Авиаторы и их друзья

80 444 подписчика

Свежие комментарии

  • Николай Яковлев
    Большое  СПАСИБО !Этот день в авиац...
  • Господин Никто
    Господин НИКТО. Большое спасибо,Семён, за интересные материалы !Этот день в авиац...
  • Господин Никто
    Господин НИКТО.                                                                                            Большое сп...Этот день в авиац...

Этот день в авиации. 16 мая

Этот день в авиации. 16 мая
Этот день в авиации. 16 мая
1821 - Родился Пафнутий Львович Чебышёв — русский математик и механик, основоположник петербургской математической школы, академик Петербургской академии наук (адъюнкт с 1853 года, экстраординарный академик с 1859 года) и ещё 24 академий мира.
Чебышёв - «величайший, наряду с Николаем Ивановичем Лобачевским, русский математик XIX века». Он получил фундаментальные результаты в теории чисел (распределение простых чисел) и теории вероятностей (центральная предельная теорема, закон больших чисел), построил общую теорию ортогональных многочленов, теорию равномерных приближений и многие другие. Основал математическую теорию синтеза механизмов и разработал ряд практически важных концепций механизмов. В течение сорока лет Чебышёв принимал активное участие в работе военного артиллерийского ведомства (с 1855 года - действительный член Артиллерийского отделения Военно-учёного комитета, с 1859 года - действительный член Временного артиллерийского комитета) и работал над усовершенствованием дальнобойности и точности артиллерийской стрельбы, применяя для обработки результатов опытных стрельб методы теории вероятностей. В курсах баллистики до наших дней сохранилась формула Чебышёва для вычисления дальности полёта снаряда в зависимости от его угла бросания, начальной скорости и сопротивления воздуха при заданной начальной скорости.
 Своими трудами Чебышёв оказал большое влияние на развитие русской артиллерийской науки, на приобщение учёных-артиллеристов к математике. П. Л. Чебышёв умер 26 ноября (8 декабря) 1894 года за письменным столом. Погребён в родном имении, в селе Спас-Прогнанье (ныне Жуковского района Калужской области) в подклете храма Преображения Господня, рядом с могилами родителей...
Этот день в авиации. 16 мая
1911
 - Состоялся первый полёт самолёта Spin-II собранного Энтони Фоккером, фон Даумом и примкнувшего к ним Якобом Годекером.
От первого "паука" машина отличалась более широким использованием в конструкции стальных труб, наличием элеронов, хвостовым оперением с обычными навесными рулями и сильно упрощённой схемой шасси. Этот аппарат уже мог управляться перекосом плоскости крыла.

Этот день в авиации. 16 мая
1919 - Начало первого перелёта с Ньюфаундленда через Атлантический океан американского пилота Альберта Рида. Он совершил это на дальней летающей лодке Curtiss NC 4, которая называлась «Lame Duck» («Хромая утка») и могла садиться на воду. 
8 мая три самолета - NC-1, NC-2, NC-3, NC-4 взлетели со своей базы Рокавэй, расположенной неподалеку от Нью-Йорка и, пройдя Лонг-Айленд и Галифакс, благополучно достигли Трипасси-Бей на Ньюфаундленде. После осмотра и подготовки машин три лейтенанта стартовали с Ньюфаундленда и взяли курс на восток. Это произошло 16 мая. Первая половина перелета протекала вполне благополучно. Затем довольно круто ухудшилась погода. Экипаж NC-1 вынужден посадить машину в открытом океане и после шестичасового дрейфа по воле волн оставить ее, чтобы перебраться на подошедший корабль. NC-3 постигла почти аналогичная судьба: самолет сел в океане, однако Джон Тоуверс смог за двое суток достичь Азорских островов «вплавь»: он при работающих моторах самолета рулил по штормовому океану 200 с лишним миль.
Семнадцатого мая благополучно достиг Азорских островов экипаж А. Рида, пролетев без посадки 1380 миль за 15 часов. Таким образом, этот экипаж стал первым, перелетевшим Северную Атлантику в направлении из Америки в Европу.
Этот день в авиации. 16 мая
1929
- Начались государственные испытания АНТ-9 в НИИ ВВС. Машину пилотировал лётчик-испытатель Михаил Михайлович Громов, летнабом у него был инженер Евгений Карлович Стоман. Испытания шли до 28 мая. Отзыв НИИ был вполне положительным. Отмечалось, что самолёт устойчив, усилия на органах управления небольшие, тенденций к сваливанию и самопроизвольным разворотам нет. Хотя по своим данным АНТ-9 не полностью соответствовал техническому заданию (не выполнялись требования по скороподъёмности выше 1500 м, практическому потолку и дистанции разбега), общая оценка в отчёте НИИ звучала так: "Как по скоростям, так и по скороподъёмности самолёт АНТ-9 представляет собой очень хороший пассажирский самолёт и в некоторых качествах имеет несомненное преимущество перед лучшими заграничными аналогичными по мощности самолётами".
Этот день в авиации. 16 мая
1929
- Впервые поднялся в воздух Fairey Fleetwing - двухместный истребитель-разведчик, разработанный Marcel Lobel. На нём стоял двигатель Rolls-Royce F.XI (Kestrel I) мощностью 480 л.с. Перед комплексными испытаниями в июне 1929 года двигатель заменили на более мощный - Rolls-Royce Kestrel IIMS (630 л.с.). Машина смешанной конструкции. Вооружение состояло из одного синхронизированного 7.7-мм пулемёта Vickers и одного 7.7-мм пулемёта Lewis на задней хвостовой турели. В ноябре 1930 года на базе RNAS самолёт испытали на поплавках. После испытаний было решено поставить двигатель Hawker Osprey, но дальнейшие работы по самолёту прекратили.
Этот день в авиации. 16 мая
1930 - Первый полёт рекордного самолёта фирмы Bleriot Bl-110 Joseph Le Brix. К сожалению, из-за проблем с топливной системой первый полёт закончился вынужденной посадкой, но самолёт повреждений не получил. С 15 ноября 1930-го по 26 марта 1932-го машина установила три мировых рекорда, преодолев в общей сложности 58268 км за 467 лётных часов.

Pervajavsesojuznaja.jpg
1931
 - Открылась Первая Всесоюзная конференция по аэродинамике.
 
Pravda.jpg
1932
 - Сформирован авиаотряд им. газеты "Правда" для доставки матриц газеты в Ленинград, Харьков, Севастополь и Пятигорск. На снимке лётчики авиаотряда газеты "Правда". Слева направо сидят: Добрынин С.Д., Местон Б.Л., Янышевский А.И., стоят: Переселени В.И., Шевченко Т.И.
Этот день в авиации. 16 мая
1935 - В Нью-Йорке Д. У. Tomlinson и Дж С. Бартельс устанавливают 14 мировых рекордов скорости на Douglas DC-1.

Этот день в авиации. 16 мая
1938 - Первый полёт истребителя И-153 «Чайка» Николая Николаевича Поликарпова, лётчик-испытатель Александр Иванович Жуков.
tskb30
1938
 - Первый полёт рекордного самолёта ЦКБ-30 «Москва». Пилотировал самолёт лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки.
В конструкцию самолёта в отличие от серийного ДБ-3 были внесены изменения – доработан фонарь кабины штурмана, снято вооружение, а взамен него в бомбоотсеке и кабине стрелка установлены дополнительные топливные баки. Общий запас топлива обеспечивал беспосадочный полёт дальностью свыше 8000 км. Кабины лётчика и штурмана оснащались наиболее совершенным в то время пилотажно-навигационным и радиосвязным оборудованием, а также необходимым запасом жидкого кислорода с соответствующим комплектом кислородных приборов. 27 – 28 июня 1938 года характеристики ЦКБ-30 «Москва» были подтверждены. Лётчик-испытатель В. К. Коккинаки и штурман Александр Матвеевич Бряндинский выполнили дальний перелёт на рекордном самолёте, приземлившись в городе Спасск-Дальний, недалеко от Владивостока. Расстояние 7580 км было пройдено за 24 часа 36 минут при средней скорости 307 км/ч, и это был мировой рекорд скорости. 28 апреля 1939 года лётчик В. К. Коккинаки и штурман Михаил Харитонович Гордиенко на самолёте «Москва» совершили новый рекордный полёт в США. Менее чем за сутки, за 22 часа 56 минут, они преодолели 8000 км (6515 км по прямой) со средней скоростью 348 км/ч. Для того времени это было выдающимся достижением.
Этот день в авиации. 16 мая
1940
 - Завершились госиспытания в НИИ ВВС КА самолёта СБ-РК N2/281(с 11 мая). Ведущим инженером по испытаниям был военинженер 2-го ранга Ефимов, ведущим лётчиком - полковник Александр Иванович Кабанов. Было совершено 10 полётов с общим налётом 7 часов 25 минут. Облёт самолёта выполнили лётчики-испытатели капитан Алексей Михайлович Хрипков, майор Пётр Михайлович Стефановский, капитан Александр Кузьмич Долгов, бригадный инженер Щербаков и майор Соколов.
Этот день в авиации. 16 мая
1945 - Постановления Государственного Комитета Обороны
№ 8592 « О мероприятиях по обеспечению сплава авиафанерной березы и авиационной сосны в навигацию 1945 года».
№ 8595 « О вывозе оборудования и материалов с немецких заводов в районе г. Берлин на предприятия Наркомавиапрома».
№ 8596 « О вывозе оборудования и материалов с заводов в районе г. Вена на предприятия Наркомавиапрома».
№ 8603 « О вывозе лабораторного оборудования и аппаратуры немецкого радиолокационного института фирмы "Гема" деревня Вальштадт (10 км юго-восточнее г. Лигниц)».
№ 8612 « О вывозе оборудования по производству авиационных бомб с завода "Карл Грау" в г. Фридрихсхаген».
№ 8621 « О вывозе в г. Москву лабораторного оборудования, физиологической и гигиенической аппаратуры и медицинских книг немецких институтов авиамедицины в г. г. Берлин и Адлерсдорф».
№ 8625 « О вывозе с завода фирмы "Дейче Муницион унд Ваффен" в пригороде г. Берлин - Витенау 1500 т алюминиевого сырья и 3000 т готовых алюминиевых изделий и с завода "Ферейнигте алюминиум Верке" в провинции Бранденб ург 3200 т алюминия и силумин».
№ 8646 « О вывозе оборудования по производству узлов к снарядам ФАУ-2 с завода "Варкиц верке", расположенного в лесу, севернее Кривитц".
sdb-63_2.jpg
1945
 - Завершились государственные испытания прототипа «63-2» скоростного дневного бомбардировщика ОКБ Андрея Николаевича Туполева СДБ. В отчёте отмечалось, что машина по своим лётным данным значительно превосходит однотипные отечественные и зарубежные самолёты, в том числе и "Москито". Был отмечен и ряд дефектов, наиболее серьёзным из которых признали недостаточный обзор штурмана. Самолёт не был рекомендован в серию, так как уже начинались испытания машины "68" (Ту-10), от которой ждали ещё более высоких характеристик.
 
Этот день в авиации. 16 мая

1946 - В Калининграде (ныне г. Королев) Московской области организовано НИИ реактивного вооружения (НИИ-88) МО СССР, (позже ЦНИИМаш РКА, ныне РКК «Энергия»).

Этот день в авиации. 16 мая

1947 - Постановление Совета Министров СССР No.1591-425 о запуске катапультных кресел в серийное производство. В связи с этим на заводе No.1 начали подготовку производства, были изготовлены специальные приспособления и стапеля. 24 июня 1947 года состоялось первое катапультирование парашютиста-испытателя Г.А.Кондрашова. Предварительно 19 июня был произведён облёт снаряжения Р.А.Стасевичем.

Этот день в авиации. 16 мая
1949
 - Совершил свой первый полёт опытный экземпляр ближнемагистрального пассажирского самолёта для местных авиалиний, разработанного английской фирмой Airspeed AS.65 Consul, а через год был получен заказ на первые 10 самолётов. Это был свободнонесущий цельнометаллический низкоплан с усиленным для обеспечения герметичности кабины фюзеляжем. Самолёт показал себя надёжной машиной и последовали заказы из-за рубежа. Несколько самолётов были закуплены Израилем во время Войны за Независимость. Они были переоборудованы в учебно-тренировочные самолёты для пилотов и штурманов транспортной авиации. В этой конфигурации самолёт мог вмещать до пяти обучающихся.

Этот день в авиации. 16 мая
1951
 - В воздух поднялся польский лёгкий наблюдательный самолёт Zuraw с уменьшенным взлётом и посадкой фирмы LWD, пилот Антон Шиманский. Испытания показали, что самолёт оказался перетяжелённым и мощность двигателя оказалась недостаточной. Вскоре все работы по проекту закрыли.
Этот день в авиации. 16 мая
1953 - Первый полёт совершил серийный многоцелевой учебно-боевой Hawker Siddeley «Hunter» F.Mk 1.
Этот день в авиации. 16 мая
1957
 - Первый пуск ракеты Р-2А. Ракета с подвижными животными (две собаки Рыжая и Дамка) и аппаратурой поднялась на высоту 210 км.
sr53-i.jpg
1957
 - Состоялся опытного образца английского экспериментального истребителя-перехватчика S.R.53. Внимание конструкторов самолёта привлекла двухдвигательная схема, сочетающая высокую экономичность турбореактивного двигателя с постоянными (независимо от высоты) данными ракетного двигателя. Однако уже в период проведения опытно-конструкторских работ было решено построить лишь два опытных образца самолёта - один для лётных испытаний двигателей (S.R.53 оказался первым и единственным британским самолётом с комбинированной двигательной установкой), а второй как экспериментальную машину в рамках разработки самолёта S.R.177, поскольку от серийного производства S.R.53 в качестве истребителя-перехватчика отказались.
Этот день в авиации. 16 мая
1958 - Первый мировой рекорд скорости, превысивший 2000 км/ч - 2259,18 км/ч. У.У. Ирвин на Lockheed F-104 Starfighter.
Этот день в авиации. 16 мая
1960 - Завершены войсковые испытания фронтового истребителя Су-7 в строевом полку ВВС.
Этот день в авиации. 16 мая
1963
 - Катастрофа вертолёта Ка-15, КВ к-н Кононов В.Н., штурман - старший л-т В.В. Таволжанский. День, СМУ. При полёте с аэродрома Шонгуй в полигон БП в паре на Н=400 м над Тюва-губой произошло разрушение несущей системы вертолёта. Штурман покинул падающий вертолёт, но из-за недостатка высоты парашют не раскрылся. Вертолёт пробил лёд и затонул на дне Тюва-губы. Экипаж погиб. Причина катастрофы - разрушение нижнего наконечника статической тяги управления лопасти несущего винта.

Этот день в авиации. 16 мая

1967 - Президент США одобрил применение А-12 над Вьетнамом (операция "Блэк Шилд). 17 сентября 1967 года был отмечен пуск по самолёту одной ракеты комплекса С-75. 23 сентября - еще один пуск. 30 октября по разведчику, который пилотировал Дэннис Салливан одновременно выпустили шесть ракет, три из них взорвались на относительно небольшом расстоянии от А-12. При послеполётном осмотре техники обнаружили небольшие пробоины в правой плоскости крыла и части "постороннего материала, вероятно, фрагментов боевой части ракеты." Насколько известно - это единственный случай поражения разведчика Келли Джонсона. Между 1 января и 31 марта 1968 самолёты четырежды летали над Вьетнамом и два раза - над Северной Кореей Первый полёт над Кореей совершил 26 января лётчик ЦРУ Фрэнк Мюррей, американцам требовалось прояснить ситуацию в КНДР после инцидента с судном-шпионом "Пуэбло", захваченным северокорейцами 23 января. Корея оказалась для А-12 слишком маленькой, Мюррей на развороте влетел в КНР, китайцы хотя и отслеживали разведчик радарами, ракет не пускали.
Этот день в авиации. 16 мая
1968 - "Super VC-10" британской авиакомпании ВОАС на регулярном рейсе из Чикаго и Монреаля совершает первую полностью автоматическую посадку в Лондоне.
Этот день в авиации. 16 мая
1972 - Катастрофа Ан-24Т в Светлогорске. Самолёт Ан-24Т 263-го ОТАП ВВС Балтийского флота СССР совершал инспекторский полёт с целью облёта радиотехнической аппаратуры, но через 15 минут после взлёта в сложных метеоусловиях зацепил деревья и рухнул на здание детского сада в Светлогорске. В катастрофе погибли 35 человек — все 2 пассажира и 6 членов экипажа на Ан-24 и 27 человек на земле (24 ребёнка и 3 работника детского сада). Экипаж военно-транспортного Ан-24Т авиации Балтфлота выполнил взлёт в сторону моря. Полёт должен был проходить визуально на высоте 500 м. Однако по докладу командира экипажа высота была 150 м. Затем экипаж сделал разворот над морем и пересёк береговую черту в районе Зеленоградска. После пролёта Зеленоградска самолёт был потерян РТС. Через 15 минут после взлёта самолёт вошёл в полосу густого тумана на недопустимо малой высоте. Затем он зацепил крылом верхушки сосен на обрывистом берегу моря, потеряв его часть. При этом истинная высота полёта составляла всего 42 м. Высотомер показывал высоту с ошибкой на 65 м.  Пролетев ещё 200 м, Ан-24Т рухнул на здание детского сада в жилом квартале и сгорел вместе с ним. Из находившихся в здании выжили лишь двое взрослых. Для жителей Светлогорска и Калининграда это было просто потрясение.Ради минимизации огласки в день похорон погибших были отменены электрички, и ограничено движение по автодорогам, соединяющим областной центр со Светлогорском. На кладбище собралось около 10 000 человек. В Светлогорске тогда столько населения не было.Уголовное дело по факту катастрофы не возбуждалось. Итогом внутреннего расследования министерства обороны СССР стал секретный приказ министра обороны СССР Андрея Гречко, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военнослужащих.

На месте трагедии просто была лужайка и стоял камень.В 1994 году на месте катастрофы была возведена часовня с табличкой: «Храм-памятник в честь иконы Богоматери „Всех скорбящих Радость“ построен на месте трагической гибели детского сада 16 мая 1972 года».

