы авиабомб
1941 - Состоялся первый полёт учебно-тренировочного Г-28 "Кречет"; Н.В. Гаврилов.
1941 - Взлетел первый "Хаук" 87, это был английский "Киттихаук" I ("Хаук" 87А-2), а через неделю появился и первый P-40D. Это был P-40 c усовершенствованным мотором фирмы Аллисон серии "А" (военное обозначение - V-1710-39) с новым, более компактным редуктором. Для двигателя предусматривался так называемый "чрезвычайный" форсированный режим - в течение 5 минут сколько улучшились и высотные характеристики двигателя - взлетную мощность 1150 л. с. теперь можно было поддерживать (с 30-минутным ограничением) до высоты 3500 м.
Для этой модификации был создан новый фюзеляж - более низкий и узкий. Сохранилась лишь его общая компоновка. Ось винта за счет нового редуктора оказалась приподнятой, кабина глубже "ушла" в фюзеляж. Заметно увеличилась площадь боковых окон за местом пилота, что улучшило задний обзор. Из-за того, что винт немного сместился вверх, появилась возможность укоротить стойки. Мотор мог развивать мощность 1470 л. с. Иная компоновка мотора позволила сдвинуть вперед радиатор, в результате чего образовалась характерная массивная "борода". Но новый мотор вытеснил из-под капота пулеметы. Теперь вооружение - четыре крупнокалиберных пулемета - расположилось в крыле за пределами диска винта.
Вооружение из четырех пулеметов просуществовало недолго. Еще в феврале 1941 г. была внесена поправка в техническое задание, требовавшее установки не четырех, а шести пулеметов калибра 12,7 мм.
1944 - Постановление ГКО № 5946 о развитии реактивной авиации в стране. Ввиду отсутствия в нашей стране турбореактивных двигателей (ТРД) его результатом стало появление самолёта И-250 с комбинированной силовой установкой (ВК-107А плюс ВРДК), взлетевшего в марте 1945 года.
1944 - Постановления Государственного Комитета Обороны
№ 5942 « Об установке на самолет Як-3 второго пулемета системы Березина калибра 12,7 мм».
№ 5943 « О принятии на вооружение и организации производства бомбардировочных прицелов системы Деренковского».
№ 5945 « О создании авиационных реактивных двигателей».
Один из пунктов предписывал начальнику НИИ-1 П.И.Федорову и конструктору А.М.Люльке построить экспериментальный газотурбинный ВРД со статической тягой 1250кгс и предъявить его на заводские испытаний к 1 марта 1945 года. Так как в НИИ-1 производственной базы для создания ТРД не было, решением правительства на небольшом московском механическом заводе штампов и приспособлений № 165 развернули опытно-конструкторскую базу по изготовлению реактивных двигателей. В начале 1945 года на этом предприятии был изготовлен первый экземпляр экспериментального ТРД С-18, спроектированного группой А.М.Люльки. К сентябрю предполагалось построить и предъявить на летные испытания модификации истребителей Як-9, Ла-5 и Су-6 2ТК-3 с дополнительными ЖРД РД-1, разработанными В. П. Глушко в ОКБ НКВД при заводе № 16. При работе ускорителей на самолетах Як-9 и Ла-5 время набора высоты 5000 м должно было уменьшиться до трех минут, а максимальная горизонтальная скорость полета - возрасти до 780 км/ч на отрезке времени до трех минут.
№ 5947 « О создании дневных скоростных бомбардировщиков».
1945 - Родился авиаконструктор Н.Д.Таликов ("Ил")
1946 - В городе Даунсвью, впервые поднялся в воздух двухместный моноплан с тандемным расположением кресел и крылом с работающей обшивкой de Havilland Canada DHС-1 Сhipmunk, он был первым самостоятельным проектом компании de Havilland Aircraft of Canada Ltd. Опытный экземпляр был оснащен двигателем de Havilland Gipsy Major 1С мощностью 145 л.с. Опытные самолеты Сhipmunk получили обозначение DHC-1B-1. Такие же самолеты, но с двигателем Gipsy Major 10-3, стали называться DHC-1B-2. Большинство построенных в Канаде самолетов Сhipmunk имели выступающий обтекатель кабины. Для ВВС Великобритании строился самолет Сhipmunk , способный выполнять все фигуры высшего пилотажа. ВВС получили из Канады 735 самолетов, помимо 1014 машин, изготовленных в Великобритании. По соглашению, заключенному между компаниями de Havilland и OGMA, в 1955 г. для португальских ВВС было изготовлено по лицензии шестьдесят самолетов Сhipmunk .
1955 - Патрульный самолёт P2V «Нептун» (рег. номер 131515, 9-я патрульная эскадрилья ВМС США) был атакован советскими истребителями МиГ-15 над Беринговым проливом, после чего разбился на острове Святого Лаврентия, Аляска. Среди членов экипажа не было погибших, но все (или почти все) они пострадали. Инцидент произошёл в сложных метеорологических условиях, что затрудняет восстановление картины произошедшего. Видимо, с этим связано согласие СССР выплатить 50 % от затребованной американской стороной компенсации в 725 тыс. долларов.
1957 - (по 10 июня) 1957 года, второй опытный самолет Як-18А прошел заводские испытания, контрольные испытания в ГК НИИ ВВС - с 6 июля по 2 августа. Вторым опытным Як-18А стал переоборудованный серийный Як-18У № 1161003 (именно он проходил в документах как Як-20), на котором дополнительно установили гироиндукционный компас ГИК-1 и маркерный приемник МРП-48П. Это дало возможность летать в сложных метеоусловиях и производить слепую посадку. Выполненные на втором экземпляре доработки способствовали повышению эксплуатационной надежности самолета и упрощению его технического обслуживания. Самолеты Як-18А служили до начала 1980-х годов. 16 июля 1980 года вышел приказ по ДОСААФ о переобучении инструкторов на Як-52.
1957 - В пустыне недалеко от военно-воздушной базы Киртланд (в окресностях Альбукерки, штат Нью-Мексико) бомбардировщик Convair B-36 по ошибке сбросил мощную 10-ти мегатонная водородную бомбу (Марк-17). B-36 перевозил термоядерную бомбу с авиабазы Биггс на базу Киртлэнд в Нью-Мехико. При подлёте к конечной точке маршрута огромная бомба первого поколения... выпала из самолёта. Боеприпас упал в семи километрах от контрольно-диспетчерского пункта авиабазы Киртлэнд и всего в 500 метрах от склада ядерного оружия «Сандия» (На фото Марк-17 на выставке в музее Castle Air). При падении сдетонировало обычное взрывчатое вещество бомбы, которое в нормальных условиях инициирует детонацию плутониевого ядра. Однако ядерного взрыва не произошло. Но всё же произошёл неядерный взрыв. На месте падения бомбы образовалась воронка глубиной 3,7 метра и диаметром 7,6 метра с большим уровнем радиации.
1958 - Первый удачный полёт двухступенчатой крылатой ракеты "БУРЯ" ОКБ-301 под руководством С.А.Лавочкина состоялся 22 мая 1958 года (пятый пуск ракеты).
1958 - Поднялся в воздух опытный образец вертолета-амфибии S-62, за ним последовал 11-местный серийный вариант S-62A, оснащенный турбовальным двигателем General Electric CT58-110-1. Вертолет-амфибия Sikorsky S-62 был разработан на базе поршневого варианта S-55 и использовал систему несущего и рулевого винтов и другие агрегаты этого вертолета, установленные в новом герметичном корпусе. Вертолет S-62B был построен с несущим винтом аппарата S-58. Вертолет S-62C был выбран Береговой охраной США в качестве замены спасательного вертолета НН-34. Первые поставки вертолетов, названных HH-52 Seaguard, были сделаны в январе 1963г. Этот вариант, оснащенный двигателем CT58-GE-8 мощностью 932 кВт , заменил аппарат НН-3 Pelican. Вертолеты S-62 также экспортировались в Японию.
