1908 - Орвилл Райт на Wright Flyer A установил рекорд продолжительности полета, продержавшись в воздухе более часа. Он также начал брать в полет пассажиров, в основном из комиссии, принимающей аппарат (самолет предназначался для армии).
1912 - А.В.Шиуков выполнил первый полет на своем самолете "Канар" ("Утка")
1913 - На Сырецком аэродроме города Киева в присутствии спортивного комиссара и комиссии русский военный летчик П.
Н. Нестеров на самолете Ньюпор-4 впервые в мире выполнил пилотажную фигуру, впоследствии названную петлей Нестерова (мертвая петля). Иногда можно встретить утверждение, что первым исполнителем этого трюка был французский пилот А. Пегу, даже приводится дата - 6 сентября 1913 г. На самом же деле А. Пегу продемонстрировал 21 сентября полет в положении вниз головой;Вот как описывает произошедшее сам П.Н.Нестеров в газетной статье ("Петербургская газета", 4 и 5 сентября 1913 года):
"...Получив недавно аппарат Ньюпор, сборки завода Дукс, и сделав на нем не более 10 часов полета, я решился, наконец, выполнить свою мечту. О своем опыте я никого не предупредил, хотя все знали, что я собираюсь сделать.
27 августа (9 сентября) вечером, привязавшись предварительно ремнем (тропом) к сидению, я поднялся на высоту 1000 м, с которой решил планировать.
Когда я последний раз посмотрел на анероид (прибор для определения высоты в виде часов), мне пришло в голову, что в случае неправильного поворота этот приборчик должен будет выпасть из кармана куртки, когда я буду лететь вверх ногами. Но ... я решил "рискнуть" им для большей убедительности.
Вот, собственно говоря, все, чем я рискнул, т.е. на 13 р. 50 к. казенным имуществом.
Было жутко только решиться, а как только я закрыл бензин, чтобы перейти на планирование, мне сразу стало легко, и я занялся своей работой.
Наклонив Ньюпор почти вертикально, я начал планировать, следя за высотой, чтобы иметь запас высоты на случай неудачи.
Примерно на высоте 600 м я начал выравнивать аппарат и, когда он начал переходить горизонт, открыл бензин.
Мотор очень хорошо заработал, аппарат полез в небо и начал ложиться на спину. Моя левая рука находилась все время на бензиновом кране, чтобы точнее регулировать работу мотора, хотя мне очень хотелось рукой опереться, как при спуске, о кожух. Одно мгновение мне показалось было, что я слишком долго не вижу землю, но... чуть больше потянув за ручку, я увидел землю. Закрыл бензин опять и, выровняв аппарат, начал планировать к ангарам. За все время этого 10-ти секундного полета я чувствовал себя так же, как при горизонтальном полете с креном градусов в 70-80, т.е. ощущаешь телом поворот аэроплана, как, например, лежа в поезде, чувствуешь телом поворот вагона".
1913 - Поднимается в воздух самое большое воздушное судно, созданное накануне Первой мировой - цеппелин LZ-18 (L-2). Он имел длину 158 м и объём 27000 кубометров.
1920 - В Киеве на базе третьего и пятого авиапарков создан авиационный завод, получивший название государственный авиазавод №12, в недавнем прошлом Киевский Государственный авиационный завод "Авиант". В январе 2010 года в связи с присоединением к АНТК им. О. К. Антонова завод был переименован в Филиал государственного предприятия «Авиационный научно-технический комплекс им. О. К. Антонова» — серийный завод «АНТОНОВ». В разные периоды своего существования разрабатывал и выпускал: пассажирский самолета К-1, планер «ГРИФ», самолет ХАИ-1, автожир 4-ЭА, пассажирский самолет ОКО-1, истребители Як-3, Як-9, геликоптер Г-4, вертолет Ми-1, самолет Ан-2, Ан-24, Ан-26 и Ан-30, самолеты Ан-72, Ан-32, Ан-124 «Руслан, Ан-225 «Мрия», Ту-334, Ан-70, Ан-32Б и Ан-32П, Ан-148, Ан-158.
В 2016 году «Антонов» не выпустил ни одного самолета, причиной является разрыв украинской стороной кооперации с Россией и прекращение закупки российских комплектующих.
1928 - Облетан польский одноместный спортивный самолет Orkan II.
Конструктор - поручик Tadeusz Grzmilas Самолет принимал участие в II Krajowym Konkursie Awionetek. Orkan II имел короткий разбег - всего 60 метров, а время сборки/разборки составляла 24,5 минут. Однако как для одноместного самолет был очень тяжелым, а из-за старого двигателя его ТТХ были недостаточными. Конструктор летал на нем время от времени до самого начала войны. В сентябре 1939 года самолет находился на заводе LWS в Люблине, где и был уничтожен во время очередного налета.
1929 - В Стэг Лэйне впервые полетел Прототип de Havilland D.H.80. Он был оснащен перевернутым двигателем de Havilland Gipsy II, который позволил улучшить передний обзор над носовой частью самолета и имел фюзеляж с обшивкой из клееной фанеры и плоскими боковинами, в котором размещался пилот (впереди) и два пассажира рядом в задней части кабины. С правого борта имелись две двери. Серийно самолет начал выпускаться в марте 1930 года под обозначением D.H.80А Puss Moth. Это был первый легкий самолет компании de Havilland, на котором использовался сваренный из стальных труб фюзеляж с полотняной обшивкой. Необходимо также отметить обтекатели амортизаторов главных стоек шасси, которые могли поворачиваться перпендикулярно к набегающему потоку и использоваться как воздушные тормоза. Другие изменения включали наличие по одной двери с каждого борта фюзеляжа и установку модифицированного двигателя Gipsy III мощностью 120 л.с.
1931 - В авиакатастрофе на многоцелевом разведчике-штурмовике Р-5 погибли лётчик-испытатель В.О. Писаренко и военный лётчик, кавалер трёх орденов Красного знамени П.Х. Межерауп. Экипаж выполнял инспекционный полёт в тяжёлых атмосферных условиях. В районе Брянска в тумане Р-5 зацепил верхушки деревьев. В результате катастрофы, оба лётчика погибли.
1940 - Первый серийный истребитель North Amereican NA-73 Mustang покинул сборочный цех. Самолет получил колеса от учебного самолета АТ-6 и не был оснащен двигателем. Он был предназначен для Британских ВВС и получил название Mustang Mark I.
1948 - Джон Дерри впервые в Британии превысил скорость звука на третьем прототипе D.H.108, оснащенном двигателем Goblin 4 с тягой 1701 кгс. Этот самолет отличался своей длиной, остроконечным носом и более обтекаемым фонарем кабины пилота.
1949 - Первый полет перехватчика "200" ОКБ С.А.Лавочкина
1949 - Образован Омский ОАО "Сатурн" (бывший Электротехнический завод им. К. Маркса). Предприятие по выпуску радиолокационной, радиоэлектронной аппаратуры для самолетов и наземных радиоэлектронных комплексов. Наивысший подъем производства завода приходится на 60 - 80-е гг.
1950 - Канадский "Бивер" фирмы "Де Хэвиленд" осуществил первое тушение пожара с воздуха. Событие произошло в районе озера Онтарио.
1952 - В Корее 18 МиГов 726-го ИАП перехватили группу самолетов THUNDERJET, устроив им настоящее побоище. Советские летчики уничтожили 14 и повредили два F-84. Это были, пожалуй, самые большие потери F-84за один вылет. Американцам удалось сбить три МиГ-15 (один пилот погиб).
1953 - Вышло Постановление СМ СССР, предписывающее ОКБ А.И.Микояна и П.О.Сухого разработать новые типы истребителей, расчитанные на большую сверхзвуковую скорость (МиГ-21, Су-7). В этот же день вышло Постановление о создании ТРД AM-11 и приказ МАП от 11 сентября "О создании фронтового истребителя с треугольным крылом конструкции т. Микояна", в котором, в частности, говорилось:
"В целях дальнейшего повышения летно-технических данных и освоения новой схемы истребителей Совет министров Союза ССР Постановлением от 9 сентября 1953 года:
1. Обязал МАП (т. Дементьева) и главного конструктора т. Микояна спроектировать и построить одноместный фронтовой истребитель с треугольным крылом, с одним турбореактивным двигателем AM-11 конструкции т. Микулина тягой 5000 кгс с дожиганием...".
1956 - Родился летчик-космонавт А.П.Арцебарский. Совершил длительный космический полёт с 18 мая по 10 октября 1991 в качестве командира экипажа транспортного корабля «Союз ТМ-12» и ОК «Мир» по программе 9-й основной экспедиции (ЭО-9) и программы «Джуно» (Juno). В стартовый экипаж входили С. К. Крикалёв и Х. П. Шарман. Стал 248-м человеком в космосе, 71-м из СССР.