Этот день в авиации. 16 мая
1988
 - Катастрофа вертолёта Ка-27, аэродром Североморск-3, КВ л-т Николайчук Ю.В. ДСМУ. Экипаж выполнял тренировочный полет в облаках. При выполнении полётного задания на Н=600м штурман вертолёта к-н Быков А.В. доложил о занятии заданного эшелона и предупредил лётчика: «Не уменьшай скорость». Лётчик отдал ручку управления от себя для уменьшения угла тангажа вертолёта, при этом произошло увеличение скорости полёта с V=170 км/ч до V=175 км/ч. В дальнейшем, несмотря на увеличение угла пикирования, скорость не возрастала. Лётчик продолжал увеличивать угол тангажа, наблюдая за указателем скорости, при этом упустил контроль за углом тангажа и креном, тем самым вывел вертолёт в режим, превышающий лётные ограничения. Вертолёт столкнулся с землей и разрушился. Экипаж погиб.
Непосредственной причиной ЛП явился вывод вертолёта за пределы летных ограничений, что привело к схлестыванию лопастей несущих винтов в воздухе. Главной причиной ЛП является несовершенство измерения и индикации скорости полёта вертолёта при угловых пространственных эволюциях, приведших к ошибочным действиям лётчика в пилотировании вертолёта и выводу его за пределы установленных лётных ограничений.
Этот день в авиации. 16 мая
1991
 - Катастрофа самолёта Ан-8 (СССР-13330) КнААПО им Гагарина, аэропорт Иркутск.
Самолёт выполнял грузовой рейс. При заходе на посадку в а/п Иркутск-2 (Восточный) днём в простых метеоусловиях экипаж не выдержал глиссаду снижения, превысив предельно допустимые отклонения по высоте при пролёте БПРМ. Информация о ходе полёта со стороны диспетчера УВД на борт не поступала. Пролёт торца ВПП произошел на высоте 20 м. В конце выравнивания на высоте 5 м и удалении 300 м от торца ВПП бортмеханик, который находился на месте второго пилота в правом кресле, решив, что произойдет перелёт, вмешался в управление ВС и перевел РУД обоих двигателей за проходную защёлку земного малого газа. КВС на это отреагировал несоразмерным отклонением штурвала "на себя" и резким переводом РУД на увеличение режима работы. В результате произошло автоматическое флюгирование воздушного винта левой СУ. Самолёт перешёл в набор высоты до 20 м с уменьшением приборной скорости до 170 км/ч и свалился. В левом крене самолёт потерял высоту и уклонился от оси ВПП. Несмотря на все попытки, КВС не смог предотвратить разворот и кренение. Самолёт с большим креном (до 70°) столкнулся с землей на удалении 1526 м от торца ВПП и разрушился. Один служебный пассажир и один член экипажа погибли, три члена экипажа и один служебный пассажир получили ранения.Второй пилот перед полётом употреблял алкоголь (был отстранен от полётов, находился в грузовой кабине, на его рабочем месте находился бортмеханик).
Этот день в авиации. 16 мая
1997 - Первый полёт модифицированного дальнемагистрального грузового Ил-96Т с четырьмя ТРДД РW-2337, Заслуженный лётчик-испытатель СССР Станислав Григорьевич Близнюк.
Этот день в авиации. 16 мая

2000 - В России в рамках коммерческого использование с космодрома Плесецк был осуществлён первый демонстрационный запуск РН "Рокот". На околоземную орбиту выведены два немецких технологических ИСЗ массой 657,4 "Simsat-1" (EPN 813IP/003 (Iridium)) и массой 660,3 кг "Simsat-2" (EPN 813IP/007 (Iridium)) - макеты КА "Iridium". РН "Рокот" (14А04) была создана специалистами ГКНПЦ имени Михаила Васильевича Хруничева на базе конверсионной МБР РС-18/УР-100Н УТТХ/ SS-19 Мод.2/Stilleto. Ракета предназначена для выведения на низкие круговые и эллиптические орбиты малогабаритных космических аппаратов различного назначения. Высота ракеты (с разгонным блоком "Бриз-КМ" в качестве третьей ступени) - около 28 м, максимальный диаметр - 2,5 м, стартовая масса - около 107 т.

Этот день в авиации. 16 мая
2011
 - Из Космического центра имени Кеннеди (NASA Kennedy Space Center) осуществлён пуск космической системы многократного использования Space Shuttle (134-й полёт МТКК, программа полёта STS-134 с космическим кораблем OV-105 Endeavour (25-й полёт ОС). Это последний полёт шаттла "Индевор" и предпоследний полёт шаттла по программе "Спейс Шаттл".
Экипаж в составе: Келли Марк Эдвард - командир экипажа; Джонсон Грегори Гарольд - пилот; Фьюстел Эндрю Джей - специалист полёта; Финк Эдвард Майкл - специалист полёта; Шамитофф Грегори Эррол - специалист полёта; Виттори Роберто - специалист полёта.
Цель полета: Доставка на Международную космическую станцию и установка Магнитного альфа-спектрометра (Alpha Magnetic Spectrometer, AMS), доставка другого оборудования. Посадка КК 1 июня.

image
2015
- С российского космодрома Байконур (Казахстан) был произведён пуск ракеты-носителя "Протон-М" с РБ "Бриз-М" и мексиканским телекоммуникационным спутником "MexSat-1". На 497-й секунде полёта была зафиксирована нештатная работа двигателей третьей ступени ракеты-носителя. Авария произошла на высоте 161 км. Третья ступень, разгонный блок и космический аппарат практически полностью сгорели в атмосфере...

Картина дня

наверх