1959 - Вышло специальное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О подготовке человека к космическим полетам». По предложению С.П.Королева, «для такого дела лучше всего подготовлены летчики и, в первую очередь, летчики реактивной истребительной авиации. Летчик-истребитель - это и есть требуемый универсал. Он летает в стратосфере на одноместном скоростном самолете. Он и пилот, и штурман, и связист, и бортинженер...». В процессе первого отбора кандидатов в космонавты были рассмотрены документы на 3461 летчика истребительной авиации в возрасте до 35 лет. Из них для первичной беседы было отобрано 347 человек. В процессе бесед и амбулаторного медицинского обследования к дальнейшему медицинскому отбору было допущено 206 летчиков, которые проходили стационарное обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГ) в октябре 1959 - апреле 1960 годов. В дальнейшем из 206 летчиков, направленных в ЦВНИАГ, отказались от прохождения обследования 72 человека, отчислены по состоянию здоровья 105 человек. Из 29 летчиков, прошедших все этапы медицинского обследования с хорошими результатами, 20 человек были отобраны и зачислены первыми слушателями-космонавтами. 11 января 1960 года было принято решение о создании Центра подготовки космонавтов. Разместился он в 30 километрах от Москвы, в стороне от крупных промышленных объектов и оживленных транспортных магистралей, в Щелковском районе Московской области. В начале 1960 года были возведены первые здания ЦПК: профилакторий, учебный корпус, спортивный зал, плавательный бассейн. В марте 1960 года в Центр прибыли первые двадцать будущих космонавтов из числа военных летчиков, а через год состоялся первый в мире полет в космос Юрия Гагарина.
1959 - Принят на вооружение ЗРК C-75 "Десна" с ракетой В-750ВН
1962 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся очередной двадцать восьмой испытательный полет ракетного самолета X-15, № 1. Аппарат пилотировал летчик-испытатель Роберт Расуорт (Robert Rushworth). В ходе полета достигнута максимальная скорость 5551 км/ч и максимальная высота 30600 м.
1962 - Катастрофа Бе-10, пилотируемого ст. л-том Ю.Беловым, в качестве ее причины в документах значится ошибка в эксплуатации самолета.
1964 - Принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о начале работ в ОКБ-52 (Челомей) по созданию космоплана и ракетоплана.
1965 - Женский мировой рекорд высоты (динамический потолок) - 24336 м, Н.А.Проханова на Е-33 (МиГ-21У) ОКБ МиГ.
1967 - Совершил полет опытный экземпляр итальянского легкого многоцелевого самолета S.208, разработанный итальянской фирмой SIAI-Marchetti. Он имел убирающееся шасси, более мощный двигатель Lycoming O-540-E4A5 мощностью 260 л.с. и возможность установки в кабине пятого сиденья. Производство всех вариантов составило около 400 экземпляров за четыре года, в том числе 44 самолета S.208M. Этот военный вариант отличается от гражданского S.208 тем, что расположенная по правому борту дверь кабины может быть при аварии сброшена, и наличием второй двери, находящейся по левому борту фюзеляжа. Как гражданский, так и военный варианты S.208 имеют два запасных топливных бака, расположенных на концах крыла, и развивают максимальную скорость 320 км/час.
1969 - На селеноцентрической орбите в рамках программы "Аполлон" (Apollo) состоялись испытания лунной кабины в автономном полете с имитацией прилунения. Лунная кабина LM-4 "Snoopy" с астронавтами Т.Стафордом (T.Stafford) и Ю.Сернаном (E.Cernan) отделилась от корабля и перешла в автономный полет. В течение двух часов астронавты совершали полет в лунной кабине, отрабатывая элементы посадки на лунную поверхность. Минимальная высота полета над лунной поверхностью составила 15 километров. После завершения программы испытаний лунная кабина была вновь состыкована с кораблем. Затем космонавты перешли на борт корабля, и лунная кабина была вновь отстыкована и переведена в автономный полет по селеноцентрической орбите. Впервые на селеноцентрической орбите находились два пилотируемых аппарата.
1973 - Катастрофа самолета Ту-22К, КК командир отряда м-р Пирожков.
Метеоусловия: облачность 4 балла, высота нижней границы облаков 1500 м, видимость 10 км. Экипаж выполнял тренировочный полет днем в ПМУ по маршруту в боевом порядке полка на малых и предельно малых высотах в колонне отрядов с дистанцией 1000 м и превышением 20 м, отряды выполняли полёт в строю «клин самолетов» с интервалом 50м и дистанцией 60 м. Экипаж Пирожкова выполнял полет левым ведомым в седьмом отряде.