1960 - Принят на вооружение комплекс К-20. Первый опытный Ту-95К поднялся в воздух 1 января 1956 года, а 6 июня 1957 года, с борта самолета-носителя был выполнен первый пуск КР Х-20. Несколько раньше, в марте 1958-го, в Куйбышеве начался серийный выпуск самолетов Ту-95К, продолжавшийся до 1962 года (построено 48 машин). В дальнейшем большинство этих самолетов было доработано в вариант Ту-95КД, сохранявшийся на вооружении до середины 80-х годов, после чего часть ракетоносцев переоборудовали в учебные Ту-95КУ, а остальные - утилизировали
1961 - Мировой рекорд высоты полёта для гидросамолетов - 14962 м; экипаж Г. Бурьянова на Бе-10. Рекорд не превышен.
1962 - Над территорией Китая около г. Наньчан сбит второй (после Пауэрса, сбитого в районе Свердловска 1 мая 1960 года) U-2.
1964 - Первый полёт истребителя-перехватчика Е-155П-1 (в серии МиГ-25П); П.М.Остапенко.
1964 - Совершил первый полет "Дублер" Ту-124А (Ту-134) Харьковского авиационного завода (бортовой номер СССР-45076), со старым горизонтальным оперением и салоном, рассчитанным на 64 пассажира. Вскоре выяснилось, что возросшие массово-геометрические характеристики машины требовали увеличения тяги двигателей. Ведь первоначально Ту-134 (Ту-124А) создавался с несколько меньшими размерностью и массой. Более глубокая проработка проекта по двигателю Д-20П-125 пятой серии позволила ОКБ П. А. Соловьева вскоре создать двигатель Д-30 с взлетной тягой 6800 кг.
1965 - Состоялся очередной 58-й испытательный полет ракетного самолета "Х-15" № 1. Аппарат был отделен от самолета-носителя В-52, стартовавшего с Базы ВВС США "Эдвардс" (шт. Калифорния, США), после чего был включен его двигатель. Максимальная высота подъема составила 29627 м при скорости 5686 км/ч. Аппарат пилотировал летчик Роберт Рашуорт (Robert Rushworth)
1967 - Первый рейс Ту-134 с пассажирами по маршруту Москва - Адлер.
1967 - Первый взлёт с грунтового аэродрома Ту-142, оснащённого воздушными винтами АВ-60П.
1969 - Начались государственные совместные испытания истребителя-бомбардировщика Су-17 (С-32).
1969 - Авиационная катастрофа в небе над округом Шелби в районе Индианаполиса, США. McDonnell Douglas DC-9-31 авиакомпании Allegheny Airlines с 82 людьми на борту выполнял пассажирский рейс из Цинциннати и снижался для захода на посадку в Индианаполисе, когда в его хвост врезался небольшой частный самолёт Piper PA-28-140 Cherokee, пилотируемый стажёром. От удара у меньшего самолёта разрушилась кабина, а большому снесло хвостовое оперение, после чего обе машины рухнули на землю. В данной авиационной катастрофе погибли 83 человека, что делает её крупнейшей в штате Индиана.
1971 - Сертифицирован Cessna 500 Citation I - первый бизнс-джет семейства Citation
1975 - В США в рамках продолжения дальнейших исследований планеты Марс с космодрома Cape Canaveral с помощью РН "Титан-3Е" (Titan) был осуществлен запуск АМС "Viking-2" (" Viking Orbiter-2"; "Viking Lander-2"). Программа полета включала, параллельный с АМС "Viking-1", поиск жизни на планете. Восьмой запуск американского КА для исследования Марса. Космический аппарат "Viking-2" состоял из орбитальной станции — искусственного спутника Марса и спускаемого аппарата с автоматической марсианской станцией.Автоматическая марсианская станция "Viking-2" функционировала на поверхности 1281 марсианский день и завершила свою работу 11 апреля 1980 года, когда вышли из строя её аккумуляторы. Орбитальная станция "Viking-2" проработала до 25 июля 1978 года, совершив 706 оборотов по орбите вокруг Марса, отправила почти 16 тысяч фотографий.
1976 - Катастрофа 2-х самолётов Ан-24РВ и Як-40.
Полет проходил выше слоя облачности при видимости более 10 км. Самолет Як-40 был направлен на нечетный эшелон 5700 м, предназначенный для движения в противоположном направлении (с севера на юг). Самолеты, следовавшие встречными курсами, лоб в лоб столкнулись в воздухе. При столкновении самолёт Ан-24 «отрубил» самолёту Як-40 хвостовое оперение вместе с двигателями. Погибли 5 членов экипажа и 47 пассажиров на Ан-24 и 38 человек, находившихся на борту Як-40.
