1882 - Родился основатель первого в мире аэродинамического института Д.П.Рябушкинский.
Получил среднее образование в Московской практической академии коммерческих наук – учебном заведении, созданном в целях подготовки коммерческих кадров для торгово-промышленных предприятий России. Окончил Академию в 1901 с золотой медалью и званием кандидата коммерции.
В 1899, после смерти отца, братья Рябушинские унаследовали большие состояния. Старшие братья Дмитрия сразу же активно включились в финансово-предпринимательскую деятельность, а Дмитрий всецело отдался науке.
Эпоха всеобщего увлечения воздухоплаванием начала 20 в. не обошла и молодого Рябушинского. Он решил использовать свое состояние для создания научно-исследовательского учреждения соответствующего профиля. Профессора Н.Е.Жуковский и В.В.Кузнецов активно поддержали эту идею, и к концу 1904 в Кучино (подмосковном имении Рябушинских) вырос хорошо оборудованный Аэродинамический институт. Первоначальная программа Института включала экспериментальное изучение аэродинамического сопротивления, практические аспекты аэродинамики вертолетов и аэропланов, а также наблюдение различных слоев атмосферы. На устройство института Дмитрий Павлович израсходовал до 1905 100 тысяч рублей.
С 1908 по 1912 год учился в Московском университете. Дополнительную подготовку проходил на кафедре теоретической и практической механики, возглавлявшейся Н. Е. Жуковским, и в 1916 году Рябушинский получил степень магистра. С 1916 года — в должности приват-доцента университета вёл курсы теории упругости и аэродинамики. В 1916—1917 годах академическом году сделал три научных доклада в Московском математическом обществе.
В апреле 1918 года по просьбе Рябушинского Аэродинамический институт был национализирован (в 1921 году переименован в Московский институт космической физики и затем стал частью Государственного научно-исследовательского геофизического института). В октябре 1918 года после краткосрочного ареста Петроградским ЧК уехал в эмиграцию в Данию, в 1919 году переехал во Францию. Без французского гражданства, которое он не хотел принимать, продолжая считать себя русским, и сохраняя «нансеновский» паспорт русского эмигранта до своей кончины, Рябушинский испытал много трудностей. С 1923 года прочёл свыше десяти курсов лекций в Сорбонне, но лишь в качестве «приглашённого иностранного учёного».
Президент Русского философского общества и Ассоциации по сохранению русских культурных ценностей за рубежом. Опубликовал более 200 научных работ. Один из основателей Русского высшего технического училища во Франции: с 1931 года профессор этого училища, заведующий кафедрой теоретической механики.
В 1932 году за экспериментальные исследования получил премию А. Базена от Парижской академии наук, а в 1935 году был избран (по представлению Анри Вийя) её членом-корреспондентом.
Скончался Дмитрий Павлович Рябушинский в Париже 22 августа 1962 года.
В 1930—1933 годах учился в ВВИА имени Н. Е. Жуковского «по авиационным двигателям и ракетной специальности», где всерьёз заинтересовался ракетной техникой. Был направлен инженером в Реактивный институт (РНИИ, НИИ-3), работал в отделе баллистических ракет. По некоторым свидетельствам Костиков несколько раз встречался с К. Э. Циолковским в Калуге.
С 1936 года — начальник отдела по разработке жидкостных ракетных двигателей.
В ноябре 1937 года Костиков назначается исполняющим обязанности, а с 15 сентября 1938-го, после ареста ведущих сотрудников (В. П. Глушко и С. П. Королёва), становится главным инженером института, который в то время занимался разработкой и испытанием реактивных снарядов и установок для их пуска с земли и с самолётов.
19 февраля 1940 года сотрудники института А. Костиков, И. И. Гвай и представитель Главного артиллерийского управления РККА В. В. Аборенков получили авторское свидетельство на изобретение «механизированной установки для стрельбы ракетными снарядами различных калибров» за № 3338, ставшее основой для разработки будущей знаменитой «катюши». 17 июня 1941 года Костиков продемонстрировал членам политбюро, правительства страны и руководства НКО СССР работу установки залпового огня (УЗО), базировавшейся на автомобиле.
За день до начала войны, 21 июня 1941 года, И. В. Сталин принял решение о развёртывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки БМ-13 (УЗО) и о начале формирования соответствующих войсковых частей.
Уже 14 июля 1941 года секретное советское оружие (УЗО) приняло боевое крещение под Оршей под командованием капитана И. Флерова. Результаты были ошеломляющими. Двумя сериями залпов «Катюш» была полностью разрушена железнодорожная станция Орша и переправа через реку Оршица. С этого участка фронта гитлеровцы вывезли три эшелона убитых и раненых. Не менее важным было и огромное деморализующее воздействие ракетного оружия на врага.
28 июля 1941 года Президиум ВС СССР издал два указа о награждении создателей «катюши». Первым указом «за выдающиеся заслуги в деле изобретения и конструирования одного из видов вооружения, поднимающего боевую мощь Красной Армии» Костикову было присвоено звание Героя Социалистического Труда (под № 13). Вторым указом орденами и медалями были награждены ещё 12 инженеров, конструкторов и техников, в том числе орденом Ленина — соавторы Костикова по изобретению — И. Гвай и В. Аборенков.
После эвакуации в конце 1941 года в Свердловск институт под руководством Костикова (он был директором НИИ-3 с 1942 по 18 февраля 1944 года) занимался разработкой реактивного самолёта-истребителя с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Но в силу ряда причин объективного и субъективного характера крайне жёсткие сроки разработки нового типа самолёта не были соблюдены.
В начале 1943 года Костиков принял решение два первых экземпляра нового реактивного самолёта оснащать только жидкостным ракетным двигателем, а отстававший в разработке прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) с самолёта снять. Темпы создания самолёта ускорились, но характеристики его (скорость, скороподъёмность, дальность) резко снизились. К тому же Костиков совершил, принимая это решение, и серьёзную организационную ошибку (или подлог), не представив проведённые принципиальные изменения в тактико-технических данных и конструкции самолёта к оформлению постановлением правительства. В январе-феврале 1944 года правительственная комиссия, возглавленная заместителем наркома авиапромышленности А. С. Яковлевым, пришла к выводу о необходимости прекращения работ. А. Г. Костикова обвинили в обмане правительства, сняли с должности директора НИИ-3 и 15 марта 1944 года арестовали.
Почти год недавний герой находился в тюрьме (с марта 1944 по 28 февраля 1945 года). Однако предъявленные ему обвинения в шпионаже и вредительстве не подтвердились.
С 1 августа 1945 года и до конца жизни Костиков (НИИ-3 к тому времени уже закрыли) работал начальником бюро в одном из оборонных институтов (НИИ-24), где по-прежнему занимался разработкой новейших реактивных снарядов, высоко оцениваемых специалистами. В 1947 году Костиков непродолжительное время возглавляет представительство АН СССР в Германии.
5 декабря 1950 года Костиков скоропостижно скончался от инфаркта миокарда в своей квартире.
1904 - В осажденном Порт-Артуре применили привязной аэростат конструкции лейтенанта флота Лаврова, из которого корректировался огонь 12-дюймовых пушек русских броненосцев по японским позициям.
1910 - В Одессе открылся Первый Южный съезд воздухоплавателей
1920 - Родился летчик-испытатель Д.К.Ефремов.
Работая мотористом в КБ Камова выучился летать на вертолете самостоятельно, впоследствии стал шеф-пилотом КБ. Звершил заводские испытания Ка-10. Поднял в небо и провел испытания Ка-15, Ка-18, Ка-25. Погиб 28 августа при перелете винтокрыла Ка-22М.
1923 - Родился летчик-испытатель В.П.Васин.
В 1944 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, до 1947 года был в ней лётчиком-инструктором. В 1947 году окончил Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу (в городе Грозный), оставлен в ней лётчиком-инструктором (до мая 1951 года).
В 1953 году окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1959 году — Московский авиационный институт.