Через 1 час 15 минут на конечном этапе полета на высоте 900 м и скорости 650 км/ч, находясь левым ведомым в строю отряда, КК обнаружил разницу в выработке топлива, равную 2 т, между передними и задними фюзеляжными группами баков. На левый двигатель остаток составлял 5 т, на правый – 7 т. Через 1 час 16 мин 40 с полета командир корабля доложил ведущему отряда: «Отказала топливная автоматика, лампочки желтые, иду на втором баке». За 77 с до происшествия экипаж по команде ведущего перешел на ручное управление выработкой топлива и продолжал полет с набором высоты, при этом скорость уменьшилась до 620 – 600 км/ч.
На указанной скорости на высоте 900 м самолет непроизвольно и неожиданно для экипажа перешел в резкое кабрирование с покачиванием с крыла на крыло. Командир корабля полностью до упора отдал штурвал от себя, но самолет не управлялся. Продолжая кабрировать, самолет сделал полулетлю, и сваливаясь на левое крыло, перешел в беспорядочное падение. Через 30 с самолет упал на лес на удалении 59км юго-западнее г.Барановичи, взорвался и сгорел. Два члена экипажа катапультировались и благополучно приземлились, штурман корабля погиб.
По заявлению очевидцев, характеру разброса самолета при ударе о землю и срезу деревьев установлено, что самолет, вращаясь вокруг вертикальной оси, практически без поступательной скорости падал по траектории с углом наклона 75 – 80° и столкнулся с землей с небольшим левым креном и опережением на хвост.
Причины: потеря устойчивости и управляемости самолета и неуправляемый выход его на кабрирование с перегрузкой более 4 с последующим сваливанием самолета. Потеря устойчивости произошла из-за смещения центровки назад до значения 51% САХ (при допустимой 40% САХ) вследствие нарушения последовательности выработки топлива, вызванного отказом топливной автоматики.
1973 - Основано ФГУП "Организация "Агат", город Москва. Днем основания организации «Агат», ныне - ФГУП "Организация "Агат" считается 22 мая 1973 г. (в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 22 мая 1973 г. № 955рс, приказом Министерства общего машиностроения от 14 июня 1973 г. № 174с), когда оно выделилось из состава Центрального научно-исследовательского института машиностроения - головного предприятия по разработке жидкостных баллистических ракет дальнего действия и зенитных управляемых ракет. Основные направления деятельности: системные исследования экономических проблем, связанных с разработкой и производством ракетно-космической техники; технико-экономическое обоснование федеральных космических программ; проведение независимой экономической экспертизы проектов по ракетно-космической технике; анализ финансового и экономического состояния предприятий; научное и методическое обеспечение вопросов реструктуризации и конверсии ракетно-космической промышленности, инновационной деятельности организаций в условиях рыночной экономики.
1974 - Постановлением Правительства В.П.Мишин был освобожден от обязанностей начальника и главного конструктора ЦКБЭМ. На базе Центрального КБ энергетического машиностроения образовано НПО "Энергия". Директором и главным конструктором назначен В.П.Глушко. Ныне - РКК "Энергия" имени С.П.Королева.
1977 - Умер лётчик-испытатель В.И.Букреев (после аварии на МиГ-25ПУ 17 мая). На разбеге у МиГ-25ПУ сложилось носовая стойка шасси. В результате трения о бетон возник пожар. Сидевший в первой кабине В.И.Букреев получил сильные ожоги и вскоре умер, а командир экипажа Э.А.Лебединский остался жив и невредим.
1981 - Начались Государственные совместные испытания самолета Су-17МЗ (С-52)
1983 - Во второй половине дня неподалеку от "Новороссийска" упал в воду "Интрудер" - американский палубный штурмовик A-6 Intruder. Его экипаж состоит из двух человек. Летчики погибли. Полеты Интрудеров велись постоянно.
Самолеты прилетели парой и, как обычно, вытворяли пируэты над нашим кораблем. Первый вышел из пике, второй, следующий за ним, врезался в воду. Наши сразу же прекратили полеты, то ли в знак солидарности с несчастьем американцев, то ли, чтобы не травмировать душевно наших летчиков.
1991 - После почти 30 лет службы в Западной Германии, F-104 Starfighter совершил свой последний полет перед снятием с вооружения. Самолет получил прозвище "Widow-Maker" из-за своей жуткой аварийности. За все время эксплуатации F-104G в ФРГ разбилось 292 самолета, погибло 120 немецких и 8 американских летчиков.
1991 - В Арсеньеве заводской летчик-испытатель А И. Довгань выполнил первый полет на головной машине многоцелевого вертолета Ка-50 Черная Акула (№001, борт 018)
1999 - Совершил первый полет самолет ДРЛО EMB-145. EMB-145 ERIEYE - самолет ДРЛО, разработанный бразильской фирмой Embraer на базе гражданского транспортного самолета ERJ-145 с использованием активной фазовой импульсно-доплеровской РЛС ERIEYE шведской фирмы Ericsson Microwave Systems. Самолет предназначен для ВВС Швеции, Бразилии и Греции. Самолет предназначен для управления и наведения истребителей ПВО, управления полетов, электронного наблюдения, патрулирования границ и экономической зоны, обнаружения противозаконной активности и содействия в поисково-спасательных операциях. 360 градусная РЛС ERIEYE имеет максимальный дальность обнаружения целей - 450 км и типовую дальность обнаружения цели типа "истребитель" - 350 км. Разрабатывается так же модификация самолета EMB-145 RS (remote sensing aircraft) - самолет дальнего обнаружения, оборудованный РЛС с синтетическо-апертурной решеткой, электроно-оптическими сенсорами (инфракрасными и телевизионными) и мультиспектральными сканерами, системами радио и электронного перехвата.
2001 - Первый в России лизинг авиатехники, авиакомпания "Дальавиа" получила в лизинг Ту-214 Казанского АПО от Финансовой лизинговой компании (ФЛК)
2001 - Катастрофа Ан-12 Министерства обороны РФ (RA-12135) в районе Ржева.
Экипаж выполнял полет по маршруту Ржев - Моршанск. На борту находился груз - авиационный двигатель. Через 5 минут после взлета экипаж получил команду о наборе высоты 3900 м и подтвердил ее. На 7-й минуте полета самолет потерял управляемость на высоте около 2600 м и в штопорном положении упал в заболоченный лес в 3 км от деревни Мякотино Зубцовского р-на (около 42 км юго-восточнее а/д Ржев). Самолет полностью разрушился и погрузился в болотистый грунт, оставив воронку.
Рассматривалась версия об отказе двигателя с отсутствием перевода лопастей воздушного винта во флюгерное положение, что привело к увеличению крена, потере скорости и сваливанию.
2002 - Первый полет беспилотного ударного ЛА Боинг X-45А, США
2007 - Скончался Борис Васильевич БУНКИН (16.7.1922 — 2007), академик (1974), дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской (1980) и Государственных премий СССР и России, генеральный конструктор научно-производственного объединения «Алмаз» им. А. А. Расплетина, создатель зенитной ракетной системы нового поколения С-300П.
2008 - США произвели успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Минитмен-3», чтобы проверить надежность ее систем. МБР стартовала из шахты Базы ВВС США "Ванденберг" (Vandenberg, шт. Калифорния, США). Учебная боеголовка, преодолев 8,4 тыс. км (на 1,6 тыс. км дальше, чем обычно при подобных испытаниях), поразила цель близ острова Гуам в южной части Тихого океана.
2012 - C площадки SLC-40 Базы ВВС США на мысе Канаверал компанией SpaceX осуществлен пуск ракеты-носителя "Falcon-9" v1.0 003 с кораблем "Dragon COTS 2 DEMO" (полетное задание С2+). Это первый полет в истории коммерческого космического аппарата к МКС. Стыковка с МКС запланирована на 25 мая. Помимо корабля Dragon на орбиту были доставлены капсулы с прахом трехсот человек из 19 стран, родственники которых решили таким образом сохранить память о своих родных и близких спутником "Celestis-11" (New Frontier). Космические похороны организовала компания Celestis Inc. Стоимость одного захоронения составляет около 1 тысячи долларов.
Грузовая версия способна доставлять на орбиту до 4,2 тонны груза и возвращать до 3 тонн, а пилотируемая рассчитана на 7 астронавтов. Первый раз Dragon слетал 8 декабря 2010 года.
Свежие комментарии