Обломки затонули на глубине 500-600м в Чёрном море недалеко от Анапы в точке с координатами 44º 33' СШ и 37º 18' ВД. Во время поисковой операции найдены останки почти всех пассажиров самолёта Ан-24, остатки фюзеляжа Ан-24 и хвостовая часть самолёта Як-40. Фюзеляж и пассажиры самолёта Як-40 найдены не были.
Причина: ошибка служб УВД.
1978 - Запуск АМС "Венера-11"для мягкой посадки на поверхность Венеры
1986 - Состоялась выкатка из цеха первой опытной машины "В1" гидросамолета ОКБ Бериева А-40 Альбатрос.
1990 - Во время авиашоу на аэродроме Сальгаредо (60 км от Венеции) не вышел из петли и разбился Су-27. Погибли пилот Римас Станкявичус (участник космического проекта "Буран") и оказавшийся на месте падения член службы охраны оргкомитета авиашоу Сильвио Моретто. При выполнении вертикальной фигуры пилотажа был выполнен ввод в петлю на высоте, несколько меньшей расчетной. Выходя из петли, Станкявичюс почти выровнял самолет, однако справиться с возникшей просадкой машины по высоте уже не смог. Практически плашмя самолет коснулся земли. Заслуженный лётчик-испытатель CCCР Р.А. Станкявичус окончил Черниговское ВВАУЛ. Участник боевых действий в Египте в марте 1971-го - апреле 1972-го. Провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях. Участвовал в испытаниях МиГ-29 на штопор. За время работы освоил 57 типов ЛА.
1991 - Первый полет опытного самолета EMB-314 Super Tucano.
1994 - В США с космодрома Cape Canaveral по программе STS-64 осуществлен запуск корабля многоразового использования "Discovery №19" с астронавтами Ричардом Ричардсом (Richard Richards), Карлом Мидом (Carl Meade), Марком Ли (Mark Lee), Джерри Линенджером (Jerry Linenger), Сьюзен Хелмс (Susan Helms) и Блейном Хаммондом (Blaine Hammond) на борту. Полет по программе испытания экспериментальной установки лазерного зондирования LITE и работ с возвращаемым астрономическим спутником "Spartan 201".
Ракетоносец Ту-22М3 и Ту-134 выполняли совместный полёт по программе исследования состояния пограничного слоя при обтекании в полёте доработанного крыла Ту-22М3. При этом с идущего параллельным курсом на минимальном удалении Ту-134 велась съёмка на тепловизор в инфракрасном диапазоне процесса обтекания. Предыдущая съёмка в мартовском полёте оказалась неудачной из-за большого расстояния между самолётами.
В данном полёте экипаж Ту-134 лётчика-испытателя Павлова подошёл к идущему на автопилоте объекту съёмки на удаление 10 - 15 м, попав в зону критического сближения, при котором столкновение по законам аэродинамики практически неизбежно. Поздно осознав опасность, экипаж Ту-134 попытался отвернуть машину, но на высоте примерно 3000 м произошло столкновение двух ВС.
В результате у Ту-134 были значительно повреждены стабилизатор и киль и он рухнул на землю северо-восточнее Егорьевска, унеся жизни 7 человек. Экипаж лётчика-испытателя А.В. Махалина после столкновения сумел совершить посадку повреждённого Ту-22М3 на своём аэродроме.
2002 - Среднемагистральный грузопассажирский Ан-74ТК-300 получил сертификат лётной годности по нормам АП-25.
2002 - В Орландо (Флорида) официально представлена серия G550/G500 американского административного самолета фирмы Gulfstream.
2006 - На Бе-200ЧС (RF-21512) в двух полетах в ходе авиасалона Геленджик-2006 установлены мировые рекорды в классе С-3 (самолеты-амфибии): максимальная скорость полета по замкнутому маршруту протяженностью 500 км без груза; максимальная скорость полета по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км без груза; максимальная скорость полета по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км с коммерческой нагрузкой 1000 кг и 2000 кг.
2007 - Катастрофа вертолёта Ми-8 (RA-24258) летного исследовательского аэрогеофизического центра.
Экипаж вылетел в район р.Щучье (Воркутинский район). Из-за плохих метеоусловий аэродромный диспетчерский пункт аэропорта «Воркута» разрешения на вход в зону своей ответственности не дал и через 3ч полёта вертолёт развернулся обратно. В контрольное время экипаж на связь не вышел.
Через 11 дней на отметке 1313м (67° СШ, 66° ВД) на западном склоне горы Ханмей близ Салехарда, ЯНАО, были замечены обломки вертолета. Прибывшие на место спасатели обнаружили на месте ЛП 6 погибших членов экипажа.
Свежие комментарии