С 1953 года по 1980 год — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. Поднял в небо и провёл испытания: военно-транспортного самолёта Ан-8 (11 февраля 1956 года; вторым пилотом), второго и третьего экземпляра опытных сверхзвукового самолёта Е-50 (в 1957 году). 25 марта 1957 года впервые в стране достиг на втором экземпляре самолёта Е-50 скорости, соответствующей числу Маха, равному двум (то есть двум скоростям звука). Провёл: исследования по отработке посадки без двигателя и по выходу на динамический потолок на критических режимах полёта на сверхзвуковых истребителях МиГ-19, МиГ-21, Су-7 и Су-9; испытания опытных двигателей на сверхзвуковых самолётах Су-9, Су-11, МиГ-21 и СМ-12. Участвовал в испытаниях самолётов СМ-50, СМ-51 и Як-27В, провёл ряд испытательных работ на вертолётах Ми-1, Ми-4, Ми-8 и Ми-10. Провёл испытания жидкостного ракетного двигателя ЛДА3-00-0000 в режиме невесомости на самолёте Ил-28 (в 1956 году) и множество других сложных лётных испытаний.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, подполковнику Васину Валентину Петровичу 1 мая 1957 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С 1982 года генерал-майор авиации В. П. Васин — в запасе. Одновременно с лётной работой занимал руководящие должности: в 1964—1973 годах — заместителя начальника Лётно-испытательного центра Лётно-исследовательского института (ЛИИ) по лётной службе, в 1973—1982 годах — начальника Лётно-испытательного центра ЛИИ, в 1982—1991 годах — заместителя начальника Лётно-испытательного центра ЛИИ, в 1991—1995 годах — начальника Лётно-испытательного центра ЛИИ, в 1995—1998 года — заместителя начальника ЛИИ, в 1998—2003 годах — заместителя начальника Лётно-испытательного центра ЛИИ. Руководя Лётно-испытательным центром, возглавлял все аэродромные подразделения и службы Лётно-исследовательского института.
Жил в городе Жуковский Московской области. Умер 11 ноября 2010 года.
1927 - Первый полёт санитарного К-3 К.А. Калинина; М.А.Снегирёв. "Санитарка" - так окрестили машину конструкторы - строилась по заказу Российского Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Непосредственную разработку проекта вел А.Н. Грацианский, который держал постоянный контакт со специалистами-медиками. Требования к будущему самолёту предъявляли самые жёсткие: обеспечение срочной медицинской помощи больным и тяжелораненым непосредственно на месте их нахождения с дальнейшей транспортировкой в ближайшие лечебные пункты.
1928 - Начались испытания самолета-разведчика Р-5 Н.Н.Поликарпова, М.М.Громов
1929 - Окончание межконтинентального перелета Москва - Нью-Йорк; экипаж С.А. Шестакова на АНТ-4 «Страна Советов».
Созданный в КБ Туполева, он явился первым советским цельнометаллическим бомбардировщиком конструкции "свободнонесущий моноплан" с низкорасположенным крылом, гофрированной обшивкой и двумя размещенными на передней кромке крыла двигателями. АНТ-4 длиной 18 м с размахом крыльев 28,7 м был в то время самым большим цельнометаллическим самолётом в мире. Внутри фюзеляжа размещались бомбовый отсек, места для пилота и члена экипажа. Этот самолёт находил применение не только в боевых операциях, но и в гражданской авиации, на нём совершались экспедиции на Северный полюс.
1944 - (и 31 октября) массированный налет английских 1000 бомбардировщиков на Кельн.
1944 - В течение суток войска нацистской Германии произвели пуски 29 ракет "A-4"/SS-1/Scunner/ (Фау-2) по Лондону. Один из самых интенсивных обстрелов английской столицы.
1951 - Во время Корейской войны 21 B-29 Superfortress в сопровождении почти 200 истребителей различных типов были атакованы 44 МиГ-15 (по другим данным, последний налёт в октябре 1951 бомбардировщики B-29 совершили 28-го]). В результате боя советские лётчики сбили 12 В-29 и 4 F-84. Кроме того, многие „Крепости“ получили повреждения: практически каждый вернувшийся экипаж привёз убитых или раненых. Американцам удалось сбить всего один МиГ-15.
В историю ВВС США этот день вошёл как „чёрный вторник“. После него трое суток ни один американский самолёт не появлялся в зоне действия МиГов (по другим данным, уже 1 ноября в зоне действия МиГов появилась группа из 14 F-84). Лишь через месяц три В-29, прикрываемые „Сейбрами“, попытались вновь совершить налет в дневное время на переправы через р. Ялуцзян. Однако МиГи сбили все три машины (по другим данным, в период с 27 октября 1951 по 10 июня 1952 МиГи не сбили ни одного B-29).
1957 - Родился летчик-космонавт А.И.Лазуткин
1957 - В испытательном полете на опытном истребителе-перехватчике Т-43-1 В.С.Ильюшин достиг высоты 21500 м
1957 - Мировой рекорд грузоподъемности вертолетов - 12 т подняты на 2432 м, экипаж Р.И.Капрэляна на Ми-6
1961 - С Ту-95В (экипаж А.Е. Дурновцева) сброшена термоядерная бомба ("Царь-бомба", "Кузькина мать") на полигоне на Новой Земле. Самое мощное взрывное устройство за всю историю человечества. По разным данным имело от 57 до 58,6 мегатонн тротилового эквивалента. Дефект массы при взрыве достигал 2,65 кг. Полная энергия взрыва оценивается в 2,4·1017 Дж.
В группу разработчиков входили А.Д. Сахаров, В.Б. Адамский, Ю.Н. Бабаев, Ю.Н. Смирнов, Ю.А. Трутнев и другие.
1964 - Лётчик-испытатель NASA Дж.Уолкер совершил первый полёт на экспериментальном летательном аппарате LLRV фирмы Bell, предназначенном для имитации прилунения.
1964 - На базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся очередной 36-й испытательный полет ракетного самолета "Х-15" № 3. Аппарат пилотировал летчик Милтон Томпсон (Milton Thompson). Максимальная высота подъема составила 25786 км при скорости 5009 км/ч.
1967 - Первая стыковка двух беспилотных КА "Космос-186" и "Космос-188" на околоземной орбите. Эти "беспилотные КА" на самом деле являлись космическими кораблями "Союз" в беспилотном варианте. Запущенные под псевдонимами "Космос-186" (корабль Союз" 7К-ОК(А), заводской номер 6) и "Космос-188" (корабль "Союз" 7К-ОК(П), заводской номер 5).
Буквы А и П в названиях кораблей означают "Активный" и "Пассивный" соответственно, по типу стыковочного узла, которым оснащён корабль.
1968 - Состоялся облет самолета Су-15, оборудованного двигателями Р13Ф-300, летчик-испытатель Е.С.Соловьев
1970 - в 02:09 UTC с космодрома Байконур, стартовый комплекс 90, осуществлен пуск ракеты-носителя "Циклон-2", которая в рамках программы создания противоспутниковых систем вывела на околоземную орбиту спутник "Космос-375" (04598 / 1970 091А). КА типа "И2П" выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 63 град.; период обращения - 112,4 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 538 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 2164 км.
Осуществлен перехват спутника-мишени "Космос-374". После сближения с мишенью перехватчик "Космос-375" взорван по команде с Земли.
1975 - Первый полёт стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95К-22. Этот самолёт-ракетоносец, получивший комплекс К-95-22 с УР Х-22, переоборудовался из Ту-95КМ.
В середине 70-х гг. было решено оснастить ракетами Х-22Н модернизируемые самолеты Ту-95КД и КМ. Самолет оснастили РЛС ПНА-Б, системой целеуказания "Курс" и тремя балочными держателями, использовавшими узлы БД-45. Было обновлено также РЭО и самолетное оборудование. Первый Ту-95КД начал дорабатываться в 1974 г., но пуски начались только в 1981 г., а комплекс Ту-95К-22 был принят на вооружение лишь в 1987г. Ту-95К-22 мог нести под фюзеляжем одну полуутопленную ракету и две - на подкрыльевых узлах (на снимке). В качестве нормальной нагрузки строевые Ту-22М и Ту-95К-22 могли нести одну, а максимальной - две ракеты. Три ракеты Х-22 на все типы самолетов подвешивались только в транспортировочном варианте это связано с трудностями перевозки ракеты. Для перевозки одной Х-22 требовался самолет АН-12 или одна железнодорожная платформа.Всего, по ориентировочным данным, было построено 60 самолетов Ту-22К, 370 Ту-22М, и переоборудовано 45 Ту-95К-22, выпущено не менее тысячи ракет Х-22 всех вариантов. Ракета Х-22 долгое время оставалась основным авиационным средством поражения средней дальности.
1981 - Запуск АМС "Венера-13" для мягкой посадки на Венеру
1985 - Первый полёт первого военно-транспортного Ан-124 (№01-07), выпущенного ОАО «Авиастар». Погиб в авиакатастрофе, произошедшей 6 декабря 1997 года в Иркутске.
1996 - День инженера-механика в РФ: Каждый год 30 октября свой профессиональный праздник в России отмечают работники инженерно-технических специальностей различных отраслей промышленности — это День инженера-механика. Начало празднованию положил приказ Главкома ВМФ от 1996 года. Но отсчет принято вести с 1854 года, когда на Российском флоте был образован корпус инженеров-механиков.
2000 - Умер Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель CCCР Борис Антонович Орлов. Поднял в небо и провел испытания МиГ-31М («051»). Участвовал в испытаниях МиГ-21Р, МиГ-21ПД, МиГ-25, МиГ-23, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31. Провел испытания МиГ-25Р на штопор. Установил мировой авиационный рекорд.
Свежие комментарии