На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Началось создание российской возвращаемой ступени ракеты с поворотным крылом

ФПИ

Фонд перспективных исследований принял решение о начале работ по созданию первого уменьшенного летного демонстратора российской многоразовой ступени ракеты «Крыло-СВ», сообщает «РИА Новости». Ступень после отделения от ракеты будет разворачивать крыло, включать турбореактивный двигатель и садиться на взлетно-посадочную полосу в режиме самолета.

Среди использующихся на сегодняшний день ракет только Falcon 9 и Falcon Heavy имеют многоразовую первую ступень — после отделения она садится на баржу в море или космодром с помощью своих двигателей. Благодаря повторному использованию ступеней себестоимость запусков существенно снижается. После того, как SpaceX показала применимость такого подхода (компания посадила уже почти 50 первых ступеней) и его преимущества, многие другие компании и государственные агентства заявили о разработке своих проектов частично многоразовых ракет.

Большая часть из них собирается повторить схему SpaceX с вертикальной посадкой исключительно за счет двигателей ступени, но российские разработчики решили вместо этого использовать схему с посадкой самолетного типа, которая применялась в закрытом проекте «Байкал». Она подразумевает, что первая ступень «Крыло-СВ» будет иметь жидкостный ракетный двигатель для ускорения ракеты, а также турбореактивный двигатель и крыло. После отделения от второй ступени первая ступень будет поворачивать крыло и включать турбореактивный двигатель, а затем садиться на аэродром. В качестве основного в ракете будет применяться метан-кислородный двигатель, который можно будет использовать для 50 полетов.

Кадр из передачи «Утро России», 2002 год / Skywalkers / YouTube

 

28 февраля Фонд перспективных исследований одобрил начало работ по созданию летного демонстратора ступени. Он будет иметь уменьшенный размер (примерно треть от полноценного), а также будет испытываться не вместе с ракетой, а сбросом с самолета. Ожидается, что испытания уменьшенного прототипа могут начаться в 2020 году, а полноценный первый полет ракеты с многоразовой ступенью состоится в 2023 году. Она будет способна выводить на солнечно-синхронную орбиту до 600 килограммов.

Недавно от частично похожего проекта отказался Boeing. Компания по заказу DARPA разрабатывала связку из многоразового космоплана и небольшой относительно его размеров второй ступени. Планировалось, что после выхода на большую высоту вторая ступень отделялась бы и продолжала полет на орбиту, а космоплан возвращался в атмосферу и приземлялся на взлетно-посадочную полосу.

Помимо реактивной посадки и посадки в самолетном режиме есть также третья схема, которая подразумевает возврат части ракеты на парашюте, а затем захват парашюта в полете с помощью вертолета. Rocket Lab и ULA планируют использовать этот метод для своих перспективных ракет Electron и Vulcan, соответственно. Главное отличие заключается в том, что Rocket Lab планирует возвращать всю первую ступень, а ULA будет отделять от ступени двигательный блок и возвращать только его, потому что на него приходится большая часть себестоимости первой ступени.

Григорий Копиев